Взаимодействие банков и налоговых органов

Обновлено: 28.06.2024

Тимошенко Владимир Александрович, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, почетный работник МНС России. Специалист в области налогового контроля, истории российского налогообложения.

Родился 23 марта 1946 г. В 1968 г. окончил Саратовский политехнический институт.

Комментарий "Проверки налоговых органов" В.А. Тимошенко, Л.В. Спириной включен в информационный банк.

Автор ряда трудов по российскому налогообложению: "История российского налогообложения" (Саратов, 2001, 2003, 2009), "Налоговая политика России" (Саратов, 2004); "Налоговые проверки" (М., 2006); "Проверки налоговых органов" (М., 2009, 2010), "Налоговое администрирование и налоговый контроль" (Саратов, 2012) и статей в журналах "Финансы", "Налоговый вестник" "Право и экономика".

В статье анализируются проблемы взаимодействия налоговых органов с банками в сфере налогообложения. Анализ затрагивает пять статей Налогового кодекса РФ: 46, 60, 74.1, 76 и 86. Автор рассматривает, как банками исполняются поручения налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налоговых платежей в бюджет и другие обязанности банков, связанных с налоговым контролем.

Ключевые слова: счет, взыскание налога, обязанности банков, банковская гарантия, приостановление операций по счетам.

"Cooperation of tax organs and banks in the field of taxation"

The article analyzes the problems of interaction between tax authorities and banks in the sphere of taxation. The analysis covers five articles of the Tax Code of the Russian Federation: 46, 60, 14.1, 16 and 86. The author examines how the banks performed orders of taxpayers and tax authorities for transfer of tax payments to the budget and other obligations of banks related to tax control.

Key words: account, tax, duty of banks collection, bank guarantee, stopping of operations on accounts.

Взаимодействие налоговых органов и банков зафиксировано в ряде статей Налогового кодекса. Основные из них: ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств", ст. 60 "Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов", ст. 74.1 "Банковская гарантия", ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей", ст. 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля".

Все они касаются счетов, открытых в банках организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. С 2014 г. действует новое определение счета, это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Для бюджетных организаций по-прежнему это лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК).

Основная обязанность банков в сфере налогообложения - исполнять поручения налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджет и ряд других обязанностей, связанных с налоговым контролем. Здесь мы не рассматриваем налоговые платежи самого банка как налогоплательщика и его обязанности как налогового агента при выплате дивидендов.

Остановимся на главной обязанности банков - по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет. Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на счете достаточных средств на день платежа. Налогоплательщики обязаны сами заполнять поручения. Если банк оказывает услуги налогоплательщикам по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, он вправе взимать комиссионное вознаграждение.

Статьей 60 НК установлено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые органы должны этот процесс контролировать, однако Налоговым кодексом такие проверки до сих пор не регламентированы.

Статья 855 Гражданского кодекса указывает, что при недостаточности денег на счете их списание осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь по исполнительным документам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому контракту, по выплате вознаграждений авторам;
  • в третью очередь по платежным документам, предусматривающим расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому контракту, поручениям налоговых органов, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов;
  • в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

С 14.12.2013 действует новая очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь налоги, перечисляемые по поручениям налогоплательщика в добровольном порядке, относятся к пятой очереди. Налоги, взыскиваемые по поручениям налоговых органов в принудительном порядке, списываются, как и ранее, в третью очередь, и к тому же в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Аналогично осуществляется списание средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Это поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения, плата за обслуживание банком не взимается.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с недостаточностью средств на корреспондентском счете банка банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о его неисполнении в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка.

В случае неисполнения данной обязанности к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога за счет денежных средств (ст. 46 НК) и за счет иного его имущества (ст. 41 НК). А неоднократное нарушение обязанностей в течение календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Требование (на самом деле - уведомление банка) о перечислении налога налоговый орган направляет в банк не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной суммы налога (п. 4.2 ст. 60 НК).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает принудительный порядок взыскания налога путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках и их электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет необходимых средств со счетов организации или ИП.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения.

Поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком согласно ст. 855 ГК.

Действие поручения налогового органа может быть приостановлено:

  • по решению налогового органа;
  • при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства налогоплательщика, находящиеся в банках;
  • по решению вышестоящего налогового органа.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных поручений в случаях:

  • изменения срока уплаты;
  • исполнения обязанности по уплате, в т.ч. в связи с произведенным зачетом в счет погашения задолженности по пеням и штрафам;
  • списания задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию;
  • уменьшения сумм по уточненной декларации;
  • поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика.

Взыскание налога может производиться с расчетных счетов, а при недостаточности средств на них - с валютных счетов налогоплательщика. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика. Расходы на продажи иностранной валюты осуществляются за счет налогоплательщика.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, при взыскании с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней при взыскании с валютных счетов.

При недостаточности средств на счетах налогоплательщика поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета, также налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности - в иностранной валюте.

При недостаточности средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК.

Эти положения применяются и при взыскании налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

  • взыскание налога за счет средств на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств ответственного участника группы;
  • при недостаточности средств на счетах у ответственного участника группы взыскание оставшейся суммы налога производится за счет средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы.

Статья 74.1 "Банковская гарантия" Налогового кодекса вступила в силу с 24.08.2013, как один из способов обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а именно как возможность обеспечения изменения срока уплаты путем предоставления банковской гарантии.

Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  1. должна быть безотзывной и непередаваемой;
  2. срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога;
  3. банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией.

В случае неуплаты налога налоговый орган в течение 5 дней со дня истечения срока об уплате налога налогоплательщиком направляет гаранту требование об уплате денежной суммы, которое подлежит исполнению в течение 5 дней со дня получения им требования.

Наиболее часто банковская гарантия применяется налогоплательщиками при заявлении ими права на возмещение НДС в порядке ст. 176.1 НК. В этом случае банк обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении будет отменено налоговым органом.

Статья 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" Налогового кодекса (т.н. "блокировка счетов"), применяется:

  • для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа;
  • для обеспечения исполнения решений по результатам налоговых проверок в соответствии с п. 10 ст. 101 НК;
  • в случае непредставления декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока.

Решение о приостановлении операций принимается руководителем налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа. Данное решение не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций действует только в пределах суммы, указанной в решении; если операции приостановлены в случае непредставления декларации, то сумма, на которую распространяется решение, не устанавливается. Копия решения передается налогоплательщику в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по счету. При наличии решения о приостановлении операций банки не вправе открывать налогоплательщику счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Банк обязан сообщить в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены в течение 3 дней после дня получения решения.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа, или за днем, следующим за днем представления декларации.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка.

В ст. 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" Налогового кодекса приводится ряд обязанностей банков, связанных с налоговым контролем.

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада, об изменении их реквизитов организации, ИП, физического лица, не являющегося ИП (с 1 июля 2014 г.), о предоставлении или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа и изменении их реквизитов в течение 3 дней со дня соответствующего события.

Справки о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на них, выписки по операциям организаций, ИП в банке, справки об остатках электронных денежных средств и их переводах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов в соответствии со ст. 93.1 НК, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене их приостановления.

Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Эти документы в отношении физических лиц, не являющихся ИП, могут быть запрошены только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК.

Вышеперечисленные справки, выписки в отношении организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, могут быть представлены банками также на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Нужно иметь в виду, что с 1 декабря 2011 г. взаимодействие налоговых органов с банками осуществляется в электронной форме в соответствии со специальным регламентом, который определяет процедуры направления в банк:

  • решения налогового органа о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены (ст. 16 НК);
  • поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика (ст. 46 НК);
  • запросов налоговых органов о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков, а также направления банком в налоговый орган сведений о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах налогоплательщиков (ст. 86 НК).

Главой 18 Налогового кодекса определены виды нарушений банками налогового законодательства и ответственность за их совершение (ст. ст. 132 - 135.2 НК).

Госдумой намечено рассмотреть законопроект, который введет раздел Налогового кодекса - 5.2, касающийся нового вида налоговых проверок - контроля за исполнением банками обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджет и представлению сведений налоговым органам.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013)
  3. Чулкова Л. Споры между банками и налоговыми органами // Налоговый вестник. 2014. N 1.
  4. Ситникова Е. Налоговые споры с участием банков: обзор арбитражной практики // Бухгалтерия и банки. 2013. N 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правительством Российской Федерации, в связи с распространением коронавирусной инфекции, предпринят ряд мер, направленных на стабилизацию неблагоприятной экономической ситуации.

В данной статье мы разберем основные изменения относительно налоговых проверок и мероприятий налогового контроля в условиях кризиса и распространения инфекции.

Мораторий на назначение ВНП, и не только.

Итак, отвечая на главный вопрос бизнеса относительно назначения выездных налоговых проверок и сроков их приостановления, сообщаем, что вынесение решений о проведении ВНП, проведение назначенных ВНП (запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок), а также течение сроков ВНП приостановлено до 31 мая 2020 года включительно.

При этом ФНС России в письме от 09.04.2020 № СД-4-2/5985@ разъясняет, что приостановление течения сроков ВНП распространяется на сроки:

  • проведения и приостановления ВНП;
  • составления и вручения акта ВНП;
  • представления возражений на акт ВНП;
  • рассмотрения материалов ВНП и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составления и вручения дополнения к акту ВНП;
  • представления возражений на дополнение к акту ВНП;
  • составления акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ, представления на него возражений, а также рассмотрения дела о соответствующем налоговом правонарушении.

Однако, на данный момент налоговыми органами активно проводится аналитическая работа, предпроверочный анализ налогоплательщиков, а также камеральные налоговые проверки, в рамках которых направляются требования о предоставлении документов (информации) и пояснений, заменяющие такие мероприятия, как налоговые комиссии и допросы свидетелей.

Ответы на требования и порядок взаимодействия с налоговыми органами.

Срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованиям налоговиков увеличен на двадцать рабочих дней. Срок представления документов и пояснений на требования, направляемые в рамках камеральной проверки деклараций по НДС увеличен на десять рабочих дней.

Однако следует учитывать, что данное увеличение срока предоставляется только при условии получения налогоплательщиком требования с 1 марта до 31 мая 2020 года включительно.

Также до 31 мая 2020 года налоговым органам запрещено проведение вне рамок ВНП мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками.

Кроме того, предусмотрена возможность обеспечения участия налогоплательщика в рассмотрении дел о налоговых правонарушениях с использованием телекоммуникационных каналов связи, а также каналов видеоконференцсвязи, то есть без необходимости посещения налоговой инспекции. Для использования такой возможности налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган до даты рассмотрения дела о налоговом правонарушении копии документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, планирующих принять участие в рассмотрении.

Проверки валютного законодательства.

Исключение составляют случаи, когда по таким проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В таких случаях проведение проверок будет продолжаться только в части таких нарушений.

Дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае если в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля назначено проведение допросов свидетелей, вместо проведения допроса в текущей ситуации налоговики могут истребовать у свидетеля документы (информацию). Состав информации в данном случае не ограничивается информацией о конкретных сделках, поэтому проверяющие направят свидетелю перечень отдельных вопросов.

Ответственность за нарушения налогового законодательства.

Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства установлен мораторий на применение налоговые санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ, совершенных в период с 1 марта 2020 года до 31 мая 2020 года включительно. Производство по таким нарушениям не осуществляется.

Таким образом, в области налогового законодательства наблюдается ряд значительных послаблений для бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции, но при этом остается открытым вопрос усиления налогового контроля после стабилизации экономической ситуации.

Поэтому имеет смысл использовать данный период для проведения профилактических мер, направленных на снижение налоговых рисков.

Источники:

Контакты

Если хотите первым получать наши публикации и материалы, подписывайтесь на телеграмм канал BLOGFISCAL

Законопроект нацелен на получение налоговыми органами таких сведений от Банка России на регулярной основе в целях повышения эффективности работы налоговых органов по выявлению схем незаконной минимизации налоговых обязательств.

Отчасти законопроектом закрепляется уже существующая практика обмена информацией между ФНС России и Банком России по ряду вопросов в рамках осуществления налогового контроля и банковского надзора.

Положения законопроекта носят рамочный характер. Конкретный порядок представления налоговым органам указанных документов и сведений, а также их перечень будет определен в соглашении между Банком России и ФНС России. До появления текста такого соглашения сложно сказать, насколько этот перечень будет ограничен. В действительности такой перечень может оказаться максимально широким. На это косвенно указывает текст пояснительной записки.

Хотя это не следует из текста опубликованного законопроекта, в пояснительной записке декларируется, что в результате таких изменений ФНС России сможет получать и использовать все сведения о деятельности проверяемого налогоплательщика, включая сведения об операциях по счетам как самих кредитных организаций, открытых в территориальных учреждениях Банка России, так и об операциях по счетам клиентов кредитных организаций, а также получать любую отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами Банка России, что позволит более эффективно применять риск-ориентированный подход при отборе объектов для налогового контроля[1]. Судя по всему, такие сведения налоговые органы смогут получать без запроса в Банк России и/или кредитные организации, как это происходит в большинстве случаев сейчас.

Заметим, что на основании опубликованного законопроекта нельзя сделать вывод, что новые возможности ФНС России не коснутся сведений и документов в отношении физических лиц.

Текущее регулирование доступа налоговых органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

В настоящее время налоговые органы имеют следующие возможности для получения информации (документов), в том числе от Банка России, в рамках осуществления ими мероприятий налогового контроля.

  • об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита);
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
  • о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов таких электронных средств платежа.


Та же информация относительно физических лиц может быть запрошена у банков налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, а также относительно юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

О чем подумать, что сделать

В результате принятия законопроекта объем информации, передаваемой Банком России в налоговые органы и затрагивающей всех субъектов экономических и финансовых отношений, несомненно возрастет. Законопроектом предусмотрено вступление в силу закона по истечении 180 дней после его официального опубликования. Мы рекомендуем уже сейчас проанализировать текущие банковские операции и документооборот в кредитных организациях на предмет критериев, которые могут вызвать повышенный интерес налоговых органов при отборе объектов для налогового контроля, с учетом специфики различных видов деятельности и вероятной возможности получения информации налоговыми органами в режиме реального времени.

Помощь консультанта

[1] Банку России в режиме реального времени доступна информация по всем операциям клиентов кредитной организации, которые связаны с движением денежных средств по корреспондентскому счету, открытому в Банке России. Информация об операциях, проведенных по счетам клиента/клиентов в пределах одной кредитной организации, Банку России в таком режиме не доступна. Для ее получения необходим запрос в саму кредитную организацию.

Тимошенко Владимир Александрович, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор исторических наук, почетный работник МНС России. Специалист в области налогового контроля, истории российского налогообложения.

Родился 23 марта 1946 г. В 1968 г. окончил Саратовский политехнический институт.

Комментарий "Проверки налоговых органов" В.А. Тимошенко, Л.В. Спириной включен в информационный банк.

Автор ряда трудов по российскому налогообложению: "История российского налогообложения" (Саратов, 2001, 2003, 2009), "Налоговая политика России" (Саратов, 2004); "Налоговые проверки" (М., 2006); "Проверки налоговых органов" (М., 2009, 2010), "Налоговое администрирование и налоговый контроль" (Саратов, 2012) и статей в журналах "Финансы", "Налоговый вестник" "Право и экономика".

В статье анализируются проблемы взаимодействия налоговых органов с банками в сфере налогообложения. Анализ затрагивает пять статей Налогового кодекса РФ: 46, 60, 74.1, 76 и 86. Автор рассматривает, как банками исполняются поручения налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налоговых платежей в бюджет и другие обязанности банков, связанных с налоговым контролем.

Ключевые слова: счет, взыскание налога, обязанности банков, банковская гарантия, приостановление операций по счетам.

"Cooperation of tax organs and banks in the field of taxation"

The article analyzes the problems of interaction between tax authorities and banks in the sphere of taxation. The analysis covers five articles of the Tax Code of the Russian Federation: 46, 60, 14.1, 16 and 86. The author examines how the banks performed orders of taxpayers and tax authorities for transfer of tax payments to the budget and other obligations of banks related to tax control.

Key words: account, tax, duty of banks collection, bank guarantee, stopping of operations on accounts.

Взаимодействие налоговых органов и банков зафиксировано в ряде статей Налогового кодекса. Основные из них: ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств", ст. 60 "Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов", ст. 74.1 "Банковская гарантия", ст. 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей", ст. 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля".

Все они касаются счетов, открытых в банках организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. С 2014 г. действует новое определение счета, это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Для бюджетных организаций по-прежнему это лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК).

Основная обязанность банков в сфере налогообложения - исполнять поручения налогоплательщиков и налоговых органов на перечисление налогов и сборов в бюджет и ряд других обязанностей, связанных с налоговым контролем. Здесь мы не рассматриваем налоговые платежи самого банка как налогоплательщика и его обязанности как налогового агента при выплате дивидендов.

Остановимся на главной обязанности банков - по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет. Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на счете достаточных средств на день платежа. Налогоплательщики обязаны сами заполнять поручения. Если банк оказывает услуги налогоплательщикам по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, он вправе взимать комиссионное вознаграждение.

Статьей 60 НК установлено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему РФ в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговые органы должны этот процесс контролировать, однако Налоговым кодексом такие проверки до сих пор не регламентированы.

Статья 855 Гражданского кодекса указывает, что при недостаточности денег на счете их списание осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь по исполнительным документам по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому контракту, по выплате вознаграждений авторам;
  • в третью очередь по платежным документам, предусматривающим расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому контракту, поручениям налоговых органов, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов;
  • в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  • в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

С 14.12.2013 действует новая очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь налоги, перечисляемые по поручениям налогоплательщика в добровольном порядке, относятся к пятой очереди. Налоги, взыскиваемые по поручениям налоговых органов в принудительном порядке, списываются, как и ранее, в третью очередь, и к тому же в порядке календарной очередности поступления платежных документов. Аналогично осуществляется списание средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Это поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения, плата за обслуживание банком не взимается.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в связи с недостаточностью средств на корреспондентском счете банка банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о его неисполнении в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка.

В случае неисполнения данной обязанности к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога за счет денежных средств (ст. 46 НК) и за счет иного его имущества (ст. 41 НК). А неоднократное нарушение обязанностей в течение календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Требование (на самом деле - уведомление банка) о перечислении налога налоговый орган направляет в банк не позднее трех месяцев со дня выявления неперечисленной суммы налога (п. 4.2 ст. 60 НК).

Статья 46 Налогового кодекса устанавливает принудительный порядок взыскания налога путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках и их электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджет необходимых средств со счетов организации или ИП.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения.

Поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком согласно ст. 855 ГК.

Действие поручения налогового органа может быть приостановлено:

  • по решению налогового органа;
  • при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства налогоплательщика, находящиеся в банках;
  • по решению вышестоящего налогового органа.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных поручений в случаях:

  • изменения срока уплаты;
  • исполнения обязанности по уплате, в т.ч. в связи с произведенным зачетом в счет погашения задолженности по пеням и штрафам;
  • списания задолженности по пеням и штрафам, процентов, признанных безнадежными к взысканию;
  • уменьшения сумм по уточненной декларации;
  • поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика.

Взыскание налога может производиться с расчетных счетов, а при недостаточности средств на них - с валютных счетов налогоплательщика. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика. Расходы на продажи иностранной валюты осуществляются за счет налогоплательщика.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, при взыскании с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней при взыскании с валютных счетов.

При недостаточности средств на счетах налогоплательщика поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета, также налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности - в иностранной валюте.

При недостаточности средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК.

Эти положения применяются и при взыскании налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

  • взыскание налога за счет средств на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств ответственного участника группы;
  • при недостаточности средств на счетах у ответственного участника группы взыскание оставшейся суммы налога производится за счет средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы.

Статья 74.1 "Банковская гарантия" Налогового кодекса вступила в силу с 24.08.2013, как один из способов обеспечения исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, а именно как возможность обеспечения изменения срока уплаты путем предоставления банковской гарантии.

Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  1. должна быть безотзывной и непередаваемой;
  2. срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога;
  3. банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией.

В случае неуплаты налога налоговый орган в течение 5 дней со дня истечения срока об уплате налога налогоплательщиком направляет гаранту требование об уплате денежной суммы, которое подлежит исполнению в течение 5 дней со дня получения им требования.

Наиболее часто банковская гарантия применяется налогоплательщиками при заявлении ими права на возмещение НДС в порядке ст. 176.1 НК. В этом случае банк обязан уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении будет отменено налоговым органом.

Статья 76 "Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей" Налогового кодекса (т.н. "блокировка счетов"), применяется:

  • для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа;
  • для обеспечения исполнения решений по результатам налоговых проверок в соответствии с п. 10 ст. 101 НК;
  • в случае непредставления декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока.

Решение о приостановлении операций принимается руководителем налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа. Данное решение не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций действует только в пределах суммы, указанной в решении; если операции приостановлены в случае непредставления декларации, то сумма, на которую распространяется решение, не устанавливается. Копия решения передается налогоплательщику в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по счету. При наличии решения о приостановлении операций банки не вправе открывать налогоплательщику счета и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Банк обязан сообщить в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены в течение 3 дней после дня получения решения.

Приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа, или за днем, следующим за днем представления декларации.

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка.

В ст. 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" Налогового кодекса приводится ряд обязанностей банков, связанных с налоговым контролем.

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям и предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада, об изменении их реквизитов организации, ИП, физического лица, не являющегося ИП (с 1 июля 2014 г.), о предоставлении или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа и изменении их реквизитов в течение 3 дней со дня соответствующего события.

Справки о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на них, выписки по операциям организаций, ИП в банке, справки об остатках электронных денежных средств и их переводах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов в соответствии со ст. 93.1 НК, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене их приостановления.

Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок. При этом сведения могут быть истребованы как у участников сделки, так и у иных лиц, которые располагают документами (информацией) о ней.

Эти документы в отношении физических лиц, не являющихся ИП, могут быть запрошены только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК.

Вышеперечисленные справки, выписки в отношении организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, могут быть представлены банками также на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Нужно иметь в виду, что с 1 декабря 2011 г. взаимодействие налоговых органов с банками осуществляется в электронной форме в соответствии со специальным регламентом, который определяет процедуры направления в банк:

  • решения налогового органа о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах, операции по которым приостановлены (ст. 16 НК);
  • поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счетов налогоплательщика (ст. 46 НК);
  • запросов налоговых органов о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков, а также направления банком в налоговый орган сведений о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах налогоплательщиков (ст. 86 НК).

Главой 18 Налогового кодекса определены виды нарушений банками налогового законодательства и ответственность за их совершение (ст. ст. 132 - 135.2 НК).

Госдумой намечено рассмотреть законопроект, который введет раздел Налогового кодекса - 5.2, касающийся нового вида налоговых проверок - контроля за исполнением банками обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджет и представлению сведений налоговым органам.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2013)
  3. Чулкова Л. Споры между банками и налоговыми органами // Налоговый вестник. 2014. N 1.
  4. Ситникова Е. Налоговые споры с участием банков: обзор арбитражной практики // Бухгалтерия и банки. 2013. N 6.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Одним из основных направлений налоговой политики определено повышение качества налогового администрирования как инструмента перераспределения налоговой нагрузки при сохранении ее номинального уровня, необходимого для решения поставленной задачи поддержания сбалансированности бюджетной системы. Реализация новой философии контрольной деятельности налоговых органов во многом зависит от информационного обеспечения их аналитической деятельности.

Объективным фактором включения банков в систему налогового контроля является особое положение банков в экономических связях хозяйствующих субъектов страны. Через банковскую систему осуществляются расчетные операции между ними, что делает ее своего рода "кровеносной системой" экономики. При этом все операции, проводимые через банк, благодаря их обязательному отражению в регистрах бухгалтерского учета, принципиально поддаются контролю.

Анализ системы субъектов налоговой системы, направлений их взаимодействия и взаимосвязи, а также российских законодательно-нормативных документов позволяет выделить такое субстанциональное состояние кредитных организаций в налоговой сфере как субъектов, вовлеченных в выполнение налоговыми органами контрольных функций в отношении других налогоплательщиков по обеспечению полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны.

Однако, согласно банковскому законодательству, одна из специфических сторон деятельности кредитных организаций состоит в обязательном соблюдении ими банковской тайны. Неуполномоченное раскрытие финансовой информации, например, лицам, с которыми клиенты имеют коммерческие дела (кредиторам, клиентам), может подвергнуть опасности их финансовое благосостояние. Поэтому банковская тайна - фундаментальное требование любой крепкой банковской системы, в том числе способное стимулировать активное развитие достаточно прибыльной сферы финансовых услуг. В некоторых зарубежных странах банковская тайна имеет глубоко исторические и культурные корни. Наиболее известным примером является развитие банковского бизнеса в Швейцарии как стране с жесткими параметрами банковской тайны.

Банковская тайна - институт гражданского права, защищающий коммерческую тайну банков и их клиентов, насчитывает более 300 лет. Прежде всего это касается сведений относительно состояния счетов клиентов и производимых ими операций, а также иных сведений. События последних лет (саммит G20 в Лондоне в 2009 г., оглашение ОЭСР списков "черных", "серых" и "белых" государств в соответствии с критериями международных стандартов по обмену налоговой информацией (2009 г.), скандал с лихтенштейнским банком LGT и швейцарским UBS) заставили мировое сообщество по-иному оценить действующую концепцию банковской тайны. Более того, Европарламент предложил упразднить институт банковской тайны к 2014 г. Речь, конечно, идет об ответах на запросы налоговых департаментов, в том числе в межстрановом формате.

С учетом ограничений, установленных в законодательстве, в России допускается предоставление банками информации об операциях клиентов по счетам, в том числе по запросу налоговых органов с целью контроля отдельных операций, вероятностно используемых клиентами банков и их контрагентами в схемах уклонения от уплаты налогов. Предоставление такой информации является одной из составляющих отношений налоговых органов и банков в процессе выполнения первыми контрольных функций, направленных на обеспечение полноты поступления налоговых платежей от клиентов банков в бюджетную систему.

Вовлечение банков в сферу налогового контроля на разных этапах развития современной налоговой системы в Российской Федерации отличалось как масштабами, так и процедурно.

В 90-х гг. прошлого века состояние нормативно-правовой базы и практическая деятельность налогового ведомства приводили, в определенной мере, к дискредитации банков, но, с другой стороны, были реакцией на беспредел правонарушений со стороны отдельных кредитных организаций и их клиентов в условиях слабости правовых отношений в банковской и в налоговой сферах.

Рассмотрим данный аспект на примере решения вопроса информирования банками налоговых органов об открытии счетов. Предоставление этой информации является важнейшим условием достижения прозрачности движения финансовых ресурсов. Первоначально, поскольку все рыночные инструменты находились на этапе становления, было введено ограничение по количеству открываемых расчетных счетов и, соответственно, введены достаточно жесткие меры ответственности за его невыполнение.

Организациям разрешалось иметь лишь один расчетный счет. Это вынуждало бизнес, в целях обхода введенного ограничения, создавать новые структуры с юридическим статусом. Так появилась практика регистрации и последующего использования фирм-однодневок.

С введением в действие части первой НК РФ хозяйствующие субъекты получили свободу в определении необходимого им количества банковских счетов. Представление же информации об открытии счета юридическим лицам банками в налоговые органы осталось законодательно определенной обязанностью. Аналогичное положение имеет место и в целом ряде зарубежных стран (Дания, Франция, Греция, Венгрия, Словакия).

Создание электронных баз данных позволило в большинстве развитых стран (Канада, Финляндия, Ирландия, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды, Испания, Великобритания, США, Швеция и др.) не включать в налоговое законодательство специальной процедуры представления банками информации об открытии счетов как по юридическим, так и по физическим лицам. У налоговых органов Франции, Венгрии, Кореи, Норвегии и Испании имеется в распоряжении Централизованный банк данных о банковских счетах.

Многие страны мира имеют также разного рода ограничения на получение банковской информации о счетах по запросу налоговых органов, в т.ч. других государств. Например, в Австрии налоговые органы могут получить информацию о счетах физических лиц только в случаях, если есть уголовное преследование владельца счета, в Бельгии должны быть установлены конкретные элементы мошенничества или его намерения. В Люксембурге у налоговых органов прямого доступа к банковской информации нет. Однако в Канаде, Германии, Австралии, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Италии, Новой Зеландии и некоторых других налоговые органы имеют возможность фактически неограниченного запроса информации о счетах в банках (в рамках установленных в законодательстве условий).

Второй, еще более важной составляющей взаимодействия налоговых органов и кредитных организаций является предоставление банками информации об операциях клиентов-организаций. Раскрытие банковской тайны в налоговых целях должно всегда происходить только с четким осознанием того, что информация используется исключительно в целях, определенных законодательством, поскольку сохранность банковской тайны очень важна для стабильности банковской системы страны. Поэтому условия выполнения обязанности банков по представлению информации об операциях по банковским счетам устанавливается законодательством.

В России в 90-х гг. прошлого века фактически единственным требованием было соответствие затребованной информации задаче налогового контроля, а именно проверке правильности исчисления и полноты уплаты налоговых платежей организаций в бюджет. Это приводило к излишнему движению информации, что вызывало беспокойство бизнеса, ибо нарушался принцип определенности. Также это приводило к возникновению значительных расходов банков по выполнению такого рода запросов.

Принятие части первой НК РФ и произведенные в 2006 г. изменения ее нормативных предписаний существенно упорядочили вопросы соотношения обязанностей банков по налоговому законодательству и требований соблюдения банковской тайны по банковскому праву.

Теперь налогоплательщикам предоставлено больше гарантий. При этом новая философия взаимодействия всех структур власти и хозяйствования привела к тому, что изменения в НК РФ ограничили права налоговых органов как в объеме запрашиваемой у банков информации в отношении хозяйственной деятельности клиентов, так и, тем более, их контрагентов. С одной стороны, нововведения базировались на возросшем качестве налогового администрирования, но одновременно стали и дополнительным стимулом его дальнейшего совершенствования в части контроля за своевременностью и полнотой уплаты налоговых платежей в бюджет. Так, для большей прозрачности работы банков, предотвращения "зависания" налоговых платежей при финансовых кризисах в 2006 г. в НК РФ было внесено положение, устанавливающее обязанность банка по информированию налоговых органов при невозможности исполнения поручений по налоговым платежам в срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете.

Однако, поскольку особое внимание должно уделяться выявлению признаков неправомерных действий налогоплательщиков, важным аспектом должно быть определение и конкретизация видов информации, необходимой для полного и точного установления признаков возможных нарушений налогоплательщиков при осуществлении налоговых платежей через неплатежеспособные банки. Так, в перечень запрашиваемой информации следует включить сведения:

  • о расчетных счетах налогоплательщика и режиме их использования;
  • финансовом положении банка на момент открытия расчетного счета налогоплательщика и предъявления к нему расчетных документов по перечислению налоговых платежей;
  • характере налоговых платежей по неисполненным документам;
  • источниках формирования остатков на расчетном счете налогоплательщика в банке;
  • участниках расчетов, в результате которых формировались записи на расчетном счете налогоплательщика;
  • реальности затрат налогоплательщика при проведении налоговых платежей в неплатежеспособном банке;
  • подлинности представленных документов и полномочиях лиц, их подписавших, и т.д.

В измененных нормах законодательства, регламентирующих порядок истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (налогового агента), запрос осуществляется через налоговый орган по месту учета лица, по которому истребуются документы. Таким образом, принцип определенности налогообложения реализуется в принципах организации налоговой системы как совокупности налоговых органов.

Мотивировочная часть запроса должна обязательно содержать указание мероприятия, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов, а в отношении сделки - сведения, позволяющие идентифицировать ее. В каждом конкретном случае это могут быть достаточно определенные обоснования, однако возможны и общие рекомендации, в частности объяснение причин проверки (например, запрашиваемая информация необходима для оценки реальности совершенных хозяйственных операций или оценки фактического исполнения заключенных договоров на предмет выявления случаев использования проверяемым налогоплательщиком фирм-"однодневок" и др.).

Гарантиям соблюдения тайны банковской информации придается особое значение в зарубежных странах, тем более что важной составляющей является информация об операциях физических лиц. Так, в странах - участницах ОЭСР такие гарантии включают, например, требование об одобрении старшими чиновниками запросов к банкам для получения информации об определенных владельцах счета, наличие судебного или иного формального процесса и, наконец, наложение серьезного денежного и/или уголовного наказания на чиновников, которые неправомерно используют или раскрывают информацию.

Во многих странах владелец счета информируется в случае, когда налоговые органы стремятся получить информацию о состоянии его счета. Кроме того, в странах - участницах ОЭСР установлены строгие процедуры, чтобы защитить информацию от несанкционированного раскрытия в случае, если она единожды была представлена в налоговые органы.

Вместе с тем возможность, объем и порядок запроса налоговыми органами информации о налогоплательщике, в частности, у банков существенно различаются по странам. Более чем в половине стран - участниц ОЭСР налоговые органы могут получить информацию об экономической ситуации, деятельности клиента, которая была получена при определении кредитоспособности. В их числе Австралия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Германия (если налогоплательщик сам отказывается представлять информацию налоговым органам), США, Великобритания и другие.

Тем не менее в достаточно большом количестве стран получение такого рода информации даже по запросу налоговых органов либо невозможно, либо существенно затруднено строгими ограничениями.

В Австрии получение информации возможно только при уголовных расследованиях и в случаях, когда налогоплательщик не возражает против раскрытия его информации.

В Венгрии, Италии возможно получение информации кроме выписок по счетам и информации о ценных бумагах.

В Люксембурге, Нидерландах информация предоставляется лишь в случае подозрений в мошенничестве относительно уплаты налогов.

Не предоставляют информацию банки Швейцарии, Швеции, Испании, Португалии, Бельгии (есть небольшие исключения).

Нередко убедительным мотивом запроса признается только налоговое мошенничество, но не уклонение от налогов (тем более не подозрение на налоговую оптимизацию). Например, Швейцария не оказывает международную правовую помощь, если власти иностранного государства запрашивают информацию, связанную с уклонением от уплаты налогов (tax evasion). Однако, если речь идет о налоговом мошенничестве (tax fraud), такая помощь оказывается, поскольку, в отличие от уклонения от налогов, налоговое мошенничество относится к преступлениям. Уклонением от уплаты налогов признается умышленное либо неумышленное занижение (отсутствие) налогооблагаемой собственности, доходов или прибыли в декларации. Мошенничеством же считается составление поддельных документов (бухгалтерских балансов, счетов-фактур и т.д.) с целью избежания налогообложения.

Однако труднодоступность (полная закрытость) банковской информации, как показал опыт зарубежных стран, стала препятствием для эффективного налогового администрирования и правоприменительной деятельности. В отчетах, выпускаемых Департаментом по наркоконтролю и предупреждению преступности ООН, в последние годы стала признаваться связь между отмыванием денег и уклонением от уплаты налогов. Предполагается, что размер уклонения от уплаты налогов в несколько раз больше, чем общая сумма доходов, полученных преступным путем. Количественно определить объем несоблюдения налогового законодательства, а также отмывания денег, ставших возможными из-за недостаточного доступа к необходимой информации, трудно по той же причине. Но Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) оценивает данную проблему в сотни миллиардов долларов ежегодно

Становление рыночных условий в России также сопровождалось и определением содержания понятия "банковская тайна" в отношении физических лиц. На первоначальном этапе налоговые органы имели достаточно широкий доступ к информации, которой обладали банки. Одним из самых известных фактов была обязательность представления сведений по сделкам, совершаемым физическими лицами, сумма которых превышала в эквиваленте 10 тыс. долл. США. В то время налоговые инспекции фактически выполняли функции контролирующих органов по предотвращению отмывания средств, полученных преступным путем. В настоящее время информация об операциях физических лиц по банковским счетам может быть получена только при запросе прокурора, при открытии уголовного дела, а также Федеральным агентством по финансовому мониторингу, в частности, при превышении суммы операции 600 тыс. руб.

Анализ практики получения налоговыми органами зарубежных стран информации у банков позволяет сделать вывод о важности дальнейшей работы российских фискальных органов по совершенствованию методологии налогового контроля, учитывающей возможное ужесточение ограничений по получению сведений от кредитных организаций.

В международной практике одним из признаков риска несоблюдения налогового законодательства банками и его клиентами в интернациональных границах (например, с привлечением субъектов офшорных зон) выступает существенный рост иностранных активов и обязательств у банков государств - членов ОЭСР. Фактически все государства - члены ОЭСР показывали существенный рост иностранных обязательств на банковских депозитах. Так, исходя из данных Международного валютного фонда, среднегодовой прирост иностранных обязательств по банкам Японии составил 37,5 млн долл., Великобритании - 66,5 млн долл., Италии - 11,8 млн долл. Практически аналогичный уровень роста составили и иностранные активы, содержащиеся в банках ОЭСР в виде депозитов: в Японии - 52,8 млн долл., Великобритании - 66,3 млн долл., Италии - 10,0 млн долл.

Рост иностранных активов и обязательств, содержащихся на депозитах банков, прямо не свидетельствует о несоблюдении налогового законодательства через использование иностранных банков. Однако этот рост продемонстрировал, что количество международных потоков через финансовые учреждения в государствах - членах ОЭСР увеличивается. В результате налоговым органам государств - членов ОЭСР для повышения эффективности налогового администрирования, в большей мере понадобился доступ к информации иностранных банков, чем в прошлом.

Международное мнение относительно доступа к банковской информации в налоговых целях постепенно изменяется, причем в направлении ослабления жестких ограничений, действовавших ранее. Все больше проявляется тенденция к понятию "банковская прозрачность". Экономический кризис предопределил возросшую важность банковской информации не только для борьбы с неналоговой преступной деятельностью и отмыванием денег, но также для борьбы с налоговыми преступлениями и нарушениями. Так, по итогам переговоров США и Швейцарии были определены новые критерии запросов на раскрытие информации для налоговых целей, а именно сумма операции - 250 тыс. шв. франков плюс "body of lies" (совокупность лжи). Последнее означает, например, использование офшорной компании для открытия компании, счета и т.д.

Предпринятые за несколько месяцев меры привели к увеличению объема обмениваемой информации между странами в 2 раза.

Можно констатировать, что экономические процессы в условиях глобализации, вовлечения стран во все более тесные международные связи при усложнении последствий конкуренции обусловливают, с одной стороны, необходимость обмена информацией с целью недопущения нарушений налогового законодательства со стороны отдельных налогоплательщиков и обеспечения национальных интересов, а с другой стороны, четкой регламентации соответствующих процедур, направленных на соблюдение банковской тайны как института рыночной формы хозяйствования.

Читайте также: