Какое определение предмета земельного права содержится в действующем земельном кодексе рф

Обновлено: 16.05.2024

+ Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

- из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;

- из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.

2 - тест. Предметом земельного права являются:

+ общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с предоставлением, пользованием и охраной земельных участков;

- права и обязанности субъектов земельного права;

- те направления общественной жизни, в которых действуют нормы земельного законодательства.

3. Собственник земельного участка имеет право:

+ строить сооружения и здания согласно целевому назначению участка;

- на доходы от продажи урожая арендатора своего земельного участка;

- игнорирование противопожарных нормативов при строительстве жилого дома.

4. Земельное право относится к:

5.Тест. Земельное право является:

+ самостоятельной отраслью права;

- подотраслью гражданского права;

- институтом конституционного права.

6. Земельный участок как объект права представляет собой:

+ участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь;

- часть почвы, который находится в всеобщем пользовании;

- движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте.

7. Что из указанного регламентируется Особенной частью земельного права?

+ Правовой режим земель запаса;

- Регулирование оборота земельных участков;

- Вещные права на земельные участки.

8. Разделение земель на отдельные категории согласно их целевому назначению – это принцип земельного права:

9. Кто из нижеперечисленных не может быть субъектом земельных правоотношений на территории Российской Федерации?

Тест. 10. Кто из указанных субъектов вправе иметь в собственности земельный участок на приграничной территории?

- лицо без гражданства;

- иностранное юридическое лицо.

11. Примером управомочивающей нормы в земельном праве является:

+ разрешение на посев сельскохозяйственных культур на своем участке;

- недопустимость реализовывать продукцию на землях, подвергшихся химическому загрязнению;

- предписание осуществлять охрану своих земель.

12. Что из нижеперечисленного не относится к категориям земель?

+ Земли особого правового режима;

- Земли иного специального назначения;

- Земли особо охраняемых объектов.

13. Какое из указанных утверждений верно?

+ Обязанность уплаты налога на землю ложится на собственника этой земли;

- Землепользователь может ухудшить плодородный слой почвы, если проводит работы на земельном участке;

- Обязанность сохранять межевые и геодезические знаки, установленные в соответствие с законом, сохраняется только за собственником земельного участка.

14. Что из перечисленного не является ограниченным вещным правом на землю?

- Право постоянного пользования.

15. Просека относится к землям:

16. Не является формой образования земельных участков:

17. Выдел земельного участка возможен, если:

+ земельный участок находится в долевой собственности;

- земельный участок находится в общей собственности супругов;

- земельный участок находился в муниципальной собственности.

18. Какое условие является обязательным при заключении договора купли-продажи земельного участка?

+ Прохождение государственного кадастрового учета;

- Наличие на сельскохозяйственном участке плодородной почвы;

- Отсутствие ограничений на пользование земельным участком в соответствие с разрешением.

19. На какой срок земельный участок может быть сдан в аренду законным представителем несовершеннолетнего, если последний получил землю в собственность в порядке наследования?

+ На срок до наступления его совершеннолетия;

- Такой срок законом не определен.

20. Права на земельные участки подлежат:

- оформлению в простой письменной форме.

21. Реквизиция земельного участка происходит, когда:

+ участок изымается для обеспечения жизненно важных интересов общества и государства при чрезвычайных обстоятельствах с возмещение собственнику убытков и выдачей соответствующих документов;

- участок изымается органами власти для государственных или муниципальных нужд;

- перестали существовать нужды общества, для которых был установлен публичный сервитут.

22. Конфискация земельного участка судом является:

23. Наблюдение, прогнозирование и оценка земель с целью установления их действительного состояния – это:

- кадастровый учет земель;

24. Объекты природы и культурного наследия, которые обладают особой ценностью, позволяют отнести земельный участок, на котором они расположены, к:

+ особо ценным землям;

- землям природоохранного назначения;

- землям рекреационного назначения.

25. Кто осуществляет признание права на земельный участок?

26. В какой форме проводятся торги по реализации земельных участков, которые являются государственной или муниципальной собственностью?

+ В форме аукциона;

- В форме запроса котировок;

- В форме конкурса.

27. Кто устанавливает публичный сервитут в случае, когда на земельном участке планируется построить дорогу регионального значения?

+ Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

- Органы местного самоуправления городского округа;

- Федеральные органы исполнительной власти.

28. На какой срок устанавливается публичный сервитут при размещении железной дороги в туннеле?

+ На срок от 10 до 49 лет;

- На срок строительства указанной железной дороги;

- На срок до 1 года.

29. Если гражданин отказывается реализовывать свои права на принадлежащий ему земельный участок, влечет ли это также прекращение его обязанностей по использованию этого участка?

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (В редакции Федерального закона от 03.10.2004 № 123-ФЗ)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 № 172-ФЗ; от 04.12.2006 № 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен - Федеральный закон от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; (Абзац введен - Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

обладатели публичного сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V7 настоящего Кодекса. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)

Статья 6. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (Пункт введен - Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Абзац введен - Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (Абзац введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

(Абзац введен - Федеральный закон от 30.10.2007 № 240-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 04.03.2013 № 21-ФЗ)

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости; (В редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

1) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Положения настоящего пункта применяются в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации.

15. Для предотвращения усыхания деревьев по опушкам вырубок не допускается проведение чересполосных рубок в еловых и пихтовых древостоях.

Кроме того, Закон о защите конкуренции содержит ряд исключений, касающихся предмета преференции. Например, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров путем предоставления преференций в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Вместе с тем собственники зданий и сооружений в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации обладают правом пользования земельным участком, расположенным под зданием и сооружением и необходимым для обслуживания. Следовательно, это не образует события административного правонарушения.

е) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации;

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, к ограниченным в обороте относятся в том числе земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Ответ: Согласно законодательству РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество, передавать права владения, пользования и распоряжения имуществом, обременять его, распоряжаться им иным образом. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ст. 209, ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ – далее ГК РФ).

Следовательно, никто не может лишить гражданина земельного участка, если он уже имеет Свидетельство на право собственности и откажется заниматься перерегистрацией. Право за гражданином сохраняется. Однако у таких земельных участков будет отсутствовать регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.

Но существуют случаи, определенные законодательством, когда земельный участок, находящийся в собственности гражданина, может быть изъят. Согласно нормам ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством:

•изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда.

Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество (ст. 237 ГК РФ);

•отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (ст. 239 ГК РФ):

·земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ);

·земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ);

•отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ)).

А именно: выполнение международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкция объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (ст. 49 ЗК РФ);

•реквизиция (ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ) – в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков;

•конфискация (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ) – земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Вышеуказанные случаи изъятия земельных участков распространяются на земельные участки независимо от того, существует ли регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствует.

Кроме того, с 1 января 2018 года вступит в силу запрет на любые виды сделок с земельными участками, которые не имеют официальных границ. На сделки с такой недвижимостью без границ вступает законодательный запрет. Без проведения обязательной процедуры определения границ (межевания) земельного участка собственник не сможет распоряжаться своим земельным участком. Это значит, что продать, подарить, передать по наследству земельный участок, границы которого не установлены, будет невозможно, независимо от того, имеется или нет свидетельство на право собственности на этот участок.

Отсутствие межевания не повод для лишения права собственности. Если к январю 2018 года у участка не будет четких границ, он выпадает из оборота, это значит, что его владельцы не смогут распоряжаться своей собственностью: завещать, продать, сдать в аренду и т.д. Наследники, вступившие в права наследования, не смогут зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о его местоположении.

Следовательно, внесение в кадастр сведений о границах является гарантией прав собственников, позволяет адекватно начислять налог на имущество и избежать административных штрафов, а также сведет к минимуму возникновение земельных споров.

Поэтому правообладателям земельных участков уже сейчас следует задуматься об определении местоположения границ своих объектов недвижимости во избежание проблем до вступления в силу всех грядущих изменений.

Вопрос: В соответствии с п. п. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ, кто должен осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка (гражданин или орган местного самоуправления), если границы населенного пункта не закоординированы и не стоят на кадастровом учете?

Ответ: ЗК РФ предусматривает процедуру приобретения земельных участков путем продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Ст. 39.11 ЗК РФ устанавливает подготовку и организацию аукциона по продаже земельного участка. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.

В данном случае гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Изготовление схемы земельного участка можно поручить кадастровому инженеру, имеющему соответствующий квалификационный аттестат. Далее гражданин испрашиваемого земельного участка или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения данного земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка.

Следует отметить, если утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, то координаты характерных точек границ земельного участка выдает уполномоченный орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица.

При этом обеспечение выполнения кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка (на основании заявления) осуществляется гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.

Вопрос: Земельный участок принадлежит одному человеку. Вид использования – ведение крестьянского фермерского хозяйства. Категория земель – земли с/х назначения. Площадь 32900 кв. м. Можно ли поделить данный земельный участок на несколько участков?

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Собственник земельного участка вправе разделить его на несколько земельных участков. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

При этом следует отметить, что исходный земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, при разделе должен в обязательном порядке являться уточненным и быть поставленным на государственный кадастровый учет.

1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение.

П.3 ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки."

Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

2. Предмет и метод земельного права.

Предмет – это общественные отношения, которые подвергаются изучению или регулируются какой-либо отраслью права, в данном случае земельным правом.

Предметом земельного права являются:

отношения собственности, вещные и иные права на землю

экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)

отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)

договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)

отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)

отношения по защите законных прав и интересов землепользователей

отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)

охранительные земельные отношения (имеют комплексный характер, т.к. связаны с юридической ответственность)

Методы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или другими словами, это – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственников земельных участков, обеспечению рационального землепользования, охране земель, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В РФ насчитывается около 15 отраслей права, а в науке существует лишь два метода правового регулирования:

Административно-правовой метод (императивный) – заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению правовых предписаний. Например: админ-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земель, государственный надзор за охраной и использованием земель, установление публичного сервитута и т.д.

То есть адм-прав метод основывается на власти и подчинения.

Гражданско-правовой метод (диспозитивный) - основывается на равенстве сторон правоотношений, то есть участники гражданско-правовых отношений – это равноправные субъекты, независимые друг от друга, сами определяют свои права и обязанности, но они должны быть в рамках закона. Применяется при совершении сделок с землей.

Эти два метода могут применяться порой одновременно. Например, заключается договор купли-продажи земельного участка, но в процессе землепользования нарушаются нормы ЗК РФ и причиняется вред земельному участку – то в данном случае может быть применен адм-правов метод регулирования.

Задачи и принципы земельного права.

Задачи земельного права были закреплены в ЗК РСФСР 1991 года. В ЗК РФ данная статья свое отражение не нашла. На сегодняшний день на законодательном уровне задачи земельного права не закреплены и определяются наукой.

Задачи ЗП:

учитывать множественность субъектов права собственности на землю и множественность видов прав на земельные участки

регулировать поведение субъектов земельных отношений

устанавливать порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

Защищать конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанных и использованием земельных участков.

Принципы земельного права.

Содержатся в ст.1 ЗК РФ.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

Данный принцип установлен для реализации ч.2 ст.36 Конституции РФ.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками зем. участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Выражается в необходимом ограничении хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, т.е. собственник или землепользователь должен проводить необходимые мероприятия направленные на охрану земель.

3. приоритет охраны жизни и здоровья человека при использовании и охране земель даже если это потребует больших затрат.

Согласно данному принципу все непосредственные землепользователи обязаны нести необходимые затраты.

4. участие граждан и общест. объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, обществен. объединения имеют право принимать участие в подготовке решений по охране и использованию земель, а органы гос. власти и м/с обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Однако ст.35 п.1 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части зем.участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимыми для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель с/х назначения, лесного фонда, занятых лесами защитного назначения, земель особо охраняемых природных территорий, земель занятых объектами культурного наследия и использование для иных целей ограничивается или запрещается.

Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

7. платность использования земель, согласно которому любое использование земель осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.

Виды платы за землю зем.налог и арендная плата.

Исключение могут составлять публичные земельные сервитуты, налоговые льготы и право безвозмездного пользования.

8. принцип строго целевого использования земельных участков.

Целевое назначение определяется исходя из отнесения земель к той или иной категории. С.7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Нецелевое использование зем.участка влечет его изъятие.

9. принцип рационального использования означает извлечение максимальной прибыли при нанесении минимального ущерба земле.

10. разграничение госуд. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниц. образований.

11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

12. принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства.

При противоречии ГК И ЗК приоритет отдается нормам земельного права.

13. иные принципы. Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства.

Понятие земельного права.

Земельное право понимается в трех значениях:

как отрасль права

как учебная дисциплина

1.Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса. Земельно-правовые нормы установлены государством для обеспечения интересов граждан, юр.л. и государства в земле, ее рациональном использовании, а также охране их прав на землю.

Комплексный характер данной отрасли права заключается в том, что в регулировании земельных правоотношений применяются не только нормы земельного права, но и нормы административного и гражданского права.

2.Земельное право как наука представляет собой систему научных взглядов, мнений, доктрин, выражающих представление об отрасли земельного права, в том числе от истории возникновения, становления, развития данной отрасли, а также взаимодействии норм земельного права с нормами иных отраслей права.

Данная наука изучает проблемы в правовом регулировании современного земельного законодательства через издание юридических справочников, энциклопедий, написания диссертаций и монографий.

3. Земельное право как учебная дисциплина – это система и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права.

Читайте также: