Выберите из списка моральные принципы справедливость деньги собственность милосердие гуманность

Обновлено: 16.05.2024

За добро платят добром - это принцип и Божий и общечеловеческий. Полагаю, здесь комментарии излишни.

За зло платят по справедливости - это значит "воздают по заслугам", то есть наказывают его. Так как зло нужно держать в узде и не давать возможности ему плодиться и размножаться.

А милосердие обычно адресуют слабым или ослабевшим противникам, искренне раскаявшимся грешникам, бедным и нищим, калекам, тяжело больным и другим нуждающимся в помощи, понимании, сочувствии и сострадании людям. Здесь лишь одно важно учесть - это масштаб причиненного зла и причины его проявления. Ведь зло может быть неосознанным или намеренным, а масштаб и потери малыми и поправимыми или огромными и невосполнимыми и т.д.

То есть оценка должна быть адекватной и бескомпромиссной, а великодушие должно быть благоразумным, сострадательным, но назидательным.

Между двумя нужно всегда выбирать что-то третье. На трёх ножках держится равновесие и мир, на двух основывается падение и война. Конечно, чтобы ответить конкретно на конкретную ситуацию, её нужно знать во всех подробностях. Но предположительно можно посоветовать, что выбирать между справедливостью и милосердием нужно честность перед самим собой, внутри себя. Если не будешь вилять перед самим собой, а всё разложишь по полочкам, то выбор между "конфликтующими" ценностями исчезнет как по мановению волшебной палочки. Так как "конфликт" скорее всего просто придуман несвободным сознанием, а в реальности его и не было. Выбор между двумя крайностями - не есть выбор самостоятельного сознательного субъекта. Это навязанный извне выбор. Так подчиняется сознание человека, чтобы он стал тупым и покорным рабом. Чаще всего так и бывает. Когда человека ставят перед ограниченным выбором, то по сути это не выбор, а отказ от выбора.

милосердие, конечно более поощряется в христианских культурах, но с расчетом на то, что человек, к которому оно было применено не ожидает его и встретившись неожиданно с таким отношением раскаится в былых злодеяниях и пересмотрит свою жизнь.

кроме того милосердие украшает того, кто его проявил, так как часто требует немалых внутренних сил, чтобы удержать себя от принципа око за око и дать еще один шанс тому, кто нанес зло.

однако реальность наша такова, что люди, совершающие зло и не думают в нем раскаиваться, но всегда надеются, что им сойдет содеянное с рук, поскольку поторпевшие просто обязаны проявить это самое милосердие. злодеи его требуют, ожидают, и при этом вовсе не собираются работать над собой.

исключения редки. если только человек случайно оступился, или проявил малодушие с катастрофическими последствиями.

нужно внимательно смотреть на человека, чтобы понять не будет ли ваше милосердие поступком, который в неприкосновенности сохранит монстра и позволит ему и дальше наносить вред.

к примеру, смотрела недавно передачу о серийных убийцах, которые содержатся в психбольницах. их через некоторое время признают безопасными, выпускают, и они скоро вновь возвращаются совершив следующие страшные преступления.

спрашивает ведущий у главврача одной из таких больниц, чей выпущенный этим врачом пациент уложил десяток человек просто потому что они ему подвернулись под плохое настроение.

поэтому в большинстве случаев лично я за справедливость.

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Милосердие и справедливость, добро и зло, хорошее-плохое - это всего лишь программа нашего мозга, и не более того, ввиду того, что наш ум существует за счёт разности 2 противоположностей. Если не будет одного, то не станет и другого. Поэтому когда человек стоит перед выбором, то любое его решение будет неверным. Истинное решение не принадлежит к разряду правильного или неправильного, так оно всегда спонтанно, то есть находится вне зоны рассуждений. Человека на самом деле не интересует как он поступит с другими людьми, правильно или неправильно, так как его интересует только своё собственное состояние. Будет ли он испытывать чувство вины или терзаться угрызениями совести. Просто мало кто сможет осознанно в этом самому себе признаться. Нас интересуют только наше собственные эмоции, и мы всегда считаем, что заботимся о других людях. Подробнее в главе "Чувство вины" из книги "Мир Попугаев". Какое бы Вы решение не приняли, Вы в любом случае будете об этом жалеть. Так уж устроен наш Ум, который мечется от одной противоположности к другой. В жизни нет ни одного человека на земле, кроме новорождённых и достигших просветления, который бы не менял своё отношение к какому-либо поступку на противоположный полюс. Поэтому Сократ и сказал одному молодому человеку, который не знал жениться ему на девушке или нет,: "Поступай как хочешь, в любом случае будешь жалеть". Подробнее в главе "Истинный путь" из книги "Система достижения цели".

ОГЭ. теория. Духовная

Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву) – это совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде.

Моральные отношения связаны с представлением о добре и зле.

Функции морали.

  • Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  • Регулирующая – регулирует поведение человека, является его жизненным ориентиром.
  • Воспитательная – формирует систему моральных ценностей человека, его нравственный облик.
  • Контролирующая –следит за выполнением норм и правил.
  • Интегрирующая – обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей.

Мораль и нравственность.

Это синонимы, но есть некоторое различие в значениях слов.

Мораль – это общие принципы, законы поведения человека, выработанные человечеством в процессе его развития, его представления о добре и зле.

Нравственность – это практические принципы, по которым живёт человек, степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

ЭТИКА – наука о морали.

СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛИ.

Принципы морали – это те положения, на которых строится мораль:

  • гуманность – уважительное, доброжелательное отношение к людям;
  • справедливость – понятие о должном;
  • милосердие – сострадательное, доброжелательное отношение;
  • терпимость (толерантность);
  • коллективизм – умение соотносить вои интересы и потребности с общими потребностями, уважать других, строить свои отношения на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Нормы морали – неписаные правила поведения, по которым должен жить человек: уважать старших, не лгать, не воровать, не убивать, не завидовать и др.

Моральный идеал – совершенство в поведении, отношении к людям, то, к чему должен стремиться каждый.

Моральные ценности – нечто важное, необходимое в жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.)

Основные категории морали:

Добро – всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному совершенствованию. Высшее проявление добра – МИР и ЛЮБОВЬ.

Долг – личная нравственная задача каждого человека.

Совесть – это способность человека совершать самоконтроль за своими поступками, словами, действиями.

Честь – это осознание человеком своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Альтруизм – бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей других людей.

Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий. Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Гуманизм.

Гуманизм (от лат. человечный)– мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. В его основе лежит убеждение в безграничных возможностях человека, в его способности к самосовершенствованию, идея о праве человека на счастье.

Патриотизм.

Патриотизм (от лат. родина, отчество) – чувство любви к родине и преданности ей, готовность подчинить её интересам свои частные интересы.

Патриотизм включает в себя:

  • верность родине,
  • заботу о её интересах, исторических судьбах,
  • готовность к самопожертвованию ради родины,
  • сочувствие к страданиям народа,
  • гордость социальными и культурным достижениями страны,
  • уважение к историческому прошлому, наследование традиций,
  • отрицательное отношение к социальным порокам общества.

Гражданственность.

Гражданственность – это осознание себя гражданином страны, соответствующее этому поведение, готовность активно содействовать процветанию страны, готовность отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Тест по обществознанию Мораль для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке
2) осознанная потребность личности действовать в соот­ветствии со своими ценностными ориентациями
3) совокупность представлений о добре и зле, справедли­вости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий

2. Наукой о морали, нравственности является

1) этика
2) эстетика
3) экзистенция
4) эклектика

3. Какое из перечисленных ниже определений ne относится к определению морали?

1) совокупность представлений о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
3) система норм, правил, регулирующих общение и пове­дение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной дейст­вительности

4. Центральными в этике являются понятия

1) общего и частного
2) добра и зла
3) абсолютного и относительного
4) идеального и материального

5. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является

1) идеал
2) ценность
3) право
4) религия

6. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

1) регуляторная
2) правоохранительная
3) ценностно-ориентационная
4) социализирующая

7. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (общественное мнение людей, общество, церковь и т.д.).
Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей сте­пени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль проводит границу между добром и злом, спра­ведливостью и несправедливостью.
Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе социа­лизации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Мировоззрение, в центре которого находится идея челове­ка как высшей ценности

1) антропоцентризм
2) гелеоцентризм
3) гуманитаризм
4) гуманизм

1. Установите соответствие между видами чувств и их содержанием.

А) Нравственные
Б) эстетические
В) интеллектуальные

1) любопытство, сомнение, любо­знательность
2) любовь, дружба, патриотизм
3) восторг, радость, отвращение, тоска

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) сознание
Б) политика
В) история
Г) философия
Д) психология
Е) правило
Ж) обязанность

1) Как соотносятся свобода и нравственность? Приведите пример. Может ли быть по-настоящему свободен безнрав­ственный человек?

2) Согласны ли вы с мыслью о том, что нравственность явля­ется основой свободы человека? С опорой на текст и зна­ния обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.

3) Одна из газет, издающихся в Дании, опубликовала кари­катуры на пророка Мохаммеда, настаивая на том, что это является проявлением прав человека на свободу слова. Публикация вызвала волну возмущения в исламском ми­ре, считающем, что нарушены элементарные правила мо­рали и уважения к религиозным убеждениям мусульман. Какой точки зрения на данную ситуацию придерживае­тесь вы? Найдите и выпишите из текста предложение, помогающее ответить на этот вопрос.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо чисто теологического значения имело и существенное этическое содержание: в христианстве от человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на движении сердца.

Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли. Так, по Гоббсу, закон Моисея, в той мере, в какой он предписывал каждому признавать те же права, которые он хочет для самого себя, был законом справедливости. Нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и кардинально ограничивают претензии каждого на обладание всем. Милосердие же не ограничивает, а раскрепощает. Оно требует от человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Пересказывая заповедь любви словами золотого правила, указывая на равенство и эквивалентность, требуемые этой заповедью, Гоббс тем самым истолковывал ее как стандарт общественных отношений. Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли.

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к двум выводам. (1) При том, что милосердие является высшим моральным принципом, нет оснований всегда ожидать его исполнения от других. Милосердие является долгом, но не обязанностью человека; справедливость же, вменяется человеку как обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же — непреложным. (2) Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (как в основе своей правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь же любви базируется на том особом типе межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждаются людьми инициативно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Милосердие (Karitas) и любовь.

1. Милосердие (Karitas) и любовь. - Поскольку человек живет не только в борьбе, но также и во взаимной помощи, этой помощи свойственна некоторая упорядоченная правильность, границы которой в обществе в силу его нравов и учреждений бывают во всякое время неопределенны. Помощь

Справедливость и милосердие

Справедливость и милосердие Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда — ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оно существует

§ 2. Справедливость

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

2. Милосердие как основа гуманизма

2. Милосердие как основа гуманизма Милосердие было нужно людям всегда. Что же это такое? Чувство? Мысль? Слово? Действие? Или общественное событие, которое можно организовать и которым можно управлять?Попытаемся заглянуть за ширму внешней суеты вокруг явления, которое

8. Справедливость

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие — в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства — и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

26 ЯНВАРЯ (Милосердие)

26 ЯНВАРЯ (Милосердие) Богатому нельзя не быть немилосердным. Дай он волю естественному чувству милосердия, он скоро перестанет быть богатым.1 Не крайняя ли несообразность в том, что мы сами сидим за трапезою в смехе и пресыщении, а между тем, слыша, как другие плачут,

11 ИЮЛЯ (Милосердие)

11 ИЮЛЯ (Милосердие) Истинное милосердие – только милосердие сильного, отдающего свои труды и усилия слабому.1 Подача милостыни только тогда доброе дело, когда то, что подается, есть произведение труда.Пословица говорит: сухая рука прижимиста, потная рука торовата. Так и в

24 НОЯБРЯ (Милосердие)

24 НОЯБРЯ (Милосердие) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.1 Будьте сострадательны к тем бедным, которые

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие)

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие) Милосердие, чтобы быть истинным, должно быть совершенно независимо от одобрения людей и предполагаемой награды в загробной жизни.1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ

Милосердие и долг

Милосердие и долг В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме, естественно, признавалось большинством мыслителей. Однако высказывались и серьезные сомнения: во-первых, достаточно ли милосердие в качестве этического принципа и,

Милосердие и справедливость

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

Справедливость

Справедливость Рассмотрим последнюю из четырех главных христианских добродетелей. Тема эта настолько необъятна, что нам понадобятся и три другие. И разумеется, сама справедливость как таковая, поскольку она вызывает огромное количество споров и привлекает к себе

Милосердие

Милосердие Милосердие – в том смысле, какой я вкладываю в этот термин, – есть добродетель прощения.Что значит прощать? Если, следуя сложившейся традиции, подразумевать под прощением готовность зачеркнуть совершенную ошибку, считая, что ее никогда не было, то это не в

Милосердие (Charité)

Милосердие (Charit?) Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес.Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм, альтруизм, коллективизм, принцип справедливости и другие.

Принцип коллективизма представляет собой осознанное подчинение личных интересов общественным, ориентация на интересы общества, борьба с теми проявлениями индивидуализма, которые мешают общественному благу. Коллектив является сообществом людей, объединенных общественно значимыми целями, что свидетельствует о высоком уровне их сплоченности. Степень его позитивного влияния на личность определяется доброжелательностью и заботой в отношении коллектива к внутреннему миру индивида.

В ряде случаев коллективизм оказывается губителен. Можно выделить такие формы ложного коллективизма, как национализм, шовинизм, расизм, бандитизм и др. В конечном счете, такие формы коллективизма укоренены в противоположном ему принципе индивидуализма, которым пронизано современное постиндустриальное общество. Это центробежная сила, которая приводит людей к непониманию, разъединению, распрям и, наконец, к войнам.

Гуманизм – мировоззренческий и нравственный принцип, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности.

Принципы справедливости и законности, как одни из важных регуляторов поведения человека, служат мерой прав, благ личности или социальной группы, основой требований и оценок с точки зрения определенного класса или общества. В их содержании закрепились и важнейшие общечеловеческие требования.

Для установления правильного соотношения между справедливостью и

законностью следует, прежде всего, учитывать их значение как социальных

регуляторов гармоничного отношения личности и общества. Именно такой

действия отдельных социальных групп требуют регулятивного воздействия,

установления общих правил. Вся совокупность норм, осуществляющих регулирование поведения и деятельности, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений.

3.4. Специфика и роль морали в условиях становления и развития правового демократического общества: принцип социальной справедливости, сужение сферы правового регулирования общественных процессов, принцип замещения правовой ответственности моральной ответственностью личности. Духовные барьеры, препятствующие противоправному поведению индивида.

Моральные нормы всегда способствовали демократизации и гуманизации права. Эффективность функционирования морали зависит от системы правовых институтов, способствующих или препятствующих утверждению общечеловеческих норм, а эффективность функционирования правовых норм – от уровня их соответствия требованиям морали.

Позитивные сдвиги в сфере морали, как правило, способствуют формированию правового сознания и правовой культуры граждан. Гармоничное функционирование норм права и морали обеспечивает целостность и жизнеспособность социальных общностей, которые они обслуживают.

Идея справедливости, требование справедливости прони­зывают законодательство современного демократического об­щества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человек, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Право, существуя в форме государственных законов, указов, в отличие от нравственных норм, императивно регулирует поведение людей. Если нарушение моральных правил вызывает общественное порицание или суд совести, то нарушение или невыполнение норм права предусматривает применение наказаний и принудительных мер. Нормы морали регламентируют почти все проявления жизнедеятельности людей, а нормы права – лишь наиболее значимые. Поэтому граница правовой сферы не совпадает с границами известных групп общественных отношений.

По своей сущности, по социальному назначению право представляет собой определенный порядок в обществе. Сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений – имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественного порядка. Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер. Вот почему в той или иной группе общественных отношений часть их регулируется правом, а другая часть не регулируется.

Иногда происходит сужение сферы правового регулирования за счет отказа от использования права в тех или иных областях общественных отношений. Например, в некоторых мусульманских государствах в семейных и некоторых других отношениях место законов часто занимает Коран. Научно-технические процес­сы часто приводят как к расширению, так и сужению сферы правово­го регулирования. В настоящее время в нашем обществе проявляется тен­денция четко ограничить и в некоторых случаях сузить сферу действия правовых норм и повысить роль и значение прочих социальных норм. Задача права состоит в том, чтобы применять такие средства и методы, ко­торые дополняли бы и укрепляли иные формы социального регулирова­ния. Поэтому проблема внешних границ сферы правового ре­гулирования тесно соприкасается с проблемой метода правового ре­гулирования, который, в свою очередь, обусловлен характером объек­тов, входящих в данную сферу.

Противоправное поведение является взаимодействием внешних факторов и внутренних, личностных качеств человека. К внешним факторам, обуславливающим совершение преступления, относятся неблагоприятные условия нравственного формирования личности человека, а также те особенности ситуации, которые способствуют возникновению преступного намерения, заключая в себе объективные возможности для совершения преступления. К числу внутренних факторов относятся антиобщественные взгляды, ориентации, потребности, проявленные в соответствующих мотивах. Значение ситуации в механизме преступного поведения также зависит от того, является ли преступление длительным поведением или отдельным поведенческим актом. Последний обычно более ограничен во времени и может быть нехарактерен для данной личности. Длительное поведение, в том числе преступное, больше выражает внутренний мир человека, его ценностные ориентации и потребности, чем отдельный поступок. Поэтому, личностные качества человека, сформированные в благоприятной среде, ориентирующие его на знание правовых норм и норм морали, и являющиеся ядром внутренней структуры личности, скорей всего, и будут теми духовными барьерами, которые не дадут возможности осуществления противоправного поведения.

Тема 4. Основные категории этики: добро и зло, справедливость, честь и достоинство, совесть.

5. Этическая категория «совесть

Читайте также: