Что такое дополнительное пенсионное страхование

Обновлено: 16.05.2024

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — это государственная система пенсионного обеспечения, введенная в нашей стране с 2002 г., при которой работодатель обязан за своих работников уплачивать страховые взносы, а у работника, за периоды трудовой деятельности, формируется право на назначение и получение пенсии при достижении общеустановленного пенсионного возраста.

В системе ОПС формируется два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховые взносы, уплачиваемые работодателем в систему ОПС, начиная с 2014 г. направляются на формирование страховой пенсии.

Накопительная пенсия продолжает прирастать только за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений

Накопительная пенсия — формируется за счет страховых взносов и дохода от их инвестирования. До 2014 года страховые взносы зачислялись в размере 6% из 22% от ФОТ, уплаченных работодателем. В настоящее время все взносы учитываются для страховой пенсии. Взносы и доход совокупно составляют средства пенсионных накоплений (СПН). Чем больше инвестиционный доход, тем больше СПН и больше накопительная пенсия.

Накопительная пенсия (средства пенсионных накоплений) подлежит выплате наследникам (правопреемникам).

Инвестиционная стратегия Фонда нацелена на получение инвестиционного дохода на длительном горизонте, на стабильный рост СПН, на увеличение накопительной пенсии.

Как увеличить накопительную пенсию

Важно

Вы можете передать под управление Фонда ваши средства пенсионных накоплений и вашу будущую накопительную пенсию

С собой необходимо взять:

Написать Заявление о переходе (досрочном) в негосударственный фонд в любом удобном отделении Пенсионного фонда России

Договор вступит в силу в первом квартале 2022г.
Оперативно отслеживать статус договора можно в Личном кабинете

Как еще можно увеличить накопительную пенсию

Если ваши планы изменились, в любой период времени вы можете вернуть материнский капитал в ПФР и использовать его на другие цели (в соответствии с законодательством)

Программа действует на протяжении 10 лет для застрахованных лиц, которые в период до 31 декабря 2014 г. подали заявление на вступление в Программу и до 31 января 2015 г. сделали первый взнос.*

Для получения государственного софинансирования необходимо в течение года уплатить добровольные взносы в размере не менее 2000 ₽. Максимальный размер софинансирования от государства составляет 12 000 за год.

* Государство удваивает Ваши добровольные взносы на накопительную пенсию в течение 10 лет с года, следующего за годом уплаты первых взносов по Программе.

Назначить правопреемников можно сразу при заключении договора об обязательном пенсионном страховании или позднее, написав заявление о распределении средств пенсионных накоплений.

Если Вы хотите получить средства пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, обратитесь в Фонд

Вопросы и ответы

Накопительная пенсия – это ежемесячная денежная выплата застрахованным лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости. Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

  • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от фонда оплаты труда (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
  • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
  • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
  • Результата от инвестирования указанных выше средств.

Средства пенсионных накоплений – это совокупность средств, которые были сформированы за счет:

  • Страховых взносов работодателя в размере 6 % от заработной платы застрахованного лица (с 2002 по 2014 год. С 2014 г. Правительством РФ был введен мораторий на формирование накопительной пенсии: все взносы от работодателей направляются на формирование страховой пенсии в Пенсионный фонд РФ (ПФР)).
  • Дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
  • Средств (части средств) материнского (семейного) капитала, если они были направлены на формирование накопительной пенсии.
  • Результата от инвестирования указанных выше средств.

У Вас есть право на бесплатное получение один раз в год информации о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии, указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей

общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Форма информирования о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 12.02.2018 №53п

Если вы не делали выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то ваши пенсионные накопления инвестируются ПФР через государственную управляющую компанию (ГУК ВЭБ). Даже если вы не выбирали формирование накопительной пенсии, сформированными на счете в ПФР с 2002 по 2015 гг. средствами пенсионных накоплений вы имеете право распорядиться и перевести в выбранный вами НПФ.
Если страховые взносы на обязательное пенсионное страхование впервые начисляются с 1 января 2014 года, то вы можете выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Если в отношении вас с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), вы вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения (страховая или страховая и накопительная) до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на ОПС.

Сегодня на основании законодательства работодатели уплачивают страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 16% идут на формирование страховой пенсии, а 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений или, по выбору гражданина, все 22% могут идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

· формировать только страховую пенсию

· формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

· заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;

· либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6 % индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц, не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Обращаем внимание, что в 2014, 2015,2016 и 2017-2019 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

- Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк;

- негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

Обращаем внимание, что если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом, если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

- единовременной выплаты, когда выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой, а получателями являются:

· граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;

· граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

- срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

- накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19,5 лет (234 месяца). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 234 месяца.


— Наша задача — чтобы каждый гражданин надеялся не только на государственную поддержку в виде государственной пенсии по старости, которую мы, как по законодательству положено, будем выплачивать в полном объеме в установленные сроки. Каждый человек должен быть заинтересован в повышении своего уровня и качества жизни в старости. Поэтому и предлагается новый механизм по добровольному накопительному страхованию, — заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Что предложили власти?

Указом № 367 предусмотрено, что с 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному взносу в 1% в ФСЗН). Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.

Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников. Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

При этом нагрузка на нанимателей не увеличится. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Участвовать в новой системе страхования смогут работающие граждане, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет. Накопленные средства они будут получать равными долями ежемесячно на протяжении 5 или 10 лет.

Почему новая система начнет действовать с 1 октября 2022 года?

— Потому что надо провести ряд организационно-технических мероприятий. Надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему, – пояснила Ирина Костевич.

— Государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию. Кроме того, это достаточно развитая филиальная сеть. И если посмотреть на ныне действующий механизм, то более 90 % человек, согласившихся на добровольное страхование, сделали это именно через эту организацию, – сказала Костевич.

Как государство гарантирует сохранность накоплений?

Указом установлено, что страховые резервы по накопительному пенсионному страхованию будут размещаться на счетах в банках и вкладываться в объекты инвестиций в общеустановленном для страховых организаций порядке. В настоящее время страховщики при инвестировании обязаны соблюдать следующие соотношения (в процентах от суммы страховых резервов): не более 15% – в ценные бумаги Национального банка; не более 30% – в ценные бумаги банков Республики Беларусь, за исключением акций; не более 15% – в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов; не более 25% – в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся банками, за исключением Банка развития, кроме акций и векселей; не более 10% – в недвижимое имущество, кроме жилых помещений; не более 5% – в драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов.

Отчисления в гарантийные фонды по накопительному пенсионному страхованию определены в размере 0,5% от суммы страховых взносов и ежемесячно перечисляются страховщиком в республиканский бюджет.

Ранее журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. По словам Костевич, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.

Вместе с тем министр признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.

— Мы видим, что, скорее всего, интерес будет у тех людей, у кого осталось где-то 10 лет до пенсии. То есть те, у кого уже есть ориентиры, понимание того, что через какой-то короткий промежуток тебе надо задуматься о своем новом уровне жизни, — отметила она.

Экономист проекта BEROC Лев Львовский видит в этой реформе несколько положительных моментов.

— Правительство наконец осознало проблему и пытается решить её нормальными методами, а не просто повышением пенсионного возраста как раньше (что никак не решает проблему, а только отодвигает ее). Вторая хорошая новость состоит в том, что реформа предполагает добровольность. Еще одна правильная идея в том, что накопительный элемент будет наследоваться, — перечисляет Львовский в комментарии ilex. — Теперь о том, что мне кажется странным – это посыл о том, что в новой системе будут участвовать те, кому осталось до пенсии 10 лет. Одна из идей накопительных пенсий заключается в том, что люди начинают копить рано. За много лет эти инвестиции должны принести весомую прибыль. Таким образом в принципе надо говорить не о сбережении, а приумножении капитала. Когда магия сложных процентов на длительном горизонте позволяет получить весомую прибавку к пенсии. Второй важный вопрос касается инвестиций нового пенсионного фонда и уровня риска. В Беларуси не развит фондовый рынок. Да, можно купить акции некоторых белорусских частных компаний, но это не даст необходимой диверсификации, чтобы инвестиции были приемлемого уровня риска. Если говорить про ценные бумаги крупных государственных компаний и банков, то сейчас возник дополнительный санкционный риск.

Что говорит международный опыт?

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство (одновременно действуют солидарная, профессиональная (обязательные взносы в пенсионные фонды) и добровольная системы). Они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней, отмечают аналитики Mercer.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%. Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%).

Но если посмотреть на опыт более близких Беларуси стран, то картина может быть не такой радужной.

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран Восточной Европы государство вынуждено залезало в обязательные индивидуальные накопления сразу после кризиса 2008 года, когда в регионе закончилась эпоха устойчивого экономического роста.

Притчей во языцех уже стала история с пенсионными реформами в Венгрии. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы страны выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 81% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, Венгрия в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Поэтому осенью 2010 года правительство Виктора Орбана робко начало с предложения временно заморозить накопительную часть всего на год, а через несколько месяцев закончило практически полной национализацией всех накоплений – и текущих, и за прошлые годы, с самого начала реформы в 1998 году. За это время индивидуальные пенсионные накопления появились у 70% работающих. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы. А венгерское правительство получило в распоряжение на тот момент около 15 млрд долларов пенсионных накоплений. Поначалу были разговоры, что эти деньги потратят на создание новой, более эффективной пенсионной системы, но в итоге все разошлось на текущие нужды и выплату госдолга, который действительно благодаря этому снизился в 2011–2013 годах с 81% до 77% ВВП. В других странах Восточной Европы (например, Словакии, Польше, Чехии) национализировать накопления, как в Венгрии, не решались, но постоянно изменяли законодательство так, чтобы люди сами, вроде как добровольно вернулись в государственную систему.

Что касается Украины, то там доминирует солидарная система. При этом финансовое состояние Пенсионного фонда Украины остается стабильно тяжелым. Около 40% расходов ПФУ покрываются за счет трансфера из государственного бюджета. В настоящее время в Украине только готовятся к внедрению обязательных накопительных пенсий. При этом средний размер накопительного взноса исходя из мирового опыта может составить 5-7%. Идут консультации с МВФ и Всемирным банком, чтобы провести определенные реформы.

Крупнейшая накопительная система в бывшем СССР работает в Казахстане – накопления составляют около 15% ВВП. Но там децентрализованную модель с несколькими пенсионными фондами заменили единым госфондом. Он аккумулирует средства, управлять ими разрешено рыночным компаниям по управлению активами.

— Смешанный тип — самый распространенный и успешный тип пенсионных систем. Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений. Здесь пропорции разнятся в зависимости от возможностей каждой из стран. Универсального решения не существует, поскольку много зависит от демографических, экономических, политических и иных обстоятельств. Беларуси было бы неправильно копировать какую-то одну модель. Надо перенимать лучшие практики, — полагает Лев Львовский. — Мы не можем резко перейти на накопительную систему. Потому что тогда пострадают люди предпенсионного возраста, которые не успели ничего накопить. А мы не можем допустить, чтобы пенсионеры умирали от голода.

Сегодня на основании законодательства работодатели уплачивают страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 16% идут на формирование страховой пенсии, а 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений или, по выбору гражданина, все 22% могут идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

· формировать только страховую пенсию

· формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

· заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;

· либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6 % индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц, не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Обращаем внимание, что в 2014, 2015,2016 и 2017-2019 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

- Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - Внешэкономбанк;

- негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

Обращаем внимание, что если гражданин будет осуществлять смену страховщика чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом, если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

- единовременной выплаты, когда выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой, а получателями являются:

· граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;

· граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

- срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

- накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты – 19,5 лет (234 месяца). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 234 месяца.

Читайте также: