Платит ли администрация налог на имущество

Обновлено: 18.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Многие виды налогов, установленные в Налоговом Кодексе РФ, являются региональными. Это значит, что их порядок, ставку, особенности определения базы, льготы и пр. устанавливают законодательные органы субъектов РФ, опираясь на соответствующую главу НК. Налог на имущество организаций относится как раз к такому типу сборов.

Как правильно вычислять налог на имущество, которым владеет организация, и как часто его платить? Любое ли имущество подлежит обложению этим налогом? Каждая ли организация является плательщиком? Какие перемены ожидают в этой сфере предпринимателей? Анализируем и отвечаем на эти вопросы.

Организации, платящие налог на имущество организаций

Российские и иностранные предприятия, владеющие имуществом, подлежащим налогообложению согласно ст. 374 НК РФ, являются плательщиками данного налога.

Для отечественных компаний объектом налогообложение станут движимые объекты и недвижимость:

  • в собственности;
  • во временном пользовании;
  • используемая по распоряжению;
  • находящаяся в доверительном управлении;
  • внесенная в совместную деятельность;
  • полученная по соглашению концессии.

Относительно этого имущества должны быть одновременно верны следующие положения:

  • приобретено до начала 2013 года;
  • учитывается на балансе как основные средства.

Для иностранных предприятий, работающих по постоянному представительству, разницы в объектах налогообложения практически нет. А если деятельность по постоянному представительству не ведется, то налог на недвижимость будет относиться к собственности иностранной компании, находящейся на территории РФ, и к недвижимости, полученной по концессии.

Какая недвижимость не облагается налогом на имущество

Не признаны объектом налогообложения такие формы недвижимости:

  • земельные участки, водные объекты, природные ресурсы;
  • имущество федеральных органов, которое используется для нужд безопасности граждан РФ;
  • объекты культурного наследия, признанные таковыми федеральным законодательством;
  • суда с ядерными или атомными установками, ледоколы;
  • космические устройства;
  • имущество, числящееся в 1 или 2 группе амортизационных средств.

Как часто нужно платить

Налоговым периодом является календарный год, а отчетными – каждый квартал.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как налог является региональным, то местные власти имеют право не устанавливать для него отчетных периодов.

Если отчетные периоды установлены, по ним необходимо производить авансовые платежи в размере четверти от налоговой ставки. В налоговый период налог исчисляется по обычной формуле: произведение налоговой ставки на налоговую базу, из которого вычитаются авансовые платежи.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если в течение того или иного периода имущество, облагаемое налогом, перестало находиться в собственности у налогоплательщика, то налог вычисляется, исходя из полных месяцев отчетного периода, когда имущество принадлежало владельцу.

По истечении периода (отчетного или налогового) в органы ФНС предоставляется налоговая декларация (ее надо подать не позже, чем через 30 дней после истечения периода).

Налоговая база: теперь их две

  1. До 2016 года базой налога на имущество была его среднегодовая стоимость.

Бухгалтерский учет, принятый в каждой организации, утверждает остаточную стоимость имущества с учетом амортизации, по которой и вычисляется данный налог. При этом учитывается остаточная стоимость на каждое первое число месяца в отчетном периоде, и делится на количество месяцев в периоде плюс один следующий (так как платеж производится до истечения 30 дней).

  • на 1 января 2015 года – 26 000 руб.;
  • на 1 февраля 2015 года – 25 600 руб.;
  • на 1 марта 2015 года – 25 000 руб.;
  • на 1 апреля 2015 года – 750 000 руб.;
  • на 1 мая 2015 года – 740 500 руб.;
  • на 1 июня 2015 года – 720 000 руб.;
  • на 1 июля 2015 года – 710 000 руб.;
  • на 1 августа 2015 года – 700 000 руб.;
  • на 1 сентября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 октября 2015 года – 680 000 руб.;
  • на 1 ноября 2015 года – 670 300 руб.;
  • на 1 декабря 2015 года – 660 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года – 650 000 руб.
  • торговые комплексы и помещения внутри них;
  • офисные сооружения и помещения;
  • нежилой фонд, который по кадастровым документам пригоден для размещения административных, торговых центров, предприятий общепита и бытового обслуживания;
  • имущество иностранных предприятий, не действующих по постоянным представительствам;
  • жилая недвижимость, не стоящая на балансе как объекты основных средств.

ВНИМАНИЕ! Федеральные власти могут сами определять типы имущества, где налог нужно рассчитывать, исходя из новой базы.

Если предприниматель не принял во внимание нововведение и перечислил налог, исходя из среднегодовой стоимости, тогда как должен был считать его по кадастровой оценке, то, кроме доплаты по недоимке, его ожидает крупный штраф.

Порядок вычисления налога по кадастровой оценке

Чтобы определить, по какому принципу рассчитать налог по новой базе, предприниматель должен последовательно пройти следующую процедуру.

  1. Узнать, принят ли в его регионе переход на новую налоговую базу.
  2. Уточнить относительно своей недвижимости, касаются ли ее критерии закона относительно налогообложения по кадастровой оценке.
  3. На официальном сайте своего региона найти свой объект недвижимости в перечне имущества, попадающего на налогообложение по новому принципу.

К СВЕДЕНИЮ! Если площадь, по факту используемая под деятельность, составляет меньше пятой части от суммарной площади недвижимости, то налоговой базой останется среднегодовая стоимость, даже если по остальным критериям недвижимость облагается налогом по кадастровой оценке.

Кадастровая оценка завышена?

Если предприниматель не согласен с суммой кадастровой оценки (обычно она указывается как максимальная), он может изменить ее, проведя независимое оценивание и подав заявление с его результатами в Росреестр. Если эта инстанция откажет, можно обратиться в суд, имея достаточно большой шанс на удовлетворения иска.

Ставка по налогу на имущество организаций

Законодательство РФ не разрешает устанавливать налоговую ставку по этому налогу, превышающую 2,2%.

Региональность налога дает право местным властям снижать ставку, а также делать ее дифференцированной для тех или иных категорий предпринимателей или видов имущества.

Для некоторых объектов недвижимости, установленных Правительством РФ, ставка законодательно не может превышать цифры, предусмотренной для каждого года отдельно. Так, для железнодорожных путей, трубопроводов, ЛЭП и их технологических компонентов ставка в 2016 году не может быть выше 1,3%, а в 2017 ­– не превысит 1,6%.

Для недвижимости, базой для которых стала кадастровая стоимость, ставка для всех субъектов РФ с 2016 года не может быть выше 2%.

В Крыму и Севастополе ставка не может повышаться в течение 5 лет.

Кто вправе рассчитывать на льготы?

Налог на имущество не будут платить или уплатят только частично такие владельцы имущества:

Вопрос

Каков порядок уплаты налога организацией за имущество, взятое в аренду у государственной казны?

Ответ специалиста

Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

ст. 374, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019)

Что касается имущества, составляющего государственную казну (то есть имущества, не переданного в оперативное управление или в хозяйственное ведение), то такое имущество согласно Инструкции N 157 не является объектом бюджетного учета в составе основных средств (счет 10100 "Основные средства"), а учитывается в качестве объекта нефинансовых активов имущества казны (счет 100800 "Нефинансовые активы имущества казны").

Поскольку базой по налогу на имущество выступает балансовая стоимость (п. 1 ст. 374 НК РФ), условием для начисления налога является наличие имущества, учитываемого на балансе как объект основных средств. Если имущество передано в оперативное управление, оно числится на балансовых счетах и учреждение платит названный налог. Если же имущество передано в безвозмездное пользование, оно числится на забалансовом учете и, соответственно, не подлежит налогообложению. При этом имущество продолжает находиться в казне, учитывается в качестве объектов нефинансовых активов имущества казны, а значит, не облагается налогом на имущество .

Письма Минфина РФ от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408, от 10.04.2012 N 03-05-04-01/15.

Статья: Получение имущества в безвозмездное пользование (Орлова О.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2019, N 9)

Государственные (муниципальные) учреждения не могут быть собственниками имущества, находящегося у них на балансе, или владеть им на праве хозяйственного ведения, а имущество казны и вовсе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (Письма Минфина от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, от 10.04.2014 N 03-05-05-01/16408). Таким образом, организации государственного сектора должны рассчитывать налог на имущество организаций, исходя только из его балансовой стоимости.

Кто является плательщиком налога на имущество в отношении сданного в аренду помещения, зависит от того, у кого из сторон договора аренды — это помещение числится как ОС. Ведь по общему правилу объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе компании в качестве основного средства.

Следовательно, если объект недвижимости, полученный в аренду, "висит" на балансе арендатора как ОС, "имущественный" налог с этой недвижимости платит именно он. А в случае, когда переданное в аренду помещение осталось основным средством на балансе арендодателя, плательщиком налога на имущество по этому помещению признается арендодатель.

При этом если по условиям договора объект аренды числится в качестве ОС у арендодателя, но и арендатор отразил у себя информацию о праве пользования на полученное в аренду помещение по счету 01 "Основные средства", то, по мнению Минфина, во избежание двойного налогообложения стоимость арендованного помещения в базу по налогу на имущество арендатор не включает .

При этом действующими положениями Инструкции N 157н и Инструкции перевод объектов учета из группы "Нефинансовые активы имущества казны" в группу "Основные средства" не предусмотрен.

Таким образом, имущество казны, переданное органом, уполномоченным на управление таким имуществом, за плату или в безвозмездное пользование коммерческим и (или) некоммерческим организациям, реклассифицируется, но продолжает учитываться на счете 110851000 "Недвижимое имущество, составляющее казну".

В нашем случае плательщиком налога на имущество является тот, у кого на балансе стоит данное имущество в качестве ОС. Если коммерческая организация принимает к себе на баланс данное имущество в качестве ОС, тогда она становится плательщиков налога на имущество.

В 2021 году власти существенно изменили для организаций правила администрирования и уплаты имущественных налогов. Рассказываем, как и в каком порядке компании теперь должны уплачивать транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество организаций.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

shutterstock_471727574.jpg

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Читайте также: