Сложился ли институт частной собственности на землю по законам хаммурапи

Обновлено: 02.05.2024

В Вавилоне существовали различные формы земельной собственности: царская, храмовая, общинная и частная. Царский земельный фонд сложился в результате захвата храмовых земель жре­цами-правителями в раннешумерийский период, а затем в результате объедине­ния всех правительственных и храмовых земель в руках царей династии Ура, вставших во главе всего Двуречья и охвативших в итоге около половины всей территории. Царь являлся единственным полным и непосредственным собственником этой земли, но часть ее он передовал в повинностное владение частным лицам. Еще одна часть царской земли и общинные земли царь мог как верховный собственник всей земли своего государства передать в частную собственность за вознаграждение или бес­платно, что находило свое отражение в т.н. "кудурру" – документах, которые имели форму камня с печатью заинтересованных лиц и ставились на границе участков в качестве подтверждения прав их владельцев.

Общинная земля делилась на парцеллы, распределявшиеся между жителями-чле­нами сельской общины. Эти участки давались на время с периодичекими передела­ми по жребию и с правом рабианума на их отобрание. Прекращение членства в общине лишало человека прав собственности и других прав. Предпосылкой самого членства в общине было выполнение общинных и царских повинностей, а также уплата налогов (например, поземельного сбора в 1/10 часть собранного урожая).

Остальная же земля, не находящаяся в повинностном владении и не принадлежавшая непосредственно царю, храмам или общине, практи­чески находилась в собственности индивидуальных владельцев – глав семей и членов территориальных общин. При условии выполнения обязанностей-повинностей перед царем и общиной (в частности, участие в публичных работах, уплата всех налогов, сборов лесом, травой, соло­мой, зерном, выделение пастбищ или помещений для скота общины, предоставление соседям права пользования водой и т.п.), никто, кроме лица, являвшегося собственником земли, не мог ею распоряжаться в частноправовом порядке.

Помимо права собственности, в древневавилонском праве получил закрепление такой вещно-правовой институт, как повинностное владении. Это условное владение, при котором царь мог отнять выделенную им ранее за службу землю у повинностного владельца. В случае смерти последнего земля не переходила по наследству, если наследник не выполнял тех же самых повинностей, и не­возможно было отчуждать такую землю и инвентарь по произволу владельца. Но постепенно такая земля, переходя все же от отца к сыну, становится проч­ным и фактическим наследственным владением (по типу превращения в средние века бенефиция в феод).

Рассмотрим повинностное владение в зависимости от социального положения его потенциальных владельцев:

1) Высшая группа держателей земли от царя - тамкары, жрицы-надитум, предста­вители администраций и крупные мастера-ремесленники, которые не были обязаны по­жизненно нести службу в пользу царя, и могли вовсе заменить ее денежными взносами. Они имели право продать свой надел вместе с обязанностью служить по данной должности. Размеры их наделов составляли от 12 до 75 га земли, которые частично или полностью можно было сдавать для обработки в аренду, или вести здесь самостоятельное хозяйство с помощью наемников, должников, рабов.

2) Царские служащие и свободные ремесленники средней категории, которые получали наделы размером 9 - 12 га земли, имели право прикупать и арендовать землю дополни­тельно.

4) Издольщики (ишакумам) получали землю от царя за уплату доли урожая, не оформляя свои отношения никаким договором. Поэтому по отношению к ним условность владения имела наибольшую. Им была запрещена передача земельного надела за долги и дарение его частей детям или жене.

Имущество илкум было полностью изъято из гражданского оборота и им нельзя было распоряжаться, в частности, заключать с ним сделки купли-продажи, мены, дарения, завещания, передават его за долги ил в качестве вы­купа из плена. Такие сделки с илкум признавались ничтожными и глиняная таблетка, удостоверяющая эти акты, разбивалась, а приобретатель "терял свое серебро" при купле-продаже или приплату в случае договора мены участков как своего рода штрафное последствие незаконной сделки (ст. 36 – 37, 41). В ст. 40 Законов Хаммурапи устано­влено два исключения, когда продажа имущества илкум признавалась допустимой: 1) если покупатель – тамкар, действовавший как государственный торговый агент; 2) если покупатель принимал на себя уплату сборов в казну, связанных с этим имуществом илкум.

На владельцев имущества илкум возлагались следующие обязанности:

а/ воин – владелец илкум был обязан лично нести военную службу, и если он нанимал заместителя и отправлял его вместо себя в военный поход, то он сам подлежал смертной казни, а его имущество передавалось тому, кого он нанял для службы (ст. 26);

б) если воин оставлял землю илкум без обработки в течение трех лет и кто-либо овладевал ею и принимал на себя все обязанности с этим связанные, то первона­чальный владелец терял все свои права на землю (ст. 30);

в) если воин в целях избавления от службы оставлял свой надел илкум, то ему предоставлялось время не более одного года, в течение которого надел за ним сохранялся при условии возвращения его к своим обязанностям (ст. 31);

г) надел илкум сохранялся во владении семьи воина вплоть до его возвращения из плена, а также в случае его гибели в военном походе, но при условии, что его обязааности принимал на себя совершеннолетний сын; если такового не было, то 1/3 надела илкум выделялась вдове на воспи­тание несовершеннолетнего сына;

д) воин не имел права передавать надел илкум в качестве выкупа из плена, а должен был сам или через семью обратиться в местный храм как представитель царского хозяй­ства в данной общине или непосредственно во дворец за выкупной суммой.

1. Общие понятия

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

· введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

· 282 статьи законов,

Источниками при составлении сборника послужили:

2. Собственность

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

3. Виды обязательств

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.

Законы подробно регулировали следующие положения:

· ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

· ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

· ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

· продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

· продавцом мог быть только собственник вещи;

· продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брачно-семейные отношения

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

· усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

· дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Виды преступлений и наказаний

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

· смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

· членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Процесс

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

Читайте также: