Отличие частной собственности от общественной

Обновлено: 14.05.2024

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Публичная собственность

Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

  1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
  2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
  3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
  4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

Публичная собственность в росреестре.

Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями. Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

Права государства на землю

Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

Региональные властные структуры отмечаются термином муниципалитеты.

Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

  • земли заповедников и иных природоохранных зон;
  • земли приграничных территорий;
  • земли путей федерального значения;
  • места расположения стратегических полезных ископаемых;
  • зоны могильников вредных отходов;
  • территории лесов и водных объектов.

Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

Собственность муниципалитетов в отношении земель

Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

Распоряжаться муниципальные власти вправе:

  • землями сельскохозяйственного назначения;
  • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
  • землями запаса.

Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

  • национализация;
  • конфискация;
  • реквизиция.

Конфискация земли, как вид изъятия имущества, представляет собой безвозмездное изъятие из частного владения в случаях, когда это владения являлось незаконным согласно нормам Гражданского Кодекса. По другим причинам конфискация не допускается.

Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований. Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого. Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

Отличие публичной собственности от частной

Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит. Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

  1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
  2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
  3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

Права частных лиц на земли в публичной собственности

Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами. Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

Помимо указанного благотворного влияния на жизнь общества, частные лица могут непосредственно воспользоваться землями, находящимися в публичном владении. В этих целях за ними предусмотрено право аренды таких земель и право приватизации.

Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов. Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами. Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса. Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях. А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

Порядок пользования землями в публичной собственности

Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

  1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
  2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
  3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
  4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

Пользование земельным владением должно осуществляться в рамках и порядке, установленных договором.

Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость. И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.


В юридической литературе в последнее время часто используются такие понятия, как "частная и общественная собственность". Между тем далеко не все четко понимают различия между ними и нередко их путают. Далее в статье попробуем разобраться, что такое собственность, какими особенностями обладает общественное имущество и как оно может приобрести такой статус.

общественная собственность это

Терминология

Собственность считается центральным звеном современной экономической системы. Она обуславливает цели функционирования народнохозяйственного комплекса, способ взаимодействия работников и средств производства, определяет структуру общества, методы распределения благ и пр. Отношения собственности влияют на формирование прочих видов отношений. Они признаются системообразующими и основными.

Что такое собственность? Понятие можно рассматривать в 2-х аспектах. В узком смысле – это имущество, которым субъект может распоряжаться, пользоваться, владеть на законных основаниях. В широком смысле собственность – это общественные отношения, связанные с распределением/присвоением благ.

Выделяют юридическое и экономическое содержание собственности. Последнее строится на взаимодействии между субъектом – законным владельцем имущества и объектом – материальными ценностями, благами.

Понятие общественной собственности

Как известно, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом может любой субъект, имеющий на это законные основания. В качестве собственника может выступать частное лицо. В таком случае говорят о частном имуществе. Все остальные материальные ценности признаются общественной собственностью. Эту категорию следует отличать от понятий "общественное место", "собственность общественного объединения" и пр.

что такое собственность

В настоящее время единого подхода к трактовке определения "общественная собственность" нет. Общепринято считать, что все, что не частное, является общественным.

Отличия от индивидуальной (частной) собственности

Различия между этими двумя понятиями весьма существенные. Основными из них можно считать:

  1. Пределы свободы права владения.
  2. Материальную ответственность.
  3. Контроль действий в отношении объектов.
  4. Цели.
  5. Соизмерение интересов.

Свобода права

Под ней следует понимать объем полномочий субъектов в отношении общественной собственности. Эта свобода выражается в следующем. К примеру, частное лицо вправе продать принадлежащий ему бизнес, передать его в государственный культурный фонд. Если же субъект выступает в качестве совладельца общественной собственности, он не может никому отдать имущество. Более того, он не может отказаться и от доли участия, пока не покинет соответствующее общество.

частная и общественная собственность

Имущественная ответственность

Частному лицу приходится нести все издержки, связанные с принадлежащим ему имуществом. Совладелец общественной собственности – это менее заинтересованный субъект, он чувствует меньшую ответственность. К примеру, был сильный ветер, которым выбило стекло в доме. За новое стекло рядовому гражданину придется заплатить самому. Не вставлять его – не в интересах лица. Если же стекло выбило в общественном здании, никто из членов общества не будет чувствовать ответственность за собой. Решение о вставке нового стекла будет приниматься всем обществом или специально уполномоченным органом.

Контроль

Частный собственник всегда желает знать обо всех действиях, совершаемых привлеченными лицами в отношении его имущества. Совладельцы общественных ценностей не так в этом заинтересованы.

управление общественной собственностью

К примеру, какое-то сооружение является объектом коллективной собственности. Для проведения ремонта был выбран прораб, который стал привлеченным управляющим. Он, в свою очередь, привел бригаду для выполнения необходимых работ. За контроль качества ремонтных мероприятий ни один член общества не несет ответственности. Соответственно, наблюдение за ходом работ осуществляется не в полную силу. В результате ремонт может оказаться не таким качественным, как если бы его проводила та же бригада, но в частном доме.

Соизмерение интересов

Частный собственник может выбрать, что производить, как использовать свое имущество, что в него вкладывать. К примеру, гражданин может посадить в своем саду дерево, т. к. это в его интересах – он хочет собирать урожай. Участники коллективной собственности не так заинтересованы в производстве чего-либо для общества, поскольку такие блага используются для удовлетворения социальных нужд.

Как показывает практика, совладельцы общественного имущества перекладывают ответственность за какой-то труд на конкретного участника. При наступлении момента разделения выгоды, извлеченной из работы, заинтересованными становятся все члены социума.

общественная собственность на землю

Цель частного собственника состоит в получении личной прибыли или создания комфортных условий для себя. Общественное имущество используется на благо социума.

Формы

Общественная собственность бывает:

  1. Государственной.
  2. Муниципальной.
  3. Коллективной.

Муниципальной собственностью называют имущество, которым распоряжаются, владеют и пользуются муниципалитеты. Государственные материальные ценности могут быть:

Коллективная общественная собственность в России – церкви, общественные объединения, политические партии и т. д.

понятие общественной собственности

Возникновение госсобственности

Имущество может перейти в категорию государственного при:

  1. Национализации. Она предполагает отчуждение имущества в пользу РФ.
  2. Строительстве на бюджетные средства. К примеру, государственной общественной собственностью являются дороги.
  3. Приобретении контрольного пакета ценных бумаг частной компании.

Плюсы общественной собственности

За счет государственной общественной собственности происходит равномерное разделение благ среди граждан. К примеру, ПФР распределяет часть бюджета на финансирование пенсионного обеспечения.

Актуальные проблемы

Одной из них считается сегодня обеспечение эффективного управления общественной собственностью. Зачастую вследствие ограниченности интересов чиновников развитие экономики существенно замедляется. К примеру, гражданин занимает должность администратора в государственных СМИ. Он особо не заинтересован во внедрении новых технологий, поскольку личной прибыли от этого не получит. Безусловно, для сохранения зарплаты, предотвращения применения к нему санкций за ненадлежащее исполнение обязанностей он будет выполнять поставленные задачи.

Масштабы недостатка общественной собственности находятся в прямой зависимости от статуса. Чем большее число людей несет ответственность, тем меньше индивидуальная ответственность.

Например, здание муниципального ДОУ пришло в аварийное состояние и его перевели в категорию "под снос". Заведующий учреждением будет ждать перевода в другой детский сад либо станет искать работу самостоятельно. При этом его будет мало заботить судьба детей. Совсем другое отношение к проблеме будет в случае, если детский садик частный. Его собственник будет делать все возможное, чтобы найти помещение, и заверит родителей, что скоро проблема решится.

общественная собственность в россии

Неэффективное управление, к сожалению, далеко не единственная проблема. Нередки случаи, когда чиновники используют общественную собственность для удовлетворения своих личных нужд. Такие действия причиняют значительный ущерб экономике.

Отчуждение имущества у частного собственника

Оно представляет собой переход прав на объект от владельца к государству или муниципалитету. Отчуждение может осуществляться добровольно или принудительно.

Во втором случае нормативная основа процедуры выбирается в зависимости от типа имущества. К примеру, при отчуждении сооружения применяются нормы ГК, ГрК и ряда других актов. Если возникает общественная собственность на землю, ключевым правовым документом является ЗК.

Читайте также: