Уведомление о результатах проверки пошлины

Обновлено: 16.05.2024

В связи с обращением по вопросу о подтверждении факта уплаты государственной пошлины в электронной форме при обращении в суды Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

На основании пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платежных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платежных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.

В случае подачи указанных документов в виде электронных образов суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников данных документов либо их копий, заверенных в порядке, предусмотренном для заверения соответствующих письменных доказательств (часть 2 статьи 71 ГПК РФ, часть 8статьи 75 АПК РФ, часть 2 статьи 70 КАС РФ). При непредставлении подлинников или копий таких документов в указанный судом разумный срок исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба (представление) могут быть оставлены без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

В частности, согласно части 2 статьи 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.

Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

В абзаце первом пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1602-О-О отмечено, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Кодекса непосредственно не устанавливают каких-либо требований к оформлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

В силу пункта 4.6 главы 4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П, исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

Таким образом, полагаем, что приложенное платежное поручение, подтверждающее осуществление операции с использованием электронного средства платежа, является доказательством факта уплаты государственной пошлины при обращении в суд.

Но, учитывая положения части 2 статьи 71 ГПК РФ, суд может потребовать представления подлинника платежного документа об уплате государственной пошлины.

В этом случае в силу абзаца второго пункта 3 статьи 333.18 Кодекса необходимо обратиться в банк, осуществивший перевод денежных средств с банковского счета на счет соответствующего территориального органа Федерального казначейства, за подтверждением уплаты государственной пошлины.

При подаче заявки на изобретение необходимо уплатить патентную пошлину за регистрацию заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы, а также при желании заявитель может сразу уплатить пошлину за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу, с направлением соответствующего ходатайства о проведении экспертизы по существу. Однако, пошлина за подачу заявки может быть оплачена после подачи заявки. В таком случае из ведомства последует запрос о необходимости уплатить патентную пошлину за подачу заявки, на оплату которой ведомство даёт срок в два месяца, и без оплаты которой рассмотрение формальной экспертизы так и не начнётся. После своевременной оплаты пошлин за подачу заявки (и при соблюдении всех формальных требований) ведомством будет направлено уведомление о положительном результате формальной экспертизы.

Если заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, то согласно ст. 1384 ГК РФ федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю запрос с предложением в течение трёх месяцев со дня направления запроса устранить имеющиеся в заявке недостатки и предоставить исправленные или недостающие документы. При своевременном предоставлении ответа на запрос формальной экспертизы и исправлении ошибок ведомство выносит решение о положительном результате формальной экспертизы, в котором также указывает было ли подано ходатайство о переходе заявки на стадию экспертизы по существу, и в случае отсутствия подачи ходатайства согласно ст. 1386 ГК РФ устанавливается срок размером в 3 года с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для подачи такого ходатайства. Указанный срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца по ходатайству заявителя, поданному до истечения трех лет с даты подачи заявки на изобретение, при условии представления вместе с таким ходатайством документа, подтверждающего уплату патентной пошлины за указанное продление срока в установленном размере.

В случае своевременной подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу и оплаты пошлин за проведение экспертизы по существу, по желанию заявителя представляется документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере.

Если ходатайство о проведении экспертизы заявки по существу в установленный срок не подано ни заявителем, ни третьим лицом, заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется. Несмотря на это в соответствии со ст. 1389 пропущенный заявителем срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть восстановлен указанным федеральным органом исполнительной власти при условии, что заявитель укажет уважительные причины, по которым не был соблюдён срок. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть подано заявителем в течение 12 месяцев со дня истечения установленного срока. Ходатайство подаётся в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности одновременно с ходатайством о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и уплатой соответствующей пошлины.

После подачи данного ходатайства и уплаты соответствующих пошлин ведомство направляет уведомление о рассмотрении ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу. Это означает, что эксперты ведомства приступают к проверке соответствия заявленного изобретения требованиям и условиям патентоспособности, достаточности раскрытия сущности заявленного изобретения. В процессе экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы или принятие решения о выдаче патента на изобретение невозможно. В этом случае дополнительные материалы без изменения заявки по существу должны быть представлены в течение трёх месяцев со дня направления запроса согласно п.6 ст. 1386 ГК РФ. Данный срок можно продлить, но не более чем на 10 месяцев с подачей соответствующего ходатайства о продлении, в котором указывается срок продления (от 1 месяца до 10 месяцев) и при уплате установленной пошлины. Если же заявитель не представит запрашиваемые материалы в установленный трёхмесячный срок или не подаст ходатайство о продлении этого срока, то заявка признаётся отозванной.

Также хочется обратить внимание заявителя, что и на стадии формальной экспертизы в случае получения запроса тоже возможно продлить срок ответа, но не более чем на 10 месяцев, и в случае отсутствия ответа на запрос в установленный срок заявка будет признана отозванной. Однако согласно ранее упомянутой ст. 1389 пропущенный заявителем срок предоставления документов или дополнительных материалов может быть восстановлен федеральным органом исполнительной власти при условии, что заявитель укажет уважительные причины, по которым не был соблюдён срок, и подаст ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем в течение 12 месяцев со дня истечения установленного срока. Ходатайство о восстановлении срока подаётся в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности одновременно с документами или дополнительными материалами в ответ на запрос.

Если в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение соответствует условиям патентоспособности и сущность заявленного изобретения раскрыта с полнотой, достаточной для осуществления изобретения, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о выдаче патента на изобретение и направляет его заявителю, который в свою очередь должен в течение 2 месяцев осуществить уплату соответствующих патентных пошлин. В случае отсутствия уплаты пошлин в установленный срок заявителю даётся возможность уплатить пошлины за регистрацию патента в дополнительный срок, составляющий 12 месяцев при условии уплаты пошлины до истечения первых 6 месяцев в размере, увеличенном на 50 процентов, а по истечении 6 месяцев, но не позже 12 месяцев - в размере, увеличенном на 100 процентов. Если уплата пошлин не произведена в установленный срок и в установленном размере, заявка на изобретение признается отозванной. При условии уплаты соответствующей патентной пошлины осуществляется государственная регистрация изобретения и выдача патента.

На основании вышеизложенного хочется сделать вывод о том, что крайние сроки при рассмотрении заявки на изобретение в Российской Федерации лучше не нарушать во избежание затягивания делопроизводства и переплат по пошлинам. Однако если по чрезвычайным обстоятельствам заявителем был пропущен крайний срок, то отчаиваться не стоит, возможно, заявка будет восстановлена, если заявитель не слишком запустил сроки.

Читайте также: