Ндфл передача задолженности в налоговый орган

Обновлено: 05.05.2024

Уплата налогов – бремя бизнесмена и его личная ответственность. Если подоходный налог и прочие общеобязательные платежи взимаются с обычного гражданина автоматически, то предприниматель обязан самостоятельно рассчитывать причитающиеся налоги и уплачивать их в бюджет.

Чтобы избежать неприятностей, необходимо иметь представление о причинах возникновения долгов по налогам, о методах недопущения их появления, а также о способах избавления от нависающей над предприятием задолженности.

Долги по налогам возникают не только у тех, кто хочет обмануть государство, но и у добросовестных налогоплательщиков, ведь не каждый в силах разобраться во всех хитросплетениях налогового законодательства.

Нам известно три основных причины возникновения задолженности по налогам:

  • несвоевременная уплата налогов –налоговые декларации заполняются в определенные законом сроки, поэтому даже минимальная задержка подачи отчетности служит основанием для перевода причитающейся выплаты в статус долга, на сумму которого налоговики тотчас начислят пени. Даже если сразу же уплатить всю сумму налога, пеня не спишется – её придется перечислять дополнительно.
  • некорректный расчет базы налогообложения –предприниматель может неправильно рассчитать сумму налогового платежа в силу собственной некомпетентности вначале бизнес-пути либо, когда им одновременно ведется несколько видов хозяйственной деятельности, находящихся на разных режимах налогообложения. Соответственно, ошибка в расчетах потянет за собой уменьшение или увеличение налоговой базы, а это –дополнительные финансовые издержки. Минимизировать риски допущения всевозможных ошибок помогут профессиональные бухгалтеры (нанятые в штат или приглашенные по договору аутсорса) либо самостоятельное пользование специализированной онлайн-бухгалтерией.
  • ошибки в отчетах –некорректно заполненная налоговая декларация может привести к тому, что уплаченная сумма налога попросту не поступит на расчетные счета ФНС, а это, соответственно, послужит основанием для образования долга.

Чтобы исключить вышеуказанные ситуации, необходимо тщательно изучать налоговое законодательство, внимательно оформлять отчетную документацию, а также контролировать сроки перечисления налоговых платежей в соответствующий бюджет.

Как проверить отсутствие налоговых долгов?

Внимательность и щепетильность – верная защита бизнесмена от возможной налоговой задолженности.

Исключить проблемы с контролирующими органами поможет систематическая сверка данных по уплате причитающихся с предприятия налогов.

Проверить фактическое положение дел предприятия по отношению к налоговым платежам можно следующими способами:

  • личный визит в ИФНС – бизнесмен отправляется к налоговым инспекторам, которые проверяют поступление налоговых платежей от предприятия и, в случае наличия непогашенной задолженности, объясняют, каким образом от нее можно избавиться;
  • дистанционная сверка – на официальном сайте ФНС каждый предприниматель с помощью ИНН может создать личный кабинет, в котором отслеживать поступление средств и отсутствие долгов за предприятием;
  • работа в интернет-бухгалтерии – бухгалтерские онлайн-сервисы держат бизнесменов в курсе всех событий, в том числе, напоминают о приближающихся сроках уплаты налогов, а также оповещают о наличии задолженности, связанной с просрочкой или иными причинами неуплаты налога;
  • ожидание налоговых предписаний – если у предпринимателя нет желания обращаться к налоговикам либо проверять уплату налогов в онлайн-режиме, можно продолжать работать в неведении, дожидаясь письменного оповещения ИФНС с требованием уплатить задолженность по налогам, а с ней – и штрафные санкции за просрочки.

Санкции за налоговые просрочки

Несвоевременная уплата или некорректный расчет налогов зачастую тянут за собой финансовые издержки. Мера наказания зависит не только от суммы долга, но и от того, увидят ли налоговые инспекторы умысел в действиях предпринимателя.

Так, за умышленное уклонение от уплаты налогов на бизнесмена могут наложить штраф в размере 40% от рассчитанной суммы налога. Кроме того, может быть арестован расчетный счет предприятия, вследствие чего будут принудительно списаны денежные средства в счет погашения долговых обязательств перед бюджетом. Если налоговые долги потянут на особо крупные размеры, предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности.

Если будет доказано, что бизнесмен уклонился от уплаты налога неумышленно (просрочил на пару дней по весомым основаниям или просчитался в сумме), санкции будут менее жесткими. Как правило, можно отделаться легким испугом, уплатив штраф в размере 10-20% от суммы выставленной задолженности.

Способы погашения налоговой задолженности

Выявленный долг требует немедленной оплаты. Что же нужно сделать, чтобы избавиться от бремени налоговой задолженности? Существует несколько способов погашения долгов перед бюджетом.

Формирование и оплата платежного поручения

Чтобы оплатить налоговый долг, достаточно составить платёжное поручение в банке, обслуживающем расчётный счёт предприятия. Для этого необходимо личное присутствие уполномоченного лица компании либо регистрация в онлайн-банкинге для дистанционного получения указанного документа.

Для оформления платежного поручения в личном кабинете необходимо указать реквизиты предприятия, данные банковского учреждения, сумму к уплате, а также вид платежа. Если предприниматель не дружит с онлайн-банкингом, можно скачать бланк платежки с сайта банка, распечатать и заполнить его вручную, а после – оплатить наличными деньгами в банковском отделении.

Распечатка квитанции с официального сайта ФНС

Оплата через терминалы

Оплата через интернет-сервисы

Бухгалтерские онлайн-платформы соединяются с серверами налоговых органов посредством электронных каналов связи, поэтому в личном кабинете каждый бизнесмен может ознакомиться с текущим положением дел по уплате налогов, в том числе и увидеть непогашенную задолженность. Более того, благодаря инновационным технологиям произвести оплату долгов можно дистанционно через интернет-бухгалтерию.

Что делать с крупной задолженностью?

Как правило, налоговики направляют должнику официальное требование о погашении долга, строк оплаты которого составляет 10 дней . Просрочка хоть на день потянет за собой арест банковского счета предприятия с последующим снятием с него денежных средств для погашения налоговой задолженности. Если на счету нет денег или их не хватает для полного покрытия долга, скорее всего, дело дойдет до судебного разбирательства.

Судебная инстанция не станет церемониться с должником, обязав его уплатить не только долги, но и внушительные штрафные санкции. В критической ситуации суд своим решением может уполномочить налоговиков арестовать имущество и предприятия, и бизнесмена. Это точка невозврата, после таких санкций предприятию будет крайне тяжело вернуться к нормальному функционированию.

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325‑ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2019 год


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

До вступления закона в силу, налогоплательщики могут перераспределять переплату и засчитывать её в счёт задолженностей только внутри налогов одного уровня — федеральных, региональных или местных.

Поправки в закон направлены на упрощение порядка возврата и зачёта излишне уплаченного налога. Переплатой можно будет погасить последующие платежи, и её можно будет распределять по разным уровням. Например, переплатой по НДС можно будет закрыть долг по налогу на имущество.

Также с октября при наличии задолженностей по налогам, вернуть переплату деньгами будет нельзя. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, налогоплательщикам в первую очередь нужно будет погасить долги. Сумма излишне уплаченного налога будет засчитываться в счёт погашения недоимки.

До вступления закона в силу, переплату можно было вернуть на расчётный счёт вне зависимости от наличия задолженностей.

Важно: новые правила зачёта и возврата переплаты не распространяются на страховые взносы.

Откуда берётся переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях: ошибка налогоплательщика или ошибка налогового органа.

Со стороны налогоплательщиков происходят следующие ситуации:

Неправильный расчёт налога. Если бухгалтерия допускает ошибки в расчёте, например, забывает учесть льготы и вычеты, то общая сумма может оказаться неправильной.

Ошибки в КБК. Неправильное заполнение платёжных поручений приводит к недоимкам по одним налогам и переплатам по другим.

Иногда налоговая может дважды взыскать налог. Так случается, когда налогоплательщик уже оплатил налог, но деньги не поступили на счёт ФНС. В таком случае налоговая может списать сумму налога без согласия налогоплательщика. В итоге когда деньги, отправленные налогоплательщиком, доходят, появляется переплата.

Как узнать о факте переплаты

Налогоплательщик может запросить акт сверки в налоговой инспекции или в личном кабинете на сайте ФНС. После подачи заявления налоговый орган выдаст подписанный акт сверки в течение пяти рабочих дней.

Как вернуть переплату

С излишне уплаченным налогом можно провести три операции: зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте для оплаты будущих платежей или вернуть на расчётный счёт.

В течение трёх лет

Основные правила зачёта и возврата переплаты по налогам действуют в течение трёх лет с момента поступления денег в налоговую.

Зачёт в счёт задолженности. Если у налогоплательщика есть долги по налогам любого вида, то, в первую очередь, переплата пойдёт на погашение этих недоимок. Сотрудники налоговой самостоятельно будут выбирать, на погашение какой именно задолженности будут направлены деньги.

Налогоплательщик может сам подать заявление на погашение недоимки. Налоговая инспекция будет рассматривать заявление в течение десяти рабочих дней.

В течение десяти дней с момента получения заявления, налоговая примет решение о зачёте.

Возврат денег на расчётный счёт. Для того чтобы вернуть сумму переплаты на расчётный счёт, налогоплательщик должен подать заявление по форме КНД 1150058. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие факт переплаты.

Налоговая инспекция принимает решение в течение десяти рабочих дней. При положительном решении деньги поступят на счёт налогоплательщика через месяц.

Если же через месяц деньги на счёт не поступят, то за каждый день просрочки налоговая будет доплачивать процент, который вычисляется по следующей формуле:

По истечении трёх лет

Если налогоплательщик не подал ни одного заявления в течение трёх лет с момента зачисления налога, то он может обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проходить по гражданскому законодательству, а не налоговому.

Отсчёт срока будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Поэтому в суде нужно будет доказать, что с этого момента прошло не более трёх лет.

С 1 октября налогоплательщик сможет вернуть переплату на банковский счёт, зачесть в счёт задолженности или в счёт будущих платежей в упрощённом порядке. Однако, сделать он это должен будет в течение трёх лет.

До вступления закона в силу, налогоплательщики могут перераспределять переплату и засчитывать её в счёт задолженностей только внутри налогов одного уровня — федеральных, региональных или местных.

Поправки в закон направлены на упрощение порядка возврата и зачёта излишне уплаченного налога. Переплатой можно будет погасить последующие платежи, и её можно будет распределять по разным уровням. Например, переплатой по НДС можно будет закрыть долг по налогу на имущество.

Также с октября при наличии задолженностей по налогам, вернуть переплату деньгами будет нельзя. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ, налогоплательщикам в первую очередь нужно будет погасить долги. Сумма излишне уплаченного налога будет засчитываться в счёт погашения недоимки.

До вступления закона в силу, переплату можно было вернуть на расчётный счёт вне зависимости от наличия задолженностей.

Важно: новые правила зачёта и возврата переплаты не распространяются на страховые взносы.

Откуда берётся переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях: ошибка налогоплательщика или ошибка налогового органа.

Со стороны налогоплательщиков происходят следующие ситуации:

Неправильный расчёт налога. Если бухгалтерия допускает ошибки в расчёте, например, забывает учесть льготы и вычеты, то общая сумма может оказаться неправильной.

Ошибки в КБК. Неправильное заполнение платёжных поручений приводит к недоимкам по одним налогам и переплатам по другим.

Иногда налоговая может дважды взыскать налог. Так случается, когда налогоплательщик уже оплатил налог, но деньги не поступили на счёт ФНС. В таком случае налоговая может списать сумму налога без согласия налогоплательщика. В итоге когда деньги, отправленные налогоплательщиком, доходят, появляется переплата.

Как узнать о факте переплаты

Налогоплательщик может запросить акт сверки в налоговой инспекции или в личном кабинете на сайте ФНС. После подачи заявления налоговый орган выдаст подписанный акт сверки в течение пяти рабочих дней.

Как вернуть переплату

С излишне уплаченным налогом можно провести три операции: зачесть в счёт задолженности, оставить на лицевом счёте для оплаты будущих платежей или вернуть на расчётный счёт.

В течение трёх лет

Основные правила зачёта и возврата переплаты по налогам действуют в течение трёх лет с момента поступления денег в налоговую.

Зачёт в счёт задолженности. Если у налогоплательщика есть долги по налогам любого вида, то, в первую очередь, переплата пойдёт на погашение этих недоимок. Сотрудники налоговой самостоятельно будут выбирать, на погашение какой именно задолженности будут направлены деньги.

Налогоплательщик может сам подать заявление на погашение недоимки. Налоговая инспекция будет рассматривать заявление в течение десяти рабочих дней.

В течение десяти дней с момента получения заявления, налоговая примет решение о зачёте.

Возврат денег на расчётный счёт. Для того чтобы вернуть сумму переплаты на расчётный счёт, налогоплательщик должен подать заявление по форме КНД 1150058. К заявлению также должны быть приложены документы, подтверждающие факт переплаты.

Налоговая инспекция принимает решение в течение десяти рабочих дней. При положительном решении деньги поступят на счёт налогоплательщика через месяц.

Если же через месяц деньги на счёт не поступят, то за каждый день просрочки налоговая будет доплачивать процент, который вычисляется по следующей формуле:

По истечении трёх лет

Если налогоплательщик не подал ни одного заявления в течение трёх лет с момента зачисления налога, то он может обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проходить по гражданскому законодательству, а не налоговому.

Отсчёт срока будет считаться с момента, когда налогоплательщик узнал о переплате. Поэтому в суде нужно будет доказать, что с этого момента прошло не более трёх лет.

С 1 октября налогоплательщик сможет вернуть переплату на банковский счёт, зачесть в счёт задолженности или в счёт будущих платежей в упрощённом порядке. Однако, сделать он это должен будет в течение трёх лет.

Читайте также: