Договор между рф и эстонией о пенсионном обеспечении

Обновлено: 17.05.2024

Ст. 2 Договора определяет следующую сферу его применения:
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
социальным пенсиям;
2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию

Это означает, что Договор не распространяется на пенсии за выслугу лет, т.е. пенсий военных пенсионеров (в т. ч. пенсии по потере кормильца для вдов), полицейских, тюремных чиновников, лётчиков-испытателей и т. п.

Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие пенсионного законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Таким образом, для того, чтобы быть субъектом Договора, необходимо, во-первых, иметь российское, либо эстонское гражданство, либо быть апатридом, во-вторых, нужно иметь трудовой стаж на территории Эстонии и трудовой стаж, признаваемый таковым на территории России. Например, отработать какое-то время в России и какое-то время в Эстонии и достигнуть пенсионного возраста.

Ст. 4 Договора уточняет, что он применяется ко всем гражданам России, гражданам Эстонии и лицам без гражданства независимо от их места проживания. Т.е. новый Договор, в отличие от ныне действующего Соглашения (в толковании Государственного суда Эстонии), будет распространяться и на граждан Эстонии, проживающих на территории Эстонии.

При этом в пояснительной записке к эстонскому закону о ратификации Договора Эстонская Сторона утверждает, что на переговорах предлагала расширить субъектный состав Договора также и на граждан третьих государств, но Российская Сторона отказалась.

Принципы и основы пенсионного обеспечения

Если ныне действующее Эстонско-Российское пенсионное соглашение базируется на территориальном принципе пенсионного обеспечения (выплата пенсии только страной проживания с взаимным учётом стажа), то новый Договор исходит из субсидиарного принципа (каждое государство платит за свой стаж). С учётом разницы в размере российской и эстонской пенсии вряд можно считать благом, если за стаж работы на территории РСФСР будет платить Россия вместо Эстонии.

Ч. 2 ст. 5 Договора устанавливает, что если у лица достаточный стаж для назначения пенсии одной из Сторон Договора, то она ему назначается на основании законодательства этой Стороны и без учёта стажа другой Стороны Договора и независимо от места его проживания. При этом в Эстонии минимальный стаж для назначения пенсии 15 лет на территории Эстонии. В России же - 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Предположим, что у живущего в Эстонии пенсионера есть 30-летний российский стаж и 10 летний стаж на территории Эстонии. В этом случае на основании вышеприведённой ч. 2 ст. 5 Договора ему назначается российская пенсия. Но что при этом происходит с его 10-летним эстонским стажем?

Ч. 3 ст. 5 Договора предусматривает, что если право на пенсию возникает только в результате суммирования стажей обоих государств, то и в этом случае назначается пенсия. Так, если приведённый в нашем примере 10-летний эстонский стаж добавить к 30-летнему российскому, то получается 40 лет, что вполне достаточно для назначения эстонской пенсии. Но эстонская пенсия ему будет назначена не за 40 лет, а за 10 (российская пенсия на основании ч. 2 ст. 5 Договора - за 30 лет).

Другой пример. Если женщина пенсионного возраста имеет 10-летний стаж на территории Эстонии и 10 летний стаж на территории России, то при суммировании стажей она получает право как на российскую, так и на эстонскую пенсию. В этом случае каждое государство платит пенсию за свой стаж. И это можно выделить как общий принцип настоящего Договора.

Единственное ограничение, установленное ч. 3 ст. 5 Договора, – это исключение совпадений стажа. Например, если житель Нарвы работал одновременно и в Нарве и Ивангороде, то год за два ему не пойдёт и ему будет учтён календарный стаж либо одним, либо другим государством.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Договора стаж продолжительностью менее одного года прибавляется к стажу другой стороны Договора и в этом случае пенсионер получает пенсию только от одного государства. Но его стаж в любом случае не пропадает.

Ч. 5 ст. 5 Договора налагает ограничение на одновременное получение пенсий разного вида от двух государств. Так Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны.

Ч. 7 ст. 5 Договора уточняет, что переезд из Эстонии в Россию и наоборот не влияет на выплату пенсий, за исключением народной (социальной) пенсии. Т. е. если лицо, не имея необходимого стажа, получало народную пенсию от Эстонии, то при переезде в Россию право на народную пенсию им утрачивается. Но появляется право на социальную пенсию от России.

Ч. 1 ст. 6 освобождает Стороны Договора от обязательств учитывать при назначении пенсии стаж союзных республик. В настоящий момент в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о государственном пенсионном страховании Эстонии стаж на территории бывшего СССР до 1 января 1991 года засчитываются в стаж, дающий право на пенсию, в случае, если лицо имеет не менее 15 лет пенсионного стажа, приобретенного в Эстонии, и никаким иным государством не выплачивается пенсия за указанный стаж. Т.е. Эстония учитывает стаж СССР при наличии 2 условий – 15-летнего стажа на территории Эстонии и если ни одно государство за этот стаж не платит. Россия учитывает стаж СССР как свой без каких бы то ни было условий (ст. 30 ЗТП).

Со вступлением же Договора в силу возникает странная ситуация. Например, живущий в Эстонии пенсионер имеет 1 год российского стажа, 15 лет эстонского и 25 лет казахского. Так как у него есть и российский и эстонский стаж, то он субъект Договора и пенсия ему назначается, исходя из его положений. В итоге ему Эстония платит за 15 лет, Россия за 1 год, казахский же стаж, видимо, полностью пропадает. Впрочем, необходимо дождаться правоприменительной практики. Причём, если бы его не угораздило иметь российский стаж, а у него был бы только эстонский и казахский, то он тогда уже не субъект Договора и в любом случае имеет право на полноценную эстонскую пенсию с учётом всего казахского стажа.

Как подобные вопросы будут решаться в России также не понятно, ведь помимо Договора с Эстонией Россия ещё является страной-участницей Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., по которому она обязана учитывать стаж союзных республик при начислении пенсии. Таким образом, возникает правовая коллизия, когда два правовых акта одинаковой юридической силы противоречат друг другу.

Ст. 7 Договора устанавливает, что если даже при суммировании стажей обоих государств не получается необходимый для назначения пенсии минимум, то в этом случае можно также учесть стаж третьих стран, с которыми у обоих сторон есть соответствующие договоры. Какие это именно государства сейчас выясняется. Но уже можно сказать, что страны СНГ из этого списка выпадают, так как с ними у России пенсионное соглашение, основанное на территориальном принципе, а не субсидиарном. Остаются только балтийские республики.

Согласно ст. 8 Договора для уточнения нюансов, связанных с его применением, между министерствами будет заключено отдельное соглашение, в котором будут урегулированы все вопросы.

Ст. 10 Договора предусматривает, что заявления о назначении и пересчёте пенсий можно будет подавать по месту жительства. Т.е. если у живущего в Эстонии человека возникает право на российскую пенсию, то он обращается за её назначением не в Российский Пенсионный фонд, а в местный эстонский пенсионный департамент. Это, безусловно, упрощает процедуру оформления пенсии и это можно назвать одним из преимуществ Договора.

Ст. 11 Договора налагает ограничение на конвертацию инвалидности (потери трудоспособности). Точнее даже её исключает. Для установления российской инвалидности необходимо пройти соответствующее освидетельствование в России. Но при этом Россия будет акцептировать эстонские медицинские справки.

Переходные положения и вступление в силу

Во-первых, она признаёт недействительными ныне действующее пенсионное соглашение, что вполне естественно.

Во-вторых, она признаёт недействительным положение Соглашения о военных пенсионерах, которым налагается ограничение на получение российскими военными пенсионерами эстонской гражданской пенсии. И вот это и есть главное, если не единственное достижение нового Договора. Эти люди, старые и больные, получают сейчас пенсии, которые по данным Социального отдела при посольстве Российской Федерации на 15-20% ниже, чем средняя эстонская гражданская пенсия.

В-третьих, пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены только по желанию пенсионера и только если они изменятся в сторону увеличения. Это, пожалуй, второе по важности положение Договора, так оно, по крайней мере, позволяет сохранить в прежнем виде эстонские пенсии с учётом советского и российского стажа тем пенсионерам, кто успел выйти на пенсию до вступления Договора в силу.

В-четвёртых, тем, кому назначена пенсия на основании ныне действующего Соглашения при переезде в Россию (или Эстонию), пенсия будет пересмотрена без согласия пенсионера.

В-пятых, пенсии на основании этого Договора назначаются со дня подачи заявления. Пересчёт же пенсий осуществляется в первый день следующего месяца после подачи заявления.

Вступление в силу, изменение и прекращение Договора

Ст. 14 Договора устанавливает, что он вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Договора изменения в него производятся путем
подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

Прекращение договора осуществляется путём подачи письменного уведомления об этом по дипломатическим каналам. Действие Договора при этом прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления (ч. 1 ст. 14). При этом важно, что в случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Общие выводы и рекомендации

Исходя из вышеизложенного, можно смело заявить, что к очевидным плюсам нового Договора относятся:

1. Российские военные пенсионеры получат на равных основаниях с пенсионерами других стран возможность получать две пенсии - российскую военную пенсию от России за военный стаж и эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж.

2. Пенсионные права, реализованные до вступления Договора в силу, будут сохранены.

3. Служба в Советской Армии для гражданских пенсионеров будет учтена при начислении гражданской российской пенсии.

При этом очевидные минусы Договора:

1. При назначении пенсий по Договору не будет учитываться стаж союзных республик (кроме РСФСР и ЭССР).

2. Лица, которые выйдут на пенсию после вступления Договора в силу, будут получать пенсию за российский стаж от России и он будет исключён из эстонского пенсионного стажа. Можно предположить, что в денежном выражении это им будет не выгодно.

3. Исключается получение пенсий разного вида, как, например, пенсии по потере кормильца от России и пенсия по старости от Эстонии.

4. При переезде в Россию пенсионеры будут терять свои права, реализованные в рамках ныне действующего Соглашения.

В качестве общей рекомендации пенсионерам (настоящим и будущим) можно посоветовать реализовать свои пенсионные права, как например, право на российскую пенсию для российских граждан, до вступления Договора в силу. В этом случае они сохранятся и после вступления Договора в силу. Российскую пенсию российские граждане смогут оформлять уже с 17 октября этого года (если к тому времени не вступит в силу Договор). Но при этом надо иметь в виду, что одновременное получение пенсий от Эстонии и России (после окончания ныне действующего Соглашения и до вступления в силу нового Договора) чревато тем, что эстонские пенсионные департаменты могут вычесть из стажа эстонской пенсии советский стаж до 1 января 1991 года, если узнают, что за него платит Россия, и истребовать незаконно полученные деньги в период одновременного получения эстонской и российской пенсии.


В конце ноября представители Министерства социальных дел Эстонии и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации провели консультации по вопросу изменения пенсионного соглашения. Ожидается, что к февралю окончательный текст нового договора будет согласован, и его подписание состоится в конце этого или начале следующего года. Какие правки планируется внести и какие давно необходимы — разбиралась ”МК-Эстония”.

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения был заключен 14 июля 2011 года. Он основан на пропорциональном принципе и распространяется на трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

Пенсии выплачиваются раз в квартал. Их получают граждане России, Эстонии и лица без гражданства, проживающие на территории России или Эстонии. Необходимость внесения изменений в договор обусловлена тем, что за эти годы пенсионное законодательство обеих стран существенно изменилось и актуальность некоторых положений договора пора пересмотреть.

Пособие вместо пенсии

В посольстве России подтверждают, что 27–29 ноября 2018 года в Москве состоялись консультации по проекту Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и Соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Министерством социальных дел ЭР о применении Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года.

Эстонская сторона все-таки немного приоткрыла завесу тайны. Руководитель по вопросам трансграничного социального страхования отдела по делам Европейского союза и иностранного сотрудничества Министерства социальных дел Лейли Ээнло объясняет, что с эстонской стороны необходимо внести изменения в договор в связи с нашей реформой трудоспособности. Именно по этому договору выплачиваются пенсии по нетрудоспособности.

”В результате реформы в Эстонии пенсии по нетрудоспособности исчезают в том виде, в котором они есть, и на их место приходят новые, основанные на других принципах пособия на трудоспособность. Действующий договор не предусматривает выплату пособий на трудоспособность”, — рассказывает Лейли Ээнло.

Она добавляет, что в России также произошла пенсионная реформа, в ходе которой там перешли с учета стажа на учет доходов как при расчете размера пенсии, так и при определении пенсионных прав. Действующий договор учитывает только стаж работы в обеих странах.

Вообще, по словам Лейли Ээнло, пенсии и стаж в России меньше, чем средние по Эстонии, так как Россия платит за свой стаж сама. И зачастую мы имеем дело с ситуациями, когда люди давно уже живут в России, но работали когда-то у нас еще будучи молодыми. Более высокие пенсии у тех, кто заработал пенсию в Эстонии, а потом уехал к детям.

Потерянные годы

Пока что текст договора ни для кого не доступен и сложно судить о том, какую пользу принесут правки. Однако юрист-правозащитник Мстислав Русаков считает, что до этого с каждым новым изменением пенсионное соглашение между Россией и Эстонией становилось только хуже в отношении тех, для кого оно существует, то есть непосредственно пенсионеров.

”Главное изменение, которое хотелось бы видеть, это учет военной службы. Сейчас ситуация такая, что, если человек служил в советской армии, этот стаж ему практически не учитывали. Чтобы стаж учитывался, человек должен был служить на территории Российской Федерации, тогда его берет в зачет Россия. Также человек мог быть призван на службу из Эстонии, тогда этот стаж учитывает Эстония. Но это касается только срочной службы”, — отмечает правозащитник.

Он объясняет, что, если это офицерская служба, например, то стаж не учитывается. Не идет в счет стажа, по российскому законодательству, и служба в Эстонии, на Украине, в Беларуси…

”А это могут быть многие годы! Если человек служил 20 лет, он получает военную пенсию, это совсем другое дело. А если он отслужил 19 лет, то военную пенсию не выслужил, и стаж может вообще пропасть, — обращает внимание Мстислав Русаков. — Например, человек служил в Афганистане. Эстония не учитывает этот стаж, потому что он не соответствует эстонским законам, а Россия не учитывает его, потому что это не территория России. Если это положение изменится, новый договор будет во благо”.

Юрист добавляет, что в самом договоре ничего не сказано о конкретном пенсионном возрасте, но, возможно, в связи с увеличением пенсионного возраста в России тоже стоит внести правки в договор.

Сами пенсионеры пока не в курсе

Что же думают сами пенсионеры, которые получают пенсию от России? Пора ли что-то менять в действующем сегодня пенсионном соглашении?

Нина Ивановна Павлова, блокадница, руководитель Таллиннского общества участников Второй мировой войны, получает пенсию по инвалидности от России как житель блокадного Ленинграда.

”С какими-либо проблемами я лично никогда не сталкивалась, от остальных тоже не слышала. Все, кому пенсии положены, получают их. Был один момент, когда одной блокаднице нужно было оформить определенные документы для получения пенсии, но он быстро решился, — рассказывает Нина Ивановна. — Сложно сказать, какие изменения следовало бы внести в пенсионное соглашение между Россией и Эстонией, потому что мы не сталкивались с какими-либо проблемами, связанными с текущим договором. Но как только текст соглашения с изменениями будет опубликован, мы с ним обязательно ознакомимся, чтобы быть в курсе”.

Договор о пенсиях между Эстонией и Россией от 16 октября 2011 года вступил в силу. Заключение подобных соглашений между государствами – процесс длительный и сложный.

Договор о пенсиях между Эстонией и Россией от 16 октября 2011 года вступил в силу. Заключение подобных соглашений между государствами – процесс длительный и сложный. >>

Документ должен регулировать сотрудничество между РФ и ЭР в сфере пенсионного обеспечения. Согласно договору, должны реализовываться пенсионные права лиц, обладающих пенсионным стажем; пенсионеры должны продолжать получать пенсии при переезде из Эстонии в Россию и наоборот; обе стороны должны избежать выплаты пенсий за совпадающий пенсионный стаж или стаж, полученный на территории другой договаривающейся стороны (то есть Эстония и Россия платят пенсии только за стаж, отработанный на своей территории).

Договор не распространяется на накопительные пенсии и медицинское страхование.

Договор применяется к жителям ЭР либо жителям РФ, которые являются либо гражданами Эстонии, либо гражданами России, либо лицами без гражданства.


Пенсионный стаж в ЭР, РФ, СССР, ЭССР

И Россия, и Эстония, согласно новому договору, вычисляют размер пенсии только на основании пенсионного стажа, полученного на своей территории, и в соответствии со своими правовыми актами.
Учитывается также пенсионный стаж, полученный на территории бывшей Эстонской ССР и бывшей РСФСР. Эстония учитывает стаж, полученный в ЭССР, Россия – стаж, заработанный на территории РСФСР.

Стаж, полученный в других бывших союзных республиках, в рамках договора не учитывается, и пенсия за него не выплачивается. Исключение делается лишь для тех стран-бывших союзных республик, у которых есть договоры о пенсиях и с Эстонией, и с Россией.
Например, Россия и Эстония имеют договоры о пенсионном обеспечении с Украиной, поэтому пенсионный стаж, полученный на Украине, учитывается при начислении пенсий. С Казахстаном же у Эстонии подобного договора еще нет, поэтому заработанный там стаж пропадает.

Если пенсионер переезжает с территории одной договаривающей стороны на территорию другой (то есть из России в Эстонию или наоборот), то назначенную пенсию продолжает выплачивать сторона по прежнему месту жительства пенсионера. То есть, например, человеку, перебравшемуся из Эстонии в Россию, пенсию продолжает выплачивать Эстония.

В таком случае, то есть при проживании пенсионера на территории другой стороны, выплаты пенсии производятся не ежемесячно, а раз в квартал. Причем живущие в Эстонии пенсионеры не смогут получать российскую пенсию, как раньше, в Ивангороде – деньги будут переводиться на местный, эстонский счет.
Российская сторона переводит деньги эстонской стороне, а Департамент соцстрахования уже, в свою очередь, перечисляет пенсии за полученный в России стаж.

После того как новый договор вступил в силу, выплата прежних пенсий продолжалась без изменений. Однако пенсию можно пересчитать – если, к примеру, живущему в Эстонии пенсионеру не учитывался стаж, полученный в России. Для этого пенсионер должен подать ходатайство в Департамент соцстрахования.

Здесь есть немаловажное уточнение. В результате перерасчета размер пенсии не должен уменьшиться. И решение по вычислению пенсии после перерасчета является окончательным.

Если человек не уверен, что его пенсия после перерасчета будет больше, он может ходатайствовать о ее предварительном расчете. И если в результате этого расчета выяснится, что пенсия по новому договору увеличится, пенсионер сможет подать ходатайство о пересмотре своей пенсии.

Для предварительного расчета нужно подать специальное заявление и документы, необходимые для назначения пенсии. Затем Департамент соцстрахования направляет данные о заработанном в России стаже российской стороне, которая сделает свой предварительный расчет пенсии. Эстония сделает свой расчет, суммы двух расчетов будут сложены, и тогда пенсионер сможет наглядно увидеть, стоит ли ему ходатайствовать о назначении пенсии по новому договору.

Для расчета российской пенсии нужны справки о зарплате. Их очень сложно получить, особенно если предприятий, на которых работали живущие в Эстонии пенсионеры, уже не существует, – в таком случае данные надо запрашивать в архивах. есть договоренность с российскими коллегами о том, что при невозможности предоставить справку о зарплате самим пенсионером, он должен написать дополнительное заявление. Но это, разумеется, делает процедуру расчета еще более продолжительной.
Все перерасчеты пенсий и предварительные расчеты делаются в Департаменте соцстрахования бесплатно.

Главное отличие нового договора от прежнего состоит в том, что он разрешает пенсионерам Вооруженных сил РФ получать пенсию и за тот период, который они работали в Эстонии. Раньше это было невозможно.
Для получения пенсии за стаж, полученный в Эстонии, военный пенсионер должен ходатайствовать в нашем департаменте. Мы пересчитаем его пенсию.

С момента подписания договора между Эстонией и Россией, то есть за месяц, в Департамент соцстрахования было подано 1215 заявлений от военных пенсионеров, 459 ходатайств о предварительном расчете пенсий и 362 заявления для назначения пенсии.

Одним из наиболее типичных моментов при обращении в департамент является достижение пенсионного возраста РФ.
- Например, женщине 55 лет, то есть она еще не достигла требуемого в Эстонии пенсионного возраста, но уже может получать пенсию за стаж, полученный в России, – сказала замдиректора департамента. – Она может ходатайствовать о получении пенсии с российской стороны. Россия проверит данные заявителя, рассчитает ее пенсию и начнет выплаты. Когда женщина достигнет эстонского пенсионного возраста, то же самое сделает эстонская сторона – опять-таки по ходатайству.

Один из главных моментов, которые нужно помнить пенсионерам: ничего не происходит автоматически, обо всем нужно ходатайствовать. Причем желательно приходить в департамент лично, либо, в случае неспособности пенсионера посетить учреждение, это может сделать его законный представитель на основании доверенности (которую не надо заверять у нотариуса).


Договоры с другими государствами

У Эстонии имеется договор об учете страховых периодов, полученных на территории СССР, с Литвой и Латвией. Подписаны и ратифицированы новые договоры о пенсионном обеспечении с Украиной, Канадой. В процессе заключения, точнее, в стадии ратификации, находится договор между Эстонией и Молдавией.
Переговоры о пенсионном обеспечении начались с Грузией, Азербайджаном и Австралией. Беларуси и Казахстану сделаны предложения о начале переговоров.

Все подобные международные пенсионные договоры основаны на одних и тех же принципах, так что придумывать что-то эксклюзивное для той или иной страны не приходится.

Здравствуйте! У нас такая ситуация: Моя мать жила и работала в Эстонии. Непрерывный стаж работы 18 лет. В 1996 году уехала жить в Россию. В этом году идет на пенсию. Может она оформить Эстонскую пенсию. Сделать туда запрос? Этой фабрики, где она работала в Эстонии уже нет. Какие ей нужно документы и с чего начать? Заранее спасибо!

А также согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (Таллинн, 14 июля 2011 г.)

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 30 августа 2016, 11:52

Дополню информацию с сайта ПФР РФ:

Об установлении пенсий в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 г.

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области информирует, что с 16 октября 2011 года действует Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года. Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерацией и Эстонской Республики, проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерацией или Эстонской Республики, а также лиц без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон, осуществляется в соответствии с положениями названного Договора.

В соответствии со статьей 5 Договора от 14.07.2011 года назначение трудовых (страховых) пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца производится по принципу пропорциональности.

При назначении пенсии учитываются периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях: Российской Федерации, Эстонской Республики, бывшей РСФСР, бывшей ЭССР. Российская Федерация назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации и РСФСР, а Эстонская Республика - за стаж, выработанный на ее территории.

В целях реализации права на назначение пенсии лицу, достигающему пенсионного возраста, следует обращаться с заявлением о назначении пенсии в компетентный орган, на который возложено осуществление назначения и выплаты пенсий той Стороны, на территории которой он проживает.

Изложенное означает, что граждане Российской Федерации и Эстонской Республики, проживающие на территории Российской Федерации, с заявлением о назначении пенсии должны обращаться в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по месту проживания. Граждане Российской Федерации и Эстонской Республики, проживающие на территории Эстонской Республики, - в Департамент социального страхования Эстонской Республики.

Таким образом, заявление о назначении пенсии по нормам Договора подается один раз только в соответствующий орган Стороны проживания и считается одновременно поданным в компетентный орган другой Стороны.

К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Эстонской Республики.

В частности, должны быть представлены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт, вид на жительство), подтверждающие наличие страхового (трудового) стажа (трудовая книжка, справки о работе и т.д.), подтверждающие среднемесячный заработок (справка о заработке).

Дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии, определяются в каждом конкретном случае (свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей и другие).

Консультацию по возникающим вопросам с учетом конкретных обстоятельств можно получить в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по месту проживания.

Скажите пожалуйста как всетаки добиться выплаты пенсии.Дело в том что мать уехала с Эстонии в 1996 году на руках только трудовая книжка.Р Росии по трудовой книжке она не работала.В пенсионной фонде ей сазали что бы она принесла документы о стаже работы с средней заработной плате.Либо пенсия ей будет только с 60-ти лет.а ей сейчас 55

каким образом ей достать эти документы.Вот Вопрос может ли Пенсионный фрнд сделать запрос в Эстонии о предоставлении всех необходимых документов касаемых работы.предприятие где работала ликвидированно.Или это только у нее один выход-это ехать в эстонию что для нее проблематично.Заранее спасибо

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 9 октября 2016, 16:09

  • Гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.

Viktoriya Kochetkova

Viktoriya Kochetkova , эксперт 9 октября 2016, 16:10

По запросу обратитесь в ПФР. При необходимости специалисты территориального органа Пенсионного фонда РФ могут оказать содействие в запросе необходимых документов.

Читайте также: