Земельный налог на земельный участок под жилищное строительство

Обновлено: 19.05.2024

До 1 декабря 2021 года граждане должны уплатить налоги на имущество. В связи с этим у управляющих организаций и ТСЖ появляются вопросы о том, нужно ли платить такой налог на земельный участок МКД, ведь он является общедолевой собственностью физических лиц – жителей дома. Разбираемся в вопросе.

Оформленный земельный участок под МКД является общедолевой собственностью владельцев помещений

При этом налогоплательщики – физические и юридические лица – обязаны платить установленные законом налоги в срок и в полном объёме (п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ). Для граждан такой срок – до 1 декабря, он действует в том числе в отношении земельного и имущественного налогов.

Согласно ч. 5 ст. 16 № 189-ФЗ, с момента государственной регистрации земельного участка под многоквартирным домом он переходит в долевую собственность владельцев помещений в таком МКД.

Земельный участок МКД как часть общего имущества не облагается налогом

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, городов федерального значения, на территории которых введён налог (ч. 1 ст. 389 НК РФ). Список исключений приведён в ч. 2 ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 389 НК РФ, участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.

Федеральная налоговая служба России в письме от 26.02.2021 № БС-4-21/2441@ указала, что основанием для включения земельного участка в состав общего имущества МКД является проведение его государственного кадастрового учёта. Со дня такой регистрации он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 № 189-ФЗ).

Участок под МКД может принадлежать одному лицу, если все помещения в доме в его собственности

Но не всегда оформленная земля под МКД является общедомовым имуществом. Например, так не будет, когда все помещения в МКД принадлежат одному собственнику. Эта ситуация приводится в деле № А40-78400/2015, которое дошло до Верховного суда РФ.

Одна из компаний стала собственником всех квартир, находящихся в восьмиквартирном жилом доме в Москве. Затем дом был снесён, и организация обратилась в Росреестр с заявлением о регистрации её права собственности на сформированный под домом земельный участок площадью 1700 кв.м.

Ведомство отказало компании, поскольку не было оснований для регистрации частной собственности на общее имущество МКД за одним лицом. Организация подала иск в суд, считая, что в соответствии с законом после приобретения всех квартир в МКД стала собственником и земельного участка.

Суды трёх инстанций отказали организации. Она, став владельцем всех помещений в здании, не избрала правовой режим многоквартирного дома как единого объекта и не обратилась в Росреестр с заявлением для регистрации своего права на указанный дом. Её право собственности на здание в целом и на сформированный участок не возникло, а право на квартиры прекратилось после того, как дом был снесён (ч. 1 ст. 235 ГК РФ).

Верховный суд РФ с такой позицией не согласился. По смыслу п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64, если одно лицо приобретает право собственности на все помещения в здании, то оно в силу закона также становится обладателем всех долей в праве собственности на земельный участок.

При таких обстоятельствах существование долевой собственности на имущество невозможно (ст. 244 ГК РФ). Она должна рассматриваться как индивидуальная собственность лица на недвижимую вещь. Многоквартирный дом и земельный участок, на котором этот дом расположен, – разные объекты, и снос задиня не ведёт к прекращению права частной собственности на землю.

Дело отправилось на новое рассмотрение, и суд первой инстанции признал отказ Росреестра от регистрации права собственности на землю незаконным. Таким образом компанию признали единоличным собственником сначала МКД, а после его сноса – земельного участка.

Если у помещений МКД один собственник, то он обязан платить земельный налог за участок под домом

Как ФНС России отметила в письме от 03.11.2021 № БС‑4-21/15521@, в ситуации, когда все помещения в МКД принадлежат одному лицу, такое лицо обязано платить земельный налог. Её позиция по этому вопросу совпадает с позицией коллег из Минфина РФ, которая обозначена в письме от 15.04.2016 № 03-05-05-02/21894.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности или пользования. При этом в ч. 2 ст. 389 НК РФ установлен перечень земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. В этот перечень входит земля под многоквартирным домом, включённая в состав общего имущества владельцев помещений в таком доме в соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 244 ГК РФ, общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения либо не подлежит разделу в силу закона. Таким образом общее имущество должно быть в собственности двух и более владельцев помещений в МКД.

Если же все помещения в доме принадлежат одному юридическому лицу, то земельный участок, занимаемый таким домом, не будет относиться к общему имуществу. Следовательно, в отношении такой земли не может применяться положение п. 6 ч. 2 ст. 389 НК РФ.

На заметку

Согласно положениям НК РФ и основанным на них письмам ФНС и Минфина России, если в многоквартирном доме есть два и более собственника помещений, то земельный участок под МКД признаётся общедомовым имуществом и не подлежит налогообложению. Налоговые органы не вправе требовать уплаты земельного налога.

Другая ситуация, если все квартиры в доме принадлежат одному лицу, например, застройщику или частной компании. В таком случае земля под МКД уже не считается частью долевой собственности, и владелец помещений обязан платить земельный налог на общих основаниях.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Земельный налог

Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.

Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.

Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.

Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

    городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 21.11.2017 № 241 (в редакции от 25.02.2020) городской думы Краснодара от 24.11.2005 № 3 п.2 (в редакции от 19.11.2020) Совета депутатов Минераловодского городского округа от 20.11.2020 № 18

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности,
  • постоянного бессрочного пользования,
  • пожизненного наследуемого владения.

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

  1. определить категорию земли,
  2. в решении местных органов власти узнать ставку по категории своего участка.

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

    Как узнать кадастровую стоимость земли?

    Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

    Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

    • изменения вида разрешенного использования;
    • перевода участка из одной категории земель в другую;
    • изменения площади земельного участка.

    Расчет налога на землю

    Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

    Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

    В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

    Льготы по земельному налогу

    В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

    Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

    При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

    Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

    Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

    Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

    Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

    Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

    Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

    Расчет и оплата земельного налога

    Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

    • установлены отчетные периоды,
    • не предусмотрено освобождение от уплаты авансовых платежей.

    Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

    По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

    Сроки уплаты

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

    • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
    • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

    Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

    Декларация по земельному налогу

    Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

    В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

    При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

    Формы налоговой декларации по земельному налогу:

    Новая обязанность для юрлиц

    С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

    Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

    Связанные темы

    Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

    Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

    За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

    Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

    Связанные темы

    В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

    Можно ли уменьшить земельный налог?

    1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
    2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
    3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

    Справочная информация

    Земельный налог в Краснодаре

    Земельный налог в Новороссийске

    В Новороссийске ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Городской думы от 26.11.2013 № 351 (в редакции от 25.11.2014).

    Земельный налог в Минводах

    В городе Минеральные Воды ставки и льготы по земельному налогу установлены Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 13.11.2015 года № 63

    Содержание

    Содержание

    • Размер налога на ИЖС
    • Порядок расчета налоговой базы
    • Пример расчета налога при долевой собственности на землю
    • Льготы по налогу на ИЖС
    • Пример расчета налога на ИЖС для льготных категорий граждан
    • Порядок оплаты налогового уведомления
    • Штрафы и пени по налогу на ИЖС
    • Ответы на часто возникающие вопросы про налог на участки ИЖС

    После приобретения участка земли под индивидуальное жилищное строительство у гражданина появляется обязанность платить за него налог. Однако далеко не все знают, каковы его размеры и есть ли льготы при оплате. Поэтому важно рассмотреть этот вопрос более подробно. Расскажем в статье, как рассчитывается налог на ИЖС, укажем его ставки и особенности.

    Размер налога на ИЖС

    Налог на ИЖС является платежом федерального и регионального значения. Основным законом, который регулирует его уплату, естественно, является Налоговый кодекс. Размер налоговой ставки устанавливается региональными властями. Она определяется с учетом с учетом предназначения земельного участка.

    В Налоговом кодексе предусмотрены только максимальные ставки. Региональные же власти имеют право на вверенных им территориях снижать эту норму. Так как налоговая ставка может устанавливаться региональными властями самостоятельно, лучше всего уточнять ее размеры в каждом конкретном случае.

    Предельная ставка налога Категории земель, подпадающие под эту ставку
    0,3% Земли под жилищным фондом

    Участки, предназначенные для ИЖС

    Порядок расчета налоговой базы

    Размер налога на ИЖС = Кадастровая стоимость участка х Налоговая ставка

    Кадастровая стоимость может изменяться. Поэтому для расчета налога следует принимать во внимание тот ее размер, который действовал на 1 января года, за который производится уплата налога.

    Например, при покупке земли 20 февраля, коэффициент будет равен 10/12. На это число следует умножить сумму налога, чтобы понять, сколько следует заплатить.

    Пример расчета налога при долевой собственности на землю

    Предположим, что у земельного участка под ИЖС два собственника. Первому принадлежит 2/5, а второму – 3/5 площади земли. Кадастровая стоимость на 1 января 2016 года составляла 987 000 рублей. Ставка налога в регионе равна предельной. Получается, что налог уплачивается исходя из ставки для участка ИЖС, равной 0,3%.

    • Для первого собственника = 987 000 х 2/5 х 0,3% = 1 184,40 рублей.
    • Для второго собственника = 987 000 х 3/5 х 0,3% = 1 776,60 рублей.
    • Общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за рассматриваемый участок в 2016 году, составляет 2 961 рубль.

    Льготы по налогу на ИЖС

    В 2016 году Налоговым кодексом устанавливается две категории льготников по налогу на ИЖС. Одна из них полностью освобождается от обязанности перечислять такие платежи, другая имеет право уменьшить налоговую базу. Категории льготников представлены в таблице.

    Герой социалистического труда

    Кавалер Ордена Славы

    Члены семьи военнослужащего, погибшего при выполнении воинского долга

    Инвалиды с детства

    Гражданин, ставший на ВОВ инвалидом

    Ветераны, а также инвалиды прочих боевых действий

    Граждане, участвовавшие в ядерных испытаниях

    Лица, ликвидировавшие последствия ядерных катастроф

    Некоторые региональные власти освобождают от уплаты налога на ИЖС пенсионеров. Такой льготой они могут воспользоваться с момента назначения пенсии.

    Пример расчета налога на ИЖС для льготных категорий граждан

    Предположим, что на 1 января 2016 года кадастровая стоимость участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, составила 1 200 000 рублей. Ставка налога составляет 0,3%. Произведем расчет налога при отсутствии льгот, а также для каждой из категорий льготников.

    1. При отсутствии льготы Размер налога = 1 200 000 х 0,3% = 3 600 рублей
    2. При льготе 1 000 000 рублей Размер налога = (1 200 000 – 1 000 000) х 0,3% = 600 рублей
    3. При льготе 50% суммы налога Размер налога = 1 200 000 х 0,3% х 50% = 1 800 рублей
    4. Скидка 25% Размер налога = 1 200 000 х 0,3% – 25% = 2 700 рублей

    Порядок оплаты налогового уведомления

    Физические лица производят оплату налога на основании направленного им налоговыми органами уведомления. Этот документ должен прийти налогоплательщику не позднее, чем за месяц до даты, когда наступает срок платежа.

    Существует несколько способов направления уведомления:

    1. вручение лично с обязательным взятием расписки;
    2. заказным письмом по почте;
    3. в личный кабинет налогоплательщика.

    Если уведомление не придет за 30 дней до даты уплаты налога, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в налоговые органы с целью его получения.

    В уведомлении должна содержаться следующая информация:

    • данные налогоплательщика;
    • информация об участке земли, к которому относится платеж;
    • расчет налога с учетом полагающихся налогоплательщику льгот;
    • срок внесения платежа.

    Иногда в уведомлении неверно рассчитан налог. Такое может происходить при отсутствии в налоговых органах информации о предоставлении гражданину льгот либо изменении кадастровой стоимости участка ИЖС. В этом случае следует подать в налоговые органы заявление, приложенное к уведомлению и предназначенное для обратной связи.

    Тем не менее, рекомендуется оплатить налог в установленные законодательством сроки. После рассмотрения вопроса можно будет произвести пересчет налога и перенос излишне уплаченных сумм на будущие периоды. Если этого не сделать, существует риск начисления пеней. Доказать их неправомерность бывает достаточно сложно.

    Налог вносится на счет ИФНС. Сделать это можно несколькими способами:

    • через кошелек Яндекс деньги;
    • с использованием электронных денег WebMoney;
    • через кошелек Qiwi;
    • через любое отделение банка.

    Кроме того, для удобства клиентов некоторые кредитные организации предлагают оплачивать через различные кабинеты в режиме онлайн. При этом не стоит производить платеж через непроверенные сайты или организации, так как существует риск мошенничества.

    Штрафы и пени по налогу на ИЖС

    Налог на участок ИЖС должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором произведен расчет. Если налог оплачен не вовремя, налогоплательщику может грозить штраф в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.

    При просрочке также взимается пеня за каждый день неуплаты. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования. В расчет принимается ее размер, который действует на день возникновения долга.

    Налоговая имеет право взыскать долги по налогам на ИЖС путем приказного производства. Иными словами, не требуется проведения предварительного разбирательства, чтобы подать в суд. Если и при решении суда налог оплачен не будет, в дело вмешаются судебные приставы. Отменить взыскание сможет только суд.

    Ответы на часто возникающие вопросы про налог на участки ИЖС

    Налог на участки ИЖС введен относительно недавно, поэтому возникает огромное количество вопросов о порядке его исчисления и уплаты. Поэтому возникает достаточно большое количество вопросов на эту тему. Попытаемся ответить на наиболее популярные из них.

    Вопрос №1. Треть земельного участка под ИЖС стоимостью 900 000 рублей принадлежит моему дедушке, который является инвалидом первой группы. Остальная часть оформлена на меня. Я льгот не имею. Нужно ли уплачивать налог и в каком размере?

    Налоговые льготы предусмотрены только на ту часть участка, которая принадлежит льготнику. В Вашем случае это только третья часть. Инвалиды I группы имеют право на уменьшение налоговой базы на 1 000 000 рублей. Дедушке принадлежит участок стоимостью 300 000 рублей. Поэтому с этой части оплачивать налог не придется.

    Остальная часть (2/3) стоимостью 600 тысяч рублей подлежит налогообложению на общих основаниях. Уточните размер налоговой ставки для Вашего региона. Предположим, что ставка максимальная и равна 0,3%. Тогда расчет налога производится следующим образом:

    Размер налога = 600 000 х 0,3% = 1 800 рублей

    Вопрос №2. Мне кажется, что при расчете налога была неверно указана кадастровая стоимость. Как это проверить?

    Уточнить кадастровую стоимость участка ИЖС можно в режиме онлайн через сайт Росреестра. Также стоимость земли должна быть указана в кадастровом паспорте. Если будет доказано, что в налоговой информация о стоимости земельного участка неверная, следует обратиться в налоговую за разъяснениями. Кроме того, при неправильном расчете этой величины, изменить ее можно в судебном порядке.

    Вопрос №3. Земельный участок продан 2 года назад. Однако из налоговой продолжают приходить уведомления об уплате налога за него. Как быть?

    Следует обратиться в налоговую инспекцию, которая находится по месту расположения участка. Для подтверждения передачи права собственности на земельный участок третьему лицу понадобится предъявить соответствующие документы.

    Вопрос №4. По наследству от отца мне достался земельный участок под ИЖС. Я подала заявление о вступлении в наследство, но пока в него не вступила. С какого момента я буду должна платить налог за участок?

    Обязательство по уплате налога переходит к наследнику с месяца, когда было открыто наследственное дело. То есть с того момента, когда было подано соответствующее заявление.

    Вопрос №5. Земельный участок принадлежит мне по договору аренды. Должен ли я платить с него налог?

    Налог на ИЖС уплачивается гражданином, которому участок принадлежит на праве собственности или получившим такой участок в наследство. Арендаторы платежи в бюджет не перечисляют. Вместо этого они уплачивают арендную плату собственнику участка.

    Таким образом, владельцы участков под ИЖС обязаны оплачивать соответствующие налоги. Делать это рекомендуется в установленный законодательством срок. Если не производить оплату вовремя или не платить налог вообще, будут начислены пени и штрафы, а взыскание будет произведено через судебных приставов. Начисленные ИФНС суммы обязательно следует проверять. В случае обнаружения каких-либо ошибок нужно немедленно обратиться к налоговому инспектору.

    Чтобы получить разрешение на строительство, организации необходимо иметь прежде всего правоустанавливающие документы на земельный участок, поскольку право на использование земельного участка, в том числе на ведение строительства на нем, возникает исключительно у лиц, которым такой земельный участок предоставлен на законных основаниях. Организация, приобретая земельный участок в собственность, соответственно, становится плательщиком земельного налога.

    Земельный налог, согласно ст. 15 НК РФ, отнесен к числу местных налогов. Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

    Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки земельного налога в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).

    Плательщиками земельного налога, как указано в ст. 388 НК РФ, признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии что такие земельные участки являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

    Если земельные участки находятся у организаций на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды, то такие организации плательщиками земельного налога не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Земельные участки, согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, относятся к недвижимым вещам. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ).

    Обязанность по уплате земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных организации на праве постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), возникает и прекращается с даты государственной регистрации возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

    Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями о правах в едином государственном реестре прав.

    Таким образом, факт отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога (Информация ФНС России от 13.07.2011 "Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц").

    Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, но носит заявительный характер. В связи с этим земельные участки, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, должны подлежать обложению земельным налогом, поскольку такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения (Письмо Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82).

    Объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

    Перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения, содержит п. 2 ст. 389 НК РФ.

    Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

    • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
    • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
    • из состава земель лесного фонда;
    • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

    Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, приведен соответственно в п. п. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ.

    Напомню, что земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

    К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), на что указывает ст. 101 ЗК РФ.

    Объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством РФ и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении такого земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения (Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).

    Налоговая база по земельному налогу на основании ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством РФ.

    Для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ проводится государственная кадастровая оценка земель (исключение составляют случаи, определенные п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

    Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

    Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка". Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

    Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".

    Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

    В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

    Кадастровая стоимость земельных участков, согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление N 52).

    В соответствии с п. 1 Постановления N 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязаны для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика бесплатно предоставлять сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта и его кадастровой стоимости. Предоставлять такие сведения они обязаны в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

    Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на основании п. 2 Постановления N 52 должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

    Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, следует применять нормативную цену земли.

    Если в отношении земельного участка не определена ни кадастровая, ни нормативная стоимость, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога (Письмо Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15).

    На основании п. 2 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

    Минфин России в Письме от 11.08.2008 N 03-05-04-02/44 разъясняет, что к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

    В отношении земельных участков, принадлежащих организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования и на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, уплата земельного налога осуществляются в общеустановленном порядке.

    В указанном выше Письме Минфин обращает внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право установления дополнительных налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

    Для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, Минфин рекомендует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

    Ставка земельного налога, согласно п. 1 ст. 394 НК РФ, не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельных участков.

    Иная ставка налога (не более 0,3%) установлена, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 04.03.2008 по делу N А41-К2-9766/07, устанавливая ограничения размера налога в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, законодатель предполагал уменьшить налоговое бремя с тем, чтобы в некоторой степени добиться уменьшения окончательной стоимости готового жилья. В связи с этим в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ отдельно указаны земельные участки, предоставленные для жилищного строительства, без уточнения вида и особенностей такого строительства.

    Следует отметить, что плательщикам в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, необходимо обратить внимание на Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2011 по делу N А11-5347/2010, в котором указано, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Данный вывод соответствует позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 8 Постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".

    Таким образом, если налогоплательщик по каким-то причинам ранее приобретенный (предоставленный) для жилищного строительства земельный участок длительное время не осваивает, то он все же вправе применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%).

    В соответствии с п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Порядок применения повышающих коэффициентов предусмотрен п. 15 ст. 396 НК РФ, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2. Такой коэффициент применяется в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

    В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    Напомню, что до 1 января 2010 г. физические и юридические лица по земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, уплачивали земельный налог в повышенном размере. В течение первых трех лет - в двойном размере, а за период строительства, превышающий данный срок, - в четырехкратном размере до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (Письмо Минфина России от 10.05.2011 N 03-05-05-02/25).

    Вопрос об исчислении и уплате земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода рассмотрен Минфином России в Письме от 12.08.2011 N 03-05-05-02/42, в котором разъясняется, что налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, вынесенных обратным числом на указанную дату.

    Таким образом, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло в течение налогового периода не вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, вынесенных обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то данное изменение должно учитываться при определении налоговой базы, которая будет использоваться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде, с применением налоговой ставки, соответствующей измененному виду разрешенного использования земельного участка.

    Замечу, что в течение налогового периода может измениться не только вид разрешенного использования земельного участка, но и его собственник.

    В Письме Минфина России от 09.07.2008 N 03-05-04-02/40 указано, что если правообладатель земельного участка в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости в течение налогового (отчетного) периода для целей налогообложения в течение данного налогового (отчетного) периода кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных государственного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости) и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода.

    Если же правообладатель земельного участка в течение налогового периода меняется, то для целей налогообложения в период с даты государственной регистрации прав и до конца налогового периода в отношении приобретенного земельного участка должна применяться кадастровая стоимость земельного участка и ставка налога в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном земельном кадастре (государственном кадастре объектов недвижимости), документах, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, и выданном свидетельстве о государственной регистрации прав на дату регистрации прав.

    Напомню, что согласно п. 2 ст. 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований должны давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Таким образом, в случае затруднения с определением ставки земельного налога следует обращаться в названные органы.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Читайте также: