Риск ориентированный налоговый контроль

Обновлено: 13.05.2024

2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.

В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).

5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановая проверка проводится не чаще одного

раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

плановые проверки не проводятся

Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.

Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.

6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

Что собой представляет риск-ориентированный подход

Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:

  • Оптимизация использования ресурсов при проведении проверки.
  • Сокращение издержек ЮЛ и ИП.
  • Увеличение эффективности надзорных мероприятий.
  • Повышение безопасности деятельности проверяемых субъектов.
  • Уменьшение количества аварийных ситуаций и их последствий.
  • Снижение трудоемкости надзорных мероприятий.

Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.

К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.

Базовые принципы риск-ориентированного подхода

Рассмотрим базовые принципы РОП:

  1. Четко сформированные критерии риска. Возможность точного определения потенциального риска ЮЛ и ИП по сформированным критериям.
  2. Нацеленность на деятельность компаний, которые могут представлять опасность для ценностей, охраняемых законом.

Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.

Как определяется класс риска?

Категория риска присуждается на основании двух факторов:

  • Потенциальный вред при игнорировании требований, степень негативных последствий.
  • Степень вероятности нарушения требований.

Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.

Категории риска

При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:

  1. Очень высокий риск.
  2. Высокий.
  3. Значительный.
  4. Умеренный.
  5. Пониженный.

Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.

Периодичность проверок

Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:

  • Очень высокий – проверки единожды в год.
  • Высокий риск – проверки раз в два года.
  • Значительный – раз в три года.
  • Средний – раз в пять лет.
  • Умеренный – раз в шесть лет.
  • При низком риске проверки не проводятся.

Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.

Структура системы риск-ориентированного подхода

Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:

  1. Формирование категорий классов риска.
  2. Сбор информации о конкретном субъекте.
  3. Анализ полученных сведений.
  4. Планирование надзорных мероприятий.
  5. Реализация проверок.
  6. Анализ эффективности надзорных мероприятий.

После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.

Нюансы сбора информации о субъекте

В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:

  • Наличие лицензии.
  • Прохождение аттестации.
  • Страхование.
  • Показатели аварийности и травматизма.
  • Отчетность по рискам и прочим показателям.
  • Декларации и экспертиза.
  • Наличие внутреннего подразделения, отслеживающего исполнение требований.
  • Наличие административных наказаний относительно нарушений в компании.
  • Информация о выполнении предписаний и рекомендаций госорганов.
  • Данные о наличии несчастных случаев и инцидентов в учреждении.
  • Устранение нарушений, которые были выявлены в результате предыдущих проверок.
  • Прочие сведения о конкретном субъекте, касающиеся предмета надзорных мероприятий.

При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.

Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода

При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:

  1. Итоги прошлых проверок, при которых выявилось несоответствие субъекта требованиям безопасности.
  2. Наличие данных о возгораниях в учреждении в течение 5 предшествующих лет.
  3. Наличие административного наказания, касающегося нарушения требований пожарной безопасности, вступившего в силу в течение 3 последних лет.

Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:

  1. Формированием подразделений пожарной охраны для повышения степени защиты.
  2. Формированием в учреждении специального подразделения, которые будет заниматься профилактикой возгораний. Кадровый состав подразделения должен включать в себя сотрудников с пожарно-техническим образованием и стажем работы в соответствующих органов, составляющим не менее 5 лет.
  3. Отсутствием нарушений пожарной безопасности при исполнении проверок.

К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.

Итак, риск-ориентированный подход означает выборочную проверку подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. Налоговая служба не в состоянии контролировать все. Поэтому инспекторы вынуждены как можно точнее выбирать объект контроля.

Но налогоплательщикам не стоит бояться такого подхода. Наоборот, точность работы налоговиков надо приветствовать. У контролеров нет задачи мешать законному и прозрачному бизнесу. Им нужно выявлять нарушения. А стандартизированные риски сигнализируют им о потенциальных нарушениях. И, по сути, ограничивают деятельность контролеров общением с уклонистами.

Если же инспектор подозревает всех подряд, значит, его профессионализм не дотягивает до применения риск-ориентированного подхода.


О возникновении риск-ориентированного подхода

Принципы риск-ориентированного подхода были заложены еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Но сами налогоплательщики столкнулись с таким подходом вплотную лишь пару лет назад. Первоначально риск-ориентированный подход применили к налогоплательщикам, возмещающим из бюджета НДС.

Принцип очень простой. В управлении камерального контроля ФНС России определили показатели, по которым поделили всех налогоплательщиков на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@).

Всего таких показателей 84. Их актуализация идет постоянно. Сейчас, например, в связи с интеграцией рисков налоговой и таможенной служб, и объединением информационных ресурсов.

Сама система управления рисками ФНС России закрыта как для компаний, так и для территориальных налоговых инспекций. Минусы секретности очевидны: правила односторонние, и компании не знают, что требуют контролеры. Но и плюсы тоже понятны: систему сложнее обмануть, создав видимость соответствия заранее известным показателям.

О выборе контрагентов при риск-ориентированном подходе

Они понимают, что по их критериям любая новая компания попадет в зону высокого риска. Для налоговиков все новое признак риска. Нет истории, нет типовых операций, с которыми можно сравнить отклонения, не понятен бизнес-план и деятельность и т.д. Если служба откроет свои критерии, то она не только внесет ясность, но и навредит новым компаниям. Налоговая служба на такое пойти, конечно же, не может.

Однако, чтобы не было проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. Но без фанатизма. В каждом конкретном случае определяя порядок применения концепции на практике.

О контроле транзакций по принципам риск-ориентированного подхода

Налоговые инспекторы применяют риск анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. Самый плотный контроль операций налажен на камеральной проверке декларации НДС. Автоматическая проверка декларации НДС проходит два этапа.

В первую очередь система АСК НДС-2 проверяет контрольные соотношения строк декларации. Эти соотношения всем известны. Выложены на сайте и реализованы в бухгалтерских системах сдачи отчетности. Но инспекторы жалуются, что до сих пор много усилий уходит на обработку выявленных расхождений строк.

При этом в 99% случаях эти арифметические ошибки связаны с невнимательным или неправильным заполнением декларации. На втором этапе камеральной проверки декларации НДС автоматика сопоставляет данные покупателя и продавца. Здесь количество ошибок на порядок больше. Но основные ошибки неизменны:

  • неверный ИНН контрагента (или его отсутствие)
  • неправильный номер и дата счетов-фактур
  • неверный код вида операций

Когда автоматика АСК НДС-2 выявляет расхождения (любого характера), она тут же отправляет требование о представлении пояснений без участия инспектора. Это и хорошо и плохо. Человек сразу мог бы сообразить, где техническая опечатка, а где злой умысел. Но зато машина беспристрастна, и с одинаковым усердием отработает как опечатку, так и схему уклонения от уплаты налогов.

О контроле кодов видов операций в декларации НДС

Особо стоит отметить ошибки с кодами видов операций. Эти коды определяли алгоритм автоматической проверки. Но налогоплательщики часто относились к кодам небрежно. Присваивали операциям коды, которых быть не может. Например, в книге покупок ставят код 10. Машина не понимает этого и запускает проверку по ложному пути. Требуется вмешательство эксперта, чтоб внести ясность. В результате коды из инструмента контроля превращались в помеху.

И вот инспекторы в формат налоговой декларации НДС зашили только допустимые коды. Теперь коды, которые заведомо не применимы к операциям, машина не пропустит. Эти ограничения реализованы всеми операторами систем электронного документооборота.

О выявлении схем уклонения от уплаты налогов

Налоговикам приходится менять не только привычки налогоплательщиков, но и психологию собственных инспекторов. Начальник Управления камерального контроля ФНС России А.В. Егоричева, на конгрессе отметил, что видит свою задачу в том, чтоб поменять сложившиеся подходы к проверке и сформировать новые лояльные для добросовестных налогоплательщиков. ФНС направляла инспекторам свои рекомендации в письме от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@.

Инспекторам запрещено теперь доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги. За однодневки во втором или последующих звеньях цепочки компания отвечать не должна.

По новым требованиям руководства инспекторы сначала должны проверить взаимозависимость или согласованность действий. Если взаимозависимости нет, нужно доказать, что компания неосмотрительно выбрала контрагента, и операций с ним фактически не было. Такой подход Президиум Верховного суда озвучил в пункте 31 Обзора судебной практики № 1 от 16.02.17.

От инспекторов требуется не перегибать палку и действовать в рамках сложившейся арбитражной практики. Территориальные инспекции должны тщательнее собирать доказательства недобросовестности компании при выборе контрагента. Раньше налоговики позволяли себе обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде, если документы контрагента подпишет неустановленное лицо.

ФНС запретила инспекциям опираться лишь на это доказательство. Ведь большинство судей снимают доначисления, если налоговики не оспаривали реальность операций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.17 № Ф09-11383/2016).

Кто хоть раз подавал НДС к возмещению, тот прекрасно понимает, как сложно будет налоговикам отказаться от формального подхода. Инспекторы требуют у вас как можно больше дополнительных документов лишь для того, чтоб показать, что они сделали все что могли. Руководство налоговой службы признает, что 98% этих документов бесполезны. Это психология, которую руководство ФНС будет менять.

О развитии системы налогового контроля

Система контроля будет развиваться в сторону углубления и расширения риск-ориентированного подхода. Его принципы неизбежно будут охватывать все большее количество операций и ситуаций. Уже сегодня есть не только технологии сплошного онлайн-контроля операций, но и конкретные технические средства.

Имея данные таможни, банковские данные о безналичных расчетах, информацию с онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций, ФНС в состоянии полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Нужно лишь организовать применение этих технических возможностей на практике. Поэтому среднесрочное развитие системы пойдет по следующим направлениям:

Как только контролеры решат эти вышеуказанные задачи о консолидации баз данных и автоматизации алгоритмов контроля, перед ними неизбежно возникнут новые глобальные цели. Так, если базы будут консолидированы, и налажена их автоматическая обработка, то очевидно, что в не таком уж далеком будущем налоговики смогут формировать декларации без участия налогоплательщиков.

Обращайтесь, как практикующие налоговые эксперты и юристы, мы поможем максимально эффективно защитить интересы вашей компании.

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства — записывайтесь на ближайшие темы

С 1 января 2018 года Правительство РФ изменило порядок государственного (муниципального) надзора за работой организаций и ИП. Рассмотрим, что представляют собой новые проверки, каким сферам деятельности стало легче, а кто попал под тотальный контроль.

Что такое риск-ориентированный подход

До внедрения риск-ориентированного подхода надзорные органы проверяли все предприятия и ИП подряд с определенной периодичностью. Такая модель оказалась ресурсозатратной и недостаточно эффективной.

Дело в том, что количество проверяемых объектов существенно превышает трудовые, материальные и финансовые ресурсы надзорных органов. К примеру, при острой нехватке кадров контролерам сложно досконально проверить каждое предприятие в установленные сроки.

В связи с этим надзорные мероприятия проводились поверхностно и реже, а львиная доля нарушителей оставалась незамеченной. Как результат — плохое качество услуг, оказываемых потребителю, нерегулируемые цены, повышенная опасность для населения и т. п.

Чтобы повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить нагрузку на проверяющих, Правительство решило уйти от прежних тотальных проверок. В общей массе поднадзорных предприятий было немало ответственных фирм и ИП, которые не нуждаются в частом контроле, но зато отнимают уйму времени у проверяющих.

Вместо старой модели разработали совершенно новый выборочный подход, ориентированный на риски причинения ущерба ценности, охраняемой законом. Его суть проста — полнее и чаще проверять организации и ИП, деятельность которых несет опасность для населения и окружающей среды, и реже тех, кто не может причинить вреда.

Риск-ориентированный подход официально вступил в действие 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.

Классы и категории опасности: кому и зачем присваивают

По мнению Правительства, в глубоком и регулярном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом. А чтобы отделить опасную деятельность от безопасной, разработали специальную шкалу рисков.

  • чрезвычайно высокий риск;
  • высокий риск;
  • значительный риск;
  • средний риск;
  • умеренный риск;
  • низкий риск.

Теперь виду деятельности и (или) объектам, принадлежащим организациям и ИП, присваивают соответствующую категорию. Именно эта категория и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.

Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие или ИП не будут соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований предприятиями и ИП.

При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности (п. 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Частота проверок по риск-ориентированному подходу

Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе указана в Приложении к Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806.

Категории риска Классы (категории) опасности Сроки проведения плановых проверок
Федеральный контроль Региональный контроль
Чрезвычайно высокий риск 1 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности 1 раз в год
Высокий риск 2 1 раз в 2 года
Значительный риск 3 1 раз в 3 года
Средний риск 4 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск 5 Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск 6 Не проводятся

Согласно перечням, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 08.2016 № 806, применять риск-ориентированный подход могут разные ведомства, но для некоторых из них он обязателен.

Так, риск-ориентированный подход должны применять ведомства в области экологического, строительного, жилищного, ценового надзора, а также в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранности автомобильных дорог регионального значения, технического состояния самоходных машин, аттракционов и другой техники.

Применять риск-ориентированный подход вправе ведомства, контролирующие пожарную, медицинскую, санитарно-эпидемиологическую, транспортную, трудовую, энергетическую, ветеринарную деятельность, а также сферы связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения.

Содержание

Содержание

Риск ориентированный подход при реализации контрольных мероприятий: суть концепции

В рамках концепции органы надзора проводят оценку деятельности организации за последние несколько лет, после чего присваивают предприятию ту или иную категории риска.

  • добросовестность организации в части выполнения требований законодательных норм;
  • наличие взысканий, наложенных в виде штрафов, пеней, предписаний;
  • наличие в штате организации работников, которые ранее были дисквалифицированы за административные правонарушения;
  • наличие жалоб на действия организации как работодателя, поступившие в органы ГИТ от сотрудников.

На основании проведенной проверки контролирующий орган присваивает организации определенную категорию риска, на основании которой определяется периодичность проверок, которые будут проводиться в отношении деятельности такой организации.

Чем выше категория риска, тем чаще контролеры вправе планово проверять организацию.

Риск ориентированный подход при налоговых проверках

ФНС по праву считается флагманом риск-ориентированного подхода – налоговики ввели для налогоплательщиков критерии рисков еще в середине 2016 года. В течение последующих 2-х лет концепция риск-ориентированного подхода к налоговым проверкам дополнялась и совершенствовалась.

В соответствие с концепцией, ФНС анализирует деятельность налогоплательщика в части исполнения требований налогового законодательства, после чего присваивает организации ту или иную категорию риска. Проверке подлежат документы (декларации, отчетные формы), предоставляемые налогоплательщиком в ФНС в стандартном порядке.

При оценке деятельности налогоплательщика и определении категории риска ФНС учитывает:

Частота проверок ФНС при риск-ориентированном подходе

Оценив деятельность организации и присвоив ей определенный класс риска, ФНС устанавливает периодичность плановых проверок, которые могут проводиться в отношении предприятия. Чем выше установленная категория риска, тем чаще ФНС может планово проверять налогоплательщика.

Частота проведения плановых налоговых проверок при риск-ориентированном подходе представлена в таблице ниже:

№ п/п Категория риска юрлица/ИП Частота налоговых проверок
1 Категория высокого риска Плановые проверки не чаще 1 раза в 3 года
2 Категория среднего риска Плановые проверки не чаще 1 раза в 5 лет
3 Категория низкого риска Плановые проверки не проводятся

Отметим, что риск-ориентированная концепция ФНС действует исключительно в отношении плановых проверок, которые проводятся на основании утвержденного графика. При этом ФНС сохраняет право на внеплановые проверки организации при наличии соответствующих оснований.

Автоматизированная проверка НДС

Отличительная особенность риск-ориентированного подхода в ФНС – реализация концепции с использованием автоматизированной системы контроля.

Порядок классификации налогоплательщика по категориям риска с помощью автоматизированной системы СУР АСК НДС отражен в Письме ФНС № ЕД-4-15/9933 от 03.06.2016 года. Согласно порядку, система осуществляет автоматическую проверку декларации НДС, предоставленной налогоплательщиком в электронном виде, и на основании проведенного анализа присваивает налогоплательщику определенный критерий риска – высокий (красный цвет), средний (желтый цвет), низкий (зеленый цвет).

Порядок присвоения налогоплательщику категории риска на основании автоматизированной проверки системой СУР АСК НДС представлен в таблице ниже:

Проверка документов ФНС при риск-ориентированном подходе

В целях модернизации риск-ориентированной концепции в налоговом секторе ФНС разработала порядок определения объема документов, запрашиваемых для налоговой проверки.

Согласно Письму ФНС № ЕД-4-15/1281 от 26.01.2017 года, ФНС установила объем документов (в процентном соотношении), которые подлежат истребованию при проверке организации в зависимости от присвоенной ей категории риска:

ФНС вправе истребовать:

  • 40% документов в случае если по результатам предыдущей налоговой проверки составлен акт о нарушениях;
  • 10% документов при условии, что предыдущая проверка налогоплательщика не выявила нарушений.

Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 4-х налоговых периодов подряд

ФНС вправе истребовать:

  • 40% документов в случае если по результатам предыдущей налоговой проверки составлен акт о нарушениях;
  • 10% документов при условии, что налогоплательщик впервые заявил право на налоговую льготу;
  • 5% документов в случае, если налоговая льгота заявляется впервые, при этом налогоплательщиком предоставлены типовые формы документов.

Документы не истребуются в случае, если в результате предыдущей налоговой проверки ФНС не выявила нарушений, а налогоплательщиком заявлена одна и та же налоговая льгота в течение 5-х налоговых периодов подряд

Таким образом, риск-ориентированный подход ФНС не только оптимизирует порядок проведения плановых проверок, но и значительно упрощает саму процедуру проверки путем уменьшения количества проверяемых документов в зависимости от категории риска, присвоенной налогоплательщику.

Читайте также: