Кто из русских князей провел первую налоговую реформу упорядочив сбор дани

Обновлено: 19.05.2024

­ именно этот правитель начал завоевание Северного Китая, которое открыло период разгрома многих процветающих государств Азии, а затем, при его потомках, и Европы. (После ответа команды -(Приложение А, слайд 20); правильный ответ - Чингисхан)

(Приложение А, слайд 21)

4 Точная дата рождения этого человека неизвестна, источников о его жизни сохранилось мало, однако легенды о нём стали создаваться сразу после смерти;

­ Куликовская битва пришлась на отроческие годы этого человека;

­ Куликовская битва пришлась на отроческие годы этого человека;

­ по мнению исследователей, наиболее сильное впечатление на этого человека оказал греческий мастер;

­ в настоящий момент его самое известное произведение ставят в один ряд с произведениями Рафаэля, Тициана, Рембранда. (После ответа команды - (Приложение А, слайд 22); правильный ответ - Андрей Рублёв)

(Приложение А, слайд 23)

5 Он был внуком Всеволода Большое гнездо, правил первоначально в Переславле Залесском;

­ этот князь после смерти своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которая осуществлялась для сбора налогов;

­ он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почётное прозвище;

­ новгородцы пригласили его на престол, когда князю всего было 20 лет. (После ответа команды - (Приложение А, слайд 24); правильный ответ - Александр Невский)

(Приложение А, слайд 25)

6 В начале своего правления князь имел не очень большие владения, но к концу жизни оказался правителем одного из крупнейших княжеств;

­ он не только захватывал соседние владения, но много земель купил;

­ сумел добиться ярлыка на великое владимирское княжение, хотя на него претендовали более могущественные князья;

­ именно этот князь перевёл митрополита в столицу своего княжества, сделав её, таким образом, и главным религиозным центром;

­ этот князь использовал монголо-татарские войска, чтобы окончательно разгромить своего политического соперника - Тверь. (После ответа команды - (Приложение А, слайд 26); правильный ответ - Иван Данилович Калита).

(Приложение А, слайд 27)

Участникам необходимо прочитать тексты на древнерусском языке и дать перевод на современный язык. (Максимальное количество баллов – 6)

Текст для первой команды.

Текст для второй команды.

Текст для третьей команды.

О нравах на сретении.

«Что творите имать детище, аще кто е а пути чести достойный срящет?

- С пути уступите, шапку честно снятии, аще же славный человек или достоинства яковаго будут имать, тому поклонитися.

Како беседовати детище с болшими?

О правилах при встречах.

«Что делать ребёнку, если он встретит на пути уважаемого человека?

- Уступить дорогу, шапку прилежно снять, если же человек известный или высокого чина, то поклониться.

Как беседовать ребёнку со взрослыми?

(Приложение А, слайд 28)

Болельщики отгадывая ребусы получают по два балла за каждое верное слово (Приложение А, слайды 29-31). В это время представители команд переводят древнерусские тексты на современный язык. Затем следует проверка выполненной работы (Приложение А, слайды 32-34).

Второй блок «Россия на рубеже Средневековья и Нового времени (XVI-XVII в.в.)

(Приложение А, слайд 35)

(максимальное количество баллов – 5 баллов)

«Смутное время. Начало династии Романовых (XVI-XVII вв.)

1 Система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565-1572 г.г.

2 Денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день.

3 Органы государственного управления, созданные Иваном Грозным.

4 Вторжение иностранной армии на территорию государства с целью захвата.

5 Глава русской православной церкви с конца XVI века (сан).

6 Духовный деятель, проводивший в XVII веке реформу церкви.

1 Система содержания должностных лиц за счёт местного населения.

2 Период боярского правления в истории Смутного времени.

3 Церемония принятия царского титула Иваном Грозным.

4 Один из руководителей второго народного ополчения.

(Приложение А, слайд 37)

Болельщики соревнуются в перетягивании верёвки (максимальное количество баллов – 2 балла)

(Приложение А, слайд 39)

1 Высший государственный орган, подчинённый императору.

2 Высший государственный орган по делам церкви.

3 Высшее должностное лицо в уезде.

4 Лицо, принятое на военную службу от определённого числа дворов.

5 Орган городского управления в России с 1720 года.

6 Объединение городских ремесленников.

7 Основная административно-территориальная единица России.

8 Перепись податного населения в России.

9 Судебный чиновник, исполняющий обязанности прокурора.

10 Центральное учреждение, ведавшее отраслями управления.

(Приложение А, слайд 41)

Найдите в тексте исторические ошибки (максимальное количество баллов – 6 баллов).

Текст с ошибками для первой команды.

В 1801 году на российский престол взошёл сын Павла – Александр I. Он был любимым внуком Екатерины. По мнению современников, это был тихий, уравновешенный, спокойный человек, в котором также сочетались двуличие, лицемерие, лукавство. С детских лет Александр не любил своего отца.

Текст с ошибками для второй команды.

Отечественная война 1812 года.

Текст с ошибками для третьей команды.

На 14 декабря 1812 года в Петербурге была назначена присяга новому императору Николаю Александровичу. Ситуация народу была непонятна, так как был жив старший брат Николая Михаил, которому многие уже присягнули, не зная, что тот отрёкся от престола в пользу брата. Этой путаницей и решили воспользоваться члены тайных обществ. Был выработан план: с помощью войск и жителей Петербурга заставить Сенат не присягать Николаю. Диктатором восстания был выбран Пестель.

Ранним утром 14 декабря 1812 года восставшие построились в боевое каре у памятника Екатерине II. Весть о начале восстания быстро облетела город, и на площадь хлынули толпы народа. Николай в испуге покинул опасное место, так и не появившись перед восставшими. Попытался убедить солдат и офицеров покинуть Сенатскую площадь генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович. Однако он был ранен Рылеевым.

На 14 декабря 1825 года в Петербурге была назначена присяга новому императору Николаю Павловичу. Ситуация народу была непонятна, так как был жив старший брат Николая Михаил, которому многие уже присягнули, не зная, что тот отрёкся от престола в пользу брата. Этой путаницей и решили воспользоваться члены тайных обществ. Был выработан план: склонить войска к отказу от присяги, вывести их к Сенату и потребовать созыва Великого собора. Диктатором восстания был избран С.Трубецкой.

Ранним утром 14 декабря 1825 года восставшие построились в боевое каре у памятника Петру I. Весть о начале восстания быстро облетела город, и на площадь стали стягиваться ничего непонимающие горожане. Попытался убедить солдат и офицеров покинуть Сенатскую площадь генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович. Однако - он был убит Каховским.

(Приложение А, слайд 42)

1 Брат Александра I, отказавшийся от российского престола (4-я буква)

3 Сын Екатерины II (1-я буква)

5 Участник Отечественной войны 1812 года, поэт, гусар (2-я буква)

6 Ученик А.Суворова, главнокомандующий русской амией во время Отечественной войны 1812 года (1-я буква)

7 Политический деятель, проводивший в 1839-1843 г.г. денежную реформу (3-я буква)

8 Диктатор восстания декабристов ( 9-я буква)

9 Имя российского императора, правившего страной с 1801- 1825 г.г.

11 Политический деятель, разработавший реформу государственной деревни 1837- 1841 г.г. (2-я буква)

С Е П Р А К Н Й С И С П Е Р А Н С К И Й

(Приложение А, слайд 48)

Лидерам команд необходимо ответить на вопросы. Время размышления 1 минута (максимальное количество баллов – 6 баллов)

(Приложение А, слайд 49)

2 (Счёт лет вели от сотворения мира, а не от даты, связанной с рождением Христа)

3 Сколько времени было необходимо путешественнику, чтобы преодолеть расстояние от города Юрьева до города Дерпта, а затем до города Тарту?

4 (Это один и тот же город)

5 Представьте, что у вас в кармане лежит рубль серебром, полтина, да гривенник. С помощью современных денег отсчитайте эту сумму.

6 ( 1 руб. 60 копеек)

8 (Россия жила по старому календарю)

(Приложение А, слайд 50)

Команды представляют творческое задание, подготовленное заранее (максимальное количество баллов – 5 баллов).

Выступление команды 1

Студенты рассказывают о рационе питания жителей Русского государства, приводят список продуктов, предлагают соперникам выяснить, что из перечисленного не употребляли в пищу наши предки. В конце своего выступления ребята угощают всех русской кашей.

В питании древнерусских людей главное место занимала растительная пища. Важнейшую роль играла продукция зернового хозяйства: рожь, пшеница, ячмень, гречиха, овёс, ячмень, просо. Многие из них перемалывали и из муки делали чёрные и белые хлеба, варили различные каши, приготавливали напитки (браги и пиво, кисели, с добавлением мёда или хмели – сбитни).

Такие продукты, как картофель, подсолнечник, помидор появились сравнительно поздно и вошли в рацион питания русских людей лишь в 19 веке. Поэтому вместо подсолнечного масла в древности использовали льняное или конопляное.

Мясо употребляли по праздникам, причём в деревне чаще и обильнее, чем в деревне чаще и обильнее, чем в городе. Это говядина, телятина, баранина, на юге ещё и свинина. Конина крайне редко шла в пищу, лишь в исключительных случаях. Это связывают с важным значением лошади в хозяйстве, в военных делах, откуда и особое отношение к этому животному.

Кроме продуктов своего производства, были и привозные. Среди фруктов известны с древности лимоны, виноград, знатные люди потребляли и виноградные вина. Особое место занимали пряности, практически все их виды были знакомиспользовались для приготовления острых приправ и при засолке овощей.

Список продуктов, которые не употреблялись

в пищу до XVII век.

Выступление команды 2

Студенты исполняют частушки об истории собственного сочинения.

Выступление команды 3

1 Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? (Да. В старину ткань измеряли локтями. Локоть – расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше).

Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полёт в присутствии царя? (Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой).

3 Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный разорвал первую печатную книгу, а первопечатника И. Фёдорова изгнал из Москвы? (Нет. Напротив, Иван Грозный был покорён и восхищён чёткостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор).

4 Верите ли вы в то, что на Пётр I издал специальный указ, чтобы каждый входящий в город Петербург приносил с собой определённое количество камней? В противном случае человека не пускали в город. (Да. Это делалось для того, чтобы мостить мостовую камнем. Иностранцы, посещавшие Петербург того времени, восхищались не только красотой, но и его чистотой).

5 Верите ли вы в то, что когда Лжедмитрия I обвинили в самозванстве и обличили в нецарском и нерусском происхождении, то в вину ему вменяли, что он не спал после обеда? (Да. Не спать после обеда считалось делом почти греховным, как всякое отступление от традиции предков. После обеда русские люди обязательно ложились спать. Спали цари и бояре, спали купцы, закрывая свои лавки; простой народ спал прямо на улицах).

8 Верите ли вы в то, что одна старинная русская традиция запрещала знатному человеку ходить пешком? (Да. Ходить пешком для знатного человека считалось делом невозможным. Даже если надо было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или знатный дворянин для поддержания своего достоинства непременно ехал).

9 Верите ли вы в то, что для того чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти 24 км? ( Да. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км).

10 Знаменитая Александровская колонна (Александрийский столп) посвящена победе России в Отечественной войне 1812 года. Высота её вместе с пьедесталом составляет 47,5 м., а вес превышает 600 тонн. На её установке работали 2 тыс. солдат и 400 рабочих. Верите ли вы в то, что она была поставлена за два часа и никак не закреплена? (Да. Поднимали колонну с помощью очень оригинальной системы лесов и лебёдок, которую разработал инженер А.А. Бетанкур. Держится она только благодаря собственной тяжести и, конечно, точным инженерным расчётам, была поставлена всего за два часа).

3 Подведение итогов викторины.

Заключительное слово преподавателя.

Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей страны, закрепили полученные на уроках знания. У России очень интересная историческая дорога. Наверное, каждый из присутствующих в этом зале ещё раз убедился - не зная прошлого страны, своего края, в котором живёшь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком!

1 Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

2 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

3 Кулагина Г.А. 100 игр по истории, М.: Просвещение, 1967.

4 Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Читайте также: