Продажа права аренды налог на прибыль

Обновлено: 20.05.2024

Гражданским законодательством не запрещены сделки, в которых фактическая цена реализации активов является ниже их рыночной стоимости на дату их продажи, за исключением ситуаций, когда установлен прямой запрет на совершение подобных операций.

Государственное ценовое регулирование в отношении реализации транспортных средств в настоящее время также не осуществляется.

В данной ситуации нормы трансфертного ценообразования тоже не могут быть применены, так как данная сделка не входит в перечень сделок, предусмотренный ст. 88 НК.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки, и их остаточной стоимостью, а также затратами по их реализации (ч. 1 п. 2 ст. 168 НК).

Вместе с тем к решению о совершении рассматриваемой сделки необходимо подходить взвешенно и продуманно. Она должна быть реальной, не искажать сведения о хозяйственной операции, не преследовать цель неуплаты налогов (п. 4 ст. 33 НК). В противном случае есть риск, что при проверках налоговая база будет пересчитана, а организации придется как доплатить налог на прибыль, так и перечислить в бюджет пени.

Коммерческая организация арендует объект недвижимости. В каких случаях арендатор имеет право учесть при исчислении налога на прибыль предъявленные ему арендодателем: налог на недвижимость, земельный налог и арендную плату за земельный участок, налог при УСН, экологический налог при условии, что это предусмотрено в договоре аренды?

Арендатор может учесть при налогообложении прибыли суммы, подлежащие возмещению (налог на недвижимость, земельный налог, коммунальные платежи и т.п.) сверх арендной платы, только если арендодатель осуществляет такие платежи в соответствии с законодательством либо иными договорами по содержанию и обслуживанию объекта аренды (ч. 5 п. 3 Письма N 2-2-10/00541).

В данном случае арендатор может включить в затраты суммы возмещения земельного налога, налога на недвижимость, арендную плату за земельный участок только в отношении арендуемой части площади.

Налог при УСН никак не связан с объектом аренды и может компенсироваться по договоренности сторон. Если по каким-либо причинам арендатор возмещает налог при УСН, то эта сумма возмещения не учитывается при налогообложении прибыли арендатора. Что касается экологического налога, то арендатор вправе включить в затраты суммы возмещения экологического налога за хранение, захоронение отходов производства только в отношении арендуемого им объекта недвижимости.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, передается в безвозмездное пользование, обязаны возмещать ссудодателю (если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией этого имущества в соответствии с подп. 2.13 Указа N 150. Возмещению подлежат в том числе и расходы на коммунальные услуги, порядок возмещения которых определен Положением N 433.

Не включаются в состав внереализационных доходов суммы возмещаемых ссудодателю расходов, возникающих в связи с приобретением коммунальных и (или) иных работ (услуг) по содержанию и (или) эксплуатации этого имущества, а также расходов, обязанность возмещения ссудодателю которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь (за исключением сумм расходов, которые относятся к работам (услугам), выполненным (оказанным) ссудодателем собственными силами). При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, также не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 4.18 ст. 174 НК).

В связи с этим поступающие в рамках Указа N 150 суммы возмещения коммунальных услуг ссудодатель не включает в состав внереализационных доходов, и затраты на коммунальные услуги также не учитывает при исчислении налога на прибыль.

Учитываются при исчислении налога на прибыль расходы по высадке цветов возле арендуемого объекта?

Расходы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) населенных пунктов и прилегающих территорий учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих нормируемых затрат (подп. 2.2 ст. 171 НК).

Правила благоустройства и содержания населенных пунктов (за исключением г. Минска) утверждены постановлением N 1087, Правила благоустройства и содержания города Минска — решением Мингорсовета от 16.11.2006 N 252.

Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включает в себя в том числе озеленение территорий (абз. 2 п. 5.4 Правил N 1087).

В связи с этим расходы по высадке цветов возле арендуемого объекта включаются в состав прочих нормируемых затрат.

Многие покупатели недвижимости делают выбор в пользу апартаментов, стоимость которых в большинстве случаев меньше стоимости обычных квартир. Но налог на имущество для апартаментов выше налога для квартир. Еще для апартаментов установлены более высокие тарифы на коммунальные услуги, а при покупке недвижимости нельзя вернуть налоговый вычет.

Рассказываем, как считают налог на апартаменты, сколько денег придется потратить на их содержание и почему нельзя вернуть налоговый вычет, как это делают покупатели обычных квартир.

Что такое апартаменты — к чему их приравнивают при определении налога

Понятие апартаментов существует, но оно не закреплено законодательно. С юридической точки зрения апартаменты относят к нежилым помещениям, хотя фактически в них можно проживать, даже оформлять временную регистрацию.

Закон приравнивает апартаменты к гостиницам. Из этого следует, что такая недвижимость не рассматривается в качестве объекта первой необходимости, как предусмотрено для жилых объектов. В связи с этим есть отличия в налогообложении — перечисления в бюджет для апартаментов определяются не так, как для квартир или домов.

Когда нужно платить налог — виды налогов для собственников апартаментов

Вопрос о налогообложении апартаментов возникает в трех ситуациях:

при продаже объекта;при сдаче недвижимости в аренду;при владении имуществом.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц должен платить тот, кто указан в качестве собственника в Едином государственном реестре недвижимости. Расчет налога начинается со дня, когда данные о новом владельце были внесены в реестр.

Законодательно апартаменты не приравнены к жилым помещениям, поэтому налог на имущество для их собственников рассчитывается исходя их того, что это нежилое помещение. Сумма налога будет зависеть от:

региона, в котором находится объект недвижимости;типа здания, в котором расположены апартаменты, вида их разрешенного использования;присутствия в здании, где находятся апартаменты, офисных помещений, общепита и других площадей, которые заняты под ведение предпринимательской деятельности;величины кадастровой или инвентаризационной стоимости.

При определении суммы, которую нужно заплатить за владение имуществом, используют налоговую базу. Налоговая база для апартаментов может устанавливаться на основании:

величины кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который собственник платит налог на апартаменты. Такой показатель используют при условии, что региональные власти успели его установить на начало года. Для этого по требованиям Налогового кодекса РФ сведения о кадастровой стоимости должны быть внесена в ЕГРН. Посмотреть кадастровую стоимость апартаментов в Москве, как и расположенных в другом городе, можно в выписке из ЕГРН. Она стоит 350 рублей. Бесплатно посмотреть кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра;инвентаризационной стоимости объекта. Такой показатель используется при условии, что кадастровая стоимость не была определена. Инвентаризационная стоимость реже используется при расчете налоговой стоимости. Но она более выгодна для собственников объекта недвижимости, потому что в большинстве случаев инвентаризационная стоимость ниже кадастровой. Когда ее используют при определении величины налога на апартаменты, собственник платит меньше.

Пример расчета имущественного налога на апартаменты

В качестве примера рассмотрим порядок расчета налога на имущество для апартаментов, которые расположены на территории Москвы. Налоговая ставка по Москве в отношении объектов, которые не относятся к жилому имуществу, составляет 0,5% от кадастровой стоимости. Но она может быть больше, если в здании располагаются офисные помещения, общепит или другие площади, используемые для ведения бизнеса.

Предположим, нужно рассчитать налог на имущество для апартаментов, кадастровая стоимость которых составляет 8 млн рублей. Назначение здания не предусматривает размещения в нем офиса, общепита или других аналогичных объектов. Право собственности на апартаменты принадлежит супругам. Они владеют недвижимостью в равных долях – каждому принадлежит половина объекта.

При проведении расчетов сначала устанавливают налоговую базу. Для ее расчета умножают кадастровую стоимость на величину доли в собственности. Для доли каждого из супругов налоговая база составит:

Налоговая база = 8 000 000 х 1/2 = 4 000 000 рублей.

После определения налоговой базы вычисляют сумму налога к уплате. Для этого налоговую базу делят на 100 и умножают на размер налоговой ставки:

Сумма налога = 4 000 000/100 х 0,5 = 20 000 рублей.

При обозначенных условиях каждому из супругов за отчетный год нужно уплатить 20 тыс рублей.

Если бы супруги владели квартирой, размер имущественного налога для нее был бы меньше. При таком же размере кадастровой стоимости налоговая ставка составит 0,1%. Если пересчитать сумму налога для квартиры при аналогичных условиях, то она составит для доли каждого из супругов 4000 рублей.

Если здание, где расположены апартаменты, будет отнесено к другой категории, то сумма налога может быть больше для ее собственника. Например, если в помещениях расположены офисы, сумма налога будет считаться как 2% от кадастровой стоимости объекта.

Чтобы проверить информацию о величине налоговой ставки на конкретный вид апартаментов, нужно зайти в раздел справочной информации на сайте ФНС.

Налогообложение при продаже и покупке апартаментов

При покупке апартаментов новый собственник объекта недвижимости не платит налог. Его нужно платить в случае, если собственник получил доход, когда продал недвижимость. Необходимость его перечисления определяется в зависимости от срока владения объектом:

если право собственности оформлено на объект 5 лет назад или ранее, то налог на доход от продажи апартаментов платить не нужно;если право собственности оформлено менее 5 лет назад, продавец должен заплатить налог. Его величина определяется как 13% от разницы между стоимостью при его покупке и суммой, полученной от покупателя при продаже.

Сумму налога рассчитывают как 13% от полученного дохода. Но такой процент установлен только для тех лиц, которых относят к налоговым резидентам России. Налоговые резиденты — это те, кто проживают на территории страны более 183 дней в течение календарного года. Те, кто живет в России менее 183 дней в течение календарного года, считаются налоговыми нерезидентами. Для них налоговая ставка составляет 30%.

Величина налоговой ставки при продаже апартаментов индивидуальными предпринимателями будет отличаться и зависеть от системы налогообложения, на которой находится налогоплательщик.

Особенности налогообложения при продаже имущества

Налоговый кодекс РФ определяет, что по общему правилу доход от реализации объекта должен быть перечислен продавцом при условии, что срок владения объектом – менее 5 лет. Но есть исключения. Такой срок может составлять 3 года при соблюдении условия:

право собственности на объект получено в результате оформления дарственной. Но человек, оформивший дарственную, должен быть близким родственником нового владельца. Категории лиц, которых можно отнести к близким родственникам, указаны в Семейном кодексе РФ;право собственности возникло в порядке наследования;право собственности получено на основании подписанного между бывшим и настоящим владельцем договора ренты;право собственности получено после приватизации объекта.

Обозначенные условия действуют только для жилых объектов. В случае продажи апартаментов срок владения помещением для освобождения от уплаты налогов должен быть более 5 лет.

Доступен ли налоговый вычет на апартаменты?

Налоговый вычет позволяет покупателям возвращать часть потраченных на покупку средств. Это доступно для тех граждан России, которые имеют официальный доход. Вернуть можно 13% от суммы, потраченной на приобретение недвижимости. Максимальный размер вычета, который можно вернуть по состоянию на 2021 год – 260 тыс рублей.

Право возврата налогового вычета закреплено Налоговым кодексом РФ. Кроме земельных участков, при приобретении или застройке которых новые собственники получают деньги из бюджета, средства возвращают за покупку:

Чтобы получить налоговый вычет, собственники недвижимости могут самостоятельно обращаться в отделение ФНС. Предусмотрено и автоматическое оформление вычета. Это возможно, если банк, через который проводились средства при заключении сделки, выступает в качестве налогового агента. В таком случае собственнику объекта в личный кабинет на сайте ФНС приходит заполненное заявление, которое нужно подписать.

Налоговый кодекс РФ не содержит информации о том, что налоговый вычет положен за покупку апартаментов. Собственники нежилых помещений не могут его получить.

Закон не запрещает изменять статус объектов недвижимости. При определенных обстоятельствах апартаменты могут быть переведены в статус жилого помещения. Но даже в таком случае налоговый вычет не положен. Его можно получить только при условии, что объект имел статус жилого на дату приобретения.

Налоговый вычет предполагает возврат не только части средств, потраченных покупателем на приобретение жилья, но и процентов за использование кредитных средств. Такое право возникает, если для покупки объекта использовали ипотечный кредит. Максимальная сумма, которую можно вернуть в счет средств, потраченных на оплату процентов по кредиту — 390 тыс рублей. Но для этого нужно, чтобы кредит был потрачен на покупку земельного участка или объекта недвижимости, который относят к жилым помещениям. Если ипотечный кредит брали для покупки апартаментов, получить налоговый вычет нельзя.

НДФЛ при сдаче апартаментов в аренду

Те граждане, которые сдают недвижимость и получают доход от такой деятельности, должны платить налог. В обычных случаях сумма налога составляет 13% от суммы дохода. Задекларировать доход нужно до 1 мая года, который следует за отчетным. Перечислить налог необходимо до 15 июля.

Сумму налога можно уменьшить. Для этого собственник объекта должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Если выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН), с полученного дохода нужно платить 6%. Но если не подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, налог будет больше, чем для физических лиц — 20% от полученного дохода.

Цена апартаментов и расходы на их содержание

Цена апартаментов при аналогичной площади помещения в большинстве случаев ниже, чем цена квартир. Например, апартаменты экономкласса без проведения отделочных работ могут обойтись на 30% дешевле квартиры. Средняя разница в цене составляет 10-15%.

Но сэкономив на приобретении апартаментов, их собственник потратит больше при оплате налогов — налог на имущество для владельцев жилых помещений ниже.

В домах и квартирах можно оформить как временную, так и постоянную регистрацию. Для апартаментов также доступна регистрация, но только временная. Постоянно прописаться в них нельзя. На это не влияет, кто хочет зарегистрироваться – собственник помещения или другой человек. Максимальный срок временной регистрации по закону не превышает 5 лет. Для апартаментов действуют общие правила – прописаться в них можно только на 5 лет.

Содержание апартаментов и оплата коммунальных услуг

В среднем тарифы на коммунальные услуги для апартаментов на 15% больше, чем для квартир.

Стоимость содержания апартаментов будет зависеть от типа здания, оказываемых услуг и тарифов управляющей компании, которая будет обслуживать его. Это может быть невысокая стоимость содержания при обычной уборке, вывозе мусора, оплате работы сантехника и электрика. Если это апартаменты бизнес-класса, элит-класса, где дополнительно оплачивают охрану, консьержа, садовника, то их содержание обойдется дороже.

Как заранее узнать налоговую ставку на имущество для строящегося объекта

Сведения введенных в эксплуатацию московских апартаментах, по которым определены максимальные тарифные ставки, размещены на сайте столичной мэрии. Объект попадает в такой перечень, если больше 20% его площади используется с целью размещения офисов, объектов торговли, предприятий общественного питания.

Часть владельцев апартаментов регистрируют право собственности на основании заключенного с застройщиком договора долевого участия. Это схема, аналогичная покупке квартир на стадии котлована. Но в таком случае редко можно заранее узнать — какая будет налоговая ставка по конкретному объекту. Это связано с тем, что при строительстве застройщик не всегда знает, какие помещения будут в возводимом здании. Но есть застройщики, которые сразу определяют категорию помещений строящегося здания. Если компания дает такую информацию, можно сразу определить, какая будет ставка при расчете имущественного налога.

Налогообложение и содержание апартаментов: что запомнить

Закон не относит апартаменты к категории жилых помещений. При налогообложении используются нормы, установленные для нежилых помещений.Собственники апартаментов платят налог на имущество, на доход от сдачи объекта в аренду и на доход от продажи.Размер налоговой ставки при оплате имущественного налога зависит от региона, в котором находится здание.На размер налоговой ставке при оплате имущественного налога дополнительно влияет категория здания и тип помещений в нем. Учитывают также процент площади, занятый в здании под офисы и другие категории помещений, предназначенных для ведения предпринимательской деятельности.Необходимость перечислять налог на имущество возникает с момента регистрации права собственности.Налог на имущество рассчитывается от кадастровой или инвентаризационной стоимости апартаментов.Налог от продажи нужно перечислять при условии, что право собственности на апартаменты возникло менее 5 лет назад.При сдаче апартаментов в аренду налоговые резиденты платят 13% от дохода, нерезиденты — 30%. Если сдавать апартаменты в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения, налоговая ставка — 6% от дохода.При покупке апартаментов их собственники не могут получить налоговый вычет.Средняя стоимость апартаментов ниже стоимости квартир аналогичной площади. Но на апартаменты выше налог на имущество и коммунальные платежи.В апартаментах можно зарегистрироваться. Но это может быть только временная регистрация, максимальный срок которой — 5 лет.


ПБУ 25 от 2018 года (правильнее его называть ФСБУ 25/2018) – новый стандарт, все еще вызывающий вопросы у бухгалтеров при его применении. В этом материале разберем подробно основные положения нового ПБУ по аренде основных средств с точки зрения учета у арендатора и арендодателя.

Новое ПБУ Аренда с 2019 года

Обязательным к применению новое ПБУ по аренде становится с бухгалтерской отчетности за 2022 год. При этом разрешено не применять стандарт в отношении тех арендных договоров, исполнение которых истекает до конца 2022 года (или года, начиная с отчетности за который начали применять ФСБУ 25/2018).

Таким образом, у бухгалтеров есть три года, чтобы вникнуть в новые требования по учету аренды и освоиться с ними. Напомним, что начать применять стандарт можно и до крайнего срока. Такой подход рекомендован арендаторам и арендодателям, у кого есть или планируются долгосрочные договора аренды, срок действия которых истечет после 31.12.2022.

Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по ФСБУ 25/2018, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Заблаговременный переход на учет по правилам ФСБУ 25/2018 в таком случае избавит бухгалтеров от ретроспективного пересчета показателей отчетности за предшествующие 2022 году отчетные года. Отметим, также, что решение применять новый стандарт по аренде ранее 2022 следует прописать в учетной политике и раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если же вы перешли на ФСБу 25/2018 с 2022 года, придется пересчитать показатели прошлых лет ретроспективно.

Пример отражения в учете и отчетности арендатора перехода на ФСБУ 25/2018 с ретроспективным пересчетом показателей от КонсультантПлюс:
На дату начала применения стандарта (01.01.2021) у организации имеется действующий договор аренды производственного помещения, согласно которому:
дата заключения договора аренды и дата предоставления помещения в аренду (дата подписания акта приема-передачи помещения) - 01.10.2019;
срок аренды - 7 лет;
арендный платеж составляет 500 000 руб. (без учета НДС) и уплачивается ежеквартально на первое число каждого квартала;.
Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Новые правила учета аренды по ПБУ 25/2018: учет у арендатора

Новый стандарт предусматривает учет арендных платежей для арендатора в двух вариантах:

Арендатор, как и прежде, равномерно списывает аренду в расходы, исходя из условий договора.

Однако, чтобы применять данный метод, потребуется выполнить несколько обязательных условий:

  1. Договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору, и не предусмотрено право выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа.
  2. Предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.

То есть, вариант становится не применим для лизинга и для субарендаторов.

  1. Срок аренды не превышает 12 месяцев на дату получения арендуемого имущества.
  2. Рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб., и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов.

Таким образом, применять старый порядок списания расходов по аренде можно только для краткосрочных договоров или для аренды предметов невысокой стоимости.

Еще одна возможность дана для арендаторов, применяющих упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Таким позволено учитывать любые договора аренды по старом способу .

Второй вариант – по МСФО

Если выполнить условия предыдущего пункта не получилось – аренду следует учитывать как право пользования активом по международным правилам.

Это означает следующее:

  1. На дату получения арендуемого актива он признается в бухгалтерском учете как оцененное право пользования активом
  2. Одновременно признается обязательство по арендным платежам

Тот, кто учитывал лизинг на балансе арендатора – поймет о чем идет речь. Порядок признания аналогичен, только теперь он будет распространяться и на имущество, арендуемое не по договору именно лизинга. Мы подробно расписывали порядок приема к учету объекта лизинга здесь.

  • Величина оценки обязательства по аренде – то есть сумма к уплате арендодателю за период с момента получения предмета аренды и до окончания действия договора аренды;
  • Платежи, осуществленные на дату получения предмета аренды или до такой даты. Имеются ввиду залоги, обеспечения, предоплаты и т.п., прописанные в договоре;
  • затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования. Считаются по аналогии с приемом к учету объекта ОС;
  • Величина подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства по завершению договора аренды. Имеются в виду прописанные в договоре аренды будущие затраты арендатора по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до оговоренного состояния и т.п.

При расчете всех показателей следует применять общее правило признания активов – они должны быть надежно оценены для признания в учете.

ФСБУ 25/2018 также применяется при лизинге. В бухучете при получении предмета лизинга лизингополучателю нужно признать право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде. А лизингодателю - учесть процентные начисления по инвестиции в составе доходов по обычным видам деятельности.

Как это сделать на практике, в деталях разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к К+ можно получить бесплатно. Если вы лизингополучатель, вам поможет это Готовое решение, а если лизингодатель — тогда вам в этот материал.

Амортизация права пользования объектом

Сформированную и учтенную на балансе стоимость права аренды арендатор амортизирует (п.17 ФСБУ 25/2018). Для правила есть исключения — случаи, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются (например, земля).

Принятый для расчета амортизации срок полезного использования права не должен превышать срок договора аренды. Тут тоже есть исключение — если в договоре предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору по истечении договора аренды.

Оценка обязательства по аренде

Обязательство по договору аренды оценивается и учитывается по приведенной стоимости.

То есть суммы, которые вы потратите в будущем на оплату аренды следует учитывать не по номиналу, а по их будущей стоимости. Определять такую стоимость надо путем дисконтирования.

Подробная инструкция, как именно определять приведенную стоимость при учете аренды рассказано в п. 15 ФСБУ 25/2018.

Новое ПБУ: учет аренды у арендодателя

Арендодатель тоже будет вести учет аренды двумя способами. Способы по ФСБУ 25/2018 зависят от классификации аренды

Операционная аренда

Если экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель, то аренда будет признаваться операционной.

При определении типа аренды в расчет можно принять любое из следующих обстоятельств:

  • Срок аренды существенно меньше и несопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды может использоваться;
  • Предметом аренды являются имеющие неограниченный срок использования объекты, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются;
  • На дату предоставления предмета аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей существенно меньше справедливой стоимости предмета аренды;
  • Прочие обстоятельства, говорящие о том, что экономические выгоды и риски, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель.

При операционной аренде арендодатель признает доходы признает равномерно (п. 41 ФСБУ 25/2018) и не изменяет прежний порядок учета актива в связи с его передачей в аренду.

Не операционная (финансовая) аренда

Аренда признается не операционной, если к арендатору переходят экономические выгоды и риски, обусловленные правом пользования предметом аренды (п. 25 ФСБУ 25/2018).

Признаками того, что аренда финансовая, будет любое из обстоятельств:

  • Условиями договора аренды предусмотрен переход к арендатору права собственности на предмет аренды;
  • Арендатор имеет право на покупку предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату реализации этого права;
  • Срок аренды сопоставим с периодом, в течение которого предмет аренды остается пригодным к использованию;
  • На дату заключения договора аренды приведенная стоимость будущих арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;
  • Возможность использовать предмет аренды без существенных изменений имеется только у арендатора;
  • Арендатор имеет возможность продлить установленный договором срок аренды с арендной платой значительно ниже рыночной;
  • Прочие обстоятельства, подтверждающие переход к арендатору экономических выгод и рисков, обусловленных правом собственности на предмет аренды.

Чистая стоимость определяется путем дисконтирования валовой стоимости аренды по процентной ставке, при использовании которой приведенная валовая стоимость инвестиции в аренду на дату предоставления предмета аренды равна сумме справедливой стоимости предмета аренды и понесенных арендодателем затрат по договору.

Валовая стоимость инвестиции в аренду определяется как сумма номинальных величин причитающихся арендодателю арендных платежей за весь период аренды и потенциальной ликвидационной стоимости предмета аренды.

Только арендатор рассчитает и учтет у себя обязательство в пассивах, а арендодатель учтет у себя инвестицию в активах.

Изменения стоимости инвестиций

Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

Проценты по инвестиции признаются арендодателем в качестве доходов периода, за который они начислены. Процентный доход рассчитывается следующим образом: чистая стоимость инвестиции в аренду на начало периода, за который рассчитывается доход, умножается на процентную ставку за этот период. (Выполняется действие, обратное дисконтированию, чтобы стоимость, которая на начало периода была приведенной, на конец периода стала текущей).

Затраты, связанные с договором аренды, арендодатель включает в чистую стоимость инвестиции в аренду по мере осуществления этих затрат, а справедливую стоимость предмета аренды — в чистую стоимость инвестиции в аренду на дату передачи предмета аренды с отнесением указанной стоимости на расчеты с поставщиком (в случае лизинга) или с одновременным списанием переданного в аренду актива (в иных случаях, если предмет аренды признавался в составе активов). Образующаяся при этом разница относится на доходы (расходы) периода, в котором признана инвестиция в аренду

Итоги

Новое ПБУ по аренде основных средств приближает российские нормативы к МСФО. Бухгалтерам, чьи компании не попадают под предусмотренные стандартом исключения, придется разобраться в международной классификации договоров аренды, в том, как посчитать приведенную стоимость денег и верно признать активы и обязательства в бухотчетности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Если вы решили продать недвижимое имущество и/или транспортное средство нужно ли вам платить налог?

Если вы реализуете имущество и/или транспортное средство, которое находится на праве собственности более 1 года с даты регистрации права собственности, то имущественный доход не возникает, соответственно представление декларации по индивидуальному подоходному налогу не требуется.

Но, если вы реализуете имущество и/или транспортное средство, которое находится на праве собственности менее 1 года с даты регистрации права собственности, возникает имущественный доход, который определяется как положительная разница между стоимостью реализации квартиры и стоимостью ее приобретения. При возникновении такого дохода Вам необходимо представить декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) в срок не позднее 31 марта года, следующего за годом, в котором получен такой доход и уплатить индивидуальный подоходный налог в размере 10 % от такого дохода не позднее 10 апреля года, следующего за годом, в котором получен такой доход.

В соответствии статьи 35 Предпринимательского кодекса РК государственная регистрация физических лиц, осуществляющих частное предпринимательство без образования юридического лица, заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя в органе государственных доходов по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В свою очередь, доход, полученный от сдачи в аренду имущества, относится к имущественному доходу физического лица. Сумма налога составляет 10% от суммы дохода. Главное в этом случае вовремя оплачивать налог не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу, то есть 31 марта следующего года.

В каких случаях обязательна регистрация в качестве ИП?

Согласно Закону обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые используют труд наемных работников на постоянной основе, имеют от частного предпринимательства совокупный годовой доход в размере, превышающем не облагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законами РК.

Согласно статье 35 Предпринимательского кодекса РК, если размер дохода за календарный год для физического лица составляет 12-кратный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года, необходимо регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, если вы используете труд наемных работников, ваш доход выше 12 МЗП, вам необходимо зарегистрироваться в качестве ИП.

Индивидуальный предприниматель при сдаче имущества в аренду может выбрать один из режимов исчисления и уплаты налогов – специальный налоговый режим на основе патента либо специальный режим на основе упрощенной декларации.

Если вы выбрали режим патента, наличие кассового аппарата необязательно. Для тех, кто работает по упрощенной декларации, наличие кассового аппарата и выдача кассового чека обязательно.

Согласно Налоговому кодексу индивидуальный предприниматель, работающий на основе упрощенной декларации, уплачивает налог в 3 % от суммы дохода. При выборе режима по патенту – отчисляемая налоговая сумма составляет 1 %.

Если юридическое лицо арендодатель или арендатор

Если же физическое лицо сдает в аренду имущество юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то доход, полученный от сдачи в аренду имущества, относится к доходу физического лица от налогового агента и подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты. При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога у источника выплаты возлагается на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Ставка налога также составляет 10% от суммы дохода.

Если арендодателем является юридическое лицо, работающее по упрощенному режиму, то согласно Налоговому кодексу (Ст.687) выплаты от дохода будут исчисляться в размере 3 %. Для юр.лица, работающему в общеустановленном порядке, налог на доходы от аренды будет составлять 20%.

Читайте также: