Как посчитать долю в праве общей собственности на земельный участок

Обновлено: 25.06.2024

Согласно пункту 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Размер государственной пошлины при регистрации доли вправе общей долевой собственности может исчисляться по–разному и зависит как от момента возникновения права собственности, так и от того, все ли сособственники обратились за регистрацией одновременно.

Считаем необходимым акцентировать внимание на необходимость учета критерия одновременности обращения заявителей при расчетеразмера государственной пошлины.

  1. В случае, когда возникновение права собственности на долю не связано с государственной регистрацией, например: наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно — строительного, дачного, гаражного или иного кооператива, государственная регистрация ранее возникшего права общей долевой собственности с каждого сособственника взимается государственная пошлина в полном размере в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а именно: для физического лица размер государственной пошлины будет равен 2000 рублей; для юридического лица – 22 000 рублей.

Например: свидетельство о праве на наследство выдано 4 наследникам в равных долях (по ¼ доле), то каждый сособственник должен оплатить 2000 рублей. В данном случае абсолютно нет разницы, одновременно обратились все участники долевой собственности или в разное время, в любом случае
с каждого лица взимается полный размер государственной пошлины.

  1. При обращении за государственной регистрацией права общей долевой собственности, когда предметом договора купли-продажи, дарения, мены, ренты является доля в праве общей долевой собственности (например: представлен договор купли — продажи ½ доли в праве собственности на квартиру или 43/278 долей в праве общей долевой собственности на парковку), взимается государственная пошлина в полном размере, также как и в предыдущем случае от физического лица — 2000 рублей; от юридического лица – 22 000 рублей.
  2. При обращении за государственной регистрацией права общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации (например: по решению суда, на основании договора купли-продажи, дарения, мены, ренты) при взимании государственной пошлины применяется критерий, четко установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ, а именно критерий одновременности обращения заявителей:

1) при обращении ОДНОВРЕМЕННО ВСЕХ участников общей долевой собственности с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности, при приеме заявлений от всех сособственников, государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в размере, умноженном на размер доли в праве общей долевой собственности.

– приобретаетсяквартира по договору купли-продажи пятью покупателями по 1/5 доле каждым, и все покупатели одновременно обращаются с заявлениями, размер государственной пошлины должен в сумме составить 2000 рублей, т.е. государственная пошлина будет исчисляться следующим образом: 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности, т.е. каждым уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей, так как доли равные, то и размер государственной пошлины одинаковый;

– обращаются одновременно все лица, за которыми признано право общей долевой собственности на основании вступившего в законную силу решения суда, в решении суда указано на признание права общей долевой собственности за И.- 2/5 доли в праве, за П. – 1/5 доля, за Б. – 1/5 доля, за Л. – 1/5 доля, размер государственной пошлины должен в сумме составить 2000 рублей, но так как доли не у всех обратившихся заявителей равные, то в данном случае и размер государственной пошлины будет исчисляться исходя из размера доли, а именно 2000 рублей умноженные на размер доли: И. за свои 2/5 доли в праве должен уплатить 800 рублей, П., Б. и Л. по 400 рублей каждый;

2) при невозможности одновременного обращения всех сособственников долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, но когда обращаются несколько сособственников одновременно, например:

Таким образом, в данном случае вне зависимости от того, что
у обратившихся заявителей по решению суда установлен разный размер долей, так как нет критерия одновременности обращения всех участников общей долевой собственности, размер государственной пошлины в сумме от двоих должен составить 2000 рублей и каждый должен уплатить государственную пошлину в размере по 1000 рублей каждый, т.е. в равных долях.

Рассматривая вышеуказанный пример, обращаем еще раз внимание на то, что при обращении одного из сособственников, например только
И. за государственной регистрацией 2/5 долей в праве общей собственности, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей, вне зависимости от размера доли, соответственно, если отдельно от всех остальных сособственников обратится за государственной регистрацией своей 1/5 доли в праве П., то им также должна уплачиваться государственная пошлина в сумме 2000 рублей.

Вышеуказанное находит свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 № 302-КГ17-389.

При этом согласно Письму Минфина России от 30.11.2016 N 03-05-06-03/70798за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, возникшей на основании решения суда в отношении одного физического лица, должна уплачиваться государственная пошлина физическим лицом в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 рублей).

Черняховский отдел Управления Росреестра по Калининградской области

1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

3. Утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

Комментарии к ст. 392 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 31 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ" ()

В пункте 1 статьи 392 НК РФ установлено, что если земельный участок, являющийся объектом налогообложения земельным налогом, находится в общей долевой собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющегося собственником такого земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Нормами гражданского законодательства определено, что если доли каждого участника долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, то доли считаются равными.

Также статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого из участников долевой собственности нести бремя содержания такого имущества, в частности, уплачивать налоги.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" установлено, что право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На практике возникает вопрос: взимается ли земельный налог в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома? Если да, то кто признается налогоплательщиком земельного налога в данном случае?

Ответ на данный вопрос содержится в официальных разъяснениях Минфина России.

Так, в данном Определении разъяснено, что земельный участок, на котором возведено строение, находится во владении и пользовании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Аналогичная позиция получила выражение в Постановлении ФАС Центрального округа от 19.10.2012 N А14-4264/2012.

Также в судебной практике встречаются случаи, когда встает вопрос, кто является налогоплательщиком по земельному налогу, когда для управления многоквартирным домом на договорной основе привлекается управляющая организация.

На этот счет в Постановлении ФАС Московского округа от 18.03.2010 N КА-А40/986-10 разъяснено, что жилищная организация не является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены жилые многоквартирные дома, поскольку привлекается собственниками помещений для управления многоквартирными домами на договорной основе.

В письме ФНС России от 16.12.2014 N БС-4-11/26048@ рассмотрен вопрос о переводе доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, установленный в гектарах или балло-гектарах, в простую правильную дробь для целей земельного налога. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ).

В действующем законодательстве отсутствуют правила, а также орган, уполномоченный на осуществление перевода земельной доли, выраженной в гектарах или баллах, в простую правильную дробь.

При представлении сведений органами Росреестра о размерах земельных долей в праве общей собственности на земельный участок, выраженных в гектарах или баллах, у налогового органа отсутствуют правовые основания по расчету указанной доли в праве общей собственности и, соответственно, по исчислению земельного налога правообладателям указанных земельных участков.

ФНС России разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым предусматривается наделение полномочиями представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, у которых размеры долей в праве выражены в гектарах или баллах, производить перерасчет земельной доли в простую правильную дробь в соответствии с Методикой перевода земельной доли, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

В пункте 2 статьи 392 НК РФ устанавливается, что налоговая база по земельному налогу в отношении тех земельных участков, которые находятся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данных земельных участков, в равных долях.

В письме Минфина России от 31.01.2014 N 03-05-06-02/3884 рассмотрен вопрос об исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся в общей собственности. Департамент Минфина России сообщает нижеследующее.

Статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации отражены особенности определения налоговой базы для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Так, в частности, на основании статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, а также в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Налоговая база по земельному налогу, определенная с учетом положений статьи 392 НК РФ, применяется при исчислении суммы земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ.

Более того, в данном письме приводятся весьма наглядные примеры, рассмотрим их.

Земельный участок, предоставленный Иванову А.А. и Иванову В.А. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Иванова А.А. в праве на земельный участок составляет 40%, Иванова В.А. - 60%). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 50000 руб.

Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

- Ивановым А.А.: 50000 руб. x 40% = 20000 руб.;

- Ивановым В.А.: 50000 руб. x 60% = 30000 руб.

Положение п. 2 ст. 392 Кодекса указывает на то, что налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Покупатель по договору купли-продажи приобрел здание. Его доля в праве собственности на земельный участок составляет 75%. Кадастровая стоимость всего земельного участка (в том числе и под приобретенным зданием) составляет 2000000 руб.

Налоговая база определяется в части доли в праве собственности на земельный участок под приобретенным организацией зданием:

2000000 руб. x 75% = 1500000 руб.

В случае если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

В абзаце первом пункта 3 комментируемой статьи закреплено, что в случае, если лицо приобретает здание, строение или иной объект недвижимости, к такому лицу, как к приобретателю, переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

Налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Следует учитывать, что в силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, невозможно без отчуждения указанного земельного участка. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на праве собственности у нескольких лиц, влечет за собой отчуждение также и доли в праве собственности на земельный участок, размер которого пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

В абзаце 2 пункта 3 статьи 392 НК РФ уточнено, что, если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база по земельному налогу в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Таким образом, для применения нормы пункта 3 статьи 392 НК РФ необходимо наличие одновременно двух условий:

Во-первых, чтобы земельный участок, являющийся объектом налогообложения земельным налогом, был занят недвижимостью.

Во-вторых, чтобы данный земельный участок был необходим для использования данных объектов недвижимости.

Пример из судебной практики.

Суд Восточно-Сибирского округа указал: руководствуясь статьями 392, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьями 36 - 38 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возлагается на каждого из его собственников.

Возложение обязанности по уплате земельного налога на одного из сособственников недопустимо. При этом в случае появления в течение налогового периода новых сособственников земельного участка у них также возникает обязанность по уплате земельного налога.

В случае нахождения земельного участка в долевой собственности налоговый орган при проверке правильности исчисления сумм налога должен установить размер доли каждого конкретного налогоплательщика и исходя из этих показателей произвести расчет земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.

При этом суды правомерно сослались на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 января 2012 года N 11642/11.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Задайте вопрос юристу:

У нас есть земельный участок в Московской области площадью 26 соток, категория земель — земли населенных пунктов, разрешенное использование — для ведения личного подсобного хозяйства. На земельном участке стоит одноэтажный дом площадью более 40 м². Дом и земельный участок — в общей долевой собственности родственников. Моя доля — это 7 соток и небольшая часть дома.

Я бы хотел выделить свою долю в натуре, чтобы огородить участок и построить на нем дом. Если это возможно, то что нужно сделать?

Готов при необходимости отказаться от своей доли жилого дома в пользу других совладельцев. Если выделить долю в натуре нельзя, то как я могу продать свою часть земли и дома?

Прилагаю чертеж земельного участка. Обозначения:

  • 1-2-3-4 — границы существующего земельного участка;
  • 1-2-н1-н2 — границы участка, который я хочу выделить;
  • ДЖ — жилой дом;
  • ДН — сараи и домашние постройки.

Сейчас у вас идеальная доля: на бумаге есть право на землю, но реальных границ именно вашей части участка нет. Чтобы их зафиксировать, нужно выделить долю в натуре. После этого у вас будет свой земельный участок, который можно продать, подарить, а вокруг него поставить забор. Такая процедура называется выделом. Расскажу, что делать и какие могут быть проблемы.

Что такое выдел земельного участка

По закону из участка, который находится в долевой собственности, можно выделить долю. Исходный участок при этом сохраняется, но меняются его границы. Человек, который выделил свою долю, получает право на выделенную часть земли, но теряет право долевой собственности на оставшуюся часть.

Все остальные дольщики остаются со своим, но их доли меняются пропорционально размеру ушедшей доли.

Например, есть участок размером 1500 м² с условным кадастровым номером 35:21:0000000:01. Участок находится в долевой собственности у Ивана, Петра и Марии — у каждого ⅓ доли . Мария решила выделить свою долю. Она провела кадастровые работы и зарегистрировала в Росреестре новый участок площадью 500 м².

Такому участку присвоили кадастровый номер 35:21:0000000:02, он теперь в собственности Марии. Она может построить на нем дом, продать эту землю или ничего с ней не делать. Исходный участок сохранил свой кадастровый номер 35:21:0000000:01, но у него изменилась площадь и границы — теперь он 1000 м². Дольщиков теперь всего два: у Ивана и Петра по ½ доли .

Выдел не обязательно делать пропорционально долям. Если Иван, Петр и Мария договорятся, что Мария выделит не 500, а 650 м², потому что на новом участке 150 м² — это болото, где ничего не построишь, это тоже будет по закону. Мария может оплатить Ивану и Петру эти 150 м², а может не оплачивать — как решат.

Так как при выделе земельного участка новый участок получит новый кадастровый номер, срок владения обнулится. Если собственник захочет продать участок раньше минимального срока владения, придется платить налог. У исходного участка кадастровый номер не меняется, и срок владения остается прежним.

Как победить выгорание

Требования к вновь образуемым участкам

По закону новый участок должен быть определенных размеров. Это зависит от категории и вида разрешенного использования земли. Поскольку вы указали кадастровый номер исходного участка, а также вид его использования — личное подсобное хозяйство, — я прокомментирую сразу на вашем примере.

Ваш участок находится в городском округе Шатура Московской области. Вот какие требования в этом округе.

Размеры. Участки для личного подсобного хозяйства должны быть не менее 500 и не более 5000 м². У вас исходный участок — 2600 м², 26 соток, а выделить вы хотите 700 м², 7 соток, то есть все нормально.

Форма. Вновь образованный участок должен быть рациональной формы. В идеале — квадратным или прямоугольным. Для прямоугольных бывают требования по соотношению сторон, например не более 3,5. У вас новый участок будет 50 на 14 метров. Соотношение сторон — 3,57: 50 / 14. В некоторых муниципалитетах просто оговаривается минимальный размер участка со стороны улицы — как правило, не менее 15—20 метров. Но в вашем муниципалитете таких требований нет.

Я бы порекомендовал рассмотреть выдел участка не пропорционально доле в праве, а другой формы — поквадратнее. И не на полную глубину исходного участка. Расскажу, какие варианты мне кажутся более удачными.

Первый вариант — прямоугольный участок, но шириной хотя бы 15—16 метров. В таком случае придется доплатить остальным участникам общедолевой собственности, однако участок получится более правильной и удобной для строительства формы. На таком участке можно будет поставить дом шириной до 10 метров.

Второй вариант — в форме трапеции площадью 700 м². Например, шириной по фронту 17 метров и по задней границе 11 метров.

С учетом минимальных отступов от границ участка в 3 метра, а от красных линий улицы в 5 метров, на выделенном трапециевидном участке можно будет разместить дом шириной до 9,3 метра.

Если договоритесь с другими собственниками, то можно рассмотреть и другие варианты выдела.

Подъезды и ограничения. По закону к участку, который будет образован после выдела, должен быть проход или проезд. Некоторые преобразуют участки так, что остается совсем узкий — менее 3—4 метров — и длинный проезд. Это нерационально, особенно если будете строиться и предполагается движение большегрузной техники: самосвала, трактора, крана.

У вас на выделяемый и измененный участки можно заезжать с параллельной им улицы, поэтому это требование соблюдается.

Ограничения в зонах с особыми условиями использования территорий — ЗОУИТ. Если такие ограничения есть на исходном участке, то и на новом они тоже могут быть. Так, согласно геопорталу Подмосковья в вашем случае 4 м² исходного участка вдоль улицы находятся в охранной зоне газопровода. Газопровод идет по улице вдоль забора, его охранная зона обычно 1,5 метра в каждую сторону. На картинке охранная зона не показана. Площадь ограничения незначительная. Здесь тоже все нормально.

На карте синим контуром обозначено, как проходит охранная зона газификации на исходном земельном участке

Как составить соглашение о выделе земельного участка в натуре

В таком соглашении нужно определить способ и условия выдела. Поскольку вы хотите передать остальным собственникам еще и свою долю в жилом доме, это будет так называемый смешанный договор. Возможное полное название документа — соглашение о выделе земельного участка и дарении долей в праве собственности на жилой дом.

Соглашение обязательно должно содержать такие пункты:

  1. Название, место и дату заключения.
  2. Перечень всех участников долевой собственности с указанием ФИО, даты и места рождения, пола, паспортных данных, места регистрации, СНИЛС.
  3. Перечень прав всех участников на исходный участок и дом: доля в праве, документы-основания, номер и дата записи государственной регистрации права.
  4. В чью пользу выделяется земельный участок, его описание и условный номер по межевому плану, заявление о прекращении прав общей долевой собственности этого лица на исходный земельный участок.
  5. В чьей собственности и в каких долях будет преобразуемый земельный участок.
  6. Кому и в каких долях дарится доля в праве на дом инициатора выдела земельного участка.
  7. Заявление инициатора выдела земельного участка о прекращении его права долевой собственности на дом.
  8. Сведения о распределении расходов на государственные пошлины, кадастровые работы, проведение сделки и пр.
  9. Момент вступления соглашения в силу.
  10. Иные обязательства сторон, например дата подачи в Росреестр,
  11. Подписи сторон.

Последовательность действий будет такой:

  1. Заключить соглашение. Так как выделяется доля только одного собственника дома, сделку придется оформлять через нотариуса. Пошлина за нотариальные услуги — 0,5% от суммы договора, но не менее 300 и не более 20 000 Р . Еще нотариусы берут деньги за услуги правового и технического характера. Цены можно посмотреть на сайте нотариальной палаты.
  2. Провести кадастровые работы, составить межевые планы исходного и нового участков. Это делает кадастровый инженер.
  3. Сдать все документы в Росреестр. Вы станете единственным собственником нового участка и перестанете быть собственником дома, а также не будете владельцем доли исходного участка. Остальные участники долевой собственности перераспределят свои доли.
  4. Получить выписки из ЕГРН и экземпляры соглашения с отметками о государственной регистрации прав.
  5. Рассчитаться по соглашению, если в нем предусмотрена оплата.

Почему дольщики могут быть против выдела

Чем больше участников долевой собственности, тем больше проблем. Вот основные причины, почему дольщики могут воспротивиться выделу:

Иногда бывает, что дольщики на словах не против выдела, а когда дело доходит до оформления, оказывается, что кто-то возражает. Чтобы проверить серьезность намерений дольщиков, можно предложить им заключить соглашение о порядке пользования земельным участком. Это документ, который определяет, кто из дольщиков какой частью участка пользуется. Можно даже поставить забор. Соглашение подтверждает, что дольщики договорились о порядке использования земли, а через выдел эти договоренности позднее уже закрепляют в качестве прав собственности.

Вы, как инициатор выдела, должны быть готовы, что остальных участников долевой собственности вряд ли устроит компенсация за хлопоты и потери в размере малой доли в праве на жилой дом.

Если договориться не получится

Если хотя бы с одним участником общей долевой собственности договориться о выделе участка не удастся, остается только пойти в суд. Исковое заявление о выделе подают в районный суд по месту нахождения земельного участка.

Суд может назначить землеустроительную и оценочную экспертизу. Когда участок выделяется через суд, речи о дарении доли в праве на дом уже не идет. Напротив, суд может обязать остальных участников выплатить инициатору выдела денежную компенсацию за долю в доме.

Расходы на юриста и экспертизы суд может полностью или частично взыскать с тех, к кому вы подадите иск.

Как выделить долю в натуре

Чтобы выделить долю земельного участка в натуре:

  1. Прежде всего, заручитесь согласием дольщиков на выдел. Чтобы проверить серьезность согласия на словах, можно предложить сначала заключить соглашение о порядке пользования земельным участком.
  2. Заключите соглашение о выделе и проведите кадастровые работы. Нужно пригласить кадастрового инженера, чтобы он составил один межевой план на оба участка — измененный и выделяемый.
  3. При формировании участка не забудьте учесть подъезды и требования землеустройства, которые действуют в вашем населенном пункте.
  4. Зарегистрируйте права в Росреестре и заплатите дольщикам деньги, если была такая договоренность.
  5. Выделенный земельный участок можно обнести забором, землю можно продать, подарить, построить на ней дом или ничего с ней не делать.

Тэги: земля, недвижимость, право, доля Вопрос был задан 29.06.21 и дополнен ответом эксперта 04.08.2021



Геннадий, спасибо за помощь! Я тот, кто написал данный запрос.

Вопрос. Местные юристы и адвокаты, с кем я общался по поводу выдела своей доли в натуре в 2016 году, в один голос заявляли, что я не смогу этого сделать. По их словам, причина в том, что моя доля земли и моя часть дома - это единый имущественный комплекс, который нельзя разделить. Процитирую ответ одного из юристов:

"В пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ провозглашен принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Указанный принцип (единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов) не позволяет при наличии права общей долевой собственности на земельный участок и находящийся на нем объект недвижимого имущества производить раздел земельного участка без раздела домовладения.
Таким образом, поскольку дом и земельный участок находятся в долевой собственности, рассматривать вопрос о выделении своей доли в этом имуществе нужно не только в отношении земельного участка, но и в отношении дома.
Техническую возможность реального раздела земельного участка и расположенного на нем дома можно выяснить, обратившись к кадастровому инженеру. ". Полный вариант ответа - см.приложение.

Получается, юристы и адвокаты не правы были? Или с 2016 года законодательство изменилось?



Аноним, здравствуйте. Нормы законодательства должны применяться в неразрывной связи друг с другом. Если рассуждать механистически, учитывая только п. 5 ст. 1 ЗК РФ, то Ваша доля на участок должна равняться доле в доме. Не удалось быстро установить, с какой даты возможен выдел участков. В ЗК РФ в 2016 г. выдел был, может быть, в законе о регистрации не было, поэтому адвокаты так ответили. Возможно, Вы говорили им про раздел домовладения, тогда ответ адвокатов формально правильный. Не суть. К чему копаться в прошлом? Отечественное законодательство столь противоречивое, что чтобы понять, как все криво работает, даже законодатель предлагают дождаться "судебной практики". В Вашем случае она в Ваших интересах: долю участка выделить можно, отказавшись от доли дома. Возможна проблема с нотариусом, у них тоже не одинаковая квалификация, возможно придется поискать, кто справится.


Хорошая статья!👍 Хотелось бы почитать, как выделить отдельные свидетельства на землю и части одного дома, есть идея купить большой дом(1000кв м) и раздробить на блок секции, насколько это сложно?


Ed, Ваша идея похожа на создание многоквартирного дома на земельном участке для индивидуального жилищного строительства. Закончится ничем или сносом. Если же Вы хотите купить или строить дом блокированной застройки, то в документации это будет (должно) сразу присутствовать.


Геннадий, мне и интересно каким образом появляются квадрохаусы так называемые или же блоксекционные колбасы на одном участке с разными свидетельствами, и можно ли готовый дом большой площади превратить в квадрохаус, например, что для этого необходимо, какие условия должны быть соблюдены, если это возможно?


Ed, Таунхаусы появляются из строительного бизнеса. Случайных людей, как мне представляется, там нет. Вид разрешенного использования земельного участка должен быть "блокированная жилая застройка". Количество секций - не более 10. Секции должны иметь друг с другом только одну общую стену. Отсюда и появляются "колбасы", поскольку это требование Градостроительного кодекса. Готовый дом не возможно превратить в секционный, если он не проектировался таковым и не "маскировался" под индивидуальный жилой дом.


Геннадий, на счёт случайных людей в строительстве, как мне кажется, вы сильно ошибаетесь..)
Так же по первой же ссылке на официальном сайте росреестра иная информация:
https://rosreestr.gov.ru/site/press/news/o-zhilykh-domakh-blokirovannoy-zastroyki/
"Актуальным в учетно-регистрационной практике является вопрос о разделе уже существующего жилого дома на блоки и оформления прав на них. Одним из возможных вариантов образования жилого дома блокированной застройки из жилого дома является его реконструкция. Документом, удостоверяющим выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие реконструированного объекта капитального строительства необходимым требованиям, в том числе разрешенному использованию земельного участка, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме этого, для оформления жилых домов блокированной застройки в результате раздела жилого дома заявителями должны быть одновременно представлены заявления о прекращении прав на исходный объект, о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на вновь образованные объекты, являющиеся блоками жилого дома блокированной застройки.

Так что про невозможно - это вы погорячились, другой вопрос насколько практически сложно.
В любом случае спасибо за ваше мнение 🖐️


Ed, А Вы найдите хотя бы один дом на 1000 кв. м ( Ваши исходные), который не спроектирован как секционный, а потом был разделен на блок-секции. Тогда я признаю свою ошибку. Мне не встречалось, в том числе, думаю, что законодательство запрещает ( и закон о регистрации и Градостроительный кодекс). Материал Росреестра перечисляет необходимые, но не достаточные требования.

20 августа 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приняла определение N 127-КГ19-12, в котором дала толкование положения Земельного кодекса Российской Федерации, касающегося определения порядка пользования земельным участком (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

В данном определении Верховный Суд РФ отразил ряд небезынтересных с правовой точки зрения выводов, которые совсем скоро могут явиться основой для формирования нового пласта правоприменительной практики по спорам долевых собственников, чья общая недвижимость расположена на предоставленном в бессрочное пользование земельном участке.

Фабула дела

В центр спора помещен конфликт двух групп долевых собственников домовладения, находящегося в Республике Крым и состоящего из жилых строений и надворных построек. Первая группа представлена собственницей доли в домовладении в размере 34/100 (истец), полученной по наследству от мужа. В состав второй группы входят два собственника, владеющие долей в размере 66/100 (ответчики), которая ранее была приобретена ими у мужа истца по договору купли-продажи.

Земельный участок, на котором расположено домовладение, был предоставлен правопредшественнику действующих собственников в 1958 году городским органом исполнительной власти в бессрочное пользование для строительства индивидуального жилого дома.

Из текста судебного акта усматривается, что стороны конфликта не могут осуществить оформление права собственности на спорный земельный участок ввиду возникших разногласий по вопросу пользования им. То есть собственники домовладения продолжают оставаться субъектами права бессрочного пользования, а предметом иска выступает требование определить порядок пользования земельным участком.

При этом стороны самостоятельно без юридического оформления определили порядок пользования строениями, входящими в состав домовладения (дома фактически распределены между истцом и ответчиками без каких-либо дополнительных работ по выделению долей).

Также истец утверждает, что к моменту приобретения ответчиками долей в праве на домовладение, сложившийся порядок пользования спорным земельным участком уже существовал. С ним, по версии истца, и согласились ответчики при приобретении доли, подписав договор купли-продажи. Кроме того, на спорном участке более 15 лет установлен разграничительный забор.

В ходе проведенной в рамках дела строительно-технической экспертизы было установлено, что:

• площадь земельного участка по данным публичного реестра (485 кв. м) меньше площади фактически используемого сторонами земельного участка (545 кв. м)

• каждый из домов расположен на обособленной части земельного участка, оборудован изолированным входом и имеет независимую систему электро-, водо-, газоснабжения, отопления и водоотведения

• экспертом предложен вариант определения порядка пользования земельным участком, согласно которому часть участка площадью 246 кв. м предоставляется в пользование истцу, другая часть площадью 299 кв. м – ответчикам.

Суды первой и апелляционной инстанций оставили иск без удовлетворения.

Главным аргументом Железнодорожного районного суда города Симферополя явилось то, что порядок пользования земельным участком, предложенный экспертом с учетом фактической площади земельного участка (545 кв. м), не соответствует долям собственников в праве общей долевой собственности на домовладение, что, по мнению суда, нарушает абз. 2 п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

Верховный Суд Республики Крым в своем апелляционном определении признал упомянутый довод суда первой инстанции неправовым, однако оставил решение без изменения как соответствующее закону, указав, что определение порядка пользования земельным участком возможно лишь после определения судом порядка пользования расположенными на таком участке строениями либо одновременно с ним, а также после оформления в установленном законом порядке права пользования земельным участком, установления его границ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с правовой аргументацией судов нижестоящих инстанций, отменила принятые ими судебные акты и направила дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции.

Выводы Верховного Суда РФ и их практическое значение.

  1. Действующее законодательство не устанавливает необходимости точного соответствия выделяемой в пользование части земельного участка размеру доли в праве общей долевой собственности на здание.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Чтобы глубже вникнуть в логику Верховного Суда РФ, следует обратиться к практике разрешения аналогичного вопроса на примере общих положений Гражданского кодекса РФ об определении порядка владения и пользования имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

Представляется очевидным, что данную позицию можно и следует применять по аналогии и к правоотношениям лиц, произрастающим из совместного пользования земельным участком, переданным таким лицам в бессрочное пользование.

В рассматриваемом определении Верховный Суд РФ указал на то, что важнейшими вопросами, подлежащими исследованию в подобных делах, является вопрос нуждаемости каждого из пользователей земельного участка в использовании той или иной его части и сложившийся порядок пользования участком. А также что несоразмерность передаваемой собственнику части участка его доле в праве на домовладение может быть устранена путем предоставления денежной компенсации.

Поскольку за 15 лет у сторон сложился некий порядок пользования спорным земельным участком (и даже существует разграничительный забор), суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела, вероятно, будет вынужден принять данное обстоятельство во внимание, как и недостатки той части земельного участка, которой пользуется истец.

Таким образом, Верховный Суд в своем определении подтвердил наличие у судов возможности проявлять определенную степень гибкости при разрешении споров об определении порядка пользования земельными участками, что гипотетически будет способствовать принятию судами справедливых решений по данной категории споров с учетом всех особенностей конкретного участка и сложившихся отношений долевых собственников зданий.

  1. У долевых собственников сооружения отсутствует обязанность определять в суде порядок владения и пользования им до обращения в суд с иском об определении порядка пользования земельным участком, на котором такое сооружение расположено.

В самом деле, обстоятельства таковы, что истец и ответчики определили порядок пользования домовладением самостоятельно, спор между сторонами по данному вопросу отсутствует. Вместе с тем суд апелляционной инстанции в своем определении пришел к выводу о необходимости разрешения в судебном порядке и этого вопроса до принятия решения по настоящему делу либо одновременно с ним.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ констатировала факт отсутствия в законе такого требования. Позиция о незаконности возложения на лиц обязанности обращаться за судебной защитой своих прав и законных интересов в ситуации, когда отсутствует спор о праве, представляется логичной и соответствующей принципу недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Не содержат действующие нормативно-правовые акты и положений, обязывающих долевых собственников сооружений переоформлять право пользования земельным участком (приводить документы в соответствие законодательству РФ), а равно и осуществлять установление границ (межевание) такого земельного участка.

Существенным вопросом, практически не затронутым определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 20.08.2019 г. N 127-КГ19-12, осталось соотношение фактически используемой собственниками площади и площади земельного участка по данным правоустанавливающих и правоподтверждающих документов. По всей видимости, дать правовую оценку данному обстоятельству и определить степень влияния на исход конфликта предстоит уже Железнодорожному районному суду города Симферополя при новом рассмотрении дела.

Рассмотрены и одобрены
Научно-техническим советом
Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации
от 23 января 2003 года
Протокол N 3

Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей

Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (прил.1) и определяют порядок выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

3. Право на выдел земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения имеет каждый участник долевой собственности, который вправе определить предполагаемое местоположение этого земельного участка, а также размер компенсации остальным участникам долевой собственности.

5. Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для мелиорированных земель.

Порядок выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения

сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка;

размер компенсации другим участникам долевой собственности;

запись, обязывающую уведомить заявителя и администрацию сельскохозяйственной организации об имеющихся возражениях.

3. Извещение направляется всем участникам долевой собственности в соответствии со списком, представляемым администрацией сельскохозяйственной организации, по письменному заявлению заявителя на выдел земельного участка в счет земельной доли заявителя (форма Ф-2).

Предоставляемый сельскохозяйственной организацией список собственников земельных долей (форма Ф-3) подписывается руководителем, заверяется печатью и содержит следующую информацию:

фамилия, имя, отчество участников долевой собственности;

паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан);

серия, номер и дата выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю;

размер земельной доли в балло-гектарах.

4. Наряду со списком собственников земельных долей заявление содержит просьбу о предоставлении информации, позволяющей однозначно охарактеризовать местоположение земельного массива, в котором расположен испрашиваемый земельный участок. Для этого могут быть использованы имеющиеся в сельскохозяйственной организации планово-картографические, землеустроительные, агрохимические и другие материалы. Администрация сельскохозяйственной организации в двухнедельный срок со дня получения заявления предоставляет требуемую участником долевой собственности информацию под его личную роспись и несет ответственность за ее достоверность.

Конкретное местоположение намечаемого к выделу земельного участка отображается на выкопировке имеющегося в сельскохозяйственной организации планово-картографического материала. Изготовление выкопировки осуществляется с соблюдением требований, предъявляемых к землеустроительной документации.

Подготовленная выкопировка (форма Ф-4) вместе с извещением направляется всем участникам долевой собственности.

Указываемый в извещении размер компенсации участникам долевой собственности устанавливается на основе проведения земельно-оценочных работ, которые инициируются и оплачиваются заявителем.

5. Размер компенсации, подлежащий выплате участникам долевой собственности, устанавливается в случае, если рыночная стоимость выделяемого земельного участка в расчете на единицу его площади превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка в расчете на единицу его площади.

Размер компенсации определяется как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы рыночных стоимостей выделяемого и остающегося после выдела земельных участков в расчете на единицу их площадей, подтвержденных актом оценки. Полученная сумма указывается в извещении о намерении заявителя о выделе земельного участка в счет земельной доли в рублях цифрами и прописью (форма Ф-6).

6. На основании полученного списка участников долевой собственности заявитель извещает их письменным почтовым отправлением либо личным вручением участникам долевой собственности извещения о своем намерении. Подтверждением уведомления служит заверенный почтовым отделением реестр разосланных извещений либо личная роспись получателя с указанием даты получения извещения (форма Ф-7).

8. Если в течение месяца после надлежащего уведомления заявителю не поступило возражений по выбранному местоположению земельного участка и указанному в извещении размеру компенсации, местоположение и размер компенсации считаются согласованными.

9. Заявитель в случае отсутствия возражений подает заявление (форма Ф-9) в администрацию сельскохозяйственной организации с просьбой выдать ему банковские реквизиты для перечисления средств в счет компенсации за выделяемый земельный участок, а также справку, подтверждающую, что у участников долевой собственности отсутствуют претензии к указанным в извещениях местоположению и размеру компенсации. Администрация сельскохозяйственной организации в недельный срок выдает заявителю справку и банковские реквизиты (форма Ф-10).

10. Заявитель со справкой, подтверждающей отсутствие претензий к местоположению земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, и размеру компенсации участникам долевой собственности, обращается в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству за информацией о юридических и физических лицах, имеющих право на проведение землеустроительных работ, по установлению и закреплению границ земельного участка в натуре.

Установление границ земельного участка в натуре осуществляется в соответствии с действующим порядком проведения землеустройства и межевания земель.

После установления и закрепления границ землеустроительная документация направляется в органы, осуществляющие государственный кадастровый учет земельных участков, и после присвоения кадастрового номера земельному участку направляется в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для оформления прав собственности на выделенный земельный участок.

11. Право собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли, оформляется органами государственной регистрации при наличии следующих документов:

свидетельство на право собственности на земельную долю;

кадастровый план земельного участка;

справка об отсутствии возражений участников долевой собственности;

документ, подтверждающий оплату компенсации;

акт оценки земельного участка;

нормативная цена земельного участка;

другие документы, необходимые для государственной регистрации прав на земельный участок.

12. В случае поступления возражений от участников долевой собственности споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются с использованием согласительных процедур.

До принятия Правительством Российской Федерации порядка проведения согласительных процедур по разрешению споров о местоположении выделяемого земельного участка и размера компенсации может применяться следующий способ их разрешения.

13. Споры о местоположении земельного участка и размере компенсации разрешаются создаваемой по инициативе участников долевой собственности согласительной комиссией с привлечением в нее представителей сельской администрации, администрации сельскохозяйственной организации и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. При необходимости в состав согласительной комиссии могут быть приглашены и представители других общественных организаций и государственных органов.

Персональный состав согласительной комиссии утверждается главой администрации административного района.

Согласительная комиссия создается на постоянной основе сроком на один год. Заседания согласительной комиссии проводятся по мере поступления заявлений, но не реже одного раза в месяц.

14. Инициатором согласительных процедур выступает участник долевой собственности, пожелавший выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который подает заявление в согласительную комиссию.

В заявлении указываются состав возражений, поступивших от участников долевой собственности, и обоснование причин несогласия с ними (форма Ф-11). К заявлению прилагаются:

документ, подтверждающий право собственности на земельную долю;

выкопировка на испрашиваемый земельный участок;

акт оценки земельного участка, выделяемого в счет земельной доли;

расчеты размера компенсации.

15. Согласительная комиссия в двухнедельный срок с даты поступления заявления запрашивает у возражающей стороны следующие документы:

документ, подтверждающий право собственности на земельную долю;

обоснование причин несогласия с местоположением земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, и размером компенсации.

16. В случае рассмотрения споров по размеру компенсации согласительная комиссия информирует возражающую сторону о юридических адресах независимых оценщиков, имеющих право на проведение земельно-оценочных работ, и обязывает ее провести в месячный срок за свой счет оценку того же земельного участка для определения его рыночной стоимости и расчета размера компенсации.

В случае непроведения в установленные сроки без уважительных причин (болезнь и форс-мажорные обстоятельства) указанных работ согласительная комиссия принимает решение в пользу заявителя.

18. Согласительная комиссия рассматривает материалы по расчету размеров компенсационных выплат, предоставленные обеими сторонами, с привлечением независимого эксперта, кандидатура которого может утверждаться субъектом Российской Федерации, и принимает соответствующее решение в присутствии всех заинтересованных сторон, являющееся рекомендательным для всех участников спора. При несогласии одной из сторон неурегулированный спор рассматривается в суде.

19. В случае рассмотрения споров по местоположению земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, согласительная комиссия запрашивает у администрации сельскохозяйственной организации материалы по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, разрабатываемых в соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Правительством Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, с учетом требований ст.14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 от 26.01.96 N 14-ФЗ.

20. Порядок, содержание и требования к разработке, рассмотрению и согласованию материалов по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра Российской Федерации.

В случае отсутствия материалов по определению на местности границ, находящихся в общей собственности земельных участков, рассмотрение споров о местоположении земельного участка приостанавливается до завершения работ по определению на местности границ земельных участков, находящихся в общей собственности.

21. В зависимости от содержания возражений к местоположению выделяемого земельного участка согласительная комиссия при необходимости инициирует проведение экспертиз обоснованности претензий в соответствующих государственных органах.

На основании полученных заключений экспертов согласительная комиссия принимает соответствующее рекомендательное решение в присутствии всех заинтересованных сторон, оформляет его в виде заключения (форма Ф-12), которое подписывается всеми членами согласительной комиссии и под личную роспись выдается участнику долевой собственности, осуществляющему выдел земельного участка в счет земельной доли, и возражающей стороне.

22. В случае несогласия с рекомендациями согласительной комиссии споры о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в суде.

Примерные формы документов, необходимых для оформления выдела земельного участка

ИЗВЕЩЕНИЕ
о намерении выдела земельного участка в счет земельной доли

Читайте также: