Технология составления бухгалтерской и налоговой отчетности

Обновлено: 25.06.2024

Отчётность организаций делится на статистическую, налоговую и бухгалтерскую (финансовую). В этой статье мы поговорим о последнем её виде: о её классификации, функциях, формах, сроках представления в госорганы.

Что это и для чего

Бухгалтерская отчётность – это итоговый результат работы бухгалтеров и обобщённая информация о финансовом положении компании. Это также совокупность данных о результатах деятельности предприятия за определённый период времени.

Она невозможна без бухгалтерского учёта – эти понятия всегда идут следом друг за другом. Главной целью её является информирование всех заинтересованных лиц о состоянии дел в компании.

Виды бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская финансовая отчётность – это своего рода финальный шаг, подытоживающий ведение бухгалтерского учёта. Существует определенная классификация бухгалтерской отчётности, которая предопределяет разницу в её составлении.

Виды бухгалтерской отчётности определяются по таким признакам, как её состав, назначение и используемые в ней данные. Соответственно, виды можно классифицировать исходя из:

1. Сферы, для которой составляется бух документация.

2. Времени, за которое она составляется.

3. Того, кем она будет рассмотрена.

4. Количества данных, что содержит.

По первому признаку – для какой сферы составляется – бухгалтерская финансовая отчётность делится на управленческую и налоговую. Управленческая составляется для руководителей организации – чтобы они знали о состоянии дел в компании и на основании данных, содержащихся в бухгалтерской отчётности, могли принимать рациональные управленческие решения. Налоговая же преследует другие цели: выбрать самый подходящий для компании налоговый режим и сократить затраты на налогообложение.

Второй признак – временной – бухгалтерскую классифицирует отчётность на годовую и промежуточную. В годовой прописаны финансовые результаты предприятия за год – соответственно, можно резюмировать об эффективности работы компании за 12 месяцев. Отметим, что срок длиною в год – это стандартный отчётный период для бухгалтерской отчётности. А промежуточная – эта та, что формируется за срок менее года. Обычно составляется за период три месяца, полгода или девять месяцев. Что примечательно для данного вида – в большинстве случаев документация составляется для внутренних потребностей организации и подлежит рассмотрению именно на внутреннем уровне.

Из этого вытекает третий признак деления бухгалтерской финансовой отчётности на виды – это назначение использования, то есть то, кем она будет рассмотрена. Здесь идёт деление на внешнюю и внутреннюю. Отчёты внешние готовятся для всего внешнего поля: государственных органов, инвесторов, кредиторов, банков и т. д. Внешние отчёты нужны сотрудникам и руководству самой организации.

Последний признак – количество содержащихся данных – создаёт такие виды бухгалтерской отчётности, как индивидуальные, сводные и консолидированные отчёты. Различия в этих видах следующие. Индивидуальный – говорит о деятельности одной организации. Сводный составляется методом объединения отдельных отчётов организации. Консолидированный – путём объединения отчётов юридических лиц, связанных друг с другом в экономическом и финансовом плане.

Ключевое отличие последних двух видов в том, что сводная составляется в рамках одного собственника, а консолидированная – в рамках нескольких собственников. Сводная отражает совокупные данные по структурам одного предприятия. А консолидированная отражает данные по разным организациям, то есть объединяет самостоятельные структуры в формате одного большого предприятия.

Итак, разобравшись с видами бухгалтерской отчётности, поговорим о её функциях.

Функции бухгалтерской отчётности

Суть учёта бухгалтерского – в сводке показателей за определённый период времени по всем параметрам хозяйственной деятельности компании. Поэтому суть отчётности бухгалтерского учёта – в систематизации этих показателей и в представлении результатов расчётов, проведённых по ним.

Вне зависимости от видов и форм бухгалтерской отчётности, ею выполняется определённый список функций, для реализации которых она и составляется. На самом деле, этот перечень включает всего две функции:

Информационная. Отчётность по бухгалтерскому учёту представляет собой кладезь информации для заинтересованных лиц. Она говорит о финансовом положении компании. Показывает проистекающие финансовые процессы и их результаты – итоговые и промежуточные.

Контролирующая. Как руководители и собственники компании, так и госорганы, вкладчики, инвесторы и другие внешние заинтересованные лица могут с помощью отчёта получать информацию об эффективности работы данной компании. На основе полученной информации они могут делать выводы – что поменять в её политике, продолжать ли инвестировать, давать ли кредит, соответствует ли её деятельность закону.

Разобрались с классификацией и функциями, теперь перейдём к рассмотрению форм.

Все формы бухгалтерской отчётности

При оформлении документов для подачи бухгалтерского типа отчётности нужно использовать только законодательно установленные формы таких отчётов.

Для чего нужны формы бухгалтерской финансовой отчётности?

Дело в том, что документы при предъявлении должны быть в стандартизированном виде и отвечать требованиям, которые выставляют государственные контролирующие органы. Чётко прописанные и установленные формы облегчают жизнь как сотрудникам компании при составлении, так и государству при проверке.

Инструкции по заполнению бухгалтерской отчётности утверждены ПБУ 4/99.

Чтобы понять, что и как должно отражаться в документе, изучим все формы бухгалтерской отчётности по отдельности.

Типовые формы бухгалтерской отчётности делятся на основные и дополняющие формы.

Сначала рассмотрим основные формы отчётности бухгалтерского учёта.

Первая из них – это бухгалтерский баланс. Это главный документ, основа для последующей документации и финальный этап проводимой организацией деятельности. В составе данной формы отчёта бухгалтерского – активы и пассивы, которые дают представление о том, какие средства имеет предприятие и хватит ли их, чтобы покрыть расходы. Данные в балансе группируются в виде показателей по остаткам на счетах бухучёта. При составлении баланса нужно придерживаться правила, что актив = пассив. Его соблюдение доказывает корректность проводимого учёта в организации. На основании баланса анализируются показатели в динамике и изменение удельных весов всех статей баланса за сравниваемые периоды. Ещё проводится анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Вторая из основных форм – это отчёт о финансовых результатах (ранее – о прибыли и убытках). Наглядно показывает расходы и доходы компании за отчётный период, а также итоговый результат – прибыль или убыток. Документ аккумулирует данные по показателям выручки, себестоимости реализации, коммерческим затратам и т. д. Данную заполненную форму также можно анализировать на изменение показателей в динамике, а на основании данных о выручке – проанализировать деловую активность предприятия.

Поэтому следующие типовые формы бухгалтерской отчётности имеют уже пояснительный и сопроводительный характер.

Отчёт об изменениях капитала – этот документ поясняет операции, повлёкшие за собой перемены в капитале организации. Заполняется только в том случае, если в отчётном периоде были такие операции, например, выпускались акции или был увеличен уставной фонд.

Отчёт о движении денежных средств показывает движение денежных потоков в компании, поступления на счета наряду с их источниками. Документ содержит три раздела, где отдельно учитываются движения по текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. На основании данных документа также выявляется изменение показателей по той или иной статье.

Отчёт о целевом использовании средств (о целевом финансировании) – нужен для отражения данных по использованию полученных средств. На его основе делаются выводы о правильности их использования. Как правило, этот тип документа нужен некоммерческим организациям (НКО) для информирования об использования ими средств со взносов и прочих безвозмездных поступлений.

Приложение к бухгалтерскому балансу – даёт пояснение по его статьям.

Сдача в госорганы

С 1 января 2020 года произошли некоторые изменения. Так, с 2020 года все юридические лица теперь должны сдавать бухотчётность в ИФНС только в электронном формате (исключение – субъекты МСП). Обязательный экземпляр и аудиторское заключение к нему передаётся через оператора ЭДО, которого компании нужно выбрать и заключить с ним договор. Например, легко сдавать документы в иФНС можно через Такском: на выбор оператор предоставляет веб-версию Онлайн-Спринтер и программную версию Доклайнер. Есть и решение, встроенное в 1С.

Работая в решениях Такском, при заполнении форм образцы не требуются: сервис подскажет, как нужно заполнять те или иные поля, также есть система проверки на ошибки.

  • Бухгалтерский баланс – ОКУД 0710001;
  • О фин. результатах – ОКУД 0710002;
  • О целевом использовании средств – ОКУД 0710003;
  • Об изменениях капитала – ОКУД 0710004;
  • О движении ден. средств – ОКУД 0710005.

Также можно скачать бланки документации бухгалтерской на Гарант.ру и КонсультантПлюс.

Сроки сдачи в ИФНС за 2020 год остались стандартными – в течение трёх месяцев с момента окончания отчётного периода, не позднее 31 марта 2021 года.

Лекция №1. НДС. Глава 21 НК РФ. Налогоплательщики. Освобождение от НДС
Лекция №2. Объект налогообложения. Льготы и ставки НДС
Тестирование №1

Лекция №3. Виды счетов-фактур на отгрузку. Счет - фактура на аванс. Порядок выставления и заполнения
Лекция №4. Счет-фактура корректировочный. Порядок оформления и сроки выставления. Отражение в книге покупок и книге продаж
Лекция №5. Счет-фактура исправленный. Порядок оформления и правила заполнения
Лекция №6. Понятие универсального передаточного документа - УПД. Порядок оформления
Лекция №7. Книга покупок. Правила заполнения и ведения
Лекция №8. Книга продаж. Правила заполнения и ведения
Сам. задание №1: Расчет НДС. Формирование бухгалтерских записей
Решение задания №1: Расчет НДС. Формирование бухгалтерских записей
Тестирование №2

Лекция №12. Декларация по НДС. Порядок предоставления
Лекция №13. Титульный лист, раздел 1, 2 декларации по НДС. Порядок заполнения
Лекция №14. Разделы 3-12 декларации по НДС. Порядок заполнения
Лекция №15. Что проверяют налоговики. Критерии камеральной проверки ИФНС
Сам. задание №3: Расчет НДС. Особенности учета по авансам, выданным и полученным. Формирование бухгалтерских записей
Решение задания №3: Расчет НДС. Особенности учета по авансам, выданным и полученным. Формирование бухгалтерских записей
Практика в 1С №3: Настройка программы для корректного отражения НДС
Практика в 1С №4: Анализ и подготовка данных для формирования декларации по НДС. Пошаговый алгоритм. Формирование книги покупок и книги продаж. Анализ счета 68.02
Практика в 1С №5: Заполнение декларации по НДС за 1 квартал. Анализ правильности заполнения
Тестирование №4

Лекция №16. НДС налогового агента. Объект налогообложения и момент определения налоговой базы. Правила перечисления НДС. Отчетность налогового агента
Практика в 1С №6: Порядок отражения НДС в учете у налогового агента по НДС на примере аренды муниципального имущества. Счет-фактура налогового агента
Сам. задание №4: Расчет НДС налогового агента
Решение задания №4: Расчет НДС налогового агента
Тестирование №5

Практика в 1С №7: Особенности отражения НДС в декларации, по которым нет документального подтверждения
Практика в 1С №8: Отражение НДС при прочей реализации (реализация ТМЦ, реализация амортизируемого имущество)
Практика в 1С №9: Анализ данных перед формированием декларации за 3 квартал. Формирование записей книги покупок и продаж. Анализ счетов по НДС. Формирование регламентных операций. Формирование декларации по НДС
Сам. задание №5: Расчет НДС при реализации амортизируемого имущества
Решение задания №5: Расчет НДС при реализации амортизируемого имущества
Тестирование №6

Лекция №17. Методика ведения раздельного учета НДС. Определение НДС расчетным путем
Сам. задание №6: Расчет НДС при раздельном учете
Решение задания №6: Расчет НДС при раздельном учете
Практика в 1С №10: Формирование и проверка декларации по НДС за 4 квартал. НДС с безвозмездной передачи. Раздельный учет НДС
Тестирование №7

Лекция №18. Расчет финансового результата предприятия
Сам. задание №7: Формирование финансовых результатов на счетах бухгалтерского учета
Решение задания №7: Формирование финансовых результатов на счетах бухгалтерского учета
Тестирование №8

Лекция №19. Налог на прибыль. Объекты налогообложения. Порядок определения доходов
Лекция №20. Порядок определения расходов в налоговом учете. Условия признания расходов в налоговом учете. Методы признания расходов
Лекция №21. Порядок расчет налога на прибыль. Виды авансовых платежей по налогу на прибыль. Убытки прошлых периодов
Сам. задание №8: Учет доходов и расходов. Расчет нормируемых расходов (рекламные, представительские расходы)
Решение задания №8: Учет доходов и расходов. Расчет нормируемых расходов (рекламные, представительские расходы)
Тестирование №9

Практика в 1С №11: Заполнение декларации по налогу на прибыль за 1 квартал. Учет убытков прошлых лет. Учет внереализационных доходов
Практика в 1С №12: Заполнение декларации по налогу на прибыль за 1 квартал. Учет прямых и косвенных расходов. Учет транспортных расходов
Практика в 1С №13: Заполнение декларации по налогу на прибыль за 1 квартал. Расчет налога ежемесячных авансовых платежей
Практика в 1С №14: Заполнение декларации по налогу на прибыль за полугодие. Расчет налоговой базы
Практика в 1С №15: Заполнение декларации по налогу на прибыль за полугодие. Расчет ежемесячных авансовых платежей
Практика в 1С №16: Заполнение декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев
Практика в 1С №17: Заполнение декларации по налогу на прибыль за год
Сам. задание №10: Определение суммы доходов и расчет налога на прибыль
Решение задания №10: Определение суммы доходов и расчет налога на прибыль

Лекция №1. Определение доходов в бухгалтерском учете. ПБУ 9/99. Виды доходов
Лекция №2. Определение расходов в бухгалтерском учете. ПБУ 10/99. Классификация расходов. Формирование себестоимости продукции. Бухгалтерские записи
Лекция №3. Классификация расходов. Особенности производственного учета. Формирование себестоимости продукции
Лекция №4. Особенности учета расходов в торговых организациях. Учет транспортных расходов. Издержки обращения. Использование счета 44
Лекция №5. Расчет финансового результата в бухгалтерском учете. Определение чистой прибыли. Закрытие счетов 90, 99
Сам. задание №1: Определение прямых и косвенных расходов. Расчет прибыли и налога на прибыль
Решение задания №1: Определение прямых и косвенных расходов. Расчет прибыли и налога на прибыль
Тестирование №1

Лекция №6. Нормативно правовое регулирование о бухгалтерском учете. Порядок ведения учета субъектов малого предпринимательства
Лекция №7. Состав и виды бухгалтерской отчетности. Правила составления отчетности
Лекция №8. Упрощенная отчетность для субъектов малого предпринимательства. Состав отчетности
Лекция №9. Обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Освобождение от обязательного аудита
Тестирование №2

Лекция №10. Нормативное регулирование. Источники, порядок и формы выплаты дивидендов. Ответственность за несвоевременные выплаты
Лекция №11. Порядок начисления и выплаты дивидендов. Бухгалтерские записи у плательщиков и получателей. Документальное оформление
Лекция №12. Отчетность по дивидендам для физлиц и юр. лиц. Порядок заполнения декларации 6-НДФЛ, декларации по налогу на прибыль
Практика в 1С №1: Порядок выплаты дивидендов
Сам. задание №2: Расчет налогов с выплаченных дивидендов физическим лицам и организации (НДФЛ, налог на Прибыль)
Решение задания №2: Расчет налогов с выплаченных дивидендов физическим лицам и организации (НДФЛ, налог на Прибыль)
Тестирование №3

Лекция №25. Порядок электронной сдачи отчетности в контролирующие органы
Лекция №26. Ответственность за несвоевременную сдачу отчетности. Размеры штрафов
Практика в 1С №2: Формирование разделов бухгалтерского баланса. Анализ закрытия счетов. Регламентные операции. Проверка правильности отражения данных в отчетах
Сам. задание №4: Заполнение бухгалтерского баланса по данных хозяйственных операций
Решение задания №4: Заполнение бухгалтерского баланса по данных хозяйственных операций

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации

Понятие бухгалтерской отчетности

Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:

  • Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
  • Анализа экономических показателей внутри компании.
  • Оперативного управления работой.
  • На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.

Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.

Периодичность создания документа

Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:

  • Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
  • Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.

Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.

Состав

В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:

  • Баланс. Составляется по форме №1.
  • Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2.
  • Отчет о движении финансовых потоков.
  • Записку с необходимыми пояснениями.

Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:

  • Баланс.
  • Отчет о прибылях и тратах.
  • Приложение к отчету.
  • Отчет о внесении изменений в учредительный капитал. .
  • Отчет о целевом применении денег.
  • Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
  • Пояснительная записка.

ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.

Детали

Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:

  • Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
  • Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
  • Эффективность применения имеющихся ресурсов.
  • Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
  • Планируемые вложение капитала.
  • Проведенные мероприятия экономического характера.

Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.

К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.

Составление отчетности для компаний разных организационных форм

Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:

  • отчет о корректировках капитала;
  • приложения к балансу;
  • записку с пояснениями.

Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансовых потоков;
  • приложение.

НКО имеют право не формировать:

  • отчет о внесении изменений в капитал;
  • отчет о движении финансов;
  • приложение к балансу.

Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.

ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.

Пользователи бухгалтерской отчетности

Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:

  • Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
  • Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.

Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.

Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них

Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:

  • Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
  • Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
  • Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.

ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.


Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская (финансовая) отчетность это основной источник информации как для внутренних пользователей (собственников бизнеса, управленческого звена, объединений работников и тп), так и для внешних (госорганов, инвесторов, партнеров и тп). То есть на основании годового отчета будут приниматься решения, можно судить о перспективах развития и корректировать текущие моменты, происходящие в бизнесе.

Из чего состоит годовой бухгалтерский отчет?

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

К приложениям согласно п.п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н относятся:

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций);
  • иные приложения (пояснения).

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Причем как для "обычных" организаций так и для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

К субъектам малого предпринимательства относятся организации, со среднесписочной численностью работников до 100 чел, доходом не превышающим 800 млн. руб. Также есть ограничения по доле участия в уставном капитале таких организаций. Узнать, относится ваша организация к малому или среднему бизнесу можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Для малых предприятий в приказе № 66н есть особые послабления. В обязательных формах можно указывать укрупненные показатели, объединяемые по группам. Такими формами являются:

У имеющих право на упрощение отчетности есть возможность выбрать, применять приведенные в приказе формы либо разработать их самостоятельно.

Что меняется в 2021 г. при подготовке годового отчета?

Одним из главных критериев годовой бухгалтерской отчетности является ее достоверность. В ряде случаев законом предусмотрен обязательный аудит такой отчетности.

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В названном пункте перечислены случаи, при которых организации должны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с изменениями обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности должны проводить организации, у которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн рублей (доход определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн рублей.

Напомним, до внесения поправок обязательному аудиту подлежали организации, чья выручка превышала 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному, или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышала 60 млн рублей.

Бухгалтерская отчетность подается не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть 31 марта ( пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ ).

Формирование учетной политики 2021, ФСБУ 5/2019 “Запасы” и ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", НДС и прибыль — бесплатный вебинар от Контур.Школа . Организуйте бухгалтерский учет по правилам.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговые органы имеют право привлечь должностных лиц организаций к административной ответственности.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности , выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета ;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов , и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с п. 1 статьи 15.11 КоАП грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Читайте также: