С какими сложностями в проведении занятий с детьми сталкивается педагог пенсионного возраста

Обновлено: 02.05.2024

Учебная информацияотносится к такому типу информации, который нуждается вдетальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной деятельностиученика. Это следует из самой природы восприятия как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействиявнешнего стимула на рецептор. Завершением же этого процесса восприятия является создание образавнешнего стимула и последующее его распознавание. Сущность восприятия такова, что для мозга требуется некоторое время для проведения детального анализа новой информации, выдвижения нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит незнакомый для мозга характер, она нуждается в особом оформлении и подаче.Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.

В связи с этим, нам необходимо определиться с индивидуальными особенностями учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об обучении и моделировании учебных занятий.

Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:

психофизиологические особенности (тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации);

- особенности развития познавательной сферы (память, мышление, внимание);

- личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).

Разберемся с одним из довольно сложных понятий - тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру протекания нервных процессов – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический темпераменты. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения.

Учет типов темперамента поможет спланировать педагогу групповую форму работы. Это необходимо учитывать, как в учебной, так и во вне учебной деятельности.

Данные особенности можно изучитьс помощью довольно простых методик и с большой долей вероятности определить, какой же тип доминирования (правополушарный или левополушарный).

Как определить доминирующее полушарие?

1. Похлопайте в ладоши, обратите внимание на то – какая из рук будет находиться сверху другой.

3. Скрестите руки на груди. Какая рука оказалась сверху?

Учитель на основании наблюденийможетсказать, у когоиз учащихся доминирует левое полушарие, а у кого правое.

Таблица. Различия между полушариями при зрительном восприятии

Левое полушарие

Правое полушарие

Лучше узнаются стимулы

Вербальные
Легко различимые
Знакомые

Невербальные
Трудно различимые
Незнакомые

Лучше воспринимаются задачи

Оценка временных отношений
Установление сходства
Установление идентичности стимулов по названиям
Переход к вербальному кодированию

Оценка пространственных отношений
Установление различий
Установление физической идентичности стимулов
Зрительно-пространственный анализ

Особенности процессов восприятия

Аналитичность
Последовательность (сукцессивность)
Абстрактность, обобщенность, инвариантное узнавание

Целостность (гештальт)
Одновременность (симультанность)
Конкретное узнавание

Предполагаемые морфофизиологические различия

Фокусированное представительство элементарных функций

Диффузное представительство элементарных функций

Немаловажным для понимания, насколько мы все индивидуальны, является разделение людей по доминированию канала восприятия информации. Действительно, любой человек принимает информацию тремя основными способами – с помощью зрения, слуха и через ощущения. Т.е. через визуальный, аудиальный и кинестетический каналы. Мы все пользуемся данными способами восприятия, но наша природа такова, что один канал является избирательно предпочитаемый, поэтому людей с ведущей функцией зрения называют визуалами, слуха – аудиалами, ощущения – кинестетиками.

Такие взлеты и падения учебной мотивацииявляются правилом, а не исключением, и педагогам стоит не сопротивляться природе этого явления, а подстраиваться под реальность, живя с ней в согласии. Опытные учителязнают, как именно можно удержать эту планку освоения знаний в любом возрасте, важно использовать эти знания в своей деятельности.

Гендерные различия также дают почву для рассуждения и построения индивидуальных планов обучения учащихся. Известно, что девочки, в силу их особенностей, успешны в освоении языков, написании сочинений, устных ответах и всего того, что требует в реализации вербальной функции. Мальчики чаще являются аналитиками, их устные ответы не отличаются красноречием, логичны, но не обстоятельны. Эти различия обусловлены природной склонностью представителей мужского пола к аналитической работе, математике, физике, в общем, к тому, что требует абстрактного мышления. Разумеется, мы должны ратовать за развитие гармонично развитой личности, однако и эти особенности также стоит учитывать в педагогической деятельности.

Обзор подходов и методов формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания учебных предметов

Сегодняшний день диктует новые требования. Соответственно этим требованиям стандарты второго поколения включают в себя комплексный подход к развитию качеств, которые были бы направлены не только на усвоение новых знаний, но и формирование компетентностей, способствующих интенсивному развитию личности школьника.

Выделяют основные виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия включают такие, безусловно важные для каждой личности навыки, как способность к самоопределению, смыслообразованию, способность к нравственно-этическому оцениванию.

Что же такое самоопределение? Ребенок, принимая законы социума, определяет для себя собственное место в жизни, выстраивает для себя перспективы. В этом ему помогают внутренние и ценностные ориентиры. В связи с этим важно понимать, что для того, чтобы заниматься перспективным планированием жизненного пути, нужно определиться с ценностями. Важно установить смысл между каждодневной деятельностью и перспективным планом. Учитель может и должен задаваться вопросом: как сделать так, чтобы связать учебную деятельность и интенсивную личностную работу ребенка по самоопределению и смыслообразованию. Учащийся с подачи учителя, приходит к самостоятельному формированию смысловой платформы: зачем ему необходимо владеть той или иной информацией?Поэтомув работе учителя есть тонкости, нюансы, требующие каждодневного участия и кропотливой работы.

Нам становится понятно, что вопрос со смыслообразованием, с формированием ценностной платформы очень непрост. Морально-этические ценности формируются с раннего детства, причем основную роль в данном вопросе играет семья. Но и фигура учителя в данном вопросе не самая бесперспективная. Учителя и ученикипроводят вместе достаточно много времени, поэтому слово или действие учителя важно для формирования внутреннего мира ребенка. Также многие учебные темы открывают возможность для обсуждения таких проблем, которые никогда не обсуждаются дома, с родителями или близкими друзьями.

Регулятивные универсальные учебные действия включают такие навыки как целеообразование, планирование, контроль, способность осуществлять коррекцию своих действий на разных этапах учебной деятельностиосуществлять оценку и прогнозирование собственных действий.

Результативность возможна, если учащийся понимает, к чему он стремится, какой эталон следует достичь на уроке, что предполагает правильное усвоение той или иной информации. Это важно и на промежуточных стадиях для поэтапного сравнения с искомым эталонным результатом, своевременной коррекцией на пути следования к нему. Также необходимы навыки сравнения и оценки того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, навыки осознания качества, уровня достижения результата.

Познавательные действия – это способность к логическому построению алгоритма действий, оперирование знаками и символами. Окружающая ребенка или подростка действительность целиком и полностью связана с огромным количеством информации, которую необходимо научиться структурировать, определять приоритетныенаправления и составляющие компоненты. Каждый учащийся, формирующий собственное мышление, должен выполнять элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, распределение.

Непосредственный контакт с действительностью не требует абстрактного мышления, а значит, и информации, закодированной в виде символов, знаков, схем. Развитие же мышления от конкретного к абстрактному требует замещения примитивных, простых способов отражения действительности компонентами знаково-символического языка. Учащийся сам создает платформу субъективных представлений о реальности под воздействием знаний о некой системе, где особым способом все закодировано в виде знаков или символов. Важно понимать, что все, входящее в эту новую реальность, существует в отрыве от ее предметного носителя. А этотребует значительных интеллектуальных усилий со стороны учащегося.

Коммуникативные действия – способность находить общий язык с разными людьми, ведь решение житейских или рабочих задач так или иначе потребует навыков общения. Умение определять главное и наиболее ценное, что необходимо делать в группе, правильно оценивать и применять лучшие способности, качества членов группы – все это также входит в данный блок универсальных учебных действий. Сюда же входит такое ценное для любого человека качество как лидерство, способствующее быстрой мобилизации и использованию собственных ресурсов и ресурсов команды, где осуществляет свою деятельность этот лидер.

Рассмотрим способы формирования всех групп универсальных учебных действий, которые могут быть эффективны и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Как же побудить ребенка мыслить? Как добиться качественнонового мыслительного потенциалаобучающегося с помощью современной организации образовательного процесса?

Помимо поиска насущного интереса в изучаемом материале, можно побудить найти несколько иную, пожалуй, парадоксальную цель урока, где возможно увидеть необычное в обычном. Это полезно не только с позиции формирования навыков целеполагания у учащихся, это важно для общего мотивирования и оптимизации всего процесса обучения. Например, на уроке биологии мы задаемся традиционным и главным для генетиков всего мира вопросом: в силу каких причин молекула ДНК спонтанно удваивается? Тему по изучению теории происхождения жизни на Земле можно построить на обосновании для самого себя, одной из пяти ведущих теорий о происхождении биологической жизни. Согласитесь,достичь цель – найти ответ на самый сложный вопрос, стоящий перед всем научным миром Земли, достаточно амбициозно, вместе с тем, она соответствует запросам молодых людей, ведь известно, что они, в силу возраста, открыты миру и готовы преодолеть любые преграды на своем жизненном пути. Кто знает, может быть именно на таком уроке будущий ученый или высококвалифицированный специалист выберет себе профессиональную дорогу, мотивировав себя в начале решением подобной сложной задачи.

Навык прогнозирования можно развить, если предварительно выстроить алгоритм решения рабочей задачи и время от времени побуждать учащихся задаваться одним и тем же вопросом: достигли ли конечного результата, цели, которую поставили в начале урока? Этот прием можно использовать при организации парной работы, работы в малых группах,коллективной работы класса. Можно разнообразить этот самоконтроль и периодически выстраиваемое прогнозирование вопросами:

- Что мешает достижению стопроцентного результата?

- Что можно предпринять, если мы знаем, что наша задача трудновыполнима (невыполнима, сложно выполнима)?

В рамках обсуждаемого вопроса о развитии универсальных учебных действий можно выделить три основные фактора, способствующие мотивации: стремление к компетентности, потребность в связи с другими и личный выбор.

Обзор методик и подходов диагностики индивидуальных особенностей учащихся, необходимых для успешного формирования универсальных учебных действий

При изучении индивидуальных особенностей школьников педагоги должны быть психологически готовы к тому, что какая-либо информация о ребенке будет носить парадоксальный характер или вызывать отрицательные эмоции. Вместе с тем наградой будет тонкое и объективное (в психологическом плане)познание личности.

Размашистый почерк – склонность к демонстрации, злоупотребление доверием окружающих, неровные строчки –привычка обманывать или скрытничать.

Общий уровень подъема строк вверх указывает на оптимизм и творческие способности человека, а нестабильный, неровный почерк – на наличие сильного темперамента.

Яркие цвета также несут информацию о состоянии ребенка, только несколько иного характера. Например, желтый цвет указывает на положительные эмоции, любознательность, непосредственность; красный цвет - силу воли, возбудимость, эксцентричность; зеленый цвет - уравновешенность, настойчивость, независимость. Фиолетовый цвет несет информацию о наличии фантазийного способа ухода от действительности, интеллектуальной незрелости, да и вообще, по сути, это сложный цвет и его присутствие в рисунках детей случается часто и является неоднозначным. Синий цвет интерпретируется как склонность к концентрации, сосредоточенности на внутренних проблемах, потребность в покое. Здесь тоже можно слегка насторожиться и как будто ненароком выяснить – а что именно вызывает у ребенка потребность концентрировать свое сознание на внутренних проблемах, откуда они, эти проблемы, возникли.

Если ребенок на уроке нарисовал какую-то композицию, стоит обратить внимание на общий тон рисунка, настроение и сам сюжет. Учащиеся начальной школы часто изображают себя и свою семью, так как их возраст не предполагает активной социализации и активного внедрения в общество, как это выражено, например, в 12-14 лет, они еще характеризуются детской привязанностью к дому. Поэтому, имеющиеся проблемы во взаимоотношениях с членами семьи могут быть выражены предельно откровенно. Тут имеет значение, кто именно изображен на рисунке рядом с автором, где находится сама фигурка рисующего, какого она размера, что еще находится рядом с ней. Чувствующие себя одиноко дети рисуют свою фигурку рядом со значимыми взрослыми, но и на рисунке, как правило, изображена дистанция между этими субъектами. Люди на рисунке не держатся за руки, располагаются вдали друг от друга, между ними могут находиться какие-то предметы или животные.

Размещение рисунков относительно плоскости листа бумаги – отдельная тема для обсуждения. Нормальным считается рисовать свой сюжет примерно в центре. Но при заниженном уровне самооценки человек фиксирует свое внимание на нижней части листа, оставляя очень маленьких зазор между основанием изображения и краем листа. И, соответственно, обратная ситуация – слишком высокий уровень размещения картинки – завышенный уровень самооценки.

Детский возраст – это возраст, когда маленький человек только пробует себя во многих направлениях, и часто бывает так, что самооценка у него действительно имеет неустойчивый характер. Она может зависеть от внешней оценки класса относительно его достижений, похвалы или критики учителя, присутствия-отсутствия домашнего психологического комфорта. Поэтому в любом случаеуровень самооценки – информация не лишняя, даже если мы предполагаем, что этот уровень носит сугубо ситуационный характер и не может свидетельствовать о нарушениях психических функций.

Интересным и информативным является простое наблюдение за уровнем строчек в письме. Большинство людей немного приподнимает или слегка опускает свои строчки, первое свидетельствует о высоком жизненном тонусе, запасе здоровья и оптимизме, второе – о падении тонуса, плохом физическом состоянии или настроении.

Обратим внимание на методики изучения индивидуальных особенностей, которые могут быть применены без специальной психологической квалификации, хотя и с точки зрения предельной осторожности.

Тестовые опросники. Их применение возможно, но самый лучший выход из создавшейся ситуации – это привлечь к психодиагностике школьного специалиста (психолога). Так как в арсенале хорошего специалиста могут быть разнообразные методики:

- методики для изучения уровня и особенностей интеллекта(тест Р.Кеттела, методика Векслера WISC, ряд проективных методик, ШТУР );

- методики для изучения психоэмоциональной сферы (тест М.Люшера);

- методики для изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка или подростка (адаптированный подростковый опросник Шмишека);

- методики для изучения уровня тревожности, самооценки, темперамента, самоконтроля ( факторный личностный опросник Кеттелла для детей, Г.Айзенка и пр.)

Почему же нам так необходимо изучение особенностей интеллектуальной сферы учащегося? П о данным НИИ дефектологии РАО, около 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности [1]. Фактором высокого риска возникновения отклонений в интеллектуальном развитии ребенка является церебрально-органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка. Это случается при скрытой или явной патология беременности, при родовых травмах, недоношенности, асфиксии, вследствие проникновения инфекции.

1. М. Н. Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей. Изд. Корона-Принт, 2004 г.

2. Л.С. Выготский. Лекции по психологии.

При формировании УУД важно учитывать возрастные периоды ребенка и выстраивать прогноз темпов развития личности учащегося на основе знаний его индивидуальных особенностей.Поэтому весь процесс достижения целей и задач школьного образования важно организовывать в соответствии с возрастным уровнем учащихся.

В среднем и старшем звене личностная установка на самоопределение наиболее эффективно формируется на таких предметах как русский язык, история, обществоведение; нравственно-этическая ориентация - на уроке литературы,географии, биологии; навыки смыслообразования- на уроках математики, физики, химии. Одна только тема защиты природы может быть чрезвычайно актуальной для детей и их воспитания, ведь она формирует личную гражданственную ответственность за окружающий мир, расширяет представление о влиянии человека на современное состояние планеты.

Познавательные общеучебные действия, такие как моделирование речи, конструирование устных и письменных высказываний, эффективно формируются на уроках русского языка и литературы, навык выбора наиболее эффективных способов решения задач – на математике. Биология, химия, физика расширяют кругозор и способствуют формированию навыков поиска и работы с большим объемом информации.

Автор: Мосягина Людмила Ивановна

Населенный пункт: Калужская область, г. Киров

Все знают, что многие родители испытывают страх за своё чадо, отдавая его впервые, в раннем возрасте, в детский сад. Наряду с их страхами, существуют ещё и трудности, с которыми сталкиваются воспитатели, независимо от их педагогического стажа и возраста. Дело в том, что особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу.

Например, первая трудность, с которой сталкивается каждый воспитатель, работающий на группе раннего возраста – это адаптация ребёнка к условиям детского сада. Некоторые дети очень болезненно переносят разлуку с близкими людьми: не только громко плачут, но и сопротивляются взрослым, впадают в истерики. Здесь со стороны воспитателей требуется огромное терпение, выдержка, спокойствие, умение вызвать к себе доверие как со стороны ребёнка, так и со стороны близких этого малыша. Воспитатель должен также обладать знаниями по применению разных форм и методов работы с детьми в период адаптации.

Трудности воспитателя могут возникать в работе с родителями. В детском саду могут находиться дети из разных социальных слоев, и родителями могут быть разными. С некоторыми общаться может быть очень трудно, особенно если они считают, что лучше разбираются в педагогике и спорят по поводу методов воспитания и обучения воспитанников в детском саду. Воспитателю необходимо обладать огромным запасом знаний по работе с родителями, терпения и доброжелательности, чтобы гасить любые конфликты и успешно решать различные вопросы, связанные с контактами с родителями детей.

Также работа воспитателя имеет ряд чисто физических трудностей, связанных с соблюдением дисциплины, необходимости постоянно двигаться, наблюдая за детьми, говорить, петь, танцевать, декламировать стихотворения, читать вслух и находиться в помещении, в котором может быть очень шумно или на участке во время прогулки.

Также сложности могут возникать у молодых специалистов, не имеющих собственных детей и не обладающих соответствующим практическим опытом. Это касается организации работы с детьми раннего возраста и наработки соответствующих знаний, умений и навыков по данной теме. Многие молодые воспитатели не знакомы с трудами Н.М.Аксариной, К.Л.Печоры, чьи разработки по раннему возрасту остаются актуальными. Не знают, к сожалению, они и основы физиологии, педиатрии, гигиены. В решении этого вопроса большую роль играет педагогический коллектив дошкольной образовательной организации. Например, в дошкольных группах нашей образовательной организации руководитель и другие педагоги всегда помогают молодым специалистам практическими советами, поддерживают морально, оказывают необходимую профессиональную поддержку. Воспитатели имеют возможность в любое время подойти к методисту дошкольных групп за необходимой методической литературой, пособиями и материалами для проведения занятий, а он, в свою очередь, направляет их к опытным наставникам, предлагает посетить режимные моменты или занятия. Подчеркну, что не только молодым специалистам необходима помощь в работе с детьми раннего возраста. Например, для более опытных педагогов возможно проведение курсов повышения квалификации. При этом подготовка кадров должна включать развитие умений проектировать индивидуальные образовательные маршруты, исходя из запросов родителей, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей самих детей.

Ещё один фактор, с которым можно столкнуться, работая с детьми раннего возраста - переполненные группы. Наличие большого количества детей затрудняет любую деятельность – и воспитательную, и образовательную, так как воспитателю бывает очень сложно следить за порядком в группе, за поведением воспитанников, осуществлять образовательную деятельность в течение дня. Выход из данной ситуации можно найти, открыв новые группы для детей раннего возраста или отдельные ясли и детские сады, что сейчас и осуществляется в нашей стране и регионе, в частности.

Могут возникнуть трудности и при организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста. Как совместить безопасность пространства и разнообразие игрового оборудования? Этот вопрос требует определённых знаний от педагогов, нестандартных решений, и, конечно, творческого подхода. Например, у нас в дошкольных группах проводятся практические семинары с воспитателями, консультации на эту тему и моделирование пространства. Воспитатели выступают в роли дизайнеров и предлагают свои проекты развивающего пространства. И лучший вариант берётся за основу в работе.

Конечно, это не все трудности, с которыми может столкнуться педагог, работая с детьми до 3 лет. У каждого свои индивидуальные страхи.

Но так или иначе, они имеют место быть в нашей работе, но всегда нужно стремиться к их преодолению и тогда каждый день будет начинаться не с вопроса: как решить проблему? А с установки: у меня всё получится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говортися о трудностях, которые могут возникнуть у учителя в процессе реализации профессионального стандарта педагога.

Трудности, которые могут возникнуть у учителя в процессе реализации профессионального стандарта педагога.

Назначение профессионального стандарта педагога.

1. Инструмент улучшения качества процесса и выхода преподавательской системы на международный уровень.

2. Объективный критерий квалификации специалиста.

3. Средство отбора кадров в образовательные учреждения.

4. Основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения.

Какие трудности могут возникнуть у учителя в процессе реализации профессионального стандарта педагога?

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

- в сфере построения образовательного процесса;

- в организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- в сфере общения;

- при создании образовательной среды и использовании её возможностей и др.

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей

Затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса

Ошибки и затруднениях педагогов в целеполагании. Трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт.

- целеполанием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

- цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

- неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

Ошибки и затруднениях в отборе содержания учебного материала:

- трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

- материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. д.

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения, остановимся на двух их крайних проявлениях:

- использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

- односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности:

- отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

- неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.


В то время как преподавание остается популярной профессией, многие учителя в разных странах объявляют забастовку, протестуя против низкой заработной платы и других проблем на работе. По результатам опросов нескольких сотен учителей удалось установить, что именно, по их мнению, самое сложное в их работе.

Многие говорили, что им приходится бороться с эмоциональным напряжением и стрессом. Особенно это касается процесса обучения тех детей, которые испытывают трудности дома.


Еще одна проблема – давление со стороны родителей из-за плохих оценок у детей. К тому же они требуют проведения стандартных тестов.

В этой статье представлено 7 основных проблем, с которыми приходится сталкиваться большинству учителей.


Учителям приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями

Многие учителя говорят, что обучение детей, испытывающих проблемы дома, требует серьезных эмоциональных усилий. Сложнее всего – узнать о том, с какими именно трудностями пришлось столкнуться ребенку. Возможно, внезапные проблемы с памятью и плохая обучаемость вызваны ссорами родителей или давлением, которое они оказывают на ребенка. Есть множество сложных жизненных ситуаций за пределами школы, которые влияют на состояние и настроение учеников. Мы ожидаем, что они придут в школу и будут вести себя определенным образом. Пытаемся заставить их сосредоточиться на очень абстрактных вещах. Однако многие из них перенесли психологическую травму или стресс, о котором мы можем не знать. Для некоторых учеников школа - самое безопасное и спокойное место в жизни.


Учителям нужно общаться с трудными родителями

Некоторые учителя признаются, что самое сложное – это общение с родителями, которые обвиняют преподавателя в плохом поведении и низкой успеваемости ребенка, но сами при этом не прилагают усилий по воспитанию.Безусловно, школа должна брать ответственность за обучение детей. Однако полностью возлагать эти обязанности на школу нельзя. Образовательные процесс должен представлять собой гармоничное сочетание родительского воспитания и школьного обучения.


Преподавателям приходится ориентироваться на стандартные тесты

Некоторые педагоги постоянно говорят, что стандартизированные тесты ограничивают преподавание и снижают его уровень. При таком подходе учителю предоставлено гораздо меньше пространства для творческого подхода. Он должен придерживаться определенной программы, эффективность которой можно поставить под сомнение. Школа должна развивать способность мыслить, самостоятельно анализировать и принимать решения. А в результате учеников просто принуждают зазубривать и воспроизводить материал. Тестовые формы проверки весьма неэффективны. Этот метод ограничивает творческое и логическое мышление. Все, что нужно сделать, - это просто поставить галочку напротив одного варианта ответа. Этот метод не оставляет места для анализа, умения формулировать и обосновывать собственные выводы. Критики говорят, что чрезмерное тестирование учащихся не учитывает различия в способах обучения детей и социально-экономические факторы, снижающие эффективность теста.


Многим учителям сложно отключиться от работы после тяжелого дня

Установить баланс между работой и личной жизнью весьма непросто. Особенно это касается тех учителей, которые переживают за своих учеников. Более того, работа учителя в общеобразовательной школе очень стрессовая и требует больших моральных затрат. Многие из них возвращаются домой, как выжатый лимон. Помимо всего прочего, им приходится завершать школьные дела после окончания рабочего дня: проверять тетради, заполнять документацию, готовиться к следующим урокам, писать планы и отчеты. Такая работа потребует много эмоциональной и физической выносливости.


Ученики с трудным характером усложняют работу в классе

Безусловно, любому учителю приятно работать со спокойными, заинтересованными, умными и творческими детьми. Но, к сожалению, школьный контингент состоит не только из таких учеников.Многие учителям приходится сталкиваться с трудными детьми, которым требуется не только обучение. Им нужно внимание, забота и понимание. Однако иногда эта потребность во внимании превращается в переворачивание столов.Помимо учебного процесса учитель еще должен проводить психологическую работу с детьми и их родителями. В данном случае результат возможен лишь в том случае, если в положительных изменениях заинтересованы обе стороны. То есть если родители стремятся правильно воспитать своих детей. Но зачастую педагогам приходится сталкиваться совершенно с противоположными ситуациями.


Низкая зарплата

Ни для кого не секрет, что зарплата учителей не очень высокая. К тому же им приходится выполнять довольно много задач. Помимо того времени, которые он проводят в стенах школы, им еще приходится завершать начатые дела после окончания рабочего дня. Максимальный доход в общеобразовательной школе возможен при полной загруженности. Уменьшение рабочих часов автоматически отразится на снижении заработка.

Некоторые учителя чувствуют себя перегруженными работой


Вместо итогов

Учитель - это не только профессия, но настоящее призвание. Человек, который избрал этот путь, получает превосходную возможность реализовать свои творческие способности и передать собственные знания миру. Безусловно, это сложная задача, которая под силу далеко не каждому.

Стареющие учителя поневоле стали конкурентами молодым педагогам

Учителя в российских школах стареют, но не хотят уходить на пенсию, в то время как для молодых педагогов в школах не хватает вакансий, заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Материальное стимулирование и новое трудоустройство могли бы облегчить ветеранам выход на пенсию, считают эксперты.

Учителя в российских школах стареют, но не хотят уходить на пенсию, в то время как для молодых педагогов в школах не хватает вакансий, заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Материальное стимулирование и новое трудоустройство могли бы облегчить ветеранам выход на пенсию, считают эксперты.

Учителей пенсионного возраста в российских школах сегодня гораздо больше, чем недавних выпускников педвузов, и эта тенденция усиливается год от года. По данным Минобрнауки за 2010 год, преподавателей моложе 25 лет в школах всего 5%, гораздо чаще там можно встретить педагога в возрасте 50-59 лет (29%) и старше 60 лет (11%).

Учителей в России более миллиона. Для нормальной работы школ необходимо, чтобы каждый год в школы приходило 40-50 тысяч новых педагогов, но пока приходит лишь половина от этого количества, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступая 21 ноября на Форуме педагогических вузов России.

Он объяснил это тем, что в школах не хватает вакансий для молодежи. "Мы должны сделать так, чтобы молодые учителя были востребованы, чтобы они имели возможность получить свое рабочее место", - отметил глава Минобрнауки.

По его словам, для этого 4-5% учителей старшего возраста должно ежегодно уходить из школы. Министр предложил педагогическому сообществу продумать варианты альтернативной занятости для пожилых учителей. В качестве варианта он предложил работу в сфере оценки качества образования.

"Для учителей это вопрос не только материальный, но и моральный. Мы должны продумать, каким образом проводить обновление учительского корпуса без унижения ветеранов, это очень важно", - отметил Андрей Фурсенко.

Эффект старения

По данным группы экспертов "Стратегии-2020", старение преподавательского корпуса становится причиной ухудшения качества его работы в целом и ведет к обострению проблем в сфере школьного образования.

В то же время нельзя утверждать, что качество преподавания снижается в тех школах, где много учителей старшего возраста, полагает эксперт Всероссийского фонда "Образование" Олег Сергеев. "Профессия педагога - отчасти профессия психолога, поэтому учителя со стажем становятся ценными кадрами. Кроме того, среди педагогов всегда должна быть преемственность, и молодежь должна учиться у старших".

Главное богатство пожилых педагогов - их опыт, а главный недостаток - излишний традиционализм, считает Михаил Случ.

"Не так уж много людей готовы каждые несколько лет переучиваться и вникать в новое. Есть такие предметы, как физика и математика, где это не создает больших сложностей, хотя и там меняются стандарты и итоговые тесты. Но в преподавании таких предметов, как русский язык, информатика, иностранные языки, происходят радикальные перемены".

Для развития преподавания и сохранения лучших педагогических традиций в школе между числом опытных и молодых учителей всегда должен сохраняться баланс, считают эксперты.

Учителя-пенсионеры предпочитают оставаться в школе

Сегодня пожилые учителя не хотят уходить из школы, потому что для них нет другой работы, и их ждут весьма скромные пенсии, полагает Олег Сергеев.

"Во многих городах, а тем более в сельской местности, работа в бюджетном секторе - это гарантированная зарплата, которая уже сейчас выше, чем у других профессий, - отметила директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина. - Конечно, педагогам очень трудно уйти на пенсию. Тем более что они привыкли работать в школе, у них нет альтернативной интересной, содержательной работы, адекватных заработков".

Особенно это верно для женщин, которых, по данным Минобрнауки, сегодня среди российских учителей 85%. С 55 до 60-65 лет женщины-педагоги трудоспособны, активны и не чувствуют себя пенсионерами, полагает Ирина Абанкина.

Новая форма оплаты труда, введенная в российских школах, также стимулирует пожилых педагогов брать на себя дополнительную нагрузку, не оставляя свободных часов для новых преподавателей.

"Чем больше мы повышаем зарплату учителям, тем больше стареет педагогический корпус", - заявил в своем выступлении на "Социальном форуме России - 2011" соруководитель экспертной группы "Новая школа", и.о. директора Центра мониторинга качества образования ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак.

Государство пытается стимулировать уход на пенсию

Сегодня проблему сменяемости педагогического состава нередко решают методом административного давления на учителей. "Я знаю регионы, где с учителями даже договаривались: "Давай так: работаешь два года после пенсии, а потом все-таки уходишь, чтобы было место молодым"", - рассказала Ирина Абанкина.

Более оптимальным способом стимулировать уход пожилых учителей на заслуженный отдых мог бы стать достойный размер их пенсии, считают эксперты. "Отлично известно, что для сменяемости кадров нужна хорошая пенсия плюс благоприятные условия для молодых специалистов", - отметил Леонид Сергеев.

Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Президент Дмитрий Медведев на встрече с учителями 5 октября заявил, что пенсии преподавателей будут увеличиваться. Комментируя пожелание одного из учителей, чтобы социальная защищенность преподавателей была бы больше, президент подчеркнул, что пенсии "уже серьезно отличаются от 5-7-летней давности, но они все равно небольшие".

"Будем увеличивать пенсии, но не одномоментно, а с учетом общей экономической ситуации", - заверил глава государства.
В педагогическом сообществе возникают и другие предложения. По мнению экспертной группы "Новая школа", для обновления учительского корпуса нужно вводить выплаты бонусов учителям, уходящим на пенсию, учреждать единовременные пособия в размере 50% от годовой зарплаты.

"Есть регионы, где награждают учителей за доблестный труд, демонстрируют им общественное признание, выплачивают единовременный бонус в размере 25 тысяч рублей - для села это очень большие деньги, - рассказала Ирина Абанкина. - Это приносит свои плоды".

Не на пенсию, а на работу

Другим важным способом решения проблемы могло бы стать альтернативное трудоустройство учителей старшего возраста.
Глава Минобрнауки 21 ноября предложил руководителям образования подумать о создании сообщества специалистов, которые были бы отделены от школы и занимались контролем качества образования и ЕГЭ. "На это можно было бы сориентировать опытных учителей, которым тяжело брать на себя всю педагогическую нагрузку, но они могут взять на себя ответственность за контроль качества", - предложил Андрей Фурсенко.

Есть плюсы в том, чтобы работу по сопровождению образования, оценке качества вели педагоги старшего возраста, с учетом их квалификации и возраста, полагает Ирина Абанкина. Если школы будут становиться автономными учреждениями, то они смогут формировать центры психолого-педагогической поддержки, центры помощи в освоении обязательных программ тем, кто в этом нуждается.

"В этом смысле школа может превратиться в сетевой центр, в котором работают вынесенные на аутсорсинг различные сопутствующие и поддерживающие сервисы, - отметила эксперт. - Они обеспечат использование опыта педагогов, и, с другой стороны, смогут привлекать внебюджетное финансирование".

Читайте также: