Почему налоговые льготы неэффективны

Обновлено: 28.06.2024

ТАСС, 5 марта. Введение новых налоговых льгот на имущество для семей с детьми окажет незначительное влияние на бюджеты регионов, но помогут многодетным семьям. Об этом ТАСС рассказали в региональных правительствах.

В ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил увеличить федеральную льготу на налог на недвижимое имущество для многодетных семей, дополнительно освободить от налога по 5 кв. м в квартире и по 7 кв. м в доме на каждого ребенка. Он также предложил освободить многодетные семьи от налога на земельные участки. По оценке вице-премьера, министра финансов России Антона Силуанова, выпадающие доходы бюджетов регионов от введения этих льгот могут составить порядка 5-7 млрд рублей.

Потеряют немного

Правительства регионов, опрошенные ТАСС, оценивают потери своих бюджетов от новых льгот как незначительные. "По предварительной оценке, сумма выпадающих доходов для бюджета составит порядка 5-6 млн рублей при предоставлении указанных льгот. Нельзя сказать, что такой показатель критичен, так как он не превысит 1% годового поступления доходов по данным налогам", - рассказала ТАСС министр финансов Карелии Елена Антошина.

Ипотека, демография, борьба с раком.

В Саратовской области, Краснодарском, Ставропольском и Пермском краях выпадающие доходы оценили также не более чем в 1%. "Эти доходы полностью зачисляются в муниципальные бюджеты. В структуре доходов местных бюджетов доля выпадающих доходов от введения налоговых льгот многодетных семей составит не более 0,07%", - пояснил ТАСС представитель пермского минфина.

В Севастополе сумма выпадающих доходов при введении льготы при налогообложении земельных участков может составить 340 тыс. рублей. "Относительно небольшая сумма выпадающих доходов объясняется невысокими ставками земельного налога по данным категориям земельных участков в городе Севастополе", - сказал представитель департамента труда и социальной защиты населения Севастополя, уточнив, что налог на имущество физических лиц в городе не введен.

Комитет финансов Санкт-Петербурга проведет оценку выпадающих доходов бюджета после того, как будут сформулированы соответствующие нормы налогового законодательства. Однако в пресс-службе ведомства ТАСС отметили, что сейчас в городе действует льгота по земельному налогу, по ней многодетные семьи освобождаются от уплаты налога в отношении одного земельного участка на территории города без ограничения по размеру участка. "Объем выпадающих доходов бюджета города в связи с предоставлением этой льготы оценивается в сумме менее 2 млн рублей в год", - уточнила представитель пресс-службы.

Источники замещения

Несмотря на незначительные, по оценкам, объемы выпадающих доходов от новых льгот регионы уже знают, как будут их компенсировать. Как отмечают в минфине Пермского края, потери планируется заместить за счет дополнительных поступлений от перехода к налогообложению имущества от кадастровой стоимости, в первую очередь по дорогостоящей коммерческой недвижимости и элитному жилью. В Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Петербурге в связи с возможными выпадающими доходами планируется усилить работу по собираемости налогов.

В свою очередь в Карелии рассчитывают на федеральную поддержку в этой сфере. "Предоставление льгот по налогу на имущество создаст дополнительную нагрузку на консолидированный бюджет республики. В то же время изменение законодательства, предусматривающего увеличение объема расходных обязательств или снижение доходов, осуществляется при условии определения источников финансового обеспечения. Это работа по наращиванию налогового потенциала, а также параллельная работа с федеральными органами власти по механизмам компенсации недополученных средств", - отметила министр финансов Карелии Елена Антошина.

В Севастополе введение мер поддержки многодетных семей за счет имущественных налогов и вовсе не потребует перераспределения или сокращения бюджетного финансирования, сообщили в департаменте труда и социальной защиты населения города.

Льготы помогут семьям

Опрошенные ТАСС эксперты сходятся во мнении, что новые льготы помогут улучшить благополучие многодетных семей в регионах. Установление налоговых льгот по налогу на имущество станет дополнительной мерой финансовой поддержки многодетных семей, которая будет способствовать улучшению материального положения таких семей в республике, уверены в Минфине Карелии.

В министерстве финансов Амурской области считают, что принятие решения по указанным льготам на федеральном уровне обеспечит равные условия для всех многодетных семей, как на территории области, так и в РФ в целом.

"К сожалению, показатель рождаемости в Приамурье ниже, чем во многих регионах страны. Необходимы меры по исправлению демографической ситуации, и в первую очередь направленные на повышение благосостояния граждан. Одна из них - это снижение налоговой нагрузки на многодетные семьи", - отметил депутат законодательного собрания Амурской области Александр Сучков.

По мнению председателя комитета законодательного собрания Приморского края по соцполитике Игоря Чемериса, любая мера поддержки многодетных семей в Приморье и вообще на Дальнем востоке, выполняет дополнительную роль в решении проблемы миграции населения из федерального округа.

"Мы уже приняли за последние полгода комплекс мер по помощи многодетным семьям, это, например, дополнительные выплаты за рождение детей и субсидии на покупку автомобиля. Но в этом вопросе не надо останавливаться, так как подобные меры, в первую очередь, повышают качество жизни конкретных людей. А это, в свою очередь, позволяет им оставаться в Приморье и улучшать демографическую ситуацию", - сказал депутат.

В Якутии в условиях снижения уровня рождаемости внедрение налоговых льгот для семей с детьми крайне необходимо, считает председатель комитета по делам семьи и детства парламента республики Алена Атласова. По ее мнению, список налоговых льгот для многодетных семей стоит расширить. "В частности, возможно введение налоговых льгот для многодетных семей в отношении транспортного, имущественного налогов. Мы приступили к изучению этого вопроса", - сказала собеседница агентства.


В данной статье рассмотрен вопрос налоговых рисков государства, конкретизированы определения налоговой льготы и налогового риска, установлена взаимосвязь. Автор делает вывод о том, что в условиях существующей системы предоставления налоговых льгот в РФ, государство рискует установить тенденцию увеличения налоговых расходов, связанных с ростом выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая система РФ, налоговые риски государства

В условиях высоких темпов развития экономики, отраслей экономической деятельности, а также схем по оптимизации налогообложения, количество налоговых рисков государства с каждым годом увеличивается. Одними из ключевых налоговых рисков государства является применение налоговых льгот налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговые льготы в Налоговом Кодексе РФ не закреплены в качестве основного элемента налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, данный термин стоит рассматривать как потенциальный элемент установления налога.

В научной литературе в большинстве случае авторы рассматривают налоговые риски, связанные с осуществлением деятельности организации. Но последнее время все чаще обращают внимание на налоговые риски государства в связи с тем, что налогоплательщики стали хитрее и все больше используют всевозможные схемы ухода от налогообложения в виду наличия неточностей в налоговом законодательстве. Данная тема исследована такими авторами как Пугачев А. А., Айтхожина Г. С., Ежова Е. А., Демчук И. Н., Чекулаева Е. Н., Ахметова Н. О., Баруллин С. В. и другими.

Налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и страховых взносов являются основной статьей расходов бюджета государства в качестве выпадающих доходов.

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине

в том числе: Освобождение от налогообложения

в том числе: Пониженные ставки налога

Стандартные освобождения от уплаты НДС

Налоговые расходы по налогу на прибыль в 2015–2021 гг., млн. рублей

Итого налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством

Пониженные ставки налога

Изъятия, освобождения и вычеты

Налоговые расходы по налогу на имущество организаций в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налог на имущество организаций

Освобождение от налогообложения

В рамках анализа динамики налоговых расходов бюджета РФ наблюдается стабильное увеличение государственных расходов от применения налогоплательщиками налоговых льгот. В связи с этим, стоит обратить особое внимание на регулирование данной сферы налоговой политики, так как такие потери не всегда являются оправданными для государства.

Рост выпадающих доходов бюджета от применения налоговых льгот является непосредственно результатом действий государства, которые предоставляют возможность налогоплательщикам легально уменьшать свои налоговые обязательства.

Что касается определения налогового риска государства, то следует отметить, что в официальных законах, а также нормативно-правовых актах данный термин не регламентирован. Автор делает вывод о том, что налоговый риск государства — это возможность вероятных потерь государства от наступления тех или иных событий, связанных с незаконными уменьшениями налогоплательщиками своих налоговых обязательств вследствие несовершенного налогового законодательства.

Пугачев А. А. в своем труде выделяет следующие налоговые риски государства от применения налоговых льгот:

— Риск злоупотребления налоговыми льготами [3].Данный риск заключается в необоснованном применении налогоплательщиками налоговых льгот в целях минимизации своих налоговых обязательств. Такой риск возникает вследствие применения налоговых льгот налогоплательщиками, которые не соответствуют критериям возможного использования налоговой льготы, при этом создают фиктивные документы для подтверждения прав на льготу. Также налогоплательщики могут использовать налоговые льготы повторно, при условии возможности только однократного использования.

— Риск неэффективности налоговых льгот [3]. Предоставление возможности применения налоговых льгот налогоплательщикам для государства это определенные потери государственного бюджета, но данные меры создаются в целях стимулирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу с целью увеличения налоговой базы на плановый период. Данные меры являются рисковыми для государства, так как в одном случае налоговые льготы смогут реально оказать положительное влияние на развитие бизнеса на начальном этапе и в будущем принесут больший объем поступлений в бюджет, с другой стороны, не всегда даже при достойной поддержке государства налогоплательщик способен правильно применить введенные льготы и увеличить объемы производства и привлечь инвестиционный капитал. Неэффективность от введения государством налоговых льгот проявляется в отсутствии притока инвестиционного капитала, недостаточном информировании налогоплательщиков о целях и финансовых результатах, которые они получат от использования вводимых послаблений, неверном определении нуждающихся в налоговых льготах сфер экономики.

Эффективное управление налоговыми рисками государства позволит обеспечить наиболее точное планирование и прогнозирование налоговых доходов бюджета страны и правильного направления реализации налоговой политики, совершенствовании законодательства в предоставлении или отказа от существующих налоговых льготных условий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство, как и любой другой хозяйствующих субъект, имеет налоговые риски, связанные с какими-либо неблагоприятными исходами. Основная задача государства, в условиях действующей системы, состоит в пресечении использования нелегальных схем применения, а также недопущении возможности существования неэффективных налоговых льгот в целях уменьшения расходов бюджета в виде выпадающих доходов от применения налоговых льгот.

Основные термины (генерируются автоматически): льгота, налоговая риска государства, государство, налоговая льгота, риск, ввозная пошлина, инвестиционный капитал, налоговая база, налоговая политика, налоговый риск.

Государственная власть производит финансирование собственных нужд через систему налогообложения, которая представляет собой установление и взимание обязательных безвозмездных платежей с населения и предпринимательства.

Основным инструментом взаимодействия между субъектами налогового права выступают налоги и сборы. По своей экономической сути они представляют выплаты налогоплательщиков через налоговых агентов в пользу государства. Однако, разница между ними заключается в том, что сбор в отличие от налога дает плательщику определенные преференции. Налог представляет собой обязательство.

Налоговая система страны являет собой совокупность всех процессов, относящихся к налогообложению.

Через применение налогов и сборов, а так же через гибкое изменение законодательства, государство может влиять на определенные процессы экономики. Предоставление налоговых льгот является одним из инструментов стимулирования и контроля за развитием определенных хозяйственных видов деятельности.

Особое преимущество плательщика перед другими плательщиками в части налоговых выплат называется налоговой льготой.

Важно понимать, что налоги не подразумевают применение льгот. Они направлены на формирование достаточности государственного бюджета. Льготы приводят к финансовым потерям бюджета. Основной функцией налоговых преимуществ является стимулирование определенных экономических процессов. Получается, что льготы снижают доходность бюджета в текущем временном отрезке. Однако, при выполнении своей функции, они могут повысить его финансирование в долгосрочном будущем.

Основными признаками льгот являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Законность и обоснованность их применения. Плательщик должен подтвердить свое право на пользование льготами.
  • Отсутствие дискриминационного подхода в предоставление льгот.
  • Ликвидация индивидуального подхода при назначении налоговых преимуществ.

Разработка и внедрение новых видов льгот должно отвечать вышеперечисленным признакам, тогда эффективность от их действия будет выше.

Формы и способы применения налоговых льгот

Плательщик имеет право пользоваться налоговыми льготами. Он может приостановить применение налоговых преимуществ на определенный период времени. Полная отмена льгот возможна только при изменении законодательства, согласно постановлению Конституционного суда РФ, а так же по добровольному отказу самого плательщика.

Льготы могут подразделяться относительно областей и объектов применения. Так выделяют преимущества предоставляемые гражданам, а так же юридическим лицам, являющимся резидентами. Льготы могут иметь экономический или социальный характер, в зависимости от целей их применения. Отдельно выделяют льготы для стимулирования процессов во внешнеэкономической деятельности страны.

Для отечественной практики характерно применение следующих форм налоговых льгот:

  1. Изъятие части объекта налогообложения из общей суммы уплаты. Оно может применяться относительно имущества и финансового результата деятельности. Необлагаемый минимум формируется благодаря изъятию.
  2. Скидки снижают базу налогового исчисления. Например, для организаций, занимающихся общественно значимой деятельностью, предоставляется уменьшение уплаты налога с прибыли. Скидки могут быть лимитированными и общими.
  3. Налоговое освобождение является льготой, уменьшающей ставку или окладную сумму. Сюда так же относят рассрочку, отсрочку, налоговый кредит и налоговую амнистию. Первые три вида льгот имеют схожую природу, они дают срок на выплату налога, первые два на шесть месяцев, а кредит на год. Налоговая амнистия может способствовать возврату всей или части суммы ранее произведенной выплаты.

Налоговые льготы являются инструментом налоговой политики. В зависимости от экономических целей, производится предоставление налоговых преимуществ определенным категориям граждан или предпринимателей.

Проблемы налоговых льгот

Если на Западе механизм налоговых льгот достаточно проработан и является гибким инструментом реагирования на изменения в экономике, то в России все обстоит иначе. Налоговые преимущества дают возможность снизить налоговое бремя на плательщиков, однако, не выполняют своих прямых функций. Рассмотрим причины данного процесса.

В законодательстве России приведен большой перечень льгот. При этом они могут назначаться региональными и муниципальными органами управления. Все это приводит к неясностям в определении полного перечня преимуществ, относящихся к определенному налогу.

Отсутствие упорядоченности выражается в широком списке граждан и предпринимателей, имеющих право на льготы. Возникает непонимание разделения причин и оснований для применения льгот. Такая ситуация усложняет налоговые институты, кроме того, влияет на снижение дохода и сложности определения источников потерь.

Возникают ситуации, когда льготы применяются не целевым образом. То есть, они предоставляются тем, кто в них не нуждается. Изменения в законодательстве полностью не решили этой проблемы. До сих пор пользуются спросом услуги налоговых консультантов, помогающих легально снизить налоговые выплаты, путем использования налоговых льгот.

Неэффективность льгот выражается в низкой функции стимулирования плательщиков. Например, уменьшение выплаты налога на доходы физических лиц не соизмеримо всей суммы выплат, производимых плательщиком за год. Поэтому данный вид льгот не выполняет своей основной функции в силу незаинтересованности граждан.

Особо стоит выделить эффективность социальных льгот, которые по данным статистики попадают лишь к 20% малообеспеченных людей. В итоге не выполняется функция по выравниванию социального положения граждан. Дифференциация доходов населения настолько различается, что ее показатели равны показателям бедных стран.

Стимулирование определенных отраслей народного хозяйства через механизм налоговых льгот приводит к подавлению других сфер деятельности. Здесь государству необходим объективный подход к назначению льгот.


В данной статье рассмотрен вопрос налоговых рисков государства, конкретизированы определения налоговой льготы и налогового риска, установлена взаимосвязь. Автор делает вывод о том, что в условиях существующей системы предоставления налоговых льгот в РФ, государство рискует установить тенденцию увеличения налоговых расходов, связанных с ростом выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая система РФ, налоговые риски государства

В условиях высоких темпов развития экономики, отраслей экономической деятельности, а также схем по оптимизации налогообложения, количество налоговых рисков государства с каждым годом увеличивается. Одними из ключевых налоговых рисков государства является применение налоговых льгот налогоплательщиками. Несмотря на то, что налоговые льготы в Налоговом Кодексе РФ не закреплены в качестве основного элемента налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговым периодом, порядком исчисления и сроками уплаты, данный термин стоит рассматривать как потенциальный элемент установления налога.

В научной литературе в большинстве случае авторы рассматривают налоговые риски, связанные с осуществлением деятельности организации. Но последнее время все чаще обращают внимание на налоговые риски государства в связи с тем, что налогоплательщики стали хитрее и все больше используют всевозможные схемы ухода от налогообложения в виду наличия неточностей в налоговом законодательстве. Данная тема исследована такими авторами как Пугачев А. А., Айтхожина Г. С., Ежова Е. А., Демчук И. Н., Чекулаева Е. Н., Ахметова Н. О., Баруллин С. В. и другими.

Налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и страховых взносов являются основной статьей расходов бюджета государства в качестве выпадающих доходов.

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налоговые расходы по НДС и ввозной пошлине

в том числе: Освобождение от налогообложения

в том числе: Пониженные ставки налога

Стандартные освобождения от уплаты НДС

Налоговые расходы по налогу на прибыль в 2015–2021 гг., млн. рублей

Итого налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, по льготам, устанавливаемым федеральным законодательством

Пониженные ставки налога

Изъятия, освобождения и вычеты

Налоговые расходы по налогу на имущество организаций в 2015–2021 гг., млн. рублей

Налог на имущество организаций

Освобождение от налогообложения

В рамках анализа динамики налоговых расходов бюджета РФ наблюдается стабильное увеличение государственных расходов от применения налогоплательщиками налоговых льгот. В связи с этим, стоит обратить особое внимание на регулирование данной сферы налоговой политики, так как такие потери не всегда являются оправданными для государства.

Рост выпадающих доходов бюджета от применения налоговых льгот является непосредственно результатом действий государства, которые предоставляют возможность налогоплательщикам легально уменьшать свои налоговые обязательства.

Что касается определения налогового риска государства, то следует отметить, что в официальных законах, а также нормативно-правовых актах данный термин не регламентирован. Автор делает вывод о том, что налоговый риск государства — это возможность вероятных потерь государства от наступления тех или иных событий, связанных с незаконными уменьшениями налогоплательщиками своих налоговых обязательств вследствие несовершенного налогового законодательства.

Пугачев А. А. в своем труде выделяет следующие налоговые риски государства от применения налоговых льгот:

— Риск злоупотребления налоговыми льготами [3].Данный риск заключается в необоснованном применении налогоплательщиками налоговых льгот в целях минимизации своих налоговых обязательств. Такой риск возникает вследствие применения налоговых льгот налогоплательщиками, которые не соответствуют критериям возможного использования налоговой льготы, при этом создают фиктивные документы для подтверждения прав на льготу. Также налогоплательщики могут использовать налоговые льготы повторно, при условии возможности только однократного использования.

— Риск неэффективности налоговых льгот [3]. Предоставление возможности применения налоговых льгот налогоплательщикам для государства это определенные потери государственного бюджета, но данные меры создаются в целях стимулирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу с целью увеличения налоговой базы на плановый период. Данные меры являются рисковыми для государства, так как в одном случае налоговые льготы смогут реально оказать положительное влияние на развитие бизнеса на начальном этапе и в будущем принесут больший объем поступлений в бюджет, с другой стороны, не всегда даже при достойной поддержке государства налогоплательщик способен правильно применить введенные льготы и увеличить объемы производства и привлечь инвестиционный капитал. Неэффективность от введения государством налоговых льгот проявляется в отсутствии притока инвестиционного капитала, недостаточном информировании налогоплательщиков о целях и финансовых результатах, которые они получат от использования вводимых послаблений, неверном определении нуждающихся в налоговых льготах сфер экономики.

Эффективное управление налоговыми рисками государства позволит обеспечить наиболее точное планирование и прогнозирование налоговых доходов бюджета страны и правильного направления реализации налоговой политики, совершенствовании законодательства в предоставлении или отказа от существующих налоговых льготных условий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство, как и любой другой хозяйствующих субъект, имеет налоговые риски, связанные с какими-либо неблагоприятными исходами. Основная задача государства, в условиях действующей системы, состоит в пресечении использования нелегальных схем применения, а также недопущении возможности существования неэффективных налоговых льгот в целях уменьшения расходов бюджета в виде выпадающих доходов от применения налоговых льгот.

Основные термины (генерируются автоматически): льгота, налоговая риска государства, государство, налоговая льгота, риск, ввозная пошлина, инвестиционный капитал, налоговая база, налоговая политика, налоговый риск.

Читайте также: