Революция из за налогов

Обновлено: 28.06.2024

В середине 19 века основной груз налогов несли крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство, казаки и еще ряд категорий были освобождены от уплаты налогов. Подушная подать составляла в среднем по империи 95 коп. с человека в год, однако к ней присоединялись целый ряд дополнительных налогов: земский сбор, натуральные повинности, налог на соль, рекрутские сборы, сборы на удовлетворение общественных и мирских надобностей, питейный налог и т.д. В итоге общая сумма налогов увеличивалась примерно до 4,55 руб. в год, а иногда и больше.

Тяжелым грузом для крестьян стали выкупные платежи, составлявшие во 2-й половине 19 века большую часть их расходов на уплату налогов. По форме они являлись погашением (с процентами) выданной казной ссуды за выкуп земли у помещиков. Объем выкупных платежей составлял 6-7 руб. в год. В конце века из-за роста недоимок правительство несколько раз частично списывало долги крестьян по выкупным платежам. Выкупные платежи были полностью отменены, а недоимки списаны с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В 1863 подушная подать с мещан была фактически заменена налогом на недвижимость, который составлял 0,2% стоимости недвижимости в год. В 90-х годах в результате реформ С.Ю.Витте основное бремя налогов было переведено с физлиц на предпринимателей. Поземельный налог был значительно снижен, а в 1898 подушная подать была отменена окончательно по всей стране. По данным на 1909 год, государственный поземельный налог на крестьянские земли составлял в среднем 13 копеек с десятины, земские сборы — 60 копеек с десятины, мирские и страховые сборы — 40 копеек с десятины.

Уровень прямого обложения плательщиков земельного налога в России в 1913 году (в % к доходу). С частных владельцев земли: госналог - 1, местные налоги - 6, всего - 7. С крестьян землепользователей: госналог - 1, местные налоги - 13, всего - 14. С владельцев городской недвижимости: госналог - 5, местные налоги - 11,7, всего - 16,7.

В 1913г. средний заработок рабочего составлял 37 рублей в месяц. Распределялся он у мужчины-холостяка примерно следующим образом:
Расходы на питание — 16,79 руб.
Аренда жилья — 5,43руб.
Одежда — 5,52 руб.
Гигиена тела — 1,55 руб.
Посылка денег — 1,20 руб.
Духовные и общие потребности — 1,70 руб.
Врачебная помощь — 0,61 руб.
Табак и алкоголь — 2,04 руб.
Сборы и налоги — 0,03 руб.
Прочие расходы — 1,47 руб.
Всего: 36,34 руб.
По данным доктора исторических наук Петрова Ю.А., в целом российские рабочие на рубеже ХIХ-ХХ вв. на уплату прямых налогов расходовали всего 0,5% годового бюджета. Любопытно сравнить уровень налогообложения в РИ с развитыми странами. В 1912г. налогов на душу населения в рублях платили в России - 11,23; в Германии - 27,38; Англии - 48,54; Франции - 41,60.

Для налогообложения граждан в СССР с 1922 существовал подоходно-имущественный налог, с 1924г. переименованный в подоходный. Шкала подоходного налога в СССР изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной. Кроме прямого подоходного налога существовали косвенные: акцизы; патентная и судебная пошлины; патентный, прописочный, канцелярский , гербовый сборы. В 1930 эти сборы заменили госпошлиной. Кроме подоходного граждане периодически выплачивали разные сборы (фактические налоги): сбор на коллективизацию, покупка гособлигаций и т.п.

Налоги на крестьян: с 1923 крестьян выплачивали единый сельхозналог, в начале 30-х его размер составлял примерно 15-30 руб. с личного хозяйства колозника, а с единоличников - в несколько раз больше. С 1935 ставка с/х налога стала прогрессивной и значительно росла. Если в 1940 году в денежном выражении валовый сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году - ужк 8,3 млрд. рублей. С 1939г. этот налог исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д. В 1950 и 1951 гг. правительство повысило ставки налога с посевов зерновых культур на приусадебных хозяйствах, а в 1952 г. сельхозналог был повышен еще на 15,6 %. После смерти Сталина размеры сельхозналога и других видов налогов на крестьян были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили около трети от уровня 1951 года. Кроме сельхозналога крестьяне периодически выплачивали еще ряд фактических налогов: так называемое "самообложение", культналог, страховые платежи и принудительная покупка гособлигаций.


Об уровне доходов советского крестьянства в 40-50-е годы можно судить по следующей таблице

Кроме денежных налогов советские крестьяне были обложены еще и натуральным налогом, размер которого также постоянно увеличивался. Например, если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники – в 2 раза больше), то в 1948 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами - мясом, маслом и т.п. Примерная норма обязательных бесплатных поставок с личного хозяйства до 1949 г.: 40 кг мяса, 280 л молока, 100 шт. яиц с хозяйства, картошки с 0,4 га – 350 кг, и т.д. Нормы варьировались в зависимости от региона.

С 1972 на доход менее 70 рублей у совграждан налога не было. При доходе от 71 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб. У бухгалтеров была специальная таблица подоходных налогов. При зарплате от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. + 12% с суммы, превышающей установленную. Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы. Налог за бездетность составлял 6%, этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет.

И сегодня в мире.
Таблица, говорят, не точная, но общее представление дает, одновременно разбивая старые иллюзии и внушая новые :)

ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ 1789 ГОДА
С.Г. Верещагин
Аннотация: В статье рассматриваются основные причины Великой французской революции — огромный дефицит государственного бюджета и налоговое неравенство сословий французского общества.

Из-за плохого урожая 1788 г. выступления народа против дороговизны приобрели на редкость массовый и грозный характер. Продовольственные трудности усу­гублял общий хозяйственный застой, который совпал с либерализацией международной торговли в середине 80-х годов XVIII столетия.

На фоне этих хозяйственных трудностей обострилась проблема дефицита государственного бюджета.

У монархии не было иного выхода, как только попы­таться заставить и привилегированных платить налоги. Угроза банкротства заставила правительство Людовика XVI вновь повернуться к реформам 8 .

Фискальный иммунитет был одним из существенных атрибутов принадлежности к высшим, привилегирован­ным сословиям. В числе других факторов налоговая исключительность считалась (а подчас и являлась) одной из основ богатства и экономического господства дворянства и верхов духовенства. Первое сословие королевства — духовенство и второе — дворянство по определению были свободны как от основного личного налога — тальи, так и от всевозможных дополнений к нему. Это не значит, однако, что высшие сословия совершенно не участвовали в государственных расхо­дах. Церковь раз в пять лет платила так называемый бескорыстный дар, сумма которого устанавливалась после длительных и обычно не гладко протекавших переговоров с правительством.

Величина и форма сбора прямых и косвенных нало­гов в различных районах королевства были неодинаковы. Одни провинции находились в привилегированном поло­жении по сравнению с другими.

Французские финансы находились тогда в самом пла­чевном состоянии. Государственный долг, составлявший в 1774 г. 1,5 млрд. ливров, возрос к 1788 г. до 4,5 млрд. ливров. Выплата процентов но долгам и их погашение в бюджете 1788 г. составляли самую большую статью — 318 млн. ливров, более половины всех расходов. Все понимали, что прямые и косвенные налоги на третье сословие увеличивать больше нельзя.

В то же время исследование дворянских наказов Генеральным штатам 1789 г. показало, что в подавляющем большинстве наказов (138 из 165 рассмотренных при об­щем числе наказов — около 200) содержалось требование податного равенства 13 .

5 мая 1789 г. в Версале открылись заседания Генеральных штатов. 17 июня депутаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием, т.е. заявили о своем праве представлять население всей страны. Это смелое решение нарушало существующий порядок и фак­тически означало начало революции. 19 июня депутаты от духовенства, среди которых было много приходских священников, большинством голосов приняли решение объединиться с третьим сословием 14 .

23 июня Людовик XVI собрал всех депутатов Генеральных штатов на общее заседание. Он объявил им, что готов ввести равное для всех подданных налого­обложение, реформировать судопроизводство и вообще сделать многое из того, чего добивалось третье сословие. 7 июля 1789 г. депутаты всех сословий объявили себя Учредительным собранием. Фактически они посягнули на одну из прерогатив короля — право определять устройс­тво государства. Под влиянием крестьянского движения Учредительное собрание осуществило первую глубокую реформу. В период с 5 по 11 августа 1789 г. был обсуж­ден и принят декрет (как именовались многие законы революционного времени) об отмене сеньориального строя. Он упразднил повинности, обусловленные личной зависимостью крестьянина, равно как и саму зависимость. Отменялись церковная десятина и некоторые дворянские привилегии.

Повсюду в стране власть сосредоточивалась в руках муниципалитетов, которые в своих документах требовали полного уничтожения феодальных повинностей, ликви­дации кабальной субаренды, нормирования цен на хлеб и лишения политических прав духовенства.

К весне 1790 г. в основном завершилось и реформи­рование налоговой системы. Были отменены все прежние налоги. Вместо них введены три прямых налога: на зе­мельную собственность, движимое имущество и торгово-промышленную деятельность. Учредительное собрание отменило также внутренние пошлины и таможни.

Итак, старые налоги были отменены. Введенные вмес­то них налоги: поземельный, налог с доходов и патентный сбор с промышленной деятельности — в силу разных причин поступали с трудом. Положение казалось отча­янным. Старая власть на местах была уничтожена, новая только нарождалась. Дело взимания податей и налогов на­ходилось в руках муниципалитетов и местных выборных учреждений, которые, не желая ссориться с населением, фактически ничего ни с кого не взыскивали, да и не могли взыскать, не имея сколько-нибудь организованной поли­цейской силы. Таможенные доходы сократились до нуля, торговля и промышленность переживали очень серьезный кризис, казна была пуста.

Правительство вынуждено было впервые начать печатание бумажных денег, которые были названы ассигнатами 16 . Обеспечены они были земельным фондом, конфискованным у церкви. Но потребности государственного бюджета так росли, а поступления были столь ничтожны, что приходилось все чаще и чаще осуществлять эмиссию бумажных денег, которые начали заметно падать в цене 17 . Первые ассигнаты, выпущенные 19 декабря 1789 года, приносили 5% дохода в год. Ассигнаты, выпущенные 17 апреля 1790 года, приносили лишь 3%. Проценты исчис­лялись днями. Ассигнат в 1000 ливров приносил в день 1 су 8 денье, ассигнат в 300 ливров — 6 денье. Последний держатель получал в конце года в любой государственной кассе всю сумму накопившихся процентов.

Финансовый кризис нарастал: это было связано с целым комплексом причин, в первую очередь надо было составить налоговые списки, создать новый налоговый персонал. Муниципалитеты, на которые было возложено взимание налогов, не были подготовлены к этому делу. И налогоплательщики, в особенности аристократы, не торопились с их уплатой. Национальное собрание ничего не хотело получать с помощью налогов на потребление. Оно считало их несправедливыми, так как они ложились одинаковой тяжестью на различные сословия. А меж­ду тем новые расходы прибавлялись к прежним. Из-за голода приходилось покупать много хлеба за границей. Проводившиеся реформы углубляли финансовую про­пасть. К старому долгу, достигавшему около 3 млрд. 119 млн. (причем половина этой суммы состояла в срочных долговых обязательствах), прибавилось более миллиарда, затраченного на ликвидацию старого режима: 149 млн. — на выкуп долга духовенства, 450 млн. — на выкуп уничтожаемых судебных должностей, 203 млн. — на выплату залогов, 150 млн. — на выкуп должностей по ведомству финансов, 100 млн. — на выкуп феодальных десятин и т.д. Таким образом, общая сумма долга, старого и нового, достигала 4 млрд. 262 млн., что требовало на уплату процентов ежегодного расхода приблизительно в 262 млн. ливров. Сверх того расходы на поддержание культа, павшие на государство с отменой десятины, дости­гали 70 млн. и пенсии монахам требовали 50 млн., тогда как расходы различных министерств определялись всего только в 240 млн 18 .

Мирабо также указывал на политическое значение бумажной валюты: люди, наделенные ассигнациями, станут защищать революционную власть, которая создала эти ассигнаты, так как гибель этой власти будет означать гибель их сбережений. В сентябре 1790 г. Учредительное собрание приняло решение о выпуске бумажных денег (папье-моннэ) на сумму 800 млн. ливров 19 .

Распродажа национальных имуществ (конфискован­ных во время Великой французской революции имуществ короля, церкви и эмигрантов) явилась крупнейшим в истории Франции перераспределением собственности. Основой фонда национальных имуществ были земель­ные богатства. Хотя само возникновение национальных имуществ в 1789 г. в значительной мере было связано со стремлением Учредительного собрания, принявшего на себя старый государственный долг, выйти из вставших перед ним финансовых затруднений.

Таким образом, ассигнат являлся в одно и то же вре­мя политическим оружием и финансовым средством. В качестве политического оружия он выдержал испытание, ускорив распродажу церковных имуществ, позволив та­ким образом революции победить ее врагов внутренних и внешних. В качестве средства финансового он не избежал опасностей, предсказанных его противниками, например гиперинфляции. Но эти недостатки при проведении новой политики налогов и финансов в большинстве случаев были порождены политической борьбой, связанной со свержением феодального строя 23 .

Нет ничего удивительного, что женщины инициировали налоговые бунты, так как увеличение налогов всегда приво­дило часть населения к обнищанию и даже ставило под уг­розу их существование. В Кагоре в 1637 г. женщины сожгли в соборе скамью, предназначенную для властей города. В Ажене в 1635 и Кане в 1639 гг. тоже женщины начали бунт, напав на сборщиков налогов. В Монпелье в 1645 г. во главе бунта против налогов стояла бой-баба, призывавшая бороть­ся не на жизнь, а на смерть со спекулянтами, отнимающими хлеб у малых детей. В Лиможе в 1705 г. дома сборщиков налогов были подожжены толпой бедных женщин с детьми, тогда как их мужья так там и не появились 26 .

Последствием таких революционных изменений в налоговой и финансовой сферах явилась невозможность собрать вновь установленные налоги и, следовательно, из-за отсутствия денежных средств невозможность госу­дарством выполнять свои функции. В этой критической социально-политической ситуации ассигнат оказался единственным источником получения средств в государс­твенную казну. Французская революция создала новую финансовую систему, которая заключалась в увеличении количества циркулирующих денежных единиц (привыч­ной расценки) без соответствующего внедрения в оборот каких-либо реальных ценностей. В 1792—1794 гг. ежегодно ассигнат обесценивался на 21-29% 27 .

По мнению некоторых ученых 28 , первопричиной Французской революции стали не те обстоятельства, о которых указано в классических учебниках по истории и политике, а самое банальное перераспределение собствен­ности в рамках страны новым классом-буржуазией. Как часто бывает, за великим историческим событием стоят меркантильные интересы, в данном случае это борьба бур­жуазии за снижение налогового бремени, скупка ею кон­фискованных имуществ и захват политической власти.

Библиография:
1. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв.: в 3 т. Т. 1 / Ф. Бродель; пер. с фр. Л. Е. Куббеля. — М.: Прогресс, 1986. — 622 с.

2. Бродель, Ф. Что такое Франция?: в 2 кн.: пер.с фр. Кн. 2. Люди и вещи, ч. 2: Крестьянская экономика до начала XX века. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1997.— 511 с.

3. Делюмо, Ж. Ужасы на Западе (Исслед. процесса воз­никновения страха в странах Зап. Европы, XIV-XVII вв.): пер. с фр. — М.: Голос, 1994. — 408 с.

5. История Франции: в 3 т. Т. 1 / Акад.наук СССР, Ин-т всеобщ. Истории. — М.: Наука, 1972. — 357 с.

6. Коробочко, А. И. Восстание камизаров (1702-1705 гг.) // Средние века: сборник статей. Вып. 3. — М., 1951. — С. 13-29.

7. Люблинская, А. Д. Структура сословного предста­вительства в средневековой Франции // Вопросы истории. — 1972. —№1. —С. 100-113.

8. Манфред, А. 3. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М.: Мысль, 1978. 440 с.

9. Маныкин, А. С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки: учеб. пособие для сту­дентов высш. учеб. заведений. — М.: Слово, 2004. — 606 с.

10. Поршнев, Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой 1637. — М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1948.

11. Сеннет, Р. Каждый — сам себе дьявол (Париж Умбера де Романа) // Логос. 2002. №3-4. С. 191-208.

12. Чеканцева, З. А. Открытый протест как волеизъ­явление: Франция XVII—XVIII вв. // Европейский альманах 2003: Политические партии и общество. Пресса и цензура. Общественное мнение / отв. ред. А. О. Чубарьян. — 2004. — С. 116-126.

13. Энгельгардт, Р. Ю. Социально-экономическое по­ложение Франции в конце XVII — начале XVIII вв. — Кишинев, 1976. — 243 с.

14. Correspondance des controleurs generaux des finances avec les Intendants des provinces. T. 1-3. Т. Ill / A. de. Boislisle, P. de Brotonne. — 1874-1876.

15. Lavisse E. Histoire de France. — 1911. — T. 7/1.


2 См.: Агония французского абсолютизма / Ред. коллегия: Р.А. Бургете, Т.Б. Длугач, Э.Ю. Соловьев. Гл. Французское про­свещение и революция / М.А Киссель, Э.Ю. Соловьев, Т.И. Ойзерман и др. — М: Наука, 1989. — С. 1.


4 См.: Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. — М., 1979. — С. 14-42; Рюде Д. Народные низы в истории. 1730-1848, — М., 1984. С. 35-48, 107, 133; Шампьон Э. Франция накануне революции по наказам 1789 года. — СПб., 1906. — С. 21.


6 Boulainvilliers Н. Essais sur la noblesse de France contenans une dissertation sur son origine et abaissement. Amsterdam, 1732. P. 41-42.


9 Метивье Ю. Франция в XVI-XV1II вв.: от Франциска I до Людовика XV / пер. с фр. А.В. Голубкова, СВ. Панова. — М.: ACT: Астрель, 2005. — С. 182.


11 Лебедева Е. И. Дворянство и налоговые привилегии накану­не революции // Французская революция XVIII в.: экономика, политика, идеология. — М: Наука, 1988. — С. 75-94.


12 Caionne Ch.-A. de. Reponse de M. de Calonne a l'ecrit de M. Necker, publie en Avril 1789, contenant l'examen des comptes de la situation des finances rendus en 1774, 1776, 1781, 1783 et 1787 avec des observations sur les resultats de l'Assemblee des notables. — L., 1788.— P. 84.


14 Третье сословие — обозначало во Франции с конца средних веков до 1789 г. податное население (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия, рабочие). Называлось третьим в отличие от первых двух сословий — духовенства и Дворянства, которые не облагались податями (в XVIII в. лишь небольшим общегосударственным налогом).


16 В королевской Франции конца XVIII в. не было бумажных денег. Денежное обращение обеспечивалось металлической монетой. В употреблении были в основном серебряные и золотые монеты различных наименований и достоинств: лу­идор, экю, ливр, франк и др. Исчисление доходов и расходов государства производилось в ливрах, а после введения в 1795 г. метрической системы мер — во франках, при соотношении 81 ливр за 80 франков. С 1721 г. по 1785 г. было отчеканено около 1 млрд ливров золотой монеты и около 2 млрд ливров — серебряной. К началу революции в обращении находилось приблизительно 2,2 млрд ливров. См.: Смирнов A.M. Кризис денежной системы Французской революции. — СПб., 1921. — С. 103-104.


17 Подробнее см.: Тарле Е.В. Создатель бумажных денег // Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. — М.: Наука, 1981.


19 Юровский В.Е. Бумажные деньги Великой французской ре­волюции // Вопросы истории. — 1998. —№8. — С. 151-158.


21 Короткое С.Н. Финансовая политика Французской рево­люции: характер и итоги // От старого порядка к революции. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — С. 93-112.


22 В 1791 г. Жозеф Камбон был назначен главой комитета финансов Конвента и фактически стал руководителем и упра­вителем французских финансов. См.: Короткое С.Н. Буржуа-Монтаньяр в революции: взгляды и деятельность Жозефа Камбона // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. — С. 73-79.


23 Верещагин С.Г. Налог как политическая категория: исто­рия и современность: монография. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. —С. 123.


27 Короткое С. Н. Финансовая политика Французской револю­ции: характер и итоги // От старого порядка к революции. Л.: Изд —во ЛГУ, 1988. С. 93-112.

Польские литераторы не читают меня — а я не читаю их. Их приговор единодушен? Мой тоже. Кароль Ижиковский, писатель
ещё >>

Беспрецедентное падение уровня жизни населения и стагнация в экономике могут стать катализатором необходимых процессов в Российском государстве. Привести к запуску разрушающих нашу государственность механизмов. Если сейчас не приступить к серьёзным изменениям, то Россия обречена на новый бунт народа, хаос и анархию. Насколько справедливы подобные выводы?

Ситуация действительно более чем серьёзная. Подобного обнищания населения, колоссального расслоения между самыми богатыми и самыми бедными, многолетней стагнации в экономике Россия давно не испытывала. Отсутствие плановых изменений, плановой модернизации ведёт к хаосу, к потере управления, к краху самого государства. Однако нынешняя элита до сих пор так и не осознала того факта, что её импотентная социально-экономическая политика ведёт Россию к краю пропасти – далее хаос, деградация, саморазрушение.

"Оказывается, за последние 5 лет доходная часть бюджета выросла почти на 10%. Вслушайтесь внимательно – доходная часть выросла на 10%! Олигархия увеличила свои доходы на 53%, а граждане потеряли в пределах 7%. Это означает, что чиновники жиреют, олигархия богатеет, а граждане шестой год подряд нищают, - говорит депутат Госдумы Геннадий Зюганов. - Если эту пирамиду не изменить в пользу граждан, то бунт в стране и дальнейшее разложение общества будут гарантированно обеспечены".

России очень нужна модернизация, необходимы кардинальные перемены. Ненормально, когда все против всех. Ненормально, когда государство повышает пенсионный возраст в расчёте на то, что многие до него не доживут. Ненормально, когда повышаются налоги, а государство собранные деньги не тратит на развитие страны, а направляет их банковским олигархам. Ненормально, когда триллионы рублей тратятся на покупку иностранной валюты и зарубежные долговые обязательства, а после сотни миллиардов долларов выводятся за пределы России. Много чего ненормального в сегодняшней политической и экономической ситуации в нашей стране. Однако каждый из нас заинтересован, чтобы наше государство, его экономика и общество развивались. Ни один человек в здравом уме не может желать своей Родине фатального конца, потому что это наша жизнь, это жизнь наших детей и внуков.

У нас по статистике шесть лет подряд падают абсолютные доходы населения. Это уже официальная статистика. У нас 20 миллионов – примерно 20 миллионов человек за чертой бедности. Это официальная статистика. Не говоря уж о безработице, которая за последнее время процентов на 3-5 выросла, - подчёркивает политолог Георгий Фёдоров. – И вообще, общее состояние, экономическое и социальное, у нас в стране плачевное. И конечно же, в этом отношении какое-то отчаянное положение большого количества людей, особенно на фоне этого безудержного обогащения горстки олигархов и горстки каких-то чиновников и, соответственно, вот эта вот, так скажем, яркая и вызывающая роскошь, которая наверху, у правящего класса, сейчас присутствует, оно может, действительно, привести к каким-то таким вот, я не скажу революционным событиям, но к бунтам – это точно. Потому что в Москве и крупных регионах ситуация лучше. Но в той же Брянской, Орловской областях зарплаты вообще очень маленькие. На Кавказе, в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, в других регионах ситуация экономически нехорошая. В Крыму у нас безработица огромная. И в связи с пандемией там были доходы меньше. И так далее. И всё это в целом, общее недовольство властью, может вызвать какие-то локальные бунты.

Итак, локальные бунты возможны. Более того, разные политические силы будут использовать накопившиеся в российском обществе раздражение и недовольство. Важно не заиграться в эти политические игры. Ещё одного дебоша страна может и не выдержать.

"Этот вывод напрашивается, он очевиден, мы с вами тоже наблюдали ряд вот событий, буквально недавно на улицах у нас. Но то, что тот смысл, который вкладывает Зюганов, – вот эти самые голодные бунты, это, мне кажется, является частью коммунистической риторики в преддверии выборов в Государственную думу, – изложил свою позицию политолог Александр Асафов. – Они как-то должны объяснить свою нужность электорату – хоть чем-то, поскольку они уже не коммунисты в классическом смысле, у них нет своей повестки, они стремительно цепляются хоть за какую-нибудь. Безусловно, ситуация с пенсионной реформой тяжёлая, но она уже находится на периферии внимания, люди с ней свыклись. Нужны какие-то новые – если такое слово употребить – новые фишки, новые какие-то идеи. И вот партия, включая её лидера, которая сначала отрицала коронавирус, потом порицала за недостаточную помощь государство, ищет эти линии…"

Политика политикой, но отрицать обвал экономики, нищету и бедность населения, сверхдоходы узкой группы дельцов по меньшей мере глупо. Именно эффективная экономическая политика может нивелировать центробежные силы, которые в своё время уничтожили Советский Союз. Именно провальная горбачёвская экономическая политика стала миной, которая и развалила великую страну. Нынешние реформаторы, которые сидят во власти и которые придумали себе так называемую макростабильность, на мой взгляд, так же ведут страну к опасной черте. Что толку, когда у государства золотовалютные резервы почти $600 млрд, в то время как большинство перебивается от зарплаты до зарплаты? Бунт бессмысленный и беспощадный никому не нужен, если вы связываете свою судьбу, судьбу своих детей с Россией. Важно не впадать в идеологемы, которые могут стать настоящим анекдотом.

"Есть старый марксистский анекдот, когда профессор, такой марксист, экономист, говорит: из пяти произошедших кризисов я предсказал семь. С Геннадием Андреевичем ситуация ещё хуже. Из нуля произошедших бунтов он предсказал как минимум пятнадцать. Я полагаю, что в этот раз Геннадий Андреевич точно так же точен в прогнозе. Конечно, никакого бунта не будет. Более того, возможность использовать вот эту энергию, энергию протеста, стихийного во многом протеста, неуправляемого, она была предпринята только что либеральной оппозицией в январе-феврале, когда они попытались получить волну восходящих акций протеста, – говорит политолог Василий Колташов. – Но понимая, что действительно уровень жизни в России упал, что коронакризис привёл к падению доходов большой части населения, большей части населения даже, и если даже безработица у нас осталась на каком-то не очень высоком уровне – относительно других стран по крайней мере, то есть Европейского союза, Соединённых Штатов, то при этом всё равно есть причины для общего недовольства людей, для усталости, для раздражения, для возмущения тем, что есть неравенство, а неравенство у нас есть. Но выяснилось, что эта энергия таким образом не высвобождается. Естественно, она не высвободится сама по себе. Когда КПРФ говорит о каких-то бунтах, она имеет в виду, что эти бунты состоятся без её участия. То есть это такое рассуждение – рассуждение о массовом протесте, который ни в коем случае не будет возглавлен партийной номенклатурой. Но это, вообще-то говоря, нормально для этой партии, потому что она ведь является лишь имитацией того, чем себя называет. И тем не менее она не может не быть признана как некий такой индикатор недовольства".

В России действует закон о стратегическом планировании. Правительство обязано брать на себя ответственность за его исполнение. Не заниматься словоблудием, а разработать реальную стратегию и тактику развития страны, когда и бизнес, и общество будут понимать, куда идёт Россия и что с ней будет в среднесрочной перспективе. Россия – наша с вами Родина, чего не скажешь про нынешнюю так называемую элиту, которая запуталась в своём вранье.

Причина банальна: многие из них либо граждане иных государств, либо имеют виды на жительство за рубежом. Вот от этой "гнили", на мой взгляд, Россия и должна избавиться. Нам нужно поверить в свои силы, в свой завтрашней день, все необходимые ресурсы у нас для этого имеются. Тогда точно никакого хаоса и бунта не будет на "русской улице".

За остро обсуждаемой сейчас в США проблемой "фискального обрыва" стоит глубокая полемика между либералами и консерваторами о судьбе налоговой реформы. И тут важно понимать особое значение налогов в американской истории.

16 декабря 1773 года в Бостоне члены тайной организации "Сыны свободы", переодевшись индейцами, выбросили за борт с трех английских судов 342 тюка с чаем стоимостью 18 тысяч фунтов стерлингов. Они протестовали против "Чайного акта" - решения британского парламента предоставить стоявшей на грани банкротства Ост-Индской компании право фактически беспошлинного ввоза в колонии полумиллиона фунтов чая.

Этот инцидент вошел в историю под названием "Бостонское чаепитие" - один из многих, но самый яркий эпизод борьбы североамериканских колонистов за свои налоговые права под лозунгом No taxation without representation ("Нет представительства – нет налогов"). Колонии не избирали депутатов парламента, но налоги в британскую казну платили.

Лондон ответил на Бостонское чаепитие чрезвычайными законами, которые американцы назвали "нестерпимыми" (Intolerable). В 1774 году был созван Континентальный Конгресс, провозгласивший независимость 13 колоний от Великобритании.

Жан Леон Жером Феррис. Рождение Декларации независимости (1900). Слева направо: Бенджамен Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон.

Жан Леон Жером Феррис. Рождение Декларации независимости (1900). Слева направо: Бенджамен Франклин, Джон Адамс и Томас Джефферсон.

В Декларации независимости в качестве одной из причин отделения было указано "обложение нас без нашего согласия налогами". Это было начало Американской революции или Войны за независимость, как называет ее русская историография.

Налоги стали причиной и первого в истории молодого независимого государства восстания. Когда первый министр финансов США Александер Гамильтон искал, чем бы покрыть государственные долги, накопившиеся за годы борьбы за независимость, его взор обратился к виски, и он ввел федеральный акцизный сбор. Закон об акцизе облагал виски сбором при его производстве, а не продаже, а потому делал невозможным бартер.

Возмущенные фермеры Пенсильвании в ответ отказывались платить акциз, нападали на сборщиков налогов и уничтожали их документацию. Те из них, кто соглашался с новым побором, находили свои перегонные кубы продырявленными. В конце концов 6000 вооруженных фермеров разбили лагерь близ Питтсбурга и объявили, что выходят из состава США в качестве независимого государства.


"Знаменитый бунт из-за виски в Пенсильвании". Гравюра 1880 года. Из собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Президент Джордж Вашингтон воспринял вызов в высшей степени серьезно. Он направил на подавление восстания отряд милиции, вдвое превосходящий численностью войско бунтовщиков. Обошлось без кровопролития. Тем не менее зачинщики были преданы суду, двое приговорены к смертной казни, а затем помилованы президентом.

Приняв Конституцию, штаты делегировали федеральному Конгрессу право устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы (статья I, раздел 8, параграф 1). В период ратификации Конституции вопрос о разделении полномочий в области налогообложения стоял остро. Как писал Гамильтон о соответствующих положениях Конституции, народу их рисовали в извращенном свете, указывая на них как на зловещие орудия, при помощи которых уничтожат местное самоуправление и растопчут свободы народа, как чудовищного монстра, пожирающие челюсти которого не пощадят ни женщин, ни детей, ни стариков, ни людей высокого, ни низкого происхождения, ни святых, ни грешников.

Однако со времен Гамильтона вплоть до Гражданской войны основным источником пополнения федерального бюджета были таможенные пошлины. Правительства штатов взимали налог на собственность и лишь в некоторых штатах существовал подоходный налог. Первый федеральный закон о подоходном налоге был принят в 1861 году.

Правительство Авраама Линкольна мотивировало введение подоходного налога необходимостью финансировать вооруженные силы в военное время - во времена Гражданской войны в США. Закон 1861 года устанавливал единую ставку налога: три процента с дохода, превышающего 800 долларов в год (это 21052 доллара по нынешнему курсу). Годом позже была введена прогрессивная шкала: три процента с дохода свыше 600 долларов в год и пять процентов с дохода свыше 10 тысяч в год (227272 доллара в пересчете на сегодняшний курс).

Федеральный подоходный налог существенно укрепил экономическое положение США. Начиная с 1866 года в течение 28 лет подряд федеральный бюджет сводился с профицитом. К началу XX века правительство погасило две трети своих военных долгов. Оставшаяся задолженность составляла менее 10 процентов ВВП. Однако в 1895 году Верховный Суд США признал закон о федеральном подоходном налоге неконституционным.

Грант Гамильтон. Карикатура на Брайана и его речь

Кандидат демократов на президентских выборах 1896 года Уильям Дженнингс Брайан выступил против этого решения суда. По его мнению, оно объяснялось нежеланием богачей нести свою долю расходов правительства. В речи, которая вошла в анналы под названием "Крест из золота", Брайан обрушился на противников подоходного налога всей силой своего ораторского дара. В сочетании с золотым стандартом отмена налога представлялась ему наихудшим злом:
". Если они дерзают открыто утверждать, что золотой стандарт есть благо, мы должны сопротивляться этому всеми силами, ибо на нашей стороне трудящиеся массы страны и всего мира. Мы отстаиваем интересы масс, и мы обязаны заявить в ответ на требование сохранить золотой стандарт: вы не смеете терзать чело труженика этим терновым венцом, распинать человечество на кресте из золота!", - это был финал речи Брайана. С этими словами оратор развел руки в стороны и на несколько секунд замер в позе распятия.

Вопрос о федеральном подоходном налоге разрешился лишь в 1913 году, когда была принята и ратифицирована 16-я поправка к Конституции, которая гласит: "Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили".

С тех пор налоговое законодательство США постоянно усложнялось, и не было президента, который не обещал снизить налоги. Одним из сторонников максимального снижения налогов был 30-й президент США Калвин Кулидж:
"Налоги отбирают у каждого часть заработка и вынуждают каждого отдавать часть своего рабочего времени работе на правительство. Расходы правительства – федерального и правительств штатов – составляют колоссальную сумму – семь с половиной миллиардов долларов в год. Эта цифра с трудом укладывается в голове. Это полный заработок пяти миллионов работников, получающих пять долларов в день, за 300 дней работы. Если правительство пожелает получить дополнительно сто миллионов долларов на свои расходы, эти пять миллионов работников должны будут работать 304 дня. Вот почему я хочу сократить государственные расходы. Я хочу, чтобы народ Америки работал меньше на правительство и больше на себя".

Дважды сокращал налоги за свои восемь лет у власти Рональд Рейган. Подписывая в октябре 1986 года Закон о налоговой реформе, он заявил, что со вступлением этого закона в силу Америка получит самую низкую среди промышленно развитых стран шкалу налогообложения.
"Когда наши отцы-основатели создавали правительство, они и вообразить не могли того, что мы сегодня знаем как прогрессивный подоходный налог. Когда подоходный налог начали взимать в 1913 году, верхняя ставка составляла семь процентов для людей, зарабатывающих более 500 тысяч долларов в год. Сегодня эта сумма равна доходам мультимиллионеров. Но на наших глазах предельная ставка налогообложения скакнула вверх на 90 процентов, не пощадив и бедняков. Налоги росли, а налоговый кодекс запутывался и усложнялся, создавая благоприятную почву для деятельности налоговых махинаторов и приводя в отчаяние всех остальных. Вопиюще несправедливый, наш налоговый закон стал для среднестатистического налогоплательщика источником обиды и уныния. Не будет преувеличением назвать его антиамериканским".

Преемник Рейгана Джордж Буш-старший, избираясь в президенты в 1988 году, торжественно пообещал, несмотря на сложную экономическую ситуацию, не повышать налоги: "Мой соперник не исключает повышения налогов. А я исключаю. Конгресс будет заставлять меня повысить налоги, но я скажу: "Нет". Они будут настаивать, и я скажу снова: "Читайте по губам: никаких новых налогов".

Буш-старший был избран, однако не сдержал обещания – он вынужден был пойти на компромисс с Конгрессом и согласиться с повышением налогов, чтобы сократить дефицит федерального бюджета. Американцы не забыли обещание. Они переделали ключевую фразу фразу read my lips: no new taxes в насмешливое read my lips: no new Texans – "Читайте по губам: никаких новых налогов" в "Читайте по губам: никаких новых техасцев" и проголосовали в 1992 году за демократа Билла Клинтона.

Налоговая тема была одной из важнейших и в ходе последней президентской кампании.
"Моя налоговая философия проста. Она заключается в том, чтобы дать некоторую передышку среднему классу и тем, кто стремится стать средним классом, потому что по ним нанесен тяжелый удар за последнее десятилетие, за последние 15, последние 20 лет. У губернатора Ромни другая философия. Не далее как две недели назад в телеинтервью его спросили, считает ли он справедливым, что кто-то, чьи доходы составляют 20 миллионов в год, платит налог по более низкой ставке, чем медсестра или водитель автобуса, зарабатывающие 50 тысяч в год. И он сказал: да. Я считаю это справедливым" - это было выступление президента США Барака Обамы в предвыборных дебатах с республиканским кандидатом Миттом Ромни.

Читайте также: