Какие органы управляют муниципальной собственностью формируют местный бюджет

Обновлено: 18.05.2024


Аннотация
Показана роль субъектов и объектов муниципальной собственности в обеспечении развития муниципалитета. Раскрываются особенности управления муниципальной собственностью, исходя из специфики ее правовой и экономической природы.

Для удовлетворения муниципальной потребностей населения, осуществляют через реализацию собственности в публичной или частной форме.

Публичная собственность необходима для существования любого общества. Муниципальная собственность в своем роде является присвоением имущества муниципалитету, а остальные права на использование, распоряжение и пользование объектом принадлежит населению.

Разделение муниципальной собственности во многих странах мира зависит от потребности территории, а так же территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, экономическое содержание и формы на разных уровнях власти не сильно различаются.

В современной России существует три вида публичной власти:

  • Государственная;
  • Субъектов федерации;
  • Муниципальных образований.

Так как субъектами собственности выступает не конкретное физические лица, а общность людей, то функции собственника предоставляются представительным органам государственной власти.
Традиционно больше внимания привлекает государственная собственность. Но муниципальная собственность имеет большую значимость, так как создает условие для роста региональной экономики.

Управление муниципальной собственностью, это сложный многофункциональный процесс, который связан с особенностями отношений между субъектами и объектами. Эти отношения в основном направлены не на производство чего либо, а на потребление с целью реализации местных интересов населения. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью невозможно представить без четкого представления о целевом развитии муниципалитета, составе субъектов и объектов, специфике экономических отношений. В гражданском законодательстве муниципальная собственность прописана как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [3].

Однако разделить собственность важнее, нежели просто перечислить. Классификации подвергается только недвижимое имущество, потому, что движимое имущество должно входить в комплекс к недвижимому имуществу, и следовательно классифицируется вместе с недвижимым имуществом.

Компетенция органов местного самоуправления исходит из полномочий, необходимых для реализации вопросов и проблем на местном уровне. Органы местного самоуправления в своей деятельности должны учитывать мнение и интересы населения в своей деятельности.

Соотнеся вопросы местного значения и перечень муниципальной собственности перечисленной в законодательстве, можно выделить три группы воздействия на муниципальную собственность:

  • Организация и содержание муниципальной собственности;
  • Создание условий для строительства, организации досуга, развития культуры, спорта и т.д.
  • Участие в регулировании, деятельность по сохранению экологии.

Органы местного самоуправления решают и иные вопросы, но только на собственные средства и в рамках действующего законодательства.
Для понимания особенности управления муниципальной собственностью, необходимо понимать функции субъектных и объектных отношений.
Главное понимать, что управление муниципальной собственностью направлено не только на получение доходов в бюджет, а на решение вопросов местного значения.
Функции определяются приоритетами муниципалитета в области решения муниципальных проблем.
Основные задачи управления муниципальной собственностью:

  • Использование объектов муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятия и организаций.
  • Эффективное использование имеющихся на территории ценных бумаг;
  • Эффективное управление местным бюджетом, путем совершенствования социальной и экономической сферы;
  • Создание муниципальной казны, и управление финансами в интересах населения территории;
  • Спецификой экономических отношений касающихся управления муниципальной собственностью, направление деятельности использования муниципальной собственности в интересах населения. Проведение контроля над использованием имущества для предотвращения возможного ущерба.

Управление муниципальной собственностью не просто приносит доход в бюджет, а решает вопросы местного уровня, формирует человеческий потенциал на территории муниципального образования.
Решение социальных, политических или экономических вопросов, должно не только удовлетворять запросы населения, но и формировать имидж доверия власти. Следовательно, все действия органов местной власти должны быть, предсказуемы и прозрачны для общественности.

Развитие муниципальной собственности, это отдельное от других видов деятельности направление, но результаты деятельности в этой области воспринимаются как определитель всей деятельности власти.
Но не стоит забывать, что задачи стоящие перед муниципальными властями. Не могут решаться только финансовыми успехами. Необходимо помнить, что управление муниципальной собственностью касается, в том числе и решения социальных проблем.

Второе важное условие кроме социальной направленности, необходимо помнить, что затраты на содержание недвижимости должно покрываться прибылью от ее использования, иначе такая собственность просто невыгодна.
В связи со всем изложенным выше, необходимо сменить системный подход во многих муниципалитетах, с содержания муниципальной собственности и формирования расходов на его содержание, и перейти к пониманию каким образом с наибольшим доходом можно использовать муниципальную собственность.
Понимание особенности управления тем или иным имуществом в каждом отдельно взятом муниципальном образовании позволит увеличить эффективность использования муниципальной собственности с учетом всех слабых мест и недостатков муниципального образования.
Необходимо составить SWOT-анализ субъектов муниципальной экономики, учитывая местные рынки сбыта, доходность и ценность.
Требуется определить специфику каждого объекта. Это предполагает, что каждый элемент правовых отношений имеет свой субъект. Как элементы выступают: управление по договору, совершение сделок с имуществом, использование имущества в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления, использование имущества на основании договора аренды.
Проведенная спецификация позволит анализировать реестр муниципальной собственности, субъекты и уровень получаемого от имущества дохода. А так же направление и способы использования имущества.
Проводя спецификация права собственности, на объекты муниципальной собственности выделяются следующие группы:

  • Земли и земельные ресурсы;
  • Муниципальные предприятия и организации;
  • Муниципальные учреждения;
  • Активы в собственности физических или юридических лиц;
  • Ценные бумаги (акции);
  • Казна муниципального образования.

Перечисленные области управления должны быть описаны и закреплены на местном уровне в нормативно правовых актах муниципалитета.
Проведение анализа субъектно-объектных отношений муниципального собственности, позволяет повысить эффективность развития инвестиционной политики, сформировать благоприятный путь управления доходами и расходами бюджета, планировать местную казну, разработать индивидуальную систему управления муниципальной собственностью с учетом интересов населения.

Благодаря использованию такого подхода муниципальные власти будут точно знать, как управляются активы, откуда приходит доход и на что идут расходы, придет понимание основы договорных отношений, понимание вопроса как проводятся сделки и как решаются конфликтные ситуации.

Организация управления муниципальной собственностью должна быть построена на системе разных стимулов для разных участников отношений, одни стимулы для предпринимателей другие для частных лиц. Бюрократизм некоторых систем не должен влиять на принятие решений в области планирования, осуществления сделок, необходимости разделения прав между населением, местными органами власти и должностными лицами муниципалитета.

Современное общество показывает необходимость замены администрирования, на менеджмент. А так же применения современных технологий в управлении имуществом, таких как: контроллинг, аутсорсинг, реинжиниринг.
На настоящем этапе необходимо некоторым муниципальным образования переосмыслить все систему управления муниципальной собственностью вплоть до целей и задач.

Необходимо проводить политику укрепления ориентированности управления муниципальной собственностью на повышение качества функционирования и эффективности использования объектов. Так же необходимо совершенствовать методы и формы управления муниципальным имуществом, регулирование экономических отношений, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности.
База управления муниципальной собственностью всех муниципальных образований должна формироваться с учетом специфики конкретно рассматриваемого муниципального образования, таким образом можно добиться наибольшей эффективности от управления муниципальным имуществом в рассматриваемом муниципалитете.

  1. Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2014.
  2. Бондарь Н. С., Зинченко С.А. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 2003. № 3.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51 -ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Каждое муниципальное образование в соответствии со ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Задачи, связанные с управлением муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления, решаются прежде всего органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований.

Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.

Особую роль в реализации этих прав играют представительные органы местного самоуправления, которые, во-первых, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия ее приватизации; во-вторых, утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, а также вправе образовывать целевые внебюджетные фонды; в-третьих, устанавливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципального образования.

Иные органы местного самоуправления (местная администрация), должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования и др.) осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Кроме того, данные органы также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов.

В случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет также население непосредственно.

Статья 39 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что само население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.

Вопросы, связанные с управлением муниципальной собственностью, местными финансами, могут в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований выноситься на местный референдум. Например, непосредственно населением могут определяться порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации народной правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмотреть.

Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.




Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в этой сфере.

Местные (или муниципальные) финансы - это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения [16, с. 116].

Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы. К местным финансам относятся финансы сельских и городских поселков, городов и районов, общин и округов. В ряде стран, в соответствии с национальными особенностями территориального устройства, к местным финансам относятся финансы графств и областей. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципальных образований имеют утвержденный статус. Однако примерно лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет [13, с.28].

К вопросам, которые относятся к совместной компетенции органов государственной власти и муниципального самоуправления относится исполнение практически всех конституционных прав граждан проживающих на территории данного муниципального образования.

Рассмотрим основные вопросы совместной компетенции, по которым устанавливаются разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Начнем с дошкольного, основного общего и профессионального образования. В компетенции органов местного самоуправления находятся строительство, ремонт, текущее содержание объектов образования, выплата заработной платы работникам, закупка учебно-методической литературы и пособий, закупка оборудования и инвентаря, обеспечение питания учащихся, установление распорядка работы. В ведении органов государственной власти - установление стандартов образования и контроль за их соблюдением, подготовка преподавательских кадров, разработка программ и методик обучения, научные и прикладные исследования.

Здравоохранение и санитарное благополучие. Органы местного самоуправления ведают строительством, ремонтом, текущим содержанием объектов здравоохранения, осуществляют контроль за санитарным состоянием объектов, находящихся на территории муниципального образования, выплачивают заработную плату работникам, закупают необходимую литературу, пособие, инвентарь, оборудование, медикаменты, обеспечивают питание в больничных учреждениях, устанавливают распорядок работы больниц и поликлиник. Органы государственной власти, устанавливают контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, подготовкой кадров медицинских работников, разрабатывают программы и методики их обучения, организуют научные и прикладные исследования в медицине и санитарно-эпидемиологический контроль.

К совместной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления относятся также противопожарная безопасность, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, социальная поддержка и занятость населения, охрана общественного порядка, охрана окружающей среды на территории муниципального образования. По этим направлениям вносятся уточнения и устанавливаются соответствующие разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы и расходы муниципальных образований следует рассматривать, в первую очередь, через процесс формирования и исполнения местных бюджетов. Они образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации [16, с. 117].

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти [17, с. 231].

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [19, с. 189].

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расстроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Читайте также: