Внутренний контроль в управлении налоговыми рисками

Обновлено: 12.05.2024

С 1 июля 2021 года для хозяйствующих субъектов поменялся механизм налогового мониторинга, а также требований к внутреннему контролю, проводимому в ходе этого мероприятия.

Как изменился механизм налогового мониторинга

С июля 2021 года работает Закон от 29.12.2020 г. № 470-ФЗ, на основании которого регламентированы новые требования к механизму перехода субъектов на налоговый мониторинг и процедуре осуществления данного мероприятия.

Налоговый мониторинг представляется как вид налогового контроля, который предусматривает предоставление налоговикам удаленного доступа к учетной программе компании. Мониторинг осуществляется только с письменного согласия и по заявлению хозяйствующего субъекта, а ИФНС проводит контроль учета и отчетности налогоплательщика, выявляя ошибки и неточности. Налоговым мониторингом заменяются проверки ИФНС (выездные и камеральные) — в связи с проведением мониторинга они не осуществляются.

Для перехода на налоговый мониторинг субъект с 1 июля 2021 года должен удовлетворять определенным критериям (п. 3 ст. 105.26 НК):

  • совокупный размер НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, которые должны были быть уплачены за предшествующий год, составлял не меньше 100 млн. руб. (раньше — 300 млн. руб.);
  • совокупный объем полученных доходов — не меньше 1 млрд. руб. (раньше — 3 млрд. руб.);
  • суммарная стоимость активов по сведениям бухотчетности — не меньше 1 млрд. руб. (раньше 3 млрд. руб.).

По обновленным правилам исключено использование суммовых критериев для применения налогового мониторинга, которые установлены по отношению к участникам консолидированных групп налогоплательщиков. Кроме того, обновили правила досрочного окончания мониторинга.

Скорректированные формы документов, применяемые при налоговом мониторинге, регламентированы Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

Данные корректировки и обновленные документы по налоговому мониторингу учли и реализовали в программах 1С:

Компании, планирующие использовать налоговый мониторинг или уже перешедшие на него, могут напрямую из этих программ обмениваться с ИФНС электронными документами, и они полностью соответствуют скорректированным требованиям.

Данные программы 1С имеют полноценный функционал и дают возможность реализовать права и обязанности субъекта от момента отправки заявления на участие в мониторинге до отказа от его осуществления по желанию самого налогоплательщика.

1С:Налоговый мониторинг

Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций

  • Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
  • Взаимодействие с налоговым органом;
  • 100% налоговых показаний с НДС и без;
  • Импорт документов из внешних учетных систем.

Как изменились требования к системе внутреннего контроля

Компания, которая планирует использовать налоговый мониторинг, обязательно прикладывает к заявлению документы об организации внутреннего контроля в организации (пп. 4 п. 2 ст. 105.27 НК).

Система внутреннего контроля подразумевает утвержденную хозяйствующим субъектом совокупность правил и мероприятий, которые применяются для упорядоченного и эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, данная система требуется, чтобы обнаруживать, устранять и предотвращать ошибки при расчете налогов, страхвзносов и сборов и своевременно формировать отчетность.

Необходимо учесть, что с июля 2021 года скорректированы требования к системе внутреннего контроля. Обновленные требования и форматы документации, которые подаются при представлении информации, регламентированы Приказом ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518@.

С учетом данных корректировок в указанных программах 1С была реализована новая подсистема для автоматизированной работы системы управления рисками и внутреннего контроля. Она включает в себя:

  • регистрацию, идентификацию и предварительную оценку рисков;
  • регистрацию инцидентов и планов реакции на них;
  • функции планирования и регистрации контрольных процедур для обнаружения или предотвращения инцидентов (реализации рисков);
  • отчеты для анализа сведений и уведомления для подачи в ИФНС.

Через программы 1С компании, которые подключились к налоговому мониторингу, имеют возможность постоянно передавать в ИФНС такие сведения:

  • по организации системы внутреннего контроля;
  • о рисках и контрольных мероприятиях, необходимых для предотвращения или их минимизации;
  • по оценке уровня организации системы внутреннего контроля и операциях по ее совершенствованию;
  • о результатах выполнения контрольных процедур и др.

Обмен с ИФНС данными документами и информацией осуществляется только электронно и полностью автоматизированно.

Как перейти на налоговый мониторинг в 1С

Программа 1С передаст в налоговую инспекцию не только само заявление на налоговый мониторинг, но и комплект обязательных уведомлений. В их число входят такие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о компаниях, физлицах, напрямую или косвенно участвующих в хозяйствующем субъекте, который подает заявление на мониторинг, и при этом их доля участия — больше 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения, которая действует в году подачи заявления;
  • информация о контрольных процедурах компании, проводимых в целях налогового мониторинга;
  • анализ уровня организации системы внутреннего контроля;
  • сведения по организации системы внутреннего контроля;
  • внутренняя документация, которая регламентирует систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Налоговики рассматривают заявление до 1 ноября 2021 года и принимают решение о том, чтобы осуществлять налоговый мониторинг по налогоплательщику или отказать в нем.

Решение передается компании в течение 5-ти дней с момента его принятия (п. 6 ст. 105.27 НК).

Как проводится налоговый мониторинг в рамках 1С

В указанных выше программах 1С для осуществления налогового мониторинга с учетом обновленных требований реализованы такие возможности:

Данные программные продукты 1С дают возможность эффективно работать с рисками, рассматриваемыми при налоговом мониторинге, а также оперативно передавать информацию в ИФНС и получать ее от налоговиков.

При использовании возможностей программ 1С хозяйствующие субъекты своевременно выполняют требования налоговой инспекции в рамках проводимого налогового мониторинга, а также избегают риска привлечения к налоговой ответственности.

Система внутреннего контроля при налоговом мониторинге


Всё больше компаний переходит от обычных налоговых проверок на налоговый мониторинг. К тому же каждый год ФНС постепенно снижает критерии вхождения в этот режим контроля. В связи с этим приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 утвердил требования к организации системы внутреннего контроля и формы (форматы) документов при налоговом мониторинге для отчётности.

Чем руководствоваться

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

  • требования к организации системы внутреннего контроля;
  • формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.

Суть в том, что в соответствии с этим приказом вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту. А это позволит налоговикам обрабатывать ее автоматически.

Кроме того, конкретизация раскрываемых данных позволит налоговикам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

Какие изменения

Важная задача налогового мониторинга — снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы — основа для планирования проверок. Они определяют:

  • метод проверок — сплошной или выборочный;
  • объем необходимых документов.

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

  • о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
  • норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
  • детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

Больше про налоговый мониторинг мы рассказываем в записи вебинара с экспертами — забрать ее можно прямо сейчас.

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

  • информации о рисках организации;
  • информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
  • контрольных процедур;
  • результатов их выполнения;
  • оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
  • мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
  • матрицы рисков и контрольных процедур.

Таблицы с данными тоже поправили.

Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Когда отчитываться

Пункт 18.3 Приказа № ЕД-7-23/518 установил сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля. Вот они:

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

При отсутствии данных для раскрытия сдают с нулевыми значениями.

Далее — ежеквартально на 1-е число месяца соответствующего квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала

Далее — за период проведения налогового мониторинга 1 ноября года, следующего за периодом проведения мониторинга

Далее — ежегодно на 1-е число месяца соответствующего года, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего года

Вообще проводить оценку необходимости внесения изменений в систему внутреннего контроля нужно не реже 1 раза в квартал. При внесении изменений актуальную информацию нужно сообщить налоговикам в срок до 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Когда отчитываться

Раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и матрицу рисков и контрольных процедур нужно сдать за отчетные периоды, наступившие после 1 января 2022 года.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

Всё больше компаний переходит от обычных налоговых проверок на налоговый мониторинг. К тому же каждый год ФНС постепенно снижает критерии вхождения в этот режим контроля. В связи с этим приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 утвердил требования к организации системы внутреннего контроля и формы (форматы) документов при налоговом мониторинге для отчётности.

Чем руководствоваться

На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.

Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее – Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:

  • требования к организации системы внутреннего контроля;
  • формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.

Суть в том, что в соответствии с этим приказом вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту. А это позволит налоговикам обрабатывать ее автоматически.

Кроме того, конкретизация раскрываемых данных позволит налоговикам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

Какие изменения

Важная задача налогового мониторинга – снижение налоговых рисков организации. Налоговый орган комплексно анализирует их и оценивает эффективность работы системы внутреннего контроля налогоплательщика по выявлению и предотвращению этих рисков. Результаты этой работы – основа для планирования проверок. Они определяют:

  • метод проверок – сплошной или выборочный;
  • объем необходимых документов.

Компании с 07.08.2021 предоставляют более подробную информацию о рисках. Так, предусмотрено раскрытие информации:

  • о коде вида экономической деятельности по ОКВЭД, к которой относится риск;
  • норме Налогового кодекса РФ, с которой связан раскрываемый риск;
  • детально о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в т. ч. о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

Если до 07.08.2021 по электронке отправляли информацию об организации системы внутреннего контроля, то теперь добавлены электронные форматы представления:

  • информации о рисках организации;
  • информации о рисках по отдельным сделкам и операциям;
  • контрольных процедур;
  • результатов их выполнения;
  • оценки уровня организации системы внутреннего контроля;
  • мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля;
  • матрицы рисков и контрольных процедур.

Таблицы с данными тоже поправили. Например, в сведения о результатах контрольных процедур нужно вносить информацию о количестве проверенных договоров, операций и документов.

Когда отчитываться

Пункт 18.3 Приказа № ЕД-7-23/518 установил сроки сдачи документов и информации, формируемых в соответствии с требованиями к организации системы внутреннего контроля. Вот они:

ПРЕДМЕТ ОТЧЁТА

ПЕРИОДИЧНОСТЬ И СРОК СДАЧИ

Вообще проводить оценку необходимости внесения изменений в систему внутреннего контроля нужно не реже 1 раза в квартал. При внесении изменений актуальную информацию нужно сообщить налоговикам в срок до 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Когда отчитываться

Раскрываемую налоговикам информацию о рисках компании, идентифицируемых для налогового мониторинга, сведения о рисках по отдельным сделкам и операциям и матрицу рисков и контрольных процедур нужно сдать за отчетные периоды, наступившие после 1 января 2022 года.

Что мониторят налоговики

Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:

  • за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
  • правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:

ЭТАП

ЦЕЛЬ

Для налогового мониторинга интересны следующие области риска:

  • занижение/завышение доходов;
  • занижение/завышение расходов;
  • завышение убытков;
  • занижение налоговой базы;
  • завышение вычета;
  • неправомерное применение льготы;
  • неправильное определение суммы налога, сбора, страхового взноса;
  • неправильное применение налоговой ставки (ставки сбора, тарифа страхового взноса);
  • неправильное заполнение налоговой декларации (расчета);
  • непредставление налоговой декларации (расчета);
  • непредставление документов (информации);
  • неуплата налога, сбора, страхового взноса;
  • несоблюдение установленных сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов.

Содержание требований к организации системы внутреннего контроля

Это следующие вопросы:

  • организация системы внутреннего контроля;
  • контрольная среда;
  • система управления рисками;
  • выявление рисков;
  • оценка рисков;
  • раскрытие информации о рисках;
  • представление информации о рисках;
  • контрольные процедуры;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах;
  • представление информации о контрольных процедурах;
  • информационная система;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • уровни организации системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации об уровне организации системы внутреннего контроля;
  • представление информации по оценке уровня организации системы внутреннего контроля;
  • информация о системе внутреннего контроля;
  • сроки представления информации.

Также Приказ № ЕД-7-23/518 содержит 19 приложений с бланками отчётов и их электронными форматами. А ещё – 4 перечня:

Какие налоговые риски могут помешать работать юридическим лицам? Какие факторы провоцируют рост налоговых рисков?

Существует достаточно большое количество видов налоговых рисков, что приводит к многообразию подходов к их определению и дальнейшему анализу. Для простоты восприятия представлена классификация налоговых рисков (рис.1):

Рисунок 1 – Виды налоговых рисков для юридических лиц

Остановимся более подробно на рисках налогоплательщиков – юридических лиц, которые возникают в результате хозяйственной деятельности и которые можно прогнозировать и планировать.

Одним словом, о рисках, которыми можно управлять. В представленном выше классификаторе – это внутренние и прогнозируемые риски налогоплательщиков.

Существует ряд факторов, при изменении которых происходит рост налоговых рисков:

  • изменение налогового законодательства;
  • наличие неточных формулировок отдельных налоговых норм;
  • смена бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии;
  • некомпетентность бухгалтерской службы;
  • подготовка договоров и актов без учета последствий придуманных формулировок для бухгалтерского и налогового учета.

Основным источником потенциального возникновения рисков является выездная налоговая проверка.

Важно знать, что риски налогового контроля налогоплательщик может оценить самостоятельно, используя официальную методику налоговых органов. Путем правильной организации работы соответствующих подразделений можно легко минимизировать риски, управляя показателями, которые подлежат оценке.

Для снижения риска попадания под выездную налоговую проверку Инспекция Федеральной налоговой службы опубликовала Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора компаний для проведения выездных налоговых проверок. Они не являются нормативным актом и состоят из 14 показателей, список которых не является исчерпывающим.

При организации анализа и работы по управлению налоговыми рисками, важным моментом является выбор ответственного лица. Многие считают очевидным, что данные функции необходимо возложить на главного бухгалтера. На практике, главный бухгалтер имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков, что уже не изменит сложившейся ситуации в текущем налоговом периоде. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по организации учетной системы и ее контролю.

Таким образом, можно выделить основные принципы, которые необходимо учитывать при организации анализа и управления налоговыми рисками. Это поможет сделать данный бизнес–процесс эффективным и управляемым:

  • назначить специалиста по проблемам мониторинга налоговых рисков, ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;
  • разработать процедуры и правила работы налогового управления;
  • определить необходимые инструменты и критерии для возможности управления рисками;
  • разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков, где отразить механизм управления, основанный на учетно-аналитическом обеспечении всех уровней налогового менеджмента организации;
  • детальная разработка налоговой учетной политики, в которой прописан единый подход к спорным моментам налогообложения.

Правильная организация работы по анализу и управлению налоговыми рисками позволит исключить существенные риски, которые, как правило, возникают еще на этапе планирования и принятии ключевых бизнес-решений, а также сделать внутренние риски по-настоящему прогнозируемыми.

Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

MCOB Как правильно организовать работу по анализу и управлению налоговыми рисками

Читайте также: