Какая форма собственности является основой гражданского общества

Обновлено: 26.04.2024

Гражданское общество - такая общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности. При этом государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе, создает необходимые условия для беспрепятственной реализации индивидами их прав и свобод.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти .

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства.

Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Принципы формирования гражданского общества:
Условия формирования гражданского общества:
    1. наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
    2. наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
    3. высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
    4. функционирование правового государства.

    Конституционные основы гражданского общества

    Нормы Российской Конституции создают основу для формирования политических отношений в обществе. Этому способствует провозглашение в ст. 1 Конституции России как демократического, федеративного государства с республиканской формой правления.

    Закрепляя демократический характер государства, ст.3 Конституции признает единственным источником власти и носителем суверенитета ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно (через референдумы и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.

    Впервые в России на конституционном уровне закрепляется принцип разделения государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), органы которых являются самостоятельными.

    Важное значение для развития политических отношений имеют закрепленные в ст. 13 Конституции РФ демократические принципы функционирования политической системы. Провозглашение в ней идеологического многообразия, отказ от одной идеологии обогащает политическую жизнь страны, дает возможность гражданину самостоятельно выбирать и следовать выбранной им системе взглядов и представлений. Запрещается существование в обществе государственной или иной обязательной идеологии.

    В этой же ст. 13 содержится и другой важный для политической жизни страны принцип — принцип политического многообразия. На его основе возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений. Это способствует более полной реализации народовластия в стране, вовлечению в политическую деятельность новых групп населения, формированию легальной политической оппозиции, многопартийной системы.

    Для того, чтобы реализация принципа политического плюрализма не принесла ущерба обществу, в ч.5 ст. 13 Конституции РФ вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Политический плюрализм, представляя свободу политических действий в рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в политическом процессе, лично или с помощью независимых объединений и движений.

    Возьмем эту мысль на вооружение. В.А. Энгельгардт полагал, что можно говорить о трех моментах, характеризующих взаимоотношения целого и части. Во-первых, это – возникновение взаимодействующей системы связей между частями целого. Во-вторых, утрата некоторых свойств части при вхождении в состав целого. В-третьих, появление у возникающей новой целостности новых свойств, обусловленных как свойствами основных частей, так и возникновением новых систем связей между частями. К этому нужно добавить еще упорядоченность частей, обусловленность их пространственного и функционального взаимоотношения.[4]

    По мере возрастания целостности увеличивается и относительная независимость организма от среды, что связано с возникновением механизмов, позволяющих восстанавливать нарушение функций, вызванное изменениями в среде, сохранять в пределах нормы определенные, присущие организму параметры.[5]

    Возникновение гражданского общества связано с развитием частной собственности, которая стала стимулом для твор­ческой активности человека, его заинтересованности в развитии про­изводства, основой возникновения среднего класса.[7] Отсюда в идеале гражданское общество - это свободное, плюралисти­ческое рыночное общество, где нет места режиму личной власти, то­талитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек, гражданин, личность.

    Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является возможность владеть частной собственностью. Собственность представляет собой право свободно, т.е. в соответствии с самостоятельным решением, распоряжаться экономическими благами и пользоваться экономическими правами. Собственность лежит в основе всей экономической системы и определяет цель производства, характер распределения, обмена и размер потребления. В рыночной экономике к частной собственности относятся не только владение домашним хозяйством и жильем, но также и земельной собственностью, владение деньгами во всех формах, владение средствами производства.

    По мнению К. Маркса, семья и гражданское общество сами себя превращают в государство. Именно они являются движущей силой.[8] По Гегелю же, напротив, они порождены действительной идеей. Их объединение в государство не есть результат их собственного жизненного процесса; наоборот, это идея в своем жизненном процессе отделила их от себя.

    Фактом является то, что государство возникает из множества самых разных индивидов, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества. Но возникнув и укрепившись исторически, государства в мире становятся сильными субъектами, управляющими проживающим на территории государства населением, регулирующими множество общественных, социально-экономических процессов, происходящих в государстве. Теперь можно признать следующее: государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни – все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества, саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства.

    Здесь речь идет, в том числе, о самоидентификации, кризисе идентичности индивида: на Западе кризис идентичности стал следствием процесса индивидуализации (вторая половина XX века), в России – следствием глубокого общесоциального и политического кризиса (1990-е гг.). Похожий кризис начинает назревать и сегодня. Политические события последних месяцев (выборы в Государственную Думу шестого созыва, честность которых поставлена под сомнение оппозиционными силами и некоторыми политическими партиями), на наш взгляд, ведут к неизбежному системному общесоциальному кризису, кризису идентичности индивида в России. Опасность и, увы, видимо, неизбежность ситуации состоит в том, что придется идти не эволюционным путем, а уже ставшим для России по-настоящему исторически родным революционным путем.

    Частная собственность имеет функции повышения благосостояния, обеспеченности, свободы и независимости, повышает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца. Стимулирует повышение производительности, так как заинтересованность собственников в том, чтобы сохранить и приумножить собственность побуждает их к тому, чтобы бережно относится к ней, рационально ее использовать, таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс общества.

    Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии.[21] Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества. История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI - начала XVII века. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории - перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза.

    Некоторые исследователи феномена гражданского общества выдвигают в качестве наиболее общих идей и принципов любого гражданского общества, во-первых, экономическую свободу, много­образие форм собственности и рыночные отношения, во-вторых, без­условное признание и защиту естественных прав человека и гражда­нина, предполагающее равенство всех перед законом, в-третьих, на­личие правового государства, основанного на принципе разделения и взаимодействия властей и невмешательства государства в частную жизнь.

    Ю. Хабермас видит следующий выход в интерсубъективном понимании процедуры народного суверенитета: место частноправовой модели договора между субъектами рынка занимает совещательная практика участников коммуникативного процесса. Формирование общественного мнения и политической воли осуществляется не только в форме компромиссов, но и по модели публичных дискурсов, нацеленных на рациональную приемлемость правил в свете общих интересов и ценностных ориентаций.

    В конечном счете, оно представляет собой средство положительного и принудительного права, которым легитимно регулируется совместная жизнь членов того или иного политического сообщества. В этом случае основной вопрос гласит: какие права должны будут взаимно уступить друг другу свободные и равные личности, если они захотят, чтобы их совместная жизнь регулировалась средствами положительного и принудительного права?

    Согласно определению, которое дает И. Кант, принудительное право распространяется только на внешние отношения между отдельными лицами и адресовано свободе индивидуальной воли субъектов, которым достаточно ориентироваться лишь на те или иные собственные концепции блага. Поэтому современное право конституирует статус правового субъекта посредством субъективных свобод в отношении действия, которые можно отстаивать и использовать в соответствии с теми или иными собственными предпочтениями. Но поскольку должна существовать возможность соблюдать легитимный правопорядок и по моральным соображениям, легитимный статус частного субъекта права определяется правом на равную субъективную свободу действия.

    Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного.

    Более того, ни о какой социальной ответственности населения в России сегодня говорить не приходится. Во многом это объясняется отсутствием социальной защищенности самого населения, кризисом самоидентификации среднего и низшего класса, отсутствием четкой и понятной стратификации общества, невозможностью государства реализовывать гарантированные законодательством (Конституцией России – в первую очередь) социальные права и свободы человека и гражданина, что вызывает встречную негативную реакцию населения по отношению к власти, порождая правовой нигилизм и безразличие к происходящему в стране.

    В известной мере можно говорить и о том, что единого народа-нации в современной России пока еще нет, а значит, не существует и полноценного источника государственной власти. На фоне этого формируются предпосылки произвольного толкования властью воли народа, в том числе в ходе выборов.

    Если нет основы народа – гражданского общества, а то, что есть либо крайне слабо и неразвито, либо искусственно сформировано государством, то и о правовой государственности также говорить пока преждевременно. Наличие множества быстро меняющихся законов – это отнюдь не наличие подлинного права, которое имеет куда более глубокие социальные и политические основания, чем однобокая и чаще всего неуклюжая в плане законодательного выражения общезначимых социальных интересов деятельность российских органов представительной власти, формируемых на основе весьма далекого от демократических образцов избирательного законодательства.

    Еще Гегель отмечал, что в тех случаях, когда образуется пропасть между несметными богатствами на одном полюсе общества и нищетой - на другом, жизнь многих людей оказывается ниже необходимого уровня существования. Это, в свою очередь, ведет к утрате ощущения возможности обеспечивать свое существование собственным трудом и порождает паразитизм и социальное иждивенчество.[27]

    Рост обнищания и люмпенизации вызывает у многих людей внутреннее озлобление, направленное не только против богатых, но и против общества в целом, против правительства, чиновников, политиков и т.д. Все это, как правило, ведет к росту противоправных настроений и действий, конечно, не способствуя развитию правосознания, гражданского общества и священного права частной собственности.

    1. Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. Изд. 2-е. – М.: Издательств ЛКИ 2010. – С. 158.

    2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 234.

    3. Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Адвокат. 2009. № 8.

    4. Дзодзиев В. Проблема становления демократического государства в России. М., 1996. С. 162-165.

    5. Клаус Г. Кибернетика и общество / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1967. - С. 99.

    7. Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390 - 391.

    8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010. - С. 56.

    9. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. – Госполитиздат, 1953. – С. 470.

    10. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. – М., 2005. – С. 4.

    11. Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.

    12. Поздняков Э.А. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность // Политический класс. 2006. № 22. – С. 6-7.

    14. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс. 1969. С. 203.

    15. Элиас Н. О процессе цивилизации. В 2-х томах. Том 1. – С. 39.

    16. Энгельгардт В.А. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. 1970. № 11. С. 108.

    18. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 159-181.

    [1] Цит. по: Клаус Г. Кибернетика и общество / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1967. - С. 99.

    [2] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. – Госполитиздат, 1953. – С. 470.

    [3] См.: Клаус Г. Кибернетика и общество / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1967. - С. 128.

    [4] См.: Энгельгардт В.А. Интегратизм – путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. 1970. № 11. С. 108.

    [5] См.: Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. Изд. 2-е. – М.: Издательств ЛКИ 2010. – С. 158.

    [7] Подробнее см.: Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Адвокат. 2009. № 8.

    [8] См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010. - С. 56.

    [9] См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 225.

    [10] См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 228. Об этом также писал Платон.

    [12] См.: Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390 - 391.

    [13] См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. – М.: Академический Проект, 2010. - С. 52-53.

    [15] См.: Маркс К. К еврейскому вопросу. С. 392.

    [16] См., напр.: Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 159-181.

    [17] См.: Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс. 1969. С. 203.

    [19] См.: Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. — М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.

    [20] См.: Элиас Н. О процессе цивилизации. В 2-х томах. Том 1. – С. 39.

    [21] См.: Поздняков Э.А. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность // Политический класс. 2006. № 22. – С. 6-7.

    [22] См.: Дзодзиев В. Проблема становления демократического государства в России. М., 1996. С. 162-165.

    [23] См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. – М., 2005. – С. 4.

    В широком смысле: все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
    В узком смысле: общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства.

    Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

    Современное гражданское общество представляет собой общество, состоящее из общественно-политических институтов, независимых от государства, отражающих самые разнообразные социальные интересы в производственной, политической, духовной сферах, личной и семейной жизни.

    Цель (назначение) гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.

    О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

    Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Процесс формирования гражданского общества являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

    ↑ Структура гражданского общества

    • политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
    • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
    • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
    • научные и культурные организации, спортивные общества
    • муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы (ассоциации избирателей, политические клубы)
    • независимые СМИ
    • церковь
    • семья

    3) Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.
    Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

    ↑ Функции гражданского общества:

    • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
    • Защищает граждан и из объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
    • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.
    • Сдерживает политическую власть от абсолютного господства;
    • Поддерживает стабильность общественных отношений;
    • Утверждает принципы правового государства.

    ↑ Признаки, условия существования гражданского общества

    • Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция.
    • Большой удельный вес в обществе среднего класса.
    • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
    • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
    • Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм.
    • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
    • Осведомленность граждан о деятельности государства и общества
    • Свобода формирования общественного мнения
    • Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести.

    ↑ Правовое государство, его принципы и функции.

    Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

    Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

    • обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.
    • предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства и неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организации законов государства.
    • основано на верховенстве закона, политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами.

    Пути формирования правового государства

    • Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
    • Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
    • Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
    • Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних

    ↑ Взаимодействие гражданского общества и правового государства.

    Как гражданское общество взаимодействует с государством?

    Механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства включает три основных элемента: осуществление принципа разделения властей, создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти и создание различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители различных социальных групп. Также государство создает законодательство, охраняющее права и свободы людей, осуществляет правосудие. Гражданское общество, в свою очередь, оказывает влияние на государственную власть посредством СМИ, созданием политических партий, осуществляющих борьбу за власть и представляющих интересы общества, граждане участвуют в выборах органов государственной власти, формируют местное самоуправление и т. д.

    Система гражданского общества
    Основы гражданского общества
    Институты гражданского общества
    Признаки гражданского общества
    Функции гражданского общества

    Читайте также: