Услуги рао и воис при усн

Обновлено: 07.05.2024

Как ответить на претензию РАО и ВОИС.

Почему за музыку деньги собирают две организации РАО и ВОИС.

Доход от мероприятия получает бюджетная организация, которая и платит в РАО и ВОИС авторские отчисления. Съемка мероприятия выложена на ютубе и вконтакте на странице сообщества ООО. Правомерны ли требования РАО и ВОИС по уплате авторских платежей за музыкальное сопровождение мероприятия на ютуб и вконтакте? Просмотр мероприятия бесплатный.

Скажите, есть ли какая-то возможность не платить РАО и ВОИС за публичное исполнение фонограмм?

Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (школа) обязано ли заключать договор с РАО и ВОИС? Заранее спасибо.

У меня ресторан. Меня постоянно беспокоят специалисты из РАО и ВОИС. Я, естественно, не хочу нести ответственности перед этими организациями. Хочу составить договор с ООО Медиа на предоставление музыкальных услуг со всеми вытекающими последствиями, т.е. чтобы ООО Медиа разбиралась с РАО и ВОИС. Возможно ли составление такого договора? И на что обратить внимание?

Правомерно ли брать с меня оплату в РАО и ВОИС если я включаю радиовещание в своем магазине для себя и покупателей?

Для проведения детских мероприятий необходимо скачать песни военных лет. Подскажите как это сделать без проблем с РАО и ВОИС. Спасибо.

Нужно ли людям (тамада и ди-джей), которые занимаются проведением торжеств (свадьбы, юбилеи, корпоративы и т.д),заключать договор с РАО и ВОИС и платить им вознаграждение?

Слушаем музыку с радио, нужно ли платить ВОИС и РАО? предыдущий бухгалтер несколько лет назад заключил договор с ними. Как теперь расторгнуть договор и возможно ли это?

И как можно перестраховаться, чтобы в случае сотрудничества с такими организациями, избежать возможных проблем с проверяющими органами?

Пришёл штраф от РАО и ВОИС на сумму 240 тыс. за прослушивание музыки в заведении, как быть? В претензии указано ООО, а заведение принадлежит ИП. Ссылаются на то что в чеке стояла печать от ООО.

РАО и ВОИС зафиксировало, что в нашем торговом комплексе проигрывалась радиостанция, предоставили только фотофиксацию, но говорят, что есть и видео, выставили нам претензию на 18 произведений, склоняют к заключению договора. Но радио уже платит им отчисления, насколько правомерно использование трансляции радио в ТК?

Поступила претензия в печатном виде от РАО и ВОИС на сумму 220000 р за использование фонограмм. Заведение небольшое, работает по большей части на доставку, музыка воспроизводилась тихо с ноутбука с личного плейлиста. Есть ли возможность не платить, либо уменьшить сумму требований?

Сотрудники отдела по исполнению административного законодательства изъяли из кальянной ресивер и игровую приставку ps4 с дисками. Законны ли действия сотрудников? Просили принести договор с РАО и ВОИС, сказали, что никакую музыку нельзя, даже с iCloud; игровую приставку сдавать в аренду нельзя. Так ли это?

Я работаю свободным музыкантом. Т.е. выезжаю в кафе, рестораны, банкетные залы, где вместе с ведущей проводим различные праздничные мероприятия. Музыкальная аппаратура у меня своя. Но, с недавнего времени, две организации (РАО и ВОИС), которые контролируют соблюдение авторских прав в музыкальной сфере, требуют заключить с ними Договоры на публичное воспроизведение музыки в общественных местах. Тоже самое они требуют и от банкетных залов, ресторанов, кафе и т.д. У меня вопрос. Кто же должен на самом деле иметь лицензию на музыку: увеселительное заведение или такой музыкант как я? А то ведь получается, что за одну услугу мы платим РАО и ВОИС все вместе. Где же справедливость? Даже с юридической точки зрения.

Есть кафе, каждый месяц приходится платить РАО и ВОИС, что не сильно радует. Появилась мысль, как обойти поборы указанных организаций: в кафе играют в основном DJ сеты, то есть, DJ приобретал треки, размещённые авторами, например, на ресурсе soundcloud, перерабатывал, соединял их в одно произведение и с ними выступал или же давал их использовать. По большому счёту, если у DJ есть подтверждение того, что он приобрёл у правообладателя напрямую данные композиции, то он уже получил за них средства и никакое общество авторов не должно иметь претензий, автор всё своё уже получил. Как вы считаете, можно ли таким образом избежать поборов со стороны РАО и ВОИС?

Поправка в закон о страховых взносах, обязывающая общества коллективного управления авторскими правами (ОКУП) платить 22% за обязательное пенсионное страхование и 5,1% – за обязательное медицинское страхование с вознаграждений, которые общества распределяют между правообладателями – физическими лицами, принята в 2012 г. РАО отказывалось их платить – объясняло, что не выступает работодателем авторов, а выполняет посреднические функции: собирает вознаграждения в их интересах. РАО судилось с ПФР с 2016 г., но проиграло все суды. В 2018 г. со счетов РАО было принудительно списано 225 млн руб. страховых взносов за 2013–2015 гг., а в августе 2019 г. после проверки, как РАО платило страховые взносы за 2016 г., к уплате в ПФР предъявлено еще 176 млн руб., говорится в письме правообладателям.

Суд разрешил кинотеатру не платить за музыку в американских фильмах

Как следует из письма, увеличение ставки коснется всех правообладателей: и физических лиц, и компаний, и индивидуальных предпринимателей. Ставка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за исполнение произведений в эфире телеканалов, радиостанций и в интернете, увеличена с сентября на 7% и теперь составляет 27% – плюс еще 3% нужно отчислять в специально созданный при РАО Фонд поддержки правообладателей; ставка за публичное исполнение произведения (в кафе, транспорте, развлекательных заведениях и т. д.) – на 4% и достигла 34% (плюс те же 3%).

С физических лиц, вне зависимости от того, где распространяются их произведения, с сентября удерживается 35% (прежде – 30% за публичное исполнение, 20% – за передачу по телевидению, радио или в интернете; плюс всегда 3%).

Авторские миллиарды

Российское авторское общество (РАО) – аккредитованная при Минкульте организация коллективного управлению правами. РАО ведет сбор вознаграждений в интересах создателей произведений: композиторов, поэтов, сценаристов и т. д. Сегодня это крупнейшая по сборам ОКУП. Другие ОКУП: Российский союз правообладателей, собирает вознаграждение с импортеров и производителей техники за личное копирование музыки; Всероссийская организация интеллектуальной собственности, ведет сборы отчислений в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм. В 2018 г. РАО собрало в интересах правообладателей более 5,1 млрд руб., на собственные расходы общество направило более 785 млн руб., почти 102 млн руб. составили отчисления в специальные фонды, говорится в отчете РАО.

Решение повысить ставки отчислений для всех правообладателей, а не только для физических лиц, только с вознаграждений которых и необходимо платить в ПФР страховые взносы, Дмитриев назвал вынужденной мерой и сообщил, что по уставу РАО вопрос установления ставок отнесен к компетенции Авторского совета (это руководящий орган РАО). Во-первых, говорит предправления РАО, других источников погашения долга перед ПФР, кроме повышения ставок для всех авторов, у РАО нет. Во-вторых, максимальная ставка, которую может назначить РАО правообладателям, по уставу общества, – 35% (плюс 3% – сбор в Фонд поддержки правообладателей), но повышение ставки до максимума только для физических лиц не решило бы проблемы. Потери РАО в этом году, по оценке Дмитриева, могут составить порядка 150 млн руб.

Максимум, который ОКУП может брать с правообладателей на покрытие своих расходов, определен правительством в постановлении от декабря 2018 г: не более 45% собранного организацией вознаграждения. Именно такую долю РАО планирует удерживать в будущем с физических лиц, признался Дмитриев: необходимые изменения в устав РАО планируется внести в конце октября, когда будет созвана конференция общества. Ставки для юридических лиц дальше повышать не планируется, обещал Дмитриев.

Дмитриев подтвердил эту информацию и сообщил, что повышенные ставки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей планируется держать три года – за это время РАО планирует полностью погасить долги по взносам, – а затем ставки вернутся к значениям августа 2019 г.

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

  • Автор: Надежда Климова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.



Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.



Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:



2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:



3. Перейдите в раздел Tracks:







Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Памятка

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Я являюсь генеральным директором и единственным учредителем интернет радиостанции. С 2012 года у нас был заключен лицензионный договор с Российским авторским обществом. По условиями которого я платим им 2% от поступлений на расчетный счет. Осенью 2018 года РАО направили мне письмо о расторжении договора и предложением заключить новый договор. Совсем на других условиях. В новом договоре они хотят не просто 2% от дохода, а хотят чтобы я платил минимальный платеж в квартал вне зависимости от дохода. Коммерческое интернет радио для России - продукт достаточно новый. И рекламные доходы не очень большие, а бывает их вообще нет (что чаще). А данная организация просто вымогает деньги вне зависимости от длхода. Переговоры с ними привели лишь к незначительному снижению минимального платежа на первый год "сотрудничества". Сначала 12 000 дальше 13 000 потом 25 000 и далее стандартная ставка 50 000. Все доводы и выписки а также письма о том, что доход юрлица нестабилен да и физически не покроет таких расходов привели лишь к тому что сотрудники начали угрожать судом и т.п. Ну и пени за неуплату у нас тоже большие, рассказала мне сотрудница, да и из договора это видно. Я тоже в стороне не остался и пригрозил им обращением в Федеральную антимонопольную службу. Не сыграло также большой роли что я являюсь единственным учредителем и я инвалид второй группы.

1. Могут ли они по закону задирать такие цены и условия? Они говорят что могут по решению какогото там авторского совета и что они все такие супер аккредитованые.

2. Почему они одни только занимаются сбором авторского вознаграждения? То есть они по сути монополисты. Есть ли смысл обращаться в ФАС?

Я не против уплаты авторских вознаграждений. Но по адекватным условиям.

1. Могут ли они по закону задирать такие цены и условия? Они говорят что могут по решению какогото там авторского совета и что они все такие супер аккредитованые.

Руслан

так и есть- вот ссылка на ставки- и они действительно утверждаются советом

фактически они никак законом не ограничены- но им нужна как раз вот эта аккредитация — и тут по сути они монополисты

2. Почему они одни только занимаются сбором авторского вознаграждения? То есть они по сути монополисты. Есть ли смысл обращаться в ФАС?

Руслан

потому что это требование закона

можно конечно подать жалобу, но результат врятли для вас будет положительный, но попробовать- можете- и вам дадут письменный ответ от фас

увы- тут не вы их устанавливаете, и рао в этом плане вообще не сговорчивы- у них есть свой договор и они его почти никогда не меняют, с воис в этом плане чуть попроще (именно по договору если какие то правки)- но там тоже ставки свои, и никто вам их уступать не станет, это в том числе и их деньги ведь.

С РАО вообще довольно сложно договориться в плане изменения условий договора, если это касается невыгодных им условий.

Могут ли они по закону задирать такие цены и условия? Они говорят что могут по решению какогото там авторского совета и что они все такие супер аккредитованые.
Руслан

Усугубляется эта ситуация с коллективным управлением правами тем, что в гражданском праве действует свобода договора (421 ГК РФ). Вы можете заключать с ними договор, а можете не заключать, это ваш выбор, никто не принуждает.

Почему они одни только занимаются сбором авторского вознаграждения? То есть они по сути монополисты. Есть ли смысл обращаться в ФАС?
Руслан

Поддерживая коллегу выше, отмечу, что вы можете попробовать обратиться в ФАС. Фактически, РАО по закону предоставлена монополия на их деятельность, поэтому было бы даже интересно посмотреть ответ. Но я не думаю, что они ответят что-то по существу.

К сожалению, на данный момент не существует эффективных рычагов воздействия на РАО с целью добиться снижения тарифов. По крайней мере, недовольных тарифами очень много, но редко у кого получается выбить себе уступки. Чтобы вы понимали масштаб ситуации, знаю, что многие очень крупные клиенты (федеральный бизнес, который может себе многое позволить) ушли из РАО из-за непомерных платежей.

Но в России существуют и другие организации, которые не осуществляют управление авторскими правами на коллективной основе, но сотрудничают напрямую с правообладателями и поставляют легальный контент для различного бизнеса (не будут рекламировать, но в поиске можно найти). Можно попробовать с ними договориться.

Надеюсь, у вас получится найти более выгодные для себя варианты бизнеса.

Добрый день. А было ли в судебной практике случаи когда компании добивались именно отмены минимального платежа. Я не против ставки в 2% без проблем. И если бы я зарабатывал по миллиону в месяц, то я бы не против был бы и минимального платежа. Но в моей ситуации все по-другому. Может наверное все таки попробовать сунуться в минкульуры или фас.?

Может наверное все таки попробовать сунуться в минкульуры или фас.?

Руслан

Посмотрел судебную практику по вашему запросу.

Вообще, дел с участием РАО в качестве ответчика не так много, чаще они истцы. И ни одного дела, где кому-нибудь бы удалось принудить РАО заключить договор именно на своих, выгодных условиях, я не нашел.

Например дело, где истец пытался через суд принудить РАО к заключению договора (суд в иске отказал).

Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2017 года по делу А55-7805/2017. Там, к слову, суд ссылается на то, что эти договоры (между РАО и лицензиатами) являются публичными.

Истец — телерадиокомпания, которая хотела обязать заключить договор на своих условиях.

Проще говоря, одна из причин, по которой в снижении стоимости отказывают — договор между РАО и любым лицензиатом суды считают публичным, а одно из условий публичного договора — равная для всех потребителей стоимость. Поэтому РАО не обязано никому идти навстречу в условиях о стоимости (хотя и может это сделать по желанию).

Даже если в вашем ресторане звучит радио, это не снимает с вас обязанности выплачивать вознаграждение авторам и исполнителям музыки.

Вагенлейтнер Татьяна Александровна

Ресторан или кафе без музыки? Сегодня нечасто такое бывает: музыка звучит практически повсеместно. И это вполне логично: она имеет огромное значение для создания атмосферы заведения, что, в свою очередь, способствует повышению лояльности к нему посетителей (если, конечно, музыкальный фон им приятен). Но не только о подборе подходящего музыкального сопровождения необходимо задуматься ресторатору, но и о легальности использования этого репертуара.

К сожалению, не все знают о том, что исполнение и проигрывание музыкальных произведений в местах, открытых для свободного посещения (коими, безусловно, являются рестораны, бары и другие заведения), возможно лишь после выплаты вознаграждения правообладателям. Если же таковая не была произведена – это нарушение авторских прав, за которое законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, административная (ст. 7.12 КоАП) и даже уголовная ответственность (ст. 146 УК РФ).

Существует множество заблуждений на тему того, какое использование музыки в ресторанах, барах, кафе является законным, а какое – нет, и в данной статье мы попробуем об основных заблуждениях рассказать, чтобы уберечь вас от возможных нарушений.

Правообладатели

У звучащей в вашем заведении музыки может быть несколько законных правообладателей: авторы музыкального произведения (композиторы и поэты), исполнители (музыканты), а также изготовители фонограмм*.

*Фонограммами являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (ст. 1304 ГК РФ).

Авторам произведения и владельцам смежных прав (исполнителям и изготовителям фонограмм) принадлежит исключительное право использовать результат своей интеллектуальной деятельности в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, в том числе осуществлять публичное исполнение*.

*Публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (ст.1270 ГК РФ).

При этом законом допускается публичное исполнение музыкальных произведений и фонограмм без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

РАО и ВОИС

Трудно представить себе многочисленных российских и зарубежных авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм, обивающих пороги ресторанов с просьбой выплатить им вознаграждение, поэтому законодательно закреплено, что осуществлять их права на получение вознаграждения могут организации по управлению правами на коллективной основе (ст.1242 ГК РФ). Если такая организация имеет государственную аккредитацию, она может представлять интересы не только тех правообладателей, с которыми заключила договор, но и тех, с которыми таких договоров нет, т.е. может собирать вознаграждение для неопределенного круга правообладателей, в том числе иностранных. В связи с этим не стоит рассчитывать на решение проблемы путем проигрывания зарубежной музыки.

Аккредитованными организациями по управлению правами на коллективной основе в этой сфере являются Российское Авторское Общество (РАО), представляющее интересы авторов музыкальных произведений, и Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), представляющая интересы исполнителей и изготовителей фонограмм.

Некоторые правообладатели исключают из управления РАО и ВОИС свои права, передавая их на управление в другие организации, либо осуществляют самостоятельный контроль соблюдения своих прав. В таком случае вы не найдете этих правообладателей в открытых реестрах РАО и ВОИС. В отношении остальных правообладателей РАО и ВОИС остаются уполномоченными лицами для сбора вознаграждения и предъявления требований в суде, а также совершения иных юридических действий, необходимых для защиты прав.

Если у вас нет лицензионных договоров с этими организациями, в ваш ресторан в любой момент могут наведаться представители РАО и ВОИС с предложением такие договоры заключить.

В случае если вопрос с авторским вознаграждением у владельца заведения общепита не урегулирован, а заключать договор с РАО и ВОИС он отказывается, аккредитованные организации, как правило, действует следующими способами:

  1. Подают иск в суд и взыскивают компенсацию за нарушение авторских или смежных прав, которая может составить от 10 000 до 5 000 000 рублей (статьи 1301, 1311 ГК РФ) за каждое зафиксированное нарушение (т.е. за каждое зафиксированное произведение/фонограмму).
  2. Взаимодействуют с правоохранительными органами. В административном порядке за каждое нарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а юридическому лицу – от 30 000 до 40 000 рублей. При этом конфискуются технические средства, с помощью которых осуществлялось правонарушение.

Как показывает практика, такие дела в большинстве своем разрешаются в пользу РАО и ВОИС.

Способы воспроизведения музыки

В зависимости от способа исполнения музыки в вашем заведении следует помнить о некоторых нюансах.

1. Живой звук. Если вы приглашаете артиста для живого исполнения музыкальных произведений, то, помимо выплаты ему гонорара, вы обязаны выплатить вознаграждения авторам исполняемых произведений. С артистом, исполняющим исключительно те произведения, автором которых он является, вам так же следует урегулировать вопрос о порядке выплаты ему вознаграждения.

2. Радио. Если в вашем заведении проигрываются фонограммы с помощью музыкальных систем или радио, то вознаграждение необходимо выплачивать не только авторам, но и правообладателям смежных прав – исполнителям и изготовителям фонограмм.

3. Караоке. Использование в заведениях систем караоке также подразумевает публичное исполнение произведений, у которых есть авторы, и публичное исполнение фонограмм, для создания которых привлекались исполнители и изготовители.

4. Ди-джей. Выступление ди-джея, при котором он сводит определенное количество треков в одну дорожку, также включает в себя объекты авторских и смежных прав и не освобождает вас от выплат.

5. Музыка во время мероприятий, организованных не рестораном. Когда вы сдаете помещение ресторана, бара или другого заведения в аренду под разовые мероприятия, ответственным за публичное исполнение произведений и фонограмм является организатор мероприятия – арендатор, и обязанность по выплате вознаграждения правообладателям ложится на него.

Лицензионные договоры

Во избежание судебных исков от РАО и ВОИС, а также столкновений с правоохранительными органами рекомендуем ресторанам, кафе и другим заведениям общепита заключить лицензионные договоры о выплате вознаграждения за публичное исполнение произведений и фонограмм.

Лицензионный договор с РАО позволяет осуществлять публичное исполнение обнародованных произведений из репертуара РАО – как в живом исполнении, так и при помощи любых технических средств – в том помещении, владельцем или арендатором которого вы является.

Лицензионный договор с ВОИС позволяет осуществлять публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Размер вознаграждения по договору будет зависеть от многих показателей, в том числе от:

  • типа предприятия (ресторан, бар, кафе, кофейня, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания и др.);
  • количества посадочных мест;
  • наличия или отсутствия бильярдных столов;
  • проведения торжественных мероприятий, связанных с увеличением количества посадочных мест;
  • места исполнения (холл, фойе, проходы, межэтажные площадки) – учитывается каждый квадратный метр озвучиваемой площади.

Например, базовый размер отчислений (в РАО и ВОИС) ресторана с 80 посадочными местами в городе-миллионнике может составить от 8 500 рублей в месяц.

В соответствии с условиями лицензионного договора ежемесячно, ежеквартально или ежегодно необходимо выплачивать предусмотренное вознаграждение, а также представлять отчеты с указанием использованных музыкальных произведений и фонограмм.

Лицензионный договор, как правило, заключается на год с автоматической пролонгацией и действует в течение всего периода работы заведения.

Альтернатива договорам с РАО и ВОИC

Существуют и альтернативные варианты легального использования музыки, однако они не всегда оправданны.

1. Заключение договора с другими (не аккредитованными) организациями по управлению коллективными правами. Они представляют интересы конкретных лиц, получив от них соответствующие полномочия на основании договоров. Такие организации, как правило, предлагают не только заключить лицензионный договор с более низкими платежами за использование музыки, но и подбирают специальный репертуар под ваши предпочтения.

2. Живое исполнение произведений народного творчества (фольклора) или произведений, ставших общественным достоянием. Произведения народного творчества не имеют конкретных авторов и потому не являются объектами авторских прав. А исключительное право на авторское музыкальное произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (ст. 1281 ГК РФ), после чего переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения (например, классическая музыка). Вам нужно будет лишь заплатить гонорар исполнителю.

3. Запись фонограммы произведений народного творчества (фольклора) или произведений, ставших общественным достоянием, знакомыми вам музыкантами. В этом случае вам следует заключить с музыкантами договор об отчуждении смежных прав на исполнение.

4. Использование музыкальных произведений и записей, перешедших в общественное достояние. Срок действия исключительного права на исполнения и фонограммы, как и на музыкальные произведения, ограничен. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет (ст.1318 ГК РФ), а на фонограмму – в течение 50 лет, считая с 1 января того года, что следует за годом, в который была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января того года, что следует за годом, в который она была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи (ст.1327 ГК РФ).

5. Заключение договоров о выплате вознаграждения за публичное исполнение напрямую с авторами, исполнителями и изготовителями той музыки, которую вы выберете для публичного исполнения в своем заведении.

6. Создание с авторами и музыкантами специально для вашего заведения произведений и фонограммы, исключительные права на которые будут переданы вам по договору отчуждения.

Можно придумать и другие альтернативные варианты легального публичного исполнения музыки, но в некоторых случаях они могут потребовать более существенных усилий и денежных затрат, чем если бы вы заключили лицензионные договоры с РАО и ВОИС. Тем более что большинство заведений предпочитает не ограничиваться каким-то конкретным музыкальным репертуаром. Урегулировав отношения с РАО и ВОИС, вы сможете свободно выбирать музыку, а также способ её исполнения в своем ресторане или кафе.

Статья написана специально для сайта Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С

HoReCa, авторское право, интеллектуальная собственность, специальные отраслевые предложения, споры по интеллектуальной собственности

Читайте также: