Как проверить чистоту сделки купли продажи земельного участка

Обновлено: 05.05.2024

Здравствуйте. Здесь я расскажу вам как я проверяю квартиру на юридическую чистоту для своих клиентов, на что нужно обращать внимание и какие документы изучить. Некоторые моменты позаимствовала у своих коллег риэлторов.

Инструкция подходит только для квартир на вторичном рынке. При покупки квартиры у застройщика другие совсем рекомендации, их я опишу в другой статье.

Проверяем квартиру и документы на неё

Узнайте кто собственник и есть ли на квартире обременение/арест.

Или же можно заказать выписку в электронном виде через интернет. Электронные делаются быстрее бумажных — около 1 часа, если в Росреестре не проводятся технические работы. Её отправят вам на электронную почту, цена та же — инструкция заказа.

Для чего эта выписка нужна? В ней увидите ФИО настоящих собственников, размеры их долей, когда им досталась квартира. ВАЖНО: еще она покажет наложено ли на квартиру какое-либо обременение. Например, квартира находится в залоге у банка. Или приставы наложили арест, потому что на собственника подали в суд из-за его долгов. Понятно, что тогда её купить не получится, обременения быть не должно. Еще в выписке есть план всего этажа и каждой квартиры в нём. Для чего он нужен описано ниже о проверке на перепланировку.

Обычные выписки из ЕГРН теперь заменяют свидетельства о регистрации права (не выдаются с июля 2016 года) и кадастровые паспорта (не выдаются с января 2017 года). Конечно, Вам продавец может показать свою выписку или свидетельство, но лучше не пожалеть денег и времени, и лично заказать новую. Своим клиентам по подбору я сама заказываю.

Образцы обычной выписки

(нажмите на картинку для ее увеличения)

Как безопасно передавать деньги продавцу за купленную квартиру — правила, способы, расходы Можно вернуть до 260 000 рублей после покупки квартиры за наличные — подробности здесь, и до 650 000 когда покупаете в ипотеку — подробности здесь

Важно: Узнаем историю сделок с квартирой и историю проживания жильцов (кто прописывался и выписывался).

Первый этап: Одновременно с обычной выпиской закажите выписку из ЕГРН о переходе прав. Её также может заказать любой человек в любом МФЦ. Стоит 460 рублей, делается 1-2 дня. Или можете заказать электронную выписку, которую пришлют на электронную почту.

В выписке о переходе показана история сделок с квартирой. Но только с 1998 года, когда сделки начали регистрироваться через Росреестр. В ней увидите — ФИО предыдущих и нынешних собственников, и главное — когда им досталась квартира и по какому договору. Например, они её покупали, будет указан договор купли-продажи. Получили в наследство — свидетельство о наследстве. Им подарили — договор дарения. Если приватизировали — договор передачи в собственность, но обычно в выписке просто будет пустая графа. Или по решению суда.

Например, ниже показан бумажный образец такой выписки на квартиру в Москве. В ней я увидела такую историю сделок: Косарёва приватизировала квартиру в январе 2002 года. Потом продала её Балденковой в августе 2006 года. Балденкова продала в январе 2006 года Галениусу. Галениус умер и квартира перешла в наследство Холодовскому в ноябре 2015 года. Холодовский продал Ахмалетдинову в мае 2016 года. На момент заказа выписки (март 2017 года) Ахмалетдинов являлся последним хозяином.

Образцы выписки из ЕГРН о переходе прав

Если в течение короткого времени в квартире часто менялись собственники — это повод насторожиться , уточните почему так у продавца/его риелтора. Когда она 3-4 раза продавалась/дарилась в течении года, я лично советую не связываться с этим вариантом. Обычно таким маневром пользуются мошенники, чтобы скрыть какую-либо аферу.

Если квартира досталась продавцу по приватизации, читайте об этом ниже.

Когда квартира досталась продавцу в наследство по закону (без завещания), нужно иметь в виду такой момент. Например, Владимир имел в собственности квартиру. У него была жена и дочь. Также есть сын от первого брака. В один день Владимир умирает, завещания он не составлял. Нотариус открывает наследственное дело и через 6 месяцев квартира переходит жене и дочери пополам, которые потом решили её продать. Они её продали, и тут появляется сын от первого брака и требует свою долю как наследник. Так как квартира продана, он может подать в суд, чтобы признать продажу недействительной. Но совсем необязательно, что квартиру отберут. Риск очень мал, но он есть. Например, сын был несовершеннолетним на момент смерти отца и не смог реализовать свои права. И обратился в суд когда ему исполнилось 18 лет. В общем, судами рассматривается сотня нюансов. Писать можно не на одну статью.

В суд могут подать наследники всех предыдущих собственников, вплоть до самого первого, чтобы попытаться развалить всю цепочку сделок. Поэтому когда квартира или доля в ней хоть раз передавалась по наследству, всегда помните о наследниках, об очень маленьком, но возможном риске. И своим клиентам я всегда об этом рассказываю.

Второй этап: Нужно получить архивную (расширенную) выписку из домовой книги. Образец ниже. В этой выписке Вы увидите — кто и когда прописывался/выписывался с квартиры, их ФИО, паспортные данные и дата рождения, сами выписались (по личному заявлению) или нет (например, в случае смерти, заключения в тюрьму, по решению суда и т.п.), куда выписались и т.п. В общем, много полезной информации.

Еще собственник может попробовать обратиться в местное МФЦ. Например, в некоторых МФЦ Москвы можно получить бесплатно. А где-то даже не понимают что это за документ. Можно получить выписку через посредников, цены в районе 3-6 тыс.руб. Ваш риелтор может получить её по своим каналам, они частенько у них есть. Тоже за денежку.

Задаток — как его правильно передать, чтобы потом не было проблем с продавцами + какие документы подписывать Документы для покупки квартиры на вторичном рынке — полный и актуальный перечень

Третий и важный этап: Сопоставим полученные выписку из ЕГРН о переходе прав и архивную выписку из домовой книги . Сначала чтобы выявить отказавшегося от приватизации. Такой отказник имеет право проживания в квартире даже при смене собственника. Он теряет такое право ТОЛЬКО когда выпишется по собственному желанию. Поэтому нам нужно искать отказника, которого выписали без его участия и согласия. До 2015 года собственники сами могли выписать осужденного из своей квартиры — им достаточно было принести в паспортный стол приговор суда и всё. И если он тот самый отказник, после выхода на свободу может обратиться в суд и восстановить своё право проживания. Без разницы, что собственник уже менялся.

Распишу всё на примере: По выписке из ЕГРН квартира приватизирована в январе 2000 года, собственники указаны ФИО1 и ФИО2. По архивной выписке из домовой книге до даты приватизации в квартире были прописаны ФИО1, ФИО2 и ФИО3. Значит ФИО3 отказался от приватизации, ведь он не указан как собственник. Также по ФИО3 написано, что он выписан в марте 2003 года по приговору суда. Т.е. он когда там сел в тюрьму, собственники отнесли в паспортный стол приговор суда и его выписали. Это можно было сделать до 2015 года. Сейчас паспортисты откажут в этом, т.к. поменялся закон. Значит этот ФИО3 после освобождения может подать в суд и восстановить право проживания. Без разницы, менялся собственник или нет.

Пример второй: Всё тоже самое как и в первом примере, но после приватизации ФИО3 выписался по личному заявлению. Значит он сам выписался, и прописаться обратно не сможет без согласия собственников. В суд откажет ему в иске.

Другой вариант: Например, в муниципальной квартире была прописана семья из трёх человек — мама, папа и малолетний сын. Родители её приватизировали, а сынишку не включили в приватизацию. Собственниками стали только мама и папа. Сейчас с этим очень строго, органы опеки не позволят не дать ребенку долю, но раньше было намного проще. В течении трех лет после своего совершеннолетия (это срок исковой давности) ущемлённый в правах ребенок может подать в суд, чтобы потребовать себе долю или вообще признать приватизацию недействительной. Если ребенок пропустил срок трехлетний исковой давности, он может попытаться его увеличить, если конечно у него имеются уважительные причины. Например, он сидел в тюрьме или из-за болезни не мог обратиться в суд. В общем, тут тоже уйму нюансов, есть маленький процент риска. Каждая ситуация индивидуальна.

Как таких выявить? Также посмотреть в двух выписках. В выписке о переходе прав находим дату приватизации и ФИО собственников при ней. В архивной — кто прописан и не выписывался до приватизации и даты их рождения.

Узнаконена ли планировка

Обязательно спросите продавца об этом. Может они снесли какие-либо перегородки/стены, на пару метров перенесли проход в комнату и т.д. Перепланировкой даже считается, когда вместо ванны поставили душ и наоборот. Было такое, что снесли стенку между туалетом и ванной, потом удивляются, что это нужно обязательно узаконить. Или он сам может не знать о перепланировке в своей квартире. Например, недоглядеть при покупке. Особенно когда людям досталась квартира по дарению или в наследство, он обычно не интересуется, что прошлые хозяева поменяли в планировке.

Даже если продавец говорит, что перепланировку не делал или он её узаконил, нужно самому всё проверить. Для этого требуйте продавца показать Вам технический паспорт на квартиру, в нём будет нарисован её план (образец ниже). Если у него нет такого документа, пусть закажет его в БТИ (инструкция) или МФЦ (инструкция). Это сделать может только собственник, никому другому не выдают. Осмотрите квартиру, сравните настоящую планировку с планировкой в плане. Также в обычной выписке из ЕГРН есть план всего этажа с планами каждой из квартир на нём (про выписку писала выше, там есть и образец). Найдите в нём нужную и также всё сравните.

(нажмите на картинку для её увеличения / горизонтальная прокрутка)

Если захотите, купить можно и с неузаконенной перепланировкой, это не считается основанием для отмены в регистрации сделки. Здесь лишний повод неплохо снизить цену. Тут небольшая проблема, если покупатель с ипотекой: Некоторые банки разрешают покупать такие квартиры (дают деньги под их залог), главное чтобы перепланировка в них была простой. Но банк потребует её узаконить в течение 6 месяцев или выставит другие требования. В общем, уточните об этом у своего ипотечного менеджера. Некоторые изменения вообще узаконить не получится — установлена батарея в балконе/лоджии, объединён балкон/лоджия с комнатой, сделали тёплые полы из центрального отопления и т.п. Здесь только вернуть в первичное положение.

Или же по другому: Банк всегда требует покупателей заказать за свой счёт оценку понравившееся квартиры, и обычно сам дает список оценщиков. Нанятый оценщик также проверяет планировку квартиры с планировкой в плане тех.паспорта. И если будут какие-либо несостыковки, он это укажет в оценке. Но с оценщиком всегда можно договорится за небольшую плату (от 5 тыс.руб.) и он закроет на них глаза.

Как узнать обязателен ли нотариус при купли-продаже квартиры В каких случаях при покупке квартиры нужно/не нужно согласие супруга — узнать

Проверяем долги по коммунальным платежам

У собственников потребуйте предоставить справки с каждой организации об отсутствии задолженностей, особенно когда квартира берёте в ипотеку, банку она точно нужна. А ЛУЧШЕ пойти вместе с ним и получить эти справки. Конечно, долги предыдущего собственника не переходят на нового, кроме долга по капитальному ремонту. Но работники Управляющей компании не будут разбираться чьи это долги, и станут требовать нового собственника их оплачивать, погрозят отключить коммуникации, хоть это всё незаконно. Нервов новым владельцам могут изрядно потрепать.

Если собственники не могут оплатить долги по ЖКХ, сумму долга можно вычесть со стоимости квартиры.

Согласие бывшего супруга

После развода такая недвижимость НЕ теряет статус совместного имущества. Просто бывшие супруги становятся участниками совместной собственности — ст. 253 ГК РФ. Т.е. люди развелись, но квартира все равно совместная, её статус не изменился — бывший супруг также имеет право на половину. Чтобы квартира потеряла этот статус, супруги должны произвести её раздел — по договоренности или через суд (п. 1, 2 и 3 ст. 38 СК РФ).

И случается, что разведенные официально раздел не произвели, разъехались и не общаются, а собственник потом решает продать совместную собственность. Конечно, Вы можете купить такую квартиру и без согласия бывшего супруга, особенно если его никак нельзя найти. По п. 2 вышеуказанной ст. 253 ГК. изначально ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что когда разведенный собственник продает совместную квартиру, он делает это УЖЕ сообща с бывшим супругов, уже с его согласия, а значит и письменного от него не потребуется. Это называется презумпция согласия — согласие бывшего супруга автоматически имеется, пока он не обратиться в суд и не докажет обратное/иное. И регистраторы без согласия спокойно регистрируют сделки, но покупатель будет в зоне риска.

Бывший супруг может подать в суд, чтобы признать сделку недействительной — вернуть всю квартиру в прежнее положение (1/2 себе и 1/2 бывшему супругу-собственнику) или вернуть 1/2 себе, а остальную часть оставить за последним покупателем. НО ТОЛЬКО когда докажет судье одновременно ДВА обстоятельства. Они указаны в п.3 ст. 253 ГК РФ: 1) Он не давал своего согласия. Например, вообще не знал о сделке. Это будет легко доказать, ведь если покупатели не покажут от него нотариального согласия, значит он его и не давал. Это логично. 2) И главное: Он должен доказать, что покупатели являлись недобросовестными — они изначально знали или должны были знать, что квартира продается без его согласия. А это доказать уже очень сложно. Обычно это покупателей и спасает, что всю квартиру в итоге оставят у них. Бывший супруг продавца может подать в суд лично на него, чтобы получить половину от денег с продажи. В общем, они уже сами будут разбираться, а покупателей это уже касаться никак не будет.

Поэтому советую потребовать у продавца, чтобы он нашёл своего бывшего супруга, и тот оформил у нотариуса согласие на продажу. Если получить согласие никак не получится — лучше ищите другой вариант.

Проверяем продавцов

Еще может быть такое — из-за болезни или старости собственник не смог сам прийти к нотариусу, поэтому нотариус оформил доверенность на выезде. Это обязательно будет написано с указанием места, где доверенность оформлялась. Тогда я очень советую посмотреть другие варианты для покупки.

Когда купите квартиру, то в ней нужно прописаться (зарегистрироваться). Как прописаться в своей квартире?

Понравилась статья? Вы знаете, что надо сделать ;)

Есть вопросы? Можете бесплатно проконсультироваться. Воспользуйтесь окошком онлайн-консультанта, формой внизу или телефонами (круглосуточно и без выходных):

Если вы решили приобрести недвижимость, не обязательно привлекать для этого специалистов: можно все сделать самостоятельно. Для начала нужно полазить по открытым реестрам и базам данных и убедиться в добросовестности продавца, а затем изучить документы на сам объект. Если у вас все-таки есть сомнения, можно предоставить проверку юридической чистоты сделки банку, взяв небольшую ипотеку.



"При покупке готового загородного дома целесообразно запросить документы о присоединении к сетям водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения", – напоминает старший юрист практики недвижимости и строительства PwC в России PwC в России Федеральный рейтинг. группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) 8 место По выручке 9 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 9 место По количеству юристов × Александр Маслов.

  • закажите выписку на землю из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Она стоит от 250 руб. и содержит в себе сведения о собственнике, дате и основании возникновения у него права собственности, кадастровой стоимости земли, решении о её изъятии для государственных или муниципальных нужд, а также об обременениях;
  • запросите документы, на основании которых продавец владеет этой землей;
  • убедитесь, что земельный участок не находится в охранной либо санитарной зоне. "Это может в дальнейшем повлиять на возможность строительства на нем капитального объекта и его последующего оформления", – предупреждает ведущий юрист ООО Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × Элита Закиян;
  • проверьте, установлены ли границы земельного участка. "Неустановленные или неуточненные границы могут повлечь в будущем споры с соседями. Рекомендуется воспользоваться услугами геодезистов, которые выяснят, соответствует ли фактическая площадь земельного участка площади по документам", – добавляет Закиян.

Если земельному участку или дому не присвоен адрес, можно обратиться в территориальный уполномоченный орган власти, там получить распорядительный акт о его присвоении, а затем с этим актом прийти в МФЦ или Росреестр и внести сведения об адресе в ЕГРН. Отсутствие присвоенного адреса не влечет негативных последствий для покупателя и не влияет на возникновение права собственности.

Таунхаус – малоэтажный жилой дом, поделенный на несколько многоуровневых квартир с отдельном входом в каждую и небольшим участком земли рядом. Покупка таунхауса аналогична покупке дома на земельном участке, однако следует обратить внимание на следующее. И земельный участок, и сам таунхаус оформляются в общую долевую собственность. При этом право общей долевой собственности на земельный участок возникает с момента первой регистрации права на жилое помещение. Вид разрешенного использования земельного участка должен быть: "жилищное строительство", "малоэтажное строительство" или "блокированные жилые дома". Если земельный участок, на котором возведен таунхаус, относится к "малоэтажному строительству", дом будем считаться многоквартирным, а каждая его секция будет оформлена как квартира с индивидуальным входом.

Покупателю стоит иметь у себя оригиналы (по возможности) или копии всех указанных в этой статье документов.


  • проверьте застройщика на сайте ФНС, при этом обратите внимание на учредителей юрлица и разрешенные виды деятельности;
  • закажите выписку на землю из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Она стоит от 250 руб. и содержит в себе сведения о собственнике, дате и основании возникновения у него права собственности, кадастровой стоимости земли, решении о её изъятии для государственных или муниципальных нужд, а также об обременениях;
  • запросите документы, на основании которых продавец владеет землей под объектом строительства: например, договор купли-продажи, аренды, субаренды либо безвозмездного пользования землей;
  • уточните о наличии разрешения на строительство. Если продавец не представил такого разрешения, можно поискать его на сайте Минстроя, мэра Москвы, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Мосгосстройнадзора, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области либо на официальных сайтах уполномоченных органов власти;
  • изучите реестры благонадежности застройщиков (например, на сайте Москомстройинвеста и Министерства строительного комплекса Московской области);
  • будет нелишним почитать отзывы о застройщике и его проектах, изучить картотеку арбитражных дел и банк данных исполнительных производств, "пробить" нотариальную доверенность представителя – как при проверке продавца вторичной недвижимости.

Если вы будете заключать договор долевого участия, помните: он обязательно регистрируется в Росреестре. Только после его регистрации у дольщика возникает обязанность внести оговоренную соглашением сумму (ч. 3 ст. 4 закона о долевом строительстве). Если застройщик начал строительство после 1 января 2014 года, запросите у него поручительство банка или страховой компании, которое подтвердит страхование застройщиком гражданской ответственности перед дольщиками. Также убедитесь, что в СМИ или на сайте застройщика размещена проектная декларация. Заключение договора купли-продажи с первым участником строительства допускается лишь спустя 14 дней со дня опубликования проектной декларации (ч. 2 ст. 19 закона о долевом строительстве).

Безопаснее заключить не договор долевого строительства, а договор проектного финансирования, но по некоторым оценкам жилье по нему обойдется дороже (см. "Вступил в силу закон об отмене долевого строительства: что будет с ценами на жилье"). Если при долевом участии человек отдает свои деньги застройщику и рискует их потерять, то при проектном финансировании деньги дольщиков лежат в банке на эскроу-счетах, пока дом не будет сдан. Все застройщики перейдут на проектное финансирование с 1 июля 2019 года, а пока у покупателей есть выбор между двумя этими механизмами.

При покупке недвижимости в ипотеку юридическую проверку и составление договора купли-продажи бесплатно осуществляет банк. Поэтому многие покупатели, даже имея на руках всю необходимую сумму, берут небольшую ипотеку и досрочно погашают ее по прошествии года с даты регистрации перехода права собственности – поскольку таков срок исковой давности по оспариванию большинства сделок с недвижимостью (п. 4 ст. 165, п. 2 ст. 181 ГК). В случае возникновения судебного спора банк окажет помощь покупателю, а сумма процентов по ипотеке за год будет ниже стоимости услуг риелторов.

Какие документы проверить перед покупкой, чтобы не остаться без жилья?

Циан.Журнал составил чек-лист для документов, связанных с приобретением недвижимости: где их искать и что в них особенно тщательно проверять?

В первую очередь

Обычно оригиналы документов появляются на арене только при внесении аванса. Но поинтересоваться их наличием и содержанием можно и нужно гораздо раньше — даже на этапе первого звонка по объявлению. Итак, самые важные документы по жилой недвижимости таковы.

Это выписка из ЕГРН или свидетельство о регистрации права, которое выдавалось до июля 2016 года. Они подтверждают право собственности, доказывая, что именно этот человек владеет именно этой недвижимостью. Сейчас основным документом является свежая выписка из ЕГРН.

Покупателю имеет смысл заказать ее в МФЦ самостоятельно — для этого достаточно знать лишь адрес квартиры. В выписке содержатся основные сведения по квартире, начиная с ее кадастрового номера, адреса и параметров и заканчивая кадастровой стоимостью и данными о действующем собственнике.





  • Документы-основания (правоустанавливающие документы)

Документы-основания объясняют, каким образом недвижимость оказалась у нынешнего владельца (читай: продавца) — это могут быть приватизация, наследство, покупка, дарение и ряд других вариантов. Соответственно, документами-основаниями станут договор передачи, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи или дарственная (от предыдущего собственника — нынешнему). В случае с новостройкой — ДДУ и акт приемки, если дом сдан.

Спрашивать об основании перехода права надо еще до выезда на просмотр. В ряде случаев это убережет покупателя от пустой траты времени на подозрительный объект. Стоит насторожиться, если на том конце провода не нашлись, что ответить, или заявили, например, что документы пока не готовы — оформляются.

Циан.Журнал неоднократно писал об этом: если свежеприобретенная квартира продается спустя всего несколько месяцев (а то и раньше) — это дополнительные риски: впоследствии рискуют обнаружиться неучтенные дети, обиженные наследники, бабушки с деменцией и прочие претенденты на теперь уже вашу жилплощадь.

Условно безопасным считается срок владения недвижимостью от трех лет, потому что именно столько составляет срок исковой давности. Если кто-то из предыдущих владельцев квартиры хочет оспорить сделку, то он должен уложиться именно в эти три года, иначе придется объяснять и доказывать, где он все это время пропадал, раз не заявил свои претензии раньше.

Внесение аванса

Внесение аванса — второй этап сделки. В ходе встречи должны быть предъявлены оригиналы правоустанавливающих документов (чаще всего на показы никто не возит ни оригиналы, ни копии документов, поэтому их удастся увидеть на авансе или если агент рассылает всем копии документов своего клиента через мессенджеры или электронную почту, заранее). Также необходимо проверить оригиналы паспортов собственников (если собственники — несовершеннолетние, то проверьте их свидетельства о рождении и паспорта, если есть).

Проверка квартиры


2. Получаем справки об отсутствии задолженности за ЖКУ (включая взносы на капремонт). Как уже отмечалось, данные об этом есть в ЕЖД.

Все эти справки бесплатны, но имеют сроки действия: ЕЖД — два месяца, выписка из домовой книги — один месяц, а справка об отсутствии задолженности просто сообщает, что на определенную дату задолженности нет.

Если долги за ЖКУ остаются за собственником, то долги по капремонту числятся по квартире (если они есть, то уже новому собственнику придется их гасить).


3. Документы из БТИ (поэтажный план и экспликация) являются опциональными и чаще требуются при оформлении ипотечного кредита. Непосредственно для регистрации сделки ни поэтажный план, ни экспликация не нужны. Эти документы дают понять, не проведена ли в квартире перепланировка (если да, надо удостовериться, что она узаконена, иначе возникает риск не получить кредит сейчас или не продать квартиру в последующем). Получение этих документов обойдется собственнику примерно в 1,5 тыс. рублей.


Техпаспорт даст понять, не была ли проведена в квартире неузаконенная перепланировка (если в документе на плане есть красные линии, значит, перепланировка не узаконена).


4. Справка о погашении ипотеки понадобится, если квартира, которую вы приобретаете, была куплена предыдущим собственником в ипотеку. Выглядит эта справка как уведомление, из которого следует, что обязательства по кредитному договору выполнены в полном объеме — номер договора и дата прилагаются, и по состоянию на текущую дату остаток долга составляет ноль рублей, ноль копеек. Также в уведомлении должна быть фраза об отсутствии просроченных долгов как по самому кредиту, так и по выплате процентов по нему. Если же кредит до конца не выплачен и предполагается, что он ляжет на плечи покупателя, продавцу следует еще до подачи объявления выяснить у банка, согласится ли тот на такой вариант — если нет, сделку придется отложить или продумать другие варианты.

Проверка собственников

Продавца тоже можно проверить — историю как его личную, так и кредитную. Такая проверка если и не гарантирует стопроцентной безопасности, то значительно снижает риски встречи с мошенником. На что следует обратить внимание:

1. Справки из психоневрологического и наркологического диспансеров. Эти справки берет собственник по месту жительства (важный момент, так как позволяет избежать получения фальшивых справок). В справках должно быть указано, что продавец не состоит на учете. При этом продавец может впоследствии оказаться недееспособным и попытаться оспорить сделку, но если у покупателя сохранятся справки, удастся доказать суду, что на момент сделки сведений об этом в официальных органах не было.

2. Кредитная история продавца.

  • Продавец оформляет такую выписку практически в любом банке (в том числе онлайн), а стоит она примерно 200–400 рублей. Это не обязательный документ, но, если продавцу скрывать нечего, проблем с получением такой справки возникнуть не должно.
  • Частично проверить информацию о долгах продавца у покупателя получится и самостоятельно — по бесплатным открытым базам. Допустим, на сайте службы судебных приставов (понадобится ФИО и дата рождения продавца). Если долги значительные, это повод задуматься, стоит ли иметь дело с таким человеком.
  • Кроме того, продавца надо поискать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве . Для проверки понадобятся ФИО, место регистрации и желательно СНИЛС, ОГРНИП или ИНН (но база ищет и без них).

3. Еще один путь — проверить продавца и на историю его взаимодействия с судами. В этом посодействует г осударственная система правосудия : зная ФИО человека, вы выясните, есть ли в судебном производстве какие-то связанные с ним дела.

4. Проверка паспорта продавца — довольно деликатный момент, многие стесняются внимательно его изучить (зря: мошенники иногда действуют по поддельным документам, так что лучше быть настороже). Большинство адекватных продавцов не станут возражать против такой проверки, так что не стесняйтесь попросить переписать данные или сфотографировать главную страницу. Проверить паспорт на подлинность (действительность) поможет база МВД . Здесь следует искать, не просрочен и не утерян ли предъявленный вам документ. Если продавец менял фамилию, потребуйте соответствующее свидетельство из загса. Также обратите внимание на наличие помарок, неполадок с водяными знаками и несоответствие серии с паспорта с регионом, ОВД которого этот паспорт выдало (серия — московская, а паспорт выдан в Калининграде), — проверить номера можно здесь.

5. Если квартира приобреталась и продается в браке, то нужно получить согласие супруга или супруги собственника на сделку.

6. Доверенность, заверенная у нотариуса, нужна в тех случаях, если в роли продавца выступает представитель собственника (а тот, например, находится в отъезде). Мы не устаем повторять, что сделки по доверенности придают сделке массу рисков, но если вы решились, не забудьте перепроверить все указанные данные (сверьте с паспортными), а саму доверенность — в реестре доверенностей. Отметим, что доверенности различаются: генеральная позволяет проводить любые действия, специальная — определенные (например, ее дают риелторам для оформления документов), а разовая — соответственно, на разовые мероприятия (например, для получения справки в МФЦ).

Список документов

По квартире:

  • свежая выписка из ЕГРН;
  • документы-основания;
  • выписка из домовой книги;
  • справка об отсутствии задолженности (в том числе по ЖКУ и капремонту);
  • ЕЖД (опционально, так как заменяет и справку об отсутствии долгов, и выписку из домовой книги);
  • документы БТИ (поэтажный план и экспликация) для проверки проведения перепланировки.

По собственнику:

  • паспорт (надо просмотреть все страницы на предмет каких-то отметок; заодно обратите внимание на семейное положение и наличие несовершеннолетних детей: если они есть, поинтересуйтесь, где они прописаны и не был ли использован при покупке квартиры, которая сейчас продается, маткапитал: если да, детям должна быть выделена доля);
  • справки из психоневрологического и наркологического диспансеров;
  • проверка по базам: действительность паспорта, реестр банкротов, база судебных приставов и судебных разбирательств;
  • нотариально заверенное согласие супруга или супруги на сделку (если собственник состоит в браке).

Понравилась статья?

Спасибо. Ценная информация

Очень хорошая идея - посмотреть платёжки ЕПД и за электричество. Так можно заранее увидеть и попросить отключить ненужную радиоточку, антенну, и, главное, привести в порядок все счётчики.

Да, хорошая статья. Спасибо.

Блин, ну вот зачем писать о том, чего совсем не знаете?? Человек может состоять на учете в ПНД /годами/ по совершенно разным причинам, НО. Если человек просто обратился к участковому врачу по поводу депрессии - сюрприз - он уже "состоит на учете". Если у человека не тяжелое заболевание, требующее регулярный контакт с участковым врачом, то человек просто не появляется в ПНД, и никто ему ничего не скажет, а через полгода его медицинскую карту сдадут в архив, и - сюрприз - человек уже "не состоит на учете". В наше время еще возможно найти какие-то следы, учитывая электронный документооборот, но если продавец - человек в возрасте, кто будет искать архивные документы?
Далее. Дееспособность ограничивается исключительно в судебном порядке. Человек может быть запойным алкоголиком, больным с прогрессирующей деменцией или острым психозом - НО если нет судебного решения о лишении или ограничении дееспособности, формально такой человек имеет право распоряжаться своим имуществом как сам того захочет. Другое дело, в случае покупки квартиры у такого продавца покупатель должен обезопасить себя на случай возможных последствий. Во-первых, показать себя добросовестным покупателем, во-вторых, провести медицинскую экспертизу продавца на ПРАВОспособность.
Наконец, экспертиза на ПРАВОспособность, особенно, если у нас сомнительный продавец, проводится в день подписания ДКП, желательно в кабинете нотариуса под видеозапись, чтобы в случае споров не было варианта "продавец успешно прошел экспертизу, но за час, прошедший до подписания ДКП напился до беспамятства/понял, что жизнь - тлен, на тот свет квартиру не заберешь, и почему бы не подарить ее кому нужнее/понял, что покупатель просто хороший человек, и решил снизить стоимость квартиры в сорок раз".
При подписании ДКП нужна экспертиза в идеале на дееспособность, но, если есть сомнения, что человек ее пройдет - на правоспособность. Это очень простая процедура, которая проводится врачами-психиатрами с квалификацией судебного медицинского эксперта. Задаются простые вопросы, позволяющие определить, понимает ли продавец суть и последствия сделки, ориентируется ли продавец, какая сейчас дата и время, что может рассказать о себе /чем любит заниматься, где работает, а какие предметы нравились в школе/, а где он будет жить после продажи квартиры, а что сделает с полученными деньгами, ну и потом пара тестов (все это можно спокойно найти в открытом доступе, и никто не будет специально задавать "сложные" вопросы). Цель всего этого мероприятия - определить, что именно в данный конкретный момент продавец осознает суть и последствия сделки, не находится под влиянием родственников/покупателя/кого-то еще, кто вынуждает его совершить сделку, не находится под влиянием психоактивных веществ, способных повлиять на принятие решения, не находится в подавленном состоянии из-за смерти любимой собачки, не слишком увлечен мыслями о грядущем апокалипсисе или очередной дозе. Именно сейчас, в данный конкретный день и час продавец (который, возможно, имеет психическое заболевание) имеет ясный ум, его заболевание не в острой фазе, и он способен адекватно оценивать свои действия и их последствия.
Еще раз. Суд-мед экспертиза на ПРАВОспособность с выездом специалистов на место. В день сделки, в идеале - за час до нее в присутствии нотариуса и с экспертами не из частной клиники, а из обычного ПНД. Конечно, если продавец вызывает вопросы при первой встрече (или продает квартиру по доверенности и не готов выйти с вами на связь лично), лучше с этим не связываться. Но если ситуация патовая, и вам нужно, например, как-то расстаться с сособственником общего имущества, стоит использовать эту опцию, чтобы себя обезопасить.

Покупка любой недвижимости, в том числе и земельного участка, всегда несет в себе определенные риски. Чаще всего они связаны с наличием у приобретаемого объекта каких-либо проблем: обременений, возможности посягательств со стороны третьих лиц, отсутствия необходимых документов и т. п.

Чтобы минимизировать эти риски, перед проведением купли-продажи стоит провести процедуру проверки юридической чистоты сделки. В чем она заключается и что при этом подлежит изучению, будет рассмотрено далее.

Права на землю и документы

Одно из главных требований к продавцу при проведении сделки купли-продажи — это наличие у него прав собственности на земельный участок. Подтверждаются данные права определенными документами, которые в обязательном порядке прикладываются к договору. К этим документам относятся:

Правоустанавливающие


С их помощью можно определить, на каких основаниях земля оказалась у нынешнего собственника.

нотариальное заверение документов по купле-продаже

В зависимости от способа получения это может быть:

  • договор купли-продажи;
  • свидетельство о вступлении в наследство;
  • решение суда; ;
  • договор мены; местного органа государственной власти (администрации) о передаче участка в собственность и т. п.

Наиболее надежным способом получения земли является последний, поскольку в этом случае риск наличия каких-либо проблем с недвижимостью является минимальным.


Во всех остальных случаях существует вероятность, что права собственности нынешнего владельца могут быть оспорены другими заинтересованными лицами.

При проверке этих документов стоит обратить внимание на срок, в течение которого продавец владеет землей. Если он довольно длительный (например, несколько лет), то надежность сделки повышается. При слишком маленьком сроке (менее года) покупателю стоит насторожиться, особенно если предыдущий собственник также владел участком недолго.

Подтверждающие наличие прав собственности

Главным документом при этом является свидетельство о государственной регистрации права собственности.


Оно выдается во время процедуры регистрации договора при переходе прав собственности на землю в Росреестре.

оформление документов на куплю-продажу

В большинстве случаев наличие данного документа является обязательным, за исключением некоторых ситуаций:

  • права собственности возникли в период до 2000 г. — тогда регистрацией имущественных сделок занималось БТИ, а свидетельство при этом не выдавалось;
  • участок был получен по наследству или по решению суда (в некоторых случаях) — в этом случае право собственности возникает в момент получения прав на наследство или издания соответствующего судебного решения, государственная регистрация при этом необязательна.

Таких исключительных ситуаций на самом деле немного, поэтому наличие свидетельства все-таки является очень желательным. При этом важно, чтобы продавец мог предоставить оригинал документа. Копия, даже заверенная нотариально, должна насторожить — возможно, отсутствие оригинала связано с наличием на участке определенных обременений.


Но даже при наличии оригинала все равно стоит внимательно проверить документ.

В частности, данные о владельце, указанные в нем, должны совпадать с паспортными данными продавца. Также необходимо обратить внимание на категорию земли и вид ее разрешенного использования, указанный в свидетельстве.

Кадастровый паспорт (до 2008 года — кадастровый план)

Еще один обязательный документ, подтверждающий, что участок прошел процедуру постановки на кадастровый учет и получил соответствующий номер. Без выполнения этого требования любые сделки с ним, в том числе и продажа, запрещены.

получение прав собственности на землю

В паспорте должны содержаться такие данные:

  • ФИО владельца;
  • данные о частях участка;
  • категория земель;
  • план границ;
  • сведения об обременениях (например, наличие трубопроводов, подъездных путей и т. п.).


Данные о размере земли, указанные в кадастровом паспорте, обязательно должны совпадать с теми цифрами, что содержатся в свидетельстве о регистрации.

При обнаружении каких-либо несоответствий стоит потребовать от продавца снижения цены или вообще отказаться от сделки.

Выписка из ЕГРП

Даже при наличии всех вышеперечисленных документов стоит требовать данную выписку, поскольку она весьма достоверно отображает правовое положение участка на данный момент времени.


В частности, в ней есть информация о том, находится ли земля в залоге, под арестом или судом.

Получить выписку может не только собственник, но и любое заинтересованное лицо, путем обращения в районное отделение Росреестра. Поэтому в случае отказа продавца от предоставления этого документа покупатель может получить его самостоятельно.

Категория земли

Земля во владении государства

Помимо документальной, нелишней также будет проверка категории земли и вида разрешенного использования, ведь от этого будут напрямую зависеть возможные действия с участком.

Делается это с использованием такой его характеристики, как кадастровый номер — уникального номера, присваиваемого каждому участку при его постановке на учет.

При помощи этого номера можно получить важнейшую информацию о нем, а именно:

  • месторасположение;
  • границы и размеры;
  • наличие строений;
  • кадастровая стоимость;
  • данные о владельце;
  • характеристики качества почвы;
  • категория земли.

Проверка

Провести проверку можно несколькими способами:

Через интернет

По телефону

В этом случае необходимо обращаться в территориальное отделение Росреестра и запрашивать необходимую информацию. Однако стоит учесть, что сделать это может только собственник участка.

Путем личного обращения

Делается это путем обращения в службу, которая занимается регистрацией, кадастрами и картографией с просьбой уточнить сведения об участке.


В течение 5 дней на этот запрос будет предоставлен ответ — в виде письма или какого-либо другого выбранного способа связи.

Последний вариант позволяет получить максимально подробную информацию об участке, поэтому лучше использовать именно его. После получения информации в этом органе можно сравнить ее с теми данными, которые содержатся в документах продавца — при наличии каких-либо несовпадений стоит насторожиться.

Наличие возможных обременений

Под обременением понимаются различные ограничения, которые наложены на возможное использование земельного участка. Возникнуть они могут в результате договора или в силу закона.

Дом и его приобретение

Примером возможных обременений может быть:

  • арест — данное ограничение накладывается судебными органами и связано, чаще всего, с наличием непогашенных задолженностей;
  • залог (в том числе и при ипотеке) — в этом случае недвижимость выступает обеспечением по какой-либо сделке и может быть затребована залогодержателем при определенных условиях;
  • сервитут — под ним понимается ограниченное право пользования землей, предоставляемое третьим лицам (например, право прохода через участок или прогона сельскохозяйственных животных);
  • притязания со стороны третьих лиц (например, родственников продавца) — в частности, при продаже обязательно требуется согласие мужа или жены;
  • долгосрочная аренда (более года) — при такой сделке даже смена собственника участка не является основанием для ее расторжения;
  • концессия — в этом случае собственник так же, как и при аренде, передает право пользования участком другому лицу, но не на конкретный срок, а для реализации определенной цели (например, для добычи полезных ископаемых);
  • доверительное управление — при этом участок используется специально назначенный управляющий, но не в своих целях, а в интересах собственника или другого лица;
  • ограничение в возможности использования земли (например, запрет на размещение определенных объектов в природоохранных зонах) и т. п.


Все из перечисленных выше ограничений, наложенных на землю, подлежат обязательной государственной регистрации в Росреестре.

Поэтому сведения об их наличии обязательно содержатся в этом органе. Информация о наличии или отсутствии обременений также должна отображаться в свидетельстве о правах собственности на участок.

Однако для максимальной надежности стоит обратиться в Росреестр и получить на данный объект выписку из ЕГРП. Для этого необходимо знать только кадастровый номер участка и его точный адрес.

сделки с недвижимостью с участием несовершеннолетних

Проверка квартиры перед покупкой является очень важным этапом.

Что необходимо знать в сделках с несовершеннолетними? Читайте об этом в нашей статье.

При помощи пожизненной ренты можно достичь финансовой стабильности. Подробности по ссылке.

Проверка личности продавца

Дом с землей

Еще одним немаловажным критерием для определения юридической чистоты купли-продажи является проверка личности продавца.

Обязательным документом для проведения сделки является его паспорт, данные в котором должны полностью совпадать с информацией, указанной в бумагах на участок.

Стоит обратить внимание не только на совпадение паспортных данных, но и на подлинность самого документа — для этого необходимо знать основные требования к его оформлению, а также признаки подделки.


Визуально можно сравнить фото в паспорте и данные о возрасте с внешностью продавца.

Если сделка проводится с участием доверенного лица собственника, обязательно должна иметься нотариально заверенная доверенность. В документе должно быть указано, с какой именно целью он выдается (в частности, с разрешением проведения имущественных сделок).

Данные в доверенности должны совпадать со сведениями из паспорта доверенного лица. Дополнительно можно связаться с собственником участка (например, по телефону или другому способу связи) и уточнить у него достоверность информации относительно доверенного лица.

Также стоит проверить дееспособность продавца, то есть наличие у него законного права на совершение каких-либо гражданских сделок.


Дееспособность подтверждается медицинской справкой, в которую заносятся данные о наличии или отсутствии у гражданина каких-либо психических заболеваний или опасных зависимостей (алкогольной, наркотической).

И хотя она не является обязательным документом, лучше все-таки позаботиться о ее наличии и приложить эту справку к пакету документов.

Стоит учесть, что на практике подавляющее большинство земельных участков так или иначе имеют какие-либо изъяны, которые на момент проведения сделки сложно обнаружить. Поэтому, кроме самостоятельной проверки документов и продавца, стоит обратиться за услугами в специальную компанию. Ее сотрудники максимально тщательно проверят юридическую чистоту сделки и выявят возможные проблемы и риски от ее заключения.

Читайте также: