Разграничение налоговых полномочий это

Обновлено: 17.05.2024

Статья 26.7. Принципы и порядок заключения договоров о разграничении полномочий

1. Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока, а также основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

2. Языком договора о разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации.

3. Порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок подготовки проекта договора о разграничении полномочий исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации до его внесения в федеральные органы государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Проект договора о разграничении полномочий, подготовленный и согласованный в установленном в соответствии с настоящей статьей порядке, представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) для одобрения.

Проект договора о разграничении полномочий одобряется или отклоняется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемым большинством голосов от установленного числа депутатов. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации Президенту Российской Федерации.

5. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, не являющийся стороной договора о разграничении полномочий, вправе получить по своему запросу проект данного договора до одобрения указанного проекта и внести в него свои предложения и замечания.

6. В случае внесения изменений и (или) дополнений в одобренный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации проект договора о разграничении полномочий или отклонения его отдельных положений проект договора о разграничении полномочий подлежит повторному предварительному согласованию и одобрению в порядке, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

7. Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

8. Президент Российской Федерации в течение десяти дней после подписания договора о разграничении полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий.

9. Договор о разграничении полномочий вступает в силу со дня вступления в силу федерального закона об утверждении договора о разграничении полномочий, если указанным федеральным законом не установлено иное.

Договор о разграничении полномочий имеет силу федерального закона и может быть изменен, его действие может быть приостановлено только путем внесения в него изменений и (или) дополнений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения и вступления в силу договора о разграничении полномочий.

10. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.

11. Досрочное прекращение действия (далее - расторжение) договора о разграничении полномочий возможно по взаимному согласию сторон или на основании решения суда.

Расторжение договора о разграничении полномочий по взаимному согласию сторон и (или) продление срока действия данного договора осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для заключения и вступления в силу договора о разграничении полномочий.

Расторжение договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон возможно в случае установленного вступившим в силу решением федерального суда нарушения другой стороной положений договора о разграничении полномочий. Решение федерального суда является основанием для принятия Президентом Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон.

Решение о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон может приниматься не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию. В этом случае федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования соответствующего решения о расторжении договора о разграничении полномочий.

Участники парламентских слушаний, проведенных Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, отмечают, что сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть обеспечено только при условии оптимального разграничения полномочий между органами власти и эффективного регулирования межбюджетных отношений.

Созданные за последнее десятилетие системы разграничения полномочий и межбюджетных отношений позволили решить ряд задач в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, однако их положение, прежде всего в финансовой сфере (отсутствие достаточного объема собственных финансовых ресурсов для развития, значительные размеры государственного и муниципального долга и т.д.), свидетельствуют о наличии серьезных проблем, которые в значительной мере обусловлены недостатками в сфере регулирования бюджетных полномочий органов власти.

Сегодня положение в бюджетной сфере регионов и муниципальных образований характеризуется следующими основными чертами:

недостаточность собственных средств в их бюджетах на решение задач сбалансированного развития в связи с ограниченностью их доходной базы (так, доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в 2012 году составит только 33,8%, в 2013 году - 34,0%, а в 2014 - 34,8% и лишь только 2,5% муниципалитетов сегодня могут обеспечить свои расходные бюджетные обязательства полностью за счет собственных налоговых и неналоговых доходов), в результате чего у регионов и муниципалитетов отсутствует достаточная собственная доходная база, позволяющая им проводить сбалансированную бюджетную политику, в полной мере обеспечивать свои расходные обязательства;

высокая зависимость бюджетов регионов и муниципальных образований от средств, поступающих из федерального бюджета (в настоящее время 5 субъектов Российской Федерации имеют в консолидированных доходах своих бюджетов до 10% федеральных средств, 39 - от 10% до 30%, 29 - от 30% до 60%, 8 - от 60% до 80%, и 2 – свыше 80%, а межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением их полномочий по решению вопросов местного значения, в 2010 году составили 46,3% общего объема собственных доходов местных бюджетов), что не создает стимулов для их самостоятельного развития;

несовершенство системы регулирования межбюджетных трансфертов (в 2012 году 72 региона получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2011 году их было 69), что не позволяет в полной мере решать задачи сбалансированности доходов региональных бюджетов (в 2011 году 56 регионов исполнили свой бюджет с дефицитом, при этом дефициты консолидированных бюджетов составили 35 млрд. рублей), а также является одной из причин существующих диспропорций в их социально-экономическом развитии (в 2011 году разница в бюджетной обеспеченности регионов была более чем 6 раз, среднедушевые доходы населения различались более чем в 7 раз).

Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2011 год и в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012–2014 годах были поставлены задачи по проведению децентрализации полномочий и бюджетных ресурсов между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Участники парламентских слушаний считают, что для успешного решения этих задач целесообразно принять ряд мер в области оптимизации разграничения полномочий между органами публичной власти, а также в области совершенствования межбюджетных отношений, в связи с чем рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

при проведении работы по децентрализации полномочий между уровнями публичной власти обеспечить:

разграничение полномочий на основе принципов субсидиарности и их полного финансового обеспечения, дифференцированный подход к передаче новых полномочий в зависимости от готовности регионов к их исполнению, а также их передачу преимущественно в качестве собственных полномочий регионов;

привлечение к работе по разграничению полномочий региональных и местных органов власти, научного, экспертного и предпринимательского сообщества;

оптимизацию структуры органов власти и улучшение их взаимодействия, направленного на обеспечение скоординированной и согласованной деятельности при осуществлении их полномочий, исключения дублирующих функций, упрощения управленческих и контрольных процедур, внедрение в систему управления методов публичного (общественного) управления;

совершенствование методик оценки деятельности руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе включения в них оптимального перечня объективных показателей, характеризующих эффективность осуществляемых ими полномочий.

в целях обеспечения собственных бюджетных источников регионов и муниципальных образований рассмотреть вопрос:

о доведении соотношения распределения налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами до уровня 50% на 50%;

о возможности зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от уплаты налога на прибыль организаций, водного налога, акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов;

о передаче сумм налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту проживания налогоплательщика, а для военнослужащих, по месту нахождения их воинских частей и организаций;

о передаче в местные бюджеты отчислений от налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления (от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, транспортного налога);

о ликвидации налоговых льгот, установленных федеральными законами, по региональным и местным налогам;

о создании новых объектов налогообложения за счет: использования высвобождаемых объектов и земельных участков Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств; перехода на взимание единого налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество; включения в состав объектов налогообложения налога на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, по которым истек нормативный срок строительства;

об обеспечении включения неиспользуемых собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот в целях увеличения поступлений от земельного налога;

о расширении права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по регулированию региональных и местных налогов (снятие ограничений на установление ими налоговых ставок, расширение полномочий по предоставлению налоговых льгот, по установлению порядка предоставления отсрочек, рассрочек, реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам);

о развитии системы стимулирования и поощрения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, достигших наилучших результатов в увеличении регионального и местного налогового потенциала;

об ускорении разработки методики оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой определить перечень неэффективных налоговых льгот.

в рамках деятельности по совершенствованию межбюджетных отношений:

осуществить инвентаризацию расходных обязательств на всех уровнях публичной власти, определить стандарты расходных обязательств и на их основе внести изменения в реестр расходных обязательств органов власти с указанием в нем перечня расходных обязательств и объема финансовых средств, необходимых для их выполнения;

утвердить нормативы финансирования оказываемых государственных и бюджетных услуг на основе установленных минимальных государственных стандартов в целях расчета необходимого объема средств на исполнение расходных полномочий регионов и муниципальных образований;

внести коррективы в порядок определения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с учетом стоимости каждого расходного обязательства, структуры расходных обязательств, налоговых и неналоговых доходов и т.д.), в методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (с учетом в них структуры экономики региона, его налогового потенциала (исключая доходы, направляемые на формирование дорожных фондов), других социально-экономических и природно-климатических факторов, а также необходимости индексации объема дотаций на уровень инфляции);

определить нормативы компенсации затрат на административные расходы по всем делегированным субъектам Российской Федерации полномочиям Российской Федерации;

скоординировать работу по внедрению методов программно-целевого бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

принять меры к обеспечению своевременного и полного направления финансовых ресурсов, выделенных в рамках реализации государственных и муниципальных программ развития (реформирования ЖКХ, переселения северян и др.) в субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год и на плановый период предусмотреть в нем:

реструктуризацию задолженности региональных и местных бюджетов по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов;

предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, а также средств на поддержку программ повышения эффективности бюджетных расходов и стимулирование развития их налогового потенциала;

увеличение размера средств, выделяемых:

- на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях компенсации их дополнительных расходов, связанных с увеличением их расходных обязательств;

- на условиях софинансирования на решение задач модернизации производства и инновационного развития региональной и муниципальной экономики, в том числе на поддержку центров регионального развития (технопарков, наукоградов, кластеров и др.);

- на поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, добившихся лучших результатов в развитии своего налогового потенциала, а также иных социально-экономических показателей.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации:

внести изменения:

в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части:

- установления ответственности федеральных органов власти за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

- регулирования вопросов использования программно-целевого метода бюджетного планирования.

в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части установления ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

при принятии федеральных законов обеспечить:

исключение возможности рассмотрения норм, предусматривающих изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленных в виде поправок к законопроектам, если на них не имеется заключения Правительства Российской Федерации;

исключения возможности регулирования льгот по уплате налогов и сборов не Налоговым кодексом Российской Федерации, а иными законодательными актами, а также установления неналоговых платежей и сборов отраслевыми законодательными актами и подзаконными актами.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальных образований

обеспечить активное участие в проводимой работе по разграничению полномочий между уровнями публичной власти, определить перечень полномочий и налогов, которые было бы целесообразно закрепить за федеральными, региональными и местными органами власти;

принять меры, направленные на увеличение собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оптимизацию их расходов, эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов, как собственных, так и поступающих из федерального бюджета, для финансового обеспечения своих расходных обязательств;

разработать порядок использования муниципальными образованиями средств, направляемых им субъектами Российской Федерации, с учетом необходимости предоставления им больших прав и самостоятельности в расходовании этих средств;

провести работу по улучшению взаимодействия с налоговыми органами при администрировании региональных и местных налогов.

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера С.М. КИРИЧУК

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Е.В. БУШМИН

Читайте также: