Сертификат налогового резидентства сингапур

Обновлено: 07.07.2024

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.

Евгения Морозова Эксперт Immigrant Invest


Общее правило налогового резидентства

В течение последнего года в СМИ активно муссируется информация о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В ее рамках более сотни стран обязуются обмениваться информацией о налоговых резидентах. Чем это грозит для состоятельных людей, имеющих два и более гражданства или ВНЖ? В , ничем. Вам просто нужно определиться, в какой стране вы платите налоги.

Оформление второго паспорта в Европе или на Карибах автоматически не делает вас налоговым резидентом. Чтобы стать им, нужно проживать в стране более 6 месяцев в году, точнее – более 183 дней. Если же вы провели за рубежом меньше времени, то будете считаться налоговым резидентом России (Украины/Белоруссии/Казахстана).

Почему состоятельные люди меняют налоговую резиденцию?


Прежде всего, это связано с более выгодными условиями налогообложения. Чаще всего состоятельные люди, желающие уберечь свои доходы от высоких затрат на уплату налогов, становятся гражданами Кипра или Мальты и живут там более 6 месяцев в году. В этих странах действуют более низкие ставки налогов на доход физических лиц.

Еще одна причина – регистрация предприятия в зоне низкого налогообложения. Для этого нередко используют карибские страны (Сент-Китс, Антигуа, Гренада, Доминика, Сент-Люсия). Вы оформляете паспорт Карибов, регистрируете там компанию, которая платит налоги в местную казну. Нюанс в том, что в островных государствах ставка налога на прибыль компаний, полученную за рубежом (например, в России) равняется нулю.

Можно ли стать налоговым резидентом без гражданства?

Как уже сказано, ваше налоговое резидентство связано не столько с наличием паспорта, сколько со сроком пребывания в стране. Если вы живете в европейской стране более полугода, то становитесь там налоговым резидентом. Вопрос только в том, на каких основаниях вы сможете провести в государстве ЕС такой срок. Виза дает вам ограниченные во времени возможности пребывания в стране.

Выход – оформление вида на жительство. Этот статус дает вам право проживать в стране сколько угодно времени (или не проживать вовсе). Следовательно, имея ВНЖ в Европе, вы без труда сможете стать и налоговым резидентом.

Как оформить второе гражданство или ВНЖ?


Для этого существуют абсолютно легальные способы – во многих странах действуют государственные миграционные программы для инвесторов. Инвестируя определенную сумму в экономику государства, вы взамен в короткие сроки (буквально 3-4 месяца) получаете второй паспорт. На Карибах для этого достаточно суммы в 100-400 тыс. долл. США. В Европе – на Мальте и Кипре – второй паспорт стоит дороже – 1-2 млн. евро. Получив гражданство, далее вы уже сами решаете – нужно вам становиться резидентом новой налоговой юрисдикции или нет.

Вид на жительство в Европе можно получить за инвестиции и в качестве финансово независимого лица в Австрии, Швейцарии, Испании, Португалии, Греции, на Мальте. Для этого в ряде стран достаточно предоставить доказательства своей состоятельности. В других же государствах существует несколько вариантов для инвестирования. Чаще всего это инвестиции в недвижимость – средняя сумма составляет 500 тыс. евро.

Ниже мы перечисляем условия получения налогового резидентства в тех странах, где действуют программы для инвесторов.

Как стать налоговым резидентом Австрии?

ВНЖ в Австрии вы можете получить в течение 3-4 месяцев по программе для финансово независимых лиц. Для этого понадобится 60-80 тыс. евро на семью. Требования для поддержания статуса ВНЖ и налогового резидентства в Австрии совпадают: нужно постоянно проживать в стране не менее 183 дней в году.

Как стать налоговым резидентом Великобритании?

Британское законодательство наиболее сложное и запутанное с точки зрения получения налоговой резиденции. Кроме проживания в течение 183 дней в году, нужно соответствовать требованиям Statutory Residence Test. Здесь учитывают также место проживания, работы. С получением ВНЖ Великобритании сейчас ситуация довольно сложная процедуры Brexit и ограничений на въезд в страну гражданам ЕС и СНГ. В качестве альтернативы можно воспользоваться программой оформления ВНЖ Ирландии.

Как стать налоговым резидентом Греции?

Всего за 1 месяц вы оформляете ВНЖ Греции для всей семьи. Для этого необходимо иметь на счету в греческом банке не менее 24 тыс. евро, купить недвижимость в Греции на сумму от 250 тыс. евро или инвестировать в экономику от 300 тыс. евро. Далее нужно проводить в стране не менее 183 дней в году.

Как стать налоговым резидентом Испании?

Оформите в течение 2-3 месяцев статус ВНЖ Испании, инвестировав в недвижимость от 500 тыс. евро или открыв банковский депозит на 1 млн. евро. В остальном условия сходны с другими странами: чтобы стать налоговым резидентом Испании, нужно проживать здесь более 183 дней в году. Однако нужно учитывать, что испанские налоги для физических лиц довольно высоки.

Как стать налоговым резидентом Кипра?

Пока что Кипр не стал официальным участником программы ОЭСР и не готов к обмену информацией о налогоплательщиках. Это дополнительный стимул для инвесторов, желающих стать налоговыми резидентами. Инвестировав в покупку жилой или коммерческой недвижимости 2-2,5 млн. евро, вы в течение 10-15 дней получаете ВНЖ Кипра, а через 6 месяцев – гражданство Кипра. А затем решаете, стоит ли жить в этой стране 183 дня в году, чтобы получить налоговое резидентство Кипра и пользоваться одной из наиболее выгодных систем налогообложения в Европе.

Как стать налоговым резидентом Мальты?

В этой стране также существует специальный тест для предоставления статуса резидента, однако он менее строгий, нежели в Великобритании. Для пребывания здесь можно оформить ВНЖ Мальты в качестве финансово-независимого лица. При этом затраты на получение статуса составят примерно 30 тыс. евро. Также есть возможность сразу инвестировать средства в ПМЖ Мальты. Для этого нужно приобрести государственные облигации на 250 тыс. евро. На оформление того или другого статусов уйдет 3-4 месяца. Наибольшую свободу вы получаете, если инвестируете сумму от 650 тыс. евро в гражданство Мальты. Мальтийские налоги считаются одними из самых низких в Европе, поэтому многие состоятельные люди выбирают именно эту страну в качестве налоговой резиденции и проживают здесь от 183 дней в году.

Как стать налоговым резидентом Португалии?

Сначала за 2-6 месяцев получите ВНЖ Португалии по программе для инвесторов. Здесь вам предложат сразу 7 вариантов инвестиций. Наиболее популярный – покупка недвижимости. Для этого понадобится 280-500 тыс. евро. Затем достаточно соблюдать сроки пребывания – те же 183 дня.

Как стать налоговым резидентом Швейцарии?

Как стать налоговым резидентом карибских стран?


Государства Карибского моря предлагают выгодные условия налогообложения для физических лиц: отсутствие подоходного налога, налога с заработной платы, налога на прирост капитала, налога с наследства и дарения. Если данные операции вы проводите как резидент, то ваши выгоды очевидны. Кроме того, это легальная налоговая резиденция для предъявления пакета документов в европейские банки.

Статус налогового резидента вы сможете получить после того, как оформите гражданство одной из стран по программам для инвесторов. Они предполагают как безвозвратные инвестиции в государственные фонды, так и покупку доли недвижимости в одобренных правительством строительных проектах.

  • В гражданство Антигуа и Барбуда нужно инвестировать 100-200 тыс. долл. США стоит 150-220 тыс – наиболее доступное: 100-200 тыс
  • Для получения гражданства Сент-Китс и Невис нужно инвестировать 150-400 тыс обойдется в 100-300 тыс

Если у вас появились вопросы, требующие уточнения, задайте их нашим специалистам в комментариях под этой статьей, по электронной почте, телефону или при непосредственной встрече в нашем ближайшем офисе. Вы получите индивидуальные консультации о ваших выгодах и преимуществах от получения налогового резидентства в интересующей вас стране.


Финансовое Управление внутренних дел Сингапура в августе 2020 года предоставило для изучения обновленный вариант руководства по налоговому резидентству компаний и подачи заявления на выдачу сертификата, который подтверждает резидентство. Получить (COR) в IRAS могут как местные, так и иностранные компании, которые ведут свой бизнес в каком-либо иностранном государстве, заключившем соглашение с Сингапуром об избежании двойного налогообложения.

Компании, которые имеют статус налоговых резидентов юрисдикции, имеют налоговые льготы. Эти льготы распространяются в том числе на иностранные доходы в рамках соглашения об избежании двойного налогообложения (DTAs).

Получить свидетельство о проживании (COR) возможно только через портал my Tax на сайте IRAS. Это дает возможность для использования в работе более лояльного налогового режима в Сингапуре и подтверждения места ведения бизнеса для иностранных контролирующих органов.

В зависимости от того, где прошла регистрация бизнеса, организация может считаться налоговым резидентом юрисдикции или нерезидентом.

Место регистрации компании не всегда определяет фактор налогового резидентства компании вследствие значительного притока в Сингапур из стран ЕС и Азии дочерних предприятий, руководство которых находится в иностранных юрисдикциях.

ЧТО ЗНАЧИТ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕЗИДЕНТСТВЕ (COR) В СИНГАПУРЕ И ГДЕ ЕГО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ?

Для получения налоговых льгот, которые предоставляют резидентам Сингапура (компании с доходом из иностранных государств), нужен сертификат о резидентстве (COR) от IRAS. Документ COR – это письмо от налоговых органов Сингапура, которое подтверждает статус компании в качестве налогового резидента страны. Этот документ предоставляется с целью получения льгот в связи с установленным положением во избежание двойного налогообложения, который Сингапур подписал с рядом юрисдикций.

Многие иностранные партнеры по программе DTA требуют от компании налогового резидента предоставления заполненной формы налоговой декларации, получение которой возможно в IRAS. Тот, кто не рассчитывает на получение налоговых льгот, при соблюдении некоторых условий, может в письменном виде предоставить в IRAS запрос на получение COR.

Внимание! Для того чтобы получить доступ к дистанционному обслуживанию в налоговом органе IRAS и входа в систему, необходимо авторизоваться на сервисе CorpPass. С 1 сентября 2018 года это условие стало обязательным требованием для совершения корпоративных онлайн-транзакций с правительством.

Сервис Corp Pass – это доступ для налоговых резидентов Сингапура

С 1-го сентября 2018 года для обмена налоговой информацией в онлайн-режиме с правительственными органами действует официальный метод авторизации компаний Сингапура. Для корпоративных клиентов использование CorpPass сервиса открывает новые возможности:

  • проведение личных и корпоративных транзакций;
  • предоставление налоговой декларации и осуществление ряда выплат;
  • предоставление отчета о доходах;
  • осуществление выплат по акционерному капиталу;
  • ликвидация задолженности по налогам; заполнение формы о завершении партнерских отношений;
  • электронная печать;
  • возможность использования автоматического обмена информацией, в том числе CRS и FATCA;
  • заявка на COR от лица компании.

В случае предоставления доступа доверенному агенту к системе в EASY раньше, повторной авторизации в CorpPass не потребуется.

КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВО КОМПАНИИ НА COR В СИНГАПУРЕ?

Для получения COR подтверждения резидентства в налоговой службе Сингапура к компании предъявляются определенные требования. В Сингапуре некоторые предприятия не могут рассчитывать на подтверждение налогового резидентства. Но существует ряд определенных условий.

Так, например, номинальная компания не может являться бенефициарным владельцем поступающего дохода и выполняет роль держателя акций от имени основного владельца, вследствие чего она лишена возможности подавать заявку на COR.

Иностранный Инвестиционный Холдинг, имеющий пассивный доход от иностранных источников, не менее 50% акций которого принадлежит индивидуальным акционерам без гражданства в Сингапуре или компаниям в иностранном государстве. Известно, что право собственности применяется на завершающем этапе холдинговой компании, вследствие чего данная организация не имеет возможности запрашивать COR. Исключение составляют те случаи, когда руководство в состоянии подтвердить:

  • управление бизнесом в Сингапуре;
  • наличие убедительных оснований для отсутствия офиса по месту ведения бизнеса.
  • для подтверждения статуса налогового резидентства Сингапура и получения COR, к холдингу предъявляется ряд дополнительных требований:
  • наличие в Сингапуре дочерних организаций, имеющих статус налоговых резидентов или получение поддержки от таких компаний;
  • в Сингапуре должен быть минимум один директор, который занимает исполнительную должность и не является номинальным руководителем;
  • возможна подача заявки на COR при наличии хотя бы одного сотрудника в Сингапуре в должности CEO — исполнительного директора, CFO — в должности финансового директора, COO — в должности главного оперативного руководителя учреждения.

Ввиду отсутствия управляющего состава в заявленной юрисдикции, иностранные объединенные компании и их филиалы в Сингапуре также не имеют возможности подать заявку на COR. Руководство в данном случае находится в материнских организациях за пределами местопребывания дочерних компаний.

IRAS дает разрешение на выдачу сертификата инкорпорированным (не сингапурским!) компаниям в том случае, если у организации есть основания не регистрировать бизнес в данной юрисдикции, но подтвержден контроль и управление на уровне сингапурских филиалов.

Внимание! Компании с ограниченными возможностями могут подать заявку на COR только в письменном виде (не через портал myTax, а в любой другой письменной форме: личное обращение, письмо, электронная почта). IRAS обладает правом потребовать дополнительную информацию о компании / фирме/ организации, а также дополнительный пакет документов.

Какие существуют возможности, чтобы подать заявление на получение COR в Сингапуре?

Подача обращений осуществляется только через портал myTax, за исключением тех случаев, когда принимаются письменные заявления на COR. Обязательным требованием, о котором говорилось выше, является авторизация доверенного агента по корпоративному налогу в CorpPass от лица компании и персоны компании. Мы можем предоставить вам данную услугу.

Процедура подачи заявления состоит из нескольких этапов:

  • необходимо пройти авторизацию на портале myTax;
  • следует указать период, за который требуется получить сертификат (от четырех лет);
  • заявки рассматриваются в течение 7 дней;
  • необходимо получение дубликата, утвержденного COR по адресу электронной почты.

В Сингапуре заявление на COR подается в письменном виде только для тех компаний, которые планируют использование COR для индивидуального предпринимательства, партнерского бизнеса и не сингапурской инкорпорированной компании. Все эти случаи требуют соблюдения письменной формы подачи и необходимости указания следующей информации:

  • указать UEN номер компании;
  • обосновать причину обращения;
  • предъявить в случае необходимости декларацию по доходам по установленной форме;
  • указать год, для которого требуется сертификат;
  • указать страну договора;
  • указать сумму доходов, которые получены от государства, заключившего договор об избежании двойного налогообложения;
  • указать характер прибыли;
  • указать название организации или наименование лица, от которого поступает выплата дохода;
  • указать дату поступления средств на счет;
  • предъявить подтверждение управления компанией в настоящее время или на ближайшее будущее на территории Сингапура.

Внимание! Все письменные обращения IRAS проходят обработку в течение 14 рабочих дней с момента подачи информации.

Внимание! За более подробной информацией обращайтесь на наш сайт. Вы можете оставить свои вопросы или выбрать время для консультации с нашими специалистами.

НАЛОГОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

IRAS может затребовать заполненную форму налогового требования, которое выдано партнером по налоговому договору. Эта форма в ряде случаев необходима для последующей передачи информации в налоговые службы для получения льгот по DTAs и определения статуса налогового резидентства.

Налоговое требование отправляется по запросу IRAS в бумажном варианте подачи. Указывается только оригинал с подписью, датой и достоверной информацией по адресу: Орган внутренних доходов Сингапура, 55 Ньютон-Роуд, Доходный Дом, Сингапур 30798

Получить льготы в Индонезии в рамках сингапурско-индонезийского DTA для компаний возможно через предоставление COR совместно с заполненной формой DGT и без нее.

В соответствии с последними поправками налогового законодательства, с 1 февраля 2019 года IRAS не работает по запросам сертификации налогового резидентства по форме DGT.

Предоставленные нормы имеют срок действия до установленной даты прекращения приема заявок. Они распространяются только на те платежи, которые производились в течение одного календарного года, который указан в COR. В случае увеличения периода оплаты более чем на год, компания имеет право подать заявку на 2 COR за каждый календарный год.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО НАЛОГОВОМУ РЕЗИДЕНТСТВУ КОМПАНИЙ В СИНГАПУРЕ И ВЫДАЧЕ COR ( СЕРТИФИКАТА О РЕЗИДЕНТСТВЕ) В 2021 ГОДУ

Без сомнения, Сингапур для иностранных предпринимателей является одной из самых привлекательных юрисдикций. В Сингапуре вполне реально не только купить компанию, но и получить ПМЖ ввиду запрета на двойное гражданство. Кроме того, в Сингапуре в связи с выгодным географическим положением юрисдикции, удобно вести международный бизнес. Без сомнения, еще одним существенным плюсом ведения бизнеса является возможность получения прямого доступа к налоговой и корпоративной информации через автоматический портал Corp Pass.

Внимание! Вы можете открыть свою компанию, зарегистрировать банковский счет, получить консультацию по офшорным счетам. Сделать это можно дистанционно. Для этого нужно обратиться по адресу электронной почты нашего международного портала и оставить там свою заявку. Наши специалисты свяжутся с вами и ответят на интересующие вас вопросы. Ждем ваших обращений!

Российская организация заключает договоры с резидентами следующих стран: Германия, Италия, Испания, Эстония, Беларусь, Польша. Российская организация при выплате дохода иностранным организациям применяет положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Она требует от резидентов иностранных государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Нужна ли легализация такой справки? В каком виде должна быть легализация? Если данная справка на иностранном языке, как должен быть оформлен перевод на русский язык?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая последние разъяснения Минфина России о том, что требование о проставлении апостиля или иной легализации указанных документов является избыточным и создает дополнительные административные барьеры для ведения бизнеса, подписание Россией международных соглашений в отношении обмена налоговой информацией, а также позицию ВАС РФ о необязательности апостиля на документах, подтверждающих резидентство контрагентов стран, с которыми возможен налоговый обмен (все рассматриваемые в вопросе страны обеспечивают с Россией налоговый обмен), полагаем, что обязательного апостилирования Справок, полученных от рассматриваемых в вопросе контрагентов, не требуется.

Однако, по мнению налоговых органов, справки о постоянном местонахождении иностранной организации, выданные компетентными органами Беларуси и Германии (из рассматриваемого перечня стран) не требуют апостилирования в силу наличия договоренности между Россией и данными странами о взаимном признании официальных документов.

Что касается документов, выданных компетентными органами Италии, Испании, Эстонии и Польши, отметим, что Минфин России неоднократно рекомендовал налоговым органам принимать их без апостилирования. Однако судебная практика до недавнего времени свидетельствовала о том, что налоговые органы игнорировали указанную рекомендацию финансового ведомства и требовали предоставления апостилированных документов как подтверждения правомерности применения положений международных договоров об избежании двойного налогообложения. В некоторых случаях суды принимали доводы налоговых органов.

Что касается перевода на русский язык рассматриваемых документов, то, по мнению контролирующих органов, верность перевода:

заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране;

либо перевод осуществляет и заверяет нотариус;

либо перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ для правомерного применения положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве (далее - Справка), с которым РФ имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее - Соглашение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений Соглашений подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Нормы НК РФ не содержат конкретных требований к порядку оформления и форме Справок. При этом такой документ:

должен подтверждать, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве*(1);

должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства;

должен быть переведен на русский язык.

Компетентными органами, которые уполномочены выдавать рассматриваемые Справки, являются применительно к*(2):

Германии - Федеральное министерство финансов или его уполномоченный представитель (пп. f п. 1 ст. 3 Соглашения с Германией);

Италии - Министерство экономики и финансов (абзац (ii) пп. (i) п. 1 Конвенции с Италией);

Испании - Министр экономики и финансов или его уполномоченный представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции с Испанией);

Беларуси - Главная государственная налоговая инспекция или ее уполномоченный представитель (п. 1 ст. 3 Соглашения с Беларусью);

Польши - Министр финансов или уполномоченный им орган (пп. "g" п. 1 ст. 3 Соглашения с Польшей).

Форма документов

период, за который подтверждается налоговый статус;

наименование международного договора, сторонами которого являются Российская Федерация/СССР и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;

подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

Легализация

Российская Федерация является участником Гаагской Конвенции от 05.10.1961 (далее - Конвенция), отменяющей требование легализации иностранных официальных документов и устанавливающей требования к оформлению официальных документов, выпущенных на территории одного договаривающегося государства и представляемых на территории другого договаривающегося государства.

Единственной формальностью согласно ст. 3 Конвенции является проставление штампа апостиль соответствующим компетентным органом государства, выпустившего официальный документ.

Одновременно абзацем вторым ст. 3 Конвенции установлено, что проставление апостиля на документах не может быть потребовано, если законы, правила, обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Однако налоговые органы придерживаются позиции, что если Соглашения не оговаривают вопрос легализации (апостилирования) документов, выдаваемых компетентными органами, то такие документы должны содержать апостиль. При этом налоговые органы данное требование обосновывают положениями статьи 3 Конвенции, а также выводами, содержащимися в постановлении N 990/05 (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@)*(3).

ФНС России письмом от 25.10.2005 N ВЕ-6-26/898@ довела до сведения нижестоящих органов список стран, документы из которых принимаются без апостиля. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия (смотрите также письма ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@, УФНС по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@).

При этом судебная практика подтверждает, что налоговые органы не следуют рекомендации финансового ведомства о необязательности апостилирования документов, подтверждающих местонахождение иностранного контрагента при применении Соглашений (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2010 по делу N А32-16895/2009-1/205, ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2008 N А56-5119/2008).

В то же время, по нашему мнению, помимо Соглашений могут применяться также и иные соглашения о взаимном признании документов без апостилирования. Например, в постановлении Двадцатого ААС от 17.12.2015 N 20АП-5627/15 суд указал, что с учетом подписанного между Российской Федерации и Эстонской Республикой двустороннего международного Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 26 января 1993 г.) не только документы, имеющие прямое отношение к коммерческой операции, но и официальные документы, составленные на территории Эстонской Республики, принимаются на территории Российской Федерации без прохождения консульской легализации и апостиля. Отметим, что в настоящее время также действуют:

- Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам (Рим, 25 января 1979 г.);

- Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам (Мадрид, 26 октября 1990 г.);

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.);

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (участницами которой являются в основном страны - участницы СНГ, смотрите Статус Конвенции).

Однако судебная практика последнего времени показывает, что суды не учитывали указанные соглашения о правовой помощи, и исходят из того, что закрытый перечень государств, документы которых не требуют проставления апостиля либо иного подтверждения, равно как и формы таких документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержится в информационной базе ФНС России и отражен в письме ФНС РФ от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 (постановления Одиннадцатого ААС от 25.11.2015 N 11АП-14697/15, АС Поволжского округа от 04.04.2017 по делу N А65-8927/2016 - для документов, выданных в Италии, ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А56-13511/2005 - для документов, выданных в Польше).

Кроме того, согласно правовой позиции ВС РФ, изложенной в пункте 16 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного Президиумом ВС РФ 12.07.2017 (далее - Обзор Президиума ВС РФ), отсутствие апостиля на имеющемся у налогового агента подтверждении постоянного местонахождения иностранной организации не является безусловным основанием для отказа в использовании этой организацией (налоговым агентом) освобождения от налогообложения, предусмотренного международным договором об избежании двойного налогообложения, если в отношениях с иностранным государством сложилась многолетняя практика обоюдного принятия неапостилированных сертификатов, подтверждающих налоговое резидентство и достоверность подтверждения, выданного уполномоченным органом иностранного государства, может быть подтверждена налоговыми органами в рамках взаимного обмена информацией.

Испания, Италия, Польша, Эстония, Германия и Россия являются участницами Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 г.) (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.).

Для РФ положения Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016 (письмо ФНС России от 22.12.2015 N ОА-4-17/22482@).

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает в том числе возможность направления документов компетентным органом одного государства компетентному органу другого государства (п. 2 ст. 1, ст. 17 поименованной Конвенции).

При этом компетентным органом для целей Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам признается, в частности, ФНС России (пп. 2 п. 3 Федерального закона от 04.11.2014 N 325-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам").

Перевод на русский язык

Причем Минфин России настаивает на заверении перевода или подписи переводчика именно нотариусом. Тогда как п. 7 ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I предусматривает совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода документов в том числе и должностными лицами консульских учреждений РФ.

По мнению некоторых специалистов, перевод документов должен быть осуществлен именно сертифицированным переводчиком, о чем говорит, например, госпожа Ю.C. Майорова (референт государственной гражданской службы 1 класса) в журнале "Налоговый вестник", N 5, май 2009 г.

Понятие "сертифицированного переводчика" нормативно не установлено, однако, по нашему мнению, это означает, что переводчик должен обладать квалификацией, подтвержденной соответствующим документом.
Учитывая приведенную позицию официальных органов, если организация примет решение не заверять нотариально перевод на русский язык документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, сославшись на отсутствие такого требования в главе 25 НК РФ, это с большой степенью вероятности приведет к судебному спору. А в этом случае для приобщения к делу указанных документов в подтверждение своей правоты нотариальное заверение перевода документов на русский язык в любом случае придется представить в ходе судебного разбирательства (п. 28 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.02.2016 N Ф04-117/16 по делу N А27-7091/2015).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Апостиль.

14 марта 2018 г.

*(1) Отметим, что документов, подтверждающих регистрацию иностранного контрагента (например, документов, подтверждающих инкорпорацию, внесение компании в торговый реестр и т.п.), недостаточно для применения положений Соглашений, поскольку такие документы не свидетельствуют об их налоговом резидентстве (постоянном местонахождении) (постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 по делу N А32-7642/2015).

*(2) Поскольку НК РФ не содержит определения понятия "компетентный орган соответствующего иностранного государства", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10).

*(3) В письме от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (доведено для сведения и использования в работе письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097) специалисты финансового ведомства разъяснили, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий должны руководствоваться указанными актами и письмами судов.

Справка о налоговом резидентстве — это документ, выдаваемый Налоговой инспекцией на электронном или бумажном носителе, который помогает избежать двойного налогообложения: он подтверждает факт того, что налогоплательщик в течение определенного периода времени являлся налоговым резидентом РФ. Как оформить справку о налоговом резидентстве, и для каких целей она нужна?

Кто такие налоговые резиденты

Это юридические и физические лица, которые обязаны уплатить налог с полученного дохода в России. К ним относятся:

Применительно к физическим лицам действует такое правило: резиденты — это те, кто 183 календарных дня на протяжении года находятся на российской территории. В расчет не принимаются короткие поездки для обучения или учебы.

Если работник нерезидент, то работодатель должен правильно рассчитать НДФЛ (размер будет повышенным). Кроме того, такой работник не может воспользоваться детскими, а также имущественными вычетами.

Об определении статуса физлица для расчета НДФЛ рассказано в Письме Министерства финансов от 15.02.2017 № 03-04-05/8334.

Как подтвердить статус

Нужно получить справку о налоговом резидентстве. Для этого придется обратиться в межрегиональную инспекцию ФНС, занимающуюся централизованной обработкой информации, с заявлением (скачать файл шаблона заявления можно в конце статьи).


К заявлению нужно приложить документы о том, что компания получает доход за рубежом: контракты с партнерами, решение совета директоров о выплате дивидендов. На справках должна стоять подпись директора и печать фирмы.

Чтобы подтвердить статус за длительное время (более трех лет), нужны сведения об уплате налогов за границей.

Инспекторы сначала изучают предоставленные бумаги. Если нет претензий, выписывается справка о резидентстве РФ по форме КНД 1120008.


Когда стандартная форма не подходит

Но компания может столкнуться с тем, что контролирующие органы за границей руководствуются своим порядком оформления документов. Этот вопрос желательно уточнить заранее и получить именно ту справку, которая будет нужна.

Как подать заявление в налоговую инспекцию

Выбирайте удобный способ обращения:

  • через сайт налоговой инспекции;
  • лично передать документы;
  • сделать почтовое отправление.

В форме обращения уточните код:

Инспекторы, как известно, тщательно все проверяют и только потом дают ответ. Поэтому важно обезопасить себя и подтвердить, где вы находились:

  • сделать копии страниц загранпаспорта о пересечении границы;
  • получить справки о нахождении в России за требуемый отрезок времени;
  • доказательства нахождения имущества за рубежом.

Например, документы о праве собственности на недвижимость и договор аренды. Иностранные бумаги обязательно следует перевести и нотариально заверить. Тогда инспекторы смогут их принять.

Форма заявления для компаний утверждена Приказом от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@.

Как получить ответ

Выбирайте, как удобнее может быть получена справка о резидентстве юридического лица:

  • на сайте инспекции;
  • почтой на адрес, указанный в заявлении.

Информация, указанная в документе, действительна в течение 12 месяцев. Выдается именно на тот год, что вы указываете в заявлении. Можно получить сразу несколько экземпляров. Но об этом нужно сделать отметку в заявлении.

Случается, что фискальное ведомство не выдает справку. В такой ситуации заявителю отправляется обоснованный отказ. Можно пробовать устранить недостатки — собрать доказательства и снова обратиться за ответом. Срок для изучения бумаг составляет 40 дней.

Если нужно подтвердить налоговый статус, позаботьтесь об этом заранее. Соберите документы и отправьте в МИФНС удобным способом.

Читайте также: