Правомерны ли действия налоговой инспекции

Обновлено: 18.05.2024

По дарственной, несовершеннолетнему оставлена квартира, налоговая инспекция насчитала налог в 26000 руб. . Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Налоговая инспекция выставила гражданский иск по недоимке НДС. Иск выставлен физлицу (директору ООО). Правомерны ли действия налоговой инспекции.

Налоговая инспекция требует подать уточненную декларацию на проданный в 2015 грузовик, указывая на то, что на продажу коммерческой техники не распространяется налоговый вычет. И требует уплаты 13 % с продажи. Правомерны ли действия налоговой инспекции? И существует ли способ не оплачивать этот налог?

Налоговая инспекция не согласна с оценкой бои стоимости поваренной безвозмездно квартиры и требует доплатить налог на рыночную стоимость квартиры, оценив жилье в 10 раз дороже оценки бои. Правомерны ли действия налоговой инспекции? Могу ли я опротестовать решение налоговой инспекции секции?

Организация купила в один день 2 объекта недвижимого имущества, но не поставила их на налоговый учет. Налоговая инспекция предъявила штрафные санкции в размере 10000 рублей (по 5000 за каждый объект). Правомерны ли действия налоговой инспекции, ведь здесь нарушение одно - не постановка на учет. Спасибо.

Из налоговой пришло требование о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по НП за 2014 год. Уточненная декларация была подана 15.04.2015. Правомочны ли действия налоговой инспекции?

Наше ООО подало в территориальную инспекцию Федеральной налоговой службы РФ заявление, подписанное генеральным директором; решение о создании ООО, подписанное учредителями; учредительный договор и устав, составленный учредителями; платежное поручение об уплате государственной пошлины. Территориальная инспекция Федеральной налоговой службы РФ направила письмо с отказом в государственной регистрации юридического лица по мотиву экономической нецелесообразности целей деятельности, обозначенных в учредительном договоре и уставе. Насколько правомерно территориальная инспекция Федеральной налоговой службы РФ отказала в регистрации юридического лица на основании законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц? Как можно обжаловать действия территориальной инспекции Федеральной налоговой службы РФ в судебном порядке?

От налоговой инспекции вторично получила требование об уплате налога на земельный участок (ранее я обращалась в инспекцию и писала заявление, что у меня в собственности данного земельного участка нет). Какие мне необходимо предпринять действия, чтобы доказать, что у меня в собственности нет никакого земельного участка? Боюсь, что Налоговая инспекция обратиться в суд о принудительном взыскании налога. СПАСИБО!

Для получения налогового вычета за лечение зубов попросил в клинике, где лечился, документы для предоставления в налоговую инспекцию. Документы дали, но оказалось, что у клиники просрочена лицензия - срок ее действия истек в начале 2012 года. Я лечился уже в 2013. Получу ли я теперь налоговый вычет, предоставив налоговой инспекции копию такой лицензии?

Налоговая выставляет требование по уплате пени - ндфл, есн, ндс в размере 280 000 руб. В 2008 г налоговой инспекцией по результатам выездной проверки был составлен акт. На взыскание сумм недоимки, штрафов, пеней инспекция подала в арбитражный суд, В 2010 г. решением арбитражного суда инспекции было отказано взыскание. Правомерны ли действия налоговой инспекции.

Я инвалид 2 группы, имеющий автомобиль мощностью 173 л.с.автомобилю 2 года. Я за 2013 год заплатил по квитанции из налоговой инспекции транспортный налог без всяких льгот. В налоговой инспекции знают, что я инвалид. Првильно ли делает инспекция требуя с меня уплату? И что мне делать, если ее действия не законны?

Александр Евгеньевич Нечаев.

Квартира по долевому участию была полностью оплачена 2016 году.

Акт-приема-передачи квартиры был подписан только в марте 2017. Налоговая инспекция отказала в возмещении налога за 2016 год. Правомочно ли действия налоговой инспекции?

Получил уведомление о компенсации денежных средств (налоговый вычет на свое обучение). А вместе с ним бумагу об необходимости уплаты налога на сумму налогового вычета. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

У меня такая ситуация: Я являюсь частным предпринимателем, 3 октября начальник налоговой инспекции вынес постановление о привлечении меня к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. 2 ноября я обратилась с заявлением в налоговую инспекцию с просьбой предоставить мне отсрочку исполнения постановления. 8 ноября начальник налоговой инспекции вынес определение о предоставлении мне отсрочки сроком на один месяц, с 3 ноября по 3 декабря, но в связи с тяжелым материальным положением, я еще раз обратилась с заявлением о повторной отсрочке, но налоговая инспекция отказала. Правомерны ли ее действия?

Являясь пенсионером по старости с 2012 года, я освобождена от налогообложения на 1 квартиру. В конце 2014 года (24.12.2014 г.) на меня была оформлена еще одна квартира. Налоговая инспекция в отношении первой квартиры выставила налоговое уведомление за 2014 год. Но собственником второй квартиры в 2014 году я была только 7 дней. Правомочны ли действия налоговой инспекции?

Налоговая инспекция в 2013 направила требование об уплате недоимки (налог + пени), пропустила все сроки для принудительного взыскания, в 2015 году на ту же сумму получено еще одно требование. Законность действий налоговой инспекции?

Дайте, пожалуйста разъяснения по поводу вопроса, касающегося вручению решения по результатам ВНП.

Я ИП, у меня прошла выездная проверка по результатам которой Инспекция № 1 доначислила налоги и штрафные санкции. До вручения Акта налоговой проверки, я мигрировал в другой налоговый орган, Инспекция № 2, т.е. у меня сменился адрес регистрации, как физ. лица так и ИП. Но фактически деятельность осуществляется по предыдущему адресу, т.е. в Инспекции № 1. Решение во результатам ВНП Инспекцией № 1 было направлено по почте на адрес фактического осуществления деятельности, т.е. в Инспекции № 1 и направлено мне по телекоммуникационным канала связи.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

ВЗЫСКАНИЕ УБЫТКОВ С НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Для взыскания убытков в форме реального ущерба (утрата или повреждение имущества) истец, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ, должен доказать факт и размер убытков, наличие вины ответчика в их причинении и прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между убытками и противоправным поведением ответчика. Указанные элементы должны присутствовать в совокупности, отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность удовлетворения иска кредитора о возмещении убытков.

По иску о взыскании убытков истец также должен доказать, что их возникновение является прямым следствием именно противоправного поведения ответчика и отсутствуют иные обстоятельства, повлиявшие на причинение убытков (например, действия третьих лиц).

Наличие прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между убытками и противоправным поведением ответчика является принципиальным моментом в судебном деле.

Такой высокий стандарт доказывания суды применяют как при разрешении обычных коммерческих споров между участниками гражданского оборота, так и в случаях, когда в качестве ответчика по иску о возмещении убытков выступают не частные лица, а налоговые органы.

Например, в одном деле налогоплательщик обратился в суд с иском к Федеральной налоговой службе о возмещении убытков, возникших в связи с невозможностью исполнения обязательств по кредитному договору перед банком. Помимо этого, организация также требовала от налогового органа возместить вред, причиненный ее деловой репутации, положив в обоснование иска следующие доводы.

По результатам налоговой проверки налогоплательщику были доначислены налоги, а также пени и штраф за совершение налоговых правонарушений. В рамках исполнения соответствующего решения налоговый орган принял обеспечительные меры в виде приостановления операций по банковским счетам. Региональное управление Федеральной налоговой службы жалобу налогоплательщика на принятые в отношении его обеспечительные меры оставило без удовлетворения, а само решение по существу предъявленных претензий изменило, скорректировав размер его задолженности перед бюджетом.

Налогоплательщик ссылался на то, что в связи с принятыми ограничительными мерами он не имел фактической возможности на протяжении более трех с половиной месяцев вести предпринимательскую деятельность. В результате этого ему были причинены многочисленные убытки, связанные с отсутствием возможности вести финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять расчеты с контрагентами, а также уплату налогов и других обязательных платежей. Налогоплательщик понес репутационные потери, связанные с неисполнением многочисленных обязательств перед своими клиентами, а также финансовые потери в связи с возникшей у него упущенной выгодой по заключенным договорам.

Окружной суд, поддерживая позицию пострадавшего налогоплательщика, исходил из следующего. В силу подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

Статьей 76 НК РФ предусмотрено, что по общему правилу приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (обеспечительная мера). Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении его операций по счетам в банке.

На основании п. 1 ст. 35 и п. 2 ст. 103 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным Кодексом и иными федеральными законами.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученные доходы).

В случае если разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, то необходимо учитывать следующее: гражданское законодательство может быть применено к указанным правонарушениям только при условии, что это предусмотрено законодательством (п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба (ст. 15 - 16 ГК РФ). Отсутствие хотя бы одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.

В рассматриваемом деле решение о принятии обеспечительных мер налоговым органом было принято в связи с наличием решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Затем это решение было изменено вышестоящим налоговым органом, и размер задолженности перед бюджетом был скорректирован в меньшую сторону.

В подтверждение факта и размера убытков налогоплательщик ссылался в суде на то, что на его банковских счетах имелись денежные средства в объеме, достаточном для погашения задолженности. Если бы налоговый орган изначально правильно определил размер его задолженности, то необходимость в принятии обеспечительных мер в принципе бы отсутствовала, поскольку денежного остатка на счете хватило бы для закрытия долга. Из-за наличия обеспечительных мер, которые были необоснованно приняты налоговым органом, налогоплательщик понес убытки, вызванные невозможностью исполнения обязательств по кредитным договорам.

Нижестоящие судебные инстанции, делая вывод об отсутствии причинно-следственной связи между действиями налогового органа по принятию решений и допущенной налогоплательщиком просрочкой в исполнении обязательств по кредитным договорам, не дали оценки относительно правовых последствий, возникших в результате неисполнения истцом кредитных обязательств.

Суды не установили, мог ли он реально исполнить кредитные обязательства, если бы налоговым органом не было принято решение о приостановлении операций по его банковским счетам.

В данном случае необходимо учитывать целую совокупность юридически значимых обстоятельств, к числу которых, в частности, относится следующее:

- соотносимость денежного остатка по счетам, за вычетом реального размера налоговой задолженности, с размером неисполненных кредитных обязательств, а также имелись ли иные денежные поступления;

- наличие у налогоплательщика финансовой возможности исполнить кредитные обязательства перед банком за счет иных ресурсов;

- длительность просрочки в исполнении кредитных обязательств на момент принятия налоговым органом ограничительных мер в отношении налогоплательщика;

- разумность и добросовестность действий налогоплательщика, отсутствие в них признаков злоупотребления правом с целью создания искусственных ситуаций для возмещения убытков за счет бюджета.

Например, сумма убытков в виде упущенной выгоды должна определяться исходя из размера дохода, который мог бы получить истец при нормальном производстве и реализации своей продукции за период вынужденного простоя, за вычетом затрат, не понесенных им в результате остановки производства (стоимости неизрасходованного сырья, неоплаченной электроэнергии и т.д.). Обязательными условиями для удовлетворения иска о возмещении убытков в виде упущенной выгоды являются доказанность совершения истцом необходимых действий для получения упущенной выгоды и факт неполучения им выгоды исключительно в связи с неправомерными действиями ответчика.

Иными словами, истец должен доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить выгоду в определенном размере (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.11.1997 N 3924/97). В рассматриваемом деле налогоплательщик в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил конкретных доказательств в пользу того, что из-за принятия налоговым органом ограничительных мер он не смог получить доход в заявленном им размере.

Налогоплательщик не представил расчет ожидаемой прибыли, которую он достоверно мог получить, с учетом объема предполагаемых затрат, а также доказательства наличия прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между возникновением у него упущенной выгоды и действиями налогового органа. Доказательств причинения вреда своей деловой репутации налогоплательщик также не представил, поэтому в этой части окружной суд поддержал выводы нижестоящих судебных инстанций об отказе в иске (Постановление АС Поволжского округа от 06.02.2019 N Ф06-41890/2018).

При установлении противоправных действий со стороны налогового органа суд в состав взыскиваемых убытков может также включить и иные расходы, которые налогоплательщик был вынужден понести для восстановления своего нарушенного права. Например, в одном деле налогоплательщик в целях защиты своих прав и обжалования незаконного решения налогового органа нанял адвоката, заключив с ним соглашение о предоставлении юридической помощи.

В рамках данного соглашения адвокат подготовил и направил в адрес вышестоящего налогового органа три жалобы на действия сотрудников налоговой инспекции, после изучения которых оспариваемые решения были отменены в административном порядке самой налоговой службой. Налогоплательщик оплатил услуги адвоката в соответствии с соглашением в размере 20 000 руб., подтвердив факт оплаты платежным поручением. Поскольку к услугам адвоката налогоплательщик был вынужден обратиться для защиты своего права, нарушенного по вине налоговой инспекции, суд пришел к выводу о том, что он вправе рассчитывать на полное возмещение причиненных убытков (Решение АС Нижегородской области от 04.10.2018 по делу N А43-31235/2018).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принята Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, с изм. и доп.] // Справочная правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] / Компания "Гарант".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ, с изм. и доп.] // Справочная правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] / Компания "Гарант".

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, с изм. и доп.] // Справочная правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] / Компания "Гарант".

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.


В данной статье мы рассмотрим реальное положение дел и попробуем ответить на один главный вопрос, а именно:

Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговую проверку по НДФЛ и доначислить налог с поступлений на банковские карты физлиц?

Вызов в налоговую инспекцию при подозрении на незадекларированные доходы физлиц.

Да, налоговики вызывают физлиц на допросы по — поводу незадекларированных доходов поступивших на банковские карты физлиц, либо при выявленных расходах, не соответствующих официальной доходной части налогоплательщика.

Например, физлицо купило автомобиль или квартиру. Имея неофициальную зарплату или иные незадекларированные доходы можно приобрести указанные выше объекты, но налоговики обязательно проверят, официальный доход. Такие сделки проходят с обязательной государственной регистрацией и, при этом, налоговикам понятна цена покупки. Если стоимость не соответствует сумме полученных доходов, то могут возникнуть вопросы, откуда взялись деньги для приобретения столь дорогого имущества?

Откуда возникают незадекларированные доходы, по мнению налоговиков?

Налоговики, как правило предполагаю такие варианты необоснованного обогащения:

А по сути, не каждый доход физлица считается доходом лля целей налога НДФЛ и в Налоговом Кодексе прописаны исключения.

Поступления на карту облагаются налогом. Но не всегда, есть исключения.

Поступления на карты физлиц облагаются налогом. Согласно ст. 209 НК РФ, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Но, из данного правила есть исключения. В статье 217 НК РФ перечислены доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. Не облагаются налогом следующие поступления на счет если:

  • Полученный доход связан с продажей физическому лицу имущества, находящегося в собственности более (3-5 лет, исчисление срока имеет особенности, ст. 217, 217.1 НК. РФ);
  • Полученный доход связан с продажей наследства;
  • Вы получили доход в виде алиментов, перечисленный вам физ. лицом;
  • Вы получили доход по договору дарения от близких родственников (прямо поименован п.18.1. с. 217 НК РФ)
  • Вы получили доход по договору дарения не от близких родственников (кроме недвижимого имущества). Доход не подлежат налогообложению НДФЛ. Это разъясняют письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-04-05/1-1065, от 04.06.2012 N 03-04-05/5-684, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-532, ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/11325@. ФНС придерживается аналогичной точки зрения.
  • Иные доходы, смотрим ст. 217 НК РФ, список довольно обширный.

Предпроверочный анализ доходов от поступлений на банковские карты физлиц.

Налоговики действительно проверяют операции по банковским картам физлиц не только в рамках официальных налоговых проверок, но и в рамках стандартного предпроверочного анализа. Для этого разработан специальный программный модуль, который анализирует доходы и расходы налогоплательщиков. Данный модуль сравнивает доходную и расходную часть операций по банковским картам и находит отклонения.

Могут ли налоговики самостоятельно инициировать налоговые проверки физлиц?

С 01.01.2021г, в случаях получения доходов от продажи либо дарения недвижимого имущества, налоговики могут самостоятельно инициировать налоговые проверки. В указанных случаях, при отсутствии представленной в срок налоговой декларации 3 НДФЛ, налоговый орган может провести проверку на основе имеющейся у него информации.

Так как все данные по таким сделкам есть в гос. реестре, а запросить банковские выписки по счетам сложностей не вызывает, то результатом такой проверки, как правило, становится доначисление налога, штрафа и пени. Во всех иных случаях, для начала налоговой проверки налоговикам нужна декларация, направленная налогоплательщиком. Без нее, казалось бы, проверку начать нельзя, даже если предпроверочный анализ показал явное наличие незадекларированных доходов у физлица. Но, есть обходные пути…

Предпроверочный анализ показал возможное наличие незадекларированных доходов физлица. Как запустить налоговую проверку?

Официально, доначисление налога возможно лишь при выполнении определенных условий:

  1. В рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ);
  2. Согласно ст. 93.1 НК РФ в рамках проверки конкретной сделки.

Вот методы, которые используют налоговики и о которых мне известно:

  1. Можно вызвать на допрос и во время беседы убедить налогоплательщика, чтобы тот направил декларацию за нужный период. Пусть с ошибками, хоть нулевую-главное чтобы это была декларация. Далее – начинается проверка!
  2. Найти кого-то из физиков, кто платит физлицу и попросить написать ЖАЛОБУ о том, что у него есть сомнения, что налогоплательщик отразил доходы. Как вы думаете, что может последовать за такой ЖАЛОБОЙ? Правильно-проверка. Формальности соблюдены, процесс запущен.

А что дальше? А дальше, как обычно: акт, возражения, решение, требование на уплату налога, пени, штраф и суд, в случае если налогоплательщик не согласен.

В любом случае, возможность предоставить свою версию происходящего у налогоплательщика будет. Налоговики обязательно запросят письменные пояснения в ходе проверки. Если есть информация, которую можно предоставить и таким образом исключить доначислений налога и санкций — это надо сделать. Если же действительно имеет место незадекларированный доход, то имеет смысл оплатить налог до момента вынесения акта проверки. Таким образом можно попробовать снизить штраф за несвоевременную оплату налога, что в данной ситуации будет нелишним.

Выводы:

  1. Даже при отсутствии налоговой декларации 3 НДФЛ налоговики имеют способы начать камеральную проверку и выявить наличие незадекларированных доходов.
  2. Катализатором попадания в предпроверочный анализ налоговиков может стать регистрация ИП или самозанятости, а также проблемы с банком по 115 ФЗ.
  3. Налогоплательщику будет дана возможность реабилитироваться, заплатив налог до вынесения акта проверки и уменьшив тем самым штраф, в случае подачи Возражений на акт налогового органа и ходатайства о снижении штрафа. Обращайтесь к нам, если нужна конкретная помощь в составлении документов. Мы поможем!

Подписывайтесь на наш канал и чат для живого общения в Телеграме. Будем рады ответить на ваши вопросы и дать необходимую информацию.

Читайте также: