Дом не стоит на кадастровом учете налоги

Обновлено: 18.05.2024

Росреестр запустил в воздух дроны. Все земельные участки как на ладони. Возникает вопрос, что будет, если земельный участок или дом не поставлен на кадастровый учет? Законны ли действия по наблюдению за участками?

Росреестр проверяет как используется земля

Летом 2021 года в Подмосковье Росреестр запустил воздушную проверку целевого использования земельных участков и построек с квадрокоптеров. Эта практика вскоре распространится на всю территорию страны.

По словам Председателя Союза Дачников Подмосковья, Никиты Чаплина, самые распространенные споры – это вопросы земли и границ между соседями.

В каждом втором СНТ есть собственники, которые самовольно занимают территорию общего пользования, ограждают ее забором и закрывают общие проходы.

При помощи дрона Росреестр выявляет несоответствие информации в базе ЕГРН и фактического использования земли на местности.
Дроны также способны обнаружить реестровые неточности, которые когда-то были допущены кадастровыми инженерами.

Что именно проверяют с квадрокоптеров сотрудники Росреестра

Если земельный участок не поставлен на кадастровый учет, это Росреестр может выявить и без вылетов квадрокоптеров. Проверку с воздуха запускают с другой целью.

Дроны Росреестра проверяют:

  • по какому назначению используется земля;
  • какие постройки на ней стоят;
  • не было ли самозахвата.

Почему начали проверку

По словам начальника Управления кадастровых работ и землеустройства Росреестра Максима Харитова, по состоянию на 2021 год в ЕГРН содержится около 20 миллионов реестровых ошибок. Беспилотные летательные аппараты позволяют определить координаты с точностью до 10 см. Дроны выявляют несоответствие использования земли на местности с целью исправления кадастровых и реестровых ошибок.

Проверка земель началась в качестве вспомогательных действий, направленных на уточнение координат. Это ускоряет и облегчает работу Росреестра.

Чем грозит неучтенная в Росреестре недвижимость собственнику

Фактически, миллионы домов, не говоря уж о вспомогательных постройках не стоят на кадастровом учете. Это связано со сложностями оформления документов. Несмотря на то, что государство всячески упрощает процедуру оформления, продляя дачную амнистию, отменяя некоторые виды согласований строительства, кадастровый учет остается платной услугой. Речь идет не о госпошлине за оформление, а об обязательном обращении к кадастровому инженеру за подготовкой техплана на дом или межевого плана на земельный участок.

Закон гласит, что любая недвижимость, имеющая прочную связь с землей, должна быть учтена в Росреестре. Штрафных санкций за то, что собственник не поставил на кадастровый учет недвижимости пока не существует. Однако, в случае выявления самозахвата или самостроя Госземнадзор выписывает предписание о необходимости устранения нарушений в определенный срок. При несоблюдении предписания Росреестр может обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и продажи его с публичных торгов.

Для того, чтобы узнать стоимость кадастровых работ в вашем регионе воспользуйтесь бесплатным сервисом-расчетом.

Законны ли действия Росреестра

Вторжение дронов в частный сектор обеспокоило многих дачников. Имеют ли право снимать видео о частной жизни и вторгаться с воздуха в личное пространство?

Сотрудники ФКП сообщили, что съемки ведутся с высоты 100 метров. С такого ракурса человек кажется точкой, и, если даже голышом ходить по участку, дрон не сможет зафиксировать интимных подробностей.

Как сообщил Сергей Анохин, замначальника Управления Госгеоземнадзора, с помощью летательного аппарата будут выявляться лишь три типа нарушений:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Неиспользование земельного участка, предназначенного для строительства по назначению;
  • Нецелевое использование земельного участка.

Новые разработки дают возможность облегчить труд земельного надзора и ускорить разрешение земельных споров с соседями. В то же время, свобода действий обычных граждан незаметно ограничивается. Каждый шаг оказывается под прицелом. Рано или поздно собственник недвижимости должен будет пройти процедуру кадастрового учета, это лишь вопрос времени.

Есть участок земли с кадастровым номером, на нем сейчас строится дом, строительство не завершено, дом на кадастровый учет не поставлен. Как правильно составить договор купли продажи? Если можно образец.

Правомерно ли начисление на капремонт если многоквартирный дом не поставлен на кадастровый учет?

Можно ли оформить права собственности на квартиру в новостройке, если многоквартирный дом не поставлен на кадастровый учёт.

Обязаны ли мы платить за электричество на даче (СНТ), если дом еще не зарегестрирован, не посавлен на кадастровый учет? Спасибо.

Жилой дом в Москве (объект ИЖС) поставлен на кадастровый учёт в 2014 г. без учета в БТИ. Как будет рассчитываться налог, если инвентарная стоимость жилого дома в БТИ не известна. Спасибо.

Имеет ли право сельская администрация отказывать и не присваивать адрес (выдать постановление об адресе) жилому дому, если объект права (жилой дом) уже поставлен на учет в ГКН и имеет кадастровый паспорт с кадастровым номером объекта недвижимости? (земельный участок для ИЖС)

Ответьте пожалуйста, на следующий вопрос.

Земельный участок в СНТ и садовый дом поставлены на кадастровый учет.

Садовый дом построен в 1999 году и поставлен на учет в 2009 году, но в декларации отец не указал площадь веранды и мансарды, которые и были одновременно построены с самим домом в 1999 году.

Хотя площадь садового дома, даже с учетом веранды и мансарды будет меньше 50 кв.м., но, на всякий случай, чтобы не иметь проблем в будущем, хотелось бы внести в кадастровый учет изменения в данные о площади дома.

Вопрос: можно ли в техническом плане определить точки дома и будет ли поставлен на кадастровый учет садовый дом, если границы земельного участка не установлены?

Если отец не вступил в права наследования и дом не поставлен на кадастровый учёт, можно ли и каким образом оформить дарственную на сына.

Зарегистрируют ли право собсвенности на дом на участке ижс если не присвоен адрес но в кадастровой палате на учет поставлен надо для продажи.

МКД сдавался в эксплуатацию по корпусам (секциям) в конце 80-х годов. В т. ч. - 2 секции (по 12 этажей - кооперативные) отдельно стоящие поставлены на кадастровый учёт, 5 секций (девятиэтажки) на кадастровый учёт не поставлены.

Обязана ли управляющая компания МКД поставить на кадастровый учёт дом постройки 1989 г. по просьбе (требованию) собственников МКД?

Если нет, то какой порядок действий собственников МКД в целях постановки на учёт?

Жилой дом оформлен по декларации, и поставлен на кадастровый учет. Категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства! Но БТИ не проходили, нужно ли? И что будет, если мы не делали кадастровый паспорт?

Возможно ли приобретение недвижимости по договору о переуступке прав требований, если дом, и, соответственно, квартира уже поставлены на кадастровый учет, а акт приема-передачи не подписан?

Дом поставлен на кадастровый учет по донным БТИ 1920 года площадью 84.1. Я наследник 1/6 по суду от 35 м кв по договору мены 1995 года. Фактически дом имеет площадь по техническому плану 106 м кв 2017 года. Могу ли я поставить дом на кадастровый учет по техническому плану, если остальные дольщики не подписывают технический план.

У меня такой вопрос:

- возможно ли получить свидетельство на право собственности на квартиру по ДДУ, если дом введен в эксплуатацию, но не поставлен на кадастровый учет?

- и что необходимо предпринять доя получения свидетельства?

Скажите пожалуйста, если есть дарственная но дом не поставлен на кадастровый учёт, в доме живут посторонние люди уже 5 лет.

Могут ли они отсудить дом у того человека у которого есть дарственная на этот дом?

Заранее спасибо, буду благодарна за ответ.

В межевом плане не указан учётный (инвентарный) номер дома. РОСРЕЕСТР требует, что если при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка кадастровым инженером выявлены здания, ОКС, сведения о которых отсутствуют в ГКН, но при этом они имеют ранее присвоенные государственные учётные номера, такие сведения необходимо указывать в межевом плане.

Представленный технический план подготовлен на основании сведений технического паспорта, дата проведения тех. инвентаризации – 2012 год, в межевом плане сведения о ранее проведённой технической инвентаризации отсутствовали.


Представим ситуацию: застройщик сдал дом, жильцы оплатили все по счетам, подписали акты приема-передачи квартиры, получили ключи и вселились. Расставили мебель, развесили полочки и начали оформлять документы. В частности, пошли в МФЦ оформлять регистрацию места жительства. Но, им отказали. Оказывается, муниципалитет не может дать добро на прописку, потому что большой и красивый новый дом не стоит на учете в Кадастровой палате. Почему-то его никто не внес его в кадастровый учет.

Что делать жильцам? Об этом и расскажем дальше в статье.

Постановкой частного дома на кадастровый учет занимается его владелец. Такое же правило относится и ко вторичной недвижимости в МКД, но не подходит для новостройки.

Постановкой на учет новых домов должен заниматься муниципалитет. Такое право есть и у застройщика, но это не его обязанность. По своей инициативе многие строительные компании это делают – самостоятельно все оформляют в мэрии, не делая лишних проблем своим будущим жильцам.

Как вообще проходит эта процедура?

  1. До начала строительства дома или жилого комплекса, строительная компания получает разрешение на эти работы в муниципалитете.
  2. После того, как дом достроен, сдан в эксплуатацию, муниципалитет ставит его на кадастровый учет.


Согласно Федеральному Закону №218 ставить на учет в кадастр должен тот госслужащий, который подписывал разрешение на строительство застройщику. По факту это должно происходить в течение нескольких недель, максимум пары месяцев. В реальности не редкость случаи, когда постановку на учет МКД в кадастре нужно было ждать годами.

Как поставить дом на учет?

Если выяснилось, что дома нет на учете, то жильцам нужно самостоятельно обращаться сначала в муниципалитет, а если дело там не решится, то писать заявление в прокуратуру.

В первом случае порядок действий таков:

  1. Подать заявление в муниципалитет, который выдавал разрешение на строительство вашего дома.
  2. Дождаться ответа и дальше действовать по обстоятельствам.

Единой формы такого обращения нет, в письме нужно указать только такую информацию:

  • Название строительной компании, ее физический и юридический адрес.
  • Адрес дома, дата ввода в эксплуатацию.
  • Просьба поставить на учет дом в кадастре.
  • Дата и подпись, контактные данные.

Отправляйте в мэрию 2 письма, один экземпляр, с подписью и печатью о том, что обращение принято, оставляйте себе. Это нужно как подтверждение того, что обращение в муниципалитет было.

Сроки рассмотрения обращения – один месяц, отсчет начинается с даты регистрации входящего обращения.

Через 30 дней на почту должно прийти письмо, в котором указано, что:

  1. Дом поставлен на учет в Кадастровой палате.
  2. Дом не могут поставить на учет, и указано по какой причине.

Отказать могут законно. Например, если не хватает каких-то документов: нет технического паспорта, свидетельства о вводе дома в эксплуатацию.


Если отказ, по мнению заявителей, незаконный, то нужно сначала обратиться за консультацией к юристу, так как только он может сказать, действительно муниципалитет ведет себя непорядочно, или это только возмущение жильцов. И если первое правда, то нужно писать заявление в прокуратуру или обращаться в суд.

В заявлении в прокуратуру нужно указать такую информацию:

  • Когда и кем был сдан дом в эксплуатацию.
  • Когда было обращение в мэрию для регистрации дома в кадастре.
  • Когда пришел отказ, почему причина его незаконна (с ссылками на законодательные акты, которые были нарушены).
  • Требование разобраться в сложившейся ситуации.
  • Дата и подпись заявителей.

К заявлению приложите такие документы:

  • Копия обращения в мэрию.
  • Копия письма с отказом.

Обращение будут рассматривать в течение месяца, а об итоге уведомят письменно или по телефону.

Можно ли зарегистрировать дом в кадастре самому?

По закону это не могут сделать жильцы многоквартирного дома. Ставить на учет в кадастре МКД может только собственник.

Но, будущим хозяевам квартир можно ускорить этот процесс, собрав документы и подав их в мэрию. Понадобится:

  • Межевой план земельного участка, на котором расположен дом.
  • Технический паспорт.
  • Разрешение на строительство.
  • Документ, который подтверждает ввод дома в эксплуатацию.

Эти документы обязан был передать в муниципалитет застройщик. Но, если он по каким-то причинам этот не сделал, их получить могут жильцы (одно назначенное среди них ответственное лицо) и передать их в мэрию.


Обратите внимание на такой нюанс: по закону застройщик не обязан делать межевой план и техпаспорт дома, так что часто дольщики вынуждены готовить такие документы самостоятельно. В таком случае лучше скооперироваться – собрать нужную сумму всем вместе, заказать услуги кадастрового инженера и оформить документ. Так будет намного дешевле.

Важно! Перед тем, как подписывать договор с инженером, обязательно проверьте легитимность его аттестата на сайте Росреестра. Если номера аттестата в списке не будет, значит он просрочен или вообще поддельный. Работать с таким инженером нельзя, потому что выданные им документы будут недействительны.

Муниципалитет будет заниматься постановкой дома на учет в кадастр от 3 до 6 месяцев.

Дом на учете, а что дальше?

После того, как МКД внесли в кадастровый реестр, право собственности у дольщиков еще не появилось, его нужно оформлять в Росреестре или через МФЦ. Понадобятся такие документы:

  • Заявление установленного образца – бланк есть в МФЦ, Росреестре, на сайте Госуслуг.
  • Паспорт.
  • Квитанция об оплате госпошлины (2000 рублей). Без нее документы на регистрацию не примут.
  • Поэтажный план жилья из БТИ.
  • Техпаспорт.
  • ДДУ.
  • Акт приема-передачи квартиры.
  • Если квартира куплена в ипотеку, то договор с банком.

Если все оформлено верно, то через 1-2 недели Росреестр выдает свидетельство.

Подведем итог

Если оказалось, что ваш дом не стоит на учете в Кадастре, то нужно подавать запрос в мэрию. Застройщик не обязан этим заниматься, так что предъявлять ему претензии нет смысла.

Поставить квартиру на учет отдельно от дома нельзя. Такое может быть только на вторичном рынке или на ИЖС.

Чтобы оформить право собственности на квартиру после того, как дом будет поставлен на учет в Кадастре, нужно обратиться в Росреестр или МФЦ и зарегистрировать свои владения.

uchastok ne stoit na kadastrovom uchete v rosreestre 3

Кадастр

Тропическая местность, хижина

Объект недвижимости считается уникальным, причем не только для самого собственника. Таковым его считает и государство. Органы власти стараются регулировать движение имущества и все совершаемые сделки с ним. Поэтому любая недвижимость, будь то обычный земельный участок, целый загородный дом или квартира, должна быть подробно описана, измерена и включена в специальный кадастровый учет. Там, в системе, будут и сведения, касающиеся собственника. Что делать, если участок не стоит на кадастровом учете, кому он принадлежит? Он бесхозный? Стоит разобраться подробнее.

Что такое кадастровый учет, и зачем он нужен

Кадастровый учет – особая система, отслеживающая состояние и принадлежность объектов недвижимости. Согласно законодательству любой собственник обязан регистрировать принадлежащий ему объект недвижимости. Имущество получает индивидуальный номер, заодно специалистом определяется инвентарная (кадастровая) стоимость.

Когда данные вносятся в единый госкадастр, то государство автоматически становится свидетелем, подтверждающим законные права указанного владельца на данный объект, его цену, характеристику и расположение.

Вторая причина обязательной регистрации – налоги. Кадастровый учет помогает налоговикам оценивать недвижимость и высчитывать земельный налог.

Действия, если участок не стоит на учете

Что делать, если земельный участок не стоит на кадастровом учете? Например, гражданину приглянулась земля. Он может самостоятельно посетить Росреестр и там выяснить, кто владелец, и посмотреть основные характеристики понравившегося участка. Что делать, если данных нет? Увы, официально сделку продажи без кадастра провести нельзя. Даже когда покупатель планирует потом зарегистрировать приобретенную недвижимость.

На практике люди, имеющие какую-нибудь собственность, могут годами никак ею не пользоваться. Что делать заинтересованному покупателю?

Прежде всего, отыскать владельца. Если участок выглядит заброшенным, то вряд ли владелец там объявится. Данные можно взять у ближайших соседей (телефон, адрес). Или же обратиться в какие-нибудь структуры.

Кстати, участок вполне может принадлежать какому-нибудь дачному объединению. Тогда гражданину стоит посетить СНТ. Руководство наверняка знает, кому доверило пользование землей. Впрочем, стороннему лицу оно может и не сообщать ничего. Тогда покупателю стоит уведомить о намерениях приобрести землю. Если прежний владелец надолго пропал, и земля заброшена, дачное объединение будет заинтересовано в сделке. Тогда правление подскажет имя и основные данные пропавшего собственника.

Башня, виноградник

Получается, первым действием будет поиск хозяина.

Как узнать, чей участок, если он не стоит на учете

Список организаций, куда может обратиться заинтересованный гражданин:

  1. ЕГРН – прежде всего. Оттуда гражданину проще всего получить основные сведения. Сколько может стоить понравившийся участок, кто хозяин. Когда сведений нет, значит, регистрация у участка отсутствует.
  2. Соседи – заодно подскажут, частная собственность или садово-дачного объединения.
  3. СНТ – ближайший, у них имеется свой учет, где описаны участки и данные их владельцев (арендаторов).
  4. Муниципалитет. Стоит обратиться, если земля не числится у СНТ, также данные в ЕГРН отсутствуют. Возможно, имущество считается собственностью муниципалитета. Тогда гражданин сможет попросить выделить ему приглянувшийся участок.
  5. Налоговая инспекция. Любой землевладелец имеет налоговые обязательства. Значит, он числится как налогоплательщик. Инспекция обладает всеми необходимыми данными, вот только разглашать их налоговики не могут.
  6. СМИ – сделать объявление в какой-нибудь местной газете или разместить пост с описанием и снимками земельного участка в сети. Почему нет? Возможно, так хозяин объявится быстрее.

Важно: в принципе, налоговики могут известить собственника о факте поисков заинтересованного покупателя, если тот разъяснит им ситуацию. Тогда налоговая тайна сохранится. Но тут нужно договариваться индивидуально.

Можно ли оформить такую землю: порядок действий

Если территория не стоит на кадастровом учете, кому она принадлежит, и как это отразится на порядке оформления? Согласно законодательству любая недвижимость должна стоять на едином кадастровом учете. Иначе ее могут признать ничей, то есть бесхозной.

Кто владелецОписание действий
МуниципалитетГражданин выяснил, что не стоящий на учете ЕГРН участок в реальности собственность муниципалитета. Тогда согласно ЗК РФ землю можно продавать или передать кому-то в аренду после публичных торгов.

1. Подать заявление, адресуя его местной администрации, там указывает намерения выкупить/арендовать землю.

2. Зарегистрировать участок (необходимые мероприятия придется выполнять именно автору заявления): провести межевание, получить готовый план и ТУ, чтобы подвести необходимые инженерные сети.

3. Участвовать в открытых торгах. Их засчитают как состоявшиеся, если даже покупатель (участник) будет один.

4. Заключить стандартный договор покупки/аренды, внести указанную там оплату.

Возможно, гражданин-владелец согласится на предложенную покупателем сделку, но взамен переложит расходы, связанные с необходимой регистрацией, на него.

Тогда заинтересовавшийся покупатель, взяв продавца, проведет все нужные процедуры. Покупка раздельного участка станет возможной только после регистрации его.

● заключить изначально договор, где покупатель передаст продавцу целевой займ, чтобы тот использовал данные средства на регистрацию;

Важно: юристы рекомендуют не спешить и не заключать никакого договора продажи до завершения регистрации. Ведь официально самого объекта нет. Неясны его характеристики, кадастровый номер, стоимость.

Необходимая документация

Для нее гражданам нужно взять:

  • заявление (составляется вручную);
  • межевой план (предоставляется геодезистами после межевания);
  • техплан (может заменить межевой);
  • паспорт заявителя;
  • квитанция (выдается, когда гражданин – заявитель выплатил госпошлину);
  • правоустанавливающие документы.

Процедуру выполняет сам собственник. Неважно, будет это обычный гражданин, СНТ или юридическое лицо.

Разъяснение сложных моментов

Зачастую граждане самовольно захватывали пустующие ранее участки и использовали их. Обновления законодательства не зря коснулись регистрации и особенностей работы кадастровых служб. Государство старается систематизировать учет недвижимости и облегчить гражданам процедуру оформления различных сделок, предметом которых являются объекты недвижимости.

Давность регистрации. Может ли дачник, владеющий участком уже 20—30 лет пойти зарегистрировать его? Да. Даже обязан. Иначе участок заочно признают бесхозным. Пройдет суд, куда владельца могут даже не позвать. После которого его земля будет официально считаться муниципальной.

Межевание обязательно? Да, оно помогает определить реальные размеры и характеристики участка. Конечно, стоимость процедуры и сопутствующие расходы покрывает сам собственник.

Когда земельный участок могут оформить, как бесхозяйственный:

  • если изначально он не регистрировался;
  • неизвестно, имеется ли хозяин, кто он;
  • собственник был, но отказался от всех прав;
  • у объекта официально нет владельца.

Плантация с урожаем

Тогда участком займется муниципалитет, к территории которого он относится.

В принципе, если подобное произойдет, то гражданин, заинтересовавшийся данной землей, сможет получить все необходимые сведения там. Поэтому ему обязательно стоит посетить местный муниципалитет.

Кадастровый учет – не просто обязательство, это гарантия, что участок действительно имеет владельца. Его границы официально выявлены и закреплены. Стоимость вычислена. После этого владелец волен осуществлять любые возможные сделки. А покупатель сможет получить основную интересующую его информацию, касающуюся земли.

Можно ли как-то отыскать владельца через Росреестр, даже если он не регистрировал землю? Если участок хоть раз регистрировался, специалисты могут поискать старые сведения в своем архиве. Там будут данные о первом, предыдущем владельце. Возможно, он подскажет, кому продал или подарил землю.

Поиск собственника обязателен? Конечно, как взять землю, если неизвестен ее владелец?

Читайте также: