Устное информирование в налоговой что это

Обновлено: 03.05.2024

Налогоплательщики могут получать в налоговых органах по месту учета бесплатную устную и письменную информацию о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, формах и правилах заполнения налоговых деклараций и др. С мая этого года действует новый порядок предоставления налоговыми органами таких сведений. Рассмотрим, как налогоплательщику получить необходимую информацию в инспекции.

Ознакомимся с основными положениями этого документа и первыми итогами его применения.

Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Регламент) .

О целях разработки и особенностях Регламента

В п. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено следующее. Налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также на получение форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснений о порядке их заполнения. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять указанную информацию.

Ранее взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков регулировались Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444.

По сравнению с предыдущим новый Регламент не внес особых корректив в действия налоговых органов, но в нем более подробно прописана последовательность действий налоговых органов, что дает возможность налогоплательщикам повысить осведомленность о собственных правах и обязанностях. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки.

Примечание. Регламент был разработан в целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. В документе определены сроки информирования и последовательность действий налоговых органов и их должностных лиц.

Какие информационные услуги могут получить налогоплательщики

В соответствии с п. 21 Регламента налоговые органы могут бесплатно предоставить налогоплательщикам следующие услуги:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков в устной форме;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;
  • публичное информирование налогоплательщиков;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Примечание. Новый Регламент более соответствует современным условиям ведения бизнеса, поскольку в нем предусмотрена возможность информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

Оказание налоговыми органами информационных услуг в соответствии с устными или письменными обращениями налогоплательщиков подразумевает предоставление любой информации, касающейся налогообложения. Это могут быть сведения:

  • о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;
  • формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;
  • реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика;
  • приеме налоговых деклараций.

Обратите внимание: в п. 12 Регламента перечислены основания, при наличии которых налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации. Итак, не осуществляется информирование:

  • по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа;
  • о сведениях, не подлежащих разглашению, или сведениях конфиденциального характера;
  • при отсутствии в запросе обязательных реквизитов;
  • о правильности применения налогоплательщиками налогового законодательства;
  • о проведении экспертиз договоров, а также учредительных документов организаций;
  • налогоплательщиков лично (их представителей) в целях получения конфиденциальной информации в устной или письменной форме без представления документов, удостоверяющих личность (подтверждающих полномочия их представителей).

Алгоритм получения устной и письменной информации

В Регламенте изложена последовательность действий налоговых органов при обращении налогоплательщика за информацией в устной или письменной форме, а также по телекоммуникационным каналам связи.

При устном информировании налогоплательщик получает ответ в момент обращения. Регламентированное время информирования составляет 45 минут. Оно включает как период ожидания налогоплательщиком своей очереди, так и время устной консультации специалиста налогового органа. Причем максимальное время ожидания в очереди составляет 30 минут, а максимальное время предоставления информации - 15 минут.

Отметим, что при направлении запросов в электронном виде через специализированных операторов связи налогоплательщики не получают ни подтверждения налогового органа о дате получения обращения, ни квитанции о приеме запроса. Ведь направляемый в электронном виде информационный запрос не подписан ЭЦП налогоплательщика.

В то же время электронные обращения принимаются к рассмотрению в налоговых органах в том же порядке, что и обращения, направленные по почте, при условии, что налогоплательщик указал все необходимые реквизиты. Такое сознательное отклонение от требований Регламента допускается налоговыми органами в пользу налогоплательщиков, поскольку порядок использования главного реквизита электронного документа - ЭЦП сегодня подробно урегулирован только в налоговых органах, налогоплательщики же далеко не все имеют электронно-цифровую подпись.

Справка. Образец обращения для получения письменной информации

В Приложении N 4 к Регламенту приведен рекомендуемый образец письменного обращения налогоплательщика. Однако если обращение будет изложено в произвольной форме, то налоговый орган вправе отказать в его рассмотрении только в случае отсутствия в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов налогоплательщика:

для физического лица - фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица;

для организации - полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, подавшего обращение, печати организации (если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации).

Согласно Регламенту публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов в следующих формах:

  • путем размещения информации на интернет-сайтах ФНС России и региональных управлений;
  • размещения информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;
  • размещения информации на информационных стендах налоговых органов;
  • проведения с налогоплательщиками семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских мероприятий.

Примечание. В Приложениях N N 8, 9 и 10 к Регламенту приведены формы справок о состоянии расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц с налоговыми органами. В каждой из форм имеется пометка, что справка не подтверждает исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Информирование о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам осуществляется при обращении налогоплательщика в налоговый орган лично, по запросу, направленному по почте или переданному по ТКС. В данном случае информация предоставляется в виде справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, выдаваемой налоговым органом в течение пяти рабочих дней. Эта справка не является документом, подтверждающим исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Указанная справка информирует налогоплательщика о текущем состоянии его расчетов. В запросе можно уточнить способ получения справки (лично или почтовым отправлением) и дату, на которую она предоставляется. Если способ получения справки в запросе не указан, то оформленная справка будет направлена налогоплательщику по почте заказным письмом.

Правила приема налоговых деклараций

На основании ст. 80 НК РФ налогоплательщик (его представитель) имеет право представить налоговую декларацию (расчет) на бумажном носителе лично или почтовым отправлением с описью вложения либо передать в электронном виде по ТКС.

Если налогоплательщик (его представитель) подает декларацию в налоговый орган лично, то максимальное время приема налоговой декларации не должно превышать 10 минут, а время ожидания в очереди - 30 минут (п. 130 Регламента). За это время сотрудник налогового органа обязан:

  • проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию, документы, подтверждающие личность и соответствующие полномочия представителя налогоплательщика;
  • проверить соответствие налоговой декларации установленной форме;
  • зарегистрировать налоговую декларацию в информационном ресурсе инспекции;
  • проставить по просьбе налогоплательщика (его представителя) на поданной им копии налоговой декларации отметку о принятии и дату приема.

Примечание. Блок-схемы приема налоговых деклараций (расчетов), приведенные в Приложениях N N 11, 11-1 и 11-2 к Регламенту, позволяют наглядно увидеть последовательность движения в налоговом органе отчетности, представленной налогоплательщиком.

В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций начальнику налоговой инспекции или его заместителю Регламентом предоставлено право определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика в очереди, но не более двух часов (при условии обеспечения приема всех обратившихся не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня).

В п. 133 Регламента перечислены причины, по которым налоговая декларация не может быть принята у налогоплательщика:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика или уполномоченного представителя, или отказ в предъявлении таких документов;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме (формату) и не в установленном порядке;
  • отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и (или) печати;
  • отсутствие в налоговой декларации ЭЦП налогоплательщика или его уполномоченного представителя либо несоответствие ЭЦП.

При наличии указанных оснований в отчетности, представленной налогоплательщиком лично или направленной по почте, налоговый орган не позднее дня, следующего за днем принятия налоговой декларации, направляет налогоплательщику по почте заказным письмом уведомление о необходимости уточнения налоговой декларации в течение пяти рабочих дней.

Форма уведомления приведена в Приложении N 13 к Регламенту.

При сдаче отчетности в электронном виде по ТКС налоговый орган в аналогичном порядке в тот же срок, что и при приеме отчетности, направленной по почте, проводит проверку наличия всех обязательных реквизитов и отсутствия оснований, по которым налоговая декларация не принимается (п. 155 Регламента). При наличии оснований, при которых отчетность не может быть принята, налогоплательщику также в электронном виде по ТКС направляется уведомление об отказе в принятии налоговой декларации с указанием причины.

Примечание. Уведомление, направляемое в электронном виде по ТКС, оформляется по той же форме (Приложение N 13 к Регламенту), что и аналогичное уведомление, направляемое по почте.

Если налоговая декларация представлена в соответствии с установленным форматом и ЭЦП соответствует подписи налогоплательщика (его представителя), налоговый орган направляет налогоплательщику (его представителю) квитанцию о приеме налоговой декларации. Затем в соответствии с Регламентом в течение двух рабочих дней со дня направления такой квитанции налоговый орган проводит входной контроль с данной налоговой декларации. При выявлении недостатков и (или) противоречий между представленными сведениями налогоплательщику направляется в электронном виде по ТКС уведомление об уточнении налоговой декларации.

Контроль за исполнением информационных услуг и первые итоги применения Регламента

В Регламенте предусмотрен раздел, содержащий положения об осуществлении контроля в налоговых органах за исполнением функции по бесплатному информированию налогоплательщиков и об ответственности должностных лиц налоговых органов. Так, например, контроль за исполнением обращений налогоплательщиков в устной или письменной форме, а также за информированием о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за такое информирование. Контроль за исполнением публичного информирования налогоплательщиков осуществляется ежемесячно теми же начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за данное информирование, а также дополнительно начальником инспекции ФНС России или его заместителем (руководителем Управления ФНС России или его заместителем).

Контроль за организацией приема налоговых деклараций (расчетов) и информированием налогоплательщиков о результатах приема осуществляется ежедневно начальниками соответствующих структурных подразделений налогового органа по данным информационного ресурса.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения информационной функции структурными подразделениями определяются начальником инспекции ФНС России.

Заключительным разделом Регламента определены основные положения порядка обжалования актов (решений) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц при исполнении государственной функции бесплатного информирования налогоплательщиков.

За пять месяцев работы налоговых органов в соответствии с новым Регламентом можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.

Подробное изложение в Регламенте последовательности информирования налогоплательщиков делает работу налоговых органов более прозрачной и позволяет налогоплательщикам контролировать действия должностных лиц налогового органа.

Примечание. Основные положения Регламента предоставляют возможность налогоплательщикам подготовить запрос в установленном порядке и с соблюдением всех необходимых требований.

В Регламенте четко определены сроки исполнения административных процедур по информированию налогоплательщиков.

Вместе с тем подробное описание организационной работы внутри и между отделами инспекции, приведенное в Регламенте, не является целесообразным. Ведь слишком подробная информация о последовательности действий должностных лиц налоговых органов не представляет особого интереса для налогоплательщиков, а лишь увеличивает объем документа и снижает вероятность того, что налогоплательщики внимательно изучат его.

Кроме того, в Приложении N 1 к Регламенту содержится перечень всех налоговых органов с почтовыми адресами, номерами телефонов справочных служб, факсов и иной контактной информацией. В случае изменения хотя бы одного из этих реквизитов справочная информация, представленная в Регламенте, уже будет неактуальной.

Время информирования налогоплательщиков и время ожидания в очереди, установленное в Регламенте, сегодня может соблюдаться налоговым органом с большим трудом. Особенно это касается периода сдачи отчетности. Единственный срок, установленный налоговым органам в п. 39 Регламента, - максимальное время ожидания налогоплательщиком в очереди при представлении письменного обращения в инспекцию лично, которое составляет 30 минут, обычно не превышается только по той причине, что в это окно никогда не бывает очереди.

Примечание. С целью получения контактной информации о должностных лицах налоговых органов удобнее пользоваться интернет-сайтами региональных управлений налоговых органов, поскольку размещаемая на них информация в случае каких-либо ее изменений обновляется в оперативном порядке.

В других случаях соблюдать на практике установленное Регламентом предельное время ожидания в очереди и время информирования налогоплательщиков налоговыми органами не представляется возможным. Например, налоговая неграмотность граждан порождает массу вопросов к сотрудникам налоговых органов и зачастую 15 минут информирования бывает недостаточно. А если в соответствии с Регламентом предложить налогоплательщику обратиться в письменной форме, то это вызовет в большинстве случаев недовольство, поскольку налогоплательщик уже потратил личное время и желает получить подробную информацию в момент обращения, а не через 30 дней.

Практически каждому налогоплательщику знакома ситуация в инспекции в период сдачи отчетности. На практике те "счастливчики", которые сдают налоговые декларации на бумажном носителе лично, вряд ли проходили эту процедуру за 10 минут, отведенных Регламентом. Ведь, кроме того что сотрудник налогового органа должен проверить документы лица, представляющего декларацию, и правильность ее заполнения, отметку на налоговой декларации он не поставит до тех пор, пока налогоплательщик не сдаст дополнительно дискету с файлом налоговой декларации.

В п. 13 Регламента продублированы нормы ст. 33 НК РФ об обязанностях должностных лиц налоговых органов:

Однако культура обслуживания налогоплательщиков пока недостаточно высока, и в работе налоговых органов еще бывают случаи несоблюдения сотрудниками норм делового этикета.

гражданской службы РФ 1-го класса

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Руководителя организации пригласили на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений относительно применения вычетов на основании счетов-фактур, выставленных от имени фирмы-однодневки. Из новой формы уведомления о вызове налогоплательщика (утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@) исключена оговорка об административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица ИФНС. Означает ли это, что теперь руководителя организации нельзя оштрафовать за неявку в инспекцию без уважительных причин?

О правах контролеров

Права налоговых органов перечислены в ст. 31 НК РФ. В пункте 4 нормы сказано, что контролерам разрешено вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений:

в связи с уплатой и перечислением им налогов;

в связи с налоговой проверкой;

в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

Как видим, формулировка нормы весьма расплывчата, а значит, позволяет контролерам на законных основаниях требовать от налогоплательщика явиться в инспекцию и задать ему любые вопросы, касающиеся налогообложения его деятельности.

В довольно старом Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговое ведомство привело для примера несколько конкретных ситуаций, где может быть применен п. 4 ст. 31 НК РФ.

Ситуация 1. Непосредственно у налогоплательщика необходимо получить пояснения по вопросам, связанным с исполнением им норм НК РФ, в том числе в ходе заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Иными словами, налогоплательщик может быть вызван в инспекцию, так сказать, для беседы. А тем для такой беседы предостаточно: низкая (по сравнению со среднеотраслевой) налоговая нагрузка, значительная (превышающая среднее значение по региону) доля налоговых вычетов, применение вычетов на основании счетов-фактур сомнительных поставщиков, систематическое возмещение НДС из бюджета, неисполнение обязанности по уплате налога, в том числе доначисленного по результатам налоговой проверки.

Добавим: как правило, комиссии по легализации налоговой базы проводятся вне рамок налоговой проверки. Судьи давно признали, что это не нарушает прав коммерсантов. Так, в Постановлении от 08.05.2014 по делу № А27-10859/2013 ФАС ЗСО подчеркнул, что в силу ст. 82 НК РФ такое мероприятие налогового контроля, как получение объяснений, налоговики могут проводить и в ходе проверок, и в иных ситуациях, связанных с исполнением налогового законодательства. В Постановлении АС ПО от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015 отмечено, что получение объяснений от налогоплательщика возможно не только в ходе проверок. Инспекторы не ограничены в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых самим налогоплательщиком. По мнению ФАС ДВО (Постановление от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 по делу № А51-14534/2012), проведение комиссий преследует цель пресекать случаи неполного отражения налогоплательщиками в учете хозяйственных операций, выявлять фальсификацию отчетности, схемы ухода от налогообложения.

Ситуация 2. В ходе контрольных мероприятий у инспекторов возникли вопросы, которые можно разрешить только при личной встрече с проверяемым лицом. Напомним, что п. 3 ст. 88 НК РФ обязывает ИФНС уведомить налогоплательщика о том, что камеральной проверкой выявлены ошибки (противоречия) в сданной им отчетности или несоответствие представленных им сведений сведениям, которыми располагает налоговый орган. В целях реализации указанной нормы инспекция направляет проверяемому лицу требование о представлении пояснений. Оно считается исполненным, если в течение пяти рабочих дней налогоплательщик обоснует причины установленных проверкой противоречий или несоответствий либо уточнит свои налоговые обязательства.

Ситуация 3. Необходимо вручить лично проверяемому лицу (как правило, уклоняющемуся от проверки или препятствующему ее проведению) какие-либо документы или ознакомить его с ними под подпись. Очевидно, что в данном случае явка налогоплательщика в ИФНС требуется в связи с проведением камеральной или выездной проверки.

Есть и другие ситуации, при которых налоговики могут реализовать право на вызов проверяемого лица в инспекцию.

К сведению: в Письме от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015 ФНС обратила внимание на необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной проверкой (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. Получение пояснений в ходе выездной проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта по ее результатам и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий.

Полученные при личной встрече пояснения налогоплательщика фиксируются (иначе какой в них толк?). Поскольку действующим законодательством не предусмотрено составление протокола или иного документа по итогам получения пояснений от коммерсанта, налоговый орган сам решает, как это сделать (главное, чтобы налогоплательщик был не против). Пояснения могут быть закреплены в письменной форме или иными способами, в том числе с использованием технических средств.

Об обязанностях налогоплательщиков

Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. 23 НК РФ. Данной нормой обязанность прибыть в инспекцию по вызову для дачи пояснений не предусмотрена. Не означает ли это, что явку в налоговый орган можно расценивать как право налогоплательщика?

Минфин так не считает. В Письме от 09.04.2010 № 03-02-08/21 ведомство сослалось на пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Здесь закреплена обязанность налогоплательщика выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров на личную встречу с ним расценивается чиновниками как препятствование деятельности ФНС.

Остался еще один вопрос. Обязан ли налогоплательщик, явившийся по требованию налогового органа для дачи пояснений, эти пояснения давать? Здесь все довольно просто: согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов является правом налогоплательщика. Поэтому, полагаем, он может отказаться отвечать на вопросы налоговиков. Есть только один случай, когда дача пояснений вменена в обязанность налогоплательщика, – это выставление налоговым органом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ требования о представлении пояснений (об этом мы говорили выше). Но для исполнения этой обязанности явка проверяемого лица в налоговый орган законом не предусмотрена.

О форме и содержании уведомления

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик вызывается в инспекцию на основании письменного уведомления. Это единственное условие для реализации контролерами их права.

Форма уведомления утверждается приказом налогового ведомства. Действующее ныне уведомление (форма по КНД 1165009) содержится в приложении 2 к упоминавшемуся выше Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.

В уведомлении обязательно следует указать:

вопрос, по которому требуются пояснения (уведомление должно содержать подробное описание оснований для вызова налогоплательщика, иначе у него не получится подготовиться к беседе с представителями инспекции; заранее известная цель визита в налоговый орган поможет коммерсанту сформулировать объяснения по существу налоговых требований, подкрепить свои пояснения соответствующими документами, а при необходимости – воспользоваться юридической помощью);

точное место, где состоится встреча (адрес налогового органа, номер кабинета);

дата и время прибытия в налоговый орган (либо конкретная дата и время, либо приемные дни и часы работы инспекции, чтобы налогоплательщик сам решил, когда ему будет удобно явиться).

Как видим, из содержания уведомления налогоплательщик должен точно узнать, зачем, куда и во сколько он должен прибыть для дачи пояснений. Поэтому применение налоговым органом неактуальной формы уведомления принципиального значения не имеет. Так, Пермский краевой суд в Постановлении от 16.11.2017 по делу № 44-а-1601/2017 не признал ненадлежащим уведомление на бланке старого образца, утратившем юридическую силу. Суд решил, что все требования, предъявляемые действующим законодательством к уведомлению о вызове налогоплательщика, инспекцией соблюдены. В нем есть все обязательные реквизиты: адресат, дата, время, адрес и место (кабинет) заседания комиссии, цель вызова налогоплательщика. Уведомление подписано надлежащим лицом ИФНС, его подпись расшифрована.

Конкретных способов вручения уведомления о вызове налогоплательщика законодательством не установлено. Значит, по сути, ИФНС может передать документ любым из способов, предусмотренных п. 4 ст. 31 НК РФ:

вручить представителю организации (законному или уполномоченному) лично под расписку;

послать по почте заказным письмом;

Между тем плательщикам НДС нужно учитывать следующее. В соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ они должны представлять декларации по НДС исключительно в электронной форме по ТКС. Пункт 5.1 ст. 23 НК РФ обязывает их обеспечить электронное взаимодействие с налоговыми органами. Согласно Распоряжению ФНС России от 31.12.2015 № 290@ передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту, является приоритетным способом отправки документации. И только при уклонении указанных лиц от получения документов по ТКС допускается их направление на бумажном носителе.

Об ответственности

Налоговым кодексом не установлена ответственность налогоплательщика за неявку в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством, а точнее ст. 19.4 КоАП РФ. Применяется она не к организации, а к ее должностному лицу (законному или уполномоченному представителю).

Согласно ч. 1 названной нормы неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

на граждан – от 500 до 1 000 руб.;

на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 руб.

Ранее (до 04.01.2019)о возможных негативных последствиях при игнорировании предписания контролеров можно было узнать из формы уведомления. Из новой формы уведомления эта оговорка исчезла. Однако, полагаем, это не говорит о том, что теперь привлечь должностное лицо налогоплательщика к административной ответственности нельзя. Ведь административное законодательство не поменялось. Правомерность применения обозначенной нормы при неявке налогоплательщика в налоговый орган подтверждена КС РФ.

В Определении КС РФ от 20.11.2014 № 2630-О отмечено следующее. Как и любое другое административное наказание, административный штраф в силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях преду­преждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Часть 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность (в том числе в виде штрафа) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, выполняющего функцию государственного надзора (контроля). Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом. В НК РФ предусмотрено право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ), а также обязанность налогоплательщиков не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика.

Добавим, возбуждение дела об административном правонарушении, составление соответствующего протокола вменено в обязанность налогового органа (п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассмотрение дела и вынесение соответствующего постановления – в обязанность судебных органов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Важный нюанс: административная ответственность может быть применена к налогоплательщику исключительно за неявку по вызову инспекции, а не за отказ от дачи пояснений (п. 2.3 Письма ФНС России № АС-4-2/12837). Ведь дача пояснений – дело добровольное (об этом мы говорили выше). А вот за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении пояснений, выставленное налоговым органом в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ, ответственность существует. Установлена она п. 1 ст. 129.1 НК РФ. За указанные деяния налогоплательщику грозит штраф в размере 5 000 руб. Данная норма применяется к организации, ее должностные лица привлечению к ответственности не подлежат.

Вызвали в налоговую на допрос – последнее время этой фразой трудно кого-либо удивить. Налогоплательщиков и их сотрудников приглашают для бесед в ИФНС регулярно. Рассказываем, кого и зачем могут вызвать инспекторы, как себя вести на допросе и что будет тем, кто не придет.

Зачем вызывают налоговики

Сейчас налоговиками практикуется две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию.

Первая форма – вызов в ИФНС в качестве свидетеля. Данная процедура урегулирована ст. 90 НК РФ. Согласно этой норме, ИФНС вправе вызвать для допроса любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо значимые для налогового контроля обстоятельства.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Организации и ИП приглашают для бесед в ИФНС регулярно, не надо пугаться.

2. Налоговики практикуют две формы вызова налогоплательщиков (их сотрудников) в налоговую инспекцию: вызов в ИФНС в качестве свидетеля и для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов

3. Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов.

4. Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля.

5. В НК РФ прописана ответственность за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать.

6. Законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут.

7. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

8. Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. Штраф будет по ст. 19.4 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Второй повод для вызова в ИФНС – дача пояснений по вопросам уплаты налогов. Предприниматели эту процедуру называют налоговый допрос. Частный случай дачи таких пояснений – прохождение налоговой комиссии. Правовым основанием для вызова в ИФНС здесь служит пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Налоговики вправе вызывать для дачи пояснений всех без исключения налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также налоговых агентов. Причем пояснения могут касаться любого вопроса, так или иначе связанного с уплатой налогов. В основном это – занижение облагаемой базы, низкие показатели налоговой нагрузки, несвоевременное перечисление налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности. Если ИФНС выявит любое из этих обстоятельств, требование ИФНС объясниться вы получите обязательно.

Ранее налоговые комиссии проводились, в том числе, по вопросам уплаты НДС, налога на прибыль, на имущество, НДФЛ и других налогов. Общее название для всех подобных комиссий – комиссия по легализации налоговой базы. Год назад в соответствии с письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ комиссии были фактически отменены.

Сейчас налоговики проводят лишь два типа комиссий:

Однако это не мешает ИФНС запрашивать пояснения и относительно всех прочих налогов.

Кого вызовут на зарплатную комиссию ИФНС

Согласно письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, обязательному вызову на комиссию подлежат следующие плательщики/налоговые агенты по НДФЛ:

В перечень плательщиков страховых взносов, которых вызовут на комиссию в первую очередь, входят:

  • страхователи, имеющие задолженность по перечислению страховых взносов;
  • плательщики, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;
  • страхователи, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим периодом;
  • плательщики, исчислявшие в предыдущих периодах взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, но в текущем периоде применившие иные ставки тарифов.

103.jpg
Правовые гарантии для свидетелей

Явка в инспекцию по законному требованию налоговиков строго обязательна. Причем даже в тех случаях, когда физлицо не располагает необходимыми сведениями в качестве свидетеля. При этом законодательство не содержит норм, которые позволяли бы налоговикам принудительно доставлять граждан для дачи показаний. Поэтому заставить гражданина давать показания против его воли налоговики не могут. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Одновременно свидетелям предоставляется и ряд правовых гарантий. Физлицу, вызванному в инспекцию в качестве свидетеля, необходимо помнить о своих правах, закрепленных в Конституции и НК РФ. Так, в определенных случаях можно попросту отказаться от дачи показаний. По закону никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Отказ от дачи показаний в таких случаях не повлечет никаких санкций.

Наряду с этим каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если понимаете, что допрос может обернуться против вас, лучше воспользоваться конституционными гарантиями и прийти в инспекцию вместе с юристом.

При этом ст. 90 НК РФ закрепляет перечень лиц, которые вообще не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, это адвокаты и аудиторы, хотя с 2019 года аудиторской тайны больше не будет).

Также следует помнить, что ст. 128 НК РФ устанавливает ответственность только за неявку свидетеля в ИФНС без уважительных причин. При наличии же таких причин свидетеля, не явившегося для дачи показаний, не оштрафуют. Законодательство не содержит перечня уважительных причин для неявки в инспекцию. Поэтому ими могут признаваться, например, болезнь или служебная командировка. В любом случае о наличии уважительных причин следует заблаговременно сообщить в ИФНС.

Как себя вести на налоговой комиссии

Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Само собой, все пояснения должны быть документально подтверждены.

Стоит отметить, что законодательство устанавливает ответственность только за неявку для дачи пояснений. Если налогоплательщик пришел в инспекцию, но никаких пояснений так и не дал, никакой ответственности ему не грозит. Поэтому даже в тех случаях, когда по существу предъявленных ИФНС претензий ответить нечего, вызов в инспекцию игнорировать не стоит.

Последствия неявки для дачи пояснений одним лишь штрафом не исчерпываются. Так, инспекторы могут решить, что уведомление о явке в ИФНС просто не дошло до плательщика по причине ненахождения компании по юридическому адресу. Компанию внесут в список недобросовестных плательщиков и назначат выездную налоговую проверку.

38.jpg
Что будет, если не явиться на комиссию в ИФНС

Помимо попадания организации/ИП в зону повышенного внимания налоговиков и возможного назначения выездной проверки, неявка в ИФНС по законному требованию повлечет административные штрафы.

В НК РФ прописана ответственность только за неявку в ИФНС для дачи свидетельских показаний. Если вас вызвали в инспекцию в качестве свидетеля, а вы не явились или отказались давать показания, вас могут оштрафовать по ст. 128 НК РФ. Согласно этой норме, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин грозит штрафом в размере 1000 рублей.

Что касается вызова в налоговую на комиссию/для дачи пояснений, то НК РФ не устанавливает ответственности за неявку. Но это не значит, что неявка не повлечет никакого штрафа. В КоАП РФ есть ст. 19.4, которая устанавливает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Несмотря на незначительные размеры штрафов, вызов в инспекцию лучше не игнорировать. Неявка будет расцениваться как попытка утаить какую-либо информацию и уйти от сотрудничества. Кроме того, налоговики могут решить, что организация не находится по месту своей регистрации, и в отношении плательщика начнут выездную проверку. Также обращаем ваше внимание на то, что сотрудничество с налоговиками в ряде случаев действительно позволяет избежать проверок и доначисления налогов.

Павлова Юлия

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказали, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.

Читайте также: