Предоставление медицинских услуг на дому

Обновлено: 17.05.2024


Лицензия на медицинскую деятельность выдается подразделениями как федеральных, так и региональных органов власти. О том, кому нужна такая лицензия, какие требования предъявляются к соискателям и в какие структуры необходимо обращаться, расскажем подробнее.

В каких случаях необходимо получение медицинской лицензии

  1. Такие работы (услуги) включены в специальный Перечень (см. приложение к положению о лицензировании). К примеру, к ним отнесена деятельность в области:
  • акушерства и гинекологии;
  • хирургии;
  • вирусологии;
  • кардиологии и др.
  1. Работы и услуги совершаются при оказании:
  • паллиативной медпомощи;
  • первичной медико-санитарной помощи;
  • скорой и скорой специализированной помощи;
  • специализированной помощи, включая высокотехнологичную;
  • медпомощи при санитарно-курортном лечении;
  • помощи при проведении медосмотров, экспертиз и освидетельствований;
  • медпомощи, выраженной в пересадке органов и тканей, обращении донорской крови и ее компонентов;
  • медицинской помощи в рамках санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.
  1. Работы и услуги оказываются в рамках норм, установленных требованиями, утв. приказом Минздрава от 11.03.2013 № 121н.

Несколько уточнений по вопросу квалификации деятельности в качестве медицинской

Иногда бывает тяжело с ходу определить, носит деятельность лечебный характер или нет.

Так, не всегда включение услуги или работы в Перечень и ее соответствие остальным требованиям влечет необходимость в приобретении лицензии на медицинскую деятельность.

К примеру, Минздрав в письме от 27.02.2018 № 27-3/3008543-81 пояснил, что услуги и работы в сфере дезинфектологии могут квалифицироваться как медицинская деятельность (а следовательно, требуют лицензии на медицинскую деятельность) в тех случаях, когда они оказываются в рамках первичной, медико-санитарной, специализированной медпомощи и помощи при санитарно-курортном лечении. Если же дезинфекционная деятельность не связана с оказанием медицинских услуг, то необходимость в получении специального разрешения на осуществление такого вида деятельности отсутствует.

Напротив, считаются медицинскими услуги в области пирсинга, массажа и перманентного татуажа. К таковым они причислены в соответствии с Номенклатурой медуслуг, утв. приказом Минздрава от 13.10.2017 № 804н. Отдельное письмо с разъяснением о том, что тайский массаж — медицинская услуга, выпустил Росздравнадзор (письмо от 20.02.2013 № 17-2/10/2-1005).

ВАЖНО! Если организация или предприниматель игнорируют необходимость получения специального разрешения на оказание услуг и выполнение работ, то они могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП и к уголовной по ст. 171 и 235 УК.

О последствиях осууществляения медецинской деятельности без лицензии рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Существует несколько исключений из общего правила о необходимости наличия лицензии на медицинскую деятельность.

Специальное разрешение не требуется:

Какие лица имеют право на получение лицензии

Соискателями на получение лицензии могут быть медицинские и иные организации, а также ИП, которые:

У перечисленных лиц должен быть стаж работы:

  • 5 и более лет — при наличии высшего образования;
  • 3 года и более — при среднем.

Как получить медицинскую лицензию

Для получения медицинской лицензии надо:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Функции лицензирующего органа исполняют несколько государственных структур. Как правило, это территориальные подразделения Росздравнадзора. Документы необходимо передавать в территориальный орган по месту жительства ИП или месту регистрации организации, даже если лицензия получается для филиала компании (п. 3 письма Минздравсоцразвития от 14.03.2008 № 537-12).

  • в Москве это департамент здравоохранения города;
  • Санкт-Петербурге — комитет по здравоохранению;
  • Московской области — минздрав субъекта РФ.
  1. Дождаться проведения лицензирующим органом административных процедур. Если документы передавались в Росздравнадзор, то в соответствии с Административным регламентом решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения принимается за 45 рабочих дней со дня поступления документов, в течение которых:
  • полученное заявление и документы регистрируются;
  • назначается ответственный исполнитель, который проверяет пакет документов и сравнивает представленную информацию со сведениями, полученными в результате межведомственного обмена, проводит внеплановые проверки, а также готовит проект приказа о предоставлении или отказе в выдаче разрешения;
  • руководитель территориального органа Росздравнадзора рассматривает проект приказа и документы, на которых основано содержащееся в нем решение (при одобрении решения он подписывает приказ и лицензию; данные о выданном разрешении одновременно заносятся в реестр медицинских лицензий).
  1. Получить лицензию при личном посещении или по почте.

ВНИМАНИЕ! За предоставление и переоформление лицензии уплачивается госпошлина в размерах, установленных пп 92 п 1 ст 333.33 НК РФ

Перечень документов на лицензирование медицинской деятельности в 2021 году

  • заявление по унифицированной форме (Приложение № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Росздравнадзора от 28.10.2020 № 9936);

В формуляре нельзя допускать ошибки. Чтобы все сделать правильно, воспользуйтесь разъяснениями экспертов КонсультантПлюс по заполнению заявления. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Путеводитель по госуслугам для юрлиц, чтобы узнать все подробности оформления документа.

Административные процедуры при получении лицензии на осуществление медицинской деятельности

С момента приема должностными лицами Росздравнадзора заявления и сопутствующих документов наступает этап административных процедур. В ходе него решается, будет ли одобрена выдача лицензии. Административные процедуры включают:


Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.

Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.

I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного

В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.

Статья 16. Индивидуальная программа

  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.

Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.

Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.

III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

IV. Позвоните в негосударственные организации

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным

Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.

Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.

Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:

  1. В территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФРФ) по месту жительства для оформления ежемесячных выплат. В ПФРФ можно заменить льготы на лекарства, санаторно-курортное лечение, льготы на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте на денежные выплаты.
  2. В управление соцзащиты по месту жительства для получения социальных услуг, которые положены в зависимости от группы инвалидности.
  3. В МФЦ для получения льгот по оплате коммунальных услуг.
  4. В территориальную поликлинику для получения льгот на лекарства.

Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

  1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам индексируется каждый год и по состоянию на 31.05.2018 ее размер составляет:

1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;

3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.

Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.

Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.

Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Порядок предоставления социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны

При организации работы по предоставлению социально-медицинских услуг ветеранам обеспечивается:

а) равный, свободный доступ ветеранов к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

б) адресность предоставления социально-медицинских услуг;

в) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства ветеранов;

г) достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей ветеранов в социальном обслуживании;

д) достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания ветеранов в привычной благоприятной среде; добровольность получения социальных услуг и конфиденциальность.

При предоставлении социально-медицинских услуг ветеранам следует руководствоваться статьей 20 Федерального закона № 442-ФЗ, согласно которой социально-медицинские услуги направлены на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

К социально-медицинским услугам относятся следующие услуги:

а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);

б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья (обеспечение ветеранов лекарственными препаратами, осуществление мероприятий по профилактике образования пролежней, наложению компрессов, осуществлению перевязок, оказанию первой помощи и т.п.);

г) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (санитарно-просветительская работа, направленная на формирование навыков здорового образа жизни, избавление от вредных привычек);

д) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

е) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).

При определении перечня социально-медицинских услуг, необходимых ветерану, учитывается его нуждаемость в получении таких услуг, состояние здоровья, возраст, социальное положение, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, зависимость от посторонней помощи.

Социально-медицинские услуги предоставляются ветеранам на основании индивидуальных программам предоставления социальных услуг, а также на основании договора о предоставлении социального обслуживания, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ.

В целях организации обучения родственников ветеранов и других лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан на дому, принципам организации ухода, использованию технических средств реабилитации, обустройству места нахождения ветерана, находящегося на постельном режиме, составлению распорядка дня, питанию, индивидуальному уходу, выбору качественных средств ухода в учреждении организовано проведение соответствующих обучающих занятий.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ ветераны также имеют право на социальное сопровождение, включающее в себя:

- сопровождение ветеранов в медицинские и иные организации, оказывающие медицинскую помощь;

- сопровождение в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы для оформления группы инвалидности;

- оказание содействия в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, необходимыми техническими средствами реабилитации и в иных случаях;

- оказание содействия в госпитализации ветеранов в госпитали для ветеранов войн, гериатрические центры.

Заявление (письменная форма, электронная форма) может подать:

• органы местного самоуправления;

К заявлению о предоставлении социальных услуг

прилагаются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя);

- документ, подтверждающий наличие категории ветерана ВОВ;

- справка о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений.

Будьте бдительны при получении платных медуслуг

За последние 10–15 лет в нашей стране были приняты законы, которые превратили лечение и спасение жизни пациента в оказание медицинских услуг за плату по унифицированным стандартам. Это законы об основах охраны здоровья граждан в РФ, о медицинском страховании, о защите прав потребителей, а также ряд приказов Минздрава и постановлений правительства. Несмотря на противодействие врачебного сообщества, пациент превратился в клиента, а врачи – в персонал, оказывающий услуги населению.

Данная трансформация породила комплекс проблем, присущих любой сфере услуг. И одной из них стал договор, который железной стеной разделил пациента и врача, превратив некогда доверительные отношения в финансово-хозяйственные. Однако в то же время договор позволил упорядочить и формализовать отношения между медицинской организацией, врачом и пациентом. И это принесло пользу. Пациенты стали чувствовать свою защищенность от недобросовестных действий медицинского персонала, а врачи смогли укрыться от потребительского экстремизма, который был порожден принятыми законами, в основном Законом о защите прав потребителей.

В этой публикации мы разберемся, для чего нужен договор, как избежать ошибок при его заключении и на что стоит обратить особое внимание.

Зачем заключать договор с медицинской организацией и в каких случаях он не нужен?

Таких случаев не существует. Договор должен заключаться всегда. Его наличие является обязательным условием предоставления платных медицинских услуг. Стоит задуматься, доверять ли врачам медучреждения свое здоровье, если вам не предложили заключить договор или пытаются обойти основные его требования.

Что должен включать договор на оказание платных медицинских услуг?

Договор заключается в письменной форме. В нем указываются 1 :

  • сведения об исполнителе;
  • номер лицензии на осуществление медицинской деятельности; дата ее регистрации; перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность организации в соответствии с лицензией; наименование, адрес местонахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
  • Ф.И.О., адрес местожительства и телефон потребителя медицинских услуг или его законного представителя;
  • Ф.И.О., адрес местожительства и телефон заказчика – физического лица; либо наименование и адрес местонахождения заказчика – юридического лица (часто работодатели заключают договоры об оказании медицинских услуг сотрудникам и членам их семей, также в качестве заказчика может выступать благотворительный фонд, который и оплачивает лечение);
  • перечень платных услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
  • стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;
  • условия и сроки предоставления услуг;
  • должность и Ф.И.О. лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись; Ф.И.О. потребителя (заказчика) и его подпись;
  • ответственность сторон за невыполнение условий договора;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • иные условия, определяемые по соглашению сторон.

Договор составляется в трех экземплярах: один находится у исполнителя, второй – у заказчика, третий – у потребителя. Если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в двух экземплярах.

Что в договоре должно насторожить?

Прежде всего надо обратить внимание на предмет договора. В документе должно быть дано четкое описание услуг, которые планирует получить пациент.

В большинстве случаев пациенту дают на подпись типовую форму договора. То есть документ, в котором прописаны обязательные условия, установленные правительством. При этом не сообщается, что в договор не запрещается вносить изменения и дополнения. Такими уловками пользуются недобросовестные организации. Чем чревато отсутствие конкретики? А тем, что в итоге пациенту может быть выставлен счет за те услуги, которые изначально не оговаривались.

Рассмотрим пример. Пациент обращается в стоматологическую клинику с острой болью. В этот момент он не расположен к внимательному изучению документов и подписывает их не читая. Его волнует только одно: когда ему помогут и сколько это стоит.

Как этого избежать? Настоятельно попросить указать в договоре или отдельном документе, какие конкретно услуги будут оказаны и их стоимость.

Как выявить мошенников при обращении за медицинской помощью?

Обычно пациент изначально доверяет врачу. Этим как раз и пользуются мошенники. Но выявить их несложно. Достаточно быть осмотрительным.

1. Для начала посмотрите лицензию. Обратите внимание на то, когда и кем она выдана. Не поленитесь зайти на сайт государственного органа, который ее выдал. Там всегда есть реестр лицензий с указанием номера и наименования медицинской организации, включая ИНН и ОГРН. Сравните адрес, указанный в лицензии, с тем адресом, по которому оказываются медицинские услуги. Мошенники часто используют чужие лицензии, надеясь на невнимательность граждан.

Попросите показать приложение к лицензии. В нем всегда подробно перечислены те виды медицинских услуг, которые вправе оказывать организация. Отговорки о том, что услугу не успели внести или подобные этой, должны насторожить, поскольку лицензия с приложениями является основным документом, подтверждающим право заниматься медицинской деятельностью.

2. Пообщайтесь с врачом, который будет вас лечить. Не стесняйтесь спросить о его квалификации. Попросите показать сертификат специалиста, документы, подтверждающие врачебную категорию и прохождение курсов повышения квалификации. Вы имеете на это право!

3. Обязательно прочитайте договор на оказание платных медицинских услуг, прежде чем его подписывать. Обратите внимание на предмет договора – он всегда идет под пунктом 1. Там прописывается, какая медицинская помощь будет оказана.

Как правило, такие договоры небольшие по объему и написаны простым языком. Если документ содержит большое количество юридических терминов, то стоит насторожиться. Попросите объяснить значение непонятных выражений и с какой целью они указаны.

4. Вместе с договором нужно будет подписать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и согласие на обработку персональных данных. Если медицинская помощь сопряжена с хирургическим вмешательством, даже минимальным, то вы должны будете дать согласие на анестезиологическое пособие (обезболивание). А поскольку в ходе операции возможны осложнения, то вас попросят дать еще и согласие на переливание крови и ее компонентов.

Не бойтесь большого количества подписываемых бумаг. Это в первую очередь ваша защита. Отсутствие данных документов в организации – повод задуматься, стоит ли у них лечиться.

5. Нелишним будет попросить предоставить план лечения и план обследования. Последний особенно актуален при оказании стоматологической помощи. Это позволит понять, как вас будут лечить, и планировать свои расходы. Врача же такой план будет стимулировать к более продуманному выбору методов обследования и лечения.

Необходимо помнить, что медицинская помощь всегда персонифицирована и не может в одинаковом объеме и виде предоставляться каждому пациенту.

Куда обращаться, если права пациента были нарушены?

За соблюдением требований к составлению договоров следит всемогущий Роспотребнадзор. Он нещадно карает медицинские организации за нарушения правил оформления документов, даже за формальные.

За качеством медуслуг, порядком их оказания и соблюдением стандартов медицинской помощи следят территориальные органы Росздравнадзора.

О том, в каких случаях обращаться с жалобой в надзорные органы, в полицию, прокуратуру или суд, мы расскажем в следующей публикации.

Читайте также: