Не приближайтесь к имуществу сироты

Обновлено: 16.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Коран о договорах

(Верующие) которые верно выполняют обязательства (данные) Богу и не нарушают договор (с Ним). (13:20)

А просьба Авраама о прощении для его отца была всего лишь исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Бога, он отрекся от него. Воистину, Авраам был смиренным, выдержанным. (9:114)

Среди верующих есть люди, которые правдивы в данном обязательстве Богу. И среди них - такие, что уже кончили свой предел, и такие, что еще ожидают и не переменили никакой замены, (33:23)

Ведь Бог знает о том, что вы тратите или даете обет. А мракобесам нет помощников. (2:270)

. те, кто, дав обязательства, выполняют их, терпеливы (во всем): в беде, во вреде и во время нужды. Это те, которые правдивы, они осмотрительны. (2:177)

О вы, которые уверовали! Будьте верны в соглашениях. (5:1)

Потом пусть они покончат со своею неопрятностью и полностью выполнят свои обеты и пусть обойдут кругом древнего дома (Каабы). (22:29)

Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается. (76:7)

В то же время люди подвержены ошибкам и слабостям. Вот во избежание их, Бог оставил нам предостережения. Эти предостережения касаются разных обстоятельств, и разумный человек непременно найдет для себя страховку для себя от ошибки.

И как вы можете отбирать это, когда вы сошлись друг с другом, и они взяли с вас суровый договор? (4:21)

Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обязательствам, ибо за обязательства вас призовут к ответу. (17:34)

Не продавайте данные Богу обязательства за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Бога, если бы вы только знали! (16:95)

Не делайте Бога предметом ваших клятв о том, что вы благочестивы и осмотрительны. Улучшайте отношения людей друг с другом. Ведь Бог Слышащий, Знающий. (2:224)

Бог не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Бог разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны. (5:89)

Поступить так лучше для того, чтобы они принесли истинное свидетельство или устрашились того, что другие клятвы будут принесены после их клятв. Остерегайтесь (гнева) Бога и слушайте! Бог не наставляет на правильный путь людей отклоняющихся. (5:108)

Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити. Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда одни из вас оказываются сильнее и многочисленнее других. Таким образом, Бог подвергает вас испытанию. А в День воскресения Он непременно разъяснит вам то, в чем вы расходились во мнениях. (16:92)

Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Бога, и вам будут уготованы великие мучения. (16:94)

Что же касается тех, которые обвиняют в неверности своих жен, не имея свидетелей, кроме самих себя, то заменой свидетелей для кого-либо из них служат четыре клятвы Богом в том, что он, воистину, говорит правду, а также пятая клятва в том, что да проклянет его Бог, если он лжет. (24:6-7)

К сожалению, нарушение взятых на себя обязательств, обещаний и т.п. даже у официальных лиц, наряду с обывателями, встречается не редко. Подобные вещи происходят вследствие безнаказанности, что приводит человека к лицемерию. Однако Создатель всего сущего не шутит с человечеством.

Поразило их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили взятое перед Богом обязательство, и за то, что они (считали) ложью (знамения Бога). (9:77)

А те, которые нарушают обязательство, данное Богу после его заключения, и разрезают то, чему повелел Бог быть соединенным, и распространяют порчу на земле, для тех - проклятие и для них - злое жилище! (13:25)

И вот говорят лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: "То, что обещал нам Бог и Его посланник, только обман!" (33:12)

. Те, кто нарушает взятое перед Богом обязательство и разъединяет то, что повелел Бог им связывать, и сеет порчу на земле, проигравшие. (2:26-27)

Неужели каждый раз, когда они заключают обязательство, часть из них отказывается от него? Да! Большинство их не верует. (2:100)

Воистину, тем, которые продают обязательство с Богом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Бог не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания. (3:77)

Поистине, наихудшими животными пред Богом являются те, которые отвергают (знамения Бога) и не верят (в них). Те, с которыми ты заключил обязательство, а потом они каждый раз нарушают свое обязательство, и они - не осмотрительны. (8:55-56)

Видел ли ты тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Бог? Они не относятся ни к вам, ни к ним. Они дают ложные клятвы. Бог приготовил для них тяжкие мучения. Воистину, скверно то, что они совершают! Они сделали свои клятвы щитом и сбили других с пути Бога. Им уготованы унизительные мучения. (58:14-16)

Кому выгодно состояние лицемерия и отрицания истины? Однозначно врагу людей Иблису. Этот неутомимый противник человека без промедления использует его отрицательные качества для претворения своих планов в жизнь. Основой же его действий является нарушение своих обещаний.

Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства, и детей, и давай им обещания. Воистину, обещания ослушника (шайтана) – всего лишь обольщение. (17:64)

Ослушник (шайтан) обещает (людям) и соблазняет их. Но его обещания не что иное, как обольщение. (4:120)

Итогом всего описанного материала является серьезное отношение к своим словам действиям. Если каждый из простых граждан и власть держащих, будет руководствоваться предписанием Бога в жизни, то Господь непременно возвысит это общество и даст его народу мудрость и силу.

Аль-Ан‘ам

(153) Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте [другими] путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь.

После разъяснения многих важных повелений и законов Аллах указал на них в еще более широком аспекте. Эти и другие предписания, которые Аллах разъяснил в Своем писании, представляют собой прямой, простой и кратчайший путь, ведущий непосредственно к Аллаху и обители Божьей милости.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

(152) Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы помяните назидание.

Не пожирайте имущество сирот, не используйте его во благо себе и не расходуйте его без необходимости. Используйте имущество сирот только тогда, когда это может принести им пользу или приумножить их состояние. Это значит, что запрещается приближаться к имуществу сирот, если это может навредить им или не принесет им ни пользы, ни вреда, пока они не достигнут совершеннолетия и не смогут грамотно распоряжаться своим имуществом. Когда же они достигнут совершеннолетия, им следует вручить их имущество, дабы они могли распоряжаться им по своему усмотрению. Из этого также следует, что сирота не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом до достижения совершеннолетия, что его опекун обязан распоряжаться его имуществом самым лучшим образом и что эти ограничения сохраняют силу до тех пор, пока сирота не достигнет совершеннолетия.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

Всевышний повелел Своему пророку, мир ему и благословение Аллаха, сообщить тем, кто запрещает дозволенное Им, об основных запретах, которые распространяются на всех людей и включают в себя запрещенные продукты питания, напитки, высказывания и поступки.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

О Мухаммад! Вели тем, кто запрещает дозволенное Аллахом и приписывает Ему свои измышления, привести свидетелей, которые подтвердят, что Он действительно ниспослал такие запреты. Услышав такое предложение, они окажутся перед дилеммой. Если они не приведут свидетелей, которые подтвердят это, то их утверждения будут признаны лживыми и неподтвержденными. Если же они найдут свидетелей, которые подтвердят это, то ими окажутся самые лживые и грешные люди, чьи свидетельства люди откажутся принимать, потому что справедливые люди никогда не подтвердят подобное.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

Аль-Ан‘ам

Аль-Ан‘ам

О Мухаммад! Если язычники сочтут тебя лжецом, то продолжай проповедовать среди них, прельщая их и устрашая. Поведай им о том, что Аллах обладает обширной милостью, которая распространяется на все творения. Пусть же они спешат к ней и совершают соответствующие деяния, важнейшим и главнейшим из которых является признание твоей миссии и твоего учения, ведь наказание Господне невозможно отвратить от людей, которые совершают множество грехов и преступлений. И пусть они остерегаются грехов, которые навлекают на людей наказание Аллаха и самым великим из которых является неверие в тебя.

Аль-Ан‘ам

(146) Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы.

Аллах запретил мусульманам употреблять в пищу только скверну, дабы уберечь их от всего вредного и нечистого. Что же касается людей Писания, то Аллах запретил им даже некоторые чистые продукты в наказание за их неповиновение. Иудеям было запрещено есть мясо верблюдов и всех остальных животных с нераздвоенными копытами, а также некоторые части коров и овец (курдюк и сальник). Остальные жиры они могли употреблять в пищу, потому что Аллах сделал исключение для сала, которое находится на спинном хребте и внутренностях, и для жиров, которые смешаны с костями.

Аллах ниспослал иудеям эти запреты в наказание за то, что они поступали несправедливо и нарушали свои обязанности перед Ним и Его рабами. Он всегда говорил и поступал правдиво и принимал только правдивые решения. Чья речь может быть правдивее Его слов? Чьи законы могут быть лучше Его законов для людей, обладающих твердой убежденностью?

Аль-Ан‘ам

После порицания язычников за то, что они запрещали дозволенное и лживо приписывали это Аллаху, после изобличения их чудовищной лжи, Он приказал Своему посланнику разъяснить людям, что действительно было запрещено Им, дабы они знали, что все остальное считается дозволенным и что всякий запрещающий дозволенное является лжецом, потому что действительными являются только запреты Аллаха, произнесенные устами Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

Аль-Ан‘ам

Аллах упомянул о домашней скотине, которая дарована людям и объявлена чистой и дозволенной. К ней относятся бараны и овцы, а также козлы и козы. Всех представителей этих видов домашнего скота разрешается употреблять в пищу без каких-либо исключений, и между ними нет никакой разницы. Однако язычники объявляли некоторых из них запрещенными, а некоторых разрешали употреблять в пищу только мужчинам.
Читать далее →

Аль-Ан‘ам

(142) Среди скотины есть предназначенная для перевозки и не предназначенная для этого. Ешьте из того, чем вас наделил Аллах, и не следуйте по стопам дьявола, ведь он для вас — явный враг.

Аллах сотворил домашнюю скотину, предназначенную для перевозки грузов и верховой езды, а также скотину, которая не пригодна для этих целей из-за своих небольших размеров. К последним относятся верблюжата и другие животные. На эти две группы домашний скот делится по своей пригодности к перевозке грузов и верховой езде. Что же касается употребления его в пищу и использования в других целях, то для этого можно использовать любую домашнюю скотину. При этом люди не должны следовать дорогами сатаны, одной из которых является запрещение части того, что Аллах позволил употреблять в пищу. Сатана — явный враг человечества; он повелевает людям совершать поступки, которые приносят им вред и обрекают их на вечное несчастье.

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

Ученые утверждают, что если опекун сироты беден, то он может тратить имущество сироты на его содержание. Но все расходы должны быть в пределах разумного, согласно положению, местности и обычаям людей, – в такой ситуации для опекуна нет ничего запретного и греховного. Но если расходы превышают нормы в разы, то такой опекун впадает в харам (запретное, греховное действие).

Шейх Ибн Усеймин сказал:

Сироты – это мальчики или девочки, у которых умер отец до их совершеннолетия. Такие дети должны быть окружены заботой, вниманием, добротой, помощью как моральной, так и материальной. Потому что их сердца надломлены смертью их отцов, и нет у них кормильца, кроме Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах завещал в своей Книге милосердное отношение к ним. Всевышний Аллах запретил пожирание (присвоение не по праву и трату в своих нехороших целях) имущества сирот. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا ۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

Есть некоторые люди, у которых умирают близкие родственники, после чего они берут под свою опеку их маленьких детей. Взяв детей на содержание и под опеку, они также забирают все их имущество. Овладев деньгами сирот, они начинают тратить эти деньги сугубо в личных интересах, ни на секунду не задумываясь об интересах сирот, да упасет нас Аллах от этого. Такие люди заслуживают ту угрозу и то наказание, о котором говорилось выше в аяте. Поистине, эти люди наполняют свои животы огнем, да простит нас Аллах. Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

То есть, нельзя использовать деньги и имущество сирот кроме как в том, что принесет пользу этим сиротам и их опекунам. Если, например, у человека есть два бизнес-проекта и он хочет вложить деньги сирот в них; как же он должен поступить? Он должен внимательно изучить эти проекты и выбрать тот, который больше всего принесет пользы, выгоды и доходов для него самого и для его подопечных. Но не допустимо, чтобы при выборе опекун руководствовался только личными интересами или интересами его родственников. Если же опекун находится в сомнении и не знает, что выбрать для большей пользы и во что вложить деньги сирот, то ему следует отказаться от вложений и придержать деньги сирот, т.к. Аллах сказал:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

Также опекуну не разрешается давать деньги сирот взаймы другому человеку, т.к. возможно, что человек, занявший деньги, просто не сможет их вернуть, а это не отвечает интересам сирот. То же самое касается и самого опекуна – он не должен брать взаймы денег у сирот, которых опекает. К сожалению, в жизни со стороны опекунов можно встретить противоположные действия. Такие опекуны, не моргнув глазом, могут занимать и использовать деньги своих подопечных, и вся прибыль и доход от денег сирот оседает в их карманах. Такие люди забывают о том, что сказал Всевышний Аллах:

وَلَا تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

Но предположим, что опекун хорошо все взвесил и вложил деньги сироты в какой-либо проект, с намерением улучшить и приумножить имущество сироты. Но Аллах предопределил другое, и все имущество пропало, все деньги исчезли. Что же говорит ислам об этом? Согласно исламу этот человек является муджтахидом (человеком, который проявил усердие в определении того, что есть правильнее), и если муджтахид вынес правильное решение и достиг цели, то ему две награды, если же он ошибся – одна награда. Однако если опекун заранее, умышленно оставил то, что лучше и в чем больше пользы, то он совершил харам.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَىٰ ۖ قُلْ إِصْلَاحٌ لَّهُمْ خَيْرٌ ۖ وَإِن تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ

Этот аят был ниспослан по причине вопроса, который был задан сподвижниками посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم.

Аяты 83-86: Напоминание о заветах, заключенных с сынами Исраиля

83. Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих.

﴿83﴾ وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا اللَّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ثُمَّ تَوَلَّيْتُمْ إِلَّا قَلِيلًا مِّنكُمْ وَأَنتُم مُّعْرِضُونَ

84. Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом.

﴿84﴾ وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَكُمْ لَا تَسْفِكُونَ دِمَاءَكُمْ وَلَا تُخْرِجُونَ أَنفُسَكُم مِّن دِيَارِكُمْ ثُمَّ أَقْرَرْتُمْ وَأَنتُمْ تَشْهَدُونَ

85. Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и посягательстве. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете.

﴿85﴾ ثُمَّ أَنتُمْ هَؤُلَاءِ تَقْتُلُونَ أَنفُسَكُمْ وَتُخْرِجُونَ فَرِيقًا مِّنكُم مِّن دِيَارِهِمْ تَظَاهَرُونَ عَلَيْهِم بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَإِن يَأْتُوكُمْ أُسَارَى تُفَادُوهُمْ وَهُوَ مُحَرَّمٌ عَلَيْكُمْ إِخْرَاجُهُمْ أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

86. Они купили мирскую жизнь за Последнюю жизнь. Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь.

﴿86﴾ أُولَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا بِالْآخِرَةِ فَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلَا هُمْ يُنصَرُونَ‬

83. Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих.

﴿83﴾ وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لَا تَعْبُدُونَ إِلَّا اللَّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ ثُمَّ تَوَلَّيْتُمْ إِلَّا قَلِيلًا مِّنكُمْ وَأَنتُم مُّعْرِضُونَ

Этот договор включает в себя восемь пунктов:

Пользы /фауаид/:

84. Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом.

﴿84﴾ وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَكُمْ لَا تَسْفِكُونَ دِمَاءَكُمْ وَلَا تُخْرِجُونَ أَنفُسَكُم مِّن دِيَارِكُمْ ثُمَّ أَقْرَرْتُمْ وَأَنتُمْ تَشْهَدُونَ‬‬‬

85. Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и посягательстве. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете.

﴿85﴾ ثُمَّ أَنتُمْ هَؤُلَاءِ تَقْتُلُونَ أَنفُسَكُمْ وَتُخْرِجُونَ فَرِيقًا مِّنكُم مِّن دِيَارِهِمْ تَظَاهَرُونَ عَلَيْهِم بِالْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَإِن يَأْتُوكُمْ أُسَارَى تُفَادُوهُمْ وَهُوَ مُحَرَّمٌ عَلَيْكُمْ إِخْرَاجُهُمْ أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ وَمَا اللَّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ‬

86. Они купили мирскую жизнь за Последнюю жизнь. Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь.

﴿86﴾ أُولَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُا الْحَيَاةَ الدُّنْيَا بِالْآخِرَةِ فَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلَا هُمْ يُنصَرُونَ‬

Пользы /фауаид/:

Читайте также: