Провести систематизацию суждений о понятии налог в процессе развития научных взглядов

Обновлено: 02.07.2024

В доклассический период были разработаны многие важные теоретические положения, касающиеся сущности налогов. Еще философ и теолог Ф.Аквинский говорил о существующей поныне распределительной функции. Появились первые налоговые учения, основанные на связи функций налогов и государства: теории обмена (эквивалента), фискального договора. Большая заслуга таких ученых как Ф. Кенэ, У.Петти состоит в том, что они положили теоретическую основу формирования функций налогов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

дополн-е.doc

В доклассический период были разработаны многие важные теоретические положения, касающиеся сущности налогов. Еще философ и теолог Ф.Аквинский говорил о существующей поныне распределительной функции. Появились первые налоговые учения, основанные на связи функций налогов и государства: теории обмена (эквивалента), фискального договора. Большая заслуга таких ученых как Ф. Кенэ, У.Петти состоит в том, что они положили теоретическую основу формирования функций налогов. Тем не менее, финансовая наука тогда еще не выделилась окончательно в самостоятельную отрасль знания и не смогла выдвинуть целостных научных концепций налогообложения.

Основная идея – невмешательство государства в хозяйственную жизнь, в том числе посредством налогов. Налоги, по мнению представителей теории – непроизводительные расходы, которые вредны для общества (в частности для накопления капитала). Выделяется в это время регулирующая роль налогов, заключающаяся в соответствующем обложении отраслей с неравной нормой прибыли (подразумевался перелив капитала из одних отраслей в другие).

Развитие взглядов экономистов на функции налогов конца XIX - XX веков.

В конце XIX века налогообложение начинает играть роль в социально-экономической жизни общества. До этого времени отрицалось то, что налоги могут иметь пользу для плательщика, законодатели преследовали лишь фискальную цель налога. В первую очередь благодаря социалистам, акценты сместились на использование налогов в качестве средства перераспределения доходов. Заслугой К.Маркса и Ф.Энгельса в области налогообложения было то, что они предложили перераспределять национальный доход с помощью налогов в пользу неимущих классов. Маркс и Энгельс отмечали: “Если демократы предлагают пропорциональный налог, рабочие должны требовать прогрессивного.”

По мнению неоклассицистов предпочтение отдается лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики. А. Маршал отмечал, что важно стремиться к осуществлению равномерного распределения предоставляемых государством благ соразмерно внесенному плательщиком налогу.

По теории экономики предложения, сформулированной в начале восьмидесятых годов американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером, в большей степени, чем по кейнсианской теории, налоги рассматриваются в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Основой теории является то, что рынок способен самоуравновешиваться, а государственное вмешательство только мешает его нормальному функционированию.

Налогообложение в России. Развитие научных взглядов.

В дореволюционной России практически все налоги существовали с одной единственной функцией – фискальной. Пополнение казны происходило засчет введения новых налогов, увеличения их размеров, если в казне наблюдался дефицит бюджета. Социалисты же сумели сделать акцент на распределительной функции налогов. При этом они провозгласили прогрессивность налога.

Налоговая реформа 1930—1932 гг.

Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий ВНП, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

"В настоящее время,- говорил в докладе на съезде Хрущев,- развитие всего народного хозяйства и культуры Советского Союза осуществляется главным образом за счет накоплений социалистических предприятий”. Мероприятия не увенчались успехом.

После проводились налоговые реформы в связи с разрешением индивидуальной трудовой деятельности граждан (1986), при этом налогам была присуща фискальная функция.

Современные взгляды на функции налогов

Современные российские ученые - экономисты высказывают различные мнения по вопросу о функциях налогов.

Один из аргументов автора состоит в том, что ведущие экономисты развитых западных стран, значительно превосходящих Россию как по опыту практического использования налогов, так и по уровню теоретического его освоения, детально анализируют в своих трудах фискальное значение налогов, принципы обложения и влияние на экономику.

Д.Г. Черник и группа авторов выделяют пять функций налога:

1) фискальная, которая отражает задачу наполнить бюджет государства;

2) распределительная (социальная) , то есть осуществление государством через налоговую систему перераспределения финансовых ресурсов, в том числе перетекания денег из производственной сферы в социальную.

3) регулирующая функция, которая определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налогов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиться желаемых изменений в структуре производства и его размещении.

4) контрольная функция отражает возможность государства благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций получать информацию об истинном финансовом положении граждан и страны в целом, а это в свою очередь позволяет вносить необходимые изменения в бюджетную и налоговую политику.

5) политическая, которая связана с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Например, в настоящее время существует правительственное соглашение между Россией и республикой Беларусь о взимании НДС по принципу страны назначения.

Читайте также: