Как оспорить пенсионный стаж

Обновлено: 15.05.2024

Как поступить если Вы не согласны с количеством начисленного трудового стажа, а также с размером пенсионных выплат?

В обращении необходимо указать причину обращения (к примеру, не согласие с размером начисленной пенсии), а также указать основания пересмотра органами ПФР количества учтенного трудового стажа и/или размера начисленной (выплаченной пенсии). В обосновании доводов, изложенных в обращении, необходимо приложить доказательства, подтверждающие количество отработанного трудового стажа и/или необоснованное изменение размера пенсионных выплат.

! ВАЖНО ПОМНИТЬ

Периоды работы и (или) иной деятельности гражданина подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Вместе с тем, периоды до регистрации в качестве застрахованного лица, гражданин имеет возможность подтвердить документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы необходимо представить в органы ПФР письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае если трудовая книжка не велась, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, с отметкой о его исполнении и справкой работодателя об уплате обязательных платежей.

Если стаж невозможно подтвердить по причине утраты документов о работе в связи со стихийным бедствием (к примеру, (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.), а также небрежного хранения, умышленного уничтожения и по иным причинам, когда восстановление невозможно, периоды работы подтверждаются показаниями двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя. Указанное правило не распространяется на случаи подтверждения размера среднемесячного заработка, необходимого для назначения пенсии.

В случае утраты документов о заработке в результате стихийных бедствий, для подтверждения размера получаемого заработка, в органы ПФР можно предоставить иные документы, косвенно подтверждающие фактический заработок (к примеру, учетные карточки партии, партийные билеты членов профсоюза, учетные карточки членов комсомола, комсомольские билеты, расчетные книжки, расчетные листы и т.д.).

Что делать, если органы ПФР на Ваше обращение сообщили не всю запрашиваемую Вами информацию (к примеру, указали расчет пенсионных выплат не за все периоды Вашей трудовой деятельности)?

Что делать если органы ПФР не удовлетворили заявленные в письменном обращении требования о пересмотре количества трудового стаж и/или размера начисленной (выплачиваемой) пенсии?

В случае неудовлетворения органами ПФР заявленных в Вашем обращении требований, рекомендуем обратиться в суд по месту Вашего жительства с иском в защиту пенсионных прав (Приложение №4).

Приложение №1

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ПФР О ВКЛЮЧЕНИИ В ТРУДОВОЙ СТАЖ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ

В (указывается территориальное отделение ПФР по месту Вашего жительства)

Я, ____________________, к наносящему времени достиг возраста __ лет и являюсь получателем пенсии по старости.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Однако при назначении мне пенсии в стаж не были включены следующие периоды работы:

с ________ года по _________ года в должности _______в _________(наименование организации, где осуществлялась трудовая деятельность), что подтверждается следующими доказательствами (необходимо указать документы, подтверждающие трудовой стаж, к примеру, запись в трудовой книжке или иные документы. При отсутствии документов, подтвердить трудовой стаж возможно свидетельскими показаниями двух и более свидетелей).

Приложение №2

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ПФР О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИИ

В (указывается территориальное отделение ПФР по месту Вашего жительства)

Я, ____________________, являюсь получателем пенсии по старости.

Совокупный размер моих пенсионных выплат в период с _______ составлял _____________(рублей).

Однако __.___.20__г. Размер моих пенсионных выплат по непонятным для меня причинам существенно сократился на ________(рублей) и не период __.__.20__г. составил в сумме ___________(рублей).

На основании вышеизложенного, прошу Вас разъяснить мне причины сокращения получаемых мною пенсионных выплат. В случае установления факта неправильного начисления положенной мне пенсии, прошу произвести перерасчет и осуществить доплату необоснованно сниженной пенсионной выплаты.

Приложение №3

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ В ОРГАНЫ ПФР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В (указывается территориальное отделение ПФР по месту Вашего жительства), либо ПФР РФ, адрес: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, 4.

Я, ____________________, являюсь получателем пенсии по старости.

_________(указывается дата первичного обращения в органы ПФР) органом ПФР (указывается наименование органа) на мое письменное обращение о включении в трудовой стаж периодов работы, был направлен ответ.

В указанном ответе на поставленные мною вопросы в первичном обращении в органы ПФР_________мне сообщили не полную (не корректную) информацию, а именно (необходимо указать, что, по Вашему мнению, не было отражено в ответе органов ПФР). Кроме того, с полученным ответом я не согласен по следующим основаниям_____________.

На основании вышеизложенного, прошу Вас предоставить мне следующую информацию__________________, а также удовлетворить следующие требования (необходимо указать просьбу, которую необходимо удовлетворить, к примеру, включить в трудовой стаж не зачтенные периоды работы и т.д.).

Приложение №4

ОБРАЗЕЦ ИСКА В СУД В ЗАЩИТУ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ

В ______________ суд _____________

Истец: _____________________,
___________________________________

Ответчик: (наименование территориального органа ПФР)

Исковое заявление о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете пенсии

Я, ____________________, к наносящему времени достиг возраста __ лет и являюсь получателем пенсии по старости.
Пенсия выплачивается через клиентскую службу Управления № __ ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № __ по г. _______ и __________ области Пенсионного фонда.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, из трудового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, необоснованно были исключены три периода трудовой деятельности общей длительностью __ лет __ мес __ дней.

С данным решение согласиться нельзя, так как оно вынесено вопреки требованиям закона, поскольку основания для невключения в указанных периодов в трудовой стаж в действительности отсутствуют.

Таким образом, отказ Ответчика в назначении пенсии является необоснованным. Уклонение Пенсионного отдела от исполнения возложенных на него законом обязанностей нарушает мои гражданские и конституционные права, ибо статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Кроме того, статус пенсионера предоставляет иные социальные гарантии и льготы, которых я лишен на данный момент в силу бездействия Пенсионного отдела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ,

2. Обязать (наименование территориального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации № __ по г. __________ и ____________ области произвести перерасчет и начисление пенсии с учетом указанных выше периодов.

Приложения:
1.квитанция об уплате гос. пошлины.
2.копия иска по числу лиц участвующих в деле.
3.копии документов, подтверждающих трудовой стаж за оспариваемый период.
4.копия решения органов ПФР об отказе в перерасчете пенсии.

В общем порядке основанием для назначения страховой пенсии по возрасту является уведомление, которое ПФР в установленный срок направляет в адрес заявителя. При определенных условиях ПФР вправе отказать гражданину в назначении страховой пенсии. В каких случаях и в соответствии с какими основаниями Пенсионный фонд может отказать в пенсионных выплатах, можно ли оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

  • достижение гражданином пенсионного возраста;
  • наличие трудового стажа;
  • ИПК не ниже минимально необходимого показателя.

В случае, если одно (или несколько) из вышеперечисленных требований не выполнено, ПФР вправе отказать заявителю в назначении страховой пенсии по возрасту.

Информация об отказе в пенсии направляется гражданину в виде уведомления. В случае, если условия назначения страховой пенсии не выполнены, ПФР направляет на электронную почту заявителя (или представителя) уведомление с информацией об отказе, с указанием законных оснований. Срок подачи уведомления – в течение 15 рабочих дней с момента обращения гражданина за пенсией.


Отсутствие стажа

Наиболее распространенной причиной, по которой ПФР отказывает гражданину в назначении страховой пенсии по возрасту, является отсутствие у заявителя необходимого страхового стажа. Граждане, которые обращаются в ПФР за пенсией в 2018 году, должны иметь стаж минимум 9 лет.

При расчете стажа учитываются следующие периоды:

Основанием для подтверждения стажа является трудовая книжка с содержащимися в ней записями. Кроме того, подтвердить страховой стаж можно договорами гражданско-правового характера, актами выполненных работ в рамках таких договоров, справками, выданными муниципальными/государственными учреждениями в установленном порядке.

В случае, если на момент обращения за пенсией общий страховой стаж гражданина составляет меньше 9 лет, то в назначении страховой пенсии по возрасту ему будет отказано.


Показатель ИПК ниже установленного

Положениями Пенсионной реформы 2015 года в действующее законодательство введено новое понятие – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Данный показатель рассчитывается на основании суммы страховых взносов, перечисленных гражданином в ПФР в течение трудовой деятельности.

Для приобретения права на страховую пенсию по возрасту в 2018 году гражданин должен иметь ИПК не ниже 13,8.

Согласно формуле расчета, размер ИПК повышается прямо пропорционально размеру уплаченных страховых взносов, сумма которых, в свою очередь, зависит от официального заработка будущего пенсионера. Таким образом, чем больше зарплата гражданина, тем больше ИПК он накопит в течение трудовой деятельности.

Аналогичное правило действует в отношении самозанятых лиц. Исключение составляют ИП, которые уплачивают страховые взносы за себя. Для данной группы предпринимателей размер взносов является фиксированным. Поэтому независимо от уровня дохода, ИПК для ИП, работающих самостоятельно, накапливается в установленном размере.

Расчет показателя ИПК производится сотрудниками ПФР на основании отчетов, предоставленных ФНС. Если по итогам расчетов значение ИПК будет меньше 13,8 (при обращении в ПФР в 2018 году), то заявителю будет направлено уведомление об отказе в назначении страховой пенсии.


Гражданин не достиг пенсионного возраста

Одним из оснований для обращения за страховой пенсией по старости является достижение гражданином пенсионного возраста. По состоянию на 2018 году для того, чтобы получить право на пенсионные выплаты гражданину должно исполниться 55/60 лет (Ж/М).


Недостоверность предоставленной в ПФР информации

В ряде случаев отказ ПФР в назначении страховой пенсии может быть связан с недостоверностью информации, предоставленной заявителем при обращении в Пенсионный фонд. Если ПФР будет установлено, что документы, поданные гражданином в ПФР, содержат недостоверные сведения, то в его адрес поступит отказ в назначении страховой пенсии.

Могут ли отказать в назначении страховой пенсии инвалиду?

Граждане с инвалидностью могут оформить страховую пенсию вне зависимости от возраста при соблюдении следующих условий:

  • наличие страхового стажа от 1-го дня;
  • документальное подтверждение присвоенной группы инвалидности.

Если инвалид не имеет стажа, то в назначении страховой пенсии по инвалидности ему будет отказано, вместо чего назначена социальная пенсия по инвалидности в фиксированном размере.

Кроме того, возможно приостановление выплаты пенсии, ранее назначенной в связи с инвалидностью в случае, если гражданин не явился на очередное переосвидетельствования МСЭ.

Как оспорить отказ ПФР в назначении страховой пенсии?

Если гражданин получил от ПФР уведомление об отказе в назначении страховой пенсии, но считает это решение несправедливым и необоснованным, он вправе оспорить отказ в досудебном порядке либо обратиться с иском в суд.


Досудебный порядок

В случае если гражданин исправит все ошибки и несоответствия в течение 3-месячного срока с момент получения уведомления, ему будет назначена страховая пенсия в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем первоначального обращения.

Гражданин может доказать свое право на получение пенсии в досудебном порядке даже в случае, если им от ПФР получен официальный отказ в назначении выплаты. Это возможно при условии наличия документов, подтверждающих стаж, суммы взносов, перечисленных в ПФР, а также прочих бумаг, которые подтверждают право заявителя на страховую пенсию.


Судебная практика

Нередки случаи, когда после получения отказа от ПФР в назначении выплаты, заявитель не может урегулировать вопрос в досудебном порядке, в связи с чем вынужден обращаться в суд.

Решение вопросов о подтверждении права гражданина на получение страховой пенсии выноситься по результатам стандартного судебного производства. Для того чтобы отстоять свое право на пенсию, гражданину следует подать в суд иск, к которому приложить документы, подтверждающие право на пенсию (подтверждение стажа, перечисления взносов, т.п.). По итогам рассмотрения дела суд вынесет решение в пользу истца, либо подтвердить правомерность отказа ПФР в назначении выплаты.

Судебная практика последних лет показывает, что решения о подтверждении права на пенсию все чаще выноситься в пользу рядовых граждан. Таким образом, при наличии достаточного количества документальных оснований, гражданин имеет все шансы отстоять свое право на пенсию в суде.

Информация подготовлена с использованием материала Справочно-консультационного центра по пенсиям. Подробнее со статьей можно ознакомиться здесь.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Если Пенсионный фонд неправильно посчитал ваш стаж, тогда его поправит суд!

Увы, количество вопросов от граждан с жалобами на действия Пенсионного фонда в связи с отказами в назначении пенсии, включением стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, возрастает! Постараюсь вкратце разъяснить позицию наших судов в этой части, в т.ч. с примером из конкретного судебного решения.

Процессуальная составляющая

Получив решение об отказе этого органа (ПФ), вы вправе обжаловать его в судебном порядке. Следует иметь в виду, что такие требования не могут быть заявлены как административное исковое заявление в рамках Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ).

В таких случаях предъявляются обычные исковые требования в рамках ГПК РФ о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию.

Позиция Верховного суда

Основной причиной отказа Пенсионным фондом является, как правило, невозможность или нежелание (?) подтвердить стаж. Так вот, Верховный суд РФ совершенно однозначно об этом высказался. В частности:

"Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей".

Кроме того, как указал Верховный суд,

указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

С какой даты назначается пенсия

Об этом также однозначно высказался Верховный суд в обзоре судебной практики за 2021 год.

Если гражданин в установленном законом порядке обращался с заявлением о назначении страховой пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию – со дня возникновения такого права.

А если суд отказал?

Если суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных вами требований, это не всегда означает, что суд первой инстанции был прав. Приведу пример.

Как ни странно, суд первой инстанции в этой части требований ей отказал.

Но с этим не согласился вышестоящий суд, который такое решение отменил и указал, что

обстоятельства, являющиеся существенными для дела, судом установлены неправильно, добытым по делу доказательствам дана произвольная, не соответствующая закону оценка.

Очень важной, на мой взгляд, является формулировка вышестоящего суда о том, что судом первой инстанции дана произвольная, не соответствующая закону оценка. Это очевидно характеризует в целом решение суда первой инстанции.

В итоге, суд признал незаконным решение управления Пенсионного фонда Российской Федерации в части невключения в специальный стаж периода работы в качестве индивидуального предпринимателя и возложил на Управление пенсионного фонда Российской Федерации обязанность засчитать в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, период ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в качестве индивидуального предпринимателя.

Итоги

Читайте также: