В германии налог на телевизор

Обновлено: 02.07.2024

Наш рынок платного ТВ продолжает развиваться, прирастая как абонентами, так и новыми услугами для них. Основная проблема, правда, при этом никуда не делась, и имя ей "низкий ARPU". 146 рублей (2,2 евро) в месяц. Это немного с любой точки зрения: по сравнению с затратами домохозяйств на развлечения, стоимостью пачки сигарет или платного телевидения в других странах. Вот в Германии, например, каждый абонент в 2015 году в среднем платил 14,2 евро в месяц.

А давайте разберемся, сколько и за какое телевидение на самом деле платят люди в Западной Европе. И как особенности оплаты этой услуги влияют на развитие телерынка и бизнеса операторов платного ТВ? Для этого рассмотрим три страны — Германию, Великобританию и Испанию. Эти рынки имеют много общего (например, давно отключенное аналоговое эфирное ТВ), но гораздо больше у них различий.

Все телеканалы страны жестко делятся на два типа, для которых законодательно прописаны разные источники финансирования: частные и общественно-правовые (ОПТВ). Частные существуют за счет размещения рекламы и продажи прав на собственные фильмы и передачи.

Наибольшей ОТПВ ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией континентальной Европы является ARD (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее содружество общественно-правовых телерадиокомпаний ФРГ). Она объединяет федеральный телеканал ARD Das Erste, девять телеканалов федеральных земель, канал иновещания Deutsche Welle ("Немецкая волна"), а также более 50 местных радиостанций. Вторым, даже по названию, в стране является холдинг ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen ("Второе Немецкое Телевидение"). Оно появилось в 50-е годы прошлого столетия, когда государство попыталось создать альтернативу общественному ТВ, и включает сейчас три телеканала. Кроме того, ZDF вместе с ARD и другими сетями участвует в производстве еще четырех каналов и управлении ими. Реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — после 20.00. Кроме того, для них существуют обязательные квоты на показ новостей, познавательных и развлекательных передач.

За чей счет весь этот общественно-государственный банкет? Реклама — не главное, основные деньги дает ежемесячный налог на телевидение и радио (Gebuhren) в 17,5 евро. Его обязаны платить не только домохозяйства, но и все организации страны. Причем независимо от того, есть ли у них телевизор и смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов. Собранные деньги распределяются так:

Отдельно 0,35 евро тратятся на организацию работы земельных ведомств по делам СМИ (Medienanstalt). В Германии в отличие от России нет федерального закона о средствах массовой информации, и все эти вопросы отнесены на уровень земель. Независимые от государства общественно-правовые самоуправляемые институты ведают следующим:

- наблюдение за деятельностью электронных СМИ (например, защита интересов молодежи, контроль объема рекламы),

Собранных денег хватает общественному и государственному ТВ на создание очень качественного контента, который зрители с удовольствием смотрят. ARD и ZDF получили в 2015 году более трети всей аудитории ТВ. При этом суммарно телеканалы ARD федеральных земель (эта схема немного похожа на нашу ГТРК) вообще заняли по доле первое место, а частный RTL стал только четвертым.


Жители Германии смотрят прежде всего национальные телеканалы, причем 17 из них по закону распространяются бесплатно. Что на этом фоне остается делать операторам платного ТВ? Ответ самый неожиданный. Вести бизнес и радоваться, так как сети давно построены и большие инвестиции не требуются. А еще немцы привыкли оплачивать телевидение дважды, дискуссия о налогах на ТВ сводится только к тому, как удобнее их платить. Как результат, рынок платного ТВ страны насчитывает 38,9 млн абонентов, а проникновение услуги в 2015 году составило 97,4%. Абонентская база в последние годы растет медленно, что неудивительно, а в технологиях доступа доминируют спутник и кабель.

- для удовлетворения потребностей разнородного и разноязычного населения операторы должны иметь в своем предложении английские, французские, турецкие, русские, польские, итальянские, испанские, португальские и греческие каналы;

- продолжается бурный процесс перехода абонентов на цифровое ТВ, что приводит к увеличению числа доступных абоненту каналов, но не цены на них.

Минимальная стоимость пакета у наземных игроков рынка от 3,99 евро (за 40 каналов), максимальная 19,99 евро (за 165 каналов). Средний ARPU — 14,2 евро.

Получается, что средняя немецкая семья платит за телевидение в сумме 31,7 евро в месяц, перечисляя эти деньги частями разным получателям — государству и операторам.

В Великобритании четыре основных телевизионных холдинга — ВВС, Channel 4 (общественные вещательные компании), ITV и Five (частные). Только каналы ВВС существуют за счет государства (реклама на них запрещена), остальные — за счет рекламодателей.

BBC — старейший и крупнейший в мире телевещатель, который целиком финансируется за счет собираемого лицензионного сбора (licence fee). Формально этот налог взимается за право смотреть или записывать ТВ-программы любых каналов в прямом эфире на любом устройстве (вне зависимости от языка и страны вещания), а также загружать или просматривать какие-либо программы BBC на iPlayer. Специальную базу данных адресов, которая используется для рассылки писем тем, кто уклоняется от уплаты сбора, ведет BBC, а все продавцы телевизоров должны сообщать адреса покупателей именно туда.

С 2010 года налог составляет 145,50 фунта (170 евро) в год за цветной телевизор и 49 фунтов (57,3 евро) за черно-белый. Все жители страны до возраста 75 лет обязаны платить отдельно за все свои домовладения, например городскую квартиру и загородный дом. Людям, которые официально признаны слепыми или ограниченно видящими, предоставляется скидка 50%. Обязанность оплаты налога также распространяется на юридических лиц, у которых установлены телевизоры для просмотра прямого эфира (офисы, кафе, фитнес-клубы, гостиницы и т.д.).

Великобритания в 1998 году первой из европейских стран приступила к внедрению цифрового наземного эфирного телевидения. Полный переход длился 14 лет, и сегодня проникновение цифры составляет 95%. Вещательная платформа называется Free View и дает возможность в открытом эфире смотреть 70 SD-, 15 HD-каналов и слушать 30 радиостанций. Распределение предпочтений зрителей по телеканалам показано на рисунке 2. Получается, что примерно четверть спроса на контент удовлетворяется за счет налогов (каналы BBC), еще треть оплачивают рекламодатели (ITV, Channel 4 и Channel 5), а вот остальной контент приобретается прежде всего за счет абонентской платы.


Общее число каналов в стране, у которых измеряется аудитория, — 314, а всего на разных платформах доступно более 500 телекомпаний. Их распространением в Великобритании занимаются пять основных операторов, причем каждый из них специализируется на своем способе доставки сигнала: спутник, кабель или IPTV. База подписчиков на платное ТВ составила в 2016 году 16,9 млн, а проникновение услуги достигло 62% населения страны. Это заметно ниже, чем в Германии, но рост продолжается за счет эксклюзивного показа операторами нишевого контента (в основном фильмов и спорта), из которого они делают новые каналы и расширяют предложение. Британские любители "Формулы-1″, английского футбола или Лиги чемпионов УЕФА в полном объеме на ТВ это могут увидеть только за дополнительные деньги. А кроме того, British Telecom покупает эксклюзивный показ американского баскетбола и бейсбола, а Sky — крикета, гольфа и мотогонок.

Таким образом, полная ежемесячная плата для двух из трех британских домовладений за родное ТВ составляет 14,2 евро налога и 41 евро за платное ТВ. Итого 55,2 евро. Оставшаяся треть смотрит только Free View за 14,2 евро в месяц.

Первые телевизионные трансляции Televisión Española (теперь La 1) в Испании начались в 1956 году. Три часа в день в Мадриде и окрестностях 300 владельцев телевизоров смотрели одобренную генералом Франко информацию и развлечения. В 1965 году государственная TVE запустила второй канал, который тогда называли просто UHF (вещание шло в дециметровом диапазоне). Сейчас в стране две трети всей телевизионной аудитории собирают три холдинга — государственная Televisión Española (TVE) и коммерческие Mediaset и Atresmedia. Все телеканалы, принадлежащие этим компаниям, бесплатны для зрителей.

Совсем недавно испанское телевидение мало отличалось от такового в остальных европейских странах, но 2010 год стал эпохальным для телеиндустрии:

- с мая начал действовать "Общий закон об аудиовизуальной коммуникации". Если сравнивать с российским законодательством, то это законы о СМИ, рекламе, связи и защите детей от вредной информации в одном тексте.

Так, например, по этому закону TVE и еe дочерние компании не могут транслировать рекламу и телемагазины. Государству предписывается спонсировать создание европейских кино-, телефильмов и детских передач, чтобы затем иметь возможность получать права на их показ. Статья 20 отдельно регулирует, что государственный совет по телевидению составляет двухлетние каталоги, где перечисляются события, представляющие особый интерес для общества: летняя и зимняя олимпиады, матчи сборных команд страны по футболу и баскетболу, финал Лиги чемпионов УЕФА и т.д. Список этих событий в любой момент может быть расширен, и все они должны транслироваться по открытому ТВ в прямом эфире и в записи бесплатно. Статья 21 закона регламентирует, как надлежит продавать телевизионные права на показ чемпионата Испании по футболу (на основе принципа свободы предпринимательства и не более чем на четыре года).

С таким набором бесплатного контента совсем неудивительно, что зрительская аудитория смотрит ТВ лишь с коротким перерывом на сиесту. По состоянию на 2016 год охват (не технический, а реальный зрительский) цифрового эфирного ТВ в стране составляет 95% домохозяйств. Важно отметить, что в 33,8% доли "других" в 2015 году входит большое число региональных каналов, которые есть в каждой из 13 областей Испании.


Источник. Kantar Media, People Meter & Audio Matching Panel Dat. Зрители от 4 лет и старше, все сутки

1. Кого-то должны были обложить дополнительными податями, чтобы государство могло обеспечить работу такого закона?

Формально ответ на первый вопрос для жителей страны приятен, и они напрямую финансово не пострадали. По закону "О финансировании государственной радио-телевизионной корпорации" расходы TVE стали покрываться за счет дополнительных налогов на смежный бизнес:

И рынок платного ТВ в стране есть, хоть и необычной в сравнении с другими странами конфигурации. На нем преобладает IPTV, так как телекоммуникационные операторы прилагают много усилий по подключению интернет-пользователей к ТВ. По прогнозу компании IHS, на конец 2016 года суммарная абонентская база платного ТВ в Испании должна была составить 6,2 млн абонентов, или 34% от всех домохозяйств. Из них 4,1 млн — IPTV-, 1,6 млн — кабельные и 0,6 млн — спутниковые абоненты.

Больше половины всех подписчиков обслуживает Telefónica (бренд Movistar). Она предлагает IPTV- и спутниковым абонентам минимальный тариф на платное ТВ: 7,9 евро в месяц. Показательно, что за последние три года цена на эту услугу упала в три раза. Однако пакетные предложения компании (интернет, ТВ и мобильный телефон) для пользователей еще выгоднее, поэтому большая часть абонентов платит за расширенные пакеты (быстрый интернет, безлимитные звонки по телефону, кино, сериалы, спорт).

Получается, что Испания — страна европейской телевизионной халявы. Налогов на ТВ нет, государство взяло на себя обязанность показывать все самое интересное. Треть жителей страны платят 17 евро (ARPU для платного ТВ). А две трети — за самый интересный контент на десятках телеканалов в открытом эфире — не платят вообще ничего.


Все не просто так. Исторические корни

Средства массовой информации, а в особенности телевидение и радио, уже тогда имели огромное значение.

Система издания газет быстро прижилась – решили воссоздать ту, что существовала до прихода к власти национал-социалистов, то есть систему, ориентированную на плюрализм, как можно большее разнообразие, частную собственность и региональную ориентированность.

Что все это значит?

После исторического экскурса стоит пояснить, что же все это значит на практике.

Общественное (публично-правовое) телевидение и радио (öffentlich-rechtliches Rundfunk) означает, что оно не принадлежит государству, не финансируется за его счет и, соответственно, не распространяет угодную только правительству информацию.

Кому же тогда оно принадлежит? Ответ прост: немецкому народу! Каждое домохозяйство ежемесячно платит пошлину на финансирование общественного телерадиовещания – это основная статья получения доходов.


Этот пункт очень важен для понимания не только немецкой системы телевидения, но и немецкого менталитета. Ведь речь идет о демократии. Частные СМИ зависят от спонсоров и рекламодателей, государственные – от правительства. Немцам важно, чтобы информация, которую они получают из СМИ, была как можно более объективной. В связи с этим британский пример BBC послужил эталоном, только с некоторыми поправками. ВВС осуществляет централизованное вещание, в Германии же ответственность поделена между Землями (Länder).

Децентрализованное вещание означает, что каждый регион имеет свое телевидение и радио, а также вносит свой вклад в создание общенациональных программ.

Поясним на примерах


ZDF занимается только телевещанием, их головной офис находится в Майнце, оттуда же осуществляется вещание. В состав ZDF входят несколько телеканалов: ZDF Kultur, ZDF Infokanal и т.д.

С ARD все намного запутаннее. Во-первых, за этим брендом стоит не только телевидение, но и радио. Во-вторых, центральный офис у них фактически отсутствует, в этом и проявляется региональная значимость.

На данный момент в состав входят 9 региональных телерадиокомпаний. Каждая из них имеет свой регион вещания (который зачастую не совпадает с реальными границами немецких регионов). Все имеют собственные радиостанции, которые независимы друг от друга и ориентируются на локального слушателя. Каждая компания также имеет свой собственный телеканал.

  • Bayerischer Rundfunk (BR) (Бавария) - 15,95%;
  • Hessischer Rundfunk (hr) (Гессен) - 7,40%;
  • Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) (Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия) - 10,85%;
  • Norddeutscher Rundfunk (NDR) (Гамбург, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольщтейн, Мекленбург-Передняя Померания) - 17,60%;
  • Radio Bremen (RB) (Бремен) – 0,75%;
  • Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB) (Бранденбург, Берлин) - 6,60%;
  • Saarländischer Rundfunk (SR) (Саар) - 1,25%;
  • Südwestrundfunk (SWR) (Баден, Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц) - 18,20%;
  • Westdeutscher Rundfunk (WDR) (Северный Рейн-Вестфалия) - 21,40%.

Изначально деление отличалось, так как не было Восточных Земель, они присоединились позднее.

То есть существуют 9 общественных региональных радио- и телекомпаний. Радиостанций и телеканалов по факту намного больше. Каждая из компаний из структуры ARD производит по несколько радиопрограмм. С 90-х гг. также существует DeutschlandRadio, которое охватывает всю страну в качестве зоны вещания. Два национальных телеканала часто создают кооперации на различных уровнях. Например, детский канал KIKA и канал историческо-политической направленности Phoenix – кооперация между ZDF и ARD. Также существует немецко-французский телеканал ARTE. И многие другие.

Довольно известная в России международная компания Deutsche Welle (в настоящее время называется DW) тоже является частью ARD. Такое количество телеканалов призвано создавать разнообразие, независимое от финансового состояния.

Именно за это разнообразие и продвижение демократических ценностей должно платить каждое домохозяйство. О самой пошлине мы уже писали в предыдущей статье.

Для всех, кто хочет более подробно разобраться в этой запутанной системе общественных СМИ, был создан специальный сайт, где собрана самая важная информация и даны ответы на главные вопросы.

Не только общественное достояние

Различия между частными и общественными каналами видны невооруженным взглядом – по количеству рекламы в эфире.

Рекламные вставки на общественных каналах разрешены лишь в период с 14 до 20 часов длительностью не более 3 минут за один блок и обычно включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности длительность рекламы на общественных каналах не превышает 20 минут в день.

Развлекательные телеканалы RTL (RTL 2 и другие) и ProSieben, музыкальный канал VIVA, новостной канал N24 – одни из наиболее популярных частных телеканалов в Германии.

Кто в Германии может не платить налог на телерадиовещание

Жители Германии, получающие социальные пособия, в следствие наступления коронакризиса или по любым другим причинам, могут быть освобождены от оплаты за телерадиовещание (сборы в ARD ZDF). Данное правило касается всех, получающих базовое обеспечение или пособие по безработице ALG II.

Об этом говорит Германия:


Загляни в будущее

Нумерология – царица наук

День рождения – твой порядковый номер

Два сапога – пара или не пара?!

Что еще почитать

По оценкам астрологов, январь 2022 года способен преподнести немало сюрпризов, в том числе неприятных - как последнее напоминание года Металлического Быка о себе

Названы лучшие даты для "планирования детей" в начале 2022 года

Красные дорожки, модные показы, бесконечные форумы, консультации, фестивали: график тех, за кем следят миллионы, расписан на месяцы вперёд, а ведь они – такие же люди

Как звёзды-блогеры проводят рождественские каникулы: Дед Мороз приходит дважды

Наступил 2022 год, и многие иностранные политологи прогнозируют, что ситуация в мире в новом году станет еще сложнее.

Политологи дали плохой прогноз на 2022 год: станет еще хуже

В преддверии новогодних каникул один из самых частых вопросов, которые задают врачам, связан с тем, можно ли употреблять алкоголь на фоне приема тех или иных лекарственных препаратов

Названы лекарства, которые категорически нельзя совмещать с алкоголем

В регионах

В Челябинске на новогоднем корпоративе жена застала мужа с любовницей-блондинкой

Праздник закончился потасовкой на корпоративе одной из челябинских компаний

Астрологи назвали долгожителей среди знаков зодиака

Фото Видео 15035

Пытки узаконят: издевательства над осуждёнными в ОТБ-1 под Саратовом привели к изменению российского законодательства

В новом году саратовцам могут грозить штрафы за отказ от вакцинации

Работа в охоту: два любимых дела мастера Шмелёва

Место веры: как заключенные строили православный храм в ИК-7 Забайкалья

Германия: Обязательное медицинское страхование подорожает

3 января: в Германии 18.518 новых случаев заражения Covid-19, умерших за сутки от ковида - 68

Германия: Российское и немецкое гражданство для ребенка

Раскрыто, как часто надо стирать простыни

Мать задержанного украинца Лавренчука надеется, что его не экстрадируют в Россию

В США медики назвали кожный зуд признаком заболевания печени

Найдено решение проблемы с трудоустройством инвалидов: учтен шведский опыт

Самое читаемое

Получившие январскую выплату пенсионеры были неприятно удивлены

Некоторые российские пенсионеры, которые уже получили пенсию за январь 2022 года, были неприятно удивлены

ПФР в 2022 году расширит перечень мер по социальной поддержке россиян

Пенсионный фонд России (ПФР) намерен в будущем году расширить меры по социальной поддержке граждан

Появилась неприятная новость для граждан, ожидавших прибавки к пенсии

Всем россиянам на стоит ждать увеличения пенсии на 1000 рублей с 1 января 2022 года

Автовзгляд

10 самых продаваемых автомобилей на российском рынке в 2021 году


Почему на самом деле штрафы за неоплату платной парковки — незаконны


10 подержанных премиальных иномарок, которые чаще всего продают со скрученным пробегом


Womanhit

Кадры недели: Песков поцеловал Лазареву, а Бородина показала роскошные подарки 6-летней дочери


Знаки Зодиака, которые могут наладить сексуальную жизнь в 2022 году



Охотники.ру

Саратовская область сделала подарок охотникам на Новый год


Главы регионов смогут ограничивать весеннюю охоту


Массовое отравление рыбы произошло в Челябинской области


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Соблюдение авторских прав:

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.

Для читателей:


Все не просто так. Исторические корни

Средства массовой информации, а в особенности телевидение и радио, уже тогда имели огромное значение.

Система издания газет быстро прижилась – решили воссоздать ту, что существовала до прихода к власти национал-социалистов, то есть систему, ориентированную на плюрализм, как можно большее разнообразие, частную собственность и региональную ориентированность.

Что все это значит?

После исторического экскурса стоит пояснить, что же все это значит на практике.

Общественное (публично-правовое) телевидение и радио (öffentlich-rechtliches Rundfunk) означает, что оно не принадлежит государству, не финансируется за его счет и, соответственно, не распространяет угодную только правительству информацию.

Кому же тогда оно принадлежит? Ответ прост: немецкому народу! Каждое домохозяйство ежемесячно платит пошлину на финансирование общественного телерадиовещания – это основная статья получения доходов.


Этот пункт очень важен для понимания не только немецкой системы телевидения, но и немецкого менталитета. Ведь речь идет о демократии. Частные СМИ зависят от спонсоров и рекламодателей, государственные – от правительства. Немцам важно, чтобы информация, которую они получают из СМИ, была как можно более объективной. В связи с этим британский пример BBC послужил эталоном, только с некоторыми поправками. ВВС осуществляет централизованное вещание, в Германии же ответственность поделена между Землями (Länder).

Децентрализованное вещание означает, что каждый регион имеет свое телевидение и радио, а также вносит свой вклад в создание общенациональных программ.

Поясним на примерах


ZDF занимается только телевещанием, их головной офис находится в Майнце, оттуда же осуществляется вещание. В состав ZDF входят несколько телеканалов: ZDF Kultur, ZDF Infokanal и т.д.

С ARD все намного запутаннее. Во-первых, за этим брендом стоит не только телевидение, но и радио. Во-вторых, центральный офис у них фактически отсутствует, в этом и проявляется региональная значимость.

На данный момент в состав входят 9 региональных телерадиокомпаний. Каждая из них имеет свой регион вещания (который зачастую не совпадает с реальными границами немецких регионов). Все имеют собственные радиостанции, которые независимы друг от друга и ориентируются на локального слушателя. Каждая компания также имеет свой собственный телеканал.

  • Bayerischer Rundfunk (BR) (Бавария) - 15,95%;
  • Hessischer Rundfunk (hr) (Гессен) - 7,40%;
  • Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) (Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия) - 10,85%;
  • Norddeutscher Rundfunk (NDR) (Гамбург, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольщтейн, Мекленбург-Передняя Померания) - 17,60%;
  • Radio Bremen (RB) (Бремен) – 0,75%;
  • Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB) (Бранденбург, Берлин) - 6,60%;
  • Saarländischer Rundfunk (SR) (Саар) - 1,25%;
  • Südwestrundfunk (SWR) (Баден, Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц) - 18,20%;
  • Westdeutscher Rundfunk (WDR) (Северный Рейн-Вестфалия) - 21,40%.

Изначально деление отличалось, так как не было Восточных Земель, они присоединились позднее.

То есть существуют 9 общественных региональных радио- и телекомпаний. Радиостанций и телеканалов по факту намного больше. Каждая из компаний из структуры ARD производит по несколько радиопрограмм. С 90-х гг. также существует DeutschlandRadio, которое охватывает всю страну в качестве зоны вещания. Два национальных телеканала часто создают кооперации на различных уровнях. Например, детский канал KIKA и канал историческо-политической направленности Phoenix – кооперация между ZDF и ARD. Также существует немецко-французский телеканал ARTE. И многие другие.

Довольно известная в России международная компания Deutsche Welle (в настоящее время называется DW) тоже является частью ARD. Такое количество телеканалов призвано создавать разнообразие, независимое от финансового состояния.

Именно за это разнообразие и продвижение демократических ценностей должно платить каждое домохозяйство. О самой пошлине мы уже писали в предыдущей статье.

Для всех, кто хочет более подробно разобраться в этой запутанной системе общественных СМИ, был создан специальный сайт, где собрана самая важная информация и даны ответы на главные вопросы.

Не только общественное достояние

Различия между частными и общественными каналами видны невооруженным взглядом – по количеству рекламы в эфире.

Рекламные вставки на общественных каналах разрешены лишь в период с 14 до 20 часов длительностью не более 3 минут за один блок и обычно включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности длительность рекламы на общественных каналах не превышает 20 минут в день.

Развлекательные телеканалы RTL (RTL 2 и другие) и ProSieben, музыкальный канал VIVA, новостной канал N24 – одни из наиболее популярных частных телеканалов в Германии.

Читайте также: