План индивидуальной терапии для женщины только что вышедшей на пенсию

Обновлено: 29.04.2024


В настоящее время происходят коренные изменения в экономической и социальной жизни общества, меняется система ценностей, люди пожилого возраста принимают активную жизненную позицию, занимают руководящие посты, ведущие должности в организациях, что в свою очередь требует повышенного внимания к сохранности интеллектуальных функций и двигательной активности.

Выход на пенсию изменяет роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией в этом возрасте должна быть потребность в самореализации, созидании, передаче опыта и поддержание здоровья. У человека с позитивной Я-концепцией и после выхода на пенсию продолжается личностное развитие, позитивный взгляд на жизнь и ведение здорового образа жизни, что позволяет притормозить процессы старения.

Ниже приводится текст анкеты для пожилых людей, вышедших на пенсию.

1. Считаете ли вы этап выхода на пенсию жизненным кризисом? (да, нет, не знаю)

2. Какого рода эмоциональные переживания у вас возникают в связи с выходом на пенсию? (позитивные, нейтральные, негативные)

3. Какие проблемы у вас возникают с выходом на пенсию?

4. Удовлетворены ли вы своей жизнью? (да, средне, нет)

5. Хотели бы вы продолжить трудовую деятельность? (да, нет, не знаю)

6. Вы решили, чем будете заниматься с выходом на пенсию? (да, нет, не знаю)

7. Если да, то чем?

8. Как вы считаете, нужна ли психологическая помощь людям, вышедшим на пенсию? (да, нет, не знаю)

9. Если да, то какая? (индивидуальное консультирование, психологическое просвещение, тренинг, психотерапия)

10. Обращались ли вы за психологической помощью по поводу завершения трудовой деятельности? (да, нет)

11. Если да, то к кому? (к профессиональному психологу, к близким, к друзьям)

12. Была ли вам оказана психологическая помощь? (да, некачественная, да, качественная; нет)

13. Какого рода психологическую помощь вы хотели бы получить?

Представим результаты анкетирования людей, вышедших на пенсию.

Таким образом, результаты изучения мнения пожилых людей, выходящих на пенсию, показали, что:

- сами пожилые люди воспринимают завершение трудовой деятельности как кризис в своей жизни;

- потребность пожилых людей в психологической помощи является высокой;

- большинство пожилых людей обращаются за психологической помощью к близким, а не к профессиональным психологам, по этой причине она имеет низкую степень эффективности;

- пожилые люди наиболее заинтересованы в таких видах помощи, как индивидуальное консультирование и тренинг.

Результаты исследования, пожилых людей, выходящих на пенсию показывает, что:

Для большинства пожилых людей выход на пенсию, является жизненным кризисом. Эмоциональные переживания, которые возникают у пожилых людей в связи с переменами в устоявшейся жизни, в основном носят негативный характер. Главными проблемами, с которыми приходиться сталкиваться пожилым людям — это ощущение душевного дискомфорта и возникшие сложности со здоровьем. Удовлетворённость своей жизнью отметила только треть участвующих в опросе, что является острой проблемой. Чуть больше половины опрашиваемых отметили, что они хотели бы продолжить свою трудовую деятельность. Что говорит о том, что пожилым людям просто тяжело перестроиться, они испытывают отрицательные эмоции, по причине того, что будут более зависимы от близких, на фоне появляющихся проблемы со здоровьем, а само по себе завершение трудовой деятельности не является для них стрессом. При этом большинство пожилых людей уже решили, чем они будут заниматься с выходом на пенсию: найдут новое увлечение, уделят должное внимание здоровью, будут заниматься внуками.

На вопрос, касающийся психологической помощи, большая часть опрашиваемых в обеих группах считают, что нуждаются в ней. А вот обратилось за психологической помощью меньшинство и не к профессионалам, а к близким и друзьям, соответственно, уровень качества, оказываемой помощи находился на низком уровне. По этой причине необходимая помощь оказана не была.

1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме — М: Олма-Пресс, 2004. — 560 с.

4. Психология зрелости: Хрестоматия/Под ред. Д. Я. Райгородского. — Самара: БАХРАХ-М, 2004. — 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая помощь, трудовая деятельность, пенсия, выход, пожилое, индивидуальное консультирование, большинство пожилых людей, душевный дискомфорт, жизненный кризис, Какой род.

Как правильно готовиться к пенсии

Каждому человеку по-своему представляется пенсионный период его жизни. Для одних — это райское блаженство, свобода и удовольствия каждый день, для других, пенсия — это бескрайнее пространство тоски и скуки. В реальности ошибаются и те, и другие. И тем не менее, чтобы в один прекрасный день не впасть в депрессию от мысли, что теперь ты никому ненужный пенсионер, к выходу на пенсию необходимо начинать готовиться задолго до ее наступления. В этой статье я поделюсь важными советами, которые основаны на моих наблюдениях и опыте практикующего психолога.



Полная конфиденциальность



Профессионализм



Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций



Выбор места проведения консультации

Психологические риски ухода на пенсию

Жизнерадостный пенсионер на велосипеде

Этому жизнерадостному пенсионеру-велосипедисту 106 лет

Начало пенсионного периода – это резкий социальный и психологический разрыв с привычной жизнью. Человек теряет ощущение собственной востребованности и полезности, у него резко сужается круг общения за счет потери профессиональных контактов. И даже если в 55-60 лет человека зачастую трудно назвать старым, выход на пенсию знаменует переход к старости.

В момент выхода на пенсию человек вынужден противостоять своим сожалениям о прошлой жизни, испытывая острую ностальгию по прежним временам. Если человек не подготовлен психологически, его состояние усугубляется вплоть до развития психосоматических расстройств и депрессии.

Чем выше была занимаемая должность и статус молодого пенсионера, тем труднее ему дается этот переход: ведь он был значимой фигурой, принимающей ответственные решения, профессиональная деятельность занимала большую часть его жизни. Вдруг в одночасье все это исчезло и человек оказался лицом к лицу с пустотой.

Основные принципы психологической подготовки к пенсии

Грациозная гимнастка на пенсии, 87 лет

Грациозная дама занимается гимнастикой в свои 87

Работая с клиентами старшего возраста, я всегда даю им несколько базовых рекомендаций.

  1. Обдумать заранее, что изменится в вашей жизни

Готовиться к этому шагу необходимо очень заблаговременно, как минимум, с пятидесяти лет. Это оставляет достаточно времени, чтобы спокойно принять свой возраст и смириться с течением времени.

Лучшее средство – заранее культивировать в себе оптимизм. Оптимизм – это не врожденная черта характера, как многими считается, его можно успешно воспитывать в себе и тренировать.

Следующее, что необходимо сделать, это осознать, что изменится в вашей жизни с уходом от активной профессиональной деятельности: что-то уйдет безвозвратно, как, например, ежедневный выход на работу, и это не должно вызывать ни удивления, ни потрясения.

Новый образ жизни нужно детально себе представить и принять спокойно и с удовольствием.

  1. Избегать ненужной гиперактивности

Некоторые пенсионеры готовы делать все, что угодно. Лишь бы не оказаться перед лицом пустоты пенсионной жизни. Они берутся за тысячи дел и проектов, принимают участие во всех возможных мероприятиях, беспорядочно заполняют дни, пытаясь убежать от настигающей пенсионной скуки.

В этом нет ни малейшего смысла: пенсия все равно догонит, а здоровье физическое ставится под угрозу.

  1. Разработать планы с видом на пенсию

Когда вы четко определитесь со своими мечтами, желаниями и ценностями, настает время для реального обдумывания нового проекта, рассмотреть разные аспекты его осуществления, начать готовить материальную базу и необходимые контакты. Необходимо продумать его реализацию на долгосрочную перспективу. Привычный уклад предыдущих сорока лет невозможно изменить в одночасье, почву необходимо нащупать и подготовить заранее.

  1. Разработать концепцию своей жизни на пенсии в целом

Пенсия - это прекрасное время для путешествий

Полноценная жизнь на пенсии – это не только масса интересных мероприятий. Она также включает заботу о своем здоровье, правильном питании, физической форме, о поддержании своих социальных взаимоотношений. Этот период замечательно подходит, чтобы уйти от токсичных контактов.

И, наконец, необходимо подумать о своем творческом развитии – благо, у вас на это теперь появится время. Это могут быть какие-либо художественные промыслы, медитации, занятия живописью и другое.

Не имеет значения, какой вектор развития мы выбираем, главное, что мы даем смысл своей жизни.


Прочитать новые статьи Читать


Вопросы, которые могут вас интересовать Узнать

Как вы восприняли повышение пенсионного возраста — как "подставу" от государства или как возможность еще поработать, не чувствовать себя пожилым человеком? Если пенсия пугает, то чем — безденежьем или отсутствием занятости, ощущением "я никому не нужна"? Готовы постепенно снижать нагрузку — или "пока здоровье позволяет, буду работать"? И вообще — готовитесь к старости?

Чем заняться в старости

"Надо заметить, что Урсула противилась старости еще с тех пор, когда потеряла счет своим годам, и по-прежнему всюду совалась, вмешивалась во все дела. " (Г. Г. Маркес).

"Старости свойственна та ясность, которую чувствуешь, освободившись от долго носимого груза и двигаясь впервые свободно" (А. Шопенгауэр).

У большинства из нас в зрелом возрасте укореняется привычка быть занятым. Она прививается с детства: "Займись чем-нибудь!" Занятость — средство от очень пугающей нас скуки.

Почему мы стремимся быть занятыми

Попробуйте вспомнить картинки из советского мультика "Серебряное копытце" по Бажову. У кого есть возможность — посмотрите. Избушка в зимнем лесу, дед ушел на несколько дней. Девочка одна, развлечения такие: спящая кошка, печка, свечка, деревянный стол и бревна сруба. Ужас для современного человека.

Табуированность скуки привела к отсутствию привычки, навыка скучать. Скука исключена из жизненного опыта детства, избегаема в зрелости, забита занятостью и развлечениями. Потому к старости она пугает нас, как океан не умеющего плавать человека.

Установка современного человека на занятость очень мощная. Мощь ей придает страх свободы, праздности. А также страх перед свободными людьми. Школьники должны быть постоянно заняты, дошкольники должны быть постоянно заняты, даже малыши, младенцы вовлечены в непрекращающуюся смену развлечений, в животе уже начинают развивать и развлекать.

Для детей, их психики ситуация, по-моему, вредная. Скучать стало непозволительной роскошью, а умение к этому пропало. А тем не менее скука — одно из ресурсных состояний. Оно обычно становится питательной почвой для созерцания, мышления, творчества и открытий. Из него возникает привычка думать, мыслить в истинном, творческом значении этого слова (не решение задач по алгоритму).

К определенному возрасту это становится устойчивой привычкой, зависимостью, и поэтому общество пугают незанятые, "неорганизованные дети", "праздношатающиеся подростки". Пугают в основном справедливо, так как, выпадая из общей зависимости от занятости, они тут же впадают в другие или становятся агрессивными от страха.

Куда мы сбегаем от тотальной занятости

Почему я так подробно про детство? Как и всему остальному, праздности лучше учиться в детстве. И только старики способны спасти детство от тоталитаризма взрослых.

Почти общепринято — ребенок до 12 лет (!) не может оставаться один. Нигде и никогда! Ни в школе, ни дома, ни на улице. А тот, кто рядом с ребенком, соответственно, следит за тем, чтобы он был тотально занят: ел, читал, учился, играл, что-то делал (только очень безопасное), смотрел телевизор. перерыв только на сон. От этого тоталитаризма самое реальное бегство — в виртуальность.

Так вот, старики — единственный шанс детей на возможность праздности, скуки. Повезло детям, получившим этот шанс и опыт.

Потом наступает взрослость. У большинства (патологические отклонения не беру) это время напряженное, свободного времени мало, и оно часто уходит на отдых тоже развлекательно-активный, и лишь остатки — на восстановление сил.

Потребность в праздности обычно реализуется болезнями, кризисами, депрессиями и т.п., подменяется зависимостями. В лучшем случае эту потребность восполняют различные практики, от христианских до йогических, буддийских. Нужно, чтобы кто-то сказал: сядьте так-то и так-то, освободите свой ум, расслабьте тело.

Такая праздность приравнивается к занятиям и потому считается допустимой и одобряемой в определенных масштабах. Эти "занятия" могут привить привычку к спокойному переживанию незанятости, которую мы можем наблюдать у монахов и продвинутых адептов.

Итак, мы на пороге старости.

Почему мы не хотим выходить на пенсию

Почему мы не хотим выходить на пенсию

Кстати, интересно, "на пороге" — это в какую сторону? На выходе из дома в новый старый мир? Или на входе после суеты — домой?

Пугает выход на пенсию. Часто говорится про страх остаться без денег, про потребность быть нужным. В старости в работе в основном ценится Занятость.

Надо вставать по утрам, исполнять ритуал сборов, тратить усилия и время на дорогу и производить какие-то действия, якобы приносящие пользу.

Если бы потребность быть нужным была существенной, разве плодились бы чиновники с такой силой и пустело бы село с такой скоростью? Заметьте, людей, делающих что-то действительно нужное другим, — единицы (5–10 % от силы)! И уж по крайней мере в течение дня это несколько часов. Мы ходим на работу, чтобы быть занятыми, и отправляем детей в школу, чтобы они были заняты там.

Да, конечно, еще деньги. Вовлеченность в потребительскую гонку, еще большая гарантия занятости. Те, кто не работают, находят занятость дома в делах и заботе о других, есть еще хобби, питомцы. На крайний случай есть ипохондрии, заботы о здоровье, чистоте.

Женщины могут быть заняты готовкой и уборкой, это порой угнетает, но гарантирует пожизненную занятость. Дети дают значительно большую и разнообразную занятость своей потребностью в заботе, иногда искаженно преувеличенной. Но все это заканчивается.

Заканчиваться может и должно постепенно, но наши привычки не позволяют этого заметить, и потому изменения "сваливаются". Дети вдруг уезжают или просто отказываются от опеки, работа покидает нас. Стресс. Со всех сторон сыплются спасительные рекомендации — ходите в театры и на социальные встречи, займитесь благотворительностью или творчеством, заведите козу или собаку. Одним словом, как детям: "Займитесь чем-нибудь!".

"Для других — это каждый может. А вот для себя что-то хорошее сделать — тут настоящее мужество потребно" (Н. Курдюмов).

Николай, кстати, автор чудесных книг по огородничеству и садоводству. А домик в деревне, сад и огород, на мой взгляд, лучшая занятость для стариков не только потому, что доступна, но и потому, что может помочь научиться праздности при внимательном отношении.

Да, занятость на работе привлекательна еще и оторванностью от результатов, то есть очень значительным снижением воли и ответственности. Там нас заставляют работать (начальник, обстоятельства, клиенты, планы), и результаты в виде денег до крайности отдалены от наших действий.

В этом плане для меня исключительно ярок опыт экопоселения "Ковчег", где первая бригада, собравшаяся для строительства домов, распалась и большинство ее членов заявили, что не готовы к такой ответственности — строить дома соседям и себе! Предпочитают зарабатывать на стороне и нанимать других. (Это, кстати, ответ в том числе на вопрос, почему женщины более ответственны — им приходится готовить пищу для себя и родных.) Наша занятость, построенная на узкой специализации, максимально растворяет нас в социуме.

Чем занять себя в старости?

Занятость бывает интеллектуальная, эмоциональная, физическая. Обычно вся вовлеченность нам не нужна, достаточно одной-двух. Занятые решением задачи, мы не испытываем необходимости в эмоциях или физнагрузке. Можно копать, можно переживать, можно задуматься. Можно и совмещать.

Физическая занятость — для тела, рук, ног, спины, занято время. То есть вы не обязательно делаете что-то, может, просто на работу едете.

Интеллектуальная — вы думаете о работе, детях, муже/жене, начальнике, ремонте.

Эмоциональная — силы и время уходят на переживания.

Чем же занять себя в старости? Вариантов множество. Беда тут не в трудностях нахождения занятий, а в неожиданно сваливающейся на нас свободе выбора. Теперь наш день, месяц, год не расписан по минутам, на нас не валятся дела и проблемы, "только успевай разгребать", нас не раздергивают, не тянут в разные стороны.

У нас вдруг возникает почти безграничное право самостоятельного выбора занятий, иногда впервые в жизни. Мы ограничены лишь страхами и привычками, ну, конечно есть еще физические и социальные рамки, но они преодолимы. Но в принципе — свобода, то есть даже в занятости — элемент праздности. Весьма трудно.

Можно, конечно, пойти от каких-то практик йоги или созерцания (хорошо, если был в молодости хоть минимальный опыт). Можно просто вязать или вышивать (мне пока труднее).

Весьма способствует сельская жизнь, если вы способны ее выносить. Сад, грибы-ягоды, наблюдение за ростом деревьев и птицами. и особенно — зима!

Незанятость = праздность может иметь несколько эффектов. Например, провоцировать творческие порывы или помочь перестроиться на совсем другую работу — работу по гармонизации мира, спокойствия. Заметьте, это объединяется словом "умиротворение".

Вы также сможете предоставить окружающим, и особенно детям, пример и возможность праздности. Итак, добро пожаловать в незанятость. Вы на пороге? Страшно? Конечно, вы ведь на пороге.

Более 140 экспертов-практиков всегда на связи в системе дистанционного обучения. Работает служба поддержки.

В системе дистанционного обучения Вы получите бессрочный доступ к лекциям пройденного курса. Также Слушатели получают доступ к записям более 5000 вебинаров и возможность онлайн-участия – на весь период обучения плюс 90 дней после. Более 11900 отзывов от реальных выпускников.

Новогодняя скидка 27%

  • До 30 декабря!
  • Максимум практики
  • Обратная связь от экспертов
  • Онлайн-вебинары


  • Подбор программ под ваши цели и задачи
  • Адаптация содержания и названия квалификации
  • Скидки от 3% для группы от 3 человек















Цель курса – ознакомление Слушателей с содержанием и методами работы библиотекаря, специалиста по информационным ресурсам.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 14 недель (710 часов).

Вы узнаете и научитесь

Слушатели, будущие библиотекари, в ходе обучения рассмотрят следующие темы:

  • Основы библиотечной педагогики и психологии. Теоретические принципы воспитания.
  • Теория и история литературы.
  • Основы библиотековедения и библиографии.
  • Организационно-правовые основы деятельности библиотечного учреждения.
  • Информационно-аналитическая и социокультурная деятельность библиотеки.
  • Менеджерские и маркетинговые технологии организации работы с посетителями библиотеки.
  • Инновационные формы организации деятельности библиотеки.
  • Внедрение IT-технологий в систему библиотечного обслуживания.

Методы обучения

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Результаты и перспективы

  • Вы готовы вести информационно-аналитическую деятельность в библиотеке, способны заниматься комплектацией фонда, обслуживанием электронных библиотечных систем.
  • Вы умеете осуществлять библиографическое описание произведения, внесение его в каталоги, культурно, грамотно и квалифицированно обслуживать посетителей.
  • Вы понимаете роль и значение библиотечной деятельности в воспитании детей и юношества.

Применение результатов обучения

Библиотековедение,библиография

В современных условиях пассивно ожидать притока посетителей в библиотеки не приходится, поэтому библиотечные учреждения осваивают новые формы и методы работы. Библиотека все больше становится разноплановым социально-культурным учреждением, выполняющим информационную и воспитательную функции через проведение различных мероприятий, позволяющих приобщать подрастающее поколение к культуре чтения. Обучение на курсе даст возможность Слушателям освоить актуальные формы и методы работы специалиста по информационным ресурсам библиотеки.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!

Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании * .
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

Срок обучения: 14 недель

  • Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Литературоведческие школы.
  • Вспомогательные литературоведческие дисциплины: историография, библиография, текстология, палеография, атрибуция авторства, библиотековедение, музееведение и пр.
  • Художественное произведение в свете видовых, родовых и жанровых особенностей.
  • Литературно-художественное произведение как целое. Принципы анализа литературно-художественного произведения. Анализ произведения в аспекте рода и жанра. Изучение контекста.

  • Русский фольклор и древнерусская литература.
  • Культура и искусство в России XVIII в. Классицизм как ведущее направление в литературе и искусстве XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX–XXI в. Современные тенденции развития русской литературы.

  • История мировой литературы: Античность, Средние века, эпоха Возрождения и Просвещения.
  • История мировой литературы XIX века. Романтизм. Реализм.
  • История мировой литературы XX–XXI в. Модернизм и постмодернизм.

  • Библиотечная психология в структуре библиотечной теории и практики. Психологические основы библиотечной деятельности.
  • Общая психология чтения и его воздействия на духовную жизнь общества. Психологические основы восприятия книги читателем.
  • Психология общения в библиотеке. Общение библиотекаря с читателем. Психология малой группы.
  • Библиотечная риторика. Приемы привлечения внимания аудитории. Профессиональный такт. Речь и облик библиотекаря.
  • Библиотечная педагогика. Возможности и средства библиотерапии. Библиотечная этика. Специфика работы библиотекаря с различными категориями читателей.

  • Библиотековедение как научная дисциплина документно-коммуникационного цикла.
  • Библиотековедение и общенаучные дисциплины.
  • Библиография как общественное явление. Библиографоведение как наука. Видовая классификация библиографоведения. Основы библиографической деятельности.
  • Типология библиотек. Социальные функции библиотеки. Многофункциональность библиотечной деятельности. Библиотекарь новой формации.
  • Каталогизация в библиотечном деле. Виды библиотечных каталогов. Организация, развитие и совершенствование системы каталогов и картотек.

  • Библиотечная технология. Реализация услуги МБА в библиотеке-заказчице. Технологический процесс выставки новых поступлений. Технологический процесс обслуживания. Технологический процесс выдачи документов, варианты. Предварительные и текущие процедуры анализа библиотечного обслуживания.
  • Нормирование труда в библиотеке. Виды наблюдения за выполнением работы в библиотеке.
  • Аудит, консалтинг и технологическая документация в библиотеке.
  • Информационно-аналитический компонент диагностики работы библиотек. Аналитическая деятельность библиографа. Практика организации информационно-аналитической работы в библиотеке.

  • Информационные технологии в библиотеках. Развитие библиотечных автоматизированных систем, библиотечных каталогов, библиографических баз данных. Понятие электронных библиотек, их зарождение.
  • Библиотека как элемент информационного пространства. Роль информации в работе библиотек. Обеспечение доступа читателям ко всем видам носителей, в том числе электронным. Справочно-правовые системы. Портал государственных услуг. Формы использования информационных технологий. Сайт библиотеки. Проблемы автоматизации библиотек. Электронная доставка документов. Инновационная роль библиотек в формировании информационной культуры населения.
  • Работа библиотек в интернет-пространстве. Использование интернета в библиотеках. Формирование фондов библиотеки с помощью интернет-ресурсов.
  • Библиотечные информационные системы. ИРБИС – система автоматизации библиотек.
  • Особенности работы учреждения в социальных сетях.
  • Создание буктрейлера. Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Виды буктрейлеров по способу визуального воплощения текста, по содержанию. Способы создания буктрейлера. Основные этапы работы по созданию буктрейлера. Программы для монтажа буктрейлера.

  • Научные основы и современные модели библиотечного менеджмента.
  • Организационная структура и система управления библиотечным делом.
  • Классификация, принципы и типология в библиотечно-информационной деятельности.
  • Маркетинг библиотечно-информационной деятельности. Маркетинг библиотечных продуктов и услуг. Маркетинг информационно-библиотечных услуг. Разработка плана маркетинга.
  • Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики.

  • Библиотекарь – посредник между читателем и книгой. Индивидуальные особенности читательского развития ребенка. Формы и методы индивидуальной и массовой работы.
  • Воспитание чтением.
  • Работа библиотеки со школьниками. Выявление мотивов спроса. Создание установки в чтении. Учет возрастных социально-психологических особенностей.
  • Роль школьной библиотеки в воспитании обучающихся.

Читайте также: