Как оформить земельный участок под домом в долевую собственность

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме в том числе и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, при этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме, доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

У собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со статьёй 16 Закона о введении в действие ЖК РФ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Предоставление документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 42 Закона о регистрации.

На государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставляются:

1. Заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (через любой офис многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Калининградской области);

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, либо решение общего собрания собственников помещений о наделении представителя полномочиями для государственной регистрации прав всех собственников помещений на общее имущество в многоквартирном доме;

3. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме взимается государственная пошлина в размере 200 рублей;

4. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправлении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, если земельный участок сформирован после введения в действие ЖК РФ;

5. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действия ЖК РФ – 01.03.2005 г.);

6 Решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (в случае, если решением общего собрания собственников помещений не был определен иной порядок распределения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме);

7. Документ технического учета многоквартирного дома, содержащий сведения о составе общего имущества в многоквартирном доме;

8. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на помещения, в случае если на момент предоставления документов на государственную регистрацию наличия права общей долевой собственности на объекты недвижимости в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав собственников помещений в многоквартирном доме;

9. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством.

Сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в сведения о государственной регистрации права собственности на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Спецификой общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме является связанность доли в праве собственности с правом на помещение. То есть право на общее имущество как бы следует судьбе права собственности на помещение. Долю в праве на общее имущество невозможно продать, подарить, заложить, выделить в натуре, - она не имеет иного предназначения, кроме как обеспечивать нормальную эксплуатацию дома, поэтому право собственности на него возникает и прекращается вместе с правом собственности на помещение.

Желание оформить имущество в общую долевую собственность (ОДС) чаще всего возникает в отношении жилой недвижимости. Сразу несколько человек могут приватизировать или купить жилье, получить его в дар или по наследству. Законно владеть долей в нем и распоряжаться ею можно только после регистрации своего права в едином государственном реестре (ЕГРН).

Для этого потребуется предоставить документы, подтверждающие ваше право на долю, и проверить наличие недвижимости в кадастре. Но начинать всегда нужно с получения согласия всех потенциальных собственников. Если кто-то против деления общей собственности на доли, помочь может только суд. В регистрации недвижимости очень много нюансов, учесть которые иногда возможно лишь с помощью юристов.

Какие документы нужны, чтобы оформить общую долевую собственность?

Общая долевая собственность — это имущество, которым владеют все вместе, но с определением доли каждого. Доля может быть реальной (например, часть дома или комната в квартире), но чаще она идеальная, то есть абстрактная. Такая часть существует лишь на бумаге и обозначается дробью: 1/2, 1/3. По Гражданскому кодексу доли равны, но соглашением их можно изменить в любых соотношениях. В спорных ситуациях размер частей определяет суд.

Во-первых, надо заручиться согласием всех будущих хозяев или получить его через суд. В ряде случаев оформить соглашения по законодательству возможно лишь нотариально. Однако с 31 июля 2019 года, после вступления в силу Федерального закона № 76 от 1 мая 2019 года, для многих сделок с долями участие нотариуса больше не требуется.

Во-вторых, недвижимость должна быть поставлена на кадастровый учет в ЕГРН с присвоением уникального номера. Если ее там нет — надо внести. Многоквартирные дома там есть точно, а деревенского и дачного домика, перешедшего вам по наследству, вполне может не оказаться. Тогда необходимо подать заявление и вызвать кадастрового инженера. Без постановки недвижимости на кадастровый учет регистрация прав на нее невозможна.

В-третьих, у вас должны быть правоустанавливающие документы. То есть такие, на основании которых возникает право оформить часть жилья в собственность (они так и называются — документы-основания). Какие именно — зависит от способа приобретения. Это может быть:

  • договор купли-продажи;
  • договор приватизации;
  • дарственная;
  • завещание;
  • решение суда о признании права на недвижимость.

Общая долевая собственность может образоваться и из совместной при разделе ее на части. Это возможно по соглашению хозяев (добровольно или через суд) или путем заключения брачного договора, если имущество делят супруги.

В каких случаях необходимо нотариальное оформление?

Покупателям ОДС не обойтись без нотариуса, если они — супруги, потому что по закону все их имущество совместное. Если они хотят зарегистрировать владение по долям, им надо оговаривать это в брачном контракте, а его заключают только нотариально. Что касается купли-продажи долевой недвижимости, то ограничения относятся, по большей части, к продавцам, то есть к ее отчуждению.

С 31 июля 2019 года применяется новая редакция Закона о госрегистрации недвижимости, которая отменила обязательное нотариальное удостоверение ряда сделок. Так, теперь продать находящуюся в ОДС недвижимость можно без нотариуса, по простому письменному заявлению. Но при одном условии — отчуждение собственности надо оформить одной сделкой, т. е. все продают свои доли одновременно.

У нотариуса обязательно заверяют дарственные, завещания и вступление в наследство, а также все сделки, в которых участвуют несовершеннолетние и недееспособные граждане.

Не нужен нотариус, если вы просто перераспределяете между теми же владельцами уже имеющиеся доли. Например, на двоих было по 1/2, а теперь вы хотите сделать 9/10 и 1/10. Во многих случаях оформить соглашение на приобретение долей в недвижимой собственности также можно без присутствия нотариуса — например, если это:

  • приватизация недвижимости на семью;
  • покупка недвижимости у единоличного собственника;
  • покупка у супругов-собственников, владеющих квартирой совместно.

Если без нотариального заверения в вашем случае не обойтись, то этот документ добавляется к общему списку необходимых для оформления ОДС. Теперь остается заплатить госпошлину и приложить квитанцию к пакету документов.

Как платить госпошлину?

Госпошлину обязаны платить все, кто регистрирует свое право собственности на недвижимость. От ее уплаты освобождаются только малоимущие, признанные таковыми в законном порядке. За несовершеннолетних до 14 лет платят родители от своего имени, а если детям от 14 до 18 лет, то оплату производят от их имени.

Сейчас размер госпошлины — 2000 рублей на всех покупателей. Платить нужно каждому от своего имени пропорционально своей доле в собственности. Например, если ваша доля 1/4, то при умножении стоимость будет 2000*1/4=500 рублей.

Когда покупают дом с землей, на каждый объект должна быть отдельная квитанция. Размер госпошлины на участок зависит от категории: 350 рублей для земель сельхозназначения, ведения личного хозяйства и под ИЖС, 2000 рублей — в населенных пунктах.

Отдельно предусмотрены пошлины для приобретения собственности в результате дарения и вступления в наследство. Наследники, например, платят по 2000 рублей каждый. Квитанции об уплате пошлины на имя каждого участника должны быть в общем пакете документов.

Заплатить пошлину можно самостоятельно (реквизиты есть на сайте Росреестра), но проще это сделать при подаче заявления в МФЦ. Закон разрешает подождать с оплатой до 5 дней. Вам имеют права отказать в приеме документов, но сама регистрация не начнется до оплаты пошлины.

Процедура регистрации общей долевой собственности

Регистрацией права собственности занимается Росреестр. Если в вашем городе работает его представительство, то можно подать заявление туда. Есть даже вариант сделать это онлайн через сайт ведомства. Но, поскольку самостоятельно учесть все необходимые документы сложно, этим способом мало кто пользуется. Обычно все оформление происходит через МФЦ.

Туда должны прийти все будущие собственники с пакетом документов, в который входят:

  • паспорта (для людей старше 14 лет) или свидетельства о рождении (для детей до 14 лет);
  • документы, подтверждающие право собственности;
  • нотариально заверенное соглашение (если нужно);
  • решение суда о праве на долю (если был суд);
  • квитанции об уплате госпошлины.

Само заявление составляют и подписывают в МФЦ. Сотрудник заберет у вас документы (кроме удостоверений личности) по описи и выдаст об этом расписку. По ней вы получите их обратно, когда придете за выпиской из ЕГРН, подтверждающей запись о вашей собственности.

По закону, срок выдачи выписки в МФЦ — максимум 9 дней. Если заявление подавали в отделении Росреестра — 7 дней, а при предварительном удостоверении у нотариуса — 3–5 дней.

Выписки выдают каждому участнику процесса. С момента внесения записи в ЕГРН все становятся полноправными хозяевами своих частей в общей долевой собственности. Налог на имущество физлиц каждый теперь должен платить отдельно, пропорционально своей доле в ОДС.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Правовые основания для оформления земли под многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Так, согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В какой момент возникает право собственности на землю под МКД?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как оформить земельный участок под МКД?

Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также проведения его государственного кадастрового учета. При том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРН) с ним не требуется.

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее – МКД), с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Информация об образовании и учете участка под многоквартирным домом размещена на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра. При отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе после ввода его в эксплуатацию, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором дом расположен. Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для постановки земельного участка на кадастровый необходим межевой план, который подготавливается кадастровым инженером.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ, земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом.


После приобретения земли необходимо получить право собственности на земельный участок, чтобы официально подтвердить статус его владельца. Если этого не сделать, то любые дальнейшие действия с участком, такие как его продажа, передача по наследству и т.д. будут невозможны.

Процедура регистрации не сложна, если в ней разобраться. Поэтому давайте рассмотрим, с чего начинать оформление земельного участка в собственность.

Способы получения участка в собственность:

  • Выкуп муниципального участка;
  • Бесплатное оформление на льготных основаниях;
  • Получение участка по наследству;
  • Заключение сделки купли-продажи;
  • Участие в торгах;
  • Получение участка через суд.

Пошаговая инструкция по оформлению права собственности на участок

Шаг 1. Межевание участка (если оно не проведено)

Если у участка нет установленных пределов, т.е. отсутствует по каким-либо причинам межевой план, то для начала нужно будет провести процедуру межевания. Межевание также понадобится, если облик земли был изменен и теперь не соответствует плану.

Для проведения межевания понадобится кадастровый инженер (без лицензии на проведение геодезической и картографической деятельности провести межевание нельзя). Можно обратиться в любую компанию по землеустроительным работам, либо, если это не срочно, заказать межевание бесплатно (но придется ждать очередь до нескольких месяцев).

Шаг 2. Оплата госпошлины

За оформление земельного участка в собственность нужно заплатить пошлину.

Платить госпошлину нужно в обязательном порядке. Ее размер зависит от статуса обращающегося (физическое или юридическое лицо) и от категории земли:

  • 350 руб. за оформление в собственность земельного участка ИЖС, дачного, садового, огородного хозяйства, земель сельскохозяйственного значения;
  • 2 тыс. руб. за участок иного назначения.

Оплатить госпошлину можно в почтовом отделении, банке, МФЦ или на сайте ФНС.

Шаг 3. Постановка на кадастровый учет

После межевания участок необходимо поставить на кадастровый учет. Для этого нужно обратиться в кадастровую палату (также можно подать документы через Госуслуги или МФЦ).

Какие понадобятся документы:

  • Паспорт;
  • Доверенность (если вместо заявителя обращается его представитель);
  • Межевой план участка;
  • Правоустанавливающий документ на земельный участок;
  • Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки.

Также потребуется оплатить госпошлину (во многих регионах есть возможность оплатить госпошлину прямо в МФЦ). Если этого не сделать в течение 5 дней, то орган регистрации прав вернет заявление и прилагаемые документы без рассмотрения

В расписке после подачи документов будет указана примерная дата получения решения. Рассмотрение может длиться до 10 дней (через МФЦ до 12 дней).


Шаг 4. Сбор документов

Межевание участка и его постановка на кадастровый учет — это скорее подготовительные этапы перед регистрацией права собственности, которые необходимы, если межевание и кадастровый паспорт отсутствуют.

Рассмотрим, какие нужны документы для оформления земельного участка в собственность:

  • Заявление на получение права собственности (в Росреестре);
  • Кадастровый паспорт объекта;
  • Оригинал и копия паспорта собственника;
  • Квитанция оплаченной госпошлины;
  • Документ, который может подтвердить право владения землей.

Какие документы могут подтвердить право владения участком:

  • Договор купли-продажи;
  • Свидетельство о вступлении в наследство;
  • Акт о приватизации;
  • Дарственная;
  • и т.д.

Точный список документов для регистрации права на участок зависит от вида сделки.

Регистрацию права собственности на земельный участок можно совершить через Росреестр или МФЦ. Подайте собранные документы с оплаченной госпошлиной в выбранную инстанцию. Принявший документы специалист выдаст вам расписку, где указана примерная дата, когда можно получить выписку из ЕГРН.

Шаг 6. Получение выписки из ЕГРН

В этом документе будет указано, что вы имеете статус владельца участка. Поздравляем, теперь вы являетесь собственником участка!

Как оформить арендованный участок в собственность

Согласно ФЗ-178 "О государственной социальной помощи" гражданин имеет право на оформление арендованного земельного участка в собственность, т.е. приватизировать землю, которая изначально была арендована (бессрочно или срочно).

Оформить участок можно бесплатно при условии если:

  • Вы построили дачный дом, баню, гараж или хозпостройку и стали владельцем объекта;
  • Вы построили и стали владельцем частного дома;
  • Вы член caдoвoдчecкoгo кooпepaтивa.

Вы можете получить земельный участок бесплатно, если имеете отношение к следующим категориям граждан:

  • Инвалиды;
  • Ветераны BOB;
  • Дети-сироты;
  • Многодетные семьи;
  • Военные, которые отслужили более 10 лет;
  • Сотрудники ОВД, стаж работы которых более 15 лет;
  • Молодые работники сельского хозяйства;
  • и прочие категории льготников.

Для оформления в собственность участка в аренде необходимо подать заявление с выпиской из кадастрового плана в местный муниципальный орган, в ведении которого находится земля. B зависимости от обстоятельств администрация может принять следующие решения:

  • Передать право собственности на землю бесплатно, выдав при этом разрешение установленной формы;
  • Предложить выкупить землю и предоставить на рассмотрение договор купли-продажи, и уже после выкупа произвести регистрацию участка;
  • Отклонить ходатайство, в случае если вы не обладаете правами собственника (в соответствии со статьей 28 земельного кодекса), или участок использовался не по целевому назначению.

В целом дальнейшая процедура регистрации арендованного участка в собственность не отличается от обычной. К необходимым документам лишь добавится разрешение муниципалитета (или договор купли-продажи).

Оформление участка в долевую собственность


Рассмотрим пошагово,как оформить долю земельного участка в собственность.

Шаг 1. Повторное межевание

Для того, чтобы оформить часть земельного участка в собственность для начала нужно заново провести межевание, чтобы разделить надел на части. У всех полученных в итоге межевания участков обязательно должен быть подъезд, у участков ИЖС и промышленных построек — необходимые инженерные коммуникации.

Шаг 2. Соглашение о разделе участка

Далее необходимо оформить соглашение о разделе земельного участка, которое должны подписать все собственники новых участков. В соглашении нужно указать:

  • Кадастровый номер и информацию обо всех собственниках;
  • Размер долей и площадь новых участков, их соответствие долям в исходном участке;
  • Распределение расходов на долевую собственность.

Если один из собственников отказывается от раздела участка, то спор можно решить в судебном порядке.

Шаг 3. Заявление о получении адресов

Нужно взять заявление о получении адресов для выделенных земельных участков (обратитесь в землеустройство местной администрации). В заявлении указываются наименование участков, их количество и основания присвоения. Обратиться также можно и в Росреестр, МФЦ, портал госуслуг. Решение о присвоении нового адреса или отказе будет готово в течение 18 дней.

Шаг 4. Сбор документов и регистрация

Оформление доли земельного участка в собственность включает в себя все те же стандартные этапы, только к необходимым документам добавляется соглашение между дольщиками.

При процедуре раздела земельного участка в Росреестре будут выполнены одновременно операции по:

  • Внесению участка в государственный кадастр недвижимости (ГКН);
  • Регистрации права собственности;
  • Снятию старого участка с ГКН;
  • Прекращению права собственности.

Как оформить землю под домом в собственность

Как оформить земельный участок под домом в собственность — очень популярный вопрос. На самом деле процедура не отличается от регистрации права на арендованный участок. Помните, что если вы зарегистрировали право собственности на дом до 30.10.2001, то участок можно получить бесплатно, выкупать его не придется. Нужно только найти правоустанавливающий документ и оформить право собственности на землю.

Упрощенное оформление земельного участка в собственность

Он заключается в том, что каждый гражданин может приватизировать дачный участок, а также оформить объекты капитального строительства как жилое помещение, что дает возможность прописаться на дачном участке. Таким образом можно оформить:

  • Земельные участки для садоводства, огородничества, подсобного и дачного хозяйств, строительства гаража или жилого дома (тогда по упрощенному порядку регистрации подлежат только те дома, строительство которых началось до 1.03.2019 г.).
  • Сами постройки на этих участках - дачные дома, бани и другое.

Упрощенный порядок действовал до конца 2020 года, но недавно его продлили до 1 марта 2026 года.

Оформление участка в собственность по наследству

Что нужно для оформления земельного участка по наследству:

Шаг 1. Обратиться к нотариусу, чтобы открыть наследственное дело

Шаг 2. Получить свидетельство о праве на наследство

Для этого понадобятся документы:

  • Паспорт умершего собственника;
  • Свидетельство о смерти;
  • Последнее место прописки;
  • Документы, подтверждающие родство с наследодателем;
  • Завещание (при наличии);
  • Квитанция об уплате госпошлины (0,3-0,6 % от цены участка).

Шаг 3. Обратиться в Росреестр для регистрации унаследованного участка

Документы необходимые в Росреестре:

  • Технический паспорт участка;
  • Справка из БТИ об отсутствии строительства на участке;
  • Справка о последнем месте регистрации умершего собственника;
  • Заключение об инвентаризационной стоимости объекта;
  • Выписка из ЕГРН на имя наследодателя;

На что стоит обратить внимание:

Стоимость оформления участка в собственность

Если рассуждать, сколько стоит оформление участка в собственность, то можно выделить следующие составляющие стоимости:

В итоге стоимость регистрации участка в зависимости от региона и необходимых процедур может быть разной. Также вам может понадобится помощь юристов, чтобы облегчить процесс оформления.

Читайте также: