Снижение налоговой нагрузки на металлургические предприятия привело к увеличению на рынке стали

Обновлено: 29.04.2024

На встрече премьер-министра Мишустина и профильных министров о повышении НДПИ для владельцев металлургических предприятий и производств минеральных удобрений победила дружба. Отъем сверхдоходов откладывается еще на год, но бюджет пополнится новыми акцизами.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Короли и капуста

Сермяжная правда в том, что за год цены на металлоконструкции на внутреннем рынке выросли в два раза. Из-за этого стоимость вводимого в строй жилья увеличилась на треть. Такой взрывной рост опасен не только для строительного комплекса, но и для всей президентской программы по улучшению условий жилья. И не только. Одновременно вырастут цены и на услуги ЖКХ в плане ремонтов и подготовке к зиме. Схожая ситуация и в сельском хозяйстве. Удобрения значительно выросли в цене за текущий год. Это отрицательно сказалось на стоимости сельскохозяйственной продукции и всем урожае, в целом.

Налог на добычу полезных ископаемых, который собрался повышать вице-премьер Белоусов при поддержке министра финансов Силуанова – не совсем налог, говорит Александра Суслина. Недра, из которых изымают и глинозем для производства алюминия, и апатит для минеральных удобрений, компаниям не принадлежат. Когда государство обкладывает налогом добывающие компании, оно, по сути, получает причитающуюся ему ренту. Выше всего уровень изъятия ренты – от 50% до 70% у нефтяников. У металлургов этот показатель не превышает 10%, поэтому резон в выравнивании ренты в разных отраслях экономики есть.

За последние 10 лет свободный денежный поток в металлургической области составил 13 триллионов рублей. При этом на инвестиции в отрасль ушли 5 триллионов рублей, остальное – свыше 6 триллионов рублей - владельцы выплатили себе в качестве дивидендов, напоминает Никита Масленников. Это дало правительству повод заставить металлургов и производителей минеральных удобрений поделиться.

Режим жареной кошки

- Поэтому резоны, чтобы разобраться с этими темами, были, другое дело, что у нас это делается всегда в режиме ошпаренной кошки и вызывает немало подозрений и непониманий, - констатирует Никита Масленников.

Зачем правительство на ровном месте начинает раскачивать лодку, непонятно. По итогам 8 месяцев 2021 года профицит бюджета составил около 1 триллиона рублей. Из-за высоких цен на энергоносители правительство получит около 2 триллионов дополнительных рублей он нефтянки. На будущий год кабинет запланировал профицит бюджета в 1%. Отчего возникла такая суета перед внесением бюджета в Госдуму?

- Когда уже несколько месяцев очень высокий уровень смертности, и когда население страны стремительно начинает сокращаться, то это не кратковременное влияние, а долговременное и нарастающее негативное влияние. И в такой ситуации надо думать о том, что если экономика не будет устойчиво быстро развиваться, где брать деньги. Поэтому, несмотря на видимые показатели, думая о будущем, хочется максимально собрать деньги в кубышку.

Власти будут внимательно следить за теми, кто, на их взгляд, незаслуженно обогатился на внешнеэкономической конъюнктуре, и дополнительное налогообложение им просто гарантировано, благо, что запрос на это в обществе есть. Увеличение вдвое голосов, отданных за КПРФ на последних выборах, которую население традиционно считает защитницей бедных, будет оправдывать любые действия правительства в этом направлении, правомерные или волюнтаристские.

Принуждение к инвестированию

Правительство хочет заставить олигархов не выводить прибыль и не выплачивать себе дивиденды, а инвестировать ее в производство. Дилемма в том, что власти хотят деньги сейчас и за прошлое, а инвестиционные циклы в тяжелой промышленности занимают годы. Если в черной металлургии строительство новых мощностей занимает пару лет, то в цветной введение в строй новых медеплавильных мощностей может длиться 10 лет. НДПИ на глинозем приведет к тому, что цены на бокситы на мировом рынке станут неконкурентноспособными. По всем полезным ископаемых ситуация в стране похожая: легкодоступные месторождения близки к выработке, а тяжелые требуют значительных инвестиций. Кроме того, крупный бизнес утверждает: дивиденды не выводятся, а вкладываются в другие объекты и в другие направления. Например, в углеродную повестку и углеродную нейтральность.

- Тогда правительство говорит: давайте инвестировать. Не хотите повышать НДПИ, давайте будем повышать налог на прибыль, но с точки зрения стимулирующей. Если вы проинвестируете, то повышения не будет. А если уровень дивидендных выплат кратно превышает уровень инвестиций, то тогда у вас будет прогрессивный налог на прибыль. Эти предложения сейчас и обсуждаются, и какой-то компромисс будет найден.

- Экономический рост, конечно, очень сильно зависит от того, сколько вы вкладываете в основной капитал. Но инвестиции могут быть разными. Если нет спроса, а вас просто принудили инвестировать… условно говоря, построить ещё цех, домну, прокатный стан, то какое влияние будет на экономический рост этих инвестиций? Здесь власти заблуждаются, они явно преувеличивают значение просто инвестиций в основной капитал. Важно какие, в каких условиях, могут ли инвестиции быть эффективными.

Может получиться, что они принуждением увеличат инвестиции в основной капитал, но должной отдачи от них не будет. И в этом большая проблема.

Налоги во вред или во благо

Новые налоги – это способ простимулировать компании инвестировать деньги внутри страны. Добровольно отдавать деньги никто не хочет. Поэтому везде применяют то метод кнута, то метод пряника. Пряник работает лучше, потому что бизнесу, особенно крупному, что-то разрешается, они получают дополнительные стимулы, и эффекты налицо.

Идея о реформировании платежей в бюджет промышленными гигантами зрела давно, поэтому повышение налоговой нагрузки не удивило ни самих промышленников, ни экспертное сообщество. И хотя решение по введению НДПИ или новой ставки только отложено до 2023 года, мало у кого есть сомнения, что повышению быть. Активно прорабатывается вопрос о том, что ставка по налогу на прибыль для дивидендов будет значительно выше, чем на прибыль, которая пойдет на инвестиции.

- Это сказывается на стоимости акций компании, а значит, у компаний уменьшаются возможности по привлечению средств. Это значит, что возникает проблема с должным инвестированием, - считает Игорь Николаев.

Равные и еще более равные

- Победа или нет – друг друга услышали и зафиксировали позицию, которая бы резко не ухудшала, потому что ретроспективное обложение – это прямое нарушение норм налогового кодекса, потому что новые введенные ставки не имеют обратной силы. Тогда пришлось бы менять существенно, потому что это был бы скандал для всего бизнеса, потому что этим исправили, а почему другим не исправили? Это было бы резким ухудшением инвестиционного климата. Назревал массированный конфликт. Слава богу, от этого удержались, - говорит экономист Масленников.

Не исключено, что после выступления единым фронтом начнутся индивидуальные переговоры с каждым отдельным олигархом. Коснутся планируемые меры каждого, покажет время.

- Верхний слой, приближённая к власти верхушка бизнеса, в ней очень низкая прозрачность процессов. Кого что коснётся, я не удивлюсь, если это решается в индивидуальном порядке. Это предугадать, не будучи в этих кругах, очень сложно. Кому выделят льготы, кому нет, кого коснётся, кого нет – это решается на уровне, к которому у меня доступа нет, - признает Александра Суслина.

Правда и то, что банки щадят, потому что они на 80% выкупают облигации государственного займа. Какие объемы размещения были в прошлом году по размещению федерального займа, спрашивает Никита Масленников. И сам отвечает: 2 с лишним триллиона рублей дополнительно:

- Все эти деньги были съедены и пошли на поддержку экономики и населения, за счет того, что они выкупили облигации государственного займа. А прибыль банки используют, чтобы создать технологический банковский бизнес, создавать экосистемы, которые тоже помогают реальному сектору развиваться, особенно, малому бизнесу. Это используется на кредитование. Вопрос по банкам есть, но тут есть ответ.

Пока все упражнения Минфина по пополнению казны касаются только крупного бизнеса. Но в экономике все взаимосвязано. Не исключено, что новые акцизы будут переложены в отпускные цены, и тогда спираль роста цен закрутится дальше.

И отдельно налогов на крупный и мелкий бизнес тоже не бывает. Крупные налогоплательщики всегда под повышенным вниманием, потому что масштабы, в которых можно собрать с крупного бизнеса, чем то, что получают с мелкого или среднего. Но налоговые условия одинаковы, чем и с каким успехом ты бы не занимался, говорит Александра Суслина:

- В последнее время мы отмечаем, что фокус внимания немножко сместился и на средний, и на малый бизнес, несмотря на то, что всем понятно, что в кризисы любое увеличение налоговой нагрузки оказывает дестимулирующее действие и приводит к тому, что фирмы вынуждены банкротиться, закрываться или уходить в тень. Это не очень хорошо, поэтому у меня есть надежда, что здравый смысл восторжествует и немножко налоговые аппетиты поугаснут.

Временно внимание властей переключилось на олигархов, и сейчас будут стараться получить деньги с них, согласен Игорь Николаев. Но когда выяснится, что это не помогает, то власти обязательно переключатся на маленьких:

- Мы можем сколько угодно говорить, что у нас есть поглощающая способность лесов, но вам ответят – они у вас горят постоянно. Если потом государство будет вынуждено компенсировать переплату налогов иностранных государствам своих собственных компаний, тогда надо будет платить за собственную нерасторопность. Естественно, за наш счет.

Власти и металлурги сумели договориться по новым налоговым правилам. Соглашение - компромисс для обеих сторон на сегодня, самые жаркие споры еще впереди.

О договоренностях между властями и бизнесом рассказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, который взял на себя роль посредника в переговорах. По его словам, акциз на жидкую сталь с 2022 года составит 2,7%, ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на железную руду - 4,8%. Эти цифры ниже, чем предлагал минфин: 5,5% - НДПИ на железную руду, 3% - акциз на жидкую сталь.

"Сам механизм, конечно, в ходе реализации этих предложений может быть отмониторен, скорректирован и так далее", - отметил Шохин, отметив, что ставки будут действовать три года.

Саму дискуссию по НДПИ Шохин назвал "жаркой", отметив, что компромисс удалось достигнуть не по всем пунктам. Самый сложный вопрос, который вызывал наибольшие протесты металлургов, - налогообложение прибыли компаний.

Речь идет о дивидендах, которые выплачивают металлурги акционерам. Компании отрасли популярны у инвесторов именно благодаря высоким выплатам, в 2020 году доходность "большой тройки" российской металлургии - "Северстали", ММК и НЛМК - колебалась в пределах 6-9% (десятки миллиардов рублей ежегодно).

Минфин предлагал при налогообложении прибыли исходить из целей, на которые она используется. По словам министра финансов Антона Силуанова, сейчас часть дивидендов выводится за рубеж, что государство "не может устраивать". "Мы заинтересованы в том, чтобы деньги инвестировались внутри страны", - сказал он.

Минфин настаивал на повышенной ставке налога на прибыль, если она направляется не на капитальные вложения, а на выплату дивидендов. Ставка, по мнению ведомства, должна быть дифференцированной - 25-30%, в зависимости от соотношения размера выплаты дивидендов за вычетом инвестиций к величине чистых активов компаний.

В результате РСПП удалось отстоять позиции бизнеса, добившись отсрочки. "Текущий вариант законопроекта по сути делает если не формально нелегитимными, то по существу ставит под сомнение действия налогоплательщика, которые он совершал в предыдущем налоговом периоде плюс еще четыре года, то есть за пять лет", - отметил Шохин.

Итоговое решение - ретроспективный налог на дивиденды пока снят с повестки и точно не будет вводиться до 2023 года.

"Это не значит, что мы хотели бы ее в долгий ящик засунуть. Безусловно, это очень важно обсудить достаточно быстро, в том числе и потому, что предпринимателям, и инвесторам, и акционерам компаний нужна ясность в ближайшее время, чтобы можно было строить и инвестиционные планы и определяться с привлекательностью России как страны для инвестиций", - заявил глава РСПП.

Акциз на жидкую сталь с 2022 года составит 2,7%, ставка НДПИ на железную руду - 4,8%. Эти цифры ниже, чем предлагал Минфин - 3% и 5,5% соответственно

Бизнес пока не комментирует соглашение. При этом источник в одной из компаний - участниц совещания отметил, что "в целом с правительством достигнуты компромиссные для металлургов решения".

О компромиссе между властями и бизнесом говорят и опрошенные "РГ" эксперты. "Налоговые условия оказались более щадящие, чем обсуждалось на прошлой неделе. Ключевое пожелание бизнеса - не вводить прогрессивный налог на прибыль, зависящий от дивидендов, - выполнено. Однако в будущем этот вопрос еще может вернуться в повестку в том или ином виде", - отметил эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игорь Галактионов. По его оценкам, после увеличения акцизов и ставок НДПИ производители стали в 2022 году могут доплатить в бюджет около 114 млрд руб.

Решение воплощает принцип "кнута и пряника": договоренность о небольшом снижении НДПИ на сталь (с 3% до 2,7%) и железную руду (с 5,5% до 4,8%) подсластила горькую пилюлю, суть которой в том, что вопрос о тратах компаний на дивиденды не снят с повестки дня, а лишь отложен, подчеркивает старший аналитик "АТОН" Андрей Лобазов: "Трехлетний срок пошлин мы считаем приемлемым вариантом - повышается вероятность того, что они не станут постоянными".

Аналитик финансовой группы "Финам" Алексей Калачев назвал перенос до лучших времен изменений в налог на прибыль разумным решением. "Инвестиции имеют смысл, когда дают отдачу в виде роста доходов. Одно дело, когда производитель инвестирует в расширение бизнеса, в этом случае акционеры готовы вообще отказаться от дивидендов, вкладывая прибыль в развитие. Другое дело, когда расширяться уже некуда. Черная металлургия - конкурентная сфера с избыточными производственными мощностями. Сталелитейщики и так пытаются входить в любые доступные новые ниши. Инвестировать в то, что не даст прироста доходов, не имеет смысла. Гиганты отрасли уже прошли предыдущий инвестиционный цикл, снизили долговую нагрузку и транслируют прибыль в высокие дивиденды", - отмечает эксперт.

При этом вопрос налогообложения прибыли компаний, который пока отложили до лучших времен, необходимо решать как можно быстрее. "Вопрос инвестиционной активности предприятий упирается в низкую прогнозируемость регуляторной среды, - отмечает Галактионов. - В добывающем секторе только в 2020-2021 гг. налогообложение менялось дважды, если не считать разового введения экспортных пошлин. В таких условиях бизнесу сложно оценить окупаемость долгосрочных проектов".

Для металлургов соглашение с властями означает рост налоговой нагрузки через акцизы и НДПИ. "Предложения правительства в отношении обложения избыточной прибыли, направленной на дивиденды, играли роль скорее угрозы, причем она отложена, но не устранена. Внешне достигнутые договоренности как бы демонстрируют изменившийся внутренний баланс в правительстве, в котором позиции минфина по налоговой политике балансируются позицией экономического блока и первого вице-премьера - куратора экономического роста, а теперь еще и климатической повестки, - говорит директор Центра налоговой политики МГУ Кирилл Никитин. - Но на практике видится, что правительство решило фискальную задачу, а вот задача роста темпов инвестиций остается отложенной, новые механизмы ее напрямую не решают".

При этом в самой дифференциации налоговой нагрузки в зависимости от использования доходов эксперт не видит ничего плохого - подобные механизмы действуют во многих странах, например в США или Южной Корее.

Декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Вадим Засько отмечает, что практика распределения чистой прибыли в пользу выплаты дивидендов негативно сказывается на техническом переоснащении и модернизации производств. Среди рисков предлагаемой схемы он также отмечает предложение установить акцизы на жидкую сталь в 2,7%.

"Являясь, по сути, косвенным налогом, акциз будет влиять и на итоговую ценовую политику на рынке металлов внутри России, что не может не вызывать определенных опасений на фоне и так сверхвысоких внутренних цен на металл", - пояснил Засько.

По его словам, важно, что решения принимаются в диалоге между властью и бизнесом. "Сегодня не стоит говорить о каких-то "потерях" металлургов. Вполне объективно следует делать акцент не на чьих-то "потерях", а на повышении справедливости в системе налогообложения, равно как и о формировании дополнительных источников бюджетных доходов, позволяющих расширить круг решения государственных задач", - подчеркивает Засько.

Завлабораторией "Гибридные наноструктурные материалы" НИТУ "МИСиС" Александр Комиссаров считает меры правительства оправданными. "Сейчас металлургические и добывающие компании больше ориентированы на экспорт, чем на заполнение внутреннего рынка. Продавая за рубеж, они зарабатывают больше денег. Таким образом, на внутреннем рынке создается дефицит металла. Кроме того, сокращается денежный оборот внутри страны и наблюдается отток налоговой прибыли за рубеж. Также упала инвестиционная активность крупных металлургических компаний. Инвестпроектов просто нет", - отмечает ученый.

По его словам, особых рисков для металлургов - стоимость акций может снизиться, однако в долгосрочной перспективе они восстановятся. "Интерес к ним на рынке только увеличивается, это снижение будет носить кратковременный характер. Сейчас доходность по акциям металлургических компаний составляет 7-8%, и это больше, чем депозит. Через месяц-два после падения котировок стоимость акций восстановится и выйдет на прежний уровень", - уверен эксперт.

Замглавы Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная отмечает, что вопрос повышения налоговой нагрузки на металлургическую отрасль, по сути, был решен еще в начале лета. "Речь о внедрении налоговых стимулов реинвестирования прибыли в технологическое обновление производственных фондов идет давно. Думается, отрасль выступит пробным шаром для широкого применения налоговых инструментов стимулирования внутренних инвестиций", - считает эксперт.

По мнению Школьной, определить точные цифры потенциально возможных дополнительных поступлений в бюджет пока сложно - все будет зависеть от дальнейшего развития спроса на продукцию металлургической промышленности. Однако уже очевидно, что речь идет о сотнях миллиардов рублей, отметила Школьная. Минфин ожидает, что в 2022-2024 гг. в бюджет дополнительно поступит 546 млрд руб. от металлургов, угольной промышленности и производителей удобрений.

Эксперт ВШЭ считает, что в случае крайне негативного развития налогового сценария для участников металлургического рынка есть основания полагать, что решения будут пересмотрены в сторону облегчения налогового бремени. "В той же степени можно быть уверенным, что правительственные структуры будут очень тщательно мониторить развитие ситуации, в целях недопущения манипулирования показателями", - подчеркнула экономист.

Силуэты

Общий характер изменений сводится к привязке формулы к биржевым ценам на сырье вместо себестоимости. Также предлагалось повысить налог на прибыль в зависимости от уровня дивидендных выплат и инвестиций, однако обсуждение данного механизма было отложено до 2023 г.

И хотя металлурги получили отсрочку, сигнал властей вполне очевиден: меньше дивидендов и больше CAPEX.

На наш взгляд, финальный налоговый маневр гораздо позитивней для металлургов нежели действующие до конца текущего года экспортные пошлины или ретроспективная привязка ставки налога на прибыль к распределению капитала.

Цветная металлургия подверглась меньшему воздействию: алюминиевые руды были исключены из проекта налоговой реформы, а Норникель потеряет лишь 1% EBITDA.

Несмотря на рост налоговой нагрузки и негативную риторику властей, мы сохраняем позитивный взгляд на российских металлургов и подтверждаем рекомендацию "Покупать" для акций Русала, Норникеля, НЛМК, Северстали и ММК и "Держать" для бумаг "Евраза".

Изменения. Реформа НДПИ затронула железную руду, концентрат коксующегося угля и руды цветных металлов Красноярского края (добываются Норильским дивизионом Норникеля). Для железной руды формула выглядит как объем добычи, умноженный на цену бенчмарка и ставку 4,8%, скорректированную на содержание железа.

Для коксующегося угля ставка составит 1,5%, а бенчмарком предварительно выступит австралийский уголь. При падении мировых цен ниже 100 долл./т угольный налог составит 1 долл. с тонны концентрата. Акциз на жидкую сталь будет вычисляться по ставке 2,7% и экспортной цене сляба из российских портов.

Если стоимость сляба опустится ниже 300 долл./т, акциз обнулится. Также допускается освобождение из-под акциза электродуговых мощностей, поэтому фактические потери металлургов могут оказаться ниже нашей оценки.

Для Норникеля будет действовать ставка 6%, а налог рассчитываться с учетом содержания металла в руде.

При этом минимальный уровень НДПИ определяется старой формулой: 730 руб./т, умноженные на рентный коэффициент 3,5х.

Цветная металлургия

Русал. Хотя компания фигурировала в обсуждениях на первоначальном этапе, бокситы в итоге не попали под рост налоговой нагрузки.

Русал в 2021 г. больше остальных пострадал от экспортных пошлин, поэтому налоговые послабления со следующего года кажутся логичными.

Также компания не выплачивает дивиденды с 2017 г. и реализует масштабную инвестиционную программу по экологической модернизации.

Норникель. Под новый механизм расчета НДПИ попали руды цветных металлов Норникеля, добываемые в Красноярском крае Норильским дивизионом (около 19,5 млн т в 2022 г.).

Так как с 2021 г. на данное сырье уже действует рентный коэффициент 3,5х, переход на расчет НДПИ по биржевым ценам никеля, меди, палладия и платины не приведет к значительному росту налоговых отчислений.

Согласно нашим расчетам, в 2022 г. компания потеряет 94 млн долл., что эквивалентно 1% EBITDA.

Также с 2021 г. Норникель приступил к реализации объемной инвестиционной программы, а мажоритарный акционер Владимир Потанин регулярно говорит о планах по снижению дивидендных выплат с 2022-2023 гг.

Таким образом, с позиции потенциального увеличения налога на прибыль компания предстает перед властями в более выгодном свете.

Черная металлургия

НЛМК. Компания станет главной жертвой налоговой реформы с совокупными потерями 417 млн долл., эквивалентными 9,5% EBITDA в 2022 г. Согласно нашим расчетам, в следующем году НЛМК заплатит 335 млн долл. акциза на сталь и 112 млн долл. НДПИ на железную руду. Компания является рекордсменом среди аналогов по выплавке стали (17 млн т в 2022 г.), что обуславливает максимальный размер акциза. НЛМК добывает не так много руды (40 млн т), однако сырье характеризуется высоким содержанием железа (33%). Активы по добыче коксующегося угля у компании отсутствуют.

Евраз. Мы оцениваем негативный эффект на финансовые показатели Евраза в 2022 г. в 388 млн долл., или 10,4% EBITDA. Значительные потери являются следствием, в первую очередь, высокой вертикальной интеграции в руду и уголь.

В 2022 г. компания выплавит около 12 млн т стали, сумма акциза по которой составит 237 млн долл. Несмотря на лидерство по объему добычи железной руды (69 млн т), объем НДПИ окажется не столь значительным по причине низкого содержания железа (18%).

Также Евраз планирует до конца 2021 г. выделить угольные активы, что в случае успеха позволит сэкономить 81 млн долл. на угольном НДПИ.

Северсталь. В отличие от коллег по цеху Северсталь в 2022 г. не успеет нарастить выплавку стали (сильный рост ожидается в 2023 г.), поэтому финансовые потери компании составят лишь 300 млн долл. (7,8% EBITDA).

Северсталь заплатит 229 млн долл. акцизов на сталь, 121 млн долл.

НДПИ на железную руду и 28 млн долл. НДПИ на уголь. Несмотря на масштабную добычу (53 млн т), содержание железа в руде составляет умеренные 26%, что частично нивелирует негативный эффект от новой формулы НДПИ.

ММК. По нашей оценке, потери компании от налоговой реформы оказались минимальными на уровне 276 млн долл., что эквивалентно 10% EBITDA в 2022 г. Благодаря отсутствию значимых добывающих активов ММК почти не ощутит рост НДПИ.

Однако ожидаемое наращивание выплавки стали до 13,3 млн в 2022 г. обуславливает значительную сумму акциза на жидкую сталь (262 млн долл.).

Запасов Малого Куйбаса (единственное предприятие по добыче руды ММК) хватит лишь на 2-3 года, поэтому менеджмент неоднократно заявлял о возможности приобретения железорудных активов.

Но налоговая реформа превратила вертикальную интеграцию из преимущества в уязвимость, и мы не исключаем заморозку M&A активности в обозримом будущем.

В свою очередь, отказ от покупки активов высвобождает ресурсы для увеличения CAPEX и акционерной отдачи.

На встрече премьер-министра Мишустина и профильных министров о повышении НДПИ для владельцев металлургических предприятий и производств минеральных удобрений победила дружба. Отъем сверхдоходов откладывается еще на год, но бюджет пополнится новыми акцизами.

Елена Иванова, Наталья Сейбиль

Короли и капуста

Сермяжная правда в том, что за год цены на металлоконструкции на внутреннем рынке выросли в два раза. Из-за этого стоимость вводимого в строй жилья увеличилась на треть. Такой взрывной рост опасен не только для строительного комплекса, но и для всей президентской программы по улучшению условий жилья. И не только. Одновременно вырастут цены и на услуги ЖКХ в плане ремонтов и подготовке к зиме. Схожая ситуация и в сельском хозяйстве. Удобрения значительно выросли в цене за текущий год. Это отрицательно сказалось на стоимости сельскохозяйственной продукции и всем урожае, в целом.

Налог на добычу полезных ископаемых, который собрался повышать вице-премьер Белоусов при поддержке министра финансов Силуанова – не совсем налог, говорит Александра Суслина. Недра, из которых изымают и глинозем для производства алюминия, и апатит для минеральных удобрений, компаниям не принадлежат. Когда государство обкладывает налогом добывающие компании, оно, по сути, получает причитающуюся ему ренту. Выше всего уровень изъятия ренты – от 50% до 70% у нефтяников. У металлургов этот показатель не превышает 10%, поэтому резон в выравнивании ренты в разных отраслях экономики есть.

За последние 10 лет свободный денежный поток в металлургической области составил 13 триллионов рублей. При этом на инвестиции в отрасль ушли 5 триллионов рублей, остальное – свыше 6 триллионов рублей - владельцы выплатили себе в качестве дивидендов, напоминает Никита Масленников. Это дало правительству повод заставить металлургов и производителей минеральных удобрений поделиться.

Режим жареной кошки

- Поэтому резоны, чтобы разобраться с этими темами, были, другое дело, что у нас это делается всегда в режиме ошпаренной кошки и вызывает немало подозрений и непониманий, - констатирует Никита Масленников.

Зачем правительство на ровном месте начинает раскачивать лодку, непонятно. По итогам 8 месяцев 2021 года профицит бюджета составил около 1 триллиона рублей. Из-за высоких цен на энергоносители правительство получит около 2 триллионов дополнительных рублей он нефтянки. На будущий год кабинет запланировал профицит бюджета в 1%. Отчего возникла такая суета перед внесением бюджета в Госдуму?

- Когда уже несколько месяцев очень высокий уровень смертности, и когда население страны стремительно начинает сокращаться, то это не кратковременное влияние, а долговременное и нарастающее негативное влияние. И в такой ситуации надо думать о том, что если экономика не будет устойчиво быстро развиваться, где брать деньги. Поэтому, несмотря на видимые показатели, думая о будущем, хочется максимально собрать деньги в кубышку.

Власти будут внимательно следить за теми, кто, на их взгляд, незаслуженно обогатился на внешнеэкономической конъюнктуре, и дополнительное налогообложение им просто гарантировано, благо, что запрос на это в обществе есть. Увеличение вдвое голосов, отданных за КПРФ на последних выборах, которую население традиционно считает защитницей бедных, будет оправдывать любые действия правительства в этом направлении, правомерные или волюнтаристские.

Принуждение к инвестированию

Правительство хочет заставить олигархов не выводить прибыль и не выплачивать себе дивиденды, а инвестировать ее в производство. Дилемма в том, что власти хотят деньги сейчас и за прошлое, а инвестиционные циклы в тяжелой промышленности занимают годы. Если в черной металлургии строительство новых мощностей занимает пару лет, то в цветной введение в строй новых медеплавильных мощностей может длиться 10 лет. НДПИ на глинозем приведет к тому, что цены на бокситы на мировом рынке станут неконкурентноспособными. По всем полезным ископаемых ситуация в стране похожая: легкодоступные месторождения близки к выработке, а тяжелые требуют значительных инвестиций. Кроме того, крупный бизнес утверждает: дивиденды не выводятся, а вкладываются в другие объекты и в другие направления. Например, в углеродную повестку и углеродную нейтральность.

- Тогда правительство говорит: давайте инвестировать. Не хотите повышать НДПИ, давайте будем повышать налог на прибыль, но с точки зрения стимулирующей. Если вы проинвестируете, то повышения не будет. А если уровень дивидендных выплат кратно превышает уровень инвестиций, то тогда у вас будет прогрессивный налог на прибыль. Эти предложения сейчас и обсуждаются, и какой-то компромисс будет найден.

- Экономический рост, конечно, очень сильно зависит от того, сколько вы вкладываете в основной капитал. Но инвестиции могут быть разными. Если нет спроса, а вас просто принудили инвестировать… условно говоря, построить ещё цех, домну, прокатный стан, то какое влияние будет на экономический рост этих инвестиций? Здесь власти заблуждаются, они явно преувеличивают значение просто инвестиций в основной капитал. Важно какие, в каких условиях, могут ли инвестиции быть эффективными.

Может получиться, что они принуждением увеличат инвестиции в основной капитал, но должной отдачи от них не будет. И в этом большая проблема.

Налоги во вред или во благо

Новые налоги – это способ простимулировать компании инвестировать деньги внутри страны. Добровольно отдавать деньги никто не хочет. Поэтому везде применяют то метод кнута, то метод пряника. Пряник работает лучше, потому что бизнесу, особенно крупному, что-то разрешается, они получают дополнительные стимулы, и эффекты налицо.

Идея о реформировании платежей в бюджет промышленными гигантами зрела давно, поэтому повышение налоговой нагрузки не удивило ни самих промышленников, ни экспертное сообщество. И хотя решение по введению НДПИ или новой ставки только отложено до 2023 года, мало у кого есть сомнения, что повышению быть. Активно прорабатывается вопрос о том, что ставка по налогу на прибыль для дивидендов будет значительно выше, чем на прибыль, которая пойдет на инвестиции.

- Это сказывается на стоимости акций компании, а значит, у компаний уменьшаются возможности по привлечению средств. Это значит, что возникает проблема с должным инвестированием, - считает Игорь Николаев.

Равные и еще более равные

- Победа или нет – друг друга услышали и зафиксировали позицию, которая бы резко не ухудшала, потому что ретроспективное обложение – это прямое нарушение норм налогового кодекса, потому что новые введенные ставки не имеют обратной силы. Тогда пришлось бы менять существенно, потому что это был бы скандал для всего бизнеса, потому что этим исправили, а почему другим не исправили? Это было бы резким ухудшением инвестиционного климата. Назревал массированный конфликт. Слава богу, от этого удержались, - говорит экономист Масленников.

Не исключено, что после выступления единым фронтом начнутся индивидуальные переговоры с каждым отдельным олигархом. Коснутся планируемые меры каждого, покажет время.

- Верхний слой, приближённая к власти верхушка бизнеса, в ней очень низкая прозрачность процессов. Кого что коснётся, я не удивлюсь, если это решается в индивидуальном порядке. Это предугадать, не будучи в этих кругах, очень сложно. Кому выделят льготы, кому нет, кого коснётся, кого нет – это решается на уровне, к которому у меня доступа нет, - признает Александра Суслина.

Правда и то, что банки щадят, потому что они на 80% выкупают облигации государственного займа. Какие объемы размещения были в прошлом году по размещению федерального займа, спрашивает Никита Масленников. И сам отвечает: 2 с лишним триллиона рублей дополнительно:

- Все эти деньги были съедены и пошли на поддержку экономики и населения, за счет того, что они выкупили облигации государственного займа. А прибыль банки используют, чтобы создать технологический банковский бизнес, создавать экосистемы, которые тоже помогают реальному сектору развиваться, особенно, малому бизнесу. Это используется на кредитование. Вопрос по банкам есть, но тут есть ответ.

Пока все упражнения Минфина по пополнению казны касаются только крупного бизнеса. Но в экономике все взаимосвязано. Не исключено, что новые акцизы будут переложены в отпускные цены, и тогда спираль роста цен закрутится дальше.

И отдельно налогов на крупный и мелкий бизнес тоже не бывает. Крупные налогоплательщики всегда под повышенным вниманием, потому что масштабы, в которых можно собрать с крупного бизнеса, чем то, что получают с мелкого или среднего. Но налоговые условия одинаковы, чем и с каким успехом ты бы не занимался, говорит Александра Суслина:

- В последнее время мы отмечаем, что фокус внимания немножко сместился и на средний, и на малый бизнес, несмотря на то, что всем понятно, что в кризисы любое увеличение налоговой нагрузки оказывает дестимулирующее действие и приводит к тому, что фирмы вынуждены банкротиться, закрываться или уходить в тень. Это не очень хорошо, поэтому у меня есть надежда, что здравый смысл восторжествует и немножко налоговые аппетиты поугаснут.

Временно внимание властей переключилось на олигархов, и сейчас будут стараться получить деньги с них, согласен Игорь Николаев. Но когда выяснится, что это не помогает, то власти обязательно переключатся на маленьких:

- Мы можем сколько угодно говорить, что у нас есть поглощающая способность лесов, но вам ответят – они у вас горят постоянно. Если потом государство будет вынуждено компенсировать переплату налогов иностранных государствам своих собственных компаний, тогда надо будет платить за собственную нерасторопность. Естественно, за наш счет.

металлург

Со следующего года порядок уплаты двух налогов – на прибыль и на добычу полезных ископаемых – для горно-металлургических компаний должен кардинальным образом измениться: правительство готовит революционные поправки в Налоговый кодекс России.


Президент анонсировал повышение налога для металлургических компаний

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) планируется привязать к мировым котировкам на рудное и агрохимическое сырье. Ставка станет плавающей. Во время подорожания руд и концентратов ставка будет повышаться, соответственно, увеличится объем уплачиваемого НДПИ, и наоборот.

Порядок исчисления налога на прибыль серьезно усложнится. Его ставка будет дифференцирована по различным отраслям. При расчете налога будет учитываться коэффициент, представляющий разницу между дивидендами за пять лет и инвестициями компании за вычетом амортизации, разделенную на капитал компании на начало данного пятилетнего периода: если он будет меньше единицы, то ставка налога на прибыль составит 20 %, если больше, то 25–35 %.

Нахлобучил – заплати

По его словам, в 2020 году российские металлургические компании в разы увеличили свои доходы, в частности за счет повышения цен на внутреннем рынке. Поэтому они должны вернуть в бюджет порядка 100 млрд рублей, и они, как отметил вице-премьер, понимают, что это нужно делать.


Минфин: возможность изменения НДПИ на газ и топливного демпфера не рассматривается

С августа были введены пошлины на экспорт металлов из России. Они будут действовать до конца декабря 2021 года. По оценкам Министерства экономического развития, пошлины должны принести в бюджет 160–165 млрд рублей.

У закона обратной силы нет

Главы металлургических холдингов вряд ли пребывают в восторге от предстоящих новшеств, хотя члены правительства несколько дней подряд проводили с ними консультации, закончившиеся в минувшую субботу совещанием под председательством Андрея Белоусова и министра финансов Антона Силуанова.


Губернатор Ямала анонсировал налоговые льготы для экопроектов добывающих компаний

Чем глубже, тем хуже


Артюхов лоббирует снижение налогов для крупного газового монополиста

Вещехудшей ситуации может оказаться Бакальское рудоуправление Челябинской области, много лет подряд балансирующее на грани банкротства из-за плохого качества добываемой руды и низкого на нее спроса. Получение моногородом Бакал статуса территории опережающего развития не принесло ему ощутимых инвестиций, он не выходит из затяжной депрессии, а его экономика никак не диверсифицируется.

Прибыли будет меньше

Налог на прибыль с 2022 года тоже будет тяжеловат для российской металлургии – в этом сходятся во мнениях отраслевые эксперты.


На Курильских островах заработает особый налоговый режим

Зато про РМК точно известно, что в прошлом году она направила на социальные проекты 2,4 млрд рублей. Итого, выходит, социальные расходы двух горно-металлургических гигантов в Челябинской области в 2020 году могли достигнуть 4–5 млрд рублей.


В 2022 году в Югре запустят первый металлургический завод

Похоже, что все-таки не будут, и в таком случае горнодобывающие и металлургические предприятия, платя больше налога на прибыль, станут уменьшать финансирование социальных проектов и мероприятий.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Читайте также: