Налог на пенсию в рб

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии со статьёй 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды предпринимательской деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. Если после 1 июля 1998 г. среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, то в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента. Он рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

Исчисление заработка для назначения пенсии индивидуальным предпринимателям производится исходя из доходов, с которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Основанием для исчисления пенсии индивидуальным предпринимателям за периоды работы до 1 января 2003 года является справка Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об уплате обязательных страховых взносов в установленные сроки и о доходах, с которых они исчислены, а за периоды работы после 1 января 2003 года – выписка из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.

Указ направлен на обеспечение прав и гарантий отдельным категориям граждан в области государственного социального страхования, а также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Новыми нормами Указа предусмотрено следующее:

  1. Изменение порядка уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним по уплате физические лица освобождаются от обязательной уплаты взносов в бюджет Фонда в случае отсутствия дохода по причине неосуществления деятельности. Декларировать периоды осуществления своей деятельности указанные плательщики будут путем предоставления 1 раз в год, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом, в органы Фонда документов индивидуального (персонифицированного) учета. При этом ввести в заблуждение органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты не получится, так как представленные указанными категориями плательщиков сведения о периодах работы впоследствии будут сверяться с другими государственными органами. С этой целью будут использоваться информационные ресурсы республиканских органов государственного управления, в том числе Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (периоды приостановления деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами), базы данных налоговых органов (информация об уплате налогов), в банках будет запрашиваться информация о движении средств на текущих (расчетных) банковских счетах.

Сроки уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей остаются прежними, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. При этом Указом предусмотрена возможность уплаты взносов в течение всего отчетного года.

  1. Включение на добровольной основе в систему государственного социального страхования самозанятых лиц

Самозанятым лицам (физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности) предоставлено право участия в системе государственного социального страхования на добровольной основе при условии уплаты ими взносов на пенсионное страхование в бюджет Фонда.

Таким образом, у самозанятых лиц появится возможность (при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее, чем с размера минимальной заработной платы) получить право на пенсию при достижении пенсионного возраста, инвалидности, потере кормильца.

  1. Согласование с органами Фонда справки об отсутствии обязательств по перечислению платежей в бюджет Фонда

Указом устанавливается обязанность плательщиков при получении средств на оплату труда в случаях приостановления операций по текущим (расчетным) банковским счетам и получения таких средств со счетов со специальным режимом функционирования согласовывать с органами Фонда справки о том, что обязательства по перечислению платежей в бюджет фонда отсутствуют.

  1. Взыскание задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков

Органам Фонда предоставлено право взыскания задолженности плательщиков взносов с электронных кошельков.

ВНИМАНИЕ!

Хотим обратить особое внимание и напомнить как индивидуальным предпринимателям, так и новой категории плательщиков — самозанятым лицам о необходимости оценивать и планировать свое пенсионное будущее уже сегодня.

Так, в страховой стаж работы, применяемый для определения права на трудовую пенсию, засчитываются периоды работы предпринимательской, творческой и иной деятельности только при условии, что в течение этих периодов производилась уплата взносов в бюджет Фонда.

Соответственно периоды, за которые взносы не уплачены либо уплачены из расчета ниже минимального размера, в стаж работы зачтены не будут либо засчитаются пропорционально сумме уплаченных взносов.

Пример. Размер минимальной заработной платы, действовавший в 2018 году, 305 рублей, минимальный платеж для индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности целый месяц –106,75 рублей в месяц (35 процентов от МЗП), самозанятого лица – 88,45 рублей (29 процентов). Индивидуальный предприниматель за месяц перечислил в бюджет Фонда – 53,4 рубля, самозанятый – 44,23 рубля. В результате в страховой стаж для назначения пенсии им засчитается только 15 дней.

Проверить свой страховой стаж за период, начиная с 1 января 2003 года, можно обратившись в органы Фонда за выпиской из индивидуального лицевого счета. Выдача таких выписок осуществляется без взимания платы.

В 2019 году минимальный страховой стаж для назначения пенсии составит 17 лет и с ежегодным увеличением на 6 месяцев к 2025 году составит 20 лет.

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают около 2,5 млн. человек.

Законом предусмотрено назначение трудовых и социальных пенсий.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий, надбавок и доплат к пенсиям, а также повышений пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

· в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

· в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат к пенсиям лиц в возрасте старше 75 лет).

Трудовые пенсии

Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту (включая пенсии по возрасту на общих основаниях, досрочные пенсии по возрасту по условиям труда или по социальным основаниям), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Трудовые пенсии назначаются лицам, которые в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали обязательные страховые взносы в установленном законодательством порядке.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчиныпри общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

в 2016 году: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

в 2017 году: мужчины - 60 лет 6 месяцев, женщины - 55 лет 6 месяцев;

в 2018 году: мужчины - 61 года, женщины - 56 лет;

в 2019 году: мужчины - 61 года 6 месяцев, женщины - 56 лет 6 месяцев;

в 2020 году: мужчины - 62 лет, женщины - 57 лет;

в 2021 году: мужчины - 62 лет 6 месяцев, женщины - 57 лет 6 месяцев;

в 2022 году и последующие годы: мужчины - 63 лет, женщины - 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24, 47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж).

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;

в 2017 году – 16 лет;

в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;

в 2019 году – 17 лет;

в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;

в 2021 году – 18 лет;

в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;

в 2023 году – 19 лет;

в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;

в 2025 году и последующие годы - 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей - инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона), лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года

(статья 22-1 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажаназначается:

· лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины не менее 40 лет, женщины 35 лет;

· лицам с длительным (более 10 лет) периодом нахождения на инвалидности I или II группы страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности (статьи 5 и 22-1).

С 1 января 2021 года лицам, достигшим возраста 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже (статья 24-1 Закона). В отличие от других трудовых пенсий размер указанной пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов, включаютсятакже периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, периоды службы в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 12 лет в общей сложности), ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.).

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы.

При исчислении пенсии за периоды работы, предпринимательской деятельности и иной деятельности с уплатой страховых взносов учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались страховые взносы, а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона), в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Социальные пенсии

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия.

Социальная пенсия назначается детям-инвалидам, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, детям, потерявшим кормильца. Социальная пенсия также назначается лицам, не имеющим необходимого страхового стажа, и соответственно права на трудовую пенсию, мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

· инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов;

· инвалидам с детства II группы – 95 процентов;

· инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 85 процентов;

· инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, –75 процентов;

· лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет, – 50 процентов;

· детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов;

· матерям и (или) отцам детей-инвалидов с тяжелой (3 и 4) степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, при осуществлении ухода за ними не менее 20 лет - 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Минимальные пенсионные гарантии

Законом установлены минимальные пенсионные гарантии, согласно которым размер назначенной пенсии не может быть ниже установленного минимального размера.

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (постановление Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

Читайте также: