Причины цели и принципы разгосударствления и приватизации собственности

Обновлено: 05.05.2024

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется разными методами. Рассмотрим важнейшие из них.

Национализация – переход частной собственности на основные объекты хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность государства. Национализация имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в какую историческую эпоху она проводится. Процессом, обратным национализации, является приватизация.

Приватизация (лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация может иметь скрытый характер, например аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии – Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации.

Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

Созданы две государственные структуры: первая – комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая – фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона о приватизации усилила социальные противоречия в обществе и поэтому сам закон подвергается критике.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики.

Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.

Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: государство перестает быть субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое приватизация?

Что такое приватизация? Приватизация – это переход государственной собственности, например железных дорог, авиалиний или почтовых служб, в частные руки.В 1980-е гг. Рональд Рейган в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании проводили политику приватизации.Те, кто выступает

Приватизация

Приватизация Приватизировать или нетПриватизировать жилье – это значит бесплатно получить его в собственность.Если ваша квартира не приватизирована, значит, вы занимаете ее по договору социального найма с муниципалитетом. Не беда, что многие этого договора в глаза не

ГЛАВА 4 Банковская система России в трех измерениях экономической реформы: либерализация, приватизация, финансовая стабилизация

ГЛАВА 4 Банковская система России в трех измерениях экономической реформы: либерализация, приватизация, финансовая стабилизация Принято считать, что "D-day" экономической реформы начался в России 2 января 1992 г. с президентского указа о либерализации цен. На самом деле

5.3. Приватизация Сбербанка. Об обязательствах власти перед народом и внешнем долге России

5.3. Приватизация Сбербанка. Об обязательствах власти перед народом и внешнем долге России Тема государственных обязательств звучит в российских СМИ. Термин этот чаще всего применяют экономисты, понимая под ним финансовые обязательства органов государственного

4. Приватизация

4. Приватизация В конце 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В

Лекция 22 Тема: СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ

Лекция 22 Тема: СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ Объектом анализа в данной теме являются такие вопросы, как:• сущность собственности как экономической категории;• законы собственности и присвоения;• формы

13. ПРИВАТИЗАЦИЯ СБЕРБАНКА

Вопрос 63 Приватизация в РФ

Вопрос 63 Приватизация в РФ Ответ Приватизация – это процесс преобразования государственных и муниципальных предприятий в частные, коллективные и акционерные.Приватизации в РФ не подлежат предприятия, которые обеспечивают эффективное функционирование всей

1.2.3 Приватизация

1.2.3 Приватизация Единственное, с чем следует согласиться: эффективные собственники пока не появились, не стали повсеместным явлением. А это, несомненно, способствует уводу денег в тень, криминализации экономики. Иной вопрос, могло ли быть иначе в столь короткий период.

83. ПРИВАТИЗАЦИЯ

83. ПРИВАТИЗАЦИЯ 1993–1994 гг. стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а 1995–1996 гг. – годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных внутриструктурных, а не количественных

6.2. Приватизация — пиррова победа общественников над предметниками

6.2. Приватизация — пиррова победа общественников над предметниками Приватизация в России и постсоциалистических странах это наглядный пример проведения преобразований под руководством общественников и в целом в интересах общественников. Этим в значительной степени

Приватизация Сбербанка. Об обязательствах власти перед народом и внешнем долге России

Изучение целей и направлений разгосударствления. Принципы, формы и методы приватизации. Передача от государства физическим и юридическим лицам функций прямого хозяйственного управления собственностью. Изменение роли и функций государства в экономике.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.02.2014
Размер файла 26,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Список использованных источников

Особое изучение проблем переходного периода неосновательно для специалистов экономического профиля, призванных практически решать вопросы трансформации национальной экономики. Принципиально новыми явлениями переходного периода являются разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

1. Разгосударствление. Цели и направления разгосударствления

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е. связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к наиболее экономическим методам регулирования.

Целями разгосударствления являются:

- преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

- устранение существующего в условиях КАС отчуждения работника от средств и результатов производства и превращение человека в реального собственника;

- преобразование трудовых отношений путем введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

- демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления:

1) сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;

2) уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

3) коммерциализация государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

4) ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

5) переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков. [13, c. 168].

2. Приватизация. Принципы, формы и методы приватизации

Приватизация означает на смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности чтобы другим неповадно было экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации империя утрачивает возможность владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, обстановка лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Для начала это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью так называемые естественные монополии: железные дороги системы связи, электростанции и др. управления.

Процесс, противоположный приватизации, именуется национализацией. Она представляет собой передачу личной принадлежности в приказ страны. В XX в. более масштабная национализация была проведена в СССР. Правительство получило подавляющую дробь средств изготовления и государственного имущества. Национализация и прихватизация проводятся в различных странах и в настоящее время. Не считая такого, в отдельных странах исполняется реприватизация - возврат национализированной принадлежности бывшим обладателям. В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные - преобразованы в акционерные общества;

4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;

5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;

Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, РФ. Она еще исполнялась в Болгарии, Польше и Румынии. Более удачно и скоро из восточноевропейских государств этот метод приватизации был применен в Чехии и Словакии. Таковая прихватизация дозволяет действенно дать в личные руки более трудные объекты - большие промышленные компании. Свободность ваучеров либо их часто символическая стоимость привлекает в процесс приватизации огромную дробь народонаселения. Но фуррор такового метода приватизации в решающей ступени зависит от развитости базара ценных бумаг. Из государств, проводивших ваучерную приватизацию, денежные рынки владели достаточной устойчивостью лишь в Чехии, Словакии и Словении. В Рф, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неуравновешенном либо зачаточном состоянии. Следует подметить, что уже к середине 90-х годов в ряде государств ваучерная прихватизация вследствие недочетов механизма её реализации растеряла притягательность для народонаселения. Этак, народонаселение Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало супротив этого способа и высказалось в помощь возмездной приватизации.

Нередко применяемый метод приватизации - реализация богатства муниципальных приватизируемых компаний. Есть некоторое количество вариантов применения предоставленного подхода, этак как актив может реализовываться трудовому коллективу. Плюсом этого метода является скорое дополнение казны страны и удаление экономного недостатка, улучшение валютного обращения. Главный недочет - недостаток средств у народонаселения. Потому в предоставленном случае количество инвесторов, как и приватизируемых компаний, очень скромно. Не считая такого, компании обязаны существовать симпатичными для инвестора, т. е. доходными. Численность же таковых компаний в критериях трансформирующейся экономики грубо сокращается.

При продаже на аукционе объекты гос. принадлежности приобретаются сообразно правилам аукционных торгов. Приватизируемое актив переходит в собственность такого клиента, который дает наивысшую стоимость. Как верховодило, таковой разряд приватизации употребляется, когда не оговариваются особые условия сообразно предстоящему применению приватизируемого объекта. 2-ой метод платной приватизации - реализация сообразно конкурсу. Он употребляется в тех вариантах, когда клиент обязан исполнить определенные условия сообразно предстоящему применению компании. Эти условия имеют все шансы предугадывать: хранение либо творение новейших рабочих мест, прочерчивание определенных природоохранных мероприятий, отказ от конфигурации в движение определенного времени профиля компании, хранение объектов общественной сферы компании и др. Победителем конкурса объявляется клиент, предписание которого лучше только подходит условиям конкурса.

В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и в особенности в РФ) довольно обширное распределение получила таковая выкройка приватизации, как передача либо льготная реализация муниципального богатства труженикам приватизируемых компаний. Несомненным плюсом предоставленного подхода является снабжение массовости и вероятность стремительной передачи в руки трудового коллектива значимого численности муниципальных компаний. К недочетам относятся, во-1-х, значительные различия в стоимости приватизируемого богатства сообразно отраслям и компаниям, а во-2-х, дифференциация объектов сообразно уровню рентабельности. Потому трудовые коллективы различных компаний оказываются в неодинаковых стартовых критериях. Не считая такого, сообразно последней мерке, на главном шаге таковой приватизации, исключается роль иностранных инвесторов, а еще появляются трудности, связанные с неимением эксперимента управления реформированными предприятиями.

Более желаемым методом приватизации для трудовых обществ считается выкуп арендуемого богатства. В этом случае для выкупа разрешено применять чистую выручка и амортизационные отчисления, приобретенные от применения богатства, обретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сберегается трудящийся коллектив. Недостает необходимости распределяться прибылью с иными владельцами. Плюсом является и вероятность применения различных вариантов выкупа. Он может существовать одновременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет вполне вносится цену выкупаемого муниципального богатства. Выкуп в рассрочку употребляется, когда у трудового коллектива не хватает личных средств, а кредиты банков нецелесообразны либо безвыгодны. В этом случае цену выкупаемого богатства погашается долями.

Недочетом такового метода является неосуществимость скорого повышения эффективности компании, этак как к роли в приватизации не допускаются остальные собственники, способные привнести средства для его реконструкции.

Преображение в акционерное сообщество является одним из массовых методик приватизации, в особенности для больших компаний, какие не имеют все шансы существовать приватизированы иными способами. В этом случае формируются прикрытые либо раскрытые акционерные сообщества. Акции выпускаются на сумму переоцененного богатства (статутный фонд)компании. Сообразно решению трудового коллектива они имеют все шансы существовать реализованы или внутри коллектива, когда появляется прикрытое акционерное сообщество, или отчасти проданы иным личикам (раскрытое акционерное сообщество). Акционирование целенаправленно в первую очередность для тех компаний, какие издают конкурентоспособную продукцию, владеют большими главными производственными фондами, имеют большущий вывозной потенциал.

Особенным способом передачи муниципального богатства в личные руки, как подмечалось, является реприватизация - возвращение принадлежности бывшим обладателям, лишившимся её в итоге национализации. Главными обликами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного богатства средствами либо ваучерами и реституция - возврат бывшим обладателям либо их преемникам самой принадлежности. Огромный смысл имеют сроки проведения реприватизации. Она обязана предшествовать приватизации. В неприятном случае может появиться конфликт меж старенькими и новенькими обладателями компании. Наиболее удачно и в сравнимо широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии[5, c. 177].

Список использованных источников

приватизации разгосударствление собственность экономика

1. Бабосова, Е.А. Макро- и мета экономика: учебник / Е.А. Бабосова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 674 с.

2. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2001. - 752 с.

3. Большаков, С.Ю. Экономическое развитие современного государства: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков. - СПб.: Нева, 2006. - 874 с.

4. Большаков, С.Ю. Юридические аспекты реализации права собственности: вопросы теории и практики / С.Ю. Большаков // Экономика и право. - 2009. - № 4. - С. 23-29.

5. Булатов, А.П. Экономика : учебник / А.П. Булатов. - М. : БЕК, 2006. - 679 с.

6. Головачева, И.В. Организация процесса приватизации на предприятии / В.И. Головачева. - Минск: Уражай, 1994. - 419 с.

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 ноя. 2011 г. - Минск : Амалфея, 2011. - 319 с.

8. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. - М.: Русское слово, 1996. - 675 с.

Подобные документы

Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация, основные их компоненты и роль. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 14.01.2015

Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации. Приватизация в Казахстане: этапы, пути, формы и результаты разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике.

курсовая работа [49,7 K], добавлен 28.01.2008

Приватизация и разгосударствление как основа создания рыночной среды. Распад Советского Союза. Основные формы, методы и результаты приватизации и разгосударствления в постсоциалистических странах. Основные критериями выбора способа приватизации.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 07.01.2009

Понятие разгосударствления собственности. Способы разгосударствления. Формы приватизации. Приватизация в России. Состояние российской экономики в начале 1990-х годов. Этапы проведения приватизации. Основные экономические итоги приватизации.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 01.06.2005

Процесс изменения государственной формы собственности. Сущность понятий "приватизация" и "разгосударствление". Основные механизмы приватизации. Зарубежный опыт приватизации и разгосударствления. Препятствия осуществлению приватизационных сделок.

Читайте также: