Согласно его указу преследовалась безразборная раздача милостыни за что назначался штраф

Обновлено: 04.07.2024

История России с XVII-начала по XX века хранит в себе немало интересных моментов, связанных с социальным положением жителей. Вот взять хотя бы крепостное право, особенно отношение крестьян и помещиков, и их серьезные взаимоотношения, в которые вынуждено было вмешаться правительство для разрешения конфликтной ситуации.

22 августа 1767 года вышел Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков.

Заглавие документа привожу в оригинале:

"О бытiи помѣщичьимъ людямъ и крестьянамъ въ повиновенiи и послушанiи у своихъ помѣщиковъ, и о неподаванiи челобитенъ въ собственныя Ея Величества руки."

"Во всенародное извѣстiе. Хотя по Высочайшей Ея Императорскаго Величества конфирмацiи обнародованнымъ отъ Сената Генваря 19 дня прошлаго 1765 года указомъ, въ подтвержденiе многихъ прежде изданныхъ, и объявлено, дабы никто Ея Императорскому Величеству въ собственныя руки мимо учрежденныхъ на то Правительствъ и опредѣленныхъ особо для того персонъ, челобитенъ подавать отнюдь не отваживался, подъ опасенiемъ предписаннаго въ ономъ указѣ наказанiя, а именно: когда кто не изъ Дворянъ и неимѣющихъ чиновъ осмѣлится Высочайшую Ея Величества особу подачею въ собственныя руки челобитенъ утруждать: то за первое дерзновенiе отсылать таковыхъ въ работу на кагоргу на мѣсяцъ; за второе, съ наказанiемъ публично, отсылать туда же на годъ, возвращая оныхъ по прошествiи срока на прежнiя жилища; а за третiе преступленiе съ наказанiемъ публично плетьми ссылать вѣчно въ Нерчинскъ, съ зачетомъ крѣпостныхъ помѣщикамъ ихъ въ рекруты. Но нынѣ, не взирая на то, дворовые люди и крестьяне Генерала Леонтьева, Генеральши Толстой и Подполковника Аврама Лопухина и его братьевъ, отважились еще нарушить оный обнародованный указъ подачею Ея Императорскому Величеству въ собственныя руки на пoмѣщиковъ своихъ челобитенъ, не токмо противныхъ изображенному въ 15-мъ пунктѣ 2-й Уложенной главы закону, но и вовсе онымъ недозволенныхъ, какъ то въ помянутомъ Уложенномъ пунктѣ именно напечатано: „а будетъ учнутъ извѣщати про Государское здоровье, или какое измѣнное дѣло чьи люди на тѣхъ, у кого они служатъ , или крестьяне, за кѣмъ они живутъ въ крестьянѣхъ, а въ томъ дѣлѣ ни чѣмъ ихъ не уличатъ: и тому ихъ извѣту не вѣрити; и учиня имъ жестокое наказанiе, бивъ кнутомъ нещадно, отдати тѣмъ, чьи они люди и крестьяне; а опричь тѣхъ великихъ дѣлъ, ни въ какихъ дѣлѣxъ такимъ извѣтчикамъ не вѣрити." И хотя во исполненiе вышеизображенныхъ законовъ, нѣкоторые изъ помянутыхъ преступниковъ за cie ихъ дерзновенiе здѣсь въ Москвѣ на разныхъ площадяхъ, а достальные въ ихъ жилищахъ публично и жестоко на тѣлѣ всѣ наказаны, причемъ помѣщикамъ отдано на ихъ произволенiе, къ ceбѣ ли ихъ по наказанiи обратно взять пожелаютъ, или согласятся, чтобъ оные отосланы были въ казенную работу въ Нерчинскъ? Равномѣрно и прочiе ихъ сообщники, какъ то и Бригадира Дмитрiя Алсуфьева и братьевъ его дворовые люди и крестьяне, чрезъ посланныя команды всѣ приведены въ должное помѣщикамъ своимъ послушанie. Но какъ изъ обстоятельствъ сего дѣла усматривается, что таковыя преступленiя большею частiю происходятъ отъ разглашенiя злонамѣренныхъ людей, разсѣвающихъ вымышленные ими слухи о перемѣнѣ законовъ и собирающихъ подъ симъ видомъ съ крестьянъ поборы, обнадеживая оныхъ исходатайствовать имъ разныя пользы и выгоды, которые вмѣсто того тѣми поборами корыстуются сами, а бѣныхъ и незнающихъ законовъ крестьянъ, отвратя ихъ отъ должнаго помѣщикамъ повиновенiя, приводятъ въ разоренie и въ крайнее несчастiе. Чего ради Правительствующiй Сенатъ, по возложенной на него отъ Ея Императорскаго Величества довѣренности, имѣя попеченiю о сохраненiи въ Государствѣ установленнаго порядка, а особливо пользы тѣхъ, кои, не имѣя достаточнаго о узаконенiяхъ знанiя и увѣряясь по простотѣ своей таковыми вымышленными отъ злонамѣренныхъ людей слухами, слѣпо онымъ послѣдуютъ, а чрезъ то впадаютъ въ неизбѣжную погибель, занужное почелъ симъ Ея Императорскаго Величества указомъ [335] еще обнародовать, чтобъ помѣщичьи люди и крестьяне подобнымъ сему ложнымъ разглашенiямъ ни подъ какимъ видомъ не вѣрили, но имѣли бы къ помѣщикамъ своимъ должное повиновенiе и безпрекословное во всемъ послушанiе; какъ о томъ издревле отъ Самодержавныхъ Предковъ Ея Императорскаго Величества узаконено, безъ всякой отмѣны, повелѣвая таковыхъ, кто отважится возмущать людей и крестьянъ къ неповиновенiю ихъ помѣщикамъ, тотчасъ брать подъ карауль и приводитъ въ ближайшiя Присутственныя мѣста, которымъ безъ продолженiя времени поступать съ ними по указамь, какъ съ нарушителями общаго покоя, безъ всякого послабленiя. А буде и по обнародованiи сего Ея Императорскаго Величества указа которые люди и крестьяне въ должномь у помѣщиковъ своихъ послушанiи не останутся, и въ противность вышеизображеннаго 2-й Уложенной главы 13 пункта недозволенныя на помѣщиковъ своихъ челобитныя, а наипаче Ея Императорскому Величеству въ собственныя руки подавать отважатся: то какъ челобитчики, такъ и сочинители сихъ челобитень наказаны будутъ кнутомъ, и прямо сошлются въ вѣчную работу въ Нерчинскъ, съ зачетомъ ихъ помѣщикамъ въ рекруты. А для повсемѣстнаго о семь свѣденiя и исполненiя сей указъ съ полученiя онаго чрезъ цѣлый мѣсяцъ въ каждомъ мѣстѣ въ праздничные и воскресные дни, а по прошествiи мѣсяца ежегодно по одному разу во время храмовыхъ праздниковъ читать по всѣмъ церквамъ, дабы никто невѣденiемъ отговариваться и въ подобное симъ послѣднимъ преступникамъ несчастiе впасть не могъ."

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ЖЖ ТУТ

Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:

Из полного собрания законов Российской Империи: Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. - СПб.: Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. - 48 т.: указ. Т. 18: 1767-1769. - 1830. С. 335 - 336.

В Мосгордуму внесен законопроект, устанавливающий штрафы до 5 тысяч рублей для нищих в метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг станций подземки. Проект поправок к столичному Кодексу об административных правонарушениях внес глава комиссии по законодательству столичного парламента Александр Семенников.

В 2014 году подобный законопроект предлагали представители главного управления МВД России. МВД намеревалось выделить попрошайничество в отдельный состав административного правонарушения в московском КоАП и установить штрафы за него в сумме от 2,5 до 5 тысяч рублей.


Для борьбы с попрошайничеством уже есть законы

Первый вопрос: что такое попрошайничество и кто им занимается. Цыгане, люди с детьми, старики и инвалиды, а также мошенники, которые используют этих беззащитных людей для заработка. Но мошенничество и вовлечение в попрошайничество – это другая область юриспруденции — не административный, а уголовный кодекс.

Те, кто попрошайничает профессионально, найдут способы обойти новые ограничения. Те, кто действительно оказался в нужде, будут служить для выполнения плана по административным взысканиям. И никогда в жизни бездомный не докажет, что он не просил милостыни, даже если он ее не просил. Один наш подопечный был очень удивлен, когда его заставили подписать акт о том, что он нецензурно выражался в адрес президента России. Это ведь не уголовщина — никакого суда, никакой огласки. Как акт составят, так и будет.

Репрессии вместо помощи

Также милостыню просят люди, попавшие в беду. Возникает вопрос: если человек просит в интернете помочь на операцию — он попрошайка? Или мы просто хотим убрать попрошаек и бездомных с улиц перед чемпионатом по футболу?

Репрессивные меры к гражданскому населению имеют хоть какое-то оправдание только тогда, когда все остальные институты помощи человеку в кризисной ситуации хорошо работают и доступны. Тогда, при отлаженной социалке, можно оправдать, например, написанный в советское время закон об изъятии детей из неблагополучных семей.

Наказывая людей, предоставляют ли им альтернативу? Против бездомных пишут репрессивные законы, но не пишут о профилактике, ресоциализации, доступных и эффективных методах помощи. То же и с теми, кто просит милостыню, попав в тяжелую ситуацию. Что для них делается, кроме штрафов?

Мне нередко говорят, что отделения УФМС отправляют людей, утерявших документы, в центр социальной адаптации или по месту последней прописки. Отказывать в восстановлении документов по месту обращения — это должностное преступление, есть приказ номер 1105 — за два месяца паспорт должны восстановить где угодно. Конечно, без паспорта человек не устроится на работу и будет попрошайничать, но накажут не работника УФМС, а того, кого видно на улице и кто слабее. В случае отказа должен быть письменный ответ: например, о том, что по запросу не удалось подтвердить гражданство человека.


Психологический слом на паперти

Попав в тяжелую ситуацию, человек может и привыкнуть просить милостыню. У нас бывает проще протянуть руку к добрым людям, чем добиться от государства нового паспорта и восстановления прав, доказать чиновникам, что ты человек. Человек в кризисной ситуации хочет выжить — и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле протянуть руку за подаянием психологически не так уж просто. Один 20-летний парень подробно описывал мне свои чувства, когда он первый раз встал на паперти. Это психологический барьер, слом, особенно для мужчины. Даже взять бесплатную тарелку супа в первый раз — это серьезный шаг для человека. Иногда видно, какой дискомфорт ощущают люди, когда их бесплатно кормят.



Творожников И.И. У церкви. Фрагмент.

Наша Надя Монетова, ежегодную премию имени которой мы теперь вручаем, тоже пришла к храму просить милостыни. Она тогда осталась одна без работы с двумя детьми, была в отчаянии, и ей помогли. Я знаю и другие семьи, которые были вынуждены в черный день ехать в большой город и просить помощи на паперти, а потом выправились, нашли работу.

Они самые бесправные и самые уязвимые: им вовремя не оказали помощь, они втянулись в попрошайничество, на них будут копиться штрафы, ведь они не смогут заплатить эти пять тысяч рублей, и когда они встретятся с правоохранительными органами, у них усугубятся проблемы. За неуплату штрафа тоже будут санкции: пошел с сумой — в долгой перспективе еще и посадили в тюрьму.

Раздавать милостыню – естественно для человека

Но вместо помощи, для того чтобы этого не было, — одни репрессии, потому что так проще. А ведь есть простой закон, тоже сформулированный Христом: не делай другому того, чего себе не желаешь. Каждый из нас может оказаться в беде, и хотим ли мы, чтобы нам именно так помогли в этом случае?

В странах Западной Европы война нищенству была объявлена гораздо раньше, чем в России. Обстоятельство это отчасти объясняется более быстрым развитием западных государств, а с другой стороны - и самим свойством отечественных нищих, той ролью, которую просящие милостыню играли в общественной жизни России.

В государствах Западной Европы применялись самые разнообразные способы наказания за нищенство и бродяжничество. Так, во Франции, начиная с Учреждения Людовика Святого 1270 г. постепенно усиливаются репрессии против нищенства и бродяжничества. По ордонансу 1350 г. предписывалось просящих милостыню, способных к труду, задерживать: в первый раз сажать на хлеб и воду, во второй - выставлять у позорного столба, а в третий - клеймить раскаленным железом и изгонять из города. Впоследствии наказания были еще более ужесточены: по ордонансу 1545 года виновных секли розгами и изгоняли из страны навсегда, а в 1596 г. было постановлено, что нищих, которые окажутся в Париже по обнародовании этого закона и будут пойманы, приказывалось без соблюдения каких-либо формальностей в течение 24 часов предавать казни через повешение. Нельзя не упомянуть еще об одной мере, которая была направлена уже против подающих милостыню. Таковых наказывали штрафом в 50 лир. По эдикту 1764 г. здоровых нищих и бродяг ссылали на галеры, а неспособных к труду - заключали в тюрьму.

В Германии общеимперское законодательство усиленно боролось с нищенством. В Каролине 1532 г. на отдельных властей возлагалась обязанность преследовать скитающихся нищих.

В Англии статутом 1349 г. рабочие прикреплялись к определенным местам жительства, где они обязаны были заниматься принудительным трудом за строго определенную плату. Бродягой считался всякий отлу­чившийся самовольно из мест постоянного жительства. Статут 1388 г. впервые стал различать нищих, способных и неспособных к труду. Первые обязывались заниматься принудительным трудом, а вторым разрешалось просить милостыню только в своем приходе.

Позднее наказания ужесточаются: по статуту 1547 г. нищего и бродягу стали отдавать в рабство тому, кто донесет на них мировому судье, и подвергать клеймению. В 1597 г. при королеве Елизавете учреждаются исправительные дома.

Такая же жестокая мера - отсечение правого уха, клеймение, рабство и смертная казнь - применялась и во всех других государствах Западной Европы. Объясняется это главным образом тем, что из нищенской среды рекрутировались всякого рода преступники, и потому нищенство стало представлять опасность[56].

Ряды бродяг пополнил раскол в церкви середины XVII столетия, когда патриархом Никоном была осуществлена церковная реформа, про­веденная революционными методами, ломая и калеча сопротивлявшихся нововведениям. По сути, в России было создано другое, тайное государ­ство, состоящее из раскольников и исповедовавшее сопротивление законной власти. Был создан целый подпольный бродяжий мир, со своими общежитием и законами.

Для искоренения бродяжничества законодатель установил прописные грамоты, ставшие прототипом позднейших паспортов. Без них никто не должен быть прошен за заставу города. На воевод возлагалась обязанность строго наблюдать за неизвестными, прохожими, безъявочными людьми и каждое новое лицо, появившееся в городе, допрашивать. Для предосторожности подозреваемого заключали в тюрьму и сообщали государю.

говорил об отсылке беглых и бродяг, годных к службе, в военную коллегию, а неспособных к таковой - к помещикам, а при отказе их - ссылать на поселения в Сибирь[59].

Однако и этот монарший призыв не возымел действия, а потому через год, 13 мая 1763 года, еще одним Манифестом императрица вновь призвала скрывающихся в Польше и Литве беглых, добровольно вернуться в Россию и безбоязненно селиться в пограничных районах, с льготой от всяких податей и работ на шесть лет [69].

В инструкции московскому обер-полицмейстеру от 9 июля и 10 де­кабря 1772 года советовалось всех замеченных в повторном бродяжничестве и нищенстве подвергать наказанию на площади батогами и ссылать на каторжные работы[72].

К началу XIX столетия проявилась проблема с бродягами- иностранцами, которых велено было отправлять на работу на казенные рудокопные заводы[75].

Подытоживая правоприменительную практику в отношении бродяг к началу XIX столетия, следует заметить, что их ссылка в Сибирь приме­нялась правительством неохотно и распространялась лишь на лица, непригодные к службе. Но и в отношении последних иногда разрешалось, вместо сибирских поселений, приискивать себе помещиков, которые согласились записать их за собою в подушный оклад.

Малолетних же бродяг, не достигших узаконенного для солдат возраста, законодательно предписывалось направлять в гарнизонные школы или определять на казенные фабрики и заводы для обучения мастерству.

Постепенно русское правительство пришло к осознанию, что не только бродяжничество, но и нищенство представляет определенную угрозу власти.

В царствование Петра I в этом направлении был сделан решительный шаг в деле уничтожения нищенства и всякого вообще попрошайничества.

Система государственно-правового призрения нищих в нашем Отечестве на официальном уровне связана с Петром I, но началась она борьбой с нищенством, в особенности с лженищенством. Преобразова­тель России впервые усомнился в святости нищих. Жестокими мерами он задумал искоренить укоренившееся зло, но, как показала последующая практика, указы были бессильны в борьбе с развитым традиционным общественным недугом.

Увеличение количества нищенствующих людей, заполонивших города, в особенности Москву и Петербург, вынудило Петра I издать серию указов, запрещавших под опасением наказания нищим переходить для прошения милостыни из одного города в другой, из одного уезда в другой[79].

Нищие на короткое время затаились, а некоторые, видимо, были пойманы и наказаны, но сам порок не искоренялся, и опять приходилось повторять старые и издавать новые, еще более строгие законы.

Сенатским указом от 23 октября 1723 года штрафные санкции в отношении помещиков, отпускавших своих людей просить милостыню, увеличились до 40 рублей с каждого человека[86].

На местах надзор за недопущением просить милостыню осуществлялся земскими комиссарами, выбираемыми из дворянской среды. Высший же надзор в провинциях возлагался на обер-комендантов и комендантов (по инструкции 1719 г. - на воевод), в Петербурге - на генерал-полицмейстера, а в Москве с 1722 г. - на обер-полицмейстера[87].

6 апреля 1722 г. вновь приказывалось определить нищих: крепост­ных нищих отдавать помещикам, посадских - в посады, молодых - в казенные работы, женщин - на фабрики, ребят - в гарнизонные школы или, если кто пожелает, и в частные руки на воспитание[93].

Вполне естественно, что только таких мер было недостаточно для обеспечения неимущих, и на содержание помещиков и крестьянских общин нельзя было отнести призрение отставных военных чинов и лиц, не помнящих первоначального своего местожительства, число которых в то время было весьма значительно.

1733-1735 годы были отмечены в России страшным голодом. Как и в начале XVII столетия, нищие из провинции устремились в Москву, надеясь там найти пропитание. В 1734 году там их насчитывалось уже 7129 человек[100].

К 60-м годам дело с нищими и нищенством обстояло чуть ли не хуже, чем в прежнее время. В правление Петра III вновь возвратились к проблеме нищенства. Указом от 28 апреля 1761 г. повелевалось задержанных полицией за прошение милостыни солдатских, матросских и других служилых людей, вдов и жен, мужья которых находились в походах или дальних командировках, направлять в Манафактур-коллегию для дальнейшего их направления на фабрики4.

Подтверждением привычной суровости в отношении нищих служит и выработанная для Слободской губернии инструкция, говорящая, что уклонившихся от записи в платеже казенных податей здоровых нищих и бродяг отдавать в работы на пять лет[109].

Нищенство продолжало существовать, и потребовались новые меры: с 5 июня 1775 г. виновные в допущении экономических крестьян до прошения милостыни выборные старосты и сотские наказывались двухрублевыми штрафами с каждого пойманного нищего (деньги шли на содержание работных домов); с 7 ноября того же года в обязанность городничего включалось наблюдение, чтобы могущих работать нищих заставлять чинить улицы и мосты вместо наемных обывателей, за что последние должны снабжать их пищей2.

исправительного заведений они превращаются в своеобразные дома трудолюбия. По сути, это явилось прообразом будущих российских домов трудолюбия, широко распространившихся в конце XIX - начале XX столетия в нашем Отечестве.

5

ПСЗ I. - Т. 19. - № 14231.
ПСЗ I. - Т. 20. - № 14333, 14392.
ПСЗ I. - Т. 20. - № 14357.
ПСЗ I. - Т. 20. - № 14392 (гл. XXV)
ПСЗ I. - Т. 21. - № 15152.

использовали при пилке казенных лесов, а женщин определяли прясть лен[116].

Несмотря на рекомендацию, практические последствия были невелики: в провинции возникло лишь два работных дома. Тем не менее появление таковых методов борьбы с нищенством, по меркам того времени, можно оценить как прогресс: переход от полицейских мер против нищенства к мерам призрения (хотя и своеобразного) уже успех, как зародыш идеи помощи трудом.

Последним законодательным актом конца XVIII столетия в вопросах искоренения нищенства служит Указ от 7 августа 1797 г., касавшийся казенных и удельных крестьян. В нем, наряду с призрением престарелых и дряхлых крестьян, говорилось о недопущении ими нищенства. В отношении призреваемых крестьян, живших за счет

общества в сельских богадельнях, на местных священнослужителей возлагалась строгое наблюдение, чтобы они не шлялись и не просили милостыню. Если такое происходило, то предписывалось на виновных в прошении милостыни по лености доносить Удельной экспедиции (для удельных крестьян) или исправнику (в отношении казенных крестьян) для поступления с ними по закону[117].

Подводя итог, следует отметить, что во время правления Петра I правительственные меры в вопросах общественного призрения получают более широкое развитие. В борьбе с нищенством как особым промыслом принимаются карательные меры не только против нищих-тунеядцев, но и лиц, поощряющих это в виде подачи милостыни.

При преемниках Петра и до воцарения Елизаветы Петровны репрессивные меры по искоренению нищенства находят продолжение в многочисленных указах. Достаточно сказать, что с 1729 по 1762 год таковых было издано девятнадцать.

По подсчетам современного исследователя П. Власова, при Петре I было издано около 20 указов против нищенства, а всего с конца XVII века и до конца 1775 года - до 70 указов[118]. Такое обилие законов свидетельст­вует о малой их эффективности в отношении борьбы с нищенством.

В разрешение постановления Собора царь Федор Алексеевич на следующий год издал указ, который не вошел в первое издание Полного собрания законов и был обнаружен и введен в научный оборот в 1818 году исследователем А. Стогом. Об этом указе у исследователей нет единого мнения: одни считает его действительно монаршим указом, другие - лишь проектом или докладом.

Как наказывают за нарушение самоизоляции (карантина) при ковиде в 2021-2022 году?

Что может предпринять общество? Ограничительные меры, призванные снизить темпы заболеваемости и нагрузку на здравоохранение. Россия в этом смысле пошла по такому же пути, что и большинство стран мира. При инфицировании covid-19 или близком контакте без прививки требуется самоизоляция (карантин). Как правильно её соблюдать? Что грозит за нарушение по закону? Какова реальная судебная практика? Сейчас узнаем.

В каких случаях нужна самоизоляция и карантин?

В п.2.2 Постановления №7 указано, что гражданам РФ, которые прибыли на территорию России, в течение 3 дней нужно пройти ПЦР, а до этого времени – находиться на самоизоляции. Требование не распространяется на тех, кто менее чем за 12 месяцев до прибытия вакцинировался или менее чем за 6 месяцев – перенёс заболевание.

лицо, контактировавшее с больным COVID-19, должно находиться в изоляции не менее 14 календарных дней со дня последнего контакта с больным или до выздоровления (при развитии заболевания). Но не подлежат изоляции лица, прошедшие полный курс вакцинации (переболевшие covid) за последние 6 месяцев, при отсутствии у них симптомов.

Наказание за нарушение режима самоизоляции

С горем пополам – разобрались: находиться на изоляции должны:

Наказание за нарушение изоляции предусмотрено ч.ч.2, 3 ст.6.3 КоАП РФ. По второй части наказание для физического лица – штраф 15-40 тысяч рублей, по третьей – 150-300 тысяч рублей. Во время второй волны коронавируса протоколы составляли в основном по ч.2 ст.6.3 КоАП, счёт привлечённым к ответственности шёл на сотни тысяч.

Актуальную статистику сегодняшнего дня (конец 2021 г.) отыскать не удалось. Если на территории введён режим повышенной готовности, протоколы могут составляться по ст.20.6.1 КоАП. По первой части для граждан предусмотрен штраф от 1 до 30 тысяч рублей, по второй – 15 до 50 тысяч.

Понятно, что ничего непонятно

Они значительно расширили требования о самоизоляции к гражданам. Например, в Москве людям старше 65 лет вообще нужно всё время находиться дома (за небольшими исключениями). При нарушении эти требований ответственность наступает согласно актам субъекта РФ. В столице, например, в ходе были протоколы по ст.3.18.1 КоАП г.Москвы.

Важно! Ограничительные меры в конкретном регионе могут быть жёстче, чем федеральные.

Практика привлечения к ответственности

В 2020 г. за нарушение требований самоизоляции привлекали часто. Например, постановлением Яснинского райсуда от 22.09.2020 наложено взыскание по ч.2 ст.6.3 КоАП на гражданина Казахстана Б. Он не выдержал 14-дневную изоляцию ради посещения миграционного пункта, за что получил штраф в размере 15 тысяч рублей.

Постановлением Валуйского райсуда от 30.07.2020 привлечён к ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП С. Гражданин должен был находиться дома в связи с тем, что мог быть инфицирован covid-19. По его словам, он вышел на улицу, чтобы выбросить мусор. Наказание было самым мягким – предупреждение.

Постановлением Верховного суда РФ от 18.11.2021 поставлена точка в судебных спорах вокруг И., которая вернулась из Турции и не заполнила анкету на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Суд первой инстанции трактовал это как нарушение самоизоляции и назначил штраф в размере 15000 рублей. Вышестоящий суд снизил наказание в два раза. Это решение осталось без изменения.

Обратите внимание на решение Тушинского райсуда г.Москвы от 25.02.2021. Постановлением начальника отдела госуслуг ГКУ г.Москвы от 07.05.2020 гражданка С. была подвергнута штрафу на основании ч.2 ст.3.18.1 КоАП г.Москвы в размере 4 000 рублей. Суд более полугода спустя постановление отменил в связи с недоказанностью и с нарушением процессуальных норм. Подобных решений в базе – несколько сотен.

Найти постановлений за несоблюдение самоизоляции после марта 2021 г. мне не удалось. При том, что требования о её соблюдении точно есть. Куда же они пропали? Конспирологи объясняют ситуацию политикой, но я ведь не конспиролог.

Спящая норма

В обзоре Верховного суда в феврале 2021 г. – напоминание об уголовной ответственности по ст.236 УК РФ. Она предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее массовое заболевание либо его угрозу. Несоблюдение самоизоляции, теоретически, может привести к лавинообразному распространению covid.

Но на практике уголовные дела по ст.236 УК возбуждались лишь в отношении тех, кто на фоне пандемии проводил массовые мероприятия без разрешения и соблюдения мер безопасности. Отыскать хотя бы один приговор по этой статье за нарушение самоизоляции не удалось. Уголовные дела в 2020 г. по ч.1 ст.236 УК рассматривались, однако судебные вердикты лежат слишком глубоко в недрах системы.

blank

Резюме. Норма есть, но разобраться в ней трудно

Если после прочтения статьи у вас остались вопросы – это нормально. Остались они и у меня, после глубоко погружения в теорию и практику привлечения к ответственности за нарушение самоизоляции. Помнится, в апреле текущего года С.Собянин бодро рапортовал, что в одной лишь Москве за несоблюдение ограничений к ответственности привлекли 1,5 млн. человек.

То, что нужно соблюдать самоизоляцию – бесспорный факт. Обязанность установлена как федеральными, так и региональными актами. А вот будет ли ответственность за нарушение – большой вопрос. Формально существует целых 2 статьи в федеральном КоАП и несколько – в региональных. Но если в 2020 г. они использовались очень бодро, то после марта 2021 г. наступило затишье. Почему – остаётся только догадываться.


Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов)

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

Священник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин

– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Священник Александр Сатомский

Священник Александр Сатомский

Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело

Диакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Читайте также: