Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика согласно налоговому

Обновлено: 30.06.2024

2. Установите соответствие между элементами статуса и примерами налогоплательщика:
обязанности:
а) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство
б) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок +
в) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

3. Выберите верное суждение о налогообложении:
а) При пропорциональном налогообложении с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких
б) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков
в) При прогрессивной системе по мере возрастания дохода увеличивается ставка налога +

4. Установите соответствие между элементами статуса и примерами налогоплательщика:
обязанности:
а) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию +
б) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство
в) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

5. Выберите верное суждение о налогообложении:
а) Пропорциональное налогообложение означает, что ставка налога зависит от величины дохода
б) При регрессивном налогообложении могут взиматься одинаковые ставки налога со всех налогоплательщиков
в) При регрессивном налогообложении семья с меньшими доходами платит больший процент от своих доходов, чем семья с высокими доходами +

6. Установите соответствие между элементами статуса и примерами налогоплательщика:
права:
а) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию
б) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство +
в) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок

7. Гражданин В. является владельцем загородного дома. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам:
а) налог на добавленную стоимость
б) таможенная пошлина
в) личный подоходный налог +

8. Установите соответствие между элементами статуса и примерами налогоплательщика:
права:
а) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки +
б) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок
в) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию

9. К правам налогоплательщика можно отнести:
а) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)
б) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать
в) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом +

10. Сидоров подал в налоговую инспекцию декларацию о расходах с целью получения социального налогового вычета. По какому из перечисленных оснований, Сидоров может получить социальный налоговый вычет за прошедший год:
а) поездка на отдых в Сочи
б) лечение в платной клинике +
в) оплата услуг сотовой связи

11. К правам налогоплательщика можно отнести:
а) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки +
б) представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать
в) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)

12. Сидоров подал в налоговую инспекцию декларацию о расходах с целью получения социального налогового вычета. По какому из перечисленных оснований, Сидоров может получить социальный налоговый вычет за прошедший год:
а) покупка квартиры
б) оплата за обучение детей в частной школе +
в) покупка нового автомобиля

13. К правам налогоплательщика можно отнести:
а) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок +
б) не представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведённых налоговых проверок
в) уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объёме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определённого вида налога)

14. Один из налогов, взимаемый с физических лиц:
а) налог на добавленную стоимость
б) налог на прибыль
в) подоходный налог +

15. Гражданин Петров открыл своё дело. Какими правами налогоплательщика он может пользоваться:
а) использовать налоговые льготы при наличии оснований +
б) вести в установленном порядке учёт своих доходов
в) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений

16. Один из налогов, взимаемый с физических лиц:
а) налог на прибыль
б) налог на дарение +
в) налог на имущество предприятий

17. Гражданин Петров открыл своё дело. Какими правами налогоплательщика он может пользоваться:
а) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
б) вести в установленном порядке учёт своих доходов
в) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки +

18. Один из налогов, взимаемый с физических лиц:
а) налог на добавленную стоимость
б) налог на имущество +
в) налог на имущество предприятий

19. Определите сумму налога для субъекта налогообложения, если его валовый доход (до вычета налога) 80000р., чистый доход (после вычета налога) 72000р.:
а) 5000
б) 12000
в) 8000 +

20. Выберите верное суждение о налогах и налогообложении:
а) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость
б) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства +
в) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога

21. Установите соответствие между элементами статуса и действиями налогоплательщика в РФ:
обязанности:
а) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах +
б) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
в) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

22. Выберите верное суждение о налогах и налогообложении:
а) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость
б) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате +
в) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога

23. Установите соответствие между элементами статуса и действиями налогоплательщика в РФ:
обязанности:
а) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
б) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
в) уплачивать законно установленные налоги +

24. Выберите верное суждение о налогах:
а) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер
б) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств +
в) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство

25. Установите соответствие между элементами статуса и действиями налогоплательщика в РФ:
права:
а) уплачивать законно установленные налоги
б) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
в) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах +

26. Установите соответствие между элементами статуса и действиями налогоплательщика в РФ:
права:
а) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки +
в) уплачивать законно установленные налоги

27. Гражданин Г. является владельцем загородного дома. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам:
а) транспортный налог +
б) акцизный налог
в) налог на добавленную стоимость

28. Выберите верное суждение о налогах:
а) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство
б) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер
в) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика +

29. Гражданин Г. является владельцем загородного дома. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам:
а) личный подоходный налог +
б) акцизный налог
в) таможенная пошлина

30. Гражданин Г. является владельцем загородного дома. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам:
а) таможенная пошлина
б) налог на прибыль +
в) налог на добавленную стоимость

Налогоплательщики и налоговые агенты — это категории плательщиков налоговых сборов, обязанных осуществлять фискальные платежи: все виды налогов, сборов, взносов и взысканий в пользу государственного бюджета. Обязанность по уплате данного рода платежей закреплена за разными категориями населения. В статье расскажем, кто такие налогоплательщики или плательщики сборов, а кто — налоговые агенты.

Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 19 НК РФ , налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.

Основные группы налогоплательщиков

Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

  • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
  • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
  • международные компании и организации;
  • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ . Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Налоговые агенты

Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:

  • исчислять сумму фискальных сборов, обязательных к зачислению в бюджет;
  • удерживать исчисленный налог/сбор из средств налогоплательщиков;
  • самостоятельно зачислять удержанные средства в соответствующие бюджеты.

Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.

Важные исключения

Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.

Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.

Права и обязанности

При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ , к ним относят:

  1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
  2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
  3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ :

  1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
  2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
  3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
  4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ .


Какие же ключевые изменения претерпела позиция ФНС?

Цель статьи 54.1 НК РФ и ее соотношение с иными предписаниями налогового законодательства

Также отличительной чертой нового письма является большое количество отсылок к судебной практике. Так, со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ, указано, что положения статьи 54.1 НК РФ направлены на конкретизацию механизмов налогового контроля для поддержания баланса частных и публичных интересов при выявлении незаконного уменьшения налоговой базы. Восприятие судебных позиций ФНС представляется логичным, поскольку почти за 3,5 года с момента введения статьи 54.1 в НК РФ сформировался достаточный объем судебной практики, а также является хорошей новостью для налогоплательщиков, поскольку реакция и действия налоговых органов становятся более предсказуемыми.

Когда налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую обязанность

В Письме 2021, как и в Письме 2017 года, в качестве необходимых условий (которые должны соблюдаться одновременно) выделяются следующие:

  • неискажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения;
  • обязательство по соответствующей сделке исполнено надлежащим лицом;
  • основной целью операции или их совокупности не является уменьшение налоговой обязанности.

Однако для целей соблюдения нормативного единства с положением пп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, предусматривающего право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, положения п. 1,2 ст. 54.1 НК РФ устанавливают критерии для оценки операций, отраженных налогоплательщиком:

  • реальность операции;
  • исполнение обязательства надлежащим лицом (указанным в договоре, или на которого обязанность по исполнению перешла по закону/договору);
  • действительный экономический смысл;
  • наличие деловой цели.

В новой позиции ФНС особое значение придается реальности операции - осуществлению ее в действительности и получению налогоплательщиком исполнения по сделке. Если в действительности операции не существовало и исполнение по сделке налогоплательщиком не получено – операция не учитывается в целях налогообложения, а оставшиеся критерии не применяются. Документально подтвердить операцию – обязанность налогоплательщика.

Статья 54.1 НК РФ является общей антиуклонительной нормой. В качестве примеров специальных норм, направленных на исключение злоупотреблений и обхода налогового закона, в частности названы:

  • фактическое право на доход;
  • правила трансфертного ценообразования;
  • правила тонкой капитализации.

Критерий исполнения обязательства надлежащим лицом

  • не ведут реальную экономическую деятельность;
  • не исполняют налоговые обязательства по сделкам, оформленным от их имени;
  • не осуществляют деятельность в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных функций, не обладают необходимыми активами.

Такие компании включают в состав участников операций в противоправных целях.

Новая позиция ФНС поддерживает сформированный в Письме 2017 тезис о недопущении предъявления формальных претензий и указывает на необходимость установления налоговыми органами совокупности следующих фактов:

Умышленные и неумышленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налоговой обязанности

Выявление правонарушений, совершенных налогоплательщиками умышленно указано в качестве приоритетного направления деятельности налоговых органов. В данном контексте целесообразно разделить позицию налоговых органов по применению положений п. 1 ст. 54.1 НК РФ и положений п. 2 и п. 3 ст. 54.1 НК РФ.

Говоря об умышленных действиях целесообразно вспомнить Письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@, которым были направлены методические рекомендации по исследованию и доказыванию фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты налога. Положения указанного письма были обозначены и в прошлой, и в текущей позиции ФНС по применению статьи 54.1 НК РФ.

Умышленное искажение налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения

Нынешняя позиция указывает более общие способы искажения сведений об операциях. Например, искажение может быть осуществлено путем отражения в учете фактов, не имевших место в действительности (нереальных операций), ложного отражения отдельных показателей, уменьшающих налоговую обязанность, а также неотражение реальных фактов, занижение показателей, в силу которых налоговая обязанность возникает, увеличивается или наступает раньше.

Однако новая позиция не сосредотачивается на конкретизации обстоятельств, свидетельствующих об умышленном искажении сведений, указанных в п. 1 ст. 54.1 НК РФ. Поэтому для понимания того, что именно будет доказывать налоговый орган в целях применения указанного пункта статьи целесообразно обращаться к Письму 2017.

Исполнение обязательства надлежащим лицом в контексте умысла налогоплательщика на использование формального документооборота

Напомним, что надлежащее лицо – сторона договора или лицо, на которое обязанность по исполнению переведена или возложена в силу договора или закона.

  • Несоответствие поведения участников сделки при заключении и исполнении договора стандартам разумного поведения.
  • Нетипичность документооборота, ошибки, совершаемые в силу формальности документов.
  • Непринятие мер по защите нарушенного права.

Письмо 2021 излагает совместные рекомендации ФНС и СК РФ о действиях налоговых органов при выявлении таких фактов. Например, налоговые органы должны получать пояснения по таким фактам, в том числе повторные при выявлении противоречий.

Также в новой позиции фактически продублированы факты, которые прошлой позицией указывались как свидетельствующие о наличии формального документооборота. Например, это обналичивание средств налогоплательщиком или его аффилированными лицами, использование одних IP-адресов, обнаружение печатей и документации контрагента на территории налогоплательщика.

Непредоставление таких сведений и подтверждающих их документов влечет отказ в применении вычета по НДС и учету в полном объеме расходов по налогу на прибыль.

Если результат был достигнут налогоплательщиком самостоятельно, что может быть подтверждено, в частности, путем допросов лиц налогоплательщика и иными способами, то он имеет право на учет расходов и вычеты по НДС в отношении подтвержденных операций (если соблюдено требование о предоставлении сведений и документов о фактическом исполнителе).

Налогоплательщик должен был знать об использовании формального документооборота

Пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ должен применяться и в случаях отсутствия умысла налогоплательщика на использование формального документооборота.

Налоговый орган должен не просто доказать обстоятельства, свидетельствующие о том, что обязательства не могли быть исполнены надлежащим лицом, но и то, должны ли эти обстоятельства быть ясны налогоплательщику, исходя из характера, объема его деятельности и иных обстоятельств.

Позиция ФНС исходит из сформированного судебной практикой стандарта осмотрительного поведения в гражданском обороте, предполагающего, что участник совершил необходимые действия для предотвращения возможных убытков при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства контрагентом. Например, проверил деловую репутацию, возможность исполнения и платежеспособность последнего.

  • репутация;
  • опыт;
  • известность в определенном сегменте рынка;
  • исполненные контракты и рекомендации от контрагентов;
  • наличие места ведения деятельности (например, офиса) и иные.

Если налогоплательщик утверждает, что выбор контрагента соответствовал практике делового оборота и стандарту осмотрительного поведения, то в целях оценки этого довода налоговый орган, помимо учета предмета и цены сделки, исследует также в совокупности и взаимной связи обстоятельства заключения и исполнения сделки:

  1. Отсутствие свидетельств, подтверждающих возможность реального исполнения договора контрагентом; отсутствие в открытом доступе информации о ведении контрагентом реальной деятельности.
  2. У ответственных лиц налогоплательщика нет информации об обстоятельствах выбора контрагента, заключения и исполнения сделки.
  3. Сделка совершена без необходимого согласия (органа юридического лица, государственного органа и т.п.).
  4. Сделка совершена в противоречие с бизнес-стратегией налогоплательщика (сверхрисковая, непрофильная и т.п.).
  5. В договорах есть условия, отличные от правил делового оборота или от условий аналогичных договоров налогоплательщика.
  6. Отсутствие у налогоплательщика документов, которые должны быть исходя из характера исполнения и иные обстоятельства.

Кроме того, на сайте ФНС в открытом доступе присутствует информация, которая предоставляет налогоплательщику возможность оценить возможность исполнения обязательства контрагентом.

Требования к коммерческой осмотрительности контрагента различаются в зависимости от того, разовая сделка или долгосрочная, на незначительную или крупную сумму.

  1. Если установлен фактический исполнитель – вычет расходов и НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в его финансово-хозяйственных документах.
  2. Если фактического исполнителя установить нельзя – вычет по НДС не предоставляется, а в отношении расходов по налогу на прибыль применяется расчетный способ: налогоплательщик доказывает размер понесенных расходов (с учетом информации о рыночных ценах, прошлых сделках, результатов экспертиз).

Если налогоплательщику отказано в вычетах и в учете расходов, то он может требовать убытки с лиц, виновных в их причинении (которые ввели его в заблуждение относительно обстоятельств ведения деятельности и наличия ресурсов для исполнения).

Ответственность

Следует отметить, что новая позиция ФНС не отменяет подход, выраженный в рекомендациях ФНС и СК РФ, которые указывают на право руководителя (заместителя руководителя) налогового органа ужесточить меру ответственности по результатам налоговой проверки, в частности переквалификацию п.1 на п.3 ст.122 НК РФ.

Критерий деловой цели

Суть данного критерия – неуплата (неполная уплата) налога не может быть основной целью совершения операции. Это самостоятельный критерий, отличный от действительного экономического смысла.

При оценке деловой цели следует определить, была бы операция совершена в отсутствие налоговых преимуществ. Отрицательный результат сам по себе не свидетельствует об отсутствии деловой цели.

Если деловая цель достигнута путем совершения совокупности операций, это не означает, что каждая из них имеет деловую цель. В ситуации, когда деловая цель могла быть достигнута без совершения спорной операции, возможно оценить каждую такую операцию с точки зрения ее совершения в отсутствие указанной совокупности.

Цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности по НДС у контрагента по операциям с налогоплательщиком

Право налогоплательщика на вычет по НДС не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате НДС. Действует опровержимая презумпция – выбор налогоплательщиком контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.

При реальном контрагенте отказ в вычете по НДС возможен только если налоговым органом доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента за счет причинения ущерба бюджету.

Доказательством знания налогоплательщика о нарушениях контрагента может являться взаимозависимость или иная подконтрольность, согласованность действий, направленных на неуплату налога.

Изменение юридической квалификации сделок

При искажении правовой квалификации сделок налоговые органы обязаны должным образом оценить с правовой точки зрения эти операции, на основе установления подлинного экономического содержания, с учетом оценки наличия в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин и обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект. Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются.

Новая позиция сохраняет прошлый вывод ФНС о том, что НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на минимизацию налоговых последствий, но в сделках и операциях не должно присутствовать признака искусственности, отсутствия хозяйственного смысла.

Прежде чем вести речь о допускаемых налоговыми агентами нарушениях, следует сказать об обязанностях, возложенных на них российским законодательством.

Обязанности налогового агента

Обязанности налоговых агентов, определенные п. 3 ст. 24 НК РФ, таковы.

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. Заметим, что правильно и своевременно исчислить сумму налога налоговый агент обязан при выплате налогоплательщику дохода в любой форме.

А вот обязанность удержать и перечислить сумму налога в бюджет возникает у налогового агента лишь в том случае, если доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме. Если имеет место иная форма выплаты дохода, то понятно, что налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога.

2. Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Как сказано в Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

В такой ситуации налоговый агент обязан письменно уведомить налоговиков по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту всего лишь месяц со дня, когда ему стало известно о том, что сумма налога не может быть удержана.

Налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), принимая во внимание приоритет действия специальных норм над общими, должны руководствоваться в общем случае п. 5 ст. 226 НК РФ, в котором сказано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Также надо иметь в виду, что если до окончания налогового периода налоговым агентом выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, то он обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее не удержанных сумм.

Официальная форма уведомления налоговиков о невозможности удержания налога у налогоплательщика сегодня утверждена лишь для налоговых агентов по НДФЛ.

3. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов.

Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1).

Например, если организация является налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, она согласно
п. 4 ст. 310 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.

Форма налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

6. Исполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта.

Ответственность налогового агента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 части первой НК РФ.

При этом в главе 16 определены непосредственно виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а в главе 18 — виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), в частности, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Кроме того, при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, предусмотренные положениями ст. 112 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 111 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим.

В этой связи вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 НК РФ в установленном НК РФ порядке.

Одна из основных обязанностей налогового агента — правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Например, налоговый агент по НДФЛ в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ обязан удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Перечислить сумму исчисленного и удержанного налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговый агент обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в ст. 123 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ, на что указано в письмах Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755, от 13.10.2016 № 03-02-08/59771.

В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 указано, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ), о чем напомнили специалисты Минфина России в Письме от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени.

Напомним, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

С 01.01.2019 пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков).

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

В Письме Минфина России от 29.04.2013 № 03-02-08/30 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.

Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной для организаций:
• за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
• за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 — 48 НК РФ (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Заметим, что в указанном случае пени могут взыскиваться, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, о чем сказано в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Вышеуказанные правила на основании п. 7 ст. 75 НК РФ распространяются в том числе на налоговых агентов.

В случае уплаты налоговым агентом по НДФЛ причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу, на что указано в Письме ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690.

Еще одной обязанностью налогового агента является, как мы говорили, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов по каждому налогоплательщику.

Например, по НДФЛ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Отсутствие регистров налогового учета является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

Читайте также: