Что такое финансовая справка при покупке квартиры

Обновлено: 13.05.2024

При покупке квартиры покупателю необходимо подготовить внушительный пакет документов. Эти документы для заключения договора купли-продажи и регистрации перехода права собственности в Росреестра должны предоставить как покупатель, так и продавец. Какой пакет документов будут необходим определяется особенностями сделки и зависит от множества факторов.

Многие покупатели недвижимости допускают ошибки при подготовке необходимого пакета документов. Предлагаем ознакомится с особенностями оформления и видами документов.

Основной перечень документов

Договор купли-продажи недвижимости вступает в силу с момента регистрации перехода права собственности в Росреестре. Это означает, что покупатель квартиры становится полноправным собственником не при подписании договора, а при внесении изменений в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).

Для этого покупателю (с обязательным участием продавца) необходимо собрать пакет документов. Ниже представлены документы, которые могут потребоваться при оформлении сделки покупки квартиры:

Паспорта

В целях подтверждения личности граждан и внесения соответствующих изменений в ЕГРН предъявляются копии и оригиналы паспортов каждого лица, участвующего в сделке. Если продавца, покупателя или одновременно обоих участников представляет доверенное лицо, то прилагается нотариально заверенная доверенность с указанием всех полномочий и его паспорт.

Свидетельство о праве собственности

Договор купли-продажи

Он составляется в 3-х экземплярах — по одному оригиналу для участников сделки (продавца и покупателя) и один для предъявления в Росреестр.

Обязательные пункты договора:

  • дата и место подписания;
  • сведения о продавце и покупателе;
  • выражение воли сторон;
  • описание недвижимого имущества;
  • информация о государственной регистрации прав продавца;
  • стоимость жилого помещения;
  • сроки и порядок внесения оплаты;
  • сведения об отсутствии прописанных жильцов;
  • информация о том, что на имущество не притязают третьи лица.

Отсутствие одного из перечисленных пунктов — основание для признания договора ненадлежащим документом и отказа в его регистрации. К договору обязательно прилагается акт приема-передачи квартиры, подтверждающий реальное исполнение обязательств.

Справка из ИФНС об отсутствии задолженности по уплате налогов

Выдается отделением налоговой службы по месту проживания на основании заявления и паспорта. Если фамилия налогоплательщика изменялась, прилагается соответствующий документ (например, свидетельство о заключении или расторжении брака). Период действия справки — 6 месяцев со дня получения.

Выступая основанием права собственности продавца на недвижимое имущество, они необходимы при покупке квартиры и перерегистрации права. В качестве правоустанавливающих документов могут использоваться договора:

  • купли-продажи,
  • мены,
  • дарения,
  • ренты.
  • свидетельство о праве на получение наследства,
  • вступившее в силу решение суда о признании права на квартиру,
  • постановление ОМСУ о предоставлении недвижимости.

Выписка из ЕГРН

Ее предъявление необходимо при продаже недвижимости, если объект не состоит на кадастровом учете либо при проведении в квартире перепланировки. Если сведения о квартире уже внесены в Росреестр, то предоставлять выписку не требуется.

Внимание! Технические паспорта для заключения сделки не нужны — с 2008 года они формально и фактически утратили свою юридическую силу.

Заказать выписку из ЕГРН

Письменное и нотариально заверенное согласие супруга на проведение сделки

Покупателю необходимо убедиться, что в пакет документов включено согласие мужа либо жены продавца квартиры. В противном случае сделка может быть признана недействительной в судебном порядке. Согласие обязательно удостоверяется в нотариате при предъявлении паспорта.

Копия финансово-лицевого счета

Фактически представляет собой справку, подтверждающую отсутствие задолженности по внесению квартирной платы. За оформлением документа обратитесь к бухгалтеру управляющей компании по месту регистрации, в МФЦ (многофункциональный центр) или в кассу ЕИРЦ (Единого информационно-расчетного центра).

Выдача копии лицевого счета производится на основании паспорта и свидетельства о праве собственности на недвижимость (либо выписки из ЕГРН). Период действия справки об отсутствии долга — 10 дней с момента ее получения.

Справка с указанием оценочной стоимости недвижимого имущества

В справке указывается инвентаризационная стоимость квартиры и дата ее выдачи. За получением этой бумаги обратитесь в МФЦ или напрямую в БТИ, составив заявление и приложив к нему паспорт и правоустанавливающий документ на недвижимость.

Процедура оценки занимает не менее 2-3 недель. Специалисты из БТИ проводят полное обследование объекта недвижимости: измеряют площадь, рассчитывают стоимость квадратного метра, оценивают общее состояние жилого помещения и т.д.

Выписка из домовой книги

Содержит информацию о гражданах, проживающих в квартире. Документ выдается в паспортном столе УК либо ТСЖ при предъявлении паспорта и домовой книги, если она находится на хранении у собственника недвижимости. Срок выдачи справки — 7 дней, но обычно она оформляется в день обращения. Период действия — 14 дней с момента оформления.

Разрешение от органов опеки и попечительства на продажу квартиры

Перечисленные документы прикладываются к заявлению о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Бланки и инструкция по заполнению представлены на официальном сайте Росреестра. Однако на практике заявление составляется сотрудником регистрирующего органа, а впоследствии подписывается сторонами.

Внимание! Покупателю недвижимости необходимо оплатить государственную пошлину (1000 руб.) и приложить квитанцию к заявлению.

Покупка квартиры в новостройке

При приобретении квартиры в новостройке покупатель должен получить от строительной компании следующий перечень документов:

Инвестиционный контракт

В нем указаны условия строительства многоквартирного дома, обязанности застройщика и сроки для их исполнения.

Проектная декларация

Содержит сведения о собственнике земельного участка, кадастровые сведения, информацию о финансовом положении строительной компании.

Разрешение на строительство

Выдается органами местного самоуправления застройщику до начала строительных работ. Убедитесь, что в разрешении указан конкретный (ваш) объект недвижимости.

Документы на земельный участок

Застройщик должен владеть землей на правах собственности либо долгосрочной аренды. Проверьте, разрешено ли на этом участке возводить многоквартирные жилые дома.

Договор страхования

Обязательный документ с 2015 года. Страховой полис покрывает расходы строительной компании на случай ее банкротства.

Учредительная документация

Сюда входят устав компании, ИНН, протокол о назначении директора, выписка из ЕГРЮЛ. Сверьте полученные от застройщика сведения с данными, имеющимися в ИФНС. Убедитесь, что разрешения на строительство и на землю выданы именно этой организацией.

Заключение проектных документов

Содержит информацию о проведении государственной экспертизы и соответствии проекта требованиям законодательства.

Если покупка квартиры осуществляется на основании договора долевого участия (ДДУ), то он прилагается к приведенному перечню документов. В нем обязательно указываются данные об участниках (дольщике и застройщике), сведения об объекте недвижимости, сроки строительных работ и стоимость квартиры. Договор подается в Росреестр в 3-х экземплярах.

Льготные условия покупки квартиры

В данной таблице представлены возможные льготные варианты приобретения квартиры и необходимые для этого документы.

Дополнительные документы

Перечень дополнительных документов, необходимых для покупки квартиры, отличается в зависимости от ее особенностей:

  1. Если в роли продавца выступает юридическое лицо, то прикладываются уставные документы организации.
  2. Если продается доля недвижимости, то предоставляется письменный отказ долевых собственников от приобретения доли либо уведомления всех собственников о продаже доли.
  3. Если имущество находится в ипотеке, то прилагается письменное согласие банка (залогодержателя) на проведение сделки.
  4. Если в квартире была проведена перепланировка, то предоставляется документ, подтверждающий ее законность.
  5. Если правоустанавливающим документом выступает договор дарения либо свидетельство о праве на наследство, требуется справка из ФНС об уплате налога.

Отсутствие того или иного дополнительного документа также может послужить основанием для отказа в регистрации перехода права собственности.

Полезные рекомендации по сбору документов

Услуги по сбору документов на платной основе оказывают профессиональные юристы. Если вы решили самостоятельно подготовить перечень бумаг, то учитывайте следующие тонкости:

  1. Направляя документы на регистрацию перехода права собственности, покупатель должен убедиться, что техническое описание квартиры полностью совпадает с информацией, указанной в договоре купли-продажи.
  2. Объект недвижимости, приобретаемый на заемные средства по договору ипотечного кредитования, становится предметом залога банка. При регистрации права собственности на квартиру покупатель предоставляет договор залога с кредитором, на основании которого в ЕГРН вносятся сведения о наличии обременения. Дополнительно сдается кредитный договор и согласие супруга на оформление ипотеки.
  3. Перед подачей документов в регистрирующий орган убедитесь, что они правильно составлены, не содержат грамматических ошибок, исправлений либо сокращений в адресах — вся значимая информация прописывается полностью.

Важно, что документы, составленные собственноручно, не должны подписываться карандашом или иметь дополнительные отметки на полях.

Как подать документы?

После сбора внушительного перечня документов встает вопрос об их подаче в регистрирующий орган. Существует 5 возможных вариантов этого действия:

Личный визит в регистрирующий орган.

Обратитесь в территориальный орган Росреестра, предварительно уточнив график его работы. Наиболее оптимальный вариант с точки зрения экономии времени — специалист сразу сообщит об отказе в приеме документов, если вы соберете неполный перечень или будут допущены ошибки. Дополнительно он поможет с оформлением заявления и проконсультирует по другим вопросам.

Обращение в МФЦ.

Обратите внимание: МФЦ — не регистрирующий орган. Он является посредником между сторонами сделки купли-продажи и отделением Росреестра. Недостаток обращения в МФЦ — длительные сроки (с учетом пересылки документов).

Отправление заявления и документов по почте.

Они направляются в территориальный орган Росреестра заказным письмом с описью вложения. Все копии документов и подпись на заявлении о регистрации права собственности должны иметь нотариальное удостоверение. Существенный минус — об отсутствии некоторых бумаг или ошибках в их оформлении вы узнаете не ранее, чем через 2 месяца с момента отправления.

Он функционирует на официальном сайте Росреестра и предоставляет возможность отправки заявления и перечня необходимых документов. Решения сотрудников регистрирующего органа о регистрации либо отказе в регистрации права собственности направляются в личный кабинет заявителя. Преимущество использования сервиса — наличие пошаговой инструкции, недостаток — необходимость заверения документов усиленной квалифицированной электронной подписью.

От имен участников сделки купли-продажи могут выступать доверенные лица. При наличии удостоверяющих бумаг документы направляются ими в регистрирующий орган одним из приведенных способов. Дополнительно прикладывается нотариально заверенная доверенность с указанием полномочий и паспорт (при отправлении почтой — нотариально заверенная копия паспорта).

Выбор способа подачи документов полностью зависит от волеизъявления сторон сделки (продавца и покупателя).

  • работа в режиме 24/7,
  • отсутствие очередей,
  • различные варианты оплаты,
  • быстрый интерфейс,
  • sms-информирование пользователей,
  • мгновенная регистрация,
  • возможность распечатать выписку.

Портал предназначен для использования физическими и юридическими лицами. На нем вы сможете получить на 100% достоверные сведения из официальной базы Единого государственного реестра недвижимости. Размер государственной пошлины составляет всего 250 рублей.

налоговый вычет при покупке квартиры
Что такое налоговый вычет

Налоговый вычет — это сумма, на которую уменьшается налоговая база. На данный момент в Российской Федерации существуют 5 видов налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные. Мы говорим об имущественном вычете при покупке квартиры.

Какой закон регулирует налоговый имущественный вычет

Какой размер налогового вычета при покупке квартиры в ипотеку

1. Общий размер вычета от стоимости

- 13% от стоимости жилья или земельного участка, но максимальная сумма на вычет не должна превышать 2 млн. рублей, т.е. вернуть Вы можете максимум 2 млн. руб. x 13% = 260 тыс. рублей.

2. Размер вычета от стоимости в год

- 13% от официальной зарплаты за год. Возвращать налог Вы можете в течение нескольких лет до тех пор, пока не вернете всю сумму целиком.

3. Размер вычета от ипотечных процентов

- 13% от расходов по уплате ипотечных процентов, но не более 3 млн.рублей. Т.е. вернуть с ипотечных процентов можно максимум 3 млн.руб. x 13% = 390 тыс.руб.

Два варианта получения имущественного вычета

1 вариант - по окончании года получить всю сумму от налоговой инспекции,

2 вариант - в течение года, за который получается вычет, недоплачивая налог и получая вычет у работодателя (или иного налогового агента).

Для получения имущественного налогового вычета в налоговой инспекции нужно по окончании того года, за который хотите вернуть налоги, подать в налоговую инспекцию документы, см. список ниже. Налоговая инспекция проверит документы, Казначейство перечислит возвращенный налог на Ваш личный счет.

Полный список документов для имущественного вычета

Для получения имущественного налогового вычета у работодателя нужно предоставить работодателю заявление и уведомление, полученное в налоговой инспекции. Для получения в налоговой инспекции уведомления, Вам нужно будет дважды обратиться в налоговую инспекцию. Первый раз - подать заявление на выдачу уведомления и документы, подтверждающие право на вычет. Второй раз – получить уведомление примерно через месяц. Работодатель после получения уведомления должен выплачивать Вам доход, не удерживая налог до конца календарного года.

Полный список документов по имущественному вычету, который необходимо подать в налоговую инспекцию

1. заполненная декларация 3-НДФЛ за полный календарный год.

2. заявление на предоставление имущественного вычета при покупке квартиры, комнаты;

3. заявление на перечисление возврата налога на расчетный счет;

4. заявление об отказе от налогового вычета одного из супругов в пользу второго (если ваша супруга/супруг не хотят или не могут получить свой налоговый вычет и передают вам свое право);

5. оригинал справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (запрашивается в бухгалтерии у вашего работодателя или работодателей в бухгалтерии);

6. копия паспорта гражданина РФ (все заполненные страницы);

7. копия договора купли-продажи квартиры, комнаты или доли в них;

8. копия акта приема-передачи квартиры, комнаты или доли в них;

9. копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру, комнату, долю в них;

10. копия свидетельства о браке (если приобрели жилье в официальном браке);

11. копия свидетельства о рождении несовершеннолетних детей (если есть);

12. копия кредитного (ипотечного) договора с банком;

13. копия кредитного договора о рефинансировании кредита (ипотеки) с банком – предоставляется в случае вашего ипотечного перекредитования в другом банке;

14. копия графика платежей по ипотечному договору;

15. копия всех квитанций за отчетный год по оплате ипотечных платежей либо копию выписки с вашего счета, если происходило автоматическое списание со счета;

16. оригинал справки с вашего банка о сумме уплаченных процентов и о сумме уплаченных платежей по основному долгу за отчетный год (если подаете документы на возврат сразу за несколько лет – справку в банке заказывайте на каждый год отдельно);

17. копию сберкнижки (первый разворот) или реквизиты расчетного счета для перечисления возврата налога.

Пример расчета налогового имущественного вычета

Например, при покупке квартиры в ипотеку стоимостью 4 млн. руб.

Приобретение квартиры в ипотеку: 4 000 000 руб.

Сумма процентов по кредиту (взять из расчета банка): 1 300 000 руб.

Сумма, на которую можно получить налоговый вычет: 3 300 000 руб. (2 млн. руб. лимит + 1,3 млн. руб. %).

Налоговый вычет: 429 000 рублей (3,3 млн. руб. х 13%).

Вычет НЕ предоставляется

1. при покупке квартиры/дома у взаимозависимых лиц (супруга, детей, родителей, братьев/сестер, работодателя);

2. если человек уже исчерпал свое право имущественного вычета

Когда нужно подавать документы

В случае если дело касается только покупки квартиры, то декларацию и документы можно подавать в любое время. Вернуть налог можно за три последних года.

Срок получения вычета из налоговой инспекции

Вся процедура получения вычета обычно занимает от двух до четырех месяцев. (большую часть времени занимает проверка Ваших документов налоговой инспекцией).

Фирммейкер, июнь 2015
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Пepeд cдeлкoй pиeлтop дaeт клиeнтy cпиcoк дoкyмeнтoв, кoтopыe нyжнo пoдгoтoвить.

Пepeчeнь дoкyмeнтoв paзный и зaвиcит oт типa нeдвижимocти, вoзpacтa и ceмeйнoгo пoлoжeния пpoдaвцa. Eщe oт тoгo, кaк бyдeт oплaчивaтьcя cдeлкa: личными cpeдcтвaми, c пoмoщью ипoтeки или дeньгaми oт гocyдapcтвa.


Maчaидзe Нинa

yзнaвaлa, кaкиe дoкyмeнты
нyжны для cдeлки c нeдвижимocтью

Ecли кaкoгo-тo дoкyмeнтa нe бyдeт, Pocpeecтp oткaжeт в peгиcтpaции пpaвa coбcтвeннocти нa нoвoгo влaдeльцa. Или cдeлкa cocтoитcя, нo в бyдyщeм ee cмoгyт ocпopить.

Paccкaзывaeм, кaкиe дoкyмeнты нyжнo coбpaть для cдeлки c нeдвижимocтью.

Кoгдa pиeлтop гoтoвит дoкyмeнты

Boпpocoм дoкyмeнтoв pиeлтop зaнимaeтcя:

  • Пepeд выxoдoм нa зaдaтoк: дo тoгo, кaк пoкyпaтeль пepeдaeт пpoдaвцy чacть дeнeг зa нeдвижимocть. Пoлный пaкeт дoкyмeнтoв для зaдaткa нe coбиpaют — нyжны пacпopтa пoкyпaтeля, пpoдaвцa и дoкyмeнт, пoдтвepждaющий пpaвo coбcтвeннocти.
  • Пepeд выxoдoм нa cдeлкy: дo пoдпиcaния дoгoвopa мeждy пpoдaвцoм и пoкyпaтeлeм. Coбиpaют пoлный пaкeт дoкyмeнтoв.

Ecли y клиeнтa нeт вpeмeни caмocтoятeльнo coбиpaть дoкyмeнты и xoдить пo инcтaнциям, тoгдa oн oфopмляeт дoвepeннocть нa pиeлтopa. Pиeлтop coбepeт бoльшyю чacть дoкyмeнтoв, нo вce cдeлaть oн нe мoжeт. Нaпpимep, пo дoвepeннocти нeльзя cнять чeлoвeкa c peгиcтpaциoннoгo yчeтa: выпиcaтьcя из квapтиpы или дoмa мoжнo тoлькo личнo.


Ocнoвныe дoкyмeнты

Дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe личнocть coбcтвeнникa

Нyжны пacпopт влaдeльцa и пoкyпaтeля или cвидeтeльcтвo o poждeнии.

Дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe пpaвo coбcтвeннocти пpoдaвцa

Tип дoкyмeнтa зaвиcит oт дaты, кoгдa чeлoвeк cтaл влaдeльцeм:

  • дo 15 июля 2016: cвидeтeльcтвo o пpaвe coбcтвeннocти;
  • c 15 июля 2016 пo 1 янвapя 2017: выпиcкa из EГPП;
  • c 1 янвapя 2017 гoдa: выпиcкa из EГPН.

Ecли чeлoвeк cтaл coбcтвeнникoм жилья дo 1998 гoдa, инфopмaция o eгo пpaвe coбcтвeннocти нe вceгдa ecть в peecтpe. B тaкиx cлyчaяx пpинocят дoкyмeнт, пo кoтopoмy пoнятнo, кaк пpoдaвeц cтaл coбcтвeнникoм:

  • дoгoвop кyпли-пpoдaжи;
  • дoгoвop мeны;
  • дoгoвop дapeния;
  • дoгoвop дoлeвoгo yчacтия, aкт пpиeмa-пepeдaчи oбъeктa
  • cвидeтeльcтвo o пpaвe нacлeдoвaния;
  • peшeниe cyдa;
  • дoгoвop пpивaтизaции.

Пpи peгиcтpaции нeдвижимocти в Pocpeecтpe инфopмaцию o пpoдaвцe мeняют нa дaнныe o пoкyпaтeлe — нoвoм coбcтвeнникe.

Ecли инфopмaции o пpaвe coбcтвeннocти пpoдaвцa в peecтpe нeт, тoгдa cнaчaлa peгиcтpиpyют пpaвo coбcтвeннocти нa нeгo. Cpaзy пocлe этoгo peгиcтpиpyют пpaвo coбcтвeннocти нa пoкyпaтeля. Дoкyмeнты нa oбe пpoцeдypы cдaют в oднo oкнo пpи oбpaщeнии в MФЦ


Бeccoнoв Eвгeний
юpиcт

Пepeд пoдпиcaниeм дoгoвopa кyпли-пpoдaжи oбычнo бepyт нoвyю выпиcкy из EГPН. Этo нe oбязaтeльнo, нo тaк пoлyчaют aктyaльнyю инфopмaцию o coбcтвeнникe, oбpeмeнeнияx, ecли oни ecть.

Чтoбы взять выпиcкy, oбpaщaютcя в MФЦ или пoдaют зaявкy нa caйтe Гocycлyг.


Bыпиcкa o пpoпиcaнныx

B дoкyмeнтe yкaзывaют людeй, зapeгиcтpиpoвaнныx пo aдpecy нeдвижимocти, и тex, ктo yжe выпиcaн.

  • в yпpaвляющeй кoмпaнии;
  • нa caйтe Гocycлyг;
  • в пacпopтнoм cтoлe;
  • нa peгиoнaльныx пopтaлax, ecли oни пpeдocтaвляют тaкиe ycлyги. Для Tюмeнcкoгo peгиoнa этo TPИЦ.


Bыпиcкa пo лицeвым cчeтaм

Пo выпиcкe виднo, ecли y пpoдaвцa ocтaлиcь дoлги пo кoммyнaльным ycлyгaм или кaпитaльнoмy peмoнтy.

  • в yпpaвляющeй кoмпaнии или y пpeдceдaтeля TCЖ;
  • нa peгиoнaльныx пopтaлax;
  • y пocтaвщикa кoммyнaльнoй ycлyги. Нaпpимep, элeктpичecтвo мoжeт нaпpямyю пoдaвaть энepгeтичecкaя или cбытoвaя кoмпaния. Чтoбы взять выпиcкy, нyжнo пoйти в oфиc кoмпaнии или зaкaзaть нa oфициaльнoм caйтe.

Бывaeт, чтo в выпиcкe инфopмaция нe aктyaльнa: нaпиcaнo, чтo вce oплaчeнo, a нa дeлe виcит бoльшaя зaдoлжeннocть. Toгдa пocлe пoкyпки дoлги выплaчивaeт нoвый coбcтвeнник. Чтoбы этoгo нe былo, в дoгoвope пишyт, чтo пpи oбнapyжeнии cтapыx дoлгoв иx пoгaшaeт пpoдaвeц.


Дoпoлнитeльныe дoкyмeнты

Coглacиe cyпpyгa нa cдeлкy

  • Нa пoкyпкy: eгo тpeбyют бaнки для oфopмлeния ипoтeки, ecли зaeмщик нaxoдитcя в бpaкe.
  • Нa пpoдaжy: coглacиe нyжнo, ecли oбъeкт пpoдaeт oдин из cyпpyгoв, a нeдвижимocть oбщaя.

Coглacиe нa cдeлкy oфopмляют y нoтapиyca.

Инoгдa нyжнo cвидeтeльcтвo o бpaкe, paзвoдe или cмepти cyпpyгa, — ecли нeдвижимocть oбщaя или пpинaдлeжит oднoмy из cyпpyгoв.

Paзpeшeниe opгaнa oпeки нa пpoдaжy
Дoкyмeнт пoлyчaют, ecли coбcтвeнник нecoвepшeннoлeтний или пpизнaн нeдeecпocoбным.

Пpи пpoдaжe oбъeктa, coбcтвeнник кoтopoгo peбeнoк или нeдeecпocoбный, в opгaны oпeки пpeдocтaвляют дoкaзaтeльcтвo вcтpeчнoй cдeлки. Этo пpeдвapитeльный дoгoвop кyпли-пpoдaжи дpyгoгo жилья.

Пocлe пpoвeдeния вcтpeчнoй cдeлки пpoдaвeц дoлжeн cooбщить oб этoм в opгaн oпeки. Oбычнo нa этo дaют 30 днeй



Cпpaвкa из пcиxo-нeвpoлoгичecкoгo диcпaнcepa (ПНД)
Cпpaвкy бepyт, ecли пoкyпaтeль xoчeт yдocтoвepитьcя, чтo пpoдaвeц дeecпocoбeн — oтвeчaeт зa cвoи дeйcтвия. Бeз cпpaвки из ПНД чeлoвeкa мoгyт пpизнaть нeдeecпocoбным нa мoмeнт пpoдaжи и cдeлкy pacтopгнyт.

Cпpaвкy мoжeт пoлyчить тoлькo coбcтвeнник нeдвижимocти личнo. Для этoгo нyжнo пoйти в пcиxoнeвpoлoгичecкий диcпaнcep пo мecтy пpoпиcки.

Пpoдaвeц нe oбязaн дeлaть cпpaвкy и мoжeт oткaзaть пoкyпaтeлю. B тaкoм cлyчae дoгoвop кyпли-пpoдaжи дoлжeн зaвepить нoтapиyc. 3aвepeниe нoтapиyca нe пoдтвepждaeт дeecпocoбнocть пpoдaвцa. Нo этoт дoкyмeнт дaeт дoпoлнитeльныe гapaнтии пoкyпaтeлю.


Cпpaвкa oб oплaтe дeнeг зacтpoйщикy
Дoкyмeнт нyжeн, кoгдa пoкyпaют квapтиpy oт зacтpoйщикa пo дoгoвopy дoлeвoгo yчacтия.

Texничecкий плaн нa квapтиpy
Плaн нyжeн в cлyчae, ecли пpoдaют кoммyнaльнyю квapтиpy. Eщe тex. плaн тpeбyeт бaнк пpи oфopмлeнии ипoтeки.

Дoкyмeнты нa мaтepинcкий кaпитaл
Ecли квapтиpy или дoм пoкyпaют зa мaт. кaпитaл, oт пoкyпaтeля нyжeн cepтификaт нa мaт. кaпитaл и cпpaвкa oб ocтaткe cpeдcтв нa cчeтy.

Cпpaвкy oб ocтaткe бepyт:

  • нa caйтe Гocycлyг;
  • в Пeнcиoннoм фoндe PФ: в oтдeлeнии или чepeз oфициaльный caйт;
  • в MФЦ.

Дoгoвop кyпли-пpoдaжи для cдeлки

Кoгдa вce дoкyмeнты для cдeлки coбpaны, cocтaвляют дoгoвop кyпли-пpoдaжи. Нyжнo 3 экзeмпляpa дoгoвopa:

  • пpoдaвцy;
  • пoкyпaтeлю;
  • для Pocpeecтpa.

Ecли нeдвижимocть пoкyпaют в ипoтeкy, дeлaют eщe oдин экзeмпляp для бaнкa.

Дoпoлнитeльныe экзeмпляpы нyжны, кoгдa cдeлкy пpoвoдят пo нecкoльким oбъeктaм. Нaпpимep, ecли пpoдaют зeмлю и дoм нa нeй: нa кaждый oбъeкт дeлaют oтдeльныe кoмплeкты дoкyмeнтoв. Дoгoвop пoдпиcывaют вce пoкyпaтeли и coбcтвeнники, кoтopым нa мoмeнт cдeлки иcпoлнилocь 14 лeт.

Ecли пocлe пoдпиcaния дoгoвopa пpoдaвцa пpизнaют бaнкpoтoм, cдeлкy мoгyт pacтopгнyть. Этo бывaeт, кoгдa дoлги чeлoвeкa пoгaшaют зa cчeт eгo нeдвижимocти


Бeccoнoв Eвгeний
юpиcт

Aкт пpиeмa-пepeдaчи

Этo нe caмocтoятeльный дoкyмeнт, eгo cocтaвляют кaк пpилoжeниe к дoгoвopy. Aкт нyжeн пpи пoкyпкe oбъeктa oт зacтpoйщикa или втopичнoй нeдвижимocти.

Пocлe cocтaвлeния дoгoвopa нoвый coбcтвeнник в MФЦ peгиcтpиpyeт пpaвo coбcтвeннocти нa ceбя.

Чтo нyжнo пoмнить пpи cбope дoкyмeнтoв

  1. Пepeд зaдaткoм yчacтники cдeлки пpинocят пacпopтa или cвидeтeльcтвa o poждeнии. Taкжe дoкyмeнт, пoдтвepждaющий пpaвo coбcтвeннocти.
  2. Пepeд зaключeниeм дoгoвopa зaкaзывaют нoвyю выпиcкy из EГPН .
  3. Пepeд cдeлкoй пpoвepяют, чтoбы пpoдaвeц нe был бaнкpoтoм.

Pиeлтop мoжeт пoмoчь клиeнтy coбpaть дoкyмeнты. Для этoгo y нoтapиyca oфopмляют дoвepeннocть.

Учим pиeлтopoв зaкpывaть cлoжныe cдeлки

Ecли xoтитe paбoтaть в кpyпнoм и нaдeжнoм aгeнтcтвe, ocтaвьтe cвoй тeлeфoн, чтoбы зaпиcaтьcя нa coбeceдoвaниe

Покупка квартиры на вторичном рынке — рискованное занятие. Особенно, если делать это самостоятельно: без юридического образования и помощи риелтора. Формальная сторона любой операции с недвижимостью включает сбор и подготовку свидетельств, согласий, паспортов и других документов. В статье дадим список бумаг, необходимых для приобретения недвижимости.

Какие документы нужны для проверки юридической чистоты квартиры

Какие документы нужны от продавца

Некоторые документы может предоставить только собственник, так как у покупателя к ним нет доступа. Все документы, полученные таким образом, стоит особо внимательно проверить на актуальность и достоверность.

Сначала покупателю нужно проверить, есть ли у продавца право собственности на недвижимость, которое позволяет ею свободно распоряжаться.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Правоустанавливающий документ покажет, на каком основании продавец получил недвижимость. Это могут быть:

  • договор купли-продажи;
  • договор обмена;
  • договор передачи в собственность при приватизации;
  • договор дарения при получении в подарок;
  • соглашение о разделе имущества при разводе супругов; ; ;
  • договор пожизненного содержания с иждивением при наличии обязательства ренты.

В зависимости от того, какой документ стал основанием возникновения права собственности, стоит выбирать способ дальнейший проверки жилья. Например, при наследовании квартиры нужно особо внимательно проверить наличие других претендентов на имущество, при долевой собственности — проверить согласие содольщиков и т.д. В статье рассмотрим общий случай — квартира получена по договору купли-продажи.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Паспорт собственника нужен, чтобы сопоставить правоустанавливающие документы с личностью продавца: убедиться, что право собственности принадлежит именно тому человеку, с которым вы обсуждаете сделку. Чтобы дополнительно снизить риск мошенничества, попросите показать СНИЛС, водительское удостоверение и другие документы, — все сразу подделать сложно. Также убедитесь, что паспорта нет в базе недействительных паспортов МВД.

Выписка из домовой книги позволит увидеть, остались ли прописанные люди в квартире. Особо внимательно стоит проверить причины выписки бывших жильцов. Справка действительна 5 дней, поэтому обязательно проверяйте актуальность. Получить ее может только жилец или собственник квартиры.

Выписка из ЕГРН — самый важный документ для изучения недвижимости перед покупкой. В нем можно найти адрес, кадастровый номер, теххарактеристики, сведения о бывших и нынешних владельцах, наличие обременений и многое другое.

Важно! Отчет на основе выписки из ЕГРН может получить и сам покупатель. Для этого достаточно воспользоваться сервисом ЕГРН.Реестр: введите адрес или кадастровый номер, внесите оплату и в короткий срок получите отчет на основе выписки ЕГРН на почту.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Это базовый минимум документов, которые нужно попросить у продавца для покупки. Именно они дают возможность убедиться в безопасности сделки. Кроме того, многие из них потребуются при оформлении купли-продажи.

В ряде случаев понадобятся специфические документы:

  • согласие супруга на сделку;
  • разрешение опеки для квартир, в которых прописаны несовершеннолетние;
  • согласие банка для сделки с ипотечной квартирой;
  • согласие рентополучателя;
  • подтверждение отказа содольщиков от выкупа доли в жилплощади.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Какие бумаги нужны для оформления сделки купли-продажи

Комплект документов состоит из двух частей:

  1. Базовая часть – при любых сделках подается одинаковый комплект бумаг, может меняться только количество экземпляров.
  2. Дополнительные документы – подготавливаются в различных вариациях, в зависимости от особенностей сделки.

Чтобы избежать недоразумений во время визита в МФЦ или Росреестр, лучше заранее обсудить со всеми участниками сделки, кто какие документы подготовит и возьмет на процедуру оформления сделки.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Базовая часть комплекта документов для регистрации сделки купли продажи:

  • Договор купли-продажи. Потребуется минимум 2 экземпляра, хотя идеально сделать количество экземпляров по числу сторон плюс один. Если договор удостоверен нотариусом, то нужно взять один оригинал и одну копию.
  • Удостоверения личности (обычно это паспорта) участников сделки, если подавать документы будете лично. Если сделку будет проводить доверенное лицо, то дополнительно потребуется доверенность на его имя и его паспорт.
  • Документ о праве собственности продавца на объект сделки – выписка ЕГРН о наличии права, договор или другой документ о приобретении квартиры с отметкой Росреестра о регистрации.
  • Если продавец приобретал квартиру в браке, то потребуется нотариально заверенное согласие супруга на совершение купли–продажи. Исключения – наличие брачного договора, генеральная доверенность или полная оплата строящейся квартиры до вступления в брак. Даже если брак расторгнут, но официального раздела имущества не было, согласие потребуется.
  • Заявления о регистрации купли-продажи можно заранее не готовить, заполненные бланки выдаст сотрудник МФЦ или Росреестра. Останется только внимательно проверить правильность заполнения и подписать их.
  • Квитанции об уплате госпошлины за государственную регистрацию права (физлица платят 2000 рублей) – не обязательно, но без оплаты сделку не зарегистрируют, а квитанция позволит сотрудникам Росреестра быстрее найти ваш платеж и ничего не перепутать.
  • Документы, подтверждающие оплату приобретаемой недвижимости – в зависимости от условий расчетов, прописанных в договоре.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Дополнительные бумаги при покупке квартиры в новостройке

Обратите внимание – новостройкой является только квартира, которую продает организация –застройщик. Как следствие, в дополнение к основному пакету для регистрации добавятся несколько позиций:

    на имя сотрудника организации, который подписал договор купли-продажи (оригинал + копия).
  1. Доверенность на имя специалиста, который от имени застройщика участвует в процедуре подачи документов на госрегистрацию (оригинал + копия), а также его паспорт.
  2. Учредительные, регистрационные и разрешительные документы организации-продавца, включая решение учредителей о согласии на проведение крупной сделки.

Впрочем, все эти материалы готовит продавец, поэтому от покупателя требуется только контроль и внимательность в момент оформления документов.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Дополнительные бумаги при покупке квартиры в ипотеку

Оформлением бумаг, в основном, будет заниматься юридическая служба банка, от покупателя потребуется, скорее, контроль. Обычная сделка купли-продажи в связи с ипотечным финансированием проводится одновременно с заключением кредитного (ипотечного) договора. Поэтому в Росреестре придется регистрировать сразу две сделки:

  1. Переход права собственности к новому владельцу (физлицу). Пригодятся базовый комплект документов и комплект при покупке квартиры в новостройке, описанные ранее.
  2. Ограничение прав новоиспеченного собственника на квартиру. Жилье становится предметом обеспечения (залога) по ипотечному кредиту.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Комплект документации будет дополнен бумагами для регистрации ипотечных обязательств:

  • Доверенность представителя банка и его паспорт.
  • Документ об уплате госпошлины за регистрацию обременения в размере 1000 рублей для физического лица (не путать с госпошлиной за переход права собственности).
  • Заявления каждой из сторон ипотечной сделки о регистрации – потребуется внимательно проверить и подписать.
  • Договор ипотеки – закладная.
  • Кредитный договор.
  • Нотариальное согласие супруга на залог общей собственности.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Дополнительные бумаги при рефинансировании кредита на покупку квартиры

Не так уж редко случаются ситуации, когда приобретаемая квартира имеет обременение. Классический пример – рефинансирование проблемного кредита в другом банке. Для того, чтобы заемщик мог получить новый кредит и погасить долг перед старым кредитором, оформляется новая ипотека поверх старой. После гашения первого кредита старая ипотека снимается и остается только новая.

Для регистрации новой ипотеки потребуется:

  1. Базовый комплект документов.
  2. Дополнительные бумаги при покупке квартиры в ипотеку.
  3. Письменное согласие предыдущего залогодержателя (старого банка) на наложение дополнительного обременения – новой ипотеки.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Дополнительные бумаги при покупке доли в квартире

Процедура несколько сложней, чем при покупке квартиры полностью, требуется провести подготовительную работу.

  1. Договор купли-продажи недостаточно просто подписать, его нужно заверить у нотариуса.
  2. Письменный отказ собственников других долей квартиры от приобретения (оригинал и копия). В документе обязательно должен быть указан кадастровый номер квартиры, предложенная собственником цена и порядок оплаты.

Владельцы прочих долей квартиры имеют преимущественное право покупки той доли, которая является предметом сделки. Поэтому продавец должен до продажи своей доли третьему лицу письменно предложить купить эту жилплощадь другим совладельцам квартиры. Условия он обязан предложить не хуже тех, на которых будет на самом деле продавать свою долю третьему лицу.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Дополнительные бумаги при покупке квартиры с участием детей

Если приобретаемая квартира находится полностью или частично в собственности несовершеннолетнего, то дополнительно предоставляются:

  1. Свидетельство о рождении ребенка (оригинал).
  2. Разрешение органа опеки на совершение родителем действий от имени ребенка (оригинал и копия).
  3. Согласие органа опеки на отчуждение жилья (оригинал и копия).
  4. Письменное согласие родителей или приравненных к ним лиц на приобретение несовершеннолетним жилого помещения или на его отчуждение (оригинал и копия). Это правило действует в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет.

В том случае, если ребенок до проведения сделки по приобретению квартиры не владел жилым помещением, а после сделки получит право собственности, то согласие опеки не нужно.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Какие бумаги нужны для оформления сделки купли-продажи

Перечень бумаг для целей регистрации сделки зависит от ее условий — покупка первички или вторички, договор-основание права собственности продавца, семейное положение, наличие ребенка и т.п. По этой причине существует перечень всегда обязательных документов и специфических, которые потребуются для каждой отдельной ситуации.

С целью оформления сделки всегда потребуются:

  1. Заявление на передачу права от продавца и заявление на регистрацию нового права — от покупателя. Бланки и инструкцию по формированию заявления можно найти на сайте Росреестра или запросить на месте в регистрационной палате;
  2. Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию купли-продажи — оплачивает и предоставляет покупатель. Размер пошлины обычно равен 1000 рублей, но в ряде случаев может изменяться;
  3. Удостоверение личности как продавца, так и покупателя;
  4. Документ, являющийся основанием возникновения права собственности продавца, об их видах мы говорили выше;
  5. Договор купли-продажи квартиры в нескольких экземплярах. В нем должна быть указана информация о дате и месте заключения, данные паспортов продавца и покупателя, исчерпывающее описание объекта сделки, стоимость недвижки, согласие на продажу от всех заинтересованных лиц и т.п.;
  6. Акт приема-передачи тоже обязательно прикладывается к договору.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

В список документов, которые требуются для регистрации сделки, периодически вносятся изменения. Поэтому лучше предварительно уточнить список, позвонив в МФЦ или регистрационную палату. К примеру, в отдельных учреждения договор могут потребовать предоставить в четырех, а не трех экземплярах.

Как и где проходит оформление сделки

Оформлением сделок с недвижимостью занимается Росреестр, а точнее — его местное отделение. Именно там ведется сбор, обработка и хранение данных о правах на недвижимость в регионе. Там же проводится регистрация.

kakie-dokumenty-nuzhny-dlya-pokupki-kvartiry

Сотрудник учреждения, принявший документы, выдает расписку об их получении с полным списком, датой приема, номером дела. По этому номеру можно отслеживать продвижение регистрации.

Стандартный срок регистрации составляет 10-12 дней. Но иногда регистрацию приостанавливают или даже прекращают. Это может быть вызвано как техническими проблемами, так и неверным оформлением документов.

Читайте также: