Какие ограничения на наследование аллодиальной земли устанавливались по салической правде

Обновлено: 25.04.2024

В V в. мощный миграционный поток германских племен захлестнул земли Западной Римской империи. В результате, в Западной Европе начался процесс формирования новой исторической общности на основе христианства, римского права и администрации, с одной стороны, обычного права, германской воинской организации и традиционных форм хозяйствования — с другой. Сочетание этих элементов создало феномен западноевропейского Средневековья [1] . Переходный период V — VIII в., когда на территории бывших римских провинций Галлии, Испании и Италии существовали королевства франков, готов, бургундов и др., был временем становления новых политических центров, ведущее место среди которых постепенно заняло франкское государство Меровингов. В дальнейшем эта страна, скрепленная на короткое время властью новой династии Каролингов, распалась на несколько крупных частей, однако сама идея политического единства Западной Европы была унаследована Священной Римской империей.

Салическая правда [3] представляет собой сборник преимущественно уголовного законодательства, своего рода судебник. Принятая датировка этого памятника: 508—511 г. [4] Его источником была народная традиция, право, утвержденное обычаем. Согласно Прологу I к тексту сборника, записанному, вероятно, в VIII в., Салический закон был коллективным творчеством четырех старейшин Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста. Король Хлодвиг был первым его издателем и редактором. Подлинный текст Правды не сохранился, имеются только позднейшие латинские копии. Очевидно, судьи или кто-либо из их помощников делали эти списки для руководства. Начальный текст закона состоял из 65 глав (титулов). Затем в него вносились дополнения сыновьями Хлодвига Хильдебертом и Хлотарем. Эти и последующие дополнения даны в виде 7 капитуляриев. В Каролингский период к Правде прибавлялись новые титулы, общее число которых достигло 99—100. Последнее издание Салического закона было сделано в 798 г. при Карле Великом. Это т.н. Lex Emendata , т.е. исправленный закон.

Со времени первых публикации по случайным рукописям ученые собрали и подготовили несколько критических изданий Салической правды. Немало сделано также для изучения ее рукописной истории. В приложении к английскому изданию текста памятника в 1880 г. Хендрик Керн предложил разделить все имеющиеся манускрипты на пять групп. К первой относятся четыре рукописи VIII — IX вв., содержащие 65 титулов, которые восходят, по мнению ученого, в VI в. Их отличительной особенностью являются пояснения некоторых латинских слов на франкском языке в виде глосс (т.н. Малбергская глосса). Вторая группа представлена двумя рукописями, несущими на себе отличительные языковые черты VIII — IX вв. Две другие группы включают в себя 41 рукопись и делятся каждая на две подгруппы. Здесь Салическая правда дана с различными дополнениями и поправками каролингской эпохи. К пятой группе относится издание одного потерянного манускрипта, родственного двум первым группам [5] . В России первое издание Салической правды на латинском языке с примечаниями сделал Дмитрий Егоров (Киев, 1906). В основу был положен текст первой группы. Русский перевод в 1913 г. был выполнен Николаем Грацианским (переиздан посмертно в 1950 г.) [6] .

Текст законов разбит на главы (титулы) и на параграфы, к некоторым параграфам имеются прибавления. Статьи законов изложены в произвольном порядке. Государственные учреждения называются совершенно случайно. Явно преобладает карательная часть. Высшие судебные функции имеют король и графы. Для вынесения судебных решений на местах привлекаются присяжные судьи. Обычная форма наказания — денежный штраф (указываются две суммы в денариях и солидах [14] ). Заметны еще некоторые символические обряды, такие как бросание колосьев, земли и проч.

Характерно молчание Салической правды о христианской Церкви и ее служителях. Первые упоминания появляются в позднейших прибавлениях. Например, глава LV была дополнена правилами о наказании за поджег часовни в 200 солидов, за убийство дьякона — 300, священника — 600, епископа — 900. В Декрете Хлотаря появляется параграф 15 о прощении раба, нашедшего себе прибежище в церкви.

Данные о поземельных отношениях франков по Салическому закону можно представить с помощью анализа. Правила землепользования здесь полагаются известными, поэтому о них говорится вскользь, бессистемно.

Общинное землевладение, конечно, находит свое объяснение в том архаическом способе обработки земли, когда под запашку расчищался участок леса. Этот напряженный труд требовал участия большого числа людей. Постепенно, в особенности под влиянием римской техники, крестьяне Западной Европы перешли от вырубки лесов и обработки легких почв к осушению влажных участков и обработке тяжелой почвы. Переложная система земледелия уступила более совершенной трехпольной.

Салическая правда описывает франкское общество в начале этого процесса, когда свободные общинники-землепользователи, сохраняя многие черты традиционного германского быта и равенство между собой, постепенно поддавались перед государственными началами державы Меровингов. В тексте закона еще заметны следы существования патриархального рабства, родового быта, общего землевладения с его чересполосицей, традиционное деление на округа (паги), поручительство при судопроизводстве и др. Но видно уже влияние античной цивилизации: появление письменных законов, употребление денариев и солидов, стремление ограничить кровную месть и заменить ее денежной компенсацией и др. В характере землепользования в Салическом законе германские начала (свобода перемещения, общинное землепользование) еще выступают в более чистом виде дофеодальных отношений.

1. Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006.

2. Грацианский Н.П. Введение к изданию перевода Салической правды. // Из социально-экономической истории западно-европейского Средневековья (сборник статей). — М., 1960.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990.

4. Кареев Н. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881.

5. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400—1500 годы. — Перевод с англ. А.А. Столярова. — М., 2001.

6. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956.

7. Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968.

8. The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I.

9. Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008.

10. The New Cambridge Medieval History. / ed. P. Fouracre. — Cambridge, 2008. — Vol. I.

[1] Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008. — P. 1020.

[2] Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400—1500 годы. — Перевод с англ. А.А. Столярова. — М., 2001.— С. 69.

[4] The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 187.

[5] Kern H. Prologue . // Lex Salica: the Ten Texts with the Glosses and the Lex Emendata . / Hessels, J.H. ed. — London , 1880. — Р . XIV—XVII. Грацианский Н.П. Введение к изданию перевода Салической правды. // Из социально-экономической истории западно-европейского Средневековья (сборник статей). — М., 1960. — С. 74—76, 102—104.

[7] Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006. — Т. II . — С. 174—189.

[8] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — М., 1956. — С. 72—122.

[9] Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968. — С. 54—92.

[10] Encyclopedia of Society and Culture in the Medieval World. / Crabtree Pam J. — New York, 2008. — P. 1049.

[11] The New Cambridge Medieval History. / ed. P. Fouracre. — Cambridge, 2008. — Vol. I. — P. 71.

[12] The Lex Salica tells us plainly that his Roman and Frankish subjects were regarded as equals. Roman landownership was preserved: we have the Romanus possessor, the Romanus tributarius. There was no oppression, no enslavement. Frankish civilization grew from the soil in conjunction with the late provincial Roman civilization. — The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 188.

[13] Гизо Франсуа. История цивилизации во Франции в 4-х томах. — М., 2006. — Т. II . — С. 180.

[14] В соотношении: в одном солиде четыре денария.

[15] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 100—103.

[17] The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 142.

[18] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 89.

[19] Н. Кареев. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881. — С. 27. The Cambridge economic history of Europe. / Ed. M.M. Postan. — Cambridge University Press, 2008. — Vol. I. — P. 266.

[20] Другое имущество могло передаваться по женской линии (LIX.1—4). В дальнейшем, однако, право наследования земли после смерти сыновей было распространено и на дочерей Эдиктом Хильперика (Капитулярий V.3).

[21] Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. — С. 111—112.

[22] Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. — М., 1968. — С. 67.

[23] Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990. — С. 35.

[24] Кареев Н. Очерк истории французского крестьянства. — Варшава, 1881. — С. 17—26.

Нормы гражданского права дают представление о процессе развития правасобственности на землю, об общественном укладе франков в начале VI в.

Упоминаются такие виды сделок, как купляпродажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Правособственности при этих сделках переходило путем публичной передачи вещи. Неисполнение обязательствавлекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собойдополнительный штраф. Долг истребовался в строго установленной форме. В С.п. говорится о принуждении"упорного должника", об описании его имущества. С.п. знает обязательства из причинения вреда.

Необходимо обратить внимание на особое отношение франков к земле. В специальной литературе нет единого мнения по поводу характера земельной собственности у франков. Сторонники одной точки зрения признавали у варваров наличие стройной системы общинных отношений, где коллективным субъектом права собственности на землю выступала община-марка, определяющая порядок землевладения и75 ;L7>20=8O для своих членов. Однако сама Салическая правда, не упоминает о существовании у франков общины-марки. В то же время трудно безоговорочно согласиться и со сторонниками другой точки зрения, настаивающими на существовании у варваров частной собственности на землю. Современные данные, подтверждающиеся положениями Салической правды, свидетельствуют о том, что основной формой поселения франков были небольшие усадьбы, относительно изолированные поселения хуторского типа. Так, титулы II и III дают сведения лишь о небольших стадах крупного рогатого скота и свиней, которые могли принадлежать небольшому поселению (villa), а владельцами которых могли быть представители трех-четырех небольших дворов. Франки, селясь на территории Северной Галлии, не испытывали недостатка в свободных землях, что способствовало распространению не общинно-территориальных поселений, а основанных на семейном землевладении отдельных домохозяйств (домовых общин).

Домохозяйство (домовая община), состоящее из трех поколений сородичей, представляло собой сложный организм во главе с патриархом. Оно включало в себя не только родственников, но и различные категории зависимых людей — литов, рабов, которые рассматривались как младшие члены семьи, и пр. Члены домохозяйства были тесно связаны не только священными узами родства, но и общим владением землей и другим имуществом. Франкское поселение включало в себя усадьбу, поля и пашни небольшой площади, сады; далее следовали луга — место выпаса скота. Границу поселения составлял лес — место охоты, за которым начинался дикий лес. Каждая часть поселения обладала своим правовым статусом.

Центральное место занимала собственно усадьба, являвшаяся наиболее освоенной частью владения свободного франка, ассоциировавшаяся в традиционном сознании с центром мироздания, противопоставленного внешнему миру хаоса. Усадьба в Салической правде обозначается, как правило, термином villa. Она включала в себя дом, где проживали члены домовой общины, и различные хозяйственные постройки; весь ансамбль усадьбы был окружен частоколом (§ 2—4 титула XVI). Согласно данным Салической правды именно усадьба являлась хозяйственным центром земельного владения, где франк проводил большую часть своего времени. Усадьба была и местом совершения различного рода сделок, других юридических актов, таких как вызов в суд и пр. Неприкосновенность дома и усадьбы защищалась наибольшими взысканиями, о чем свидетельствуют § 5 титула XVI, прибавление 8 титула XXVII, прибавление 1 § 1 титула XXXIV, § 3 титула L, титул LII и др.

Следует отметить, что Салическая правда не упоминает возможность отчуждения усадьбы (дарения, продажи), что свидетельствует о ее священном статусе, неразрывной связи с личностью свободного франка. Известна лишь одна форма передачи земли — наследование, причем в строгой очередности по мужской линии.

Неприкосновенность поля и пашни защищалась у франков так же строго, как и сама усадьба, что студент может уяснить из анализа положений § 15, 24, 25 титула XXVII; § 2, 3 титула XXXIV; § 4 титула IX. Штрафами карались все виды нанесения вреда чужому полю (сбор чужой жатвы, проезд по чужому взошедшему полю на телеге, потрава чужой нивы, даже простое пересечение границ чужого поля без разрешения хозяев).В противоположность пашне и саду пересечение чужого луга, находящегося в пользовании отдельного домохозяйства, не влекло за собой наказания. Луга воспринимались как данность природы, не требующая трудовых затрат. Нарушитель, скосивший чужой луг, должен был потерять свой труд (§ 10 титула XXVII) без дополнительных штрафных взысканий.

В представлениях древних германцев сама земля как элемент первозданной природы не рассматривалась в качестве самостоятельной ценности, считалась ничейным пространством, на которое все имели неограниченные права. Земля приобретала ценность в силу приложения к ней труда (пашня). Она сохраняла ее, пока действенны были результаты вложенного труда, что само по себе исключало право частной собственности на землю. Правонарушением в чужом лесу Салическая правда считала только кражу или порчу заготовленного там материала, но не кражу деревьев, стоящих на корню (§ 16-18 титула XXVII).

Характеризуя право земельной собственности во франкском обществе, надлежит обратить внимание на институт аллода, под которым понимается передаваемое по мужской линии земельное владение (в первую очередь пахотные земли). Вопрос о происхождении этого института остается дискуссионным.

Положения § 5 титула LIX Салической правды указывают на исключение женщин из числа наследников аллода. Позднее на основании этой статьи во Франции женщины исключались и из числа претендентов на престолонаследие. Но обычаи германцев свидетельствуют о равноправии женщин в получении наследства. Положение об устранении женщин от наследования аллода скорее всего было связано с усилением значения воинской службы во Франкском государстве. Франкские короли, присваивая земли императорского фиска, распределяли и закрепляли их за франками, как способными нести воинскую службу. Лишь через некоторое время германская традиция о праве наследования аллода женщинами была вновь восстановлена эдиктом Хильперика (561—584 гг.). Этот документ традиционно сопровождает большинство списков Салической правды.

Читайте также: