Договор разграничивший земли между российским государством и государством

Обновлено: 17.05.2024

Professor, Department of Constitutional and Municipal Law of Russia, the Kutafin Moscow State Law Academy.

123995, Russia, pgt. Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9, of. 557

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы изменения государственной границы за счет уменьшения и увеличения территории государства. Автор отмечает, что для государства естественно стремление к незыблемости государственных границ и стабильности установленного для них режима, потому что это служит гарантией его безопасности государства, предотвращения территориальных споров и конфликтов, развития сотрудничества с другими государствами. Вместе с тем территориальные споры существуют и нередко используются для вмешательства во внутренние дела других стран. Обращается внимание на то, что в настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации не завершен и территориальные проблемы остаются. Автор выделяет спорные территории Российской Федерации. Раскрывая вопрос об изменении государственной территории, автор рассматривает в качестве правового основания такого изменения суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. Для изменения территории субъекта РФ до заключения международного договора обязательной стадией процедуры является выяснение мнения населения, проживающего на территории, административная граница которого подлежит изменению.


Ключевые слова: государственная граница, территория, шельф, споры, договоры, море, ратификация, безопасность, проблемы, спорные территории

Abstract: The article concerns the problems of changing the state border, when the territory of a state becomes smaller or larger. The author notes that it is natural for the state to aim for inviolability of state borders and stability of their regime, since they serve as guarantees of security of the state, prevention of territorial disputes and conflicts, formation of cooperation with the other states. At the same time, the territorial disputes do exist and they are often used for the involvement into the internal affairs of other states. Attention is paid to the fact that currently the process of formation of treaties regarding some areas of the state borders of the Russian Federation is not completed, and there are still unsolved territorial problems. The author points out the disputable territories of the Russian Federation. Discussing the issues of changes in the state territory the author provides for the sovereign expression of will of all of the people in the state or part of the territory undergoing the transfer together with the agreement among the interested states as the legal basis for such a change. In order to change the territory of a constituent subject of the Russian Federation before the conclusion of an international treaty an obligatory element is finding out the will of the people within the territory, where an administrative border may be changed.

state border, territory, shelf, disputes, agreements, sea, ratification, security, problems, disputed territories

Незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима служат гарантией безопасности государства, неизменности его территории, предотвращения территориальных споров и конфликтов, сохранения спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. Поэтому между сопредельными государствами заключаются договоры по пограничным вопросам [14, С. 12-20] . Вместе с тем история международных отношений показывает, что многие территориальные споры носят латентный характер, а значит, проблема разрешения территориальных и пограничных споров будет актуальной еще долгие годы [19, С. 12] .

Территориальные споры между государствами нередко используются для вмешательства во внутренние дела различных стран. При этом государства не только отстаивают свои права на те или иные территории, но и демонстрируют при этом свою геополитическую мощь. Применение вооруженных сил в территориальных конфликтах направлено на сохранение или изменение территориального status quo, т.е. государственной принадлежности определенной территории или существующих границ (примеры из межгосударственных отношений чрезвычайно многообразны). В агрессии одного государства против другого с целью захвата его территории наиболее отчетливо проявляется территориальный элемент конфликта, поскольку основной целью такой агрессии является изменение территориального status quo [4, С. 11] .

В настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации не завершен и территориальные проблемы остаются. К спорным территориям относятся Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Северные территории), на которые претендует Япония [7, С. 2 - 6] ; воды Азовского моря и Керченского пролива, который Россия рассчитывает использовать совместно с Украиной, без разделения водной поверхности пролива государственной границей [15; 5, С. 242] ; континентальный шельф в Баренцевом море, на которые претендует Норвегия 22 ; спорный участок морских пространств и шельфа в Беринговом море, по которому Россия не ратифицировала соглашение с США, подписанное в 1990 г. [5, С. 74; 23, С. 63; 24, С. 10] ; континентальный шельф в Каспийском море, который является предметом разногласий между Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном и Россией [20, С. 10; 1; 10, С. 110 – 117; 25] ; полярные территории, на которые претендуют Россия, Канада, США, Дания и Норвегия, а также три государства, не имеющие океанических границ, - Исландия, Швеция и Финляндия [6, С. 15; 11, С. 178; 26, С. 12 – 20; 27, С. 159] и др. Международными договорами не оформлена Государственная граница с Эстонией, Латвией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США.

Государства обязаны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров; разрешать территориальные споры на основе международного права и справедливости; воздерживаться от любых действий, которые могут обострить спор до такой ситуации, что поставят под угрозу международный мир и безопасность; не рассматривать спор как правовое основание для противоправного применения силы [12, С. 267, 270] . Все территориальные споры государства обязаны разрешать только мирными средствами [8, С. 11;4, С. 44] .

Изменение государственной границы возможно как за счет уменьшения территории государства, так и за счет ее увеличения. Правовым основанием любого изменения государственной территории является суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами.

Так, В 1990 году на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ [3] . В 1951 году СССР и Польша по Договору от 15 февраля 1951 года обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области [28] . В 1945 году в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 г. [29, С. 463] северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности (Калининградская область), а южная часть - Польше. Эта исключительная мера была предпринята в качестве санкции.

Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ неоднократно предпринимались попытки, связанные с изменением Соглашения, минимизацией связанного с его применением ущерба для России.

Еще одна спорная территория в Баренцевом море составляет примерно 175000 кв. км, права на ее эксплуатацию заявляли как Россия, так и Норвегия. В 2010 году Президентом РФ Д.А. Медведевым был заключен Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане [37] , по которому под юрисдикцию Норвегии отошел обширный морской рыбопромысловый район. По мнению экспертов круглого стола, проходившего в феврале 2011 г. в Государственной Думе, площадь этого района составляет около 240 тыс. кв. км, и он подпадает под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, где промысел морских живых ресурсов будет возможен только с разрешения норвежских властей и на их условиях. Таким образом, Договор создает реальную угрозу потерь для отечественного рыболовства западных районов Баренцева моря общей площадью около 300 тыс.кв.км, где ежегодная добыча составляет 320-460 тыс. тонн рыбы [38] .

В мае 1991 года Президентом СССР М.С. Горбачев был заключен пограничный договор с Китаем [44, С. 117 - 125] , в соответствии с которым граница была проведена по фарватеру реки Амур, и два острова оказались по китайскую сторону судоходного пути. В 1995 г. было ратифицировано Соглашение между РФ и КНР о российско - китайской государственной границе на ее западной части [45] . В 2005 году Президентом РФ В.В. Путиным было подписано Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско - китайской государственной границе на ее восточной части [46] . В общей сложности Китаю отошло около 337 кв. км российской территории [47] .

Таким образом, можно констатировать опасную тенденцию территориальных уступок, способных повлечь волну притязаний Северной Кореи, Украины, Литвы, Японии и других стран, претендующих на российские территории [52] .

В литературе со ссылкой на опыт ГДР, вошедшей в состав ФРГ не как единый субъект федерации, а как несколько субъектов, предлагается также предусмотреть в российском законодательстве возможность вхождения в состав Российской Федерации иностранного государства как совокупности территорий с наделением их (или их части) статусом субъектов федерации [18] .

Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике / Центр международных проблем Мирового океана и экологии. М., 1998.

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением государственной собственности на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

Что такое разграничение государственной собственности на землю?

кадастровый план земельного участка

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного надела на том или ином уровне власти.


Иными словами, это безвозмездная передача земли с уровня федерального на региональный или местный.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти - федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

оформление документов на землю

Среди них следующие:

Какие государственные земли подлежат разграничению?


В государственную собственность включены только те земельные наделы, которые не принадлежат ни гражданам, ни юридическим лицам, ни муниципальным образованиям.

нотариальное заверение

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в ЕГРН. То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или сельскому поселению.

Порядок разграничения госземли

документы для получения кадастрового плана

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.


Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

распоряжение с/х землями

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

кадастровые документы на земельный участок

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий. приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная регистрация должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.


Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы.

вынос границ земельного участка в натуру

Пользование землей общего пользования в СНТ имеет свои особенности.

Узнайте все про порядок выноса участка в натуру в нашей статье!

Много нужной информации о значении ситуационного плана во время газификации участка вы найдете тут.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

технический план объекта

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.


6 сентября 1689 года в Нерчинске (ныне Забайкальский край) был заключен договор между Россией и маньчжурской Цинской империей, определивший ряд ключевых договоренностей о пограничном разделе и двусторонней торговле. Данный документ вошел в историю как первый русско-китайский договор, установивший отношения между двумя странами.

Первые связи между русскими княжествами и Китаем относятся предположительно к XIII веку. Точно известно, что в XVI веке по указу Ивана Грозного было снаряжено два посольства для поиска пути в Китай через Среднюю Азию и Монголию. После основания Тобольска, русские стали активно заселять Забайкалье и Приамурский край, построили вдоль Амура несколько острогов. Но, несмотря на то, что земли русских поселенцев тогда не граничили ни с землями маньчжуров, ни с Китаем, правительство Цинской империи отнеслось к ним крайне враждебно, а после перехода некоторых крупных местных родов под покровительство России, стало добиваться ухода русских с берегов Амура.

В то же время царское правительство старалось урегулировать отношения с соседом мирно, направляя в Китай своих представителей, но особого успеха это не приносило. К тому же, после образования русскими в Приамурье в 1682 году крупного Албазинского воеводства, маньчжуры начали открытые военные действия. Этот военный конфликт 1683−1689 годов, в конечном итоге, оказался невыгоден обеим сторонам. Русское правительство, не располагая достаточными военными силами для обороны Приамурья и стремясь установить дипломатические и торговые связи с Китаем, не хотело дальнейшей войны. К тому же осложнение политической ситуации на западных рубежах побудило Московское правительство начать мирные переговоры на востоке.

Цинское правительство также вынуждено было отказаться от широких военных планов на севере и согласиться провести переговоры с целью заключения мира. Попытки вытеснить русских с Амура военным путем провалились, а оставлять неурегулированной эту проблему в преддверии запланированного захвата территорий в Центральной Азии было опасно.

Переговоры между русским посольством, которое возглавил боярин Ф.А. Головин, и представителями цинского правительства во главе с Сонготу начались 22 августа 1689 года. Причем проходили они не в Пекине, куда российское посольство не смогло добраться из-за реальной угрозы гибели, а в Нерчинске, который в тот момент был осажден вторгшимися в русские пределы маньчжурскими войсками. В осаде находился и Албазин — главный опорный пункт русских в Приамурье. И Цинское посольство постоянно подчеркивало свою готовность в любой момент использовать маньчжурскую армию (которая десятикратно превосходила обороняющиеся силы русских) для подкрепления своей позиции на переговорах.

К тому же в посольство Китая, наравне с маньчжурами, были включены для непосредственного ведения переговоров состоявшие на службе у цинских властей миссионеры-иезуиты — португалец Томаш Перейра и француз Жербильон, которые с самого начала выступали против соглашения с Головиным, что еще более осложняло обстановку.

Однако, несмотря ни на что, 6 сентября 1689 года Нерчинский договор все же был подписан, урегулировав отношения стран после военного конфликта и определив систему торговых и дипломатических отношений между ними. Фактически этот первый русско-китайский договор разграничил сферы влияния обоих государств в Приамурье.

Он состоял из 6-ти статей, и, по сути, территориальные статьи этого договора (1−3) — это вынужденная передача цинскому правительству обширных территорий Албазинского воеводства и отказ от Амура (из-за условий, в которых проходили эти переговоры). К тому же русские обязались уничтожить и сам Албазинский острог, а Аргунский острог перенести на правый берег Аргуни. При этом, китайцы обязывались не устраивать в этом районе какие-либо поселения (эта территория стала для них буферной зоной), а земли между рекой Удой и Большим Хинганом вообще оставались неразграниченными.

Таким образом, согласно Нерчинскому трактату, граница между Россией и Китаем четко так и не была определена (кроме участка по реке Аргунь), так как названия рек и гор, служивших географическими ориентирами к северу от Амура, не были точны, не были идентичны в русском, латинском и маньчжурском экземплярах договора. А размежевание земель близ побережья Охотского моря откладывалось. Поэтому Цинское правительство фактического контроля над отошедшей к нему территории не осуществляло, но условия договора соблюдало — до конца XVIII века маньчжурских поселенцев в Приамурье не было.

Хотя территориальные статьи Нерчинского договора были неблагоприятны для России, но все же сам факт мирного урегулирования открывал возможности к развитию политических и торговых отношений обоих государств, что стало большим дипломатическим успехом русского правительства.

Также стоит сказать, что из-за несовершенства Нерчинского договора, как официального документа с международно-правовой точки зрения, российская сторона в скором времени смогла потребовать пересмотра навязанной силой границы в Приамурье. Что и было сделано, и нашло выражение в соответствующих статьях при заключении сторонами Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров. Фактически Нерчинский договор был пересмотрен и заменен этими двумя договорами.

Нерчинский договор – первый в истории российско-китайских отношений договор о демаркации границ и торговле. Был подписан 6 сентября 1689 под влиянием войны за Албазин. Сохранял свою актуальность до середины XIX века. Неоднозначно оценивается российской и китайской стороной.

Предыстория

В 1644 году в Китае была свергнута династия Мин. На протяжении последующих 4-х десятилетий происходило завоевание китайских земель маньчжурами под предводительством правителей из династии Цин. Одновременно они укреплялись на приграничных землях.

Крепость Албазин

Интересы сторон

Приамурье в те времена называлось Даурией – по имени одного из населявших ее монголоязычных народов дауров. Они находились на более низкой ступени развития, чем Россия и Китай. У них не сложилось сильного государства, не было своей письменности. Они исповедовали шаманизм и сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Помимо дауров эти земли также заселяли:

  • ачаны;
  • гиляки;
  • дучеры;
  • эвенки (тунгусы) и другие малые народы.

В 1640-е годы местные жители признали вассальную зависимость от империи Цин и согласились платить дань маньчжурам. На эти же земли претендовали русские землепроходцы, которые в свою очередь также пытались заставить платить туземцев ясак – налог в форме пушнины.

Война за Албазин

Одним из ключевых опорных пунктов в Приамурье была крепость Албазин. Эта территория была отвоевана русскими войсками у дауров в 1651 году. На протяжении нескольких десятилетий за Албазин шла борьба между маньчжурами и россиянами. В 1682 здесь было образовано Албазинское воеводство, что вызвало крайнее неудовольствие представителей цинской династии.

Пик военного противостояния пришелся на 1685-1688 годы. Цинские войска несколько раз осаждали крепость. Казаки, оборонявшие Албазин, проявили невероятное мужество и сумели отразить набеги. Но силы были на исходе, к тому же среди защитников крепости распространилась цинга. Российская сторона инициировала проведение мирных переговоров.

Когда и кем был подписан договор

Документ был составлен в нескольких копиях на 3-х языках:

  • русском;
  • маньчжурском;
  • латыни.

Экземпляр, составленный на русском языке, был утерян в XVIII веке.

Подписание Нерчинского договора в 1689 году: репродукция

В русскоязычной копии была поставлена дата – 27 августа 7197, поскольку до петровской реформы в Русском царстве счет лет шел от сотворения мира. По новому стилю Нерчинский договор с Китаем был подписан 6 сентября 1689. Копия на маньчжурском языке датируется 28 августа.

  • Федор Головин – представитель Посольского приказа, на тот момент имел дворянский титул окольничего. Впоследствии – один из ближайших сподвижников Петра Великого, первый в истории России генерал-фельдмаршал. Возглавлял дипломатическую миссию при подписании Нерчинского договора.
  • Иван Власов – московский дворянин, нерчинский воевода с 1684 года. Основатель крупнейшего в России металлургического завода.
  • Дьяк Семен Корницкий.
  • Переводчик с латыни Андрей Белобоцкий.
  • Дворянская свита.

Охраняли посольство около пятисот стрельцов и 1,4 тысячи казаков.

От имени Цинского правительства договор подписывал Сонготу. Этот могущественный китайский чиновник во время малолетства императора Канси фактически 10 лет самостоятельно управлял империей (1669-1679). Обладал большим государственным и дипломатическим опытом, последовательно и жестко на переговорах отстаивал интересы китайской стороны.

Условия, в которых проходили переговоры

Переговоры начались 12 августа 1689. Накануне под Нерчинск подступила маньчжурская армия, которая состояла из:

  • 15 тысяч пеших и конных воинов;
  • 76 военных кораблей;
  • 5 тысяч лошадей;
  • 4 тысяч верблюдов.

В нерчинском гарнизоне насчитывалось всего около 600 военных, охрана российского посольства составляла около 2-х тысяч. Переговоры приходилось вести в условиях, когда пушки цинской армии были направлены на город.

Карта: граница между Россией и Китаем по Нерчинскому договору

Китайская сторона настояла на том, чтобы разговор шел на латинском языке. Они использовали услуги переводчиков-иезуитов Тормаса Перейры и Жана Жербильона. Федор Головин, прекрасно знавший латынь, отметил, что те искажают смысл слов маньчжурских послов. Тогда им была сделана попытка задобрить переводчиков. Перейра и Жербильон щедро одаривались пушниной и продовольствием. За это они обещали оказывать содействие российскому посольству.

Переговоры по Нерчинским соглашениям периодически находились под угрозой срыва. Маньчжуры требовали от русских оставить Даурию и угрожали незамедлительно начать боевые действия. Посольство во главе с Головиным рассказывали о великой русской армии, которая готова выступить по направлению к китайской границе, и настаивали на том, чтобы граница проходила по Амуру до самого моря. Проницательный Сонготу в ответ резонно замечал, что русские войска и за 2 года не смогут дойти до Китая из-за удаленности Приамурья от центральной части страны. В конечном итоге сторонам удалось прийти к компромиссу.

Содержание договора

Документ состоял из 6-ти статей. Он начинался с перечисления титулов монархов, а также указания имен послов, участвовавших в подписании договора.

Итоги и последствия

Значение для России

Положительные для российской стороны итоги:

  • Это был первый мирный договор, регламентирующий российско-китайские отношения. Он предотвратил развязывание кровопролитной войны и положил начало дипломатическим отношениям.
  • Нерчинский договор определил границу между Россией и Китаем. Она фиксировалась по рекам Горбица и Аргунь.
  • Российской стороне удалось включить в окончательный вариант договора пункт о торговле, который способствовал развитию экономических отношений.
  • Россия потеряла значительную часть Приамурья.
  • Была разрушена крепость Албазин.
  • В силу слабой географической изученности региона ряд территорий остался не разграниченным. Это земли между рекой Уда и хребтом Малый Хинган.
  • Россия стала развивать дипломатические и экономические отношения с китайской стороной.
  • Нерчинский договор действовал до подписания в 1858 году Уйгунского и в 1860 году Пекинского договоров.
  • Демаркация государственной границы растянулась более чем на три столетия и завершилась только в 2005 году.

Оценка китайской стороной

Сегодня Российская Федерация является самым крупным по площади государством в мире. Площадь страны увеличилось ещё на пару десятков тысяч км в 2014 году, когда к России отошёл Крым, однако мало кто знает, что в том же 21 веке некоторые территории страны были переданы зарубежным странам. Какие это были территории и почему правительство России решили их отдать? Об этом мы сегодня и поговорим.


Уходящие 2010-е годы были ознаменованы многими политическими, в том числе и историческими событиями, самое яркое из них это присоединение Крыма к России. Однако в начале 2000-х годов России восстанавливалась после экономического и политического кризиса 90-х, страна чуть не лишилась своих регионов, таких как Татарстан и Чечня. Однако мало кто знает ,что в первое десятилетии 21 века Россия передала некоторые свои территории зарубежным странам.

1. Китай. В октябре 2004 года Владимир Путин и Ху Цзиньта подписали соглашение о российско-китайской границе. По итогам соглашения весной 2005 года Россия передала Китаю территории площадью - 337 кв.км. К этим территориям относились острова в дельте Амура: Тарабов, Большой и Большой Уссурийский (устье реки Уссури). Реакция у депутатов Госдумы была неоднозначной, одни восприняли положительно, так как площадь территорий была маленькой, а улучшения дружеских отношений между Россией и Китаем стали большими. Однако критики передачи островов восприняли как проигрыш, ведь из-за этих территорий в 1969 году между СССР и Китаем возник небольшой, но острый вооруженный конфликт.


2. Норвегия. В сентябре 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг подписали договор о морских границах в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В итоге по итогам этого договора Россия передала Норвегии - 80 тыс. кв. км. (из 175 тыс.км.кв), что составило половину территории акватории нашей страны. Но что особенного было в этой территории?

Линия акватории Баренцево моря между Россией и Норвегией. (изображение взято из открытых источников)

Линия акватории Баренцево моря между Россией и Норвегией. (изображение взято из открытых источников)

Все дело в том, что в этих акваториях Баренцево моря были огромные запасы нефти и газа, а также богатая доля ловли рыбы. Поэтому норвежцы и требовали эти территории, которые Россия в итоге уступила. К тому же Норвегия является членом НАТО, так что после передачи акватории Североатлантический Альянс ещё сильнее приблизился к нашим границам.

3. Азербайджан. В период своего президентства Дмитрий Медведев передал территории России не только Норвегии, но и Азербайджану. Так в 2010 году президенты РФ и Азербайджана подписали договор о демаркации границ.

В итоге Азербайджану перешли пару дагестанских сел – Урьян-Уба и Храх-Уба, а также половину водосбора реки Самур. Вот так местные жители стали гражданами чужого государства. В 2013 был подписан новый договор и Азербайджан получил ещё 3 тыс. гектар Дагестанской земли, конечно, всё это сопровождалось митингами, но с местным населением никто не стал считаться, а все федеральные каналы этого ничего не транслировали.

Конечно, щедрость российских правителей на раздачу земель разошлась по всему миру. В итоге аппетит разогрелся ещё у пару государств, которые также желают заполучить российские территории.

  • Финляндия. Фины также желают заполучить русские земли, которые они считают своими. В данном случае речь идёт о некоторых районах республикиКарелии и Мурманской области, которые фины потеряли в 1940 году в результате советско-финской войны (1939-1940 гг).
  • Япония. В 2018 году между Путиным и премьер-министром Японии обсуждался вопрос о южных Курильских островах (Итуруп, Кунашир и Шикостан). Курилы были переданы СССР в 1945 году после поражения Японии во Второй Мировой войне.

территориальные претензии у Японии к России (изображение взято из открытых источников)

территориальные претензии у Японии к России (изображение взято из открытых источников)

Сами же японцы обещают, что в случае продажи островов они не допустят размещению американских военных баз на их территории. Однако японцам верить нельзя, ведь с 1945 года они "под каблуком" у США, поэтому они не могут давать гарантии.

В случае потери южных Курил и размещении военных баз США, весь Тихоокеанский военный флот России будет заблокирован. Россия
итак в своё время потеряла 7.7 тыс. кв.км акватории Берингова моря
в 1990 году, когда Горбачёв при содействии Шевернадзе (министра
иностранных дел СССР) в результате "соглашения о
линии разграничения", просто так отдал США морское пространство
СССР, нанеся стране огромные экономические и геополитические
потери.

Акватория России, которая была передана США в 1990 году (изображение взято из открытых источников)

Акватория России, которая была передана США в 1990 году (изображение взято из открытых источников)

Вывод. На мой взгляд правительство России должно перестать торговать нашими землями, иначе больше потеряем, чем выиграем. Ведь продажа земель лишь усиливает аппетиты у соседних стран, которые далеко не все имеют с нами дружественные отношения. Взять пример продажи Аляски, сколько потом Россия кусали себе локти, когда США спустя пару десятилетий открыли огромные запасы золота.

Читайте также: