С какого момента возникает налоговая дееспособность у юридического лица

Обновлено: 30.06.2024

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.),

дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

-право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;

-существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) — в суд общей юрисдикции);

-право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;

-право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;

-право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обязанностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

-обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;

-обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

-прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;

-требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

-общие для всех категорий налогоплательщиков;

-специальные, возложенные только на определенных субъектов.

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту - налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ - уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.


Не буду вдаваться в вопрос представительства и законности (незаконности) судебного акта ВС РФ, о котором идет речь в статье Морохина И.Н.

Но вопрос о наличии дееспособности у юридического лица, мне хотелось бы осветить, выразив свое субъективное мнение по данному поводу.

В п. 1 ст. 21 ГК РФ дается понятие дееспособности гражданина, под которой понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Легального определения дееспособности юридического лица законодателем не дана (и именно этот аргумент является главным для тех, кто считает, что дееспособность у юридических лиц отсутствует).

Однако, как мне кажется отсутствие законодательного закрепления указанного понятия, еще не означает его отсутствия.

В правовой науке (юридической литературе) высказываются 2 точки зрения относительно наличия у юридических лиц дееспособности:
1) гражданская дееспособность у юридического лица отсутствует.
2) юридическое лицо обладает как правоспособностью, так и дееспособностью.

Сторонники первой точки зрения (теория фикции) рассматривают орган юридического лица в качестве особого представителя, полномочия которого основаны на законе, а не на доверенности, как в других случаях.
Такой подход был разработан Савиньи и другими сторонниками теории фикции (Козлова Н.В., Цепов Г.В. и др.), которые полагали, что юридическое лицо само по себе недееспособно, может участвовать в гражданском обороте лишь через своих представителей, действия которых создают для юридического лица права и обязанности, но не могут считаться действиями самого юридического лица.

  • Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.
  • Мейер Д.И. Русское гражданское право.
  • Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве.
  • Иоффе О.С. Советское гражданское право.
  • Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Правоведение. 1958. N 2. С. 46 – 48.
  • Грибанов В.П. Юридические лица.
  • Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права.
  • Суханов Е.А. Гражданское право. Учебник 1998;
  • Суханов Е.А. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.-М.: Издательство БЕК, 1994. — 384 с.
  • Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц — должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве): Дис.… канд. юрид. наук. М., 2010. С. 20.
  • Васильева Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 90.
  • Иншакова А.О., Турбина И.А. Новая политика ответственности единоличного исполнительного органа хозяйственного общества при совершении невыгодной сделки // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 4(26). С. 122.

Возможность юридического лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности, а также наличие у него способности нести ответственность за гражданские правонарушения, юристами и правоведами не оспаривается и отдельного разъяснения не требует.

Однако, сторонники отсутствия у юридического лица дееспособности, указывают, что юридическое лицо не способно самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности, поскольку данные действия осуществляются исполнительным органом или участниками того или иного юридического лица.

Действительно, как сказано в п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ).

Однако, органы юридического лица не являются самостоятельными субъектами права и соответственно не обладают собственной правоспособностью и дееспособностью (конечно в контексте их особого статуса, связанного с юридическим лицом, а не как самостоятельной личности), то есть не осуществляют гражданские права и не исполняют обязанности, возложенные на юридическое лицо, такие действия осуществляет сама организация через исполнительные органы.

Орган юридического лица выступает в отношениях с третьими лицами не как самостоятельный субъект, а как структурная часть всей организации, поэтому нет оснований рассматривать его в этом контексте как самостоятельное лицо, тем более как агента или представителя. Орган в данном случае выступает от имени юридического лица, как его составной частью, действия которой признаются в силу закона действиями самой организации.

Орган юридического лица (именно орган, а не физическое лицо, замещающее должность) является его неотъемлемой частью и, в отличие от самого юридического лица, не обладает не только дееспособностью, но и не правоспособен, так как в этом качестве не является субъектом права. Орган юридического лица действует в соответствии с уставом этого юридического лица в объеме полномочий, не являющихся его субъективным правом, а принадлежащих юридическому лицу и устанавливающихся для исполнительного органа учредителями посредством формирования компетенции этого органа в уставе юридического лица.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица, так же как и граждане (физические лица), приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, то есть действующее законодательство прямо признает наличие воли у юридического лиц, а значит и дееспособность.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.),

дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотношениях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридического лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельности, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязанностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

-право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;

-существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных предпринимателей) — в суд общей юрисдикции);

-право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;

-право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;

-право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налоговым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть предоставлены другие права.

Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обязанностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

-обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;

-обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

-прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;

-требующие особого указания на отношение к налогоплательщику.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

-общие для всех категорий налогоплательщиков;

-специальные, возложенные только на определенных субъектов.

Пункты 1 и 4 ст. 26 НК РФ наделяют налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее по тексту - налогоплательщики) правом участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исключением могут быть случаи, когда нормами НК РФ устанавливается выполнение определенных обязанностей лично налогоплательщиком, а также когда устанавливается, что определенные обязанности за налогоплательщика должны выполняться его представителями.

Следует учитывать п. 7 Постановления ВАС РФ N 5, в котором отмечается, что по смыслу гл. 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За нарушения, допущенные законным или уполномоченным представителем налогоплательщика в сфере налогообложения, налоговую ответственность несет налогоплательщик, а последствия ненадлежащего исполнения представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

Помимо этого, в п. 34 указанного выше Постановления отмечается, что при решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 7 ст. 101 НК РФ), осуществляющих функции представительства в налоговых правоотношениях, необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями НК РФ. Названные лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 26 НК РФ личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. В связи с этим можно сделать вывод, что налогоплательщика, лично участвующего в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут представлять в этих отношениях в одно и то же время как законный, так и уполномоченный представитель. К тому же количество уполномоченных представителей законом не ограничивается.

Согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Статья 27 НК РФ устанавливает порядок документального подтверждения полномочий законных представителей, а ст. 29 НК РФ - уполномоченных представителей, о которых более подробно будет идти речь позже.

К иным федеральным законам, в соответствии с которыми должны быть документально подтверждены полномочия законного и уполномоченного представителя, в частности, относятся ГК РФ, СК РФ, Трудовой кодекс РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет эти полномочия.

Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему НК РФ полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Налоговая правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц как частных субъектов налогового права.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Возможность организации заключать те или иные сделки нередко является единственным вариантом осуществления того или иного бизнеса.

Зачастую возникает вопрос о том, с какого момента компания становится полноценным участником гражданского оборота. Что считать случаем, когда происходит образование и прекращение юридических лиц.

Организации обладают рядом особенностей. Ведь правоспособность и дееспособность юридического лица существенно отличаются от аналогичных правовых институтов, определяющих статус гражданина.

Другой проблемой служат пределы их действия, включающие ограничения, которые вводит лицензирование.

Понятие правоспособности юридического лица

Закон не содержит развернутого определения этого термина. Признаки и правоспособность юридического лица тесно взаимосвязаны. Исходя из ст. 49 ГК можно сделать ряд выводов.

  • Указанная статья признает возможность организаций быть субъектом гражданского права (иметь соответствующие права и выполнять обязательства).
  • Содержание этих прав и обязанностей продиктовано целью создания, которая отражена в учредительном документе. Если речь идет о коммерческой организации, то она создается для систематического извлечения прибыли и закон предоставляет ей соответствующие возможности. Она вправе заниматься любой не запрещенной деятельностью.
  • Создание и прекращение деятельности юридического лица совпадают с моментами появления и окончания правоспособности. Она появляется при внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ. А ее окончание определяется моментом ликвидации компании.

Содержание ст. 49 ГК позволяет вывести следующее определение.

Под правоспособностью юридического лица следует понимать его возможность осуществлять права и нести обязанности в сферах, соответствующих целям его образования.

Она возникает в момент его государственной регистрации и прекращается при ликвидации организации.

Правоспособность и дееспособность

Важным моментом служит то, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. Законодатель не вводит вторую категорию, поскольку, в отличие от граждан, в отношении организаций не действует фактор взросления личности и они могут самостоятельно использовать права и нести обязанности в полном объеме, с момента создания.

Предметом спора является ограничение прав юридических лиц в отдельных сферах, предусмотренное законом. Ряд специалистов считает, что оно касается правоспособности. Их оппоненты полагают, что ограничение касается лишь дееспособности.

Виды правоспособности юридического лица

Ст. 49 ГК устанавливает виды правоспособности организаций. Она зависит от цели деятельности юридических лиц. В отношении коммерческих компаний действует общая правоспособность. Они могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.

Исключения составляют муниципальные или государственные унитарные предприятия. В отношении них и остальных организаций пределы правоспособности ограничены теми целями, для достижения которых они созданы.

Если фонд создан для поддержки какой-либо из сфер общественной жизни, то его действия ограничены работой в данной области. В указанных случаях у организаций имеется специальная правоспособность, пределы которой ограничены целями создания.

При классификации этого института нередко ссылаются на лицензирование, относя его к специальным видам. На самом деле, оно относится к общей правоспособности и связано лишь с предварительной проверкой соответствия компании определенным требованиям.

Возникновение правоспособности юридических лиц

Согласно ст. 49 ГК, основания для заключения сделок появляются в момент внесения сведений о регистрации организации в ЕГРЮЛ, т.е. в дату создания.

Сложившиеся правила делового оборота требуют проверки партнеров. Чтобы убедиться в наличии у контрагента гражданской правоспособности, принято спрашивать у него копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации.

Сложившийся порядок требует также предоставить актуальную выписку из ЕГРЮЛ, в которой содержатся все необходимые сведения. Это касается всех видов компаний.

Последствия несоблюдения таких правил могут быть самыми тяжелыми. В первую очередь, они связаны с возможными претензиями налоговых органов.

Нередко в качестве основания возникновения гражданской правоспособности юридического лица указывается реорганизация путем, ведущим к появлению новых компаний. Все ее виды, кроме присоединения, требуют регистрации новых субъектов права.

Многие допускают ошибку, полагая, что к новым компаниям переходит правоспособность предыдущих. Действующий порядок не предполагает ее передачу или переход.

После регистрации, образовавшаяся компания становится лишь правопреемником во всех или в отдельных обязательствах ранее существовавших юридических лиц.

Ограничение прав юридического лица

Ст. 49 лишь касается возможности ограничения прав юридического лица. Это положение конкретизируется в других нормах.

Ст. 295 ГК предполагает ограничение, заключающееся в получении согласия собственника МУПами и ГУПами, обладающих недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения, при его реализации.

К числу других видов ограничения служит принудительное назначение внешней администрации юридического лица. Это происходит в ситуациях, связанных с банкротством, при которых определен порядок назначения арбитражных управляющих.

Законодательство в сфере банковской деятельности предполагает основания для принудительной замены управляющей структуры в случае нарушения финансовыми структурами ряда нормативов. В данных случаях происходит ограничение права организаций самостоятельно формировать управляющие органы.

Лицензирование юридического лица и участие в СРО

Законодательство предусматривает ограничение на ведение отдельных видов деятельности. Необходимость предварительной проверки на соответствие набору определенных критериев связана со стремлением допускать на рынок определенных услуг только квалифицированных участников. Это касается тех сфер, которые связаны с безопасностью и риском, когда могут возникнут серьезные последствия.

Получение лицензии предполагает выдачу уполномоченным государственным органом разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Их круг ограничен.

Порядок и основания для получения разрешения на работу в определенных сферах устанавливается Правительством и детализируется ведомственными актами.

В последние годы государство отменило получение лицензий в определенных сферах. Однако в ряде из них осталась необходимость получать допуск к деятельности. Это касается участия в саморегулируемых организациях (СРО).

Такие требования касаются проектировщиков зданий и сооружений и участников многих других видов деятельности. Без такого основания вести ее невозможно.

Прекращение деятельности юридического лица

Возникновение и прекращение юридических лиц связано с внесением соответствующих записей в ЕГРЮЛ. Поэтому правоспособность контрагента легко проверить по информации из выписки.

Перед началом сотрудничества следует обращать внимание не только на данные о создании организации, но и на сведения о прекращении деятельности.

Все действия, ведущие к окончанию правоспособности юрлица, состоят из нескольких этапов, отраженных в реестре.

Виды прекращения деятельности юридического лица

Виды прекращения деятельности юрлица делят на 2 группы:

  • сопровождающиеся возникновением правопреемства;
  • не связанные с его возникновением.

Ст. 61 ГК устанавливает правовые основания для ликвидации организации. В их качестве выступают нарушения законодательства, которые носят неустранимый характер: отсутствие членства в СРО иди допуска полученного от нее, отсутствие лицензии, несоответствие деятельности некоммерческой структуры заявленным целям и др.

Перечень носит открытый характер и допускает другие основания для ликвидации. Наиболее распространенным примером служит банкротство, процедура которого установлена одноименным законом. В этих случаях у организации отсутствуют правопреемники.

Реорганизация как способ прекращения юридического лица является противоположностью ликвидации. Основы ее регулирования изложены в ст. 57 ГК. Особенности прекращения деятельности юридического лица таким путем предполагают появление организации-правопреемника.

Реорганизация имеет следующие формы:

  • выделение;
  • преобразование;
  • слияние;
  • разделение;
  • присоединение.

К прекращению правоспособности ведут все виды этой процедуры, кроме выделения. В последнем случае первоначально существовавшее юрлицо продолжает функционировать.

В остальных ситуациях в ЕГРЮЛ вносятся сведения о прекращении организации в результате окончания соответствующей процедуры реорганизации, дата которых совпадает с образованием компании-правопреемника.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Читайте также: