Требование из налоговой пришло в виде письма

Обновлено: 10.05.2024

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
  • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
  • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

  • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
  • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требование о представлении пояснений

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

Случай 3. Убыточная декларация.

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

Иные документы

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

Налогоплательщики в недоумении, почему они должны разъяснять данные факты и откуда такой повышенный интерес. Давайте разберемся, что происходит, как с этим жить и что делать.

Предыстория

Очевидно, что для организаций сотрудничество с самозанятыми - это один из довольно выгодных законных способов налоговой оптимизации. А любой предприниматель всегда ищет возможности сэкономить. Перечислять достоинства можно долго, напомним самые основные:

Для физических лиц преимущества заключаются в:

  • пониженной налоговой ставке, вместо 13% НДФЛ, 4% при получении дохода от физлиц и 6% от юридических лиц;
  • отсутствие отчетности;
  • простота и удобство использования;
  • легализация доходов.

Вот тут-то мы и подобрались к основной цели и причине тех самых проверок, которые проводит Роструд совместно с налоговыми органами.

Что проверяют и что ищут

Как было указано выше, организации тут же оценили все преимущества нового налогового режима и стали, в целях экономии, подменять трудовые отношения отношениями с самозанятыми. Это и стало основной причиной проверок.

В Информации ФНС России от 27.11.2019 все предельно ясно написано: «По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями (индивидуальными предпринимателями) договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основной причиной проверок и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Что делать

На какие критерии обращают внимание проверяющие

Это выявляют по данным фактам:

  • регистрация в качестве плательщика НПД — обязательное условие заказчика;
  • заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
  • заказчик определяет режим работы плательщика НПД (продолжительность рабочего дня, смены, время отдыха и т.д.);
  • сотрудник заказчика руководит работой самозанятых, контролирует ее.

- инфраструктурная зависимость, о ней можно судить по тому, что плательщик НПД выполняет работу, используя только материалы, инструменты и оборудование заказчика.

Судебная практика и опыт дополняет, что проверяющие обращают внимание на следующие факты:

  • Отсутствие ранее (менее двух лет назад) трудовых отношений с теми физическими лицами, с которыми заключены гражданско-правовые договора как с самозанятыми.

Вводя режим НПД, сразу было понятно, что некоторые работодатели захотят сэкономить, расторгнуть со своими сотрудниками трудовые договоры и заключить с ними гражданско-правовые договоры как с самозанятыми. Поэтому прямо в законе есть ограничение, что если работодатель привлекает самозанятых, с которыми у него были трудовые отношения, и с даты их увольнения прошло менее 2 лет, то специальный налоговый режим применяться не будет (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

Привлечение компаниями самозанятых граждан должно иметь разумное обоснование данного сотрудничества.

Не рекомендуется использовать в качестве аргумента экономическую составляющую, такую как налоговая оптимизация (НДФЛ, страховые взносы), т.к. это только усугубит ситуацию и проверяющие скорее этот аргумент используют против вас.

Необходимо обосновать разумную деловую цель, например, конкурентные преимущества по срокам, наличие специальных навыков или более высокого профессионального уровня для выполнения определенных работ или оказания услуг конкретным самозанятым, отсутствие подходящей штатной единицы на предприятии и т.д.

  • Отсутствие массового заключения договоров с самозанятыми.

Особое внимание может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер.

  • Отсутствие должным образом оформленных документов.
    • Статус самозанятого лица должен быть подтвержден информацией с официального сайта налоговой службы.
    • Наличие своевременно и правильно оформленного чека от самозанятого за оказанные услуги или выполненные работы.
    • Наличие актов оказания услуг или выполненных работ, подписанных с двух сторон, об оказанных услугах и выполненных работах не с общими фразами, а с конкретным описанием объема оказанных услуг или выполненных работ.
    • Наличие подписанного гражданско-правового договора, в котором:

    - указан статус самозанятого, даты регистрации,

    - обязанности самозанятого по выдаче чека,

    - наличие направленности деятельности самозанятого на конечный результат, а не на наличие иных признаков систематической деятельности с признаками трудовой,

    - отсутствие указаний на наличие графика работы, материальной ответственности, подчинения трудовому распорядку, указания на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции,

    - отсутствие указания на должность, специальность,

    При отсутствии экономического обоснования сотрудничества формальный статус физических лиц, а также наименование договора не значат ничего, всегда рассматривается реальная суть взаимоотношений. Об этом неоднократно напоминала ФНС России (Письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@).

    Установленных требований к порядку заключения договора с самозанятыми в Законе 422-ФЗ не содержится, поэтому при заключении договоров необходимо опираться на нормы гражданского кодекса с учетом особенностей Закона о НПД.

    Если будет доказано иное, то считается, что трудовые отношения между вами возникли с того момента, как физическое лицо допустили к работе (ст. 19.1 ТК РФ).

    Соответственно, организации грозит, помимо ранее перечисленного:

    • приостановление деятельности на срок до 90 суток;
    • недоимку по страховым взносам в зависимости от того, с кем вы заключили ГПД:
      • если договор заключен с ИП или самозанятым - по взносам на ОПС, ОМС и по ВНиМ. Это связано с тем, что при выплате доходов этим лицам вы не начисляли взносы в принципе (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 15 Закона о налоге на профдоход);
      • если договор заключен с обычным физлицом - по взносам по ВНиМ. При выплате доходов таким гражданам вы должны были начислять и уплачивать взносы на ОПС и ОМС (п. 1 ст. 420, пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ);

      Не хотелось бы пугать организации и наводить на мысль, что стоит отказаться от заключения договоров с самозанятыми. Гражданско-правовые отношения с физическими лицами в статусе НПД разрешены и законны. Законопослушным и добросовестным компаниям при экономически обоснованном и грамотном юридическом оформленном взаимоотношении, вышеуказанные риски не страшны.

      Вам пришло письмо из налоговых органов о взаимоотношениях с самозанятыми?

      Найдите все ответы в КонсультантПлюс. Вам одобрен доступ на 3 дня бесплатно.


      В. Н. Шамрей
      автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению

      Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

      Поможем не забыть сделать главное

      Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.


      В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

      ***

      Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

      При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

      Виды налоговых требований.

      1. Требование о представлении документов (информации).

      2. Требование о предоставлении пояснений.

      3. Требование об уплате налога.

      Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

      Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

      Действия при получении требования

      Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

      В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

      Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

      Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

      В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

      Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

      Штраф за несвоевременный ответ на требование

      Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

      Требование о представлении документов:

      • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
      • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
      • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

      Требование о предоставлении информации:

      • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
      • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

      Требование о предоставлении пояснений:

      • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
      • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

      Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

      Требование об уплате налога:

      • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

      Основания для уменьшения штрафа

      Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

      Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

      Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

      За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

      В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

      В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.


      В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

      ***

      Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

      При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

      Виды налоговых требований.

      1. Требование о представлении документов (информации).

      2. Требование о предоставлении пояснений.

      3. Требование об уплате налога.

      Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

      Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

      Действия при получении требования

      Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

      В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

      Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

      Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

      В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

      Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

      Штраф за несвоевременный ответ на требование

      Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

      Требование о представлении документов:

      • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
      • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
      • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

      Требование о предоставлении информации:

      • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
      • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

      Требование о предоставлении пояснений:

      • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
      • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

      Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

      Требование об уплате налога:

      • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

      Основания для уменьшения штрафа

      Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

      Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

      Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

      За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

      В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

      В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

      Читайте также: