Лишение права собственности на земельный участок под мкд

Обновлено: 16.05.2024

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Рассмотрим ситуацию, когда земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. Земля соответственно находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники недвижимости в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. А также, в силу ст. 305 ГК РФ они имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

ТСЖ часто обращаются к нам как адвокатам в связи с несогласием решения органа власти по формированию земельного участка. Общее правило таково: собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке все действия органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также по разработке документации по планировке территории (ст.ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ). А как быть, если ранее уже состоялось решение о предоставлении земельного участка, например, для строительства или по договору аренды, или состоялось решение о проведении торгов по продаже земельного участка. Если права на земельный участок уже возникли у третьих лиц, собственники помещений в многоквартирном доме могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Ваша задача доказать в суде нарушение норм земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, норм жилищного законодательства РФ. Обязанность доказывания законности формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, в котором установлены границы земельного участка, является законным основанием для внесения изменений в сведения о таком земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Особо следует знать, что Федеральным Законом N 334-ФЗ предусмотрены Переходные положения:

  1. До 1 января 2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Данный кадастровый паспорт не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, содержащий его описание, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Уточнение сведений об указанном объекте недвижимости не требует повторной государственной регистрации права на этот объект (п. 10 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
  2. После 1 января 2013 г. кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (п. 11 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
    3. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (п. 12 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).

АКЦИЯ ГОДА


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Земельный участок образован в 2009 году для многоквартирной застройки, кадастровый номер присвоен. Дом построен и сдан в эксплуатацию в 2013 году. Однако земельный участок до июня 2018 года находился в собственности застройщика, право собственности прекращено в связи с отказом от права. С июня 2018 г. по настоящее время данные в ЕГРН о собственнике отсутствуют, вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом.

Перешел ли участок в собственность муниципалитета по факту отказа или в общедолевую собственность жильцам дома?

В Земельном кодексе есть норма, согласно которой при отказе собственника от права собственности на земельный участок в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, право собственности переходит в собственность соответствующего города федерального значения, в остальных случаях земельный участок поступает в собственность соответствующего муниципального образования, на территории которого таковой расположен.

Однако жилищное законодательство устанавливает, что земельный участок, образованный под многоквартирным домом, является общей долевой собственностью собственников помещений в данном многоквартирном доме. Если данный многоквартирный дом строился в соответствии с законодательством о долевом строительстве, то право собственности на земельный участок перешло собственникам квартир с момента регистрации права собственности на квартиру первого из них. Согласно закону государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Соответственно, отказ застройщика от права собственности не приводит к переходу данного земельного участка в собственность муниципалитета, поскольку на момент отказа право собственности на земельный участок уже не принадлежало данному застройщику.

ОБОСНОВАНИЕ

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 ЗК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе - земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Также в соответствии с пунктом 1.1 статьи 19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Согласно части 1 статьи 16 Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.05.2020) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) отношения, связанные с возникновением права общей долевой собственности участников долевого строительства на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ.

Так, пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц.

Отказ от права собственности на земельный участок относится к общим основаниям прекращения права собственности на имущество, предусмотренным статьями 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части второй статьи 236 упомянутого Кодекса отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

ФАС Северо-Западного округа указал, что "право общей долевой собственности на общее имущество жилого дома возникает с момента появления в одном доме нескольких собственников помещений, в общую долевую собственность которых земельный участок переходит с момента формирования и проведения в отношении его государственного кадастрового учета". Далее суд указал, что застройщик, не являющийся собственником каких-либо помещений в доме, не может быть и участником общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок. Заявление застройщика об отказе от права собственности на земельный участок фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 ГК РФ его права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать. С учетом изложенного ФАС Северо-Западного округа подтвердил, что отказ Росреестра в регистрации прекращения права собственности застройщика является незаконным. Аналогичную позицию ФАС Северо-Западного округа занял и по другому делу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2011 по делу N А56-95109/2009, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2012 по делу N А41-31970/11).


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

У нас квартира в двухквартирном доме. Соседи в 2005 году без межевания присоединили свою половину земельного участка к дому, а в 2013 продали квартиру вместе с землей. Есть кадастровый номер. Теперь мы продаем квартиру, но нашу половину земли оформить не можем, так как дом признан многоквартирным. Как оформить собственность на землю?

Поскольку дом признан многоквартирным (МКД), то собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом автора вопроса, образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении этого участка проведен государственный кадастровый учет, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД.

В случае если земельный участок, на котором расположен МКД, не образован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в МКД вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен МКД, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Доли всех собственников квартир признаются пропорциональными площади принадлежащих помещений, т.е. чем больше размер квартиры, тем больше и размер доли в праве на общее имущество в виде земельного участка.

Образование земельного участка, на котором расположен МКД, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые должны совершить необходимые действия, в том числе утвердить проект межевания территории, подготовить межевой план земельного участка и обратиться в Росреестр с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

С 30 апреля 2021 г. с заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, который необходим для определения границ образуемого участка под МКД, то образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Поэтому отсутствие проекта межевания территории, а также нехватка средств в местном бюджете не может являться основанием для отказа органов местного самоуправления в формировании земельного участка под МКД. Данная позиция также подтверждена и судебной практикой.

Следует учитывать, что государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество МКД, в том числе на земельный участок под ним, регистрируется без указания имен собственников помещений в МКД и размеров принадлежащих им долей в праве долевой собственности.

Таким образом, после того, как будет образован земельный участок под многоквартирным домом и придомовой территорией рядом с ним, автор вопроса будет продавать квартиру с пропорциональной ей долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (в том числе соразмерной долей на земельный участок, расположенный под МКД, и придомовой территорией рядом).

Земельный участок под многоквартирным домом является общим имуществом собственников помещений всех домов. Из этого правила следует простой вывод: судьбу участка могут определить только собственники на общем собрании. Однако, на деле часто именно права собственников ущемляют больше всего.

Нередко один земельный участок под многоквартирным домом по факту застраивается несколькими домами и после постройки домов возникает вопрос раздела территорий между ними. Технически для этого нужно провести кадастровые работы. Однако на сегодняшний день редкий многоквартирный дом в состоянии собрать какой-то бюджет — людям надо стать способными договариваться между собой.

В итоге кадастровые работы заказывает и оплачивает или застройщик, или крупный инвестор. Как следствие именно они определяют, где провести границы участков. В итоге интересы собственников квартир на земельный участок под многоквартирным домом могут нарушаться. Бывает, что внутри жилой застройки появляются участки под коммерческие объекты. Ситуацию усугубляют факты утверждения таких границы без согласия собственников.

земельный участок под многоквартирным домом

Земельный участок под многоквартирным домом: момент возникновения права.

В силу земельного законодательства в существующей застройке земельный участок под многоквартирным домом предоставляется в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ земельный участок под многоквартирным домом, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса (2004 г.) переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир под многоквартирным домом, если участок стоит на кадастре в границах. В случае если такой земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, на основании решения общего собрания любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы власти с заявлением о формировании такого участка.

С того момента как существовавший до 2004 г. земельный участок под многоквартирным домом встает на кадастр, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников квартир.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ любой земельный участок под многоквартирными домами принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок под многоквартирным домом: как делить

Верховный суд РФ считает, что разделить земельный участок под многоквартирным домом можно только с согласия всех собственников помещений в таких домах. Земельный участок под многоквартирным домом и его границы не редко становится предметом судебных разбирательств, особенно в Москве.

В любом случае земельный участок под многоквартирным домом по границам определяется с согласия всех владельцев помещений в жилом комплексе! Это обязательное условие межевания земельного участка. При отсутствии согласия спор разрешается судом.

Гражданская коллегия Верховного суда Российской Федерации сделала подобный вывод в деле № 5-КГ19-140, где жильцы 4-х корпусов оспорили межевание общего земельного участка, проведенного по инициативе 5-го. Суд отменил решения нижестоящих судов, признав распоряжение столичного департамента горимущества об утверждении проекта межевания недействительным.

К существенным обстоятельствам данного дела можно отнести следующее:

1) истцами выступили только 4 граждан — собственников помещений;

3) ограждение по границам выделенного участка препятствовало к проходу и проезду транспорта к другим корпусам, в результате межевание на участок одного из корпусов попало озеленение, предназначенное другим домам;

4) жилой комплекс строился как единая неделимая территория с двумя общими въездами (выездами) — с улицы Староволынской и с улицы Нежинской в городе Москве, детскими площадками, зелеными насаждениями, проездами (проходами) для всех жителей, собственников жилых и нежилых помещений;

5) межевание прошло публичные слушания, на которых истцы не участвовали, но решения общего собрания всех собственников всех с одобрением такого раздела участка не было.

В итоге судебная коллегия Верховного суда РФ вынесла решение, применив положения ст. 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок под многоквартирным домом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Отдельно обращу внимание на то, что нижестоящие нижестоящие, по отношению к Верховному, суды посчитали невозможность принять участия для истцов в публичных слушаниях по поводу определения границ земельных участков обстоятельством, не имеющим правового значения. Суды объяснили это тем, что граждане они все равно не повлияли бы на решение об утверждении проекта межевания квартала. То есть суды начали признавать, что органы власти вправе не учесть замечания, высказанные на слушаниях. Однако суды это использовали для того, чтобы ограничить права истцов.

По-моему мнению, вывод, что на слушаниях граждане все равно не могут повлиять на решение органа власти, должен быть наоборот использован в защиту собственников. Таким образом, никакими слушаниями публичная власть не может обосновать ограничение прав собственников на распоряжение своим имуществом. Раздел участка должен производиться только по решению общего собрания его собственников.

В этом плане Верховный суд в указанном определении, к сожалению, не был так однозначен и лишь указал, что формальное проведение публичных слушаний без уведомления о них жителей четырех корпусов дома не позволило выявить общественное мнение по вопросу формирования спорного земельного участка.

Для понимания отсутствия единообразия в судебной практике приведем относительно свежее Определение Московского городского суда от 12.05.2016, из которого видно, что определяя земельный участок под многоквартирным домом по границам через проект межевания территории, власти открыто пересматривают границы под существующим домом, игнорируя права и законные интересы собственников.

В данном деле собственники построенного в Замоскворечье в рамках московской программы сноса ветхого жилья многоквартирного дома защищали границы своего участка. Под строительство вышеуказанного жилого дома был выделен в границах земельный участок под многоквартирным домом. В 2007 году дом введен в эксплуатацию и земельный участок, на котором расположен дом, внесен в кадастр недвижимости.

Однако позднее в апреле 2014 года были проведены публичные слушания по проекту межевания квартала, куда входит дом, в котором проживают истцы. Представленный на публичные слушания проект межевания полностью игнорировал внесенный в государственный кадастр земельный участок под многоквартирным домом, разбивал его на отдельные части с различным функциональным назначением, лишая жильцов дома их придомовой территории. Данный проект был утвержден 12 августа 2014 года распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы.

Истцы ссылались, что в результате они были лишены парковочных мест, единственного въезда во двор и пожарного проезда. Однако суд сослался на то, что

  • земельный участок под многоквартирным домом был предоставлен по договору аренды, который прекратил свое действие,
  • и что площадь участка была определена с учетом дополнительной территории, необходимой для осуществления строительства, а для эксплуатации жилого дома земельный участок не формировался.

В итоге суды отказались защитить земельный участок под многоквартирным домом, указав, что участок является определенным только после утверждения проекта межевания квартала!

Земельный участок под многоквартирным домом: что правами застройщика на землю?

Суд указал, что Пунктом 26 постановления Пленума № 73 предусмотрено, что с момента
регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок. Возможные споры между прежним собственником земельного участка (арендодателем) и застройщиком (арендатором) не могут затрагивать права собственников помещений в
многоквартирном жилом доме на соответствующий участок.

При этом согласно пункту 8.1 статьи 13 Закона № 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 № 202-ФЗ) возникший в связи с заключением договора участия в долевом строительстве залог земельного участка, либо залог права аренды земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, построенный (созданный) с привлечением денежных средств участников долевого строительства, прекращается со дня осуществления государственного кадастрового учета указанного многоквартирного дома.

юрист по недвижимости

Земельный участок под многоквартирным домом: нарушения прав собственников застройщиками

Земельный участок под многоквартирным домом как проблема часто требует защиты еще до стадии завершения строительства и раздела участка.

Дополнительные жилые корпуса решено было достроить за счет уменьшения площади зеленых насаждений и отказа от части ранее запланированной окружающей инфраструктуры. В итоге на участке, где был запланирован ЖК, количество домов значительно увеличилось.

После скандалов с публикациями протоколов градостроительно -земельной комиссии Москвы выяснилось, что власть согласовала изменение параметров застройки в обмен на то, что застройщик покроет расходы бюджета на строительство городской инфраструктуры совершенно в другом районе. Тяжба по делу продолжается уже много лет.

В другом деле мы столкнулись столкнулись с тем, что титульный правообладатель воспользовался своим правом на преобразования участка. На землях университета были построены многоквартирные дома, и университет определил участки под домами с нарушениями права собственников. Стало это возможно в период существования в российском законодательстве понятия “временные участки”. Однако после очередных изменений участки стали “ранее учтенными” и очевидно, что только в суде собственники смогут защитить свои права.

Отмечу, что в отличии от остальных регионов, в Москве и области местная исполнительная власть намного сильнее федеральной, в первую очередь сильнее судов. Про законодательную власть как самостоятельную ветвь говорить не приходится.

В итоге, в случае с определением границ под многоквартирным домом, как и в случае с платой за изменение вида разрешенного использования, как и в случае с налогообложением с кадастровой стоимости с помещений в торгово-офисных центрах без определения их кадастровых номеров, московское законодательство явно противоречит федеральному и направлено на ущемление прав и законных интересов граждан.

Выход может быть как в оспаривании самих законов, так и в отстаивании своих интересов в узко направленных спорах.

Земельный участок под многоквартирным домом: как формировать?

Министерство строительства РФ выпустило указания, по которым нужно производить формирование земельного участка многоквартирного дома

Действовать ответственным органам необходимо в следующем порядке:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого участка (образуемых участков);

3) представить в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого участка (образуемых участков).

Формировать земельный участок под многоквартирным домом в границах нужно с учетом нескольких условий:

1) под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный участок;

2) границы образуемого участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном МКД и других домах;

3) границы образуемого участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в МКД, были расположены в них;

4) участок, а также смежные с ним участки должны отвечать требованиям статьи 11 Земельного кодекса;

5) в границы образуемого участка не рекомендуется включать земли или участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права, земли или участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования.

Также, производя формирование земельного участка многоквартирного дома, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности. В границы целесообразно включать землю под трансформаторными подстанциями, тепловыми пунктами, объектами инженерной инфраструктуры, в том числе сетями инженерно-технического обеспечения, коллективными автостоянками, гаражами, детскими и спортивными площадками, площадками для сушки белья, площадками для отдыха, площадками для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенных для обслуживания МКД.

Земельный участок под многоквартирным домом по размеру определяется исходя из:

1) площади МКД, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме;

2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади МКД, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в МКД, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам;

3) плотности застройки элемента планировочной структуры, в границах которого расположен соответствующий МКД;

Субъекты, финансирование, сроки работ

Оформлять участки под многоквартирными домами из земли, находящейся в федеральной собственности, должны федеральные органы исполнительной власти; из земли в собственности субъекта Российской Федерации — исполнительные органы государственной власти субъекта РФ; из земли в муниципальной собственности — органы местного самоуправления; из земли, государственная собственность на которую не разграничена, — органы государственной власти субъекта или органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по распоряжению такими земельными участками.

Уполномоченные органы должны принять графики со сроками подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета земельных участков. Средства на их выполнение необходимо заложить в соответствующих бюджетах.

Узнать как защитить свой земельный участок под многоквартирным домом можно обратившись к нам за консультацией.

Читайте также: