Прямой налог в пользу англосаксонского короля

Обновлено: 28.06.2024

Формирование феодального общества В Англии происходило более замедленными темпами нежели на континенте, это было обусловлено сохранением родоплеменных отношений и достаточно сильными скандинавскими традициями. Среди населения выделяются:
родоплеменная знать (эрлы),
свободные общинники (кэрлы),
полусвободные (лэты)
домашние слуги-рабы.

Вложенные файлы: 1 файл

игпзс.docx

Актуальность и Значимость: Определяется исторической значимости развития Английской государственности, важности такого нормативно правового акта как Великая Хартия Вольностей

Объект: Общественные отношения, формирующиеся при создании Английской государственности.

Предмет: Нормативно правовые акты, в том числе Великая Хартия вольностей, а так же само Англосаксонское государство.

Цели: Рассмотреть Английское государство и Великую хартию вольностей как первый конституционный акт.

Методы: формально-юридический метод, исторический метод и общефилософские методы: анализ, синтез.

Структурные составляющие: Ведение, 3 Главы, Заключение, Список используемой литературы.

Глава 1. Англосаксонское государство

Формирование феодального общества В Англии происходило более замедленными темпами нежели на континенте, это было обусловлено сохранением родоплеменных отношений и достаточно сильными скандинавскими традициями. Среди населения выделяются:

родоплеменная знать (эрлы),

свободные общинники (кэрлы),

Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда. Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для эрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства — за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек).

К XI в. определились поземельные службы, как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т. п. Постепенно таны образуют военное сословие.

Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства — как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество.

Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным.

Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях.

Английская церковь была крупным землевладельцем — ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей.

В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны ("область датского права").

Глава 2. Нормандское завоевание и его последствия. Особенности сеньориальной монархии

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор — совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды — частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.

Все феодалы разделились на две основные категории: непосредственных вассалов короны, в качестве которых обычно выступали крупные землевладельцы (графы, бароны), и вассалов второй ступени (подвассалов), состоящих из массы средних и мелких землевладельцев. Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.

Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев. послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

Свободное крестьянское население в XI—XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов. С одной стороны, королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов. С другой — развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов. Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (рыцарского, городского, крестьянского) способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.

Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.

Глава 3. Централизация государственной власти. Реформы ГенрихаII

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154—1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, не связанных с сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:

1) приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции (усовершенствование форм процесса, создание конкурирующей с традиционными и Средневековыми судами системы королевского разъездного правосудия и постоянно действующих центральных судов).

2) реформирование армии на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества.

3) установление новых видов налогового обложения населения.

Укрепление судебных, военных и финансовых полномочий короны было оформлено целой серией королевских указов — Великой, Кларендонской (1166 год), Нортгемптонской (1176 год) ассизами, ассизой "О вооружении" (1181 год) и др.

При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. Типичная для раннего средневековья практика разъездного управления приняла в Англии более постоянный и упорядоченный характер. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов — выездных сессий королевских судей. Если в 1166 году были назначены только два судьи для объезда графств, то в 1176 году были организованы шесть объездных округов и число разъездных судей увеличилось до двух-трех десятков. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Этим же приказом судьи наделялись чрезвычайными полномочиями (не только судебными, но и административными, финансовыми). В ходе судебного объезда разбирались все иски, подсудные короне, производились аресты преступников, расследовались злоупотребления местных чиновников.

Одновременно упорядочивалась система королевских приказов и узаконивалась специальная процедура для расследования дел по земельным спорам и правонарушениям. Такая процедура была дарована всем свободным как "привилегия" и "благодеяние", применяемые только в королевских судах. Для начала этой процедуры нужно было купить специальное распоряжение королевской канцелярии — приказ о праве (writ of right), без которого не мог быть возбужден гражданский или уголовный иск в королевских судах.
Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

В связи с введением усовершенствованных судебных процедур с середины XII в. происходит упорядочение структуры и компетенции высшего органа центрального управления — королевской курии. В процессе специализации функций и выделения в составе курии ряда отдельных ведомств окончательно сформировались канцелярия во главе с канцлером, центральный ("личный") суд короля и казначейство. В составе "личного" королевского суда, куда с 1175 года назначаются постоянные духовные и светские судьи и который обретает постоянную резиденцию в Вестминстере, постепенно выделяется Суд общих тяжб. Этот суд мог заседать без участия короля и не должен был следовать за ним при его переездах. Деятельность Суда общих тяжб сыграла решающую роль в создании "общего права" Англии.

При Генрихе I в Нормандии был заключен конкордат с папой, согласно которому, как и позднее в Германии, духовная инвеститура каноников перешла к папе, а светская осталась у короля.

Генрих II, пытаясь усилить влияние короны на местную церковь, издал в 1164 году Кларендонские конституции. По ним король признавался верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Все- споры по поводу церковных назначений должны были решаться в королевском суде. Королевская юрисдикция устанавливалась и в отношении расследований о церковной собственности, по искам о долгах, при вынесении и исполнении приговоров в отношении клириков, обвиненных в тяжких преступлениях. Без согласия короля никто из его вассалов и чиновников не мог быть отлучен от церкви. Были подтверждены принципы светской инвеституры короля и возможность его вмешательства в выборы церковью высших духовных иерархов. Однако под сильным давлением папы и местного духовенства король вынужден был отказаться от ряда положений этих конституций.

После нормандского завоевания структура местного управления не изменилась. Сохранилось деление страны на сотни и графства. Представителями королевской администрации в графствах стали шерифы, в сотнях — их помощники, бейлифы. Шериф обладал высшей военной, финансовой и полицейской властью на территории графства, был основным исполнителем приказов королевской канцелярии.

Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный — феодал, крестьянин, городской житель — должен был иметь вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско тем не менее содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.

Прежде всего была узаконена замена личной воинской повинности уплатой "щитовых денег", которые стали взимать не только с феодалов, но даже с несвободных. Эта мера открывала возможность для короля содержать наемное рыцарское ополчение. Помимо практики взимания "щитовых денег" с феодалов и прямого налога (тальи) с городов постепенно утвердился налог.

Глава 4. Великая Хартия Вольностей 1215 год

Полный текст Великой хартии насчитывает 63 статьи, расположенные без определенной системы. Однако все статьи можно разделить на три основные группы:

1. Статьи, касающиеся материальных интересов различных социальных групп населения (ст.1,2,9,13,15,18).

2. Статьи, реформирующие государственный механизм английского королевства, так называемые "конституционные" статьи (ст.12, 14,61).


2. Сеньориальная монархия (IX-XII вв.) - Нормандская династия (Вильгельм I)
Нормандское завоевание 1066 года привело к окончательному утверждению феодализма в Англии и созданию централизованного государства с сильной королевской властью. Утвердился принцип, согласно которому феодалы всех рангов стали вассалами короля, обязанными ему военной службой и другими повинностями.

3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв) - ПЛАНТАГЕНЕТЫ (Генрих II), ЛАНКАСТЕРЫ И ЙОРКИ
Создание в Англии во второй половине XIII веке сословно-представительного учреждения (парламента) повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительство.

Население.
Делилось на феодалов (глафорды, родовая знать (эрлы), служилая знать (королевские дружинники - тэны), церковная знать), крестьянство (свободные кэрлы, лично свободные сокмены и лично зависимые вилланы), горожан и рабов.

*Глафордат - индивидуальное покровительство. Раннефеодальная система предполагала, что каждый человек должен был иметь глафорда (лорда), чья власть распространялась и на личность, и на имущество. Запрещался самовольный уход от своего господина. Служилая знать из королевских дружинников (тэнов) получала за службу земельные участки. Из обедневших кэрлов формировалась зависимое крестьянство, из военнопленных - рабы.

Система управления.
Родоплеменные органы постепенно превращались в государственные. Король - выборный военный предводитель, он имел право высшего суда. В IX-X веках происходит укрепление королевской власти - король приобретает монопольное право чеканки монеты, введения пошлин, взимания натуральных поставок от всего населения, осуществляет вмешательство во внутриобщинные отношения и в споры между феодалами. Существовал и прямой налог в пользу короля - датские деньги, за отказ от участия в походе. Королевский двор постепенно становился центром управления страной. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Одновременно концентрация власти в руках отдельных феодалов в ограниченных масштабах и под контролем королевской власти.

Вместо народного собрания - "совет мудрых" (витанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX века в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция витанагемота - вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно ОТСТРАНЯЛА совет знати от решения важных вопросов.

Местное управление.
Основывалось на принципах самоуправления. Территориальная единица - графство, в которое включались сотни (centres). Во главе графства назначаемый королём с согласия знати ЭЛДОРМЕН (руководство вооружёнными силами), и личный представитель короля - ГЕРЕФА (мог быть управляющим определённого округа, город). В VIII-X веках герефе передают полицейские и судебные полномочия, сбор налогов.
Низшей территориальной единицей является сельская община. На собраниях из взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершённые на их территории.

Специфика английской сеньориальной монархии - в централизации через сеньориальные права короны:
-король - верховный собственник земли
-ПРИНЦИП ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА - МОЙ ВАССАЛ
-дробление земельных пожалований (маноров - совокупность земельных владений феодала)
-верховенство королевского суда
-управление указами из Нормандии через канцлера и юстициария

Социальная структура.
Феодалы разделились на две категории - непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и вассалы короля второй ступени (подвассалы - средние и мелкие землевладельцы). Духовенство исполняло вассальные обязанности на тех же условиях, что и светские феодалы (военная повинность и налоги)

Наиболее распространены были вилланы (наследственные держатели земли Лорда). Они находились в поземельной зависимости, несли службы и повинности. Их статус принижался до положения лично несвободных. Треть населения - малоземельные и безземельные бордарии и коттарии. Небольшую часть составляли всё ещё свободные крестьяне - сокмены (приближались к мелким феодалам и аллодистам). Свободные крестьяне (кэрлы) были союзниками королевской власти в борьбе с крупными феодалами. Свободное держание земли (фригольд) способствовало сглаживанию правовых различий между верхушкой свободного крестьянства и мелкого рыцарства.

Основная тенденция данного этапа - централизация. В XI-XII веке централизация держалась на сеньориальных правах английских королей, которые были связующим центром все феодально-иерархической системы. Судебные и фискальные права короны - это одновременно и права высшего сеньора по отношению к вассалам, они регламентировались феодальным обычаем.

Реформы Генриха II (1154-1189):
-новый порядок судопроизводства (разъездные суди (ассиз) - судебная и административная деятельность), суд королевской скамьи (все теперь могут обратиться в Королевскую курию для решения вопросов - важнейший шаг на пути к появлению общего права) и суд общих тяжб
-усиление власти короля над администрацией и духовенством
-замена личной военной повинности уплатой "щитовых денег" (обязаны уплачивать все), наёмная армия.

Начало процесса феодализации

Всемерно содействовала процессу феодализации и церковь. Христианизация англосаксов началась в 597 г. в Кенте и затянулась до кон. 7 в. в силу сильной приверженности населения язычеству. Христианская церковь укрепляла своим авторитетом королевскую власть и группировавшуюся вокруг нее землевладельческую знать. Короли в свою очередь щедро одаривали епископов и монастыри боклендами, подчиняли их власти крестьянское население. Поэтому распространение христианства долго вызывало протест свободного крестьянства.

Эволюция государства у англосаксов

Англосаксонские королевства отличались большой архаичностью. Король выступал в них скорее как племенной вождь, чем как носитель государственности. Большую роль играли органы местного самоуправления — народные собрания округов. Возможно, что в каждом королевстве собирались и общенародные собрания свободных общинников-воинов, но прямые данные об этом отсутствуют. Как уже отмечалось, войско длительное время состояло в основном из ополчения кэрлов.

Однако с развитием феодальных отношений народных собраниях решающая роль переходила к крупным землевладельцам, глафордам и их приказчикам, простые же кэрлы постепенно теряли свое влияние. Одновременно усиливалось значение в этих собраниях и представителей королевской власти в графствах — шерифов, заменивших прежних руководителей собраний из числа родовой знати. Уменьшалась роль кэрлов и в военной организации королевств. По мере укрепления королевской власти растет значение в войске гезитов, отчасти вытеснявших, отчасти поглощавших старую родовую знать — эрлов.

Постепенное превращение племенных королевств в раннефеодальные государства сопровождалось постоянной борьбой между ними за титул верховного короля. В кон. 6 — нач. 7 в. ведущее положение занимал Кент, с сер. 7 в. — Нортумбрия, в 8 в. — Мерсия, с нач. 9 в.— Уэссекс. Король Уэссекса Экберт в 829 г. объединил под своей властью в едином уже раннефеодальном государстве все англосаксонские королевства. Это стало возможным в силу того, что верхушка общества испытывала потребность в усилении центральной власти, чтобы легче преодолевать сопротивление крестьян. С другой стороны, с кон. 8 вначались опустошительные набеги на Англию норманнов. Для борьбы с опасным врагом приходилось объединять усилия всех королевств, и Уэссекс, который менее других подвергался нападениям извне, стал естественным центром сопротивления завоевателям.

Однако объединение страны не спасло ее от датской угрозы. Датчане постепенно захватили для поселения значительную территорию на северо-востоке страны и теснили англосаксов к югу. Их продвижение было приостановлено в правление короля Альфреда Великого (871-899 гг.). Альфред начал укреплять военные силы англосаксов, построил также

С 10 в. появляются уже крупные вотчины (в Англии они назывались минорами), обрабатываемые барщинным трудом феодальнозависимых крестьян. К этому времени завершается и процесс формирования нового господствующего слоя военно-служилой знати, так называемых тэнов, пришедших на смену прежним королевским дружинникам — гезитам. Тэны, как правило, уже были мелкими и средними феодальными землевладельцами, предшественниками будущих рыцарей. Однако наряду с феодальными вотчинами сохранялось еще много свободных общин и даже свободных крестьян-собственников, игравших заметную роль в органах самоуправления и в войске.

Возобновление и конец датских нашествий

В кон. 10 в. датские короли возобновили набеги на Англию ив 1016 г. установили там свою власть. Король Кнут (1016—1035) был одновременно королем Англии, Дании и Норвегии. Стремясь найти опору в лице крупных англосаксонских землевладельцев, он подтверждал многие из присвоенных ими привилегий и прав.

Датское владычество в Англии оказалось непрочным. Используя внутренние раздоры в датском государстве, англосаксы продолжали борьбу с чужеземным гнетом. Вскоре после смерти Кнута его большая держава распалась и на английский престол вступил представитель старой англосаксонской династии Эдуард Исповедник (1042—1066).

Нормандское завоевание

В 1066 г. Англия подверглась нормандскому завоеванию. Герцог Нормандии Вильгельм собрал большое войско из нормандских, северофранцузских и даже итальянских рыцарей, жаждавших добычи и захватов новых земель. Поводом для вторжения послужили претензии Вильгельма на английский престол, якобы завещанный ему умершим незадолго до этого английским королем Эдуардом Исповедником. Папа поддержал притязания герцога.

Завоевание, однако, встретило отпор со стороны как англосаксонской знати, так и слоя свободных крестьян. В ответ на массовые конфискации земли у местного населения в пользу пришельцев-завоевателей произошли крупные народные восстания, возглавленные представителями местной знати. Подавляя их, завоеватели во главе с Вильгельмом опустошили главные области восстания — Йоркскую долину и графство Дарем, которые после этого несколько десятилетий оставались необитаемыми.

Нормандское завоевание способствовало окончательному завершению процесса феодализации Англии. Захватив землю и политическую власть в Англии, завоеватели

Перепись имела две главные цели: во-первых, дать королю сведения о размерах владений и доходов его вассалов, чтобы требовать с них определенной военной службы; во- вторых, король хотел иметь точные сведения для обложения всего населения денежным налогом. Этим потребностям соответствовали и вопросы расследования: сколько земли в каждом графстве находится в королевском домене, сколько у крупных духовных и светских феодалов, каково количество их вассалов.

Свободное крестьянство не исчезло в Англии и после нормандского завоевания, хотя численность его значительно сократилась. Наличие в деревне наряду с зависимыми слоя лично свободных крестьян (фригольдеров) составляло одну из характерных особенностей аграрного развития Англии в средние века.

Развитие городов

В результате усиления политических связей Англии с Нормандией и другими французскими землями окрепли и расширились ее торговые связи. Значительную торговлю с

континентом вел Лондон, а также Саутгемптон, Дувр, Сендвич, Бостон и др. Предметами вывоза наряду с шерстью были свинец, олово, скот. Несколько позже стали вывозить хлеб и кожи. В 12 в. получили значительное распространение ярмарки (Винчестерская, Бостонская, Стэмфордская, в Йорке и др.), которые посещались купцами не только из Фландрии, но и из Италии, Германии и др. стран.

С ростом городов как экономических центров формировалось сословие горожан. Наиболее значительные города Англии были расположены на королевском домене, и их сеньором являлся сам король. Это осложняло борьбу горожан за политическую автономию, так как бороться с таким могущественным сеньором городам было не под силу. Поэтому ни один из английских городов не смог добиться самоуправления типа французской коммуны; английские города вынуждены были довольствоваться лишь отдельными привилегиями и частичным самоуправлением, которые оформлялись королевскими хартиями.

Города покупали также право иметь привилегированную корпорацию горожан (так называемую торговую гильдию), в которую обычно входили не только купцы, но и некоторые ремесленники. В Лондоне, Йорке, Винчестере и др. городах еще в кон. 11 в. появились собственно ремесленные гильдии, которые вступали в борьбу со стоявшей у власти городской верхушкой.

Социально-политическое развитие Англии в кон. 11— 12 в.

С момента нормандского завоевания королевская власть в Англии оказалась сильнее, чем в других странах тогдашней Западной Европы. Это определялось наличием большого королевского домена, отсутствием компактных крупных феодальных владений, особенностями вассальной системы, политической слабостью городов. Враждебность к завоевателям местного населения также побуждала нормандскую верхушку сплачиваться вокруг короля. Используя эту ситуацию, Вильгельм I сразу же создал относительно сильный аппарат центрального управления. Во главе графств были поставлены должностные лица короля — шерифы, ведавшие администрацией, судом, сбором налогов и королевских доходов. Таким образом, нормандское завоевание заметно усилило королевскую власть, политическое единство страны и создало предпосылки для образования в Англии относительно централизованного государства.

Усиление центральной власти продолжалось в Англии и после смерти Вильгельма I . В этом в той или иной степени были заинтересованы все феодалы, даже крупные бароны. У короля были и другие союзники, прежде всего мелкие и средние феодалы — рыцари как нормандского, так и англосаксонского происхождения. Этот слой феодалов видел в короле защиту не только от крестьянских движений, но и от посягательств на их земли и доходы со стороны крупных феодалов. Поддерживала королевскую власть и церковь, превратившаяся благодаря щедрым пожалованиям Завоевателя и его преемников в крупнейшего феодального землевладельца страны. Естественными союзниками королевской власти являлись и наибо­ лее значительные, расположенные в домене города, а также составлявшее около 12% населения свободное крестьянство, для которого король был единственной защитой от крупных феодалов.

Преемники Вильгельма I , особенно его младший сын Генрих I (1100—1135), продолжали укреплять центральный государственный аппарат: большую роль стал играть постоянный королевский совет (королевская курия), включавший высших должностных лиц — королевских судей, лиц, ведавших королевской канцелярией, казной и сбором налогов. В состав курии входили также наиболее верные королю крупные феодалы. Важное значение приобрели разъездные судьи, перемещавшиеся по стране и контролировавшие деятельность администрации, осуществление правосудия, сбор налогов в графствах.

Несмотря на успехи централизации, крупнейшие магнаты и в Англии при любом удобном случае проявляли непокорность королю. Настоящая феодальная усобица разразилась после смерти Генриха I (1135), не оставившего после себя сыновей. Претензии на престол предъявили одновременно его дочь Матильда — жена француза, графа Анжуйского Жоффруа Плантагенета, и племянник, также французский феодал Стефан граф Блуа. Воспользовавшись борьбой за престол, феодалы, поддерживавшие претендентов, разоряли и грабили страну, полностью вышли из повиновения центральной власти. Феодальная анархия прекратилась только в 1153 г., когда при посредничестве церкви Стефан и Матильда заключили соглашение, по которому королем признавался Стефан, но после его смерти престол должен был перейти к сыну Матильды, молодому графу Анжуйскому Генриху Плантагенету. В 1154 г. он вступил на английский престол под именем Генриха II


2. Сеньориальная монархия (IX-XII вв.) - Нормандская династия (Вильгельм I)
Нормандское завоевание 1066 года привело к окончательному утверждению феодализма в Англии и созданию централизованного государства с сильной королевской властью. Утвердился принцип, согласно которому феодалы всех рангов стали вассалами короля, обязанными ему военной службой и другими повинностями.

3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв) - ПЛАНТАГЕНЕТЫ (Генрих II), ЛАНКАСТЕРЫ И ЙОРКИ
Создание в Англии во второй половине XIII веке сословно-представительного учреждения (парламента) повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительство.

Население.
Делилось на феодалов (глафорды, родовая знать (эрлы), служилая знать (королевские дружинники - тэны), церковная знать), крестьянство (свободные кэрлы, лично свободные сокмены и лично зависимые вилланы), горожан и рабов.

*Глафордат - индивидуальное покровительство. Раннефеодальная система предполагала, что каждый человек должен был иметь глафорда (лорда), чья власть распространялась и на личность, и на имущество. Запрещался самовольный уход от своего господина. Служилая знать из королевских дружинников (тэнов) получала за службу земельные участки. Из обедневших кэрлов формировалась зависимое крестьянство, из военнопленных - рабы.

Система управления.
Родоплеменные органы постепенно превращались в государственные. Король - выборный военный предводитель, он имел право высшего суда. В IX-X веках происходит укрепление королевской власти - король приобретает монопольное право чеканки монеты, введения пошлин, взимания натуральных поставок от всего населения, осуществляет вмешательство во внутриобщинные отношения и в споры между феодалами. Существовал и прямой налог в пользу короля - датские деньги, за отказ от участия в походе. Королевский двор постепенно становился центром управления страной. Особую роль играли королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Одновременно концентрация власти в руках отдельных феодалов в ограниченных масштабах и под контролем королевской власти.

Вместо народного собрания - "совет мудрых" (витанагемот) из знати, короля и королевы, епископов, крупных феодалов, а с IX века в него входят и королевские тэны по личному приглашению короля. Компетенция витанагемота - вопросы войны и мира, назначение на должности, утверждение налогов, обсуждение законов, рассмотрение судебных дел. Королевская власть постепенно ОТСТРАНЯЛА совет знати от решения важных вопросов.

Местное управление.
Основывалось на принципах самоуправления. Территориальная единица - графство, в которое включались сотни (centres). Во главе графства назначаемый королём с согласия знати ЭЛДОРМЕН (руководство вооружёнными силами), и личный представитель короля - ГЕРЕФА (мог быть управляющим определённого округа, город). В VIII-X веках герефе передают полицейские и судебные полномочия, сбор налогов.
Низшей территориальной единицей является сельская община. На собраниях из взрослого мужского населения решались хозяйственные вопросы, мелкие уголовные дела и гражданские споры. Общины были разбиты на десятидворки, которые несли коллективную ответственность за преступления, совершённые на их территории.

Специфика английской сеньориальной монархии - в централизации через сеньориальные права короны:
-король - верховный собственник земли
-ПРИНЦИП ВАССАЛ МОЕГО ВАССАЛА - МОЙ ВАССАЛ
-дробление земельных пожалований (маноров - совокупность земельных владений феодала)
-верховенство королевского суда
-управление указами из Нормандии через канцлера и юстициария

Социальная структура.
Феодалы разделились на две категории - непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и вассалы короля второй ступени (подвассалы - средние и мелкие землевладельцы). Духовенство исполняло вассальные обязанности на тех же условиях, что и светские феодалы (военная повинность и налоги)

Наиболее распространены были вилланы (наследственные держатели земли Лорда). Они находились в поземельной зависимости, несли службы и повинности. Их статус принижался до положения лично несвободных. Треть населения - малоземельные и безземельные бордарии и коттарии. Небольшую часть составляли всё ещё свободные крестьяне - сокмены (приближались к мелким феодалам и аллодистам). Свободные крестьяне (кэрлы) были союзниками королевской власти в борьбе с крупными феодалами. Свободное держание земли (фригольд) способствовало сглаживанию правовых различий между верхушкой свободного крестьянства и мелкого рыцарства.

Основная тенденция данного этапа - централизация. В XI-XII веке централизация держалась на сеньориальных правах английских королей, которые были связующим центром все феодально-иерархической системы. Судебные и фискальные права короны - это одновременно и права высшего сеньора по отношению к вассалам, они регламентировались феодальным обычаем.

Реформы Генриха II (1154-1189):
-новый порядок судопроизводства (разъездные суди (ассиз) - судебная и административная деятельность), суд королевской скамьи (все теперь могут обратиться в Королевскую курию для решения вопросов - важнейший шаг на пути к появлению общего права) и суд общих тяжб
-усиление власти короля над администрацией и духовенством
-замена личной военной повинности уплатой "щитовых денег" (обязаны уплачивать все), наёмная армия.

Читайте также: