Соотношение легализации преступных доходов и налоговых преступлений

Обновлено: 15.05.2024

В конце февраля на очередном пленарном заседании межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF/ФАТФ) утверждена новая редакция рекомендаций, являющихся международным стандартом в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма, а теперь и противодействию распространения оружия массового уничтожения.

Напомню, что ФАТФ была учреждена в 1989 году. В настоящее время ее членами являются 34 страны и 2 региональные организации. Статус наблюдателей предоставлен 21 международной организации. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в состав которой входят Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Туркменистан, является ассоциированным членом ФАТФ.

На упомянутом заседании президент ФАТФ Джанкарло Дель Буфало заявил, что утверждение пересмотренных рекомендаций демонстрирует приверженность всех государств-членов к общему делу по борьбе с отмыванием денег. Пересмотренные рекомендации включают в себя требования по укреплению гарантий в финансовом секторе, укреплению правоохранительных инструментов и укреплению международного сотрудничества. Они нацелены также на усиление глобальных мер зашиты от незаконного финансирования и обеспечат странам возможность более скрупулезно и полноценно выполнять эти рекомендации.

Предикатные преступления

Именно с этой целью преступные доходы подвергаются отмыванию, после чего они выглядят легально и могут использоваться, не привлекая внимания правоохранительных органов. Таким образом, без совершения предикатного преступления не может быть совершено следующее преступление – отмывание денег.

В соответствии с международными стандартами в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также требованиями целого ряда международно-правовых документов, страны обязаны чётко определить круг предикатных преступлений, сделав его как можно шире.

Существует несколько подходов к определению круга предикатных преступлений. Они могут устанавливаться путем ссылки на все преступления или же на порог, относимый либо к категории тяжких преступлений, либо к сроку лишения свободы, применяемого к предикатному преступлению, или на перечень предикатных преступлений, или на перечень преступлений, которые не относятся у предикатным, или же на комбинацию этих подходов.

Российский подход к предикатным преступлениям

Однако существовавшие тогда у Российской Федерации проблемы с принятием в члены ФАТФ и многочисленные претензии этой организации к прозрачности отечественной банковской системы, а также к полноте законодательных норм по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, стимулировали нашу правоохранительную систему на более широкое применение статьи 174 УК. При этом нередко, в силу ряда причин, вопросы легализации исследовались в связке с налоговыми преступлениями.

Поворотный момент

В итоге, более 11 лет назад налоговые преступления были выведены из перечня противоправных деяний, которые предшествуют легализации доходов, полученных преступным путем.

При обсуждении в 2001 году в Государственной Думе проекта закона о противодействии легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с легальных видов деятельности, то в отношении легальных доходов, с которых не уплачены налоги и таможенные платежи, задача стоит во взимании с них неуплаченных налогов, штрафов и пеней, которые затем должны работать на экономику страны. В итоге, депутаты фактически заставили правительство согласиться с тем, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие преступления: невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами, уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.

Сторонники такой позиции отмечали, что за все это Уголовным кодексом уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за отмывание денег, ответственность.

Таким образом, позиция отдельных, но влиятельных на то время депутатов привела к тому, что из-под действия закона о борьбе с легализацией были выведены налоговые преступления.

Перспективы реализации рекомендаций ФАТФ

Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ раскрытие и расследование преступлений по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, регламентируется российским уголовным и уголовно-процессуальным законодательством с учетом норм и принципов международного уголовного права, и помня, как непросто нашей стране было наладить рабочее взаимодействие и стать членом ФАТФ, представляется, что проигнорировать или, как часто пытаются у нас делать, не заметить новые рекомендации будет очень сложно, да и чревато для репутации.

В результате возникает ситуация, когда за налоговое преступление человек не просто платит штраф, как это сейчас предусмотрено законом, а может оказаться под уголовной ответственностью. То есть фактически в законах в ближайшие несколько лет будет резкое ужесточение наказания за отмывание денег.

При этом теперь, относительно отмывания преступных доходов, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также являются незаконными, а уклонение от уплаты налогов – таким же преступлением (виновно совершенным общественно опасным деянием, запрещенным УК под угрозой наказания), как и все иные. Остается ждать внесения соответствующих изменений в законодательство – федеральный закон о противодействии отмыванию доходов.

Читайте также: