Возвратность налог или пошлина

Обновлено: 08.05.2024

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • определить назначение государственной пошлины;
  • назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
  • знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
  • применять льготы по уплате государственной пошлины.

Оглавление

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

  • при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
  • другим физическим лицам

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
  • при расторжении брака в судебном порядке
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

  • культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
  • культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
  • предметов коллекционирования по палеонтологии
  • предметов коллекционирования по минералогии

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой.

Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам.

Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение ее уплаты гражданин вместе с документами подает квитанцию.

В большинстве случаев в законе не указан точный размер суммы, а лишь говорится о том, какой процент и от чего она составляет.

Размеры сбора практически для всех видов юридически значимых действий указаны в ст. 333.19 НК РФ .

Как рассчитать размер государственной пошлины при обращении в суд?

Есть два способа:

У данных способов имеются недостатки. Так, к недостаткам первого способа можно отнести вероятность ошибки в расчетах. При втором методе вы рискуете сделать ошибку при выборе категории дела, для которого сбор рассчитывается. Кроме того, необходимо понимать, что калькулятор применяется только при обращении в суд. Для остальных случаев он не подходит.

При подаче иска в суд лучше всего пользоваться калькулятором пошлины, так как это позволит избежать ошибок.

При обращении в арбитражный суд

В подавляющем большинстве случаев иски в арбитражный суд носят имущественный характер и направлены на взыскание денег с нарушителя договора.

По такого рода заявлениям определение размера пошлины не представляет трудности.

Кроме того, на сайте любого арбитражного суда в сети интернет есть калькулятор пошлины, который позволяет очень точно определить ее размер.

К примеру, если физлицо подает иск с требованиями имущественного характера, цена которого составляет 1 млн. руб, величина сбора составит 23 тыс. руб.

Что такое госпошлина

При подаче иска в суд общей юрисдикции

Для начала необходимо понять, к какой категории относится иск. Это обусловлено тем, что суды общей юрисдикции рассматривают большое количество самых разнообразных дел.

Для исков о взыскании денежных суммы пошлина рассчитывается как процент от цены заявления. Для неимущественных исков, например, о расторжении брака она, как правило, установлена в твердой денежной сумме.

Кроме того, для так называемых административных исковых требований об оспаривании действий органов власти РФ сбор тоже устанавливается в твердой денежной сумме.

В некоторых случаях при подаче заявления гражданин освобождается от уплаты госпошлины. К таковым относятся иски о защите прав потребителей, о взыскании задолженности по заработной плате и об усыновлении ребенка.

При подаче документов в суд общей юрисдикции необходимо четко понимать, к какой категории дел относится ваш иск, так как это напрямую влияет на размер пошлины.

Определяем размер пошлины при обращении в мировой суд

Расчет размера при обращении в мировой суд аналогичен описанному выше. Никаких особенностей в этом плане законодательство не содержит.

Как определить размер государственной пошлины при обращении в районный суд?

Методика определения пошлины в районный суд ничем не отличается от вышеописанной. Вы также можете воспользоваться калькулятором (как правило, они есть на порталах судей того или иного региона) или подсчитать размер сбора самостоятельно.

Отсрочка при уплате госпошлины

В ряде случаев, например, когда у истца из-за его материального положения нет возможности уплатить государственную пошлину сразу, он может подать заявление о рассрочке или отсрочке ее уплаты.

Рассрочка представляет собой разделение суммы сбора на несколько частей, а отсрочка предоставляет возможность выплатить деньги позже.

Законодательство РФ не содержит четких критериев, когда изменяется порядок уплаты этой суммы, и целиком и полностью возлагает данный вопрос на усмотрение суда.

Возврат государственной пошлины

Основания для возврата сбора установлены в ст. 333.40 НК РФ и к ним, в частности, относятся:

  • уплата в большем размере, чем установлено законом;
  • исковое заявление или жалоба возвращены заявителю;
  • заявителю отказано в совершении нотариального либо иного действия, за которое установлена пошлина;
  • до обращения в государственный орган гражданин отказался от совершения действия;
  • заключения между сторонами мирового соглашения.

В ряде случаев госпошлина не может быть возвращена заявителю. Это расторжение брака, внесение исправления в актовую запись и т.д.

К последствиям неверного расчета данного сбора относится увеличение сроков рассмотрения дела. То есть если гражданин не полностью уплатил пошлину, суд оставляет иск без рассмотрения.

Резюме

Сам по себе расчет государственной пошлины несложен. Основной трудностью является правильно определить, к какой категории гражданских дел относится тот или иной иск. Квалифицированный юрист, проанализировав все обстоятельства дела, сможет правильно выбрать данную категорию.

Поэтому при подаче иска мы рекомендуем проконсультироваться с профессиональным юристом. Наши специалисты, имея большой опыт участия в различных судебных процессах, помогут вам избежать всех вышеописанных проблем.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

в каких случаях лицо, участвующее в деле, освобождается от уплаты государственной пошлины:

а) АО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ФСС о взыскании страховых взносов от несчастных случаев на производстве и пени за счет имущества АО;

г) ИМНС РФ обжаловала решение арбитражного суда по иску АО о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного НДС в кассационном порядке;

д) ФГУП, должник по исполнительным документам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора;

е) управление Центрального банка РФ по республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа на нарушение валютного законодательства.

От уплаты государственной пошлины по делам, арбитражными судами, освобождаются (статья 333.37 НК РФ)

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
3) авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).

При подачи заявления в суд об обращении взыскания на заложенное имущество в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (в отношении должника введена процедура наблюдения) должен ли кредитор оплачивать государственную пошлину?

Готов предложить вам услуги по представлению ваших интересов в суде. Сам арбитражный управляющий.

В решении апелляционного суда сказано: " Взыскать с. Ф.И.О. в доход бюджета муниципального образования города Казани государственную пошлину в размере 300 рублей." Я уплатила 150 руб (половина от суммы пошлины по иску по гражданскому делу), о чем имеется квитанция (я ее прилагала) в деле.(на сайте суда в калькуляторе гос. пошлины рассчитывается сумма 150 руб.) Возникает 2 вопроса. 1. Как я могу доказать, что пошлина уплачена и уплачена верно? 2. Могу ли данный факт использовать в кассационной жалобе как факт нарушения судом норм материального права?

Неправильное исчисление госпошлины, если оно имело место на самом деле, не влияет на разрешение предмета спора. Основание для отмены решения нижестоящего суда по такому основанию как неправильное применение норм материального права касается их применения при разрешении существа спора, т.е. это те нормы, на основании которых суд принимал решение не в Вашу пользу. Вы можете указать на неправильное исчисление госпошлины, если это на самом деле так, решение в этой части может быть изменено на правильную сумму

Вам может быть интересно

Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным.

Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем.

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные.

Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу. В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют.

Несмотря на все усилия государства и местных властей, проблема с записью в детсады присутствует практически в каждом регионе. Для удобства граждан и обеспечения прозрачности при распределении мест в Москве предусмотрена не только стандартная запись ребенка в детский сад, но и возможность воспользоваться онлайн-сервисом на правительственном ресурсе. Новые правила регистрации в очереди на получение.


За выполнение государственными органами ряда функций предусмотрена плата. Ее взимают как с юридических, так и с физических лиц в размере, установленном законодательством. По-простому, это стоимость услуги, оказанная официальными организациями, уполномоченными на проведение такого рода действий.

Среди обывателей расходятся мнения: госпошлина - это налог или сбор? Для большинства российских граждан эти два понятия равнозначны. Люди не рассматривают их с юридической точки зрения. Узнаем, есть ли что-то общее между налогом и сбором и каковы их различия.

Чем похожи

Налог или сбор – это сумма, взимаемая с частных лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей и направляемая в бюджет.

Оплата физлицом

Если не вдаваться в подробности, то, несомненно, госпошлина относится к налогам и сборам, которые имеют общие черты:

  • закреплены в Налоговом кодексе РФ;
  • поддаются уточнению и изменению суммы на местном уровне;
  • оплаченные суммы поступают в казну.

Юридическое определение

Налоговый кодекс

Налогом называют безвозмездно перечисленные субъектом денежные средства для целей государства или муниципальных образований. Этот платеж является обязательным и уплачивается согласно Налоговому кодексу РФ.

Сбором называют сумму, которую вносят в бюджет за совершение в отношении лиц юридически значимых действий. В отдельных случаях денежные средства оплачивают за ведение предпринимательской деятельности, что может быть обусловлено местным законодательством.

Различия

Расчет налога

Чтобы определить, является госпошлина налогом или сбором, нужно рассмотреть их основные характеристики. Первое понятие более емкое, ведь налог – это обязанность всех плательщиков отчислять в казну часть доходов или прибыли. Сбор же не является обязательным. Такой взнос необходим для совершения в отношении плательщика каких-либо действий со стороны государства.

Основными характеристиками налога являются:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • принудительность;
  • необходимость расчета;
  • принадлежность бюджетам различных уровней.

Процент от базы

Для правильного исчисления суммы платежа необходимо определиться с объектом, знать его базовую стоимость, налоговую ставку и период. Необходимо также понимать, каков порядок взимания налога, чтобы не пропустить установленные сроки.

В отношении сбора действуют иные правила. Его оплачивают разово и за определенную услугу со стороны уполномоченных органов. Это значит, что он необязателен и не может быть принудителен. Однако главным отличием сбора от налога является то, что после оплаты гарантировано выполнение действий юридического характера по получению определенных прав.

Когда появляется необходимость оплаты госпошлины, налог это или сбор, физическому лицу все равно. Имея на руках квитанцию, он вносит установленную законом сумму. Ему абсолютно не важно, как именуется такое действие.

Для юридического лица все сложнее. Форма платежного поручения, с помощью которого возможно перевести денежные средства, требует точного определения назначения взноса и внесения этой информации в соответствующее поле. Однако для банка достаточно информации, что уплачивается государственная пошлина. Сбор это или налог, в поле назначения платежа уточнять не нужно.

оплата в банке

Сравнение

Чтобы понять, госпошлина - это налог или сбор, необходимо проанализировать эти два понятия по следующим признакам:

  1. Цель. Любой сбор предназначен для обеспечения деятельности тех органов, которые предоставляют услугу или регистрируют право на что-либо. Налог не направляют на что-то конкретное.
  2. Регулярность. Сбор оплачивают разово, а налог – с постоянной периодичностью.
  3. Законодательная поддержка. Необходимость сбора устанавливают индивидуально. Он зависит не от субъекта, а от характера оказываемой услуги. Плательщики налога определяются на законодательном уровне.
  4. Сумма. Для сбора размер платы зафиксирован, для налога – зависит от базы, ставки и возможной льготы.
  5. Дата. Сборы не привязаны ко времени, а обусловлены потребностью плательщика. Налоги оплачиваются по истечении отчетного периода в ограниченные сроки.
  6. Прекращение обязательств. Налоги с юридических лиц взимают до тех пор, пока фирма не прекратила свое существования. Физические лица оплачивают их пожизненно. Исключение составляют ряд налогов, которые не взимаются с отдельных категорий граждан, например налог на имущество с пенсионеров. Сборы – это разовые суммы за услуги.
  7. Индивидуальные особенности плательщика. Учитываются для налогов и не имеют значения для сборов.
  8. Результат. Оплата налога только избавляет от неприятных последствий, а сбора – дает право на что-либо.
  9. Неуплата: налога грозит принудительным взысканием вместе с пеней, сбора – приведет к неполучению услуги.

Классификация

Налоги и сборы разделяют по следующим направлениям:

  1. По способу взимания: прямые и косвенные. Первые зависят только от размера фактического или ожидаемого дохода. Вторые связаны или с расходами, или с реализацией. Примером косвенных взносов может служить сбор за пользование недрами или налог на прибыль.
  2. По месту: федеральные, региональные и местные.
  3. По субъекту оплаты: для физлиц, для юрлиц и смешанные.
  4. По пополнению: закрепленные, которые идут только в федеральный бюджет, и регулирующие (с распределением средств по разным уровням).

Понятие госпошлины

Налоги, сборы и их признаки разъяснены достаточно подробно. Теперь можно без труда разобраться с государственной пошлиной и понять, к какому виду платежа она относится.

По факту это платеж, установленный российским законодательством. Он взимается на всей территории России в одном и том же размере за совершение действий юридического характера или за выдачу определенного документа при обращении в арбитражные и мировые суды, суды общей юрисдикции и иные организации с целью совершения определенных действий:

  • нотариального характера;
  • приобретения гражданства;
  • въезда и выезда из РФ.

Обязательна пошлина при регистрации:

  • лекарственных препаратов и медицинских изделий;
  • актов гражданского состояния;
  • прав собственности;
  • транспорта;
  • юридических лиц;
  • политических партий;
  • средств массовой информации.

Также на законодательном уровне определена оплата этого взноса:

  • за использования некоторых слов государственного значения при присвоении наименования организации;
  • при получении разрешения на перемещение через границу опасных отходов;
  • за выдачу разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, редких животных и растений.

Все вышеперечисленное однозначно определяет госпошлину. Налог это или сбор, становится понятно сразу после того, как выясняется, что взимается она за оказание услуги или проведение действия со стороны государственных органов различных уровней. Назначение платежа говорит о том, что пошлина – это сбор.

Подтверждением этого являются и характеристики такого рода взноса, а именно: необязательность, отсутствие необходимости расчета и принуждения к оплате. Помимо этого, взамен на потраченные деньги субъект получает документ или необходимую ему регистрацию.

Плательщики

Ими являются юридические и физические лица, которые нуждаются:

  • в совершении действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • выступают участниками в судах.

Если истец в соответствии с законодательством освобожден от оплаты пошлины или решение принято в его пользу, то государственную пошлину взимают с ответчика.

Судебные споры

Тонкости судебных сборов

Их оплата необходима в случае подачи исковых заявлений или жалоб. Адресатом в данном случае может являться арбитражный, Конституционный или мировой суд, а также суд общей юрисдикции.

Следует отметить, что существуют льготные категории, представители которых не оплачивают госпошлину в суд. Налог это или сбор, их не должно волновать, поскольку они освобождены от такого взноса.

Распространенные взносы

Вычисление налога

Наиболее часто оплачивают такие сборы, как акцизы и госпошлина. Налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, НДС – это распространенные налоги. Сделать вывод о принадлежности к определенному виду взносов можно не только из названия, но и из характеристик платежей.

Можно ли вернуть государственную пошлину

Законодательством допускается возврат только излишне уплаченных сумм. Получение денежных средств обратно в полном объеме невозможно. Однако бывают случаи, когда государственную пошлину засчитывают за совершение аналогичных действий, если она не была использована по назначению. Для этого следует написать заявление в тот орган, где ожидалось получение оплаченной услуги. Срок подачи просьбы о зачете суммы ограничен тремя годами.

В результате кропотливого анализа понятий налога и сбора можно сделать однозначный вывод о принадлежности госпошлины к необязательным платежам. Из двух рассматриваемых категорий это условие выполнимо только для последнего.

Читайте также: